Ребенок не хочет учиться 2 класс что делать родителям
Ребенок не хочет учиться — что делать и советы психолога 🤷♀
Успешность обучения детей определяется их способностями, которые формируются на основе врожденных задатков. Правильное развитие этих составляющих – база дальнейшего успеха в школе. Кроме того, большое значение имеют условия жизни ребенка, поведение и участие родителей, организация учебного процесса в учебном заведении.
Что делать, если ребенок не хочет учиться, можно понять, опираясь на советы психолога. Точное понимание сути проблемы позволит решить ее максимально эффективно. Укрепление «слабого звена» в каждом конкретном случае требует терпения, усилий со стороны родителей.
Важно создать доброжелательную атмосферу доверия, любви и принятия, в которой ребенок чувствовал бы полную безопасность и мог раскрыться. Восприятие своего ребенка как личности с его возрастными потребностями и особенностями поможет предотвратить школьные трудности.
Где искать причину, если ребенок категорически отказывается учиться
Сталкиваясь с такой проблемой, родители и учителя не всегда могут разобраться в ее источниках. Изначально продуктивному обучению могут мешать первичные причины, которые происходят из раннего детства. Важно интенсивно общаться с ребенком с самого рождения, развивать у него внимание, память, мышление. При этом все это нужно делать только в игровой форме, вовлекая малыша в веселое увлекательное действо.
Играя, он развивает координацию, мелкую моторику рук, учится следовать правилам игры. Опираясь на врожденные особенности темперамента, с раннего возраста следует формировать характер. В дошкольный период формируется эмоционально-волевая сфера личности, которая отвечает за эффективное взаимодействие с другими.
Важно, чтобы к поступлению в школу дети были психологически подготовлены.
Это позволит безболезненно и максимально эффективно включиться в учебный процесс. К моменту поступления в школу большинство детей имеют высокую мотивацию, но несовершенство системы образования может подавить изначально высокий интерес к обучению.
Даже при благоприятной подготовке к школе со временем мотивация может исчезнуть. Такую ситуацию могут вызвать следующие вторичные причины:
Лучше обратиться за помощью к квалифицированному психологу, который поможет провести глубокий анализ ситуации и определить оптимальные пути решения проблемы.
Советы психолога, что нужно делать, если ребенок не хочет учиться
На протяжении обучения школьник растет, развивается, и его жизненные нужды меняются кардинальным образом в зависимости от возраста. Если процесс усвоения знаний способствует личностному развитию, удовлетворению главных потребностей ученика, то его мотивация поддерживается на высоком уровне. Чтобы помочь своему ребенку, родителям важно понимать особенности возрастной психологии.
Младшие классы 6-9 лет
Дошкольный возраст характеризуется преобладанием игровой деятельности, на фоне которой формируются первые учебные навыки. К 6-7 годам на первое место выходит потребность к обучению, поэтому дети ожидают поступления в школу с радостным трепетом. К сожалению, нередко бывают ситуации, когда первые радости сменяются разочарованием.
Столкнувшись с нагрузкой, трудностями, неудачами, они теряют желание учиться.
Причинами такой ситуации зачастую является низкая психологическая готовность к школе. Состоять такая готовность должна из следующих компонентов:
На основе таких данных школьный психолог поможет подобрать специальную программу, содержащую развивающие упражнения. Они помогут естественным для малыша способом сформировать у него необходимые учебные навыки, умения и мотивацию. С самого начала важно осуществлять индивидуальный подход, учитывая врожденные задатки и особенности темперамента. Только на основе этих данных можно выбрать направленность обучения.
Средняя школа 10-14 лет
Психологическое, физиологическое взросление оказывает влияние на поведение и формирование внутреннего мира школьника уже с младшего подросткового возраста. Такие изменения напрямую влияют на учебную мотивацию. В структуре потребностей подростка на первый план выходит общение со сверстниками. Классный руководитель и даже родители постепенно теряют свой авторитет.
Даже у отличников в возрасте 10-14 лет нередко возникают конфликты с педагогами или сверстниками, поэтому сосредоточиться на учебе бывает непросто.
В средней школе дети все больше ориентируются на мнение сверстников, стараются выделиться среди них. На этом фоне большую популярность приобретают мысли о том, что достичь жизненного успеха можно без хорошего образования. В результате ценность обучения нивелируется.
Подростковый возраст характеризуется повышенной ранимостью и эмоциональной уязвимостью, поэтому скандалы, напряженность внутри семьи напрямую сказываются на детском желании учиться. При таких ситуациях главное – налаживание семейных отношений. Важно дружить с ребенком, создавать атмосферу эмоционального принятия и доверия. Это будет отличным базисом для хорошей успеваемости и желания учиться.
Можно дать родителям следующие рекомендации:
Старшие классы 15-17 лет
Для старшеклассников большое значение имеет не только общение со сверстниками, но и социальный статус. Юношам и девушкам важно быть непререкаемым авторитетом в каком-то деле. Поэтому школьники 10-11 классов проводят много времени с друзьями, занимаются спортом, музыкой, участвуют в различных кружках и студиях. Кроме того, в последнее время широкую популярность приобретают различные молодежные общественные акции, движения. Некоторые дети вовлекаются в такую деятельность с головой, отодвигая на второй план школу.
В последних классах школы ученики оказываются на пороге взрослой жизни, поэтому перед ними вырастает проблема самоопределения. Если у них существуют затруднения с этим, то нередко появляется растерянность, страх перед неопределенностью будущего. Еще больше усугубить проблему может родительское давление на жизненный выбор. С психологической точки зрения лучше этого избегать.
Помочь может профессиональная ориентация, проведенная психологом. С учетом индивидуальных особенностей темперамента, характера, личных предпочтений специалист даст профессиональные рекомендации.
Взрослые могут помочь в формировании правильных целей, выделить главные из них.
При этом важно уважать выбор самого старшеклассника, не навязывая ему свою точку зрения. Главное – научить его правильно расставлять приоритеты, последовательно достигая промежуточных целей. Кроме того, полезными будут психологические тренинги по организации времени, выработке силы воли.
Чего нельзя делать родителям
Нередко стремление учиться у детей отбивают сами родители. Идущие в школу «первоклашки» имеют высокий уровень учебной мотивации, их воображение наполнено волнующими надеждами и приятными ожиданиями. Они готовы к получению новых знаний. Но в некоторых случаях такой задор пропадает уже через полгода.
Причиной этих проблем являются следующие неправильные действия взрослых:
Дети подсознательно ожидают похвалу за каждое удачное действие. Если вместо поощрения и похвалы взрослые прибегают к обидам, необоснованным наказаниям, ругают за плохие оценки, то это их самая большая ошибка. Любое усилие, усердие в учебной работе должно оцениваться положительно. Это – залог высокой учебной мотивации.
Нельзя принуждать малыша после школы сразу делать уроки. Сначала нужно дать ему отдохнуть, отвлечься, заняться любимым делом, поиграть. В противном случае усталость, рассеянность приведет к полной утрате учебной мотивации.
Большой проблемой может стать «навешивание ярлыков». Если с раннего возраста считать ученика неспособным, то мотивация у него не будет развиваться. Правильно будет придерживаться правила, которое сформулировал еще Гете. Оно гласит: «Нужно воспринимать человека не таким, каким он есть на данный момент, а таким, каким он может стать в лучших своих проявлениях».
Распространенные вопросы
Снижение учебной мотивации имеет различные причины на каждом этапе школьного обучения. Изначально проблема заключается в низком уровне развития познавательных процессов, коммуникативных навыков. В дальнейшем появляется еще ряд проблем, которые нужно решать комплексно с привлечением школьного психолога и классного руководителя.
13 способов, как заставить ребенка учиться. Практические советы психолога (3 фото)
У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.
Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.
Выяснить причину – 50% успеха
Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.
1) Нет желания и стимула к учебе
Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.
Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.
2) Стрессы в школе
Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.
На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)
Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?
Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.
Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.
3) Сопротивление давлению
Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.
4) Заниженная самооценка, неверие в себя
Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.
5) Слишком много контроля и помощи
Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.
Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.
Случай из практики:
К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.
Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.
Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.
6) Нужно давать отдых
Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.
Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.
7) Ссоры в семье
Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.
8) Комплексы
Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.
9) Плохая компания
Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.
10) Зависимости
Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.
11) Гиперактивность
Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для гиперактивного ребенка можно прочитать в этой статье.
Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.
13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки
Стоит ли заставлять чадо учиться?
Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.
Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.
Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.
Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.
Памятка родителям второклассников «Что делать если ребенок не хочет учиться?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Памятка для родителей учащихся 2 класса
«Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям?»
Почему дети не хотят учиться?
Один второклассник на вопрос: «Как дела в школе?» отвечал: «Не знаю». И он не обманывал, он искренне не знал, как его дела: его, кажется, не ругают, кажется, не хвалят, а, если и хвалят, то за абсолютно непонятную ему деятельность. А всякая непонятная деятельность приводит к «мозговому затишью».
Особенность обучения в школе — получение научных знаний. Только в школе, где основную часть деятельности составляет получение научных знаний, созданы особенные условия для исключительно интеллектуальной деятельности.
В семье, во дворе во время прогулки, в игре маленький человек обретает житейские понятия, в стенах же школы его задача — усвоение теоретических и практических первых научных знаний и умений. На протяжении всех лет обучения в школе, ребёнка учат учиться, но в начальной школе, когда этот вид учебной деятельности складывается и формируется, эта задача является ведущей.
Но только как объяснить ребёнку, что «рисование морковок» — путь в будущую науку? Многие родители считают, что детям ничего особенно объяснять не надо: «Он должен делать уроки! Он обязан!», есть ещё один замечательный аргумент: «Это теперь твоя работа, ты должен учиться! А если будешь получать плохие оценки, я тебе ничего больше никогда не куплю». А вдруг ребёнок станет плохо учиться, и вовсе не потому что не хочет, а не может, не способен воспринимать материал в заданном темпе или где-то что-то упустил, а догнать самостоятельно не может? Такое тоже часто случается. Очень важно не пропустить тот момент, когда ребёнок перестаёт понимать учебный материал, когда выполнение совершенно элементарного, по вашему мнению, задания для него превращается в проблему. Не обязательно, что это произойдёт в первые дни обучения или даже в первый год, но однажды вы так или иначе столкнётесь с этим. Как же вести себя с ребёнком в подобной ситуации?
Во-первых, постарайтесь разобраться с тем, что вызывает сложности. Примите как постулат: «Понятно — значит легко!». Порой приходится возвращаться к истокам, чтобы найти упущенное звено в понимании предмета.
Во-вторых, не раздражайтесь! Очень сложно сдерживать эмоции, когда твой ребёнок не понимает элементарных вещей. Такое случается, и криками здесь не поможешь. Он «не тупее других», просто он вовремя не разобрался, пропустил, промечтал тему на уроке, а потом маленький снежок превратился в снежный ком и со всего маху скатился с горы. Пожалейте «пострадавшего», объясните, что трудности — это нормально, что с вами тоже такое бывало и вы справились.
В-третьих, разбирайтесь в учебном материале совместно, не стоит требовать от ребёнка самостоятельных решений проблемы, и ни в коем случае: «Ты уже большой, подойди к учительнице, попроси объяснить». Если вы ищите помощи у учителя, обратитесь к нему с подобной просьбой сами. Ребёнку, пока он ещё не по силам объяснить учителю, почему ему нужна помощь, признание в том, что он «не понимает» для него равносильно признанию в том, что он плохой, глупый, недостойный ходить в школу.
В-четвёртых, даже если не получается — вселяйте уверенность. Не жалейте, не сострадайте, всячески выражайте понимание того, насколько это трудно, учиться, но «ведь у многих получилось, и у нас получится».
В-пятых, не сравнивайте своего сына или дочь с ребятами из класса или с детьми своих друзей и знакомых, подобные примеры ничего, кроме отрицательных эмоций не вызывают.
Дополнительно мне бы очень хотелось обратить ваше внимание на правильный выбор школы. Трезво оценивайте возможности ребёнка и, если уж так получилось, что программа ему «не по зубам» — поменяйте учебное заведение. Сейчас переход в другую школу не настолько сложен, всегда можно найти школу с другой программой, в которой ваш ребёнок будет чувствовать себя органично.
Многие дети не хотят учиться, объясняя это тем, что они не понимают, как учиться, не могут усвоить те знания, которые сообщает им учитель.
Обучение — сложный процесс формирования особенной умственной деятельности, направленной на умение не только воспринимать, но и анализировать полученную информацию. Прежде чем приступать к анализу, ребёнку необходимо научиться находить и вычленять из неё важные элементы. Это особый вид умственной деятельности — наблюдение. Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность учебной деятельности.
Первоклассники, а зачастую и школьники более старшего возраста, не обладают умением наблюдать, а значит, замечать и выделять существенное в объектах и явлениях окружающего мира, вычленять наиболее важное и интересное в происходящем.
Не стоит ожидать от ребёнка готовой для обучения наблюдательности, она развивается постепенно, и сама собой не появится. Её необходимо развивать.
Через несколько дней весь класс, замерев, слушал историю про то, как осень «предупредила парк о подходе зимы, предложила деревьям и прудам заснуть в ожидании весны, и не тратить лишние силы на борьбу с морозами». Наблюдение и анализ привели к тому, что ученик сумел выскочить из собственного замкнутого круга под названием «Пришла осень».
Очень часто дети не хотят идти в школу, так как не могут найти общий язык с одноклассниками. Что делать?
Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период интенсивно устанавливаются дружеские контакты. Приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей являются одними из важных задач развития на этом возрастном этапе. И тут неожиданно для родителей оказывается, что как бы замечательно ни был их ребёнок готов к школе, насколько бы быстро ни умел читать и считать, какими бы ровненькими буквами ни прописывал слоги в тетради, если он конфликтен, имеет проблемы в общении, то в школе его ждут большие разочарования. И тогда, рано или поздно, родители услышат: «Я в эту вашу школу больше не пойду!» Возможно ли научить ребёнка правильному общению?
Помните, нам в детстве часто внушали: «Уважение надо заслужить, хорошим человеком надо стать и т. д.». Не могу с этим не согласиться, но мне больше по душе: «Хочешь, чтобы тебя уважали, научись прежде всего уважать себя сам». Второклассник — личность в начале формирования, маленький социализирующийся человек. Ему необходима помощь, самому разобраться в сложностях человеческих взаимоотношений ему ещё не под силу. И тогда он ищет образец для подражания, того, о ком хорошо отзывается учитель, с кем ему «не очень опасно» стоять рядом, кто хорошо одет, кто всегда готов поделиться конфетой или карандашами.
Хорошая успеваемость и отношение к учёбе в этом возрасте значение имеют, но больше второстепенное. Большое значение имеет также физическая сила.
По наблюдению школьных психологов, «непривлекательные» для сверстников одноклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учёба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Так как же помочь своему сыну или дочери добиться уважения в коллективе? Ответ, по-моему, очевиден — опрятная внешность, категорический запрет на любые истерические проявления в школе, стремление к получению знаний.
Мне бы хотелось обратить ваше внимание на «готовность поделиться конфетами или карандашами». В этом возрасте «быть нежадным» очень важно. Дети не приемлют ни малейшего проявления жадности по отношению к себе, причём это не мешает им быть самим не очень щедрыми, но, видя жадность в других, иначе как преступление они это не трактуют.
У Г. Юдина есть замечательная сказка про Жадную Жабу и Шмеля. Начинается она с того, что однажды Жук и Муравей, решив покрасить крышу собственного дома, пошли к Жадной Жабе, потому что у неё «краска есть и взять можно». Каждый раз читая с детьми эту сказку, я жду, что кто-нибудь из них наконец заметит, что краска-то Жадной Жабе принадлежала, и её право — давать или не давать Жуку и Муравью краску. Но нет, детей всегда возмущает жадность Жабы и радует то, что прилетел Шмель и укусил её, наказав тем самым за жадность. Может быть, предложи я эту же сказку семиклассникам, они бы совершенно иначе отреагировали на поведение главных героев.
Так что же такое жадность по представлениям первоклассников, и как сделать её не раздражающей?
Для младшего школьника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Самым главным членом и руководителем которой является учитель.
Первая учительница — это человек, играющий важную роль в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к её советам, предлагать свою помощь в организации праздников, участвовать в жизни класса — ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдёт на пользу вашему ребёнку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами!
Не надо пытаться «договориться с учителем или купить его». Он, так же как и вы, заинтересован в хорошем ученике. С детьми, желающими учиться, работать проще и интереснее, и учитель как любой нормальный человек, хочет получать удовольствие от собственного труда.
Обязательно согласуйте требования, чтобы ребёнок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить её особенности и преимущества перед другими способами обучения. К сожалению, родители не всегда стремятся узнать, чем обусловлены те или иные требования. Они либо возмущаются, не имея представления о методике обучения, либо «тихо принимают удары судьбы». И то и другое бессмысленно.
Учителя начальной школы, как правило, охотно делятся информацией с родителями, ведь они заинтересованы видеть в вас в первую очередь помощников.
Внушайте ребёнку следующую простую истину: «Пусть сейчас трудно, зато потом…»
К сожалению, человек так устроен, что быстрее и легче замечает ошибки и недостатки другого, чем его достижения и достоинства. Родителям же, с их гипертрофированной требовательностью к «собственному созданию», намного проще отругать или «поставить на вид», чем заметить маленькую детскую победу и похвалить за неё. Пора меняться! И для этого потребуются определённые усилия. Однако начав регулярно хвалить своего ребёнка, вы очень скоро заметите, насколько качественно меняется его отношение к учению и поведению не только в школе, но и дома. Положительное внимание не только улучшит ваши личные взаимоотношения с сыном или дочерью, но и поднимет его собственную самооценку. Порой, чтобы не уронить себя в собственных глазах, дети способны на такие поступки, о которых прежде и не подозревали.
Не хвалите только за то, что уже свершилось. Не делайте это сухо: «Ну, молодец, только в следующий раз постарайся сделать это ещё лучше».
Мы часто не замечаем, как соотносим наши представления о собственном взрослении с взрослением наших детей, не учитывая, что с годами многое забывается, нам начинает казаться, что «умными, последовательными и хорошими» мы стали чуть ли не с рождения, а ребёнок наш «опаздывает», не дотягивает до планки правильного поведения. А ведь он старается, он делает всё, чтобы стать лучше.
Прекратите требовать и настаивать, научитесь видеть главное. Хвалите за то, в чём ваш ребёнок преуспел, обращайте внимание на успехи, которых он ещё только добивается, как бы малы они ни были, хвалите за стремление научиться чему-либо новому. Делайте это эмоционально, от всей души, а не потому, что так положено!
Большую роль в вашей жизни сегодня стала играть школьная отметка, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка является яблоком раздора между членами вашей семьи и мерилом ценностей вашего ребенка. Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к системному обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе. Ожидание второклассников во многом зависит от того, насколько успешным был для него первый год обучения: «Думаю, что буду учитывать также хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получилось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».
Заключительное слово – итоги собрания.
Уважаемые родители! Какой же вывод можно сделать, подводя итог этого собрания. О «двоечникам» и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными отметками. Похвала им необходима, но необходимо и указание на ошибки, недочеты, неточности. Как же дозировать отметку в семье.
Отзыв о встрече родителей с педагогом-психологом по теме: Ребёнок не хочет учиться. Что делать родителям?
— Я узнал, что ___________________________________________________________
— Новым для меня стало то, _________________________________________________
— Я убедился, что ___________________________________________________________
— Меня не смогли убедить в том, что _________________________________________