Ребенок не прошел аудиоскрининг в роддоме на уши что это значит
Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения. Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.
Как проверяют слух у новорожденных
Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:
Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.
Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.
Для чего врачи так «спешат»? Слух обеспечивает связь ребенка с внешним миром, воспитание в «звучащей» среде формирует нейронные связи. Особенно это важно для детей с поражениями головного мозга вследствие осложнений беременности, родов. В первые годы жизни компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, раннее обращение за помощью — шанс на своевременную реабилитацию.
К сожалению, нарушения слуха невозможно «перерасти», отсутствие своевременной реабилитации приводит к нарушениям в психическом развитии — страдает речь, интеллект, эмоциональная сфера.
Что такое аудиологический скрининг
Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:
К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.
Обследование включает в себя:
Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.
Проверка слуха у детей раннего возраста
После выписки из роддома родители наблюдают за малышом и оценивают, как он начинает реагировать на звуки, речь, пытается «говорить» сам. Состояние слуха до 1 года оценивают с помощью безусловно-рефлекторных методик, которые описывают изменение поведения малыша в ответ на звук: реакция вздрагивания, испуга, широкое раскрытие глаз, расширение зрачков, поворот головы в направлении источника звука, движения конечностей, изменение частоты дыхания, сердцебиения. Родители должны обратиться к врачу, если замечают хотя бы один пункт из списка:
Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.
При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.
Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда. Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время.
Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.
Кречетов Владимир Васильевич
Специалист по слуху «Аудионика». Сертификат об обучении в Москве у ведущих сурдоакустиков компании WIDEX
Головоломка для сурдолога. Сложности диагностики слуха у детей раннего возраста
Автор: Редакция Мастерслух
Что делать родителям, если те только подозревают, что со слухом у ребенка какие-то проблемы? И и как быть, когда они даже не догадываются об этом. История малыша из Самары. Рассказывает главный врач медцентра «МастерСлух-Самара», сурдолог-оториноларинголог Ирина Платонова.
Почему ребенок грустный? Может, он просто не слышит?
Чтобы проверить слух и подобрать оптимальную коррекцию взрослым пациентам, нужно сильно постараться – это дело не одной консультации. В разы сложнее с маленькими детьми, которые и говорить не умеют, и в принципе не понимают: как это – хорошо слышать. Тяжело приходится родителям, особенно если они не хотят верить, что с их малышом что-то не так, поддаются эмоциям. Зачастую, взрослые обращаются с ребенком к специалистам в надежде исправить задержку речевого развития, и в принципе не согласны с диагнозом «тугоухость».
Но все поправимо! История малыша из Самары это подтверждает.
Его семья пришла к нам, в «МастерСлух», в 2018 году, когда мальчику был год и 11 месяцев. В анамнезе: тяжелая беременность у мамы, недоношенность при рождении, сразу после – ИВЛ, после выписки – наблюдение у невролога. В 3 месяца малышу поставили предварительный диагноз «нейросенсорная тугоухость». Неоднократно в разных местах проводились исследования КСВП и ASSR. Пороги соответствовали 4 степени потери слуха. Все специалисты рекомендовали оформить инвалидность и использовать сверхмощные слуховые аппараты на оба уха.
Но родители были убеждены: это ошибка, малыш слышит.
На осмотре вместе с сурдопедагогом мы обнаружили, что мальчик ограниченно понимает обращенную к нему речь и говорит менее 10 лепетных слов. Шепот различает с полуметра, голос и погремушку – с шести, может определять источник звука.
По результатам комплекса объективных исследований с использованием диагностического оборудования была обнаружена слуховая нейропатия – частное проявление нейросенсорной потери слуха. При этом заболевании бывает трудно определить пороги слуха для настройки слуховых аппаратов.
Диагностика была повторена 3 раза для исключения ошибки.
Наконец, с согласия мамы и папы, ребенку примерили слуховые аппараты, и… у маленького пациента начало меняться поведение! Он стал спокойнее. Все команды, подаваемые голосом разговорной громкости, он выполнял, не читая с губ (как это было раньше и что вводило родителей в заблуждение относительно нормального слуха малыша). Когда аппараты сняли и предложили надеть их вновь, мальчик охотно согласился, стал показать на ушки, видимо, ему понравилось.
Родители, ожидавшие, что тест с аппаратами вызовет негодование, как это было бы у нормально слышащего малыша, удивились. И перестали убеждать себя в том, что у их ребенка нормальный слух. И тогда дело сдвинулось с мертвой точки. Взрослые согласились на использование аппаратов средней мощности с настройкой на 2-3 степень снижения слуха и обязательные занятия с сурдопедагогом.
Недавно, мы вновь общались с этой семьей на плановом осмотре. Все время ребенок охотно пользуется слуховыми аппаратами. Мальчик очень активный, живо вступает в контакт, выполняет условно-двигательную реакцию на звуки. Без слуховых аппаратов шепотную речь не слышит, разговорную, обычным спокойным, голосом различает с расстояния 5 метров, но при повторном предъявлении. С аппаратами же результаты такие: шепот с 5-6 метров, разговорная речь – с 5-6 метров с первого предъявления.
Во время консультации мальчик постоянно перебивал папу, и тот даже попросил его помолчать, но потом осекся. Все мы в этот момент вспомнили, как 2 года назад искали у ребенка задержку речевого развития. А сегодня родители счастливы, что он тараторит не умолкая, ходит в простой детский сад и собирается в обычную, не коррекционную, школу. Это лучшая похвала нашей работе. Удачи тебе, малыш!
Подобные вышеописанным противоречия в оценке степени снижения слуха и диагностике – не редкость. Неудивительно, что родители, которые вообще не хотят верить в проблему, теряются. Поэтому совет такой: доверяйте врачам, но всегда проверяйте диагноз, если в чем-то сомневаетесь. Но только не полагайтесь исключительно на собственные эмоции и ощущения. Вы можете выдавать желаемое за действительное.
Нейросенсорная тугоухость, несмотря на доскональное изучение проблемы и тонны описаний медицинского характера, – очень многогранное заболевание.
Особенно важны в диагностике и коррекции у маленьких детей навыки и опыт сурдопедагога. Он в паре с сурдологом определяет правильную тактику ведения таких пациентов. И тогда все у них обязательно будет хорошо, как и у малыша из Самары.
Расскажите или сохраните себе:
Еще в разделе “О слухе”
Нанозащита слуховых аппаратов ReSound: новый стандарт качества
Датский производитель аудиологической техники GN ReSound уже более 10 лет все свои слуховые аппараты выпускает с инновационным полимерным покрытием iSolate nanotech. Рассмотрим, что это такое, в чем его преимущества. Читать далее →
STOP шум. Поговорим о шумозащите
Почему вреден сильный шум, какой звук считается опасным и как от него защититься, есть ли отличия в шумозащите для людей с нормальным слухом и слабослышащих? Рассказывает сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова. Читать далее →
Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих
«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →
Проблема исследования слуха у детей грудного возраста
И.В Рахманова, д.м.н., профессор, А.Г.Матроскин к.м.н., НИЛ клинической и экспериментальной детской оториноларингологии ФБОУ РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ГБУЗ Морозовская ДГКБ, г. Москва
Ключевые слова: аудиологический скрининг, отоакустическая эмиссия, недоношенный ребенок, среднее ухо
Состояние слуха у детей первого года жизни имеет ведущее значение в формировании речи, что, в свою очередь, является важным аспектом в интеллектуальном развитии ребенка и повышает его возможности к адаптации в социальной среде.
По данным многих авторов даже транзиторное снижение слуха у детей первого года жизни может привести к нарушению речевого развития.
Причин снижения слуховой функции множество и связаны они как с соматическим состоянием матери во время беременности, так и с течением родов и раннего перинатального периода.
С целью ранней диагностики снижения слуховой функции у детей первого года жизни был предложен аудиологический скрининг.
Начало скрининг–программ для оценки слуха у новорожденных детей связывают с профессиональной деятельностью аудиолога Marion Downs, которая еще в 1964 году доказала, что сведения о потере слуха у новорожденных детей можно получить при оценке поведенческих реакций в ответ на звуковые раздражения [4].
Внедрение массового скрининга слуха у новорожденных детей началось на Род Ай-ленде в 1989 году [5], а затем на Гавайях в 1990 году [6].
Начиная с 1996 года, универсальный аудиологический скрининг слуха у новорожденных проводится на территории России (Приказ № 108 МЗ и Минпрома РФ от 29.03.1996) [8].
В 1996 году была предложена модель универсального скрининга слуха у детей, включающая в себя анализ факторов риска по тугоухости и глухоте и поведенческий скриниг, основанный на регистрации безусловных реакций, осуществляемый врачом педиатром или оториноларингологом с помощью аудиотестов, а также подключение объективных методов исследования: отоакустической эмиссии и слуховых вызванных потенциалов, которые проводятся в 3 этапа:
В соответствии с приказом [8] скрининг слуховой функции проводится в два этапа:
На первом этапе слуховая функция проверяется у новорожденных детей еще в роддоме, выявляются факторы риска по тугоухости и глухоте, в выписной справке ребенка делается соответствующая отметка.
Второй этап скрининга, осуществляемый в детской поликлинике по месту жительства, включает анкетирование родителей и проверку поведенческих реакций на звуки в возрасте 1, 4 и 6 месяцев с помощью звукореактотеста.
В 2006 году в соответствии с приказом №533 от 23.11.2005 (приложение №1) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в Российском научно– практическом центре аудиологии и слухопротезирования была разработана единая система ранней диагностики нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности [9].
Система включает в себя:
Все вышеперечисленное в настоящее время более актуально для детей, рожденных в срок физиологических родов. А как же быть с недоношенными детьми? С ними все намного сложнее. Еще в 1974 году ВОЗ признала жизнеспособными детей, рожденных с массой тела 500,0 г при сроке не менее 22 недель.
Позже, в 1992 году, на основании этого Министерством здравоохранения РФ был принят приказ, утверждающий новые критерии живорожденности детей на территории РФ. Начиная с этого периода и по настоящее время, из родившихся живыми с массой тела 500-999 г подлежат регистрации в органах ЗАГСа только те новорожденные, которые прожили 168 часов, т.е. семь суток.
Масса тела недоношенных детей колеблется и, как правило, меньшей массе тела соответствует большая степень недоношенности. В настоящее время для характеристики детей, рожденных раньше срока физиологических родов, используют классификацию, в которой степень недоношенности соответствует гестационному возрасту ребенка: I степень – 35-36 недель, II – 32–34 недели, III – 29–31 неделя и IV – до 28 недель.
К сожалению, частота преждевременных родов за последние годы существенно не изменяется и составляет в России 5-10%, а в Москве 6-7% [10].
Благодаря современным методам выхаживания и созданию реанимационной службы в роддомах и многопрофильных больницах, выживаемость детей с очень низкой массой тела, раньше считавшихся инкурабельными, значительно увеличилась.
Среди недоношенных детей, рожденных с экстремально низкой массой тела на сроке беременности 22-24 недели, характерны высокие показатели смертности и инвалидности, связанной с двигательными нарушениями, слепотой, глухотой, умственной отсталостью.
Таблица 1 Алгоритм аудиологического обследования слуховой функции в зависимости от возраста гестации
Гестационный возраст на момент родов
менее 28 недель
29–32 недель
33–36 недель
Срок первичного аудиологического обследования
2 этап выхаживания
Объем первичного аудиологического обследования
ВОАЭ (обязательное выполнение 2-мя классами) + высокочастотная тимпанометрия на частоте 1 кГц
Сроки окончания мониторинга состояния слуховой функции
Кабинеты аудиологии консультативных поликлиник городских клинических больниц
Объем аудиологического мониторинга
Высокочастотная тимпанометрия, ВОАЭ (ЗВОАЭ, ПИОАЭ), КСВП, ССВП
Работы Hack M., Klein N.K. (1995) и Pereira P.K. etal. (2007) показали, что процент нарушения слуховой функции среди недоношенных детей, имеющих факторы риска по тугоухости и глухоте, составил 16,3% [10].
Многолетние проведенные работы по изучению слуховой функции у недоношенных детей показали ряд особенностей, связанных с незрелостью всех отделов слухового анализатора.
В частности, проведенные работы по изучению как периферического (внутреннее ухо) [11], так и центрального отделов звуковоспринимающего аппарата слухового анализатора у недоношенных детей различного гестационного возраста [12], выявили достоверно высокий процент снижения слуховой функции у недоношенных детей на ранних сроках обследования (64-82%) и нормализацию слуха у тех же самых детей ближе к 1 году жизни (90-98%). Данный показатель говорит о транзиторности (обратимости) нарушения слуховой функции у недоношенных детей [13].
Исследование состояния и особенностей развития среднего уха показало незрелость звукопроводящего аппарата слухового анализатора у недоношенных детей до 6 мес. жизни [14].
Невозможность проведения недоношенным детям первого этапа аудиологического скрининга на 3-5 день и высокий процент транзиторной потери слуха, связанной с незрелостью слухового анализатора обусловили разработку в 2012 году методических рекомендаций по организации аудиологической помощи недоношенным детям различного гестационного возраста в условиях поликлинических отделений при городских клинических больницах [10]. В них прописан алгоритм обследования слуховой функции у недоношенных детей в зависимости от срока их рождения (табл. 1).
Выполнение предложенного алгоритма позволит выявлять раннее нарушение слуховой функции, именно сенсоневрального характера и, таким образом, обеспечить своевременную реабилитацию недоношенных и доношенных детей.
Список литературы:
1. Down M. P., Sterrit G. M. Identification audiometry for neonates: preliminary report/J.Aud.Res.1964.Vol.4.p.69-80.
2. White K. R., Vohr B. R., Behrens T. R. Universal newborn hearing using transiet evoked otoacoustic emission: results of the Rhode Island Hearing Assessment Project/Semin.Hearing 1993 Vol 14 p. 18-29.
3. Johnson J. L., Kuntz., Sia C. C., White K. R., Johnson R. L. Newborn hearing screening in Hawaii/Hawaii Med.J. 1997 Vol.56 p.352-355.
4. Таварткиладзе Г. А. и соавт. Единая система аудиологического скрининга. Метод. реком. Москва – 1996 – 24 с.
5. Лазаревич А.А. Исследование слуховой функции у недоношенных детей различного гестационного возраста)/ Автореф. дис…канд-та мед.наук. М. 2012. 25 с.
6. Таварткиладзе Г. А., Загорянская М. Е., Румянцева М.Г., Гвелесиани Т. Г., Ясинская А. А. Методики эпидемиологического исследования нарушений слуха/Методические рекомендации – Москва – 2006 – 25 с.
10. Рахманова И. В., Сапожников Я. М., Фомина В. Л., Котов Р. В., Ишанова Ю. С. Клинико-диагностическая значимость аудиологического мониторинга у недоношенных детей/Материалы IX Российской конференции оториноларингологов/Приложение 5. С. 128-129.
Диагностика и лечение слуха у детей и взрослых
Слуховые аппараты в Краснодаре, Новороссийске, Армавире
Исследование нарушений слуха на современном оборудовании
Диагностика и лечение слуха у детей и взрослых
Слуховые аппараты в Краснодаре, Новороссийске, Армавире
Исследование нарушений слуха на современном оборудовании
Сложности в диагностике слуха детей раннего возраста
Возможности современного оборудования для аудиологической диагностики обширны. Но интерпретация результатов обследования в диагноз, все-таки, работа врача-сурдолога. В ежедневной практике встречаются профессиональные «головоломки», которые представляют особый интерес. Одна из таких ситуаций — «противоречия» в оценке степени снижения слуха. Так, данные обследования методами объективной аудиометрии (ASSR-теста и КСВП) соответствуют 4 степени снижения слуха. А участие у сурдопедагога и психоневролога, с применением «игровых» методик, дают только первую-вторую степень.
При этом родители в принципе не согласны с диагнозом «тугоухость», считают своего ребенка слышащим и обращают внимание только на задержку речевого развития. С их слов, «если бы не наши обследования, они вообще бы не знали, что у ребенка проблемы со слухом».
Вот один из таких примеров, иллюстрирующий сложности диагностики слуха у детей. Пациент из «группы риска» возраст 1 год 11 месяцев. Из истории болезни — сложная беременность, недоношенность и низкая масса тела при рождении. В течение нескольких дней после рождения находился в палате интенсивной терапии на искусственной вентиляции легких, наблюдается у невролога. Скрининг слуха в роддоме не пройден, так как были выявлены отрицательные ответы на исследовании ОАЭ. После проведенного повторного исследования в 3 месяца установлен предварительный диагноз: «Нейросенсорная тугоухость». Несколько раз в разных центрах, на разном оборудовании и у разных специалистов проводились объективные исследования КСВП и ASSR. Пороги слуха соответствовали четвертой степени потери слуха.
Врачи рекомендовали оформить ребенку инвалидность и использовать сверхмощные слуховые аппараты на оба уха. К нам родители обратились в поиске истины, так как были убеждены, что другие специалисты ошибаются и мальчик слышит. Ведь дома он реагирует (по рассказам и по записи видео) почти на все звуки, за исключением очень тихих. И выполняет команды, даже когда они поступают со спины.
На осмотре, совместно с сурдопедагогом, мы обнаружили что ребенок обращенную речь понимает ограниченно и говорит менее десяти лепетных слов. Шепотную речь различает с 0,5 метров, на голос и погремушку реагирует на расстоянии в 6 метров. Различает колокольчик, шум воды, с определением источника звука. Живо и эмоционально реагирует.
По результатам комплекса объективных исследований слуха: ОАЭ не зарегистрирована с двух сторон, на тимпанометрии нарушений работы среднего уха не выявлено, акустические рефлексы не регистрируются. КСВП — порог визуализации 5 пика до 100дб не определяется. Во время теста ребенок не просыпается даже на интенсивность звука в 100 дБ (очень громкий звук).
По данным ASSR теста пороги слуха определяются на 70-80 дБ справа и слева. После проведения дополнительных исследований мы пришли к выводу, что имеем дело с частным проявлением нейросенсорной потери слуха — слуховой нейропатией. Этот недуг, с характерной сложностью диагностики, встречается у детей. При слуховой неропатии бывает весьма трудно определить пороги слуха для настройки слуховых аппаратов.
Что делать? Корректировать слух!
Диагностику мы повторили три раза, чтобы исключить ошибку. После подтверждения результата, с согласия родителей, решаем примерить ребенку слуховые аппараты, настроенные на третью степень снижения слуха. Мы не видим проявлений неприятных ощущений. У маленького пациента меняется поведение. Он становится спокойнее, как бы прислушивается к ощущениям и звукам. Все команды, подаваемые голосом разговорной громкости, выполняет не читая с губ.
Снимаем аппараты и предлагаем надеть их вновь, малыш охотно соглашается и показывает на ухо. А это означает, что никаких неприятных ощущений электронные устройства не вызвали.
Родители, ожидавшие от теста с аппаратами бурных протестов и дискомфорта (который непременно возник бы у нормально слышащего малыша) озадачены. Их убеждение в том, что у ребенка все в порядке со слухом, только что померкло.
В итоге, решено продолжать реабилитацию с применением слуховых аппаратов средней мощности, настроив их на вторую-третью степень снижения слуха, включив в «обязательную программу» занятия с сурдопедагогом. Через некоторое время, скорее всего, слух малыша изменится. А значит, проведем «поднастройку» устройств по новым параметрам.
Вместо заключения
Нейросенсорная тугоухость, несмотря на, казалось бы, доскональное изучение проблемы и тонны описаний медицинского характера, очень многогранное заболевание. И как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, также — нет двух абсолютно идентичных пациентов. Даже не смотря на похожие симптомы и сходную степень снижения слуха, когда речь идет о дисфункции звуковоспринимающих клеток внутреннего уха.
Особенно ценно, как в диагностике, так и при коррекции таких ситуаций, навыки и опыт сурдопедагога. Который в паре с сурдологом определяет правильную тактику ведения пациентов.
И, напоследок, совет родителям: доверяйте врачам. Проверяйте, если какие-то нюансы вызывают у вас сомнения. Переспрашивайте, просите разъяснений, при необходимости – повторных тестов. Но не полагайтесь целиком и полностью лишь на собственные эмоции и ощущении. Ведь порой, в объективной оценке уровня слуха в сложных случаях, «расходится в показаниях» даже сверхточная электроника.