Ребенок не знает чем заняться 5 лет
Консультация для родителей «Чем увлечь ребенка 5–6 лет дома?»
Зайцева Людмила Владимировна
Консультация для родителей «Чем увлечь ребенка 5–6 лет дома?»
• Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.
• Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
• Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
• Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.
Дети изо дня в день требуют внимания, любви и заботы, поэтому маме и папе сложно успевать выполнять домашнюю рутину и находить время для ребенка. Безусловно, каждый ребенок отличается собственным складом характера. Один любит подолгу играть в спокойные игры или что-то мастерить, лишь иногда требуя от мамы оценки своей деятельности, а другой постоянно требует внимания к себе.
Действенные методы занять ребенка 5-6 лет:
1. Излюбленный метод многих родителей увлечь ребенка просмотром мультфильмов – не самый полезный. Безусловно, существует множество отличных развивающих интерактивных мультфильмов, с помощью которых можно выучить ребенка счету, логике или иностранному языку, например, но не стоит забывать, что длительный просмотр ТВ способствует рассеиванию внимания, понижает зрение, вызывает агрессивные состояния и ухудшает сон ребенка. Так что этим, хотя и безотказным методом, не стоит увлекаться. Ребенок 5-6 лет может находиться у экрана не более получаса в день.
2. Дети любят слушать всякие истории. Можно увлечь их прослушиванием аудио сказок или просмотром аудиокниг, в которых помимо красочных картинок голосом рассказчика повествуются увлекательные истории и сказки.
3. Лепка благотворно сказывается на развитии моторики рук, развивает творческую жилку и может надолго увлечь малыша. Помимо пластилина вы можете приобрести ребенку тесто для лепки, или же во время лепки вареников и пельменей привлекайте и своего маленького помощника. Поверьте, он будет горд, когда на тарелке увидит блюдо собственного приготовления.
4. Рисование и раскрашивание также придутся по душе ребенку. Дайте ему листы бумаги, краски, фломастеры, карандаши, можно распечатать раскраски его любимых мульт. героев, а затем предложите ему сделать выставку из собственных работ. Пусть она будет постоянно действующей, лишь иногда меняющая экспонаты.
5. Аппликации из бумаги или вырезанные из журналов картинки можно наклеивать в специальную тетрадь, сортируя картинки, например, по первым буквам или по цвету или по другим категориям (авто, мебель, цветы и т. д.)
6. Игры с водой, особенно в летний зной – занятие, вызывающее у детей бурный восторг.Для игр с водой существует масса вариантов:
· Во время купания, с участием игрушек или морской флотилии, посуды или специальных водных игрушечных горок.
· Используя водяные пистолеты и брызгалки, направляя струю в намеченную в ванне мишень.
· Набрать воды в таз и пускать бумажные кораблики, сделанные собственноручно. Можно устроить регату и соревноваться, чей кораблик придет первым, дуя на него.
Водные игры требуют особого контроля родителей, и если ребенок находится в ванне с водой, лучше не оставлять его без внимания!
7. Во время выполнения повседневных дел, мама может попутно играть с ребенком в такие игры:
· Игра-наоборот, когда малыш сам находит слову пару, обратную по значению. Например, холодно – жарко, добро – зло и т. д.
· Развивает воображение и предложение наблюдать за облаками в окне, предлагая варианты, на что больше похоже то или иное облако.
· Предложите ребенку называть все слова на одну выбранную букву, а затем пробуйте составить из них предложение или целый рассказ.
· Ребёнок в данном возрасте легко обучается счёту. Учиться счету можно и на монетках,сделав их самостоятельно: водить тыльной стороной карандаша по подложенной под бумагу монетке и вырезав ее. Пусть ребенок раскладывает свои монетки по номиналу.
· Если ребёнок засиделся, предложите ему поиграть в игру под музыку «Замри – отомри», когда он будет кружиться и танцевать под музыку и останавливаться, как только она прекратится.
8. Дети 5-6 лет очень любят помогать родителям выполнять работу по дому (например помыть вместе с ними полы, приготовить блины, нарезать салат и т. д.). Правда не каждый родитель готов принять данную помощь,считая,что после их помощи придется делать все заново или считают что это опасно, если речь идёт о резке ножом или готовке на плите. И это их большая ошибка. Ведь не приучив или отбив желание сейчас, потом, когда они подрастут, вы не добьетесь от них ничего. Поэтому хорошие и терпеливые родители знают, что нельзя упускать время в таком важном деле, как воспитание ребенка. До 7 лет дети могут приобрести знания, навыки и умения, которые станут отличной базой дальнейшего развития. И это всё в наших руках.
Доставьте радость своему ребенку и себе заодно — поиграйте вместе. Не знаете, во что? Посмотрите ниже, предлагаемые игры не просто интересные, но и полезные.
Игры на развитие мелкой моторики:
1. Рассортировать белую и красную фасоль;
2. Выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово…;
3. В мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;
4. Посчитать сколько столовых (чайных) ложек, н-р, риса войдет чашку, банку…
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Фантазируйте и играйте на здоровье! Успехов!
Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.
Консультация для родителей «Праздники дома» ПРАЗДНИКИ ДОМА. Праздники дома…Поводов для них не мало – день рождения ребенка, окончание детского сада, бабушкин или дедушкин юбилей и.
Консультация для родителей «Приобщение ребенка к труду дома» Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования.
Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.
Видео и консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальный досуг дома» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальный досуг дома» Предлагаю несколько способов, как организовать ребёнку интересный.
Консультация для родителей «Телевизор дома» Телевизор является частью нашей жизни. К сожалению, в зависимость от голубого экрана попадают не только взрослые, но и наши дети. Что же.
Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.
Консультация для родителей «Закаливание ребенка дома и в детском саду» Здоровье ребенка стоит в каждой семье главной темой,каждый родитель мечтает,чтобы его малыш рос здоровым,гармонически развитым. В дошкольных.
Консультация для родителей «Зарядка дома» Консультация для родителей: «Зарядка дома» Почему у современных детей столь часто встречаются нарушения осанки, избыточный вес, слабость.
Консультация для родителей «Животные у вас дома» В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки.
Чем занять ребенка в 4-5 лет: 38 увлекательных занятий дома
Чем можно занять ребенка в 4-5 лет? Многие детки уже начинают играть самостоятельно, без привлечения помощи родителей. Но все же существуют ситуации, когда родителям требуется отвлечься на личные дела и занять детей дома.
Чем занять ребенка в 4-5 лет дома и на улице
Домашняя дискотека
Многие малыши любят танцевать,где бы не услышали музыку. Почему бы не устроить дискотеку в домашних условиях. Просто включите любимые песни вашего чада и пусть танцует. Поверьте полчаса свободного времени родителям гарантировано. А если есть возможность, танцуйте вместе с детьми.
Игры с надувными шарами
Упражнения на фитболе
Если у вас дома есть фитбол, тогда предложите четырехлетке поскакать на нем. Пусть он представит, что он прыгает на коне или другом выдуманном герое.
Прятки
Старая хорошая игра в прятки никогда не потеряет свою актуальность. Если детей двое и больше, предложите пусть играют самостоятельно. Если же ребенок один, тогда родителю придется участвовать также.
Обводим буквы в трафарете
Современным детям не часто приходится сталкиваться с трафаретами, которые были в нашем детстве. Найдите дома или приобретите такой трафарет и ваше чадо надолго застынет над созданием интересных букв.
Закрашиваем монетку
Возьмите любые монеты и простой карандаш, положите сверху них белый лист бумаги, после чего пусть ребенок водит карандашом по бумаге, где расположена монета. Получается нарисованная монетка, на которую можно просто любоваться либо вырезать ножницами для игры в магазин.
Играем в магазин
Кинетический песок
Для игры в специальный песок понадобится пластмассовый тазик или специальная надувная песочница, чтобы песок не был разбросан по дому. Игры с кинетическим песком помогут ребенку развить моторику, придумать разные игры и расслабиться.
Цветной и обычный скотч
Приклеивать разные предметы к чему-либо весьма увлекательное занятие, проверьте.
Мыльные пузыри
Обычная баночка мыльных пузырей позволит занять малыша на некоторое время. Если есть возможность, включите вентилятор, пусть малыш поднесет кисточку от мыльных пузырей и они полетят сами.
Эксперименты с шампунем
Дети очень любят проводить эксперименты. Дайте им немного шампуня, пусть они палочкой или ложкой готовят «детское зелье».
Фотографии на телефон или фотоаппарат
Деткам очень нравится быть взрослыми, поэтому они так любят брать у родителей телефон и фотографировать. Сейчас есть в продаже замечательные детские фотоаппараты, которые помогут разнообразить досуг и занять ребенка 4-5 лет.
Готовим с мамой
Делаем тесто для лепки
Если вы не сторонних покупного модулина или нет финансовой возможности, то в интернете легко можно найти несметное количество рецептов по изготовлению домашнего теста для лепки. Самый популярный: мука, вода, пищевой краситель. Ребенка вы не услышите долго, ведь лепить можно так долго и что угодно.
Картинка из круп и макарон
Предложите малышу сделать интересную картину. Дайте ему разные крупы и макароны, предварительно их разложив в отдельные емкости. Пусть ребенок нанесет клей на бумагу и сыпет любую крупу, чтобы получился задуманный рисунок. Для более легкого варианта, родители могут предварительно сделать заготовку, нарисовав карандашом рисунок.
Сказочные костюмы
Нередко дети просят сделать им какую-либо часть сказочного костюма. Можно вырезать из картона крылышки бабочки. Завязать небольшую легкую ткань на шее, которая сразу же превратится в волшебный плащ. Если мама умеет шить, то вопрос чем занять ребенка в 4-5 лет можно легко закрыть, пошив сказочный костюм.
Купание в ванной
Для более веселого купания предложите ребенку взять с собой любимых героев, тех которых можно окунать в воду. Затем можно сделать бумажные кораблики, взять пустые баночки и стаканчики. А пена для ванны разнообразит скучное купание.
Пазлы
Настольные игры и карточки
Сейчас в продаже предлагают несметное количество настольных игр. Просто выберете любую, которая понравится вашему ребенку, а также подойдет по возрасту. Такие игры развивают память, поднимают настроение и устанавливают теплый контакт с родителями.
Коллекционирование
Можно собирать магниты, маленькие камушки, ракушки, наклейки, да все что угодно ребенку.
Показ мод (для девочек)
Разрешите юной моднице достать свои наряды, а возможно и мамы тоже. Включите веселую музыку, расстелите красную дорожку и вперед.
Добрый доктор
Для этой игры понадобится игровой набор доктора или подручные средства (шприц без иглы, вата, крем). Пусть малыш лечит или взрослого или игрушек, если вам надо отвлечься на свои дела и занять ребенка 4-5 лет.
Перебирание монет
Дайте разнообразные монетки детенышу, пусть изучает и играет с ними, а возможно складывает по разным стаканчикам.
Игра с буквами
Данная игра поможет расширить словарный запас у ребенка. Вы можете ее составить сами, предварительно написав буквы на бумаге или купить готовую игру в магазине.
Учим буквы
Домик или палатка
Постройте халабуду из покрывал или разложите детскую палатку, ребенок сам придумает, что там делать.
Интересная лупа
Купите обычную лупу и пусть ребенок изучает различные предметы в увеличенном состоянии. А также можно предложить ребенку стать детективом и изучать улики по всей квартире.
Волшебные чернила
Нам понадобится: лимон, вода, зубочистка, тарелка, белая бумага, лампа. Смешаем лимонный сок с водой, затем макаем туда зубочистку и пишем послание на бумаге. Сначала будет ничего не видно.
Нам нужно нагреть под лампой (или в микроволновке) лист бумаги, и мы увидим, как волшебные чернила темнеют и их становится видно.
Цветное молоко
Нам понадобится: молоко жирное, средство для мытья посуды, пищевые красители (несколько цветов, тарелка). Нальем молоко в тарелку, затем капаем в молоко краситель (капли должны быть рядом друг с другом). Добавляем средство для посуды и смотрим как краски начинают двигаться. Для ребенка это будет очень увлекательным зрелищем!
Игры с использованием овощей
В этой игре вы должны уточнить представление ребенка об овощах, которые он видит и часто употребляет в пищу. Способствуйте развитию восприятия, обогащению словаря обозначением формы, цвета, вкуса, величины (круглые, длинные, красные, горькие, мягкие, хрустящие и т. д.) овощей. Упражняйте ребенка в узнавании овощей зрительно и на ощупь.
Для проведения игры приготовьте морковь (оранжевую, сладкую, можно есть сырую), свеклу (круглую, красную или темно-красную), лук (круглый, желтый, горький, можно есть и сырым, полезен для здоровья), огурец (зеленый, овальной формы). Показывая каждый овощ отдельно, спросите, что это, как называется, какого цвета.
Можно показать две разные по величине моркови и спросить, чем они отличаются. В беседе уточняете, что лук горький, но очень полезный, кто его ест, тот бывает здоровым и сильным. Морковь сладкая.
После этого можно сложить в мешочек овощи больших и маленьких размеров (морковь, свеклу, луковицу) и предложить ребенку найти в мешочке рукой морковь, затем свеклу и т. д., не заглядывая в него.
Для закрепления воспринятого скажите малышу, чтобы он выбрал из множества заготовленных геометрических форм из одноцветной бумаги похожие на морковь, свеклу и огурец, а из разноцветных полосок бумаги или из пластилина разных цветов — выбрать по цвету похожие на морковь, огурец и т. п. Аналогично можете ознакомить детей с фруктами.
Лепим палочки
Это занятие с ребенком позволит обучить его отщипывать от большого куска пластилина небольшие кусочки, раскатывать их между ладонями прямыми движениями, воспитать аккуратность. Покажите малышу несколько готовых палочек. Продемонстрируйте прием раскатывания комочка пластилина прямыми движениями: пусть он повторит их сначала в воздухе без пластилина, а затем в работе с пластилином. Поощрите за старание и аккуратность.
Для занятия понадобятся дощечка (или клеенка) и пластилин.
Лепим баранки
Научите ребенка сгибать палочки и соединять их концы, образуя кольца. Пусть он их рассмотрит, отметит форму. Побудите его к тому, чтобы он вылепил такие же баранки. Спросите, как можно это сделать (сначала слепить палочку, свернуть ее в кольцо и скрепить два конца, положив их один на другой или прижав один к другому). Поощрите ребенка за старание, аккуратность. Готовые баранки можно использовать в играх с куклами и другими животными.
Лепим свеклу большую и маленькую
Покажите ребенку свеклу. Предложите хорошенько рассмотреть, обратив внимание на форму, величину. Он должен разложить свеклу по величине: большая, поменьше и самая маленькая, а затем вылепить. Когда малыш закончит лепить, предложите показать свеклы, которые он вылепил, и сказать, какая самая большая, какая самая маленькая, разложить от самой большой до самой маленькой. Проверьте, правильно ли он это сделал. Ребенок учится сравнивать предметы по величине, определять «большая», «маленькая», «больше», «еще больше», «меньше», передавать различия по величине в лепке этих предметов, их общую форму.
Лепим колобок
Лепим лису
Покажите ребенку игрушку — лису и спросите: «Ты помнишь, мы с тобой читали сказку «Колобок». Колобок ты уже лепил, а сегодня мы будем лепить Лису. Посмотри, какая она красивая, яркая. Ты знаешь, как ее лепить?» — Покажите, как лепить голову.— «А это что?» — «Мордочка».— «Вот какая она остренькая. А что мы еще забыли?» — «Хвостик».— «Вот какой у Лисы пушистый хвостик». После того как ребенок вылепит Лису, похвалите его: «Какую красивую Лису ты слепил!».
Поделка из бумаги Самолет
Прямоугольный лист плотной бумаги, разделенный продольной линией, сложите пополам, а затем ножницами со стороны сгиба листа вырежьте корпус самолета и из оставшихся кусочков бумаги — крылья.
Старшие дошкольники смогут сделать это сами. Взрослые могут нарисовать корпус самолета на сложенном листе. В передней части самолета сделайте надрез, в который вставьте крылья. При изготовлении поделки старайтесь учитывать те навыки и умения, которыми владеет ваш малыш, и в соответствии с этим организовывать свою помощь ему.
Гирлянда из листьев
Материал: разнообразные листья (березовые, кленовые, осиновые, липовые). Гирлянда оформляется из листьев, примерно одинаковых по размеру. Для скрепления соберите крепкие травинки, или иглы сосновой хвои, или черешки кленовых листьев. Соедините листья за нижние и верхние основания, прокалывая два листочка вместе и как бы стягивая, за боковые стороны листьев — прокалывая тоже два листочка вместе и делая такой же маленький стежок.
Если осенние листья слегка прогладить горячим утюгом, удастся сохранить не только их форму, но и неповторимость оттенков. Из них можно сделать гирлянду — украшение к осеннему костюму на утренник или праздник.
Делаем зарядку
Предложите ребенку сделать зарядку. Показывайте простые упражнения, а он пусть повторяет. Можно включить веселую музыку для веселой зарядки.
Игры для детей 3-5 лет
Чем занять детей 4-5 лет? Зная ответ, многих родителей данный вопрос больше не вводит в ступор. В любом возрасте найдутся интересные и полезные занятия для детей дома и на улице. От родителей требуется только проявить инициативу и немного помочь своему ребенку.
«400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет» ГЛАВА 5. РАЗВЛЕКИТЕ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
Часто дети бывают не настолько здоровы, чтобы выйти на улицу и поиграть, и не настолько больны, чтобы оставаться в постели. В таком состоянии ребенок чувствует себя плохо не только потому, что болен, но и потому, что ему скучно. Постоянное сидение перед телевизором утомляет его, и он начинает хандрить. Плохое настроение может распространяться на других членов семьи быстрее, чем инфекция.
Есть много способов заставить работать мысли и воображение больного ребенка. Не позволяйте ему становиться пассивным и безучастным, если он может занять и развлечь себя. (Конечно, если ребенок болен серьезно, ему необходим покой и сон.) День или два, проведенные дома только вдвоем, могут стать прекрасным временем, когда вы сможете тесно общаться друг с другом и вам ничто не помешает. Используйте преимущества таких дней. Говорите друг с другом, играйте, доставляйте себе маленькие удовольствия — пирог с какао на тахте, попкорн и лимонный чай, молочный коктейль на завтрак. Даже если вы очень заняты, постарайтесь прервать ваши дела и уделите ребенку немного внимания, отдайте себя полностью в его распоряжение. Дни, когда дети болеют, трудно предвидеть, и поэтому болезнь доставляет неудобства занятым родителям. Но если у вас найдется немного свободного времени, вы сможете получить много удовольствия. Если вам нравится печь, но в обычные дни на это не хватает времени, принесите подушки и одеяло на кухню — пусть малыш удобно устроится в них, и пока вы готовите, он сможет поговорить с вами. Если вы не любите какие-то домашние дела — разбирать кладовку, гладить белье, — включите музыку и энергично принимайтесь за работу, пока ребенок чем-нибудь занимается рядом.
Иногда бывает трудно отвлечься от забот, которые занимают ваши мысли. Однако если обстоятельства сложились так, что вам пришлось остаться с больным ребенком именно в тот день, на который были запланированы важные дела, смиритесь; вместо того чтобы раздражаться, старайтесь провести время с удовольствием. Вы увидите, что несколько счастливых часов станут прекрасным лекарством для вас обоих.
Полезный совет
Если вашему ребенку захочется что-нибудь мастерить лежа в постели, дайте ему широкий поднос или крышку от большой коробки и еще подложите под них старое полотенце или простыню, чтобы не запачкать постель.
Игра в алфавит
Дайте ребенку несколько листов бумаги (лучше цветной), клей и нарисованные или вырезанные буквы. Теперь он готов складывать разные фигуры и слова или искать какую-либо букву из беспорядочно прикрепленных к бумаге. Затем посоветуйте ему найти все буквы его имени или буквы, частью которых является кружок.
Детские фотографии
Соберите детские фотографии всех членов семьи: вашего малыша, его братьев и сестер, а также попытайтесь найти свои детские снимки, фото дедушек и бабушек, дядей, тетей, кузенов и кузин. Ребенок получит огромное удовольствие, пытаясь определить, кто из членов семьи изображен на фотокарточке, и сравнивая их с тем, как они выглядят сейчас. Дети любят слушать рассказы о том, что они делали, когда были «маленькими», а также о своих близких.
Особое условие
Дети особенно радуются, занимаясь этим с бабушками и дедушками.
Зеркало
Даже самые маленькие дети любят играть с зеркалом. Небьющееся зеркало может стать хорошим дополнением к детской кроватке или манежу.
Дети постарше, которые умеют рисовать, могут использовать зеркало, чтобы изобразить свой портрет. Один раз можно нарисовать его карандашом, другой — цветными мелками. Смысл заключается не в том, чтобы точно передать черты лица, а в том, чтобы забавляться, глядя на себя в зеркало.
Кукольный театр
Спокойное и интересное занятие для ребенка, которому нельзя много двигаться, — игра в кукольный театр. Попросите его подготовить небольшое представление после обеда или полдника. Выберите несколько действующих лиц (кукол или других игрушек). Некоторые дети не испытывают никаких трудностей, сочиняя истории, другим необходимо подсказать начало. В любом случае, попросите ребенка придумать пьесу, отрепетировать и представить ее. Бели есть время, выберите своих героев и попытайтесь придумать сказку вместе. Возможно, вам захочется показать ее остальным членам семьи во время обеда.
Странный зоопарк
Чтобы заняться этой игрой, нужно уметь немного рисовать, немного рассказывать, обладать богатым воображением — и тогда вы получите массу удовольствия.
Ребенок закрывает глаза и на листке бумаги рисует каракули; открыв глаза, он рассматривает свой рисунок и решает, как превратить его в какое-нибудь необычное животное. Например, можно добавить десять глаз, три уха, четыре хвоста, шляпу-цилиндр и что-нибудь еще.
Помогите ему создать как можно больше таких странных животных и дайте им такие же странные названия. В один прекрасный день наш друг Джейсон обнаружил в своем зоопарке «оплопа», «илатормея» и пышущего огнем «дунка». Подобно Джейсону, ваш ребенок может собрать своих животных в странный зоопарк и развлекать членов семьи рассказами о них.
Сделай стежок
Многие дети как девочки, так и мальчики, любят шить. Один из способов развить навыки двигательной активности у вашего ребенка — посоветовать ему вырезать в двух экземплярах одежду одинакового фасона — две юбки, две пары брюк или два платья. Сложив оба кусочка вместе, проколите по краям отверстия, затем пусть малыш соединяет их с помощью веревочки, нитки или шнурка, вдетых в иглу для вышивания. Дети постарше могут учиться пришивать пуговицы к кусочкам ткани или делать маленькие одеяльца из разноцветных лоскутков.
Самодельная иголка
Если малыш еще не умеет пользоваться иголкой или ему трудно с ней справиться, помогите ему, обмотав конец шерстяной нитки целлофановой полоской так, чтобы получился острый конец.
Модельер
Вырежьте из твердого картона маленькую человеческую фигурку. Приклейте подходящее лицо. Это может быть лицо манекенщицы, вырезанное из журнала, фотография вашего ребенка или кого-нибудь из рекламного проспекта. Затем сделайте из такой же плотной бумаги образцы одежды для куклы, своего рода «лекала» рубашки, брюк, платья и юбки. Возьмите цветную бумагу или любой другой материал, имеющийся под рукой; пусть ребенок обведет «лекала» на цветной бумаге и вырежет их; таким образом, у бумажной куклы получится богатый гардероб.
Сделайте запас
Запаситесь несколькими кусочками шерстяных ниток, большим вязальным крючком (вместо иглы с ушком) и несколькими листами пластиковой сетки. Пусть ребенок попробует сделать украшение на стену или себе на пояс, или еще что-либо, подсказанное ему воображением.
Вспомни цвет
Подберите несколько небольших предметов разного цвета и формы. Например: желтое перышко, красное сердечко, черную игральную шашку и коричневый мелок. Пусть ребенок внимательно их изучит. Положите предметы в коробку и завяжите ему глаза. Засунув руки в коробку, он должен по очереди ощупать предметы, вспомнить какого они цвета и затем вытащить их. Снимите повязку, и пусть ребенок убедится, правильно ли он запомнил предметы.
Укрась стол
По мере того как дети взрослеют, у них возникает потребность в полезной деятельности. Предложите больному малышу подготовить сюрприз остальным членам семьи, украсив стол к ужину. Пусть он сделает бумажные салфетки, именные карточки и украшения для комнаты, а затем оформит помещение, в котором семья обедает. Если у вас найдутся время и силы, то по такому случаю можно приготовить что-нибудь особенное на десерт.
Сделай рыбку
Предложите ребенку найти изображения рыб в книгах, журналах и энциклопедиях, обращая внимание на их характерные признаки — плавники, хвосты, жабры, на их форму и окраску. Затем посоветуйте ему сделать собственный «аквариум». Малышу будет нетрудно нарисовать рыбок, выводя кружки и овалы и присоединяя к ним треугольники одним из углов. Раскрасив рыбок полосками и пятнышками, он вырежет и наклеит их на большой лист голубой бумаги (или серебристой фольги). Добавьте в «аквариум» водорослей, разрезав зеленую бумагу на волнистые полоски и приклеив их туда же. Мелом можно подрисовать пузырьки и волны. Когда все будет готово, покройте рисунок полиэтиленовой пленкой, чтобы получился мерцающий фон, создающий впечатление воды.
Можно сделать и по-другому: привяжите рыбку за веревочку и подвесьте на крючок так, чтобы она двигалась.
Честолюбивые замыслы.
Можно усложнить игру, вырезав две большие рыбы одинаковой формы, но при этом чтобы одна из них получилась чуть больше другой. Пусть ребенок раскрасит обеих рыб (с одной стороны), а затем скрепите их вместе скрепками так, чтобы края одной можно было загнуть на другую, но не до конца. Набейте пространство между ними туалетной бумагой и скрепите оставшуюся часть.
Геометрические фигуры
Пусть ребенок вырежет из плотной бумаги много-много кружков, прямоугольников и треугольников разного размера. Теперь можно их сложить в виде каких-нибудь фигур и придумать о них историю. Например, можно сложить длинный поезд, приклеивая кружочки (колеса) под прямоугольниками (вагонами), и соединить их маленькими черными полосками. Таким образом можно сделать роботов, кораблики и трубочки для мороженого, а также любые другие предметы, которые захочет ребенок.
Взгляд украдкой
Сначала предложите малышу вырезать из журналов картинки с животными и другими предметами. Когда он приклеит их на несколько кусочков бумаги, начните игру в загадки. Возьмите кусочки бумаги такого же размера, проделайте в них маленькие отверстия. Выберите одну из картинок и накройте ее кусочком бумаги. Пусть ребенок попытается узнать предмет, который он увидит через дырочку.
Можно сделать одну, две или, если требуется увидеть больше деталей, чтобы узнать ее, три маленькие дырочки в разных частях листка бумаги, или просто двигать его по поверхности картинки.
«Ювелирные» украшения
Детям разного возраста очень нравится мастерить «ювелирные» украшения — бусы, браслеты, брошки. Самые маленькие могут нанизывать на нитку с помощью большой иглы попкорн, макаронные изделия или сухие завтраки, чтобы из них получились «настоящие драгоценности». Квадратики цветной бумаги и пуговицы вполне сойдут за полудрагоценные камни. Сделав украшение, ребенок может раскрасить браслеты и ожерелья в любимые цвета каждого члена семьи. Детям постарше можно купить бисер.
Чтобы сделать брошку, вырежьте из плотного картона кружочки или какие-нибудь абстрактные фигурки, и пусть ребенок украсит их, приклеив горошины, лоскутки и обрезки ткани. Прикрепите с обратной стороны брошки безопасную булавку или можно проделать отверстие, в которое продерните шнурок, и тогда получится кулон.
Ваш помощник
Дети любят чувствовать себя полезными, и во время болезни их можно занять действительно нужными делами. Пусть ребенок разложит по цвету свои носки, или расставит в кладовке этикетками вперед консервные банки, или вытрет пыль с книг на своей полке. Кроме того, это подходящий случай, чтобы привести в порядок игрушки и найти пропавшие части от них.
Расскажи сказку
Дни болезни — идеальное время для чтения вслух; и у некоторых родителей всегда есть в запасе интересная книжка. Если вам необходимо, чтобы ребенок вел себя тихо, а времени для чтения нет, включите кассету с записью сказки. Ее можно купить, взять в фонотеке или записать самим.
Оправдание вины
Если вы слишком заняты на работе и не можете находиться вместе с больным ребенком, заранее запишите какие-нибудь сказки на кассету. Уходя из дому, оставьте кассету ребенку, чтобы он мог слушать ее в течение дня. В конце пленки, когда закончится последняя сказка, скажите ему несколько слов и попросите придумать другой конец этой сказки, которую вы прослушаете вместе с ним, когда вернетесь домой.
Время для кино
Если заболевание протекает с осложнениями, например, если ребенка беспокоит зуд при ветряной оспе или боль в горле, возьмите напрокат видеокассету и развлеките его. Для малыша необходимо подобрать фильм, соответствующий его возрасту. Детей постарше можно порадовать, показав им свой любимый старый кинофильм, который никто из остальных членов семьи не хочет смотреть.
0 кинофильмах
Выбирайте в основном хорошо известные вашему ребенку фильмы.
Понаблюдайте, как дети воспринимают немые фильмы с участием Чарли Чаплина; спросите своих друзей, какие из фильмов нравятся их детям больше всего.
Надписи в комнате
Если вам в руки попадет пара листов переводных картинок-букв или трафареты для букв (поищите их в магазине товаров для офиса или в канцелярском), то вашему ребенку можно предложить поиграть в спокойную игру, лежа в постели или находясь где-нибудь рядом с вами, пока вы заняты. Сначала предложите ему сделать таблички с надписями, которые необходимо развесить по всему дому. Первая из них предупредит, что в доме больной ребенок: «Джейсон болен». Следующие надписи будут, такими: «Комната мамы и папы» или «Комната Джейсона»; все это нужно сделать на большом листе бумаги и украсить орнаментом. Посоветуйте ему придумать таблички с напоминаниями: «Ты помылся?» и «Ты побрился?» (для ванной), «Улыбнись» (для зеркала). Если ребенок еще недостаточно хорошо знает алфавит, обведите буквы, которые он должен перевести на бумагу. Самые маленькие на листе бумаги могут нарисовать ими придуманные условные обозначения.
Коробочка с пуговицами
Есть ли у вас коробочка или баночка, куда вы складываете пуговицы — новые или от старой одежды? Больному ребенку будет интересно привести их в порядок. Пусть он рассортирует их по маленьким пакетикам или коробочкам. Все маленькие белые пуговицы нужно сложить в одну кучку, а большие белые — в другую. Все темные пуговицы отделить от фасонных и фигурных. Можно заниматься в кровати, разложив пуговицы на подносе; однако эта игра предназначена, конечно, для уже достаточно больших детей, которые знают, что пуговицы нельзя брать в рот или засовывать в другие отверстия.
Веревочные истории
Дети, которых лихорадит, очень любят прижаться к вам, когда вы читаете им или вместе слушаете кассеты. Ребенок, у которого легкое заболевание, может помочь вам придумать историю. Возьмите длинный кусок веревки и сядьте вместе на пол. Сделав из веревки кружок, спросите ребенка, на что это похоже, и начните сочинять рассказ. Затем один из вас может изменить расположение веревки, как ему захочется, и продолжить историю. Например, если ребенок смотрит на круг и говорит: «Солнце», вы начинаете рассказывать о ярком солнечном дне. Если же он говорит «огурец» — значит, начинается новая история. Время от времени, манипулируя веревкой, меняйте фигуры и придумывайте новые рассказы или продолжайте предыдущий. Сделайте волнистую линию, прямую линию, большие и маленькие кружки и т. д. Вы заставите работать свое воображение и ребенка. Смысл игры — подурачиться и повеселиться.
Найди парный предмет
Возьмите два бумажных пакета и положите в каждый из них по нескольку одинаковых парных предметов. Это могут быть шарики из ваты, квадратики шелковой материи, кусочки шерстяной пряжи, пуговицы разной формы, губка, разрезанная на разной величины мелкие части. Теперь ваш ребенок может превратиться в Волшебника.
Не глядя, он должен вынуть сначала какой-нибудь предмет из одного пакета, а затем найти такой же в другом. Понаблюдайте, сколько времени это будет занимать у него каждый раз.
Уборка в доме
Итак, вам пришлось остаться дома с больным малышом, и это нарушило ваши планы. Рабочий стол в офисе завален срочными бумагами, кроме того, есть длинный список дел, с которыми необходимо управиться дома. Пытаясь успеть везде, к концу дня вы чувствуете себя совершенно разбитыми. Однако есть и другой путь — выполнить только необходимый минимум работы и попытаться отдохнуть. День, проведенный дома вместе с ребенком, даст вам такую возможность.
Найдите старые пластинки или кассеты и под звуки любимой музыки начните уборку на кухне или займитесь каким-нибудь делом, которое вы давно откладывали. Пусть ребенок «поможет» вам, устроившись на одеялах и подушках, разложенных на полу. Если он чувствует себя достаточно хорошо, поручите ему какую-нибудь легкую работу. Помните, что смысл задания не в том, чтобы выполнить его как можно быстрее, а в том, чтобы приятно провести время, делая что-нибудь полезное.
Если старые мелодии напомнят вам о чем-то из прошлого, расскажите ребенку какие-нибудь случаи из вашей жизни. Спросите, что ему понравилось больше всего.
Чтение журналов
Вы сможете весело провести время, если вместе с ребенком будете рассматривать журналы. В них можно найти много интересного, даже не умея читать.
Например, предложите ребенку заняться систематизацией картинок. Найдите и вырежьте все картинки с изображением машин, зданий или кораблей. Ищите рисунки, где есть красный цвет или улыбающиеся люди. Если у кого-нибудь из вашей семьи есть увлечение, сделайте для него маленький буклет: для старшей сестры вырежьте все фасоны платьев, для папы — все картинки о спорте.
Можно увлечь ребенка анализом того, что он видит на картинке, заставляя работать его воображение. Пусть он учится делать выводы (почему люди носят портфели?), воспринимать пространственные отношения (что находится ближе к человеку — дом или лошадь?), отношения между людьми (почему этот человек держит ребенка на руках?), высказывать суждения (можно ли это животное приручить?) и приходить к заключению (как ты думаешь, почему стекло разбилось?).
Уголок коллекционера
Если вы не получаете иллюстрированные журналы по подписке, используйте рекламные объявления с картинками в газетах. Сложите их где-нибудь и храните до тех пор, пока они не понадобятся.
Коллаж
Аппетитное меню
Дайте ребенку бумажные тарелки и попросите приготовить несколько вкусных блюд. Это можно сделать, найдя в журналах картинки, на которых изображены продукты, а затем, вырезав эти картинки, наклеить их на тарелки. Когда все будет готово, пригласите кукол и игрушечных животных на завтрак, обед или ужин.
Заглавные буквы
Напишите в верхней части листа бумаги букву, с которой начинается имя вашего ребенка. Предложите ему по искать в газете или журнале изображения предметов, на звание которых начинается с этой буквы, а потом поищите слова, которые начинаются с этой же буквы. Вырежьте картинки и наклейте на лист бумаги. Затем под каждой иллюстрацией напишите печатными буквами название предмета.
Времена года
Сделайте книжечку с картинками, на которых изображены разные времена года. Для этого вырежьте их из журнала и распределите соответственно каждому времени года. Ребенок может нарисовать на листе бумаги то, что он обычно делает зимой, весной, летом и осенью, а потом подклеить эти рисунки в книжечку.
Буквы и слова
Напишите наверху каждой страницы журнала разные печатные буквы. Ребенок должен просмотреть страницу и найти слова, начинающиеся с буквы, которую вы написали. Пусть он обведет каждое найденное слово кружком. Затем помогите ему сосчитать все выбранные на странице слова и определите, какие буквы встречаются чаще всего.
Что я люблю
Поговорите немного о том, что вы любите больше всего: о любимой еде, игрушках, машинах, одежде. Пусть ребенок просмотрит журналы и найдет картинки с этими предметами, вырежьте и наклейте их на отдельные листы бумаги так, чтобы получилась книжечка.
Для тех, кого вы любите
Если у вас есть дедушки и бабушки или любимые родные, живущие в других городах, пусть ребенок продиктует, а вы напишите письмо и пошлите книжечку вместе с письмом в подарок кому-нибудь из близких.
Я нашел цифру
Дайте ребенку книгу или журнал и назовите номер страницы, которую он должен найти. Заметьте, сколько времени ему потребуется для этого. Затем попросите найти другую страницу. Запишите номера найденных страниц и время, затраченное на их поиск. Составьте их перечень так, чтобы можно было увидеть, какие цифры он находит легко, а какие с трудом. Собирая данные в течение некоторого времени и сравнивая их, можно заметить, как развивается ребенок, и определить, какие цифры представляют для него наибольшую трудность.
Коллаж из имен
Используйте для составления коллажа заголовки газет. Пусть ребенок вырежет буквы, из которых состоит его имя. Затем он должен составить свое имя, используя разные
шрифты букв. Пусть он соберет все возможные варианты написания, наклеит буквы на бумагу и оформит в виде коллажа.
И так далее
Начинающему читателю доставляет удовольствие находить в книге определенные слова. Напишите в верхней части страницы какое-нибудь распространенное слово, например «это», «он», «она» или «и». Пусть ребенок обведет кружком или подчеркнет каждое найденное на странице слово. После этого он может подсчитать, как часто это слово встречается.
Собери вместе
Пронумеруйте сверху чистые листы бумаги от одного до пяти и дайте их ребенку. Просматривая журналы, он’ должен искать предметы определенной’ категории и вырезать их изображения. Затем поместите на первом листе один предмет одной категории, на втором — по две картинки одного и того же предмета (два ботинка, два холодильника) и т. д.
Мой журнал
Изучая журналы, которые есть у вас дома, ребенок может сделать свой собственный журнал. Дайте ему несколько листов бумаги, клей, фломастеры и предложите сделать журнал, посвященный какой-либо теме. Закончив работу, пусть он «прочтет», о чем «написано» в его журнале.