Ребенок не встает в школу что делать

Что делать, если утром ребенок не хочет идти в школу

Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть фото Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть картинку Ребенок не встает в школу что делать. Картинка про Ребенок не встает в школу что делать. Фото Ребенок не встает в школу что делать

Встретить взрослого человека, который любит рано вставать, особенно зимой, — большая редкость, что уж говорить о детях. Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, на своей странице в Facebook делится очень простым лайфхаком, который поможет вам и вашему ребенку пережить хмурое утро и справиться с нежеланием отправляться в садик, школу или даже на работу.

Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть фото Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть картинку Ребенок не встает в школу что делать. Картинка про Ребенок не встает в школу что делать. Фото Ребенок не встает в школу что делать

Если ваш ребенок утром не хочет идти в сад или в школу, вовсе не обязательно проблема именно в саду или в школе. Особенно если вы видите, что после того, как он попал на место, ребенок прекрасно себя чувствует и после занятий не спешит собираться домой. Всегда ли вы сами утром хотите вставать и куда-нибудь идти, глядя в темноту за окном? Вами часто движет чувство долга и воспитанная воля, а для ребенка это пока только слова. Одно лишь осознание того, что нужно вылезти из теплой кровати, натянуть на себя целую гору вещей и выйти на мороз, вгоняет многих в стресс. То есть проблема может быть не дома и не в учебном заведении, а в переходе из одного пространства в другое, в переживании изменения.

Наш мозг настороженно относится к изменениям, изменения обозначают опасность. Необходима активная мобилизация ресурсов, но утром, пока вы толком не проснулись, адаптивные механизмы еще не заработали, мозгу проще включить торможение изменений, а не сами изменения. Нет, я еще посплю, нет, я еще посижу. Сколько родителей мне рассказывали истории про утренних девочек, сидящих по 20 минут, натянув колготки на одну ногу. Сколько родителей рассказывали про мальчиков, застегивающих одну пуговицу на рубашке по полчаса.

Мне мама в детстве говорила: «Дедушка Ленин всегда быстро вставал из кровати, чтобы делать дела!» И я представляла себе дедушку Ленина таким маленьким курчавым ангелом, как на октябрятской звездочке. И юный дедушка Ленин быстро вылезал из своей теплой кроватки и шел учиться совершать революции. Меня это даже как-то мотивировало, я, тяжело вздыхая, отправлялась чистить зубы. Так как телепортацию до сих пор не придумали, а дедушка Ленин уже не может служить достаточной причиной для быстрого утреннего подъема, давайте подумаем, как облегчить сложности перехода.

Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть фото Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть картинку Ребенок не встает в школу что делать. Картинка про Ребенок не встает в школу что делать. Фото Ребенок не встает в школу что делать

Очень важно, чтобы выполнялся один и тот же ритуал, помогающий вам и ребенку осуществить переход ото сна к выходу из дома. Мне, например, важна кружка горячего чая, кому-то — массаж ушей, кому-то — шум посуды из кухни, звуки и действия, без которых переход происходит медленнее. Для маленьких можно нарисовать собственную книжку или наклеить картинки: как устроено утро. Проснулись, пошли умываться, чистить зубы, одеваемся и так далее. Правило последовательности: «когда это — тогда то». Ребенку важно знать и то, как будет устроен день дальше. С теми, кто очень плохо включается утром, необходимо с вечера проговорить: какие у него занятия и уроки, какая воспитательница и учительница, кто из друзей его ждет, что делать с теми, кто кидается песком или обзывается.

Эрих Нойманн говорил, что утром не любят вставать те люди, которые не проснулись к своей собственной жизни. То есть те, кто не сам выбирает, что ему делать в каждый момент времени. Дети обычно не выбирают — идти им заниматься, учиться, работать или не идти. Их жизнь пока определяют родители. Можно ли сделать так, чтобы ребенок мог что-нибудь выбрать после того, как окажется вне дома, хотя бы в воображении? С кем первым ты хочешь увидеться в школе? Что ты хочешь сегодня сделать в детском саду? Взрослым подойдет формулировка: есть ли что-то сегодня интересное на моей работе, что я хочу сделать в первую очередь? Тогда собираться в то место, где тебя ждет что-то понятное и интересное, будет намного проще.

Постарайтесь не переусердствовать с сиюминутными выборами. «Надень то, что ты хочешь!» — многих ставит в тупик. «Шкаф большой, а надеть нечего!» — серьезная проблема. Одежду для сада, школы или работы лучше хранить отдельно. Из трех платьев проще и быстрее выбрать, чем из двадцати. Не задавайте утром вопросов, на которые вы не хотите слышать не устраивающий вас ответ. Например: «А ты хочешь в школу?» Утро не время для провокаций и выяснения отношений.

Лайфхак: наш мозг воспринимает перемещение из одной комнаты в другую как переход, активирует механизмы поиска опасности и адаптации. С вами ведь бывает так: решил что-то сделать, пошел в это место и забыл, что хотел. Народная мудрость советует: вернись туда, где принял решение — и сразу все вспомнишь. Более простой и научно подтвержденный вариант: достаточно вернуться не к тому месту, где был, а пройти лишь часть пути. Вернуться через первый по ходу дверной проем. Чтобы у детей включились механизмы адаптации, важно, чтобы они прошли через дверной проем, то есть вышли из своей комнаты и собирались в другой части пространства.

Я думаю, что когда-нибудь один очень ленивый и тревожный человек все-таки придумает механизм телепортации, а мы будем избавлены от адаптации к переходам. Но необходимость умываться и одеваться точно никто не отменит.

Источник

Ребенок не хочет в школу: последствия и мотивация

Рекомендации родителям, как убедить ребенка вовремя вставать и мотивировать его на учебу

Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть фото Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть картинку Ребенок не встает в школу что делать. Картинка про Ребенок не встает в школу что делать. Фото Ребенок не встает в школу что делать

Девятилетний Илья почти каждое утро плачет и делает всё возможное, чтобы не идти в школу. Его родители жалуются: «Он постоянно хнычет, говорит, что плохо себя чувствует и что ему скучно в школе. Но раньше ему нравилось ходить в школу. Мы не знаем, что случилось, но в последнее время стало очень трудно убедить его пойти на учебу».

Если ваш ребенок учиться в младших классах, скорее всего, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда он не хотел собираться и идти в школу. В таком случае важно выяснить истинную причину его поведения. Это может быть сильная загруженность в школе, проблемы с одноклассниками или способ справляться с негативными эмоциями. Родителям важно разобраться в ситуации: возможно, ему требуется больше времени на сон, у него проблемы с общением, или ему не хватает силы воли вставать рано утром и идти в школу.

Иногда дети боятся буллинга со стороны одноклассников. То, что ребенок не хочет идти в школу, является первым признаком буллинга, поэтому проверьте, не случилось ли это с вашим ребенком. Некоторым детям трудно привыкнуть к распорядку и правилам поведения в школе. Прогулы уроков у них являются некой формой протеста. В любом случае, отказываясь идти в школу, ребенок пытается решить какую-то реальную проблему. Однако такой способ решения проблем приводит к еще большим проблемам. Поэтому родителям важно помочь малышу самостоятельно справляться с трудностями.

Ребенок может жаловаться на то, что в школе ему скучно. Психологи утверждают, что в некоторых случаях, когда ребенок жалуется на скуку, он испытывает небольшую злость. И иногда дети действительно злятся на школу, а иногда им просто скучно. Вы должны объяснить ребенку, что ходить в школу – это его обязанность. Скажите ему: «Ты должен ходить в школу, даже если тебе там скучно. Это твоя ответственность, чтобы ходить туда независимо от своего настроения. Если ты хочешь, чтобы в школе тебе не было так скучно, найди там что-то интересное для себя».

Мотивация и последствия у взрослых и детей

Миллионы людей вынуждены вставать утром и идти на работу. И они справляются с этой задачей, потому что выработали навыки, которые помогают им приспосабливаться к реальному миру.

Если посмотреть на то, как взрослые решают подобные задачи, можно выделить две основные составляющие: мотивацию и последствия. Мотивация – это ответ на вопрос, почему нужно идти на работу (например, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы иметь возможность купить новую машину, дорогую одежду и т. д.). Последствия заключаются в том, что, если взрослый не будет вставать по утрам и ходить на работу, его уволят. Если он будет продолжать это делать, со временем у него начнутся финансовые и социальные проблемы.

Подобная мотивация и последствия должны быть и у ребенка, чтобы он понимал, зачем ему ходить в школу. Объясните ему это. Перед родителями стоят две задачи: мотивировать ребенка ходить в школу и помочь ему определить, почему он не хочет это делать, чтобы решить проблему.

Мотивировать ребенка несложно, для этого нужно придумать какое-нибудь вознаграждение. Например, вы можете сказать ребенку: «Если ты будешь вставать вовремя, ты можешь позже ложиться спать или в течение часа отдыхать в своей комнате днем». Такое поощрение должно происходить также при условии, что ребенок получает хорошие оценки и хорошо себя ведет в школе. Не забывайте хвалить ребенка за то, что он встает вовремя. Например, вы можете сказать: «Мне нравится, что ты встаешь вовремя. Бывало ли такое, что ты не хотел вставать? Как ты заставлял себя в таких случаях?» Так вы сможете понять, что чувствует ребенок и как можно решить проблему.

Установить последствия тоже несложно. Главное при этом – не вступать с ребенком в противостояние и установить такие последствия, которые будут соответствовать ситуации. Важно объяснить ребенку последствия как можно раньше – с самых первых случаев, когда он не хочет идти в школу. В качестве последствий можно в чем-то ограничить ребенка, например, не разрешать ему ложиться спать позже установленного времени. Можно, наоборот, укладывать его спать раньше. Вы можете сказать ребенку: «Ты целую неделю не вставал вовремя, поэтому всю следующую неделю ты будешь ложиться спать на час раньше. Если ты будешь ложиться и вставать по распорядку, через неделю, возможно, ты опять сможешь ложиться, как раньше».

Если ребенку трудно вставать по утрам, уберите из его комнаты телевизор, компьютер и мобильный телефон – они могут быть причиной проблем со сном. В качестве последствий вы можете также ограничить ребенку время для просмотра телевизора или компьютерных игр.

Установите ребенку границы и покажите ему реальные последствия его поведения

Когда ребенок не хочет ходить в школу, он не выполняет свои обязанности в школе и дома. Здесь важно обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, важно то, как родители объясняют ребенку его обязанности – от этого зависит, как он будет их выполнять. Если ребенок отказывается учиться, родители должны найти новый способ общения с ним и обратить внимание на то, какую ответственность он несет перед семьей. Задайте себе вопрос: «Отказывается ли ребенок выполнять то, что я его прошу? Выполняет ли он домашние обязанности?» Он отказывается учить уроки или помогать по дому, а вместо этого играет в компьютерные игры? Стоит ограничить ему доступ компьютеру. Впоследствии доступ к компьютеру можно использовать в качестве поощрения за то, что он вовремя встает и идет в школу. Это хорошо помогает мотивировать ребенка.

Не пытайтесь утром вести с ребенком беседы о необходимости вставать вовремя. Утром ребенок не способен воспринимать такую информацию и, скорее всего, он начнет оправдываться или вступать в конфликт. Поэтому такую беседу лучше провести позже. Кроме того, если поход в школу становится постоянной проблемой, родители должны понять, что последствия за такое поведение устанавливает и школа, а не только родители. Позвольте малышу встать позже, но не оправдывайте его поведение. Напишите учителю записку примерно такого содержания: «Ребенок опоздал без уважительной причины и готов понести за это ответственность». Если ребенка не пустят в класс – это хорошо. Не защищайте ребенка от последствий за свои действия. Старшим детям, которые пропускают уроки, сложнее учиться – и это тоже последствие их поведения.

Поэтому, если ребенок не хочет вставать утром и идти в школу, подумайте о трех вещах.

Как призвать ребенка к ответственности?

Когда проблемы с ранним подъемом и выходом в школу возникают у младшего школьника, следует задействовать не только родителей, но и школьную систему. Такой же подход нужно применять и для детей старшего школьного возраста, но при этом они могут оказывать сопротивление. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы помочь сыну или дочери. Но при этом следует понимать, что иногда родители могут быть бессильны, когда речь идет о том, чтобы заставить подростка ходить в школу. В данном возрасте дети уже способны противостоять родительскому влиянию, и плохая успеваемость в школе может быть их сознательным выбором. Родителям следует понять, что подросток уже более ответственен перед обществом, чем перед ними. Примите тот факт, что вы уже не во всем можете контролировать вашего ребенка, а затем сделайте всё возможное, чтобы помочь ему.

Родители часто чувствуют себя одинокими в борьбе за хорошее поведение ребенка. И для этого есть много оснований. Современная молодежная культура пропагандирует безответственное поведение и свободу от всяких обязанностей. Наивно думать, что подросток будет прилагать усилия для того, чтобы развивать навыки, необходимые во взрослой жизни, если у него нет достаточной мотивации или если он не видит последствий. В современном обществе (во многом благодаря молодежной культуре и системе образования) бытует миф о том, что излишняя ответственность не гарантирует успех в жизни. Это приводит к тому, что вокруг так много посредственности, и общество считает это нормальным. Если придерживаться такой позиции, воспитывать детей становится легче, но во взрослой жизни им придется трудно.

Источник

Как поднять ребенка в школу: 4 вопроса родителям

Как сделать утренние сборы приятными для всех членов семьи

Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть фото Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть картинку Ребенок не встает в школу что делать. Картинка про Ребенок не встает в школу что делать. Фото Ребенок не встает в школу что делатьСьюзен Стиффелман психотерапевт, педагог, специалист по детско-родительским отношениям, автор книг для родителей

Закончились каникулы, и многим из нас вновь предстоят ежедневные сражения по утрам с собственными детьми, которых так трудно поднять и собрать в школу вовремя. Можно ли перестать нервничать и ругаться с детьми из-за утренних сборов в школу? Вот способ, который предлагает автор книги «Как перестать сражаться со своим ребенком».

Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть фото Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть картинку Ребенок не встает в школу что делать. Картинка про Ребенок не встает в школу что делать. Фото Ребенок не встает в школу что делать

Стэлла пришла ко мне в полном отчаянии. Ее одиннадцатилетний сын Сэм каждое утро отказывался вставать в школу и разыгрывал такие драмы, что и мать, и сын чувствовали себя полностью эмоционально опустошенными, едва успевал начаться день.

Стэлла рассказала, что каждое утро она заходила в комнату Сэма и пыталась его разбудить, мягко называя по имени и щекоча по пятке. Никакой реакции. Тогда Стэлла начинала говорить более громким голосом и сильнее сжимать его ногу. Сэм начинал издавать охи и вздохи.

К этому моменту Стэлла уже теряла остатки терпения, переживая, что время идет очень быстро, а ей нужно было еще немало сделать, чтобы собрать детей в школу. «Зайчик, помнишь, что мы уже разговаривали об этом вчера перед сном и ты обещал сегодня встать вовремя?». Тишина. «Так, Сэм, я предупреждаю тебя. Я иду собирать твоего брата в школу и накрывать на стол завтрак. Если ты не встанешь через одну минуту, то ты опоздаешь на занятия!».

Важно понимать, что на самом деле у Сэма нет никаких проблем. Либо ему в принципе все равно, что он опоздает в школу, либо его мозг еще так крепко спит, что мальчик просто не может оценить всю важность своевременного прихода на уроки. А посему единственный человек, кто оказывается в непростом положении, — это мама, которая уже начала паниковать из-за того, что не может заставить сына решить ее проблему.

Что же происходит дальше? Мама еще раз пять возвращается в комнату сына, крича, угрожая уйти без него и читая ему нотации относительно того, почему «она не допустит, чтобы это повторилось снова». Стэлла полностью утратила спокойствие, несмотря на обещание больше не доводить дело до этого, и сильно разозлилась на себя — и на Сэма — из-за того, что снова все пошло наперекосяк.

Сэм, наконец-то оторвавшийся от кровати и пытающийся одеться, начинает кричать на маму, что она разбудила его неправильным образом, или обвиняет брата в том, что тот кашлял всю ночь и не давал уснуть, из-за чего он и проснулся безумно уставшим.

Поведение детей и ваше настроение

Во время своих терапевтических семинаров я провожу эксперимент: обращаюсь к участникам с просьбой встать напротив меня с вытянутыми в мою сторону ладонями. Без каких-либо дополнительных инструкций я подаюсь вперед и начинаю надавливать на их ладони. В ста процентах случаев они начинают давить обратно с силой, равной, а то и превосходящей мою. После этого я спрашиваю: «Разве я просила вас давить обратно на мои руки?». И получаю один и тот же ответ: «Нет, на самом деле не просили».

Благодаря этому упражнению мы понимаем, что когда один человек во взаимоотношениях начинает давить на другого, то этот другой инстинктивно начинает оказывать обратное давление. Но два человека не могут противостоять друг другу, если один из них не оказывает давления! Противостояние всегда подразумевает под собой как минимум двух участников.

Хотя реальные слова и действия, которые вы будете предпринимать в адрес своего ребенка, не желающего вставать по утрам, зависят от множества переменных — его желания ходить в школу, возраста, выговоров от учителя за опоздания, — реально важную роль играет именно активная позиция, занимаемая вами в процессе воспитания детей. Когда вы, как капитан корабля, крепко стоите на ногах, подобные ожесточенные столкновения с детьми просто невозможны.

Каково основное правило поддержания собственного авторитета? Сохранять спокойствие любой ценой. И сделать это гораздо проще, когда вы перестаете давать детям возможность подорвать или вовсе сломить безмятежность вашего духа плохим поведением.

Я спросила Стэллу: «Почему вам так важно, чтобы дети приходили в школу вовремя? Вы беспокоитесь из-за того, что вам может позвонить завуч и сказать, что вашего сына оставят после занятий в классе по причине его многочисленных опозданий? Или вам кажется, что вы будете лучшей мамой, если привьете ребенку чувство ответственности? Может, вы воспринимаете его халатное отношение как провал ваших устремлений объяснить ему, насколько важно быть пунктуальным? Какое значение лично для себя вы вкладываете в поведение сына?».

Когда мы полагаем, что именно наши дети и их поведение позволяет нам чувствовать себя хорошими или плохими родителями (или людьми), мы автоматически передаем бразды управления кораблем в их руки. И при этом продолжаем надеяться, угрожать и молить их о том, чтобы они направляли его по тому курсу, который нам кажется наиболее правильным, для достижения цели, которая нам кажется наиболее необходимой.

4 вопроса о том, что нас огорчает

Я рассказала Стэлле о методе под названием «Работа». Он основывается на осознании того, что нас расстраивают не происходящие вокруг события, а наши мысли о них. В контексте воспитания детей равновесия и спокойствия нас лишает именно наше восприятие и самовнушение относительно того, как дети должны себя вести.

Некоторые буквально увязают в произошедшем, постоянно переживая и навязчиво прокручивая события шаг за шагом. Другие поддаются искушению рассказать о плохом поведении друзьям, чтобы найти поддержку и хоть какое-то оправдание своей вспышке гнева. И большинство родителей прибегают к совершенно бесполезным и нерациональным угрозам в адрес детей с целью добиться от них послушания и повиновения. Метод «Работа» позволяет по-новому посмотреть на свои мысли и реакцию и освободиться от их негативного влияния на процесс воспитания.

«Работа» состоит из четырех вопросов, которые мы должны задать себе относительно наших мыслей и представлений, вызывающих огорчение.

Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть фото Ребенок не встает в школу что делать. Смотреть картинку Ребенок не встает в школу что делать. Картинка про Ребенок не встает в школу что делать. Фото Ребенок не встает в школу что делать

Один из способов определить, что некая конкретная мысль является основной причиной вашего расстройства, состоит в том, чтобы отыскать в ней слова «должен» или «не должен», а затем посмотреть, вызывает ли данная мысль сильный прилив негативных эмоций.

Попытайтесь отыскать утверждение, от которого ваша кровь закипает и разносит адреналин по венам, сочетание слов, в котором есть нечто особое, что заставляет вас мгновенно сорваться с места в карьер. Как правило, это бывают мысли, на которых вы можете сразу, как адвокат, сначала выстроить все дело, а затем отыскать доказательства, безоговорочно оправдывающие вашу бурную реакцию.

«Мои дети должны сразу приходить за стол, как только я зову их обедать».
«Мой муж не должен давать нашему сыну нездоровую пищу, когда меня нет дома».
«Мой сын должен пойти принять душ».
«Моя дочка не должна хныкать».

Подобные мысли выбивают нас из игры и заставляют расстаться со спокойным ощущением контроля над ситуацией. Именно из-за них мы начинаем набрасываться на детей, вызывая в них ответную реакцию в виде самозащиты и сопротивления, вместо того чтобы поддерживать их, пробуждая открытость и восприимчивость.

Как перестать расстраиваться из-за детей

Вместе со Стэллой мы начали работу по этому методу. Для начала мы определили расстраивающую ее мысль, которая каждое утро мешала ей эффективно справляться с ситуацией: «Мой сын Сэм должен стараться вовремя просыпаться в школу».

Я спросила Стэллу: «Это правда, что ваш сын должен стараться делать это?».

Стэлла сказала: «Конечно, это правда. Очень важно, чтобы Сэм научился рассчитывать время и выполнять работу в рамках установленного расписания. И день его складывается намного лучше, если он не вламывается в класс в самую последнюю минуту».

Я ответила: «Хорошо, я поняла. Поздний подъем приводит к дополнительным проблемам. Теперь скажите, вы абсолютно точно знаете, что ваш сын действительно должен стараться вставать вовремя в школу?».

С определенной ноткой сомнения в голосе, но все еще отстаивая свою точку зрения, Стэлла сказала: «Ну, я не могу быть абсолютно уверена в том, что это правда. Мне хотелось бы, чтобы он просыпался вовремя, но я не могу быть абсолютно уверена в том, что он должен это делать. Реальность такова, что он, вне всяких сомнений, не хочет этого делать».

Я попробовала копнуть глубже при помощи третьего вопроса: «Что вы чувствуете и как ведете себя, когда вы верите в то, что Сэм должен стараться вставать в школу вовремя, а он этого не делает?».

«Я напряжена, разочарована и очень расстроена представлением, которое он устраивает каждое утро. Я начинаю осуждать его: почему он не может быть более ответственным? Почему он такой ленивый? Почему он так поступает со мной? Я вообще не чувствую себя ласковой и нежной мамой, когда думаю обо всем этом. Я принимаю это на свой счет, расцениваю его поведение как полное неуважение ко мне и его преподавателю. Я чувствую себя подавленной и беспомощной, и я резка с ним из-за того, что он заставляет меня так себя чувствовать».

«Стэлла, четвертый вопрос: кем бы вы были без этих мыслей, без этой истории, что ваш сын должен стараться вставать по утрам вовремя? Что могло бы лично в вас измениться, если бы вы просто констатировали факт, что он опаздывает в школу, но не погружались во все эти негативные размышления? Ни в коем случае не думайте, что я прошу вас прекратить все попытки научить его приходить в школу вовремя или отказаться от надежды, что вы сможете помочь ему подниматься по утрам. Я просто спрашиваю вас, кем бы вы были, если бы перестали чувствовать напряжение и разочарование, порождаемое упрямой верой в вашу идею?»

Она задумалась на минуту и сказала: «Ну, если бы я не верила в то, что он должен вставать в школу вовремя, думаю, я бы проще относилась ко всему этому в целом. Мне было бы интересно посмотреть, что будет происходить, если я не буду постоянно дергать и теребить его. Сейчас мне кажется, что, если бы я не была столь сосредоточена на том, как заставить его встать вовремя, возможно, он сам бы предложил какие-то собственные варианты, как сделать утро более приятным».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *