Ребенок очень медлительный что делать
Ребенок очень медлительный что делать
Гиподинамический синдром: «медлительные дети»
Гиподинамический синдром – это не просто темперамент или черты характера. Это врожденная слабость процессов возбуждения в центральной нервной системе. Поэтому такому ребенку чисто физически с рождения постоянно необходима внешняя стимуляция со стороны взрослых. Очень важно понимать, что своим медлительным поведением он не хочет никого злить, он не ленится и не капризничает, он правда не может быть «шустрее»!
Причинами такого состояния могут быть особенности перинатального периода: заболевания, гипоксия, травмы, а также семейная предрасположенность.
Как распознать гиподинамический синдром?
Дошкольный возраст
Школьный возраст
Как помочь?
Что делать со школой?
Нельзя ни в коем случае отдавать неподготовленного гиподинамичного ребенка в школу! Он не сможет «наверстать»! Лучше подождать еще год в детском саду и обязательно ходить на подготовительные курсы. Желательно – к той учительнице, к которой планируется приход в 1 класс. Идеальная учительница для таких детей — похожая на самого ребенка — спокойная, терпеливая, не вспыльчивая, не слишком требовательная к безукоснительной дисциплине в классе. В противном случае ребенку будет сложно, может быть полная потеря интереса к учебе.
Перед началом учебы желательно поговорить с учителем, предупредить о наличии такого синдрома у ребенка, чтобы учитель был вашим союзником.
При выполнении домашних заданий родители должны быть очень терпеливы не ускорять ребенка, однако помогать ему не отвлекаться. Выполнять задания нужно от простых к сложным. И, конечно, не забывать хвалить!
⠀
«Существует миф, что все сложности темперамента и поведения — всегда проблемы нервной системы»
Ребенок все делает медленно, отстает от одноклассников, везде опаздывает — это проблема или индивидуальная особенность? Вести к специалисту или расслабиться? Поговорили об этом с психологом Анной Соболевой и неврологом Вероникой Оранской.
Вероника Оранская — невролог, эпилептолог клиники доказательной медицины EVIclinic и ценра эпилептологии и неврологии им. А. А. Казаряна (г. Краснодар). Ведет блог в «Инстаграм».
— Симптомом какого заболевания может быть медлительность ребенка?
— Если это темперамент человека, когда он все делает медленно, но обстоятельно, одна ситуация. Если он делает все медленно потому, что не понимает, как действовать быстрее, отвлекается или для него это максимально возможная скорость деятельности, уже другая. В первом случае, как правило, проблем нет. Ребенок постепенно адаптируется к условиям среды, а она принимает во внимание эту особенность. Когда медлительность обусловлена нарушением учебных навыков, например, при дислексии, то с увеличением объемов нагрузки будут ухудшаться и показатели производительности. Если нарушение серьезное, то даже при работе с ним оно может сохраняться. Еще можно говорить о медлительности в контексте ослабленного физического состояния человека.
— Это может быть на фоне нарушений со стороны щитовидной железы, при анемии. Сегодня популярно вегетарианство, и далеко не все родители ставят в известность врача о своих пищевых традициях. А дети с ограниченным меню требуют постоянного мониторинга усвояемости питательных веществ. В случае таких проблем медлительность будет одним из проявлений заболевания: человек болен системно и не может что-то быстро сделать, потому что ослаблен.
— Какие еще болезни могут провоцировать медлительность?
— Чаще всего, как я сказала выше, это все-таки особенность темперамента либо какие-то системные процессы в организме. Иногда, если ребенок не справляется с действиями, которые требуют координации движений, развитой мелкой моторики, это может быть признаком какого-то двигательного нарушения. Например, легкие формы ДЦП с высоким уровнем общих моторных функций. То есть нарушение движений, связанное с повреждениями головного мозга.
— Разве можно не заметить проявлений ДЦП, пусть и легкой формы?
— Как правило, родители приходят с такими проблемами, то есть замечают. Все зависит от индивидуальных особенностей и степени повреждения. Когда ребенок рождается, его нервная система незрелая. И пока не придет время формирования тех или иных навыков, мы не можем сказать, есть ли задержка в развитии. Как правило, с 3–4 месяцев можно уже заметить симптомы ДЦП. Соответственно, чем позже они проявляются, тем меньше степень тяжести. Если у ребенка есть двигательные нарушения, они корректируются, прежде всего, лечебной физкультурой. Медикаментозно можно повлиять на мышечный тонус, течение генетических и других системных болезней, если лечение разработано. Подобных состояний не так уж много, а имеющиеся в виду препараты — это не ноотропы или прочие «улучшайзеры мозговой деятельности».
— А вообще, применяют в отношении медленных детей какие-то стимулирующие препараты?
— Это популярный вопрос на приеме у детского невролога. Действительно, у родителей существует миф, что все сложности темперамента и поведения — всегда проблемы нервной системы. Но это не так.
Волшебных таблеток тут быть не может, так как чаще всего, повторюсь снова, проблема либо педагогическая, либо это темперамент, либо это стационарное нарушение развития, сочетающееся с особенностями интеллекта. И в последнем случае мы тоже не можем кардинально изменить что-то.
Реально только попробовать научить работать максимально хорошо и слаженно то, что имеем. Это большая трудная работа. Родителей можно понять в плане поиска лечения, потому что специалистов дефектологов, которые могут помочь в такой ситуации, очень мало. Особенно на периферии. И все вокруг при этом говорят про «мы покололи витамины и все наладилось». Бывает тяжело принять, что работа с ребенком, у которого имеется какое-то нарушение, — это годы кропотливого труда без гарантии какого-либо результата.
— То есть все способы стимуляции активности у ребенка — это всегда работа над общим развитием?
— В основном это работа с режимом, адаптация ребенка к условиям среды. И опять же надо понимать и разделять: просто медленно все делает или совсем не справляется и быстро устает. Если последнее, то надо выяснять причину, почему. Родителям нужно спросить себя самих: «Проблема у ребенка или у окружающих?». Если первое, то на это надо обратить внимание. Если проблема у окружающих, то это проблема окружающих. Если человек привык обстоятельно обедать, а его торопят, то он разумно отказывается торопиться. Это не у него проблема, а просто кто-то ведет себя неадекватно. А если человеку надо что-то понять, но он не может, есть хроническая неуспеваемость, он не способен не только учиться, но и даже нормально держать столовые приборы, нарушена мелкая моторика, то лучше обратиться за консультацией к неврологу.
— А развитие крупной моторики может «убыстрять» медленных детей?
— Теоретически развитие крупной моторики способствует развитию ощущения себя в пространстве, и на базе схемы тела уже формируется схема разума. Но достоверных исследований на эту тему нет. Если ребенок развивается, бегает, прыгает, то теоретически он лучше будет осваивать ментальные задачи. Даже завязывание шнурков развивает пространственное мышление.
Анна Соболева — психолог. Работает со страхами, тревожностью, напряжением.
— Каково мнение психолога: медлительность ребенка — проблема?
— Ребенок может быть медлительным в силу особенностей нервной системы и темперамента. Может быть и так, что в стрессе ребенок делает все быстро, а в покое — медленно. Или, наоборот, — в стрессе замедляется, а в спокойной ситуации убыстряется. Могут быть и особенности когнитивных процессов, восприятия. Например, ребенок не научился обобщать информацию или структурировать ее, и сидя на уроке, он часть ее не воспринимает и не понимает. Поэтому он и замедляется, ему сложно сориентироваться. Или могут быть проблемы с вниманием. Тогда ребенок начинает все делать быстро и бодро, а через 10 минут его внимание переключается, и дальше он сидит с уроками 3 часа, пока к нему не подойдут. То есть все очень индивидуально, и надо смотреть на конкретную ситуацию. Но в целом медлительность как темп деятельности — особенность нервной системы и темперамента и может быть абсолютной нормой.
— А если это влияет на успеваемость в школе?
— Если есть какие-то сомнения в плане восприятия ребенком информации, у него есть проблемы с обучением, можно обратиться к нейропсихологу. Он проведет диагностику познавательных процессов и скажет — есть проблема или ее нет. В дошкольном и школьном возрасте все подобное хорошо компенсируется упражнениями и занятиями. Это может быть и специальная гимнастика, и встречи непосредственно с нейропсихологом. Может быть и так, что ребенок медлительный сам по себе, с ним все в полном порядке, но он не успевает сделать положенное за целый урок. Тогда тоже имеет смысл проконсультироваться у нейропсихолога.
— Чем это может помочь?
— Если нет никаких проблем с неврологией, если ребенок здоров, то надо понять причину такого замедленного темпа деятельности. И в зависимости от этого могут быть разные стратегии. Например, уровень тревожности во время контрольной работы у ребенка настолько высокий, что это мешает не то что успеть, а даже понять задание. Это происходит от стресса. Ребенок выпадает в запредельное торможение. Читает задание и не может его понять. Это бывает и у взрослых детей на ЕГЭ. Готовился, все знает, пришел на экзамен и впал в стопор. Если дело не в тревожности, стрессоустойчивость и когнитивные процессы в норме, то здесь тот случай, когда ребенку нужен индивидуальный подход в обучении.
— В чем он будет заключаться?
— Надо обсудить с педагогом возможные варианты. Наверняка что-то можно придумать. К примеру, дать возможность ребенку получить положительную оценку за творческое задание, которое он выполнит дома, если на контрольных не слишком справляется. В любом случае надо снять акцент с проблемы. Нужно помочь ребенку организовать свое время: устроить понятный и последовательный режим дня, научить его пользоваться часами, устанавливать таймер, чтобы занятие не растягивалось слишком надолго. Дома можно устраивать игры и делать что-то на скорость. Например, кто быстрее оденет куклу или сложит игрушки в коробку. Главное — помогать ребенку, давать ему инструменты для управления временем, а не ругать и обвинять в медлительности.
— Зачем нужен таймер?
— Ребенку, особенно маленькому, важно давать опорные точки во времени. Не «через 5 минут мы должны выйти», а когда таймер зазвенит один раз, мы должны быть в ботинках, а когда второй — в шапке, третий — мы выходим. Это понятные маячки. Можно договориться и с педагогом давать медлительному ребенку какие-то точки опоры, напоминания. Таким детям очень важна структура и режим. Чтобы была понятная, предсказуемая картина мира, чтобы он понимал, какие действия за чем последуют. Это будет снижать тревожность и организовывать. Потому что медлительность часто тянет за собой неорганизованность.
— Если мама очень быстрая, а ребенок все делает медленно, как избежать конфликтов?
— Действительно, бывает часто именно так. И мама все ждет, что ребенок подрастет и станет быстрым. Но нет, не будет. Важно понять — это особенность ребенка, он не может по-другому. Если на него кричать и подгонять, можно только развить невротические реакции. Невозможно изменить темперамент. Это такие качества, на которые мы не можем влиять педагогическими усилиями. Родителям надо подстраиваться.
— Например, если вы знаете, что сын долго ест кашу, а вам надо выйти куда-то к определенному часу, то просто заложите это время на завтрак и встаньте раньше. Можно ставить песочные часы и говорить: «Вот пока песчинки сыпятся, ты ешь», чтобы ребенок не замечтался.
— Спорт не поможет «ускорить» медленного ребенка?
— Занятия спортом всегда хороши. Спортсмены, в принципе, более организованы. Спорт учит владеть телом и ориентироваться во времени. Плюс развитие крупной моторики способствует развитию межполушарного взаимодействия, слухового и зрительного восприятия, повышает активность ребенка в целом и помогает лучше управлять своим поведением. Но надеяться на то, что спорт «ускорит» маленького человека, не стоит. Кстати, для медлительного ребенка и вид спорта нужно выбирать соответствующий. Не отдавать, например, в соревновательные виды, где часто проводятся эстафеты или другие упражнения на скорость. Лучше выбрать такие занятия, где ребенок сможет проявить себя самостоятельно, а не в сравнении с другими.
— Если ребенок был быстрый и стал вдруг медленный?
— Любые резкие изменения в привычном поведении ребенка должны насторожить. Это повод пройти обследование. Бывает, что психотравма может приводить к такой резкой смене темпа деятельности. Часто такие перемены могут вызывать физиологические проблемы. То есть в первую очередь нужно обратиться к врачу — педиатру, неврологу. У подростков такое изменение — повод заподозрить, не употребляет ли он какие-то запрещенные вещества.
Медлительный ребенок
Как быть с медлительным ребенком в школе и дома
Мама семиклассника Алеши жаловалась, что у сына в школе изо дня в день происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша стоит и смотрит в потолок, погруженный в свои мысли. Учительница в конце концов говорит:
— Садись, два!
Мальчик возвращается на место, урок идет своим чередом, и вдруг в голове Алеши четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку:
— Я вспомнил!
А учительница отмахивается:
— Поздно уже!
Мама ребенка обратилась к психологу с вопросом:
— А нельзя ли сделать так, чтобы он вспоминал ответы побыстрее? Он ведь мальчик умный!
С похожей проблемой столкнулась и мама восьмилетней Даши. Девочка учится во втором классе и делает уроки по три-четыре часа, хотя задают не так много. Просто Даша никак не может сосредоточиться: напишет несколько букв и смотрит в окно. В результате девочка и сама устает от такого продолжительного сидения за столом и просит маму отпустить ее побегать. Мама с горечью смотрит в тетрадь: там нет и половины упражнения.
— Как бы научить ее работать быстрее? – спрашивает мама. – Жалко тратить на уроки целый день!
Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему педагогическими методами.
Он флегматик
Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.
Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.
Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают). Что же это за методы?
Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: «На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло».
Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.
Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.
Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.
В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.
«Обгонять школу» можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.
Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.
Он отвлекается
Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.
Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута. Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.
Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?
Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.
Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.
Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять тре-угольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Его что-то тревожит
Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.
Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.
Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.
Сверстников ребенок боится в двух случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.
Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться, если устранить то или иное обстоятельство невозможно.
Он озабочен другой проблемой
Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер, зависает, глядя в одну точку.
Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными. Спросите малыша, может быть, он голоден, может, ему холодно или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье: ребенок переживает из-за ссоры родителей или из-за болезни бабушки. Очень часто ребят беспокоят конфликты в среде сверстников: друг предал, девочка понравилась, но предпочла другого, нет модной куртки.
Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы. Давно ли ребенок стал медлительным? После какого случая? С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна? Эти вопросы можно обсудить с самим школьником или дать ему прочесть эту статью. Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.
Мой ребенок — тормоз
У меня есть сын, 11 лет. Он всегда был очень. медленным. Умный парень, но если не хочет что-то делать — начинает тормозить. Утренние сборы, чистка зубов, домашние задания — все медленно.
Мы с мужем думаем, что если не будем над ним стоять, то он вообще ничего не будет делать, будет опаздывать в школу и все забывать. Может быть отстать от него, и пусть набьет себе шишек? Я боюсь, что это его ничему не научит, ему будет все равно. Это нормальное поведение для его возраста?
Я постоянно сравниваю его с младшей сестрой, которой 9. Конечно, она девочка и это играет свою роль, но она лет с 5 делает практически все быстрее, чем он! Я очень устала и уже готова опустить руки. Как мне помочь ребенку?
С такими детьми сталкивались многие, если не в своей семье, то где-то еще. Многие взрослые помнят себя такими — как им постоянно делали замечания за «витание в облаках» и «тормознутость». В чем здесь проблема и как помочь?
Ребенок может быть «тормозом» по четырем причинам:
Синдром дефицита внимания без гиперактивности
Первое, что нужно исключить — синдром дефицита внимания без гиперактивности. Мы представляем СДВГ, как внутренний «моторчик», который не дает ребенку концентрироваться на одном деле и приводит к бесконечной неконструктивной активности.
В реальности, гиперактивность встречается не всегда. Такие дети обычно тихие, спокойные, учителя их не замечают. Внимание их рассеяно, и если не помогать им концентрироваться, когда им не очень интересно (на уроках, во время уборки), они бросают попытки и «застывают» на месте.
Чтобы подтвердить СДВ, нужна консультация нейропсихолога и врача-психиатра.
Тревожное, обсессивно-компульсивное расстройство или фобия
Второе, что исключают специалисты, — тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство.
Часто дети замедляются из-за страха совершить ошибку, забыть, недоглядеть, сделать не так и навлечь на себя гнев учителей или насмешки одноклассников.
ОКР и другое психическое расстройство распознает психиатр, но чтобы не пугать себя и ребенка, можно сначала проконсультироваться с психологом.
Гиперопека
Когда исключили СДВ и тревожные расстройства, остается воспитание. Если мама все делает за ребенка — следит за временем, собирает рюкзак, помнит про распорядок дня, напоминает про уроки — зачем ребенку фокусироваться?
В данном случае необходимо медленно ослабить контроль, дать ребенку учиться саморегуляции на пробах и ошибках.
Врожденная особенность
Скорость обработки информации у всех разная. Есть быстрые и медленные люди. Быстрые не всегда «лучше» медленных, они просто разные. Такую особенность нужно принять и научиться с ней жить.