Ребенок мучает котенка что делать
Почему ребёнок мучает котёнка и что делать
Частый вопрос от родителей:
– На двухлетие ребёнка в доме появился котёнок. Ребёнок очень рад ему, любит гладить, играть, кормить, пытается помогать с уборкой за ним, пытается организовать игры с котёнком. Но через какое то время малыш начинает тянуть котёнка сильно за лапы, за хвост, наступать на него, наезжать велосипедом. Родители объясняют, что обижать котёнка не надо, что киса – член семьи и её надо уважать, быть бережным к ней. Но ребёнок продолжает обижать котёнка.
Как реагировать в конструктивном ключе
Ситуация усугубляется тем, когда котёнок появляется неожиданно, а не жил в доме до рождения ребёнка. Можно предположить, что взрослые уделяют котёнку много времени, ухаживая за ним. Обычно так и бывает, когда в доме появляется животное. Естественно, ребёнок испытывает ревность к животному, несмотря на то, что любит питомца. Объектом ревности является именно котёнок, и агрессия направляется на котёнка. До этого младшим членом семьи был малыш, а сейчас появился другой, ещё более беззащитный.
Мини-курс о бережном воспитании «Без наказаний»
Научимся устанавливать правила и границы без криков и скандалов
Но если котёнок ещё слишком мал, то он беззащитен перед ребёнком. В этом случае лучше оградить животное от насилия. Если ситуация такова, что есть угроза для жизни животного, то, вероятно, придётся на время найти для котёнка другое место жительства.
Хорошо, что родители объясняют ребёнку о недопустимости насилия. Но в два года дети не могут контролировать своё поведение и следовать указаниям взрослых.
Мини-курсы для родителей от 199 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов
Норма или психическое расстройство: почему дети мучают животных?
Маленькие дети неравнодушны ко всему живому. Они без страха берут в руки паука и душат в объятьях домашних кошек и собак. Порой дело доходит до реальной жестокости. Как понять: малыш п росто изучает окружающий мир или проявляет чрезмерную агрессию? Какое поведение должно насторожить? Как действовать родителям? В этих вопросах корреспонденту «РИАМО в Балашихе» помогла разобраться психолог Надежда Двоскина.
Ребенок познает мир
Ребенок с раннего возраста проявляет физический интерес ко всему живому. Он не наблюдает, затаив дыхание, а стремиться изучить – трогает, гладит, проводит эксперименты с насекомыми и домашними питомцами.
И добавляет: это вовсе не означает, что родители должны равн одушно относиться к тому, что их ребенок отрывает лапки пауку и крылышки мухе. Именно на этом этапе нужно объяснить малышу, что делать это нельзя. Что даже маленькие насекомые – живые. Что нельзя дергать собаку или кошку за шерсть – это ей неприятно и больно. Что все живые существа тоже чувствуют боль.
При этом следует показать ребенку, как поступать можно – например, нежно погладить кошку и собаку, позволить бабочке сидеть на руке. Важно при этом также объяснить, как животные выражают свое удовольствие и н еудовольствие.
Если ваш ребенок на детской площадке с удовольствием наблюдал за ползающим жуком, а потом с таким же удовольствием раздавил его, то не надо паниковать, ужасаться и кричать. Дело в том, что малыш еще не понимает, что так делать нельзя.
«Он то лько узнает этот мир, и абсолютно все, что кажется очевидным родителю, для него в новинку. Поэтому ребенка надо научить. Объяснить, как следует относиться к живым существам, причем не один раз, а постоянно рассказывать, напоминать о том, что живое нужно беречь. Полезно попутно придумать и небольшую историю – например, как этот жук ползет домой. Все эти моменты, по большому счету, и есть воспитание ребенка», – рассказывает Двоскина.
Наблюдать и направлять
Дочка Ирины всегда проявляла интерес к окружающему ми ру. Она срывала цветы с клумбы, чтобы внимательнее их рассмотреть, сушила светлячков в спичечном коробке, топила жука в молоке, чтобы выяснить, умеет ли он плавать.
«Меня такое поведение дочери очень настораживало. Я объясняла, что так нельзя. Зато наша ба бушка только умилялась: «Внученька биологом растет». На 8 Марта подарила ей набор исследователя, чтобы отрывать крылья мухам не ручками, а пинцетом», – рассказывает Ирина.
По ее словам, она пыталась объяснить бабушке, что нельзя поощрять жестокость ребенка по отношению к живым существам. Но та всегда отмахивалась: «Внучка все это не со зла делает, так что пусть продолжает».
«Однажды летом окотилась кошка. И шестилетняя дочка не отходила от новорожденных котят. Я ей сто раз говорила, что брать на руки таких крошек нельзя. Зато бабушка разрешила. В итоге дочка так сильно тискала и обнимала котенка, что ему стало плохо. Силой отобрала у нее малыша, но спустя час он умер. Только после этого бабушка осознала, что была неправа, и встала на мою сторону», – вспоминает Ирина.
Психолог Надежда Двоскина объясняет: когда вы видите, что ребенок делает неверное действие, необходимо его поправить и показать, как надо. Это актуально абсолютно для любого возраста.
«Это ведь, помимо прочего, еще и вопрос детской безопасности. Даже домашние животные умеют защищаться, что уж говорить про уличных. Да и воспитание в ребенке эмпатии, умения сопереживать и бережно относиться к окружающему миру – это очень важно. Воспитание состоит именно из таких моментов, когда взрослые направляют поведение ребенка», – говорит эксперт.
Влияние на будущее
Существует мнение: из ребенка, который издевается над животными, вырастет агрессивный, злой, жестокий взрослый. Такая связь, по словам психолога, действительно существует. Именно поэтому так важно ра зделять описанный выше этап познания мира от поведения, вызванного желанием ребенка причинить боль живому существу. Это уже вполне реальное выражение агрессии.
«Такое бывает, причем нередко. У этого поведения есть целый ряд причин – в частности, жестокость в семье. Например, если ребенка принято наказывать физически, то через некоторое время он станет «наказывать» свои игрушки, а затем и мучить животных. Во-первых, он учится на примере значимых взрослых. Во-вторых, ему необходимо куда-то выплескивать накопившиеся злость и боль. Справляться с ними иначе, кроме как вымещать на более слабых существах, он не умеет – родители не научили», – объясняет психолог.
Интересно, что детскую жестокость к животным неоднократно исследовали. Например, Джон Макдональд в 1963 году сформулировал «триаду Макдональда» – зоосадизм, пиромания и энурез. Этот набор из трех поведенческих характеристик он связал с предрасположенностью к совершению жестоких преступлений. Ученый исследовал 100 пациентов и обнаружил, что многие из них в детстве регулярно мучили животных, устраивали поджоги и мочились в кровать.
Более поздние исследования, которые проводили психиатры и криминалисты со всего мира, не подтвердили прямую взаимосвязь между «триадой Макдональда» и жестокими преступлениями. Однако данный вопрос и по сей день обсуждается в профессиональной среде, и большинство специалистов считает, что дети, сознательно мучающие животных, рискуют в будущем стать преступниками.
Психолог Надежда Двоскина говорит, что жестокий ребенок имеет шансы вырас ти хорошим человеком, если ему встретятся люди, которые помогут ему адекватно справляться со своими чувствами и научат по-другому относиться к окружающему миру. Она напоминает, что эмоциональный интеллект и эмпатию можно развить.
Когда стоит обратиться к с пециалисту
Бывает, что жестокость к животным проявляется у ребенка эпизодически – вчера он любил своего питомца, сегодня мучает его. Такое поведение, по словам психолога, может быть вызвано разными причинами. Например, таким образом ребенок выражает протес т против чего-то, привлекает к себе внимание, а порой и подражает кому-либо.
«Иногда так могут проявлять себя и психические расстройства. Поэтому если вы видите, что поведение ребенка серьезно изменилось, если у него появилась жестокость к живым существам, то не стоит выжидать и надеяться, что он это «перерастет». Лучше вовремя обратиться к детскому психологу, а при необходимости и к психиатру», – резюмировала Надежда Двоскина.
Ребенок мучает котенка что делать
Сообщение DiNastiya » 12 фев 2012, 00:30
Полезное:
1. Бережное отношение к природе
2. Как воспитать ребенка добрым
Как Матвейка добрым быть научился. (Каприз – ребенок обижает животных)
Матвей проснулся от того, что услышал мягкие крадущиеся шаги. Мальчик тихонечко приоткрыл глаза.
— Наверно, это мама, – подумал Матвейка.
Но это оказался его кот Мурзик. Животное подошло к стенке, опасливо оглянулось по сторонам, встало на задние лапы, три раза тихонечко мяукнуло, и тут, прямо в стене, неожиданно открылась дверь. Мурзик быстренько скользнул внутрь, забыв закрыть ход.
— Ничего себе, – подумал Матвей и окончательно стряхнул остатки дневного сна со своих глаз. Быстренько соскользнул с кровати и бросился за Мурзиком.
— Куда это я попал? – пробурчал мальчик. Хотел уже вернуться обратно, но любопытство пересилило страх.
Неподалеку виднелась тропинка. Мальчик пробрался к ней и бойко побежал искать Мурзика. Но кот уже куда-то исчез.
Матвейка решил не возвращаться, а пойти дальше, ведь он еще кроме своего города нигде никогда не бывал. А тут так все интересно! Шел-шел и споткнулся. Упал Матвей прямо на камни. Острые кончики вонзились в коленку и больно поцарапали кожу.
-Уууууу, – заплакал мальчик.
На его плач из ближайших кустов выскочила маленькая собачка.
— Привет рррр, мальчик! Ты что ррр плачешь?
— Я коленку разбил! – удивленно сказал Матвейка, прекратив плач. – А ты что? Умеешь разговаривать?
— Ррррр конечно рррр. Мы же в стране Животных и Птиц. Здесь все звери умеют разговаривать ррр. Пойдем ко мне рррр и, я намажу твою коленку зеленкой. Вон там, за тем деревом, мой дом.
Мальчик радостно вскочил, забыв о боли, и побежал за собачкой.
Пес подлечил Матвейкину рану и угостил его конфетой.
— А ты что тут делаешь, ррр? – пролаяла собачка.
— Я кота своего ищу. Ты его не видел? – спросил с надеждой мальчик.
— Нет, не заметил, – вздохнул пес.
— Тогда я пойду? Спасибо тебе! – и Матвей побежал дальше.
— Вот, чудеса! – проговорил вслух Матвейка. – Птицы разговаривают!
Тут птички услышали мальчика и тут же прекратили между собой болтать.
— Ой, мальчик, – застрекотала сорока. – Ты как сюда попал? А ты добрый или злой? Ты не будешь в нас кидаться камнями?
— Меня зовут Матвей, – ответил птичкам мальчик. – Я ищу своего кота Мурзика. Нет, я не буду кидаться в вас камнями. Не бойтесь меня.
Ребенок обижает животных- Какой ты – умница, – сказал попугай. – Хочешь, я у тебя на плече посижу? (Почему попугай решил у Матвея на плече посидеть?)
— Хочу! – запрыгал от радости Матвейка.
— А я знаю, где твой кот Мурзик, – неожиданно проговорил дятел. – Он пошел в гости к волшебному гному, который живет около вон того озера, – и показал крылом в каком направлении нужно идти.
— Дятел, спасибо тебе большое! И тебе спасибо попугай, – и Матвей отправился дальше.
Пришел Матвей к озеру и увидел там маленький домик. А возле него на лавочке сидит кот Мурзик, да сказочный гном. Стал мальчик к ним подкрадываться, идет еле слышно, да боится, что его котик сразу сбежит при виде Матвея.
А Мурзик с гномом сидят и увлеченно разговаривают.
— Ну что, Мурзик! Ты подарил Матвею волшебные камушки, которые я тебе давал?
— Нет, волшебный гном! – грустно ответил котик и горько заплакал. – Матвей меня каждый раз обижает, за хвостик таскает, камнями в меня кидается, бьет, дразнит. Не подарил я ему пока ничего.
— Ох-ох-ох! – завздыхал гном. – Как же так? Все детишки уже получили волшебные камни, а Матвей еще нет? Когда же он исправится?
Матвей услышал разговор и побежал обратно, так и не подойдя к лавке. Стыдно ему стало за свои поступки. Животные оказались такими добрыми. Собачка подлечила коленку, попугай посидел у него на плече, а добрый дятел подсказал где Мурзика искать.
Прибежал домой и снова лег в кровать. Лежит и ждет своего котика.
Вскоре вернулся и Мурзик. Мальчик стал сразу подзывать кота. Животное испугалось и бросилось под кровать. Долго еще пришлось Матвею завоевывать доверие Мурзика. Мальчик перестал обижать котика, попросил у него прощения, всегда ласково гладил и играл с ним. И, вот, настал тот день, когда и Матвейка получил в подарок волшебные камушки. Конечно, ведь он исправился, а за хорошие поступки всегда приходит награда.
Ребенок мучает животных. Часть 1. Небезобидные «шалости» самых послушных детей
Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?
Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Родители спрашивают: почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?
6-летняя Варя попросила дать ей свинку поиграть и так сильно прижимала к себе, несмотря на визги животного, что… Тогда мы сочли это «познанием мира», объяснили все и на два года отказались от покупки новых животных. И вот ребенок уже собирается в школу, выпросила у меня котенка на 8 Марта. Опять-таки объяснили ей, как относиться к животному. И вот вечером сестра наблюдает такую сцену: котеночек плачет, сидя на полу. Оказывается, Варя поднимала его на руки и кидала на пол. Мы просто в шоке. В нашей семье очень любят животных. Сестра сильно наказала ее, но что делать дальше?
Задавшись целью узнать, что думают и пишут об этом психологи, сами родители, бабушки и дедушки, я выяснила, что существует масса мнений и, к сожалению, многие из них не приводят к решению проблемы. Например, считают, что, отрывая насекомым крылья, ребенок удовлетворяет свое любопытство. При этом необходимо предоставить ему больше информации для утоления жажды познания — купить энциклопедию по биологии, дать смотреть познавательные передачи о животных. В результате ребенок со временем «перерастет» и перестанет мучить животных.
На самом деле это одна из рационализаций взрослых. Маленький ребенок может ошибиться один раз, но если подобное поведение — тенденция, то на это необходимо обратить внимание. Мама учит, а ребенок все равно рвет цветы, обрывает листву с деревьев, позже пуляет камнями по голубям с явным удовольствием от процесса, а после весело мучает собаку во дворе. Что делать, когда ребенку уже 6—7 лет, а он все равно хватает кошку за хвост и раскачивает орущее животное? Здесь уже родитель соглашается, что дело не в любопытстве. В чем же? Находится еще одно объяснение для обеспокоенных родителей: мол, дети мучают животных, насмотревшись «дурацких американских» мультиков. Они подражают героям мультфильмов и компьютерных игр и не понимают разницы между виртуальным миром и реальным, что реальным животным больно. В этом случае школьный психолог посоветует родителям обратить внимание на информацию, которую получает ребенок с экранов ТВ и Интернета.
И, наконец, жестокое обращение с животными связывают с тем, что с ребенком плохо обращаются сами родители, физически наказывают его или ребенка обижают в детском коллективе. В этих случаях советуют не наказывать, обращаться к психологам и постоянно объяснять ребенку, что с живыми существами так поступать нельзя. Даже если тебе сделали больно, советуют учить доброте, жалеть братьев наших меньших, смотреть добрые мультики. Причины названы верно и совет хорош, но что же делать, если эти методы совсем не действуют?
Психологи и психиатры бьют тревогу: жестокость ребенка по отношению к животным может быть серьезным симптомом нарушения психики и предрасположенностью к совершению преступлений против людей. Верно, есть такая связь. Однако пока им ничего не известно о том, какие дети склонны мучить животных, чем это вызвано, можно ли скорректировать состояние ребенка и как это сделать самим родителям.
Между тем эти вопросы досконально изучаются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. На ежемесячных онлайн-занятиях тысячи родителей узнают своих детей и по-настоящему начинают понимать «тайные» мотивы их поведения, в том числе и разбираться в проблеме детской жестокости.
Мало знать современному родителю, что мучение животных ребенком не должно оставаться без внимания и что ребенку нужно «прививать больше доброты и любви». Родитель должен знать, что закрывать кошку в стиральной машине, прижимать ей ушки прищепками, кидать палки в дворовых котов — это не детская шалость, а симптом психологического неблагополучия определенного типа деток — с анальным вектором (на лекциях «Системно-векторная психология» так называется один из восьми типов психического). Вектор — это врожденные желания и свойства. Садизм во всех его проявлениях свойственен только людям с анальным вектором.
Почему ребенок мучает животных?
Потеря защищенности у ребенка с анальным вектором
Базовой потребностью любого ребенка является ощущение защищенности, только в условиях психологического комфорта может раскрыться и развиться тот потенциал, который заложен в него от природы. Родители для ребенка являются гарантом безопасности и ощущения защищенности. Именно они своими действиями «пишут» судьбу ребенка: либо травмируют его, оставляя его свойства неразвитыми, либо более-менее раскрывают потенциал ребенка, создавая благодатную среду для успешной реализации в будущем.
К сожалению, не зная врожденных внутренних свойств наших детей, мы их губим своими действиями, не специально. Просто мы ожидаем от ребенка соответствия нашим представлениям и желаниям, не осознавая того! Например, ребенка-«птичку» мы учим плавать, потому что мама-«рыбка» плавает и считает нормальным и приемлемым именно такое проявление. Мы хотим сделать как лучше, но, пропуская мысль через себя, не понимая своих отличий от ребенка, зачастую складываем такие отношения с ребенком и принимаем такие воспитательные меры, которые травмируют психику ребенка. В результате он теряет необходимое для нормального развития чувство защищенности.
Как это происходит, разберем на примере ребенка с анальным вектором и мамы с кожным. Свойства и желания этих векторов совершенно противоположны и не пересекаются ни в чем. Неприятие матерью и стремление переделать, подавить «нежелательные» свойства ребенка проявляются в ней тем сильнее, чем больше она не развита и не реализована в своих свойствах. Она это будет делать бессознательно, потому что смотрит на мир и людей исключительно через призму своих желаний, свойств и ценностей, а чужие свойства и ценности ее раздражают. И даже если она развитая и реализованная кожница, она все равно не понимает особенностей и отличий своего ребенка от себя, а это мешает ей наиболее полно развить его.
Одной из особенностей детей с анальным вектором является то, что они единственные, кто способен обижаться и накапливать обиды, а это ключевой момент в написании жизненного сценария такого человека. Далее раскрою подробнее.
Дети с анальным вектором послушны, медлительны, аккуратны и исполнительны. У них врожденное устремление к качеству, к перфекционизму, к порядку. Им свойственны усидчивость и неторопливое выполнение любого дела. Они не могут выполнять несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое, как это делает гибкий кожник. Психическое анальника так устроено, что он наслаждается от последовательности в делах, стремясь непременно довести начатое до конца, до точки. Любое незавершенное дело создает внутренний дискомфорт.
Эта их дотошность и медлительность для быстрой деловой кожной мамы (время — деньги) — настоящее испытание. Она обязательно будет торопить анального сына, приучать делать несколько дел одновременно, учиться быть собранным, дисциплинированным, чтобы мог мгновенно, на лету (как она сама!) принимать решения. Поторапливание тут же отразится на ребенке с анальным вектором: он получит стресс.
«Торопила, не дала дорисовать рисунок, который я рисовал для любимой мамочки, не дала доиграть, а обещала…» — мелкие, не значащие для кожных мам эпизоды, которые забываются в жизненной круговерти, но только не носителями анального вектора. У них врожденная прекрасная память и обостренное чувство справедливости, которое всю жизнь будет определять, где «правда», а где «кривда». На кривду — в его субъективном понимании — его психическое ответит первой обидой, которую он запомнит навсегда.
Так, на мамин мимоходом брошенный вопрос «Как дела?» такой ребенок начнет обстоятельно, подробно рассказывать, как он проснулся, почистил зубы, оделся и пошел в школу, как по дороге споткнулся и выпачкал ботинок, как пришлось идти его вытирать и так далее. Когда эти дети начинают что-то рассказывать, то очень важно, чтобы им дали договорить, дослушали, не перебивая. Если сбить с рассказа, он начнет его заново. Начать и закончить, чтобы все последовательно было — в этом его психический комфорт!
Кожную маму эти моменты нервируют, так как она не такая по природе, ее ценности — экономия времени, краткость, рациональность. Такая мама будет перебивать ребенка: «Давай покороче!» А он не может короче и не может быстрее, его мышление заточено на последовательное и детальное изложение. Системно-аналитический ум, классифицирующий, детализирующий, обобщающий, — это ум ученого, который развивается именно в обстановке неспешного и обстоятельного погружения в детали, их сосредоточенного обдумывания и систематизации, пусть поначалу это и подробный рассказ маме о проведенном дне в школе. Когда ребенка постоянно перебивают, он попадает в стресс.
Итак, можно выделить основные моменты, которые неминуемо повергнут ребенка с анальным вектором в стресс. Это сдергивание с горшка, частые нововведения в быту ребенка, перебивание речи и невозможность довести начатое до конца.
Во второй части статьи мы подробнее рассмотрим стрессовые для таких детей факторы, а также их последствия.
Если ребенок тянет кошку за хвост
Недавно мне пришло письмо на почту.
Поскольку такая ситуация встречается достаточно часто (и у меня с дочкой то же самое происходило, пока она была маленькой), я решила опубликовать вопрос-ответ и пригласить вас к обсуждению проблемы:
“Татьяна! Огромное спасибо за Ваши советы.
Но вот по поводу детских ошибок…. Моему малышу 1,5 года. Он у нас второй ребенок, еще есть дочь Ириша, ей 12 лет. То, что мы позволяем делать Артему, мы никогда не позволяли делать дочери, (потому что тогда еще были совсем молодые и очень строгие родители).
Но я смотрю: он на ошибках своих не учится. Вот был случай, были у бабушки в селе, там есть старая кошка, он до того уже ее загонял и замучил, что она стала от него прятаться. Объясняли, что кошечке больно, будет плакать, все равно тянет ее, то за хвост, то за шерсть. В итоге, кошка его укусила, схватила за руку зубами и укусила довольно-таки больно. Наш ребенок, конечно же расплакался, показывал, что у него болит, ругал пальчиком кошку. Но, только боль утихла, опять принялся ее мучить и таскать за хвост.
Как поступать в таких ситуациях?
Я так понимаю,что он не боится,что ему опять будет больно.
Еще раз спасибо за советы и интересные статьи. Татьяна”
В ответ я написала:
Татьяна, добрый вечер! Здесь просто нужно понять, что малыш Ваш еще слишком мал, чтобы сделать вывод и не трогать кошку. Тем более, когда кошка ему напоминает меховую игрушку 🙂 только она живая и непредсказуемая — и это влечет к ней больше, несмотря на укусы и царапины.
Ведь с меховой игрушкой можно играть как захочется — и тискать в ручонках и таскать за хвост…она-то не укусит.
Это первое. А второе — очень желательно не давать детям младше 5-6 лет оставаться с животными и играть. Здесь может быть все, что угодно: от невольного причинения вреда животному (маленький ребенок еще не совсем осознает свою ответственность перед животным и его этому нужно учить терпеливо и под строгим присмотром) до причинения вреда самому малышу (те же укусы).
У нас тут недавно был случай. К моей соседке приехал внук из города, он ровесник Вашему малышу. Соседка на тот момент взяла 2-месячного уморительного котенка. Просто, чтобы внук играл и т.п. А мальчонка в восхищении протянул ручки и непроизвольно та-а-а-к вцепился в котенка, что тот заорал и захрипел от боли…
Так что контролируйте Артема, предупреждайте опасные ситуации и постоянно показывайте своим примером, как лучше подружиться с кошкой. Подрастет — крепко усвоит. Тогда можно будет спокойно оставлять поиграть.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, а как вы справлялись с такой ситуацией, если: ребенок таскает кошку за хвост? Если щиплет и выдергивает шерсть животного, гоняет по квартире, наступает на лапы, ложится на него всем своим весом и т.д? Что предпринимали, чтобы ваши детки дружили с животными в доме и не обижали их (вольно или невольно)? Не обязательно речь про кошку. Здесь может быть так же собака, хомячок, попугай и т.д. кто живет рядом с вашим ребенком.