Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям

«Ребенок способный, но невнимательный»: как исправить ситуацию

Почему ребенок невнимательный?

Трудности с вниманием совершенно не означают, что ребенок глупый. Дети с высоким уровнем развития интеллекта часто бывают рассеянными. Это результат того, что их мозг не справляется с обработкой информации, которая поступает от разных органов чувств.

Чаще всего причина в том, что к школе древние механизмы мозга, которые отвечают за непроизвольное внимание, по каким-то причинам не достигли необходимой зрелости. Такому ученику приходится тратить в классе много сил для того чтобы «не выпадать» из урока. И он не всегда может заметить, когда это происходит.

Учителя часто считают, что невнимательному ребенку просто нужно больше работать, но эти дети и так работают на пределе своих возможностей. И в какой-то момент их мозг просто отключается.

Пять важных фактов о внимании, о которых нужно знать, чтобы понять своего ребенка

Почему это происходит?

Рассмотрим, из каких дисфункций нервной системы состоит дефицит внимания.

1. Ребенок плохо воспринимает информацию на слух

Нет, ребенок не глухой, но его мозг не умеет эффективно обрабатывать то, что слышат уши. Иногда кажется, что он плохо слышит, потому что такой ребенок:

2. Не может спокойно сидеть на месте

Многие школьники с трудом высиживают 45 минут: ерзают, раскачиваются на стуле, крутятся. Как правило, эти особенности поведения — проявления дисфункций вестибулярной системы. Такой ребенок использует движение как компенсаторную стратегию, которая помогает ему думать. Необходимость сидеть спокойно буквально блокирует мыслительную деятельность. Нарушения вестибулярной системы часто сопровождаются низким мышечным тонусом, тогда ребенок:

3. Теряет строчку при чтении, делает глупые ошибки в тетради

Трудности с освоением чтения и письма часто тоже связаны с вестибулярной системой, так как она регулирует мышечный тонус и автоматические движения глаз. Если вестибулярная система работает плохо, то глаза не могут адаптироваться к движениям головы. У ребенка возникает ощущение, что буквы или целые строчки прыгают перед глазами. Особенно трудно ему списывать с доски.

Как помочь ребенку

Причины проблемы могут быть разными, но есть несколько универсальных рекомендаций, которые будут актуальны для всех невнимательных детей.

Обеспечьте ему три часа свободной двигательной активности ежедневно

Для того, чтобы мозг ребенка нормально функционировал, нужно много двигаться. Свободная двигательная активность — это подвижные игры, бег, быстрая ходьба, желательно на улице. Стимуляция вестибулярной системы, которая происходит во время свободных движений ребенка, помогает мозгу настроиться на эффективную обработку информации, которая поступает от ушей, глаз и тела.

Хорошо бы, чтобы ребенок активно двигался не менее 40 минут — утром перед школой, а потом перед тем, как начнет выполнять домашнее задание. Даже если ребенок очень долго делает домашнее задание, нельзя лишать его прогулок и занятий в спортивных секциях. Иначе возникнет замкнутый круг: недостаток двигательной активности усилит невнимательность.

Контролируйте экранное время

Использование планшетов, смартфонов и компьютеров ребенком в начальной школе может снижать способность к обучению по двум причинам:

Даже взрослому человеку трудно заставить себя работать, не отвлекаясь на проверку сообщений в телефоне и просмотр ленты в социальных сетях. Ребенку еще труднее, потому что у него функционально не созрела префронтальная кора мозга. Поэтому, если ваш ребенок пользуется смартфоном или планшетом, введите ограничение экранного времени.

Не тормозите и не торопите ребенка

Гиперактивного ребенка пытаются постоянно заставить сидеть спокойно. Медлительного — подгоняют. И то и другое обычно приводит к тому, что признаки невнимательности усиливаются, так как ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации. Если бы ребенок мог работать в другом темпе, он бы это сделал.

Рекомендации, которые приведены выше, очень просты. Но для многих детей они становятся первым важным шагом на пути улучшения работы нервной системы. Мозг может изменяться в ответ на изменения опыта и образа жизни. А образ жизни ребенка зависит от родителей. Это то, что в силах каждого.

Об авторе

Виктория Ефимова — психофизиолог, кандидат педагогических наук и руководитель клиники «Прогноз». Организатор образовательного форума «Пластичность мозга ребенка 2021», который пройдет в Санкт-Петербурге 18 и 19 сентября 2021 года.

Источник

Что прячется за банальной ленью?

Умный, способный ребенок идет в школу — и там начинается кошмар. Учитель жалуется, что ребенок ничего не делает на уроках, а в тетради грязища.

Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Смотреть фото Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Смотреть картинку Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Картинка про Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Фото Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям

Нет, он не глупый и не издевается. То, что родители принимают за лень, тупость, злую волю, на самом деле может оказаться трудностями обучения. Обычно об их наличии говорят, когда есть серьезные «ножницы» между умом и способностями ребенка — и его оценками в школе. У него может быть затруднено понимание прочитанного или услышанного, или нарушена способность выражать свои мысли устно или письменно, или способность к рассуждению, и т. п.

Как правило, ребенку трудно учиться, когда у него по каким-то причинам нарушена часть высших психических функций, иначе называемых когнитивными (то есть познавательными). К их числу относят память, внимание, ощущение, восприятие, воображение и мышление. Развиваются они у каждого человека неравномерно: кто-то лучше воспринимает информацию глазами, кто-то на слух; работают механизмы компенсации — если недостаточно сформировано внимание, удается удержаться на плаву за счет хорошей памяти. Но если отставание значительное и скомпенсировать его не удается, появляются проблемы с учебой. К сожалению, такие дети по сей день считаются лентяями и двоечниками, а вся помощь взрослых сводится обычно к попыткам их усовестить и к стоянию над душой.

Типичные проблемы обучения

Они делятся на три основные группы. Первая группа — это трудности поддержания оптимального тонуса мозга: ребенок при этом не в состоянии активно работать. Тетради детей с этой проблемой легко опознаются: одни строчки написаны почти идеально, другие совсем не читаемы, почерк неустойчивый, изменчивый, строчки сползают вниз. Причем работоспособность может колебаться в пределах двух соседних строчек. Такие дети быстро устают, отвлекаются, начинают шустрить — такая активность сродни дрожи на морозе: организм пытается привести себя в норму. И бороться с этой излишней подвижностью запретами и одергиваниями так же бесполезно, как запрещать дрожать и клацать зубами. Помогает тут другое: чередование разных видов деятельности, частый отдых, интересная подача материала, много прикладной, практической деятельности, экспериментов, игры. Эти ребята не справляются с большими длинными заданиями, их нужно делить на много маленьких и между ними давать передохнуть. Дома учитесь ловить и по максимуму использовать моменты работоспособности. Избегайте ненужных стрессов и шумных сборищ. И, конечно, спорт, режим, прогулки, нормальный сон. Трудности второй группы — это проблемы с обработкой информации — зрительной, слуховой, кинестетической (то есть поступающей посредством движения). Это не снижение зрения или слуха, а нарушение способности понимать на слух и распознавать увиденное; встречаются проблемы и с кинестетической информацией, но этот канал связи с миром в школьном обучении почти не задействован.

Если нарушено восприятие зрительной информации, у ребенка плохой почерк, он «зеркалит», путает буквы, не ориентируется на листе бумаги, делает дурацкие ошибки в словах, проваливает словарные диктанты (не запоминает внешний облик слова). В математике он не может представить себе условия задачи как картинку, цифры при вычислениях в столбик не может написать друг под другом, не видит клеточек. Читает он медленно, понимает прочитанное плохо. При этом он неаккуратен, не может сам проверить, где у него ошибки в работе, не понимает чертежей, картинок, таблиц.

Если нарушено восприятие слуховой информации, то ребенок не воспринимает устные объяснения, плохо распознает новые слова. У него могут быть проблемы с письмом, чтением, иностранным языком, он с трудом будет выполнять устные инструкции учителя. Такому ребенку обязательно нужна помощь специалиста — нейропсихоло-га или логопеда-дефектолога. Задания для него тоже должны быть интересными, подача информации должна дублироваться — не только устно, но и письменно, и наоборот.

Семья без ссор

Для развития дефицитарного навыка американский педагог Скотт Крауз рекомендует следующие занятия. При проблемах обработки визуальной информации: смотреть телевизор без звука и пытаться понять, что происходит; складывать пазлы; строить из конструктора; рисовать; представлять себе разные картины с закрытыми глазами; представлять себе буквы, цифры и слова как картинки; смотреть на рисунок, затем закрывать и перечислять его детали по памяти; искать вокруг себя похожие предметы одной формы; искать изображения, лица, животных в рисунках на обоях, в форме облаков и т. п. Полезны игры и задачки: например, «парочки», ребусы, анаграммы, поиски слов, спрятанных в хаосе букв, создание новых слов из букв определенного слова, «соедини точки» (надо попытаться угадать, что изображено, еще не соединяя точки), «что напутал художник», лабиринты («как попасть от старта к финишу») и т. п.

При проблемах обработки слуховой информации рекомендуется слушать телевизор с закрытыми глазами и пытаться понять, что происходит; слушать радио; вслушиваться в звуки вокруг себя; читать вслух и слушать себя; когда разговаривают несколько знакомых людей — пытаться с закрытыми глазами понять, кто что говорит; представлять себе голоса знакомых; запоминать слова песен со слуха; пытаться разобрать, что говорят по радио на минимальной громкости; повторять за говорящим серии любых цифр; воспроизводить последовательность цифр, дней недели, букв алфавита в нужном порядке и задом наперед. Эти же задания на воспроизведение разных последовательностей могут быть полезны, если у ребенка нарушено восприятие последовательной информации. Другая полезная деятельность — разрезать комикс на отдельные кадры и пытаться их сложить в прежнем порядке.

Таких детей обязательно нужно учить составлять планы действий и алгоритмы, проговаривать действия, делать вспомогательные рисунки, проверять себя.

Со временем промежуточная стадия думания и планирования вслух отпадет, станет внутренней, но порядок действий будет уже усвоен. Составление планов и списков (выполнение пунктов необходимо отмечать), стратегические игры, игры с правилами, рассказы по рисункам, запись значками и рисунками и воспроизведение рассказа по ним — все это должно помочь ребенку организовывать свою работу и себя — и перестать считаться ленивцем, тупицей и двоечником.

Источник

Неусидчивый ребенок идет в школу. Как ему помочь?

Возбудимый ребенок: что делать при подготовке к школе и в первом классе

Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Смотреть фото Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Смотреть картинку Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Картинка про Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Фото Ребенок отвлекается на уроках что делать родителямКсения Кнорре Дмитриева журналист, автор книг, руководитель пресс-службы ПСО «Лиза Алерт»

Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Смотреть фото Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Смотреть картинку Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Картинка про Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Фото Ребенок отвлекается на уроках что делать родителямЕкатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Есть дети, которые с рождения устроены так, что им очень сложно останавливаться, успокаиваться, слушать, сидеть на месте. Понятно, что неусидчивому ребенку будет трудно в первом классе, а вместе с ним – его родителям и учителям. Чем можно помочь возбудимому ребенку за год-два до школы – и в том случае, если 1 сентября уже на носу?

Ребенок с СДВГ и неусидчивый ребенок: в чем разница?

Сейчас синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) порой называют все, что выходит за рамки нормы. На самом деле есть малыши, у которых нет СДВГ, — они просто легко возбудимые. У них, как правило, есть минимальные физиологические нарушения, но не диагностирован СДВГ.

Ребенок с гиперактивностью никогда не может сосредоточиться ни на чем более чем на две-три минуты. У «быстрого» малыша даже при очень высокой возбудимости могут быть занятия, которыми он способен заниматься часами.

Он вполне может воспринимать на слух длинные тексты, но не может сидеть на месте ровно — слушая, он прыгает, ходит, меняет положение, но при этом, в отличие от гиперактивного ребенка, он сосредоточен на том, что ему читают. Он в состоянии регулировать свое внимание — хотя надо понимать, что до семи лет произвольное внимание в любом случае еще не созрело.

«Быстрый» ребенок: как понять, что это ваш случай?

Обычно у этих малышей всегда какие-то особенности в первый год жизни, связанные с трудностями сна. Как правило, они плохо спят в первый год или, скажем, до трех месяцев спят хорошо, а дальше начинаются сложности: их невозможно укачать, уложить, а к трем годам эти трудности проходят и начинаются другие.

Про возбудимых детей в семье всегда есть куча историй, как они куда-то залезли, откуда-то упали, неожиданно вышли на сцену и что-то рассказали и так далее. Кстати, очень часто у малышей такого типа есть выраженный компонент демонстративности — они еще и актеры. Это может диагностировать психолог или невролог, поэтому, если у вас есть вопросы и подозрения, лучше им показаться.

Как правило, с возбудимым сыном или дочерью родителям очень трудно — им постоянно нужно организовывать развивающую интересную среду. У «быстрого» ребенка все ускорено — у него быстрая речь, иногда смазанная, но иногда очень хорошо интонированная; быстрый темп деятельности. Ему сложно удерживаться на одном деле; у него может скакать внимание, но при этом он схватывает на лету, быстро соображает.

Такие малыши чаще всего плохо вписываются в коллектив — у них могут возникать проблемы с правилами, в том числе социальными. Темперамент не дает им сидеть на месте. Если в семье все подстраиваются под них, а не они — под правила семьи, такие мальчики и девочки не учатся прислушиваться к другим людям, регулировать свой темп.

К тому же в дошкольном возрасте регулировать свой темп фактически невозможно. Считается, что в пять — пять с половиной лет дозревают определенные структуры головного мозга, снижается общее возбуждение нервной системы, и малыш в целом становится более управляемым, у него меньше срывов, меньше истерик. Но у «быстрых» детей в принципе больше истерик, и они не уходят к пяти с половиной годам. Естественная стабилизация полностью не наступает.

«Быстрые» дети сами от себя устают. Они выматываются к вечеру, и оттого, что выматываются, еще больше возбуждаются, им сложнее заснуть. При этом очень часто, если интеллектуальные способности не нарушены, такой малыш много всего хочет. Он хорошо знает, что происходит вокруг, чем занимаются ровесники, и часто сам инициирует ту нагрузку, от которой сам же устает и возбуждается.

Обычно такие малыши очень плохо реагируют на замечания. Поскольку в их поведении есть демонстративный компонент, они считают, что замечание — это критика не каких-то их действий, а их самих. Кроме того, у них, как и у других дошкольников, работает установка: «Тот, кто говорит, что я неправильно делаю, меня не любит, он плохой».

У возбудимых детей реакция на критику очень сильно выражена. Они искренне не понимают, что они делают не так, не видят свое возбуждение, и еще и поэтому не могут его контролировать.

Возбудимый ребенок идет в школу

Очень неудобно быть родителем возбудимого ребенка, особенно когда он идет в первый класс. Мамам и папам нужен крепкий защитный панцирь, потому что неопытным педагогам кажется, что их сын или дочь просто плохо воспитаны. Они регулярно слышат от учителя: «Вы ей объясните, что так нельзя себя вести на уроке», «Скажите ему, чтобы он так не делал».

В ситуации стресса, когда «медленный» ребенок затормаживается, «быстрый» наоборот ускоряется. Перегруженный новой школьной ситуацией, он идет вразнос на переменах и дома вечерами. У него эмоциональные всплески, истерики и прочие неконтролируемые реакции.

Несмотря на то, что научить непоседливых детей полному контролю над собой невозможно, есть некоторые вещи, которые могут очень сильно облегчить жизнь родителей.

Чтобы возбудимость не мешала жить

Во-первых, очень важно говорить самому малышу об этой возбудимости как об отдельной вещи, а не о части ребенка. Не «у тебя шило в попе и вообще ты психованный, с тобой нигде невозможно находиться», а «у тебя возбудимость, сейчас на тебя влияет твоя импульсивность, непоседливость».

В такой формулировке мы говорим об этой ситуации не как о качестве, которое ему внутренне присуще, а как об отдельном внешнем явлении, которое мешает жить. «У тебя есть возбудимость. Это не ты сам — с тобой все хорошо, но у всех свои трудности. Нужно, чтобы эта возбудимость не мешала тебе жить». Малыши, скажем, пяти лет очень хорошо воспринимают такую информацию.

Постарайтесь аккуратно подобрать слова, которые не будут негативно окрашены. В этом смысле хороши профессиональные термины — «возбудимость», «эмоциональность», «импульсивность», это звучит гораздо лучше, чем «невменяемость», «бешенство» — ребенок уже наверняка слышал такие слова по отношению к себе, а «импульсивность» будет звучать благородно.

При этом важно не перейти грань, за которой ребенок будет считать, что его импульсивность сама виновата во всем, что с ним происходит, а он вообще ни при чем. Надо отделить от него это свойство характера, но не настолько, чтобы полностью снять с него ответственность. Отделить, чтобы убрать у него ощущение, что с ним что-то не так.

Научите малыша упражнениям для «быстрых» детей, чтобы он делал их, когда импульсивность заставляет его вскакивать на уроке. Подобрать упражнения — задача для нейропсихологической коррекции, они подбираются индивидуально. Это не то, что можно найти в интернете, для этого надо обратиться к специалисту.

Какие занятия полезны неусидчивым детям

Им обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика. Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.

В принципе в течение года с пяти до шести лет можно «окультурить» возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.

У них могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме. Они могут быть хорошо развиты, знать уже в четыре года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.

Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим. При этом дисциплина и умение работать в общем ритме у малыша никак не растут.

Конечно, бывают возбудимые дети, у которых с интеллектом не меньше проблем, чем с самоконтролем. Это те, кому достается меньше внимания родителей, кому не повезло с педагогом, у кого более грубое возбуждение нервной системы, и те, на чьи проблемы просто не обращали внимания. Они-то как раз и являются нарушителями спокойствия и головной болью для родителей еще до школы, а уж в школе это самые сложные ученики, потому что система образования в принципе не любит учить возбудимых детей.

«Быстрый» ребенок может быть очень неудобным и в коллективе. Он просто физически не способен сидеть на одном месте, поэтому может постоянно вставать, подходить к учителю, говорить: «А меня спросите!».

Таких первоклассников много. Обычный необученный ребенок после второго-третьего раза понимает, что так делать не надо, а возбудимый понимает, но не может не делать. У него как бы страдает блок контроля. «Перестань немедленно!» с ним не работает: он не может перестать.

Источник

Медлительный ребенок

Как быть с медлительным ребенком в школе и дома

Мама семиклассника Алеши жаловалась, что у сына в школе изо дня в день происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша стоит и смотрит в потолок, погруженный в свои мысли. Учительница в конце концов говорит:
— Садись, два!
Мальчик возвращается на место, урок идет своим чередом, и вдруг в голове Алеши четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку:
— Я вспомнил!
А учительница отмахивается:
— Поздно уже!
Мама ребенка обратилась к психологу с вопросом:
— А нельзя ли сделать так, чтобы он вспоминал ответы побыстрее? Он ведь мальчик умный!

Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Смотреть фото Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Смотреть картинку Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Картинка про Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям. Фото Ребенок отвлекается на уроках что делать родителям

С похожей проблемой столкнулась и мама восьмилетней Даши. Девочка учится во втором классе и делает уроки по три-четыре часа, хотя задают не так много. Просто Даша никак не может сосредоточиться: напишет несколько букв и смотрит в окно. В результате девочка и сама устает от такого продолжительного сидения за столом и просит маму отпустить ее побегать. Мама с горечью смотрит в тетрадь: там нет и половины упражнения.
— Как бы научить ее работать быстрее? – спрашивает мама. – Жалко тратить на уроки целый день!

Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему педагогическими методами.

Он флегматик

Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.

Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.

Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают). Что же это за методы?

Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: «На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло».

Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.

Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.

Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.

В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.

«Обгонять школу» можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.

Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.

Он отвлекается

Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.

Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута. Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.

Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?

Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.

Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.

Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять тре-угольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Его что-то тревожит

Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.

Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.

Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.

Сверстников ребенок боится в двух случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.

Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться, если устранить то или иное обстоятельство невозможно.

Он озабочен другой проблемой

Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер, зависает, глядя в одну точку.

Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными. Спросите малыша, может быть, он голоден, может, ему холодно или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье: ребенок переживает из-за ссоры родителей или из-за болезни бабушки. Очень часто ребят беспокоят конфликты в среде сверстников: друг предал, девочка понравилась, но предпочла другого, нет модной куртки.

Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы. Давно ли ребенок стал медлительным? После какого случая? С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна? Эти вопросы можно обсудить с самим школьником или дать ему прочесть эту статью. Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *