Ребенок не может читать что делать
Консультация для родителей «Почему мой ребёнок никак не начнёт читать?»
Маргарита Осипова
Консультация для родителей «Почему мой ребёнок никак не начнёт читать?»
Почему мой ребёнок никак не начнёт читать? Он знает все буквы! Все вокруг читают, а МОЙ нет! Вот с такими вопросами очень часто обращаются ко мне как к психологу.
Отвечаю – причины могут быть различные!
Но начну с того, что просто расскажу самый обыкновенный случай из моей практики.
Дня три назад в наш клуб «Капитошка» позвонила мама шестилетней девочки Даши и попросила помочь ребёнку начать читать. Девочка знает все буквы, но никак не может «зачитать»! Необходимо только вечернее время, так как они из Подольска и могут подъехать только после шести вечера. Вечернее время у меня занято всё! И я мягко маме отказала, так как после восьми я с детьми не занимаюсь, но сказала, что если будет «окошко», то я их приглашу.Мамочка просто в отчаянии сказала такую фразу: «Только у Вас дети начинать читать на первом занятии!». Так сложились обстоятельства, что я в эти выходные осталась в городе, и мы решили встретиться.
При встрече мы с Марией договорились, что она записывает всё, что я делаю. По ходу занятия я объясняла, что мы с Дашей делаем … почему именно это…. и для чего именно это! Действительно, не прошло и 15 минут, Даша начала читать, не всё получалось, но «подвижки» уже были. Но как светились глаза ребёнка и как мама радовалась! Когда мы с Дашей поменялись ролями … и я была уже на её месте… и … иногда…пыталась делать что – то не так, то Даша уже уверенно читала и исправляла меня! Это пример самого обыкновенного зажима у ребёнка – на чтение! Как говорит мой научный руководитель профессор,доктор психологических наук Анна Геннадьевна Самохвалова: «Надо уметь увидеть этот зажим и снять его». Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игровая. Только через игру с чередованием нейропсихологических упражнений можно помочь ребёнку «зачитать» на первом занятии…. и только в том случае, если высшие психические функции у ребёнка «приобрели» или на этапе «завершения перехода» из непроизвольности в произвольность! Обучение дошкольника чтению дело очень тонкое. Помните, что буква – это СХЕМА для ребёнка. И у многих детей понятие и осознание схемы приходит к восьми годам! Не каждый дошкольник готов читать по слогам! Многие начинают обучать чтению по слогам…и. отбивают желание читать на всю жизнь! Много способов обучения дошкольника чтению. Под каждого ребёнка подбирается свои техники и методики. С одним ребёнком мы «вытанцовываем», с другим «вырисовываем», с другим только играем. Были дети! с которыми мы учились «читать» … через ползание по игровой, через «грудное мычание». Надо помнить одно, что чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление, поэтому, занимаясь с дошкольником, помогите ему в развитии высших психических функций и ребёнок зачитает сам!
Такие занятия очень сложны для педагога, так как требуют от педагога «профессионального чутья», такое занятие не пройдет только сидя за столом. Педагог должен быть и психологом, и нейропсихологом, и логопедом, тренером и просто хорошим коммуникатором – лампочкой, от которого исходит позитив и к которому дети бегут на занятие! На таких занятиях не должно быть «пустого» времени, темп занятия, постоянная сменена деятельности, а самое главное… интересное занятие. Обучение чтению – это игра, это здорово! А… не нудная каторга для ребёнка!
Консультация для родителей «12 причин, почему ребёнок растет непослушным» «12 причин, почему ребёнок растет непослушным». Воспитание — это очень непростой процесс, сколько бы лет ни было вашему ребенку. Это серьезное.
Консультация «Если ребёнок не любит читать» ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развивать у ребёнка читательский интерес и потребность.
Консультация для родителей «Учимся читать» Когда учишь ребенка читать, самое главное — объяснить, зачем ему это нужно. То есть необходимо создать мотивацию, заинтересовать малыша.
Консультация для родителей «Как и что читать детям» Как и что читать детям 6-7 лет Как известно, чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию,.
Консультация для родителей «Почему полезно читать ребенку на ночь?» Почему полезно читать ребенку на ночь? Чтение на ночь для ребенка – это не роскошь, а необходимость. Все знают, что чтение для ребенка.
Консультация для родителей «Почему нужно читать детям?» Почему нужно читать детям книги. Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них.
Консультация для родителей «Почему ребёнок врет» Механизм формирования детской лжи. Многие ли из нас задумывались, почему дети начинают говорить неправду? Вопрос в том, что дети очень часто.
Консультация «Почему нужно читать книги детям?» Почему нужно читать детям книги. Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них.
Консультация для родителей «Почему полезно читать ребенку на ночь?» Чтение на ночь для ребенка – это не роскошь, а необходимость. Все знают, что чтение для ребенка – основа его развития. Но не устарело ли.
Дислексия: важно заметить вовремя
Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом
Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.
По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.
Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.
В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово «крот» без звука «к».
Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.
Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.
Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.
Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.
Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.
Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.
Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.
Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.
Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.
Консультация «Дислексия, или Почему ребёнок плохо читает?»
Уверенное овладение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.
Психологами и педагогами выявлена закономерность : если ребёнок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала.
В последние годы отмечается значительный рост количества учащихся
с трудностями овладения навыков чтения, что вызывает серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Среди отечественных авторов,посвятивщих свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей следует отметить такие имена: Р. А. Ткачёва,С. С. Мухина, Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев и другие.
В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия. Существуют разные определения понятия «дислексия».
Целесообразно определять дислексию следующим образом: дислексия-
это частичное расстройство процесса овладением чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера,обусловлен-
ных несформированностью психических функций, участвующих в процессе
По данным различных авторов распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика.
Некоторые авторы отмечают наследственную предрасположенность
при дислексиях. М. Захалкова и соавторы отмечают наследственную отяго-
щённость у 45% детей с дислексией.
Большинство же авторов рассматривают дислексию как нарушение, обусловленное внешним воздействием патологических факторов. Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.
В анамнезе многих детей с дислексиями отмечаются вредности натального и перинатального периодов. При этом наиболее существенную отрицательную роль играют патологические факторы, действующие в более поздние периоды развития плода и в постнатальный период.
Симптоматика (проявления) дислексий определяется по-разному в за-
висимости от понимания сущности этих нарушений.
Представляется более правильным определять симптоматику дислексии
лишь как проявление непосредственно нарушений чтения, не включая тех
расстройств (несформированности пространственной ориентировки, наруше-
ния моторики и др., которые хоть часто и сопровождают дислексию, но
представляют собой факторы патогенетического характера, т. е. механизм это-
Как распознать дислексию?
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.
Если у ребёнка при чтении встречаются ошибки, которые можно отнести к
специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то
это скорее всего результат переутомления, невнимательности. Здесь необхо-
димо дальнейшее наблюдение.
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а
также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексии). При дислексии
у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. У многих
детей движения глаз при чтении хаотические, беспорядочные, неравномер-
Существует несколько видов нарушений чтения.
Каждому виду соответствуют и свои ошибки.
Каковы же ошибки, которые должны насторожить?
I. 1) Неусвоение букв (возникают из-за неточных представлений об образах букв). При чтении слогов с этими буквами ребёнок делает паузу. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.
2) Когда ребёнок слабо различает не буквы, а звуки,то появляются :
замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА);по сходству звучания или произношения:
Ч-ТЬ-Щ; Ж-З; Ш-С; Ч-Щ; Р-Л; С-Ц; (например, ОДУВАНТИК);
3) В результате трудности усвоения оптического образа букв возникают замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.)
II. Побуквенное чтение (вместо послогового). При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно («бухштабируются», нанизываются одна на другую (Р,А,М,А).
III. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках гласных, согласных при их стечении, в добавлениях и перестановках звуков, пропусках и перестановках слогов.
Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью.
Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад.
На этом этапе наиболее распространённой является фонематическая дислексия, обусловленная недоразвитием функции фонематической системы
(фонематического восприятия и фонематического анализа).
IY. Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно
является следствием неправильного чтения.
Y. Аграмматизмы при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно
воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико –синтетической и синтетической ступени обучения. На этом этапе обучения чаще всего наблюдается аграмматическая дислексия, обусловленная недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Количество и характер ошибок варьируется в зависимости от тяжести дислексии у ребёнка, этапа овладения навыком чтения, сложности читаемого
речевого материала (слогов, слов, предложений, текста).
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла читаемого слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим,
поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.
Ошибки чтения не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Невозможно найти универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушения чтения.
Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс
обучения. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их
патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения иного характера, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.
Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребёнка читать? В данном случае нужна помощь специалиста-квалифицированного логопеда.
Занятия проводятся по определённой системе.
На этапе освоения механизма чтения отрабатываются звуко-буквенные связи (игры с буквами: зрительные образы букв, разрезные буквы, рисование букв в воздухе, на спине, запоминание ряда букв, диктант букв).
При работе со словами отрабатываем слоговую структуру по таблицам и используем звуко-буквенные схемы слогов. Искусство обучения чтения сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Большое
место занимает работа с разрезной азбукой и карточками-слогами. Показываем ребёнку как из слогов получается слово. Отрабатывается звуко-слоговой анализ слова.На этапе совершенствования техники чтения предлагается чтение слов по таблицам:
-чтение слов, отличающихся 1-2 буквами; чтение слов с одинаковыми гласными; чтение слов с разными гласными; чтение слов с одинаковым началом, чтение слова в слове; отними слог; добавь звук; прочитай наоборот, чтение сверху вниз; чтение предложений из слов, напечатанных на отдельных карточках и т. д.
Желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость чтения во избежание развития у них невроза. На всём протяжении специальных занятий ребёнку необходим режим благоприятствования.
1. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. «Нарушение чтения и письма у младших
школьников» Ростов-на Дону, «Феникс», СПб, «Союз», 2004г.
2. «Нарушения письменной речи» под ред. Волковой Л. С., М. «Владос», 2003г.
3. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников», СПб «Союз», 1998г.
4. Русецкая М. Н. «Нарушения чтения у младших школьников», Изд-во
5. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей», Спб,1997г.
6. Милостивенко Л. Г. «Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей», СПб,1995г.
7. Кобзарева Л. Г., Кузьмина Т. И. «Ранняя диагностика нарушения чтения и
его коррекция»,Т. Ц. Учитель,2001г.
8. Оморокова М. И. «Совершенствование чтения младших школьников»,
9. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»,М., «Владос», 1997г.
10. Лисенкова Л. Н. «Развитие и коррекция навыков чтения»М., Школьная
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо запоминает буквы» Если ребёнок пришёл в школу неподготовленным, не знал букв, не умел читать, то при нормальном интеллекте он постепенно догонит одноклассников.
Почему ребёнок плохо разговаривает? Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.
Почему ребенок не может научиться читать?
Вы заметили, что вашему ребенку труднее, чем другим дается обучение чтению и письму? Он никак не может запомнить алфавит и сидит часами, чтобы прочесть пару слов, а ваши усилия исправить ситуацию оборачиваются большим стрессом для вас обоих? Скорее всего, у вашего ребенка дислексия.
Но не спешите отчаиваться. В этой статье мы расскажем, что это за нарушение и что делать, чтобы помочь ребенку научиться читать и писать наравне с другими.
Устраивайтесь удобнее и начнем.
Дислексия – болезнь или норма?
Сначала давайте разберемся, как работает мозг дислектика. Вы знаете, что наш мозг состоит из левого и правого полушария. Левое отвечает за логику, язык, речь, чтение, числа, последовательность, рациональность. А правое – за воображение, интуицию, чувства, образы и пространственное мышление.
У дислектиков более активно правое полушарие и лобная доля. И при чтении им сложнее сфокусироваться на буквах, связать их в слоги и слова и понять смысл прочитанного.
Для таких детей буквы в словах выглядят как крючки, и запоминаются в виде картинок. То есть чтобы дислектику выучить слово и привязать к нему значение, ему нужно запомнить картинку из крючков в мельчайших деталях. А далее он уже угадывает, что там может быть написано. В результате чтение превращается в муки и отнимает много сил и времени.
Можно ли считать дислексию нормой? С одной стороны – нет. Так как она препятствует нормальному развитию. Но с другой стороны – дислектики абсолютно нормальные дети, которые вне процесса обучения ничем не отличаются от своих сверстников. Просто их мозг работает по-другому.
Более того, именно среди дислектиков больше всего гениев и выдающихся людей. В доказательство тому такие имена, как Мэрилин Монро, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Ганс Христиан Андерсон, Владимир Маяковский, Квентин Тарантино и ряд других.
Вы подумаете: «Как люди с расстройством чтения и письма становятся знаменитыми писателями, актерами и режиссерами?». С точки зрения логики, в это трудно поверить. Но на самом деле так происходит потому, что дислектики очень хорошо компенсируют свой недостаток в жизни. Они более усердные и целеустремленные, чем обычные люди, потому что им хочется доказать себе и миру, что они не хуже других. И как мы уже говорили, потому что их мозг работает по-другому.
Да, конечно, мы понимаем, что вам от этого не легче. Ведь ребенок отстает в школе, подвергается насмешкам одноклассников и давлению со стороны учителей. У него падает самооценка, и он все больше замыкается в себе.
Поэтому, чем раньше вы начнете действовать, тем проще вашему ребенку будет в дальнейшем.
Симптомы и причины расстройства чтения и письма у детей
Конечно, у маленького ребенка выявить дислексию достаточно трудно. Нарушения проявляются, когда ребенок начинает готовиться к школе или уже ходит в первый класс.
Вот основные симптомы, указывающие на дислексию:
Но при этом проявление одного или двух признаков не говорит о том, что обязательно проявятся и другие. Тут все индивидуально. Но и в случае проявления одного из симптомов тоже расслабляться не стоит.
ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ:
Скорее всего, вы спрашиваете себя: «Почему это произошло именно с нами? Что могло привести к этим нарушениям?». Попробуем ответить на ваши вопросы. Но вам придется напрячься и вспомнить прошлое.
1. Наследственность
Вы можете этого и не знать. Но если хоть кто-то в вашем роду или роду супруга страдал дислексией, то это может передаваться по наследству даже через несколько поколений.
2. Проблемы во время беременности и родов
Тут самые различные варианты: инфекция во время беременности, отслойка плаценты, анемия, переношенная беременность, обвитие пуповиной во время родов и др. Как правило, последствия этих проблем проявляются спустя время.
3. Курение, употребление до или во время беременности алкоголя или наркотиков
Все знают, что беременность желательно планировать. И все знают, что как минимум за полгода до зачатия нужно отказаться от всех вредных привычек и пройти полное медицинское обследование. Но все ли так делают? Конечно, нет! На то у каждого свои причины. Но в любом случае за ошибки родителей потом расплачиваются дети.
4. Проблемы и заболевания у ребенка в первые годы жизни
Тут тоже причины разные: сотрясение мозга, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания (краснуха, скарлатина, ветрянка, коклюш, полиомиелит, корь) и нейроинфекции (энцефалиты, опоясывающий лишай, менингиты, ботулизм, нейросифилис).
Конечно, обнаружение причины дислексии у ребенка ситуацию не исправит, но хотя бы вы перестанете терзаться вопросом «Почему?». Теперь перейдем к практике.
Виды дислексии у младших школьников и корректирующие упражнения
1. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Возникает из-за нарушения формирования пространственно-зрительного представления о формах, величине и цвете предметов. Ребенок с оптической дислексией не может нарисовать букву по образцу или по памяти, не узнает ее и не может дорисовать к ней недостающие элементы при необходимости. Таким детям очень тяжело осваивать чтение и письмо, поэтому при обучении нужен особый подход.
Корректирующие упражнения
Здесь работаем над пространственно-зрительным восприятием и воображением.
Усаживаете ребенка к себе спиной и своим пальцем рисуете ему на спине букву. Так повторяете рисунок до тех пор, пока он не угадает букву.
Это упражнение хорошо развивает воображение через ощущения. Когда вы рисуете буквы на спине ребенка, в мозгу возникают образы, которые он привязывает к определенной букве, тем самым лучше запоминая ее.
Возьмите спички и выложите из них несколько букв. Много сразу не делайте – хватит 3–4 штук. Попросите ребенка внимательно посмотреть и попытаться запомнить формы и расположение спичек в буквах. Затем попросите его зажмуриться и уберите из одной буквы спичку.
Задача ребенка найти испорченную букву и достроить недостающий элемент.
Упражнение тренирует память и улучшает узнаваемость букв.
2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Корректирующие упражнения
Упражнение подходит для детей, которые уже знают алфавит.
Итак, берете старый ненужный журнал или книгу и просите ребенка за 5–10 минут зачеркнуть в одном абзаце все буквы «Т». А в следующий раз просите его зачеркнуть все буквы «Т» уже на всей странице. Потом постепенно просите зачеркнуть уже не одну, а две буквы в абзаце и так по мере увеличения скорости ребенка добавляете все больше букв.
Такое упражнение поможет ребенку лучше концентрироваться на буквах и допускать меньше ошибок при чтении.
Тут все просто читаете ребенку слово и просите его посчитать в каждом слове звуки.
Такое упражнение позволит ребенку научиться на слух определять звуки и не путать их в словах.
3. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Или, говоря простым языком, смысловая дислексия, проявляется в сложности усвоения всех букв и неумении различать их. У ребенка нарушена речевая память, и он не может связывать звук и зрительный образ буквы.
Для коррекции этого вида дислексии нужны упражнения, развивающие межполушарную симметрию, слухоречевую и зрительную память.
Корректирующие упражнения
Возьмите карточки или кубики со слогами, содержащими одинаковую букву, например «И». Так, чтобы перед ребенком было несколько слогов: «ПИ», «МИ», «ЗИ», «ВИ». А одна из карточек должна быть с другой гласной, например, «БА».
Затем попросите ребенка найти лишний слог и пояснить, почему он лишний.
Итак, перед вами и ребенком все те же карточки со слогами. Теперь придумайте слово, которое заканчивается на один из этих слогов. Например, «борь-БА» и прочитайте его, не называя последнего слога. Ребенок должен найти среди карточек нужный слог и добавить его к слову.
Благодаря этим упражнениям происходит тренировка зрительной и слухоречевой памяти.
4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
У ребенка с аграмматической дислексией явно выражено нарушение речи. Это проявляется в неправильном назывании числа, рода и падежей: «он пошла», «был у бабушка», «они говорит» и т.п.
Корректирующие упражнения
Здесь смысл в том, что вы читаете уже знакомые ребенку сказки или стихи и намеренно пропускаете слова.
Например:
Приходи к нему лечиться
Ребенок должен постараться назвать правильно пропущенные слова. Упражнение работает на автоматическое запоминание падежей, склонений, числа.
5. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Или простыми словами – смотрю в книгу, вижу фигу. Это та форма дислексии, при которой ребенок абсолютно нормально читает, но не понимает смысла прочитанного. То есть у него механическое чтение не переходит в осознанное.
Корректирующие упражнения
Берете любую детскую книгу и просите ребенка вдумчиво прочесть любое предложение. Затем спрашиваете, что он понял. Если ничего, то читаете еще раз сами и снова спрашиваете, одновременно поясняя ему непонятные моменты.
Для разбора лучше выбирайте более сложные предложения, чтобы ребенок мог представить более детальную картинку.
Тексты-анаграммы – это тексты, где в словах написаны правильно только первые и последние буквы, а остальные перемешаны. Например: «Еахл Герка чреез ркеу. Вдиит Герка в ркеу рак».
По результатам исследований ученых одного английского университета, мы читаем не по буквам, а слово целиком. Главное, чтобы первая и последняя буквы в словах были на своих местах.
Такие тексты можно поискать в интернете и распечатать для занятий.
Как показала практика, такие простые упражнения способны за 2–3 недели помочь ребенку перейти от механического к осознанному чтению.
Общие советы для родителей детей с дислексией
Главное, дорогие родители, наберитесь терпения и относитесь к своему ребенку с пониманием. Не ругайте, не упрекайте и не давите. Он должен чувствовать, что вы на его стороне.
Примите ситуацию как факт и начните действовать. Кроме самостоятельных занятий дома, обязательно сводите ребенка к психологу, психотерапевту и логопеду. Врачи проведут специальные тесты, и определять форму и степень тяжести дислексии.
А если у вас нет такой возможности или вам некогда заниматься с ребенком самостоятельно, попробуйте уроки по чтению в нашей онлайн-школе. 90% успеха в борьбе с дислексией и в обучении зависит от преподавателей.
Специальная методика, увлекательный формат занятий и опытные терпеливые педагоги помогут вашему ребенку научиться читать правильно, быстро и осознанно. Ваш ребенок полюбит чтение всей душой, и не будет отставать по учебе от своих сверстников.
Почему наша методика работает? Потому что за время работы с разными детьми по всему миру мы не только научились смотреть на мир их глазами, но и научились думать, как они.
Хотите посмотреть, как все происходит? Запишитесь к нам на бесплатный пробный урок!