Ребенок ноет что ему скучно
Ребенок жалуется, что ему скучно: советы родителям
Сообщения ребенка о скуке свидетельствуют о сложных эмоциях или желании привлечь внимание
«Мне скучно». Эту фразу родители могут слышать от маленьких детей по многу раз за день. И эти слова сбивают родителей с толку. Как ребенок может скучать, если у него есть много занятий на выбор? Или как ему может быть скучно, если до этого он целый день провел с другом? Родителям гораздо труднее избавить ребенка от скуки, чем одеть или накормить. Они не могут понять, почему слова ребенка о том, что ему скучно, иногда звучат как упрек, и никакой предложенный родителями вариант ребенку не подходит?
Попробуем разобраться, почему так происходит, и что родители могут с этим поделать.
Скука подразумевает желание человека найти что-то в окружающем мире, что его развлечет. Такое желание может возникать по многим причинам. Например, человеку могут быть неинтересны собственные мысли и действия – это так называемая «простая» скука. Но дети часто используют фразу «мне скучно» и в более сложных ситуациях.
Всем маленьким детям приходится справляться со сложными чувствами. Каждый день могут быть моменты, когда ребенок чувствует себя одиноким, напуганным, грустным, испытывает вину, стыд или злость. Иногда дети не могут самостоятельно справиться со сложными чувствами из-за усталости, очень сильной эмоции, или вины, или стыда по поводу своих чувств. И один из способов справиться со своими чувствами – это сказать родителям: «Мне скучно». Такую скуку можно было бы назвать сложной, потому что она сложна как для ребенка, так и для тех, кто пытается ему помочь.
Маленькие дети часто не просят прямо помощи, когда испытывают тяжелые чувства. Часто они даже не раскрывают своих чувств родителям. Один ребенок играет в свои любимые игрушки, и чувство радости от этого занятия помогает ему преодолеть беспокойство. Другой проживает свои чувства, разыгрывая различные сцены при помощи кукол или других игрушек. Третьи отвлекаются от тяжелых чувств с помощью компьютерных игр. Так или иначе, все они находят способ справиться со своими эмоциями.
Понимание этого дает родителям возможность помочь ребенку, который жалуется на то, что ему скучно. Во-первых, родители могут понять, что не любая их реакция может помочь. Например, если ребенок жалуется на скуку после того, как целый день играл с другом, не следует этому удивляться. Для ребенка 15 минут может быть достаточно большим отрезком времени для того, чтобы веселье сменилось скукой. Кроме того, скука может возникнуть в результате игры, и тогда в этих актах нет никакого противоречия. Возможно, за чувством скуки скрывается усталость от того, что ребенок играл целый день, или тревога от того, что весь день рядом с ним не было родителей. Если родители ставят под сомнение чувство скуки ребенка, он может чувствовать из-за этого стыд. Поэтому в первую очередь родители должны уважать чувства ребенка, какими бы неожиданными или неудобными они ни были.
Затем родители могут предложить ребенку способ справиться со скукой. Если эти предложения ребенку не помогают, он может сказать родителям, что нуждается в их присутствии. Ребенок пытается справиться со своими чувствами, которые ему мешают. Поэтому «сложную» скуку следует понимать как своего рода регрессивное поведение, когда ребенок требует родительского внимания.
Родители могут также помочь ребенку понять истинную проблему, которая вызвала у него скуку. Для этого нужно внимательно выслушать ребенка и предложить выход из ситуации. Приведем примеры.
Трехлетний Ваня весь день жаловался на скуку. Отца целый день не было дома, поэтому мама проводила с ним время, складывая с ним пазлы. Вместе с этим она разговаривала с ребенком о его чувствах, о том, как он, должно быть, скучает по папе (ведь обычно он в это время бывает дома).
4-летняя Света пожаловалась на скуку, когда возвращалась с родителями домой. До этого она целый день была в гостях у своей подружки. Мама спросила у нее, чем они занимались. Света ответила, что они весь день играли в куклы. Мама знала, что Света не любила куклы, поэтому она поддержала дочь, сказав, что ей, должно быть, непросто было целый день заниматься нелюбимым делом. Мама дала дочери высказаться, а по прибытию домой разрешила ей до ужина играть, во что она захочет.
Родителям не стоит беспокоиться о том, что, если они будут каждый раз реагировать на сообщения ребенка о том, что ему скучно, то тем самым разбалуют его. Ребенок становится более гибким и способным справиться со своими чувствами, если родители помогают ему в этом. Ребенок может развить зависимое поведение только в том случае, если родители сами бросаются ему на помощь при малейших проявлениях скуки или если они чрезмерно его опекают.
Разумеется, в реальной жизни родители не всегда могут бросить все дела, чтобы провести время со скучающим ребенком. Но в такие моменты они могут определить истинную причину поведения ребенка, даже если не могут уделить ему время. Таким образом, родители всегда могут дать понять ребенку, что они готовы прийти ему на помощь и помочь справиться с эмоциональными трудностями.
Что стоит за словами ребенка «Мне скучно»
Советы родителям о том, как понять своего ребенка и помочь ему возобновить интерес к занятиям
Более того, слово «скучно» имеет разное значение для разных детей в разное время. Иногда малыши говорят, что им скучно, когда им требуется указание или идея о каком-либо занятии, и они надеются получить подсказку от родителей. А иногда таким способом ребенок пытается сказать: «Я хочу, чтобы вы обратили на меня внимание».
Если очень маленький ребенок говорит, что ему скучно, как правило, он имеет в виду «Мне не нравится то, что я сейчас делаю». В этом случае обязанность родителей заключается в том, чтобы придумать для него другое занятие.
Придумайте несколько фраз для начала разговора с ребенком. Спросите у своего дошкольника «Какая твоя любимая сказка?», «Если бы ты мог купить что угодно в продуктовом магазине, что бы это было?». Займите ребенка маленькими заданиями, например, он может посчитать, сколько яблок лежит в холодильнике или сколько в доме стульев.
Некоторые дети утверждают, что им скучно в школе. Родители должны уметь грамотно «переводить» эту фразу. Что на самом деле она означает? Часто скука – это сигнал о том, что действия ребенка необходимо перенаправить.
Возможно, он пытается вам сказать, что ему скучно, потому что уроки в классе совсем не сложные: «Мне это не интересно. Нет никакого стимула делать это, когда я уже знаю, что оно мне по силам». С другой стороны, ребенку может потребоваться более детальное руководство, например, в такой ситуации, как «Я вроде бы это понимаю, но не знаю, с чего начать. Я не знаю, в каком направлении мне двигаться».
Допустим, вашему ребенку необходимо подготовить доклад о пчелах и выступить на уроке перед классом. Тема для него интересная, он в восторге от такого задания. Но с чего и как ему нужно начинать?
Вот где требуется участие родителей. Детям нужны тренеры, наставники. Родители должны принимать на себя эту роль. Важно помогать ребенку шаг за шагом. Дайте ему поэтапное направление, траекторию, чтобы он мог подготовить доклад по порядку.
Возможно, вашему ребенку не подходит стиль преподавания его учителя. Лучший способ это выяснить – задавать ему вопросы. Спросите у ребенка: «Что конкретно было скучным для тебя? Что ты делал на этом уроке? Ты справился раньше других детей?».
Учите детей терпеть и уметь ждать
С другой стороны, слово «скука» может означать что-то совершенно иное. Иногда это слово связано с чувством самостоятельности и организацией деятельности. Дети в наши дни практически не умеют развлекать себя сами.
Это часто происходит потому, что они слишком много времени проводят перед экранами. Телевизор, видео- и компьютерные игры – очень интересные, но пассивные занятия. Они не требуют от детей истинных навыков внимания и не помогают учиться преодолевать скуку.
Поэтому очень важно учить детей способам избегать скуки и находить себе занятия. Спросите у ребенка: «Как ты можешь занять себя во время ожидания?». Предложите ему заняться чем-нибудь самостоятельно, например, рисовать, что-то раскрашивать или собирать конструктор. Вы можете воспользоваться таймером в игровой форме, который будет отмерять время самостоятельных игр ребенка. Постепенно увеличивайте промежутки времени, чтобы он привыкал играть сам.
Метод использования таймера также полезен при выполнении домашних заданий. Он профилактирует возникновение конфликтов, которые порой случаются из-за частого вмешательства родителей в работу ребенка, особенно когда им приходиться повторять «Ты делаешь это неправильно».
Установите таймер на немного более длительный период, чем ваши дети могут заниматься самостоятельно, и помогите им составить план выполнения учебных заданий. Когда таймер выключится, проверьте их и постепенно увеличивайте время, которое они проводят за самостоятельным обучением.
Некоторые дети, жалующиеся на то, что им скучно в школе, склонны обращать больше внимание на негатив. У них довольно плохое отношение к школе в целом. Когда они постоянно говорят, что школа – это скукотища или полная ерунда, это может быть частью модели негативного мышления.
Как помочь детям изменить подобное отношение? Попросите их вспомнить и рассказать вам о трех хороших фактах прошедшего дня в школе. Затем спросите, чего они с нетерпением ждут от следующего дня. Помогите им увидеть, что каждый день приносит что-то хорошее. Иногда дети просто не замечают позитив.
Итак, что делать, когда ребенок говорит, что ему скучно?
Когда ребенку скучно
Юлия Луговская организатор праздников и создатель квестов
Взрослым бывает трудно понять, отчего постоянно фантазирующий и любознательный малыш так часто жалуется на скуку. Почему он не в силах потерпеть даже пять минут очереди? Как можно скучать, надевая ботинки и кушая кашу? И почему не прекращаются детские жалобы дома, где так много интересных игрушек?
Невыносимость ожидания
В транспорте, на автобусных остановках, в очередях нередко можно увидеть ноющего, прыгающего от нетерпения, а иногда и плачущего ребенка. Он не хочет понимать, что значит ждать и со всей остротой детского «здесь и сейчас» переживает однообразие обстановки, ограниченную подвижность, усталость. И не стоит в этот момент заниматься воспитанием малыша, лучше как-то облегчить неприятное ожидание.
Всегда носите с собой мелкие игрушки и интересные вещицы. Фонарик-брелок, пальчиковая куколка, маленькая машинка, воздушный шарик, наклейки не займут слишком много места в сумке, а малыш будет им рад. Предложите ребенку взять с собой сумочку или рюкзак с игрушками для дороги.
Составьте и всегда носите с собой список возможных развлечений. Очень трудно вовремя вспомнить, чем занять ребенка. А список вам подскажет подходящую словесную игру, подвижную забаву, шутку, загадку или интересную тему для разговора.
Помните, что нытье и жалобы на скуку могут иметь и другую причину. В очереди к врачу малышу не так требуются развлечения, как ваши любовь, утешение и поддержка.
Неинтересные дела
Если ребенок уже пережил кризис «Я сам», вы наверняка столкнулись с проблемой — умеет, но не хочет. Не хочет сам одеваться, кушать, убирать за собой. И ребенка можно понять — первая радость самостоятельности прошла, руки еще плохо слушаются, и тарелка каши кажется бесконечной.
Но увлечь малыша неинтересным занятием довольно просто. Например, соревнуйтесь, кто быстрее оденется. Или предложите проверить, сколько вещей успеет ребенок надеть за 5 минут. Придумайте игру, которая сделает выполнение задания интересным.
Разрешите малышу убирать игрушки, пока не станет скучно. А потом сделайте перерыв и займитесь чем-то приятным.
Будьте рядом, и ребенок легче справится со всеми делами. Иногда можно чуть-чуть помочь, подсказать.
Скажите ребенку: «Жаль, что ты разучился надевать ботинки. Сейчас посмотрю погоду, и придется самой тебя одевать. » Есть вероятность, что малыш решит сделать вам сюрприз.
Учите ребенка оптимизировать процесс. Расскажите, почему стоит заменить чайную ложку десертной. Покажите, как просто собрать детали металлического конструктора магнитом.
Расскажите малышу, как вы сами справляетесь со скучными делами, поделитесь своими творческими способами борьбы с рутиной.
«Мама, мне скучно»
Когда ребенок скучает в невеселом месте или за неинтересным делом, его можно понять. Но нелегко принять ситуацию, если нытье «Мне скучно» раздается из детской, заполненной лучшими играми, игрушками, книжками.
Многих маленьких детей не интересуют игрушки. А вот домашние дела, которыми заняты родители, обладают необыкновенной привлекательностью. Разрешите малышу участвовать в стирке, уборке, приготовлении пищи. Наблюдение за различными делами даст ребенку огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас поварешку или губку для мытья посуды, и отправится на собственные хозяйственные работы.
Бывает, отсылаешь ребенка в детскую, а он все приходит, и мешается под рукой и виснет на вас. Нужно понять, что тут потребность не в игре, а в маме. Обеспечьте крохе несколько часов полноценного общения и безраздельного внимания. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество. Не забывайте и о том, что ребенок очень хорошо чувствует, когда от него хотят избавиться, и всеми силами старается этого не допустить.
Умение играть в машинки или строить дом из кубиков — не врожденный навык. Учите малыша различным играм. Если он хорошо освоит какую-то игру вместе с вами, потом сможет играть в нее и сам. Ребенку постарше расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры. Давайте малышу игровые задания. Предлагайте уложить кукол спать, починить машину, накормить всех зверей. Хорошо, если кроме заданий вы предложите ребенку необычные инструменты для игры (например, гаечный ключ для машины или вымытое корытце от творожка для угощения зверей).
Всем родителям приходится становиться немножко волшебниками. Умение наколдовать мешок игрушек (которые несколько месяцев назад были временно убраны), смастерить куклу или вырезать из цветного картона дворец, придумать игру или рассказать сказку, нарисовать карту местонахождения сладких сокровищ в вашей квартире дается не сразу. Но это самое надежное средство от детской скуки.
Поводы для скуки
Иногда воодушевленные родители ведут малыша в музей, на выставку, в театр. А ему там непонятно и неинтересно. Не стоит думать: «Все дети любят цирк (зоопарк, зоологический музей)», любому новому делу должна предшествовать подготовка. Расскажите, что ожидает малыша, посмотрите фотографии, почитайте подходящие книги, поиграйте в музей или организуйте собственную выставку.
Многие дети любят ходить в гости. Но там их нередко поджидает разочарование — взрослые увлекаются разговорами и ребенок не получает ожидаемого внимания. Если у ваших друзей есть дети — продумайте заранее совместные игры для них. При поездке к бездетным друзьям или родственникам привезите несколько старых игрушек и какие-нибудь новые развлечения (раскраску, игру, набор для творчества).
Жалобы на скуку могут возникнуть и тогда, когда вы предлагаете ребенку что-то не соответствующее его возрасту, настрою, увлечениям, потребностям, практическим умениям. Не стоит опасаться читать малышу слишком сложную книгу или объяснять то, что ему не по возрасту. Но нужно постоянно следить за интересом ребенка и уметь вовремя остановится.
Если малыш не играет, находится один в комнате, волей обстоятельств лишен игрушек, это совсем не значит, что он скучает. Возможно, он фантазирует, мечтает, думает или просто наслаждается свободой от родителей и их внимания. Чем старше ребенок, тем сильнее в нем потребность иногда побыть наедине с самим собой, «поскучать и помолчать».
Детская скука: как помочь скучающему ребенку?
«Мама и папа, мне скучно!» – эта фраза является, пожалуй, самой популярной жалобой у современных детей. Одни родители расстраиваются, что не могут организовать интересный досуг для ребенка, другие раздражаются, считая, что дети сами должны находить себе занятие.
Откуда берется детская скука? Следует ли придумывать для малыша новые игры или предпочтительнее научить его развлекать себя самостоятельно?
Психологи уверены, что не стоит выдумывать разные виды активности, чтобы занять ребенка, и тем более предлагать ему посмотреть телевизор или поиграть в компьютер. Дошкольники должны понять, что в жизни бывает свободное, «скучное» время.
Этот период малыши должны потратить на исследование внешнего и своего внутреннего мира. Тем самым они учатся фантазировать, создавать что-то новое.
Кому некогда читать статью, смотрите видео
Откуда же берется скука у ребенка?
Прежде чем понять, как реагировать на жалобы малыша, который утверждает, что его ничего не интересует и ему нечем заняться, необходимо разобраться, что стоит за подобным поведением.
Как помочь скучающему ребенку?
В первую очередь психологи советуют родителям отложить ненадолго свои дела и уделить внимание заскучавшему чаду.
Если же скука не отступает, расскажите ребенку, что иногда можно просто отдохнуть, насладиться свободным временем и никуда не торопиться. В этом случае он сможет накопить силы для будущих свершений. О чем еще следует помнить взрослым?
Детская скука и гаджеты
Некоторые родители оказывают детям медвежью услугу, сражаясь со скукой с помощью мультфильмов, компьютеров, игровых приставок и прочих современных гаджетов.
Специальные исследования показали, что ребенок, постоянно пользующийся планшетом и ноутбуком, намного чаще испытывает скуку в отличие от сверстников, которые любят подвижные и настольные игры, умеют играть в компании.
Кстати, любовь к компьютеру может перерасти в настоящую зависимость.
Вы забудете про детскую скуку, если научите малыша читать и привьете ему любовь к книгам.
На страницах литературных произведений его ждет волшебный мир, полный приключений и новых встреч. Безусловно, вам придется потратить много времени, чтобы приучить ребенка к чтению, закрывая книжку на самом интересном месте.
Кстати, зачастую родители сталкиваются с обратной стороной медали – дети настолько увлекаются чтением, что их приходится буквально отрывать от любимого книжного персонажа. В этом вам поможет тот же самый список мероприятий, который вы составляли для борьбы со скукой.
Не переживайте, если вы успели перепробовать все вышеописанные способы, а ваш отпрыск продолжает жаловаться на скуку. Объясните ему, что взрослые тоже иногда скучают и это вполне естественно. Попробуйте успокоить ребенка, а через несколько минут вы увидите, что он сам нашел для себя подходящее занятие.
Как бороться с детской скукой
Что такое скука?
Это состояние бывает у всех — и у детей, и у взрослых. Мы маемся, не знаем, чем себя занять, слоняемся из угла в угол. Но далеко не всегда такая пауза в делах, состояние скуки и уныния означают, что для ребенка срочно нужно придумать новые занятия.
А именно так и поступает большинство родителей, когда ребенок жалуется на скуку: мы или начинаем немедленно придумывать для него дело, чтобы отвлечь, или сердимся, потому что он отвлекает нас от наших дел. Кроме того, слова «мама, мне скучно!» почти гарантированно запускают в нас чувства вины и тревоги: во-первых, я — плохая мать, потому что ребенок жалуется, а значит, ему плохо, он страдает. Во-вторых, раз ребенок не умеет себя занять — это верный признак того, что мы его не так воспитали, не предоставили ему достаточно возможностей для развития, не научили его искать себе развлечений самостоятельно, и вообще, непонятно, какое будущее его теперь ждет.
Но дело в том, что, независимо от принятых в семье методов воспитания, современные дети действительно гораздо хуже умеют находить себе дело и организовывать игры. Главные причины для этого кроются в двух обстоятельствах: это электронные гаджеты, на которые они «подсаживаются» уже с младенчества, и нынешняя городская среда, предлагающая слишком мало возможностей для взаимодействия детей друг с другом.
С кого берем пример
В эволюционной норме дети развиваются, наблюдая за старшими и подражая им. Младенец постоянно находится с матерью и среди людей — таким образом он не чувствует тревоги и беспокойства, все ресурсы его психики используются для роста и развития. Всего пару поколений назад малыши имели возможность наблюдать за тем, как жизнь и взрослых, и других детей постоянно наполнена событиями.
Вот бабушка готовит обед, малыш сидит рядом и наблюдает, ему дают пару кастрюлек и деревянную ложку. А если все происходит на большой коммунальной кухне — вокруг еще больше интересного! Вот мама стирает вещи в корыте, а папа паяет, чинит машину, собирает и разбирает приемник. Дедушка на дому мог заниматься каким-то кустарным промыслом, или чертить, или ремонтировать обувь. А еще вокруг столько соседских детей разного возраста, все общаются, играют в «чижа» и «вышибалы», в куклы и дочки-матери, все ссорятся и мирятся, придумывают новые игры и меняют правила привычных. Конечно, с тех пор наша жизнь очень изменилась, но и тут есть чему поучиться и есть что имитировать.
Одна из самых важных проблем современных детей — совсем не отсутствие возможностей для общения или интересных занятий (при желании их можно найти или организовать), а увлечение гаджетами. Обратите внимание, даже во время прогулки дети сидят на лавочке, у каждого в руках планшет или телефон, или один играет — остальные смотрят, или каждый играет в свое. Дома ребенок тоже наблюдает, в основном, родительские спины, закрывающие экран. Согласитесь, что современное домашнее хозяйство уже не столь увлекательно и трудозатратно, подражать особо нечему, разве что разгрузить и снова загрузить стиральную или посудомоечную машину.
Дело или развлечение?
Можно провести простой эксперимент, и, скорее всего, вы так уже делали и наблюдали удивительные результаты. На даче, в деревне или в походе, где нет компьютера и Интернета, скуки тоже нет и в помине. Ведь там есть дела, которые просто необходимо делать, например: принести дров, натопить печку или развести костер, следить за огнем, принести воды, приготовить еду. Есть некоторое количество домашних животных, которых надо кормить и выгуливать, есть сад, огород, походы в «большую» деревню за хлебом.
Плюс есть компания соседских детей всех возрастов, велосипеды, самокаты, рыбалка, настольные игры и самодеятельные постановки. Да, к вечеру родители падают с ног, зато им совершенно точно не надо решать ежедневную задачу — «чем бы занять детей, чтобы они не разнесли дом». Скорее, проблемой было «как дозваться их к ужину». Вывод очень простой. Ребенка и вправду необходимо учить играть, показывать ему мир, предлагать самые разные возможности для приложения фантазии и сил. В его опыте нет готовых схем взаимодействия ни с предметами, ни с людьми. Хорошо, когда в семье несколько детей и старшие готовы поиграть с малышом. А вот кто научит старших?
К тому же все увеличивается число детей, которые не ходят в детский сад, а только на «развивалки». Где-то мест в садах не хватает, где-то условия совсем не подходящие, но проблема остается: ребенок пропускает жизненно важный для него этап — развитие в игре. Потому что на «развивалках» свободного взаимодействия детей нет, только структурированное времяпрепровождение, учеба. Но дети обязательно должны играть, это биологически запрограммировано.
Пропущенный игровой этап потом возьмет свое, в начальной школе. Так что давайте договоримся: лучший способ предотвратить скуку — это оградить малышей от гаджетов, приглашать в гости разновозрастные компании, с трех лет стараться водить ребенка в садик и не рассчитывать, что он будет уметь играть самостоятельно и «развлекать себя сам» как минимум лет до пяти.
Откуда ты, скука?
Давайте попробуем разобраться, что может скрываться за жалобами ребенка на то, что ему совершенно нечем заняться и ничего не хочется делать.
Творческая скука — состояние, при котором внутри зреет какое-то событие, план, толкается в груди или в голове как не написанное еще стихотворение. Мы смутно ощущаем это как давление, как нечто, что должно состояться, но мы пока не знаем — как и что именно. Это, как писали поэты, некое «томление духа», и это состояние ресурсное, то есть дающее потенциал для дальнейших действий.
Специально прерывать такое состояние просто неразумно, ведь как раз из этой скуки и получаются потом озарения и «вырастают» достижения. Но, чтобы творческая энергия нашла, наконец, свой канал и ударила, как молния, необходимы уединение и время. Выключить телевизор и телефон, закрыть планшет, послушать себя. Вспомните свои зимние каникулы. Таких длинных выходных у взрослых тогда не было, 2 января все возвращались на работу, дети оставались одни или их отправляли к бабушке. В телевизоре одна программа, мультики или фильмы показывают раз в день.
Можно, конечно, походить и поскучать вслух: «Бабушка, ну мне скучно, ну придумай что-нибудь!» Но с бабушкой не забалуешь, она может посадить крупу перебирать или вспомнит, что на каникулы задавали читать что-то по программе. Так что лучше и безопасней изобрести что-то самостоятельно. Часок побродишь по дому — глядишь, идея нанизывать пуговки на ниточку кажется вполне себе привлекательной. Такой вид скуки — фактически просто пауза, во время которой ребенку нужно только ваше присутствие рядом.
Тревога. В школе — проблемы, родители поссорились, сбежала кошка или подруга назвала обидным словом — все это останавливает творческие процессы в душе, застревает душным и колючим комом в горле и желудке. Для маленьких детей, до 8−9 лет, невыносимо, например, ожидание мамы, если ее долго нет (а долго — это более получаса). Если в ранне-подростковом возрасте для любого ребенка полдня в пустой квартире — подарок и счастье, то для малыша 4−5 лет это непомерная нагрузка.
Да, нашим бабушкам приходилось с трех лет вести хозяйство и присматривать за новорожденными, но мы же не будем в наши дни считать нормой способы выживания в военное время, правда? Получается, что внешне скучающий ребенок просто не знает, чем себя отвлечь от беспомощной обиды. Телевизор как раз хорошо отвлекает, но мама, придя домой, начинает ругаться, что уроки не сделаны, суп не съеден. А ребенок просто вас ждал, чтобы выдохнуть, расслабиться и начать, наконец, жить дальше.
Перегрузка впечатлениями. Состояние, когда «тошнит от конфет» (конфеты — это впечатления), и психике нужно время, чтобы переработать и уложить в долговременную память весь ворох увиденного, услышанного, пройденного. «Лекарство» от такого состояния — так называемая «стимульная депривация», или «режим тишины». Просто уберите все раздражители — визуальные, звуковые, информационные — и помогите ребенку некоторое время побыть в «паузе», помолчать, прислушаться к ощущениям.
Неумение играть. То, что выглядит как скука, на самом деле неспособность ребенка занять себя самостоятельно. Такое часто происходит, если его знакомство с телевизором или компьютерными играми состоялось слишком рано. Принцип действия электронных игр и приложений основан на связке «действие — немедленная реакция»: чтобы получить результат, ребенок просто должен водить пальцем по экрану, нажимать на кнопки или их определенную последовательность, всегда одинаковую, и задержки между этими событиями практически нет.
Кроме того, ребенок находится в пассивной роли, никак не задействует воображение, фантазию, новые идеи, не проявляет инициативы, не вынужден договариваться с другими участниками о правилах игры или вырабатывать свои собственные правила. При этом многие родители уверены, что ребенок просто обязан уметь играть самостоятельно и длительное время уже с 3−4 лет. Но это не так, и такие нереалистичные ожидания — одна из основных причин родительского раздражения.
Желание получить новые впечатления. Это скука под девизом: «Чего-то хочется, а чего — не знаю». Это когда есть то, настоящее, привлекательное и волшебное, но оно по какой-то причине недоступно. Тогда то, что есть под рукой, разом теряет всю свою ценность, все становится как будто подернуто пыльной дымкой, фокус внимания сосредотачивается на желанном объекте. А все «заместители» отвергаются: конечно, ну кто будет в здравом уме и твердой памяти играть в надоевшие кубики, когда в телевизоре показали самый новый набор трансформеров. Лучший способ справиться со скукой в этом случае — не предложить ребенку готовое решение или идею, которую он может реализовать сам, а вместе с ним заняться чем-то необычным: приготовить обед в японском стиле, нарисовать семейное генеалогическое дерево.
Потребность во внимании. Очень часто, сообщая родителям о скуке, ребенок имеет в виду не то, что ему нечем заняться в данный момент времени, а то, что он чувствует себя одиноким, неприкаянным, скучает по вашему вниманию. Не стоит предлагать варианты занятий, это не то, что нужно ребенку сейчас. Просто скажите спокойно: «Да, дорогой, я вижу, тебе нечем заняться», — обнимите ребенка, погладьте по голове. Хороший вариант — поговорить с ребенком о нем самом, «наполнить» его вашими эмоциями, связанными с тем, что он есть, его любят: это могут быть рассказы о том, как он был маленьким, или какие-то забавные случаи, или просто перечисление вроде «ты любишь яблоки, строить башни из песка, купаться с пеной».