Ребенок плачет в яслях что делать комаровский

Эмоционально-поведенческие нарушения у детей раннего возраста. Агрессия и истерики.

Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть картинку Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Картинка про Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровскийСамыми распространенными нарушениями эмоционально-поведенческой сферы детей в раннем возрасте являются агрессия и истерики.

Детская истерика — состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребенка проявляющееся когда ребёнок не получает того, что хочет.

Основными причинами истерик и агрессивного поведения детей могут быть:

Внешне истерика проявляется в том, что ребенок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьется головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерется и пинается.

К внешним же проявлениям агрессии можно отнести, когда ребенок нападает на других детей и взрослых, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Это ершистый, драчливый и грубый ребёнок.

Истерики могут начинаться в 9 месяцев, чаще в полтора года. В возрасте до трех лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания.

По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.

Причинами детской истерики и агрессии могут стать:

Почему же это происходит?

Во-первых, это стремление добиться чего-то желаемого или обратить на себя внимание, проверка границ дозволенного. Во-вторых, неспособность выразить словами свои чувства, желания или потребности. В третьих желание подражать взрослым или сверстникам. В четвертых ребенок отрывается от интересного занятия ради неинтересного. И в пятых не может скоординировать тело и мысли, чтобы сделать нечто новое, чему хочет научиться.

Можно выделить два типа истерик:

Каждая истерика начинается со стадии крика — ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг. Затем наступает стадия двигательного возбуждения — начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками. Заканчивается всё стадией рыданий — ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются:

Дети от рождения до 3 лет, как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что же делать?

Таким образом можно сделать вывод о том, что склонны к сильным детским истерикам и агрессии в основном дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Они впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно. У детей до года истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе.

Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть картинку Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Картинка про Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровскийВо время истерики:

И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Источник

Про ОРВИ и детский сад. Продолжаем острую тему поста «Сопливый ребенок в детском саду — благо?»

Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть картинку Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Картинка про Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский

Недавняя публикация про сопливых детей вызвала бурю возмущения в родительских массах. Давайте попробуем разобраться, почему дети болеют в детском саду и, главное, как можно на это повлиять.

К сожалению, дети, посещающие детский сад, могут болеть до 12–16 раз в год. Сложно назвать это нормой. Скорее, это можно назвать обычным явлением. Каковы же причины этого «обычного явления»?

1. Особенности социального поведения.
Дошкольники общаются значительно более тесно, нежели школьники. Чем младше ребёнок, тем больше познавание мира и сверстников завязано на тактильном контакте. Тем больше вероятности заразиться вирусной инфекцией. В школе начинается разобщение, ограничение тесных контактов — дети болеют реже.

Как решить проблему?
Время.

2. Рост детей.
Чем ниже ребёнок, тем выше концентрация вирусов, выделяемых окружающими, около его лица — капельки влаги, летящие из носов и ртов, благодаря силе всемирного тяготения, стремятся вниз, а не вверх. Чем выше становится ребёнок, тем быстрее он уходит из взвеси вирусов, которая остаётся внизу.

Как решить проблему?
Время.

3. Личная гигиена.
Чем младше дети, тем хуже они соблюдают правила личной гигиены. А в детских садах с большим количеством детей в группе снижен контроль за тем, как и когда дети моют руки и лицо (да, лицо тоже нужно регулярно ополаскивать!). Школьники взрослеют и начинают, в большинстве своём, следить за чистотой кожи рук и лица.

Как решить проблему?
Приучить детей мыть руки и лицо прохладной водой несколько раз в день.

4. Дневной сон.
Конечно, не сам дневной сон повышает частоту ОРВИ, а его условия. Немногие детские сады могут похвастаться отдельной спальней, в которой дети отдыхают на достаточном расстоянии друг от друга. Частая проблема — многоярусные кровати из вызвижных ящиков — тут, как несложно догадаться, больше всех «везёт» тому, кто спит в самом низу. Школьники не спят в школе, у них меньше шансов заболеть ОРВИ.

Как решить проблему?
Забирать ребенка домой после обеда, искать детский сад с просторной спальней. Фантастика, правда? Значит, смирение.

5. Несоответствие гигиеническим нормам температуры и влажности воздуха в детских садах.
в детском саду всегда сухо и жарко. А ведь температура не должна превышать 19–20 градусов, а влажность должна быть не менее 40–50%. Покупка мойки воздуха, или, хотя бы, постоянное проветривание могли бы помочь, но….
В школах ситуация тоже не ахти какая, но жары в 25 градусов уже нет, поэтому ситуация гораздо лучше.

Как решить проблему?
Требовать наладить климат в детском саду.

6. Наличие в группе откровенно больных, а не просто сопливых детей.
Многие родители ведут в сад больного ребенка, потому что им некуда его деть. Просто насморк без ухудшения самочувствия — это, собственно, не болезнь. Это состояние, которое в англоязычных источниках называют common cold. Не заразно, но неприятно для окружающих.

Решение проблемы — …. ну, это проблема государственной поддержки родительства. Боюсь, что мы не сможем ее решить.

Позднее мы подробно поговорим о многих заблуждениях, а сейчас вернёмся к детскому саду.

Итак, эффективны и безопасны:

— вакцинация от гемофильной и пневмококковой инфекций — снижают риск тяжелых осложнений ОРВИ
— витамин Д — снижает риск ОРВИ. Его должны принимать все дети с рождения до 3 лет (сейчас обсуждается приём до 7–8 лет) ежедневно круглый год без перерывов в дозировке 500 МЕ вне зависимости от региона проживания и количества солнечных дней (кстати, от солнца нужно защишаться, но об этом отдельно и позже)
— вакцинация от гриппа в учреждениях закрытого типа (круглосуточные детские сады, кадетский корпус )

Источник

Адаптация ребенка к детскому саду без проблем

Вы получили заветное место в детском саду для ребенка, и теперь можете выйти на работу или уделять больше времени себе. Но тут оказывается, что малыш совсем не рад новому образу жизни.

Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть картинку Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Картинка про Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский

Он капризничает, кричит, падает на пол, отказывается одеваться, заходить в группу. А уходя из сада утром вы еще долго слышите его плач из открытого окна. Как облегчить адаптацию к детскому саду для ребенка и мамы?

Трудный возраст

Сложность адаптации в саду можно объяснить возрастными особенностями ребенка. Как правило, дети попадают в детский сад незадолго до своего трехлетия. В этом возрасте нередок кризис, который связан с осознанием себя как отдельной личности. Ребенок меняется эмоционально и физически, превращаясь из милого малыша в мальчика или девочку с характером. Ключевой потребностью для ребенка в этот период является отстаивание своих интересов. Это выливается в проявление упрямства, негативизма, протеста, своеволия практически по любому поводу. Чувство тревоги перед переменами ухудшает и без того сложное поведение, ведь ребенку еще очень сложно себя контролировать. Для уверенности в своем мире ему необходима определенность, даже однообразие. Со временем, когда детский сад станет частью его жизненного устройства, он будет только укреплять всю систему. Но сейчас, на этапе перемен, ежедневные походы в садик нарушают детский покой.

Опытные дошкольные педагоги знают, что легче всего к детскому саду адаптируются дети в возрасте около 2-х лет, или уже после 4-х. Но это не значит, что в три года адаптация обязательно будет сложной: как всегда, все индивидуально.

Что поможет пережить адаптацию к саду легче?

Источник

Что делать, если ребенок все время плачет в детском саду или яслях: советы психолога

Переживания детей, пошедших в детский сад, индивидуальны, и отличаются эмоциональным накалом. Ситуация, когда мама оставляет малыша с незнакомыми взрослыми и детьми, ошеломляет его. Некоторые малыши начинают хныкать, едва войдя с мамой в группу, но быстро успокаиваются, как только за мамой закроется дверь. Другие не прекращают плакать весь день. Особо впечатлительные крохи долго не могут адаптироваться к чуждой для них обстановке. Истерика и плач продолжаются с утра до вечера, и даже дома. Что же делать, если ребенок в детском саду плачет?

Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть картинку Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Картинка про Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровскийМногие семьи сталкиваются с проблемой плача ребенка в саду

Какие дети легко переносят пребывание в детском саду?

Лучший показатель адаптации, как считают детские психологи и воспитатели, складывается у детей, выросших в многодетной семье. Хорошо воспринимают ясли или детский сад и малыши, живущие в коммунальных квартирах. Секрет такой тенденции в том, что дети воспитываются в шумной компании, на условиях равноправия, где к ним относятся как к взрослой, самостоятельной личности. Отношения с родителями выстраиваются на правах партнеров, поэтому малыши способны некоторое время спокойно обходиться без опеки родных.

Почему долгий плач вреден для здоровья ребенка?

Известный детский психолог Пенелопа Лич провела многочисленные исследования, направленные на выявление негативной зависимости здоровья ребенка от длительного плача. Полученные специалистом результаты привели к печальному выводу: долгий, беспрерывный плач может стать причиной серьезного психического расстройства здоровья маленького человека.

Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть картинку Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Картинка про Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский

Когда ребенок плачет в детском саду больше 20 минут, он утверждается в мысли, что никто ему не поможет. Повторяющаяся ситуация очень травмирует психику крохи, закладывая серьезные проблемы во взрослую жизнь. Однако, как утверждает Пенелопа Лич, это не означает, что малышу нельзя плакать, а родителям каждый раз беспокоиться по этому поводу. Детям свойственно выражать негативные эмоции плачем, но плох не он. Большую травму наносит не получение ребенком необходимой реакции на его крик о помощи.

В какой ситуации не стоит отдавать малыша в детский сад?

Ситуации, в которых от родителей требуется внимание и участие, возникают со многими детьми. Пресловутый кризис трехлеток приводит к тому, что малыш не выдерживает смену обстановки и впадает в продолжительную депрессию. Именно в 3 года происходит осознание маленьким человечком себя, как личности. Психический перелом отражается и на поведении крохи. Нередки беспричинные истерики, упрямство, зажатость и агрессия.

Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть картинку Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Картинка про Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровскийРодителям необходимо помочь ребенку адаптироваться в саду, побольше разговаривать с малышом и узнавать, как он провел свой день

Привязанный к родителям, он трагически переживает разлуку. Крепкие узы нельзя рубить топором, необходимо действовать осторожно и внимательно. Понимая, что успокоить малыша не получается, не стоит заставлять его ходить в садик. Что уже говорить о годовалых крохах, которых отдают в ясли. Малютки, нервная система которых слаба и уязвима, испытывают настоящие душевные муки, отрываясь от мамы и папы.

Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть картинку Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Картинка про Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский

Степени адаптации ребенка к посещению детского сада

Механизм адаптации у каждого ребенка работает по-разному. Многое зависит от устойчивости нервной системы малыша. Резкая перемена для одного крохи выглядит не так страшно, и он быстро осваивается в новой обстановке. Более ранимым ребенком такое обновление принимается тяжело, и он долго и болезненно переживает его, капризничает, гневается на родителей. Наблюдение специалистов позволили выявить у маленьких детей три степени адаптации: сложную, среднюю и высокую. Расскажем подробнее о каждой из них.

Сложная степень адаптации

Незнакомая обстановка доводит малыша до выраженного нервного срыва, выливающегося в бесконечные истерики. Расставание с мамой может привести к болезни. Находясь в группе, ребенок сторониться сверстников, его не привлекают общие игры и садовские игрушки, он замыкается. Внимание рассеивается, кроха отгораживается от происходящего вокруг него. Услышав слова воспитателя, он может испугаться, впасть в истерику, начать звать маму. Некоторые малыши вообще не реагирует на обращения к ним, могут разнервничаться и замкнуться.

Как помочь ребенку?

Что должна сделать мама, если ребенок плачет в яслях? Необходимо проявить чуткость и терпение. Договоритесь с воспитателем на то, чтобы две-три недели находиться рядом с ребенком. Станьте своеобразным проводником между ним и другими детьми, введите его в новые условия своей теплой рукой и горячим сердцем. Предпринятые действия не привели к решению проблемы, обратитесь за консультацией к специалисту.

Средняя степень

Внешне ребенок спокойно провожает маму, если и расстраивается, то ненадолго, не чурается игр с детьми. Трудности адаптации выражаются скрытно, трансформируясь из психологического беспокойства в частые болезни. Ребенок постоянно простужается, подхватывает ангину, страдает от аллергии. Наличие проблемы показывают и беспричинные приступы агрессии, гнева, плаксивости. Такому малышу требуется полтора-два месяца на полное привыкание.

Как помочь ребенку?

Ежедневно разговаривайте с ребенком, спрашивайте о том, как прошел его день в саду, чем он занимался, с кем подружился. Важно, чтобы и воспитатель не оставлял малыша без внимания, старался деликатно объяснить ему правила пребывания в саду, задействовал его в общих занятиях. Работайте в тесном тандеме с воспитателем. Попросите его, чтобы он вовремя сигнализировал о негативных реакциях крохи.

Высокая степень

Позитивная реакция ребенка на посещение ДС радует родителей и облегчает работу воспитателя. Малыш охотно собирается в садик, быстро знакомится с другими детьми, адекватно относится к требованиям и замечаниям воспитателей. Адаптация не занимает у него много времени, как правило, ему хватает 1-2 недель, чтобы благополучно влиться в детский коллектив. Отсутствие болезней так же свидетельствует о хорошей адаптации крохи.

Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть картинку Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Картинка про Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровскийВысокая степень адаптации ребенка заметна сразу. Такие детки очень общительны, активны и здоровы

Высокая адаптация выражается и в психологическом поведении. Ребенок без проблем засыпает, просыпается вовремя, ему некогда скучать, он постоянно занят. Играет с другими детками, сам придумывает игры, активно ведет себя на прогулке, не жалеет игрушек для других детей. Когда мама приходит за ним, он с удовольствием рассказывает о том, как прошел его день.

Что требуется от родителей?

Основная задача родителей состоит в том, чтобы грамотно подготовить малыша к поступлению в сад. Расскажите ему, почему он должен ходить в ДС, что его там ждет. Объясните правила пребывания, как долго он там будет, с кем может познакомиться. Самое главное – дайте ему понять, что он идет туда на определенное время, и вечером вы его обязательно заберете.

Как правильно облегчить период адаптации?

Воспитатель говорит вам, что у вашего малыша продолжаются истерики, отнеситесь к этому серьезно. Выясните у педагога, как часто он это делает, в какое время. Возможно, ребенок расстраивается в момент вашего ухода, или, наоборот, вечером, когда ждет вас, и думает, что вы не появитесь, что вы забыли о нем. Некоторые детки начинают хныкать, проснувшись после «тихого часа», забыв, что они не дома, а находятся в непривычной обстановке. Узнав причину тревог, можно скорректировать темы разговоров с ребенком, акцентируя успокаивающие объяснения на озвученной проблеме. Главное, чтобы сказанные вами слова не расходились с вашими поступками.

Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть картинку Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Картинка про Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровскийНе надо стесняться задавать вопросы воспитателю, так как это может помочь понять причины плохой адаптации ребенка и найти пути решения проблемы

Полезные советы для родителей

Никто лучше вас не знает ваше сокровище. Слушайте ваше чадо, анализируйте, находите наилучший для него способ успокоить и развеять тревоги. Мы дадим вам несколько полезных советов:

Распространенные ошибки

Подготовиться к детскому саду и правильно провести ребенка через адаптацию получается не у всех родителей. Какие действия и разговоры могут усложнить процесс? Рассмотрим типичные ошибки мам и пап:

Доктор Комаровский, наставляя мамочек перед отправкой малыша в ДС, говорит им, что они уже опоздали. Подготовка начинается со дня рождения. Знаменитый педиатр настаивает на том, чтобы воспитывать ребенка в гармонии с обществом.

Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Смотреть картинку Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Картинка про Ребенок плачет в яслях что делать комаровский. Фото Ребенок плачет в яслях что делать комаровский

Источник

Ребенок и уход за ним

Авторы: Спок Б.

* Если новорожденный слишком много плачет *

241. Что это означает?

242. Голод?

243. Не болен ли он?

244. Не плачет ли ребенок от того, что он мокрый или грязный?

Очень немногих детей беспокоят мокрые или грязные пеленки.
Большинство детей просто не замечает этого. Однако ребенку не повредит, если вы лишний раз смените пеленку, когда он заплачет.

245. Не расстегнулась ли булавка в его пеленке?

Это происходит один раз в 100 лет, но вы должны проверить, чтобы успокоиться.

246. Не болит ли у него животик?

247. Не избалован ли он?

Вопрос об избалованности встает только после 3-месячного возраста (см. раздел 255). Я думаю, можно не сомневаться, что в первый месяц ребенок еще не успел стать избалованным.

248. Устал?

Если ребенок слишком долго бодрствует или, если он долго находится среди незнакомых людей или в незнакомом месте, или, если родители слишком долго с ним играли, то это может явиться причиной его нервной напряженности и раздражения. Вы ожидаете, что он устал и скоро уснет, а вместо этого он, наоборот, никак не может уснуть. Если родители или незнакомые люди пытаются успокоить ребенка, продолжая играть и разговаривать с ним, то это только ухудшит дело.
Некоторые дети так уж устроены, что никак не могут уснуть спокойно. Они так устают к концу каждого периода бодрствования, что их нервная система напрягается, создавая своего рода барьер, который дети должны преодолеть, прежде чем уснуть. Таким детям плач просто необходим. Некоторые дети плачут сначала громко и отчаянно, а затем либо неожиданно, либо постепенно плач стихает и они засыпают.
Итак, если ваш ребенок плачет в конце периода бодрствования после кормления, то сначала предположите, что он устал, и положите его в кровать. Пусть он поплачет 15-30 минут, если это ему необходимо. Одни дети засыпают лучше, когда их оставляют одних в кроватке; к этому нужно приучать всех детей. Но другие дети успокаиваются скорее, когда их тихонько качают в коляске или двигают их кроватку вперед и назад (если у нее есть колеса), или носят их на руках, лучше в затемненной комнате. Можно время от времени помогать ребенку уснуть таким образом, когда он особенно устал, но не изо дня в день. Ребенок может привыкнуть к такому способу засыпания и не захочет засыпать без укачивания, что рано или поздно начнет вас раздражать.

249. Беспокойные дети.

250. Сверхвозбудимый ребенок.

Это необычайно нервный и беспокойный ребенок. Его мускулы не в состоянии полностью расслабляться. Он сильно вздрагивает при малейшем шуме или когда меняет положение. Например, если ребенок лежал на спине и перевернулся на бок или если тот, кто его держит, неожиданно его двигает, он может подпрыгнуть от испуга. Такой ребенок обычно не любит купаться в первые 2 месяца. Сверхвозбудимый ребенок также может страдать от газов или регулярно сердито плакать.
Для сверхвозбудимых детей необходимо создать спокойную обстановку: тихая комната, минимум посетителей, негромкие голоса, медленные движения при уходе за ними. Обмывать и перепеленывать такого ребенка нужно на большой подушке (в непромокаемой наволочке, чтобы он не перекатывался. Держите его запеленутым большую часть времени. Кладите его на животик в маленькую постельку со стенками: в коляску, колыбельку или в ящик (см. также разделы 249 и 253). Врачи часто прописывают успокоительное для новорожденных.

251. Колики в первые 3 месяца и регулярный сердитый плач.

252. Лечение колик.

253. Родителям тяжело с беспокойным, сверхвозбудимым, страдающим газами или раздражительным ребенком.

Часто, когда берешь такого ребенка на руки, чтобы его успокоить, он сначала замолкает на несколько минут, а затем начинает плакать с новой силой. При этом он бьет руками и ногами. Он противится вашим утешениям и даже как будто сердится на вас за это. В глубине души вам больно и обидно. Вам жалко ребенка (по крайней мере вначале). Вы чувствуете себя беспомощной. Но с каждой минутой ребенок злится все больше, и вы тоже не можете не рассердиться на него в глубине души. Вам становится стыдно, что вы сердитесь на такого крошку. Вы стараетесь подавить свой гнев, и это приводит к большему нервному напряжению ребенка.
Ничего удивительного, что вы сердитесь в такой ситуации, и вам незачем этого стыдиться. Если вы признаетесь, что рассердились, и попробуете отнестись к этому с юмором, то вам будет легче пережить этот период. Кроме того, помните, что ребенок совсем не сердится на вас, хотя он сердито плачет. Он еще не знает, что вы личность и что он тоже личность.
Если вам не повезло и ваш ребенок много плачет, несмотря на все усилия врача и ваши, вы должны подумать и о себе. Может быть, вы по складу характера спокойный, уравновешенный человек и не волнуетесь, убедившись, что ребенок не болен и что вы сделали для него все возможное. Но многие матери буквально сходят с ума и доводят себя до изнеможения, слыша плач ребенка, особенно если он первенец. Вы обязательно должны найти возможность уходить из дома и от ребенка на несколько часов хотя бы 2 раза в неделю (или даже чаще, если это возможно).
Вам, конечно, неудобно просить кого-то остаться с ребенком. Вы думаете: «Почему я должна навязывать своего ребенка другим людям. Кроме того, я все равно будут волноваться о нем». Вы не должны относиться к этому небольшому отдыху как к удовольствию. И для вас, и для ребенка, и для вашего мужа важно, чтобы вы не дошли до изнеможения и депрессии. Если вам некого найти себе в замену, то пусть ваш муж посидит с ребенком 2-3 раза в неделю, пока вы пойдете в гости или в кино. Ваш муж тоже должен проводить один или два вечера в неделю вне дома. Ребенку не нужны сразу два слушателя в лице обеспокоенных родителей. Пусть к вам приходят в гости друзья. Помните, все, что помогает вам сохранять душевное равновесие, что отвлекает вас от беспокойства о ребенке, в конечном счете помогает и ребенку, и всей семье.

* Избалованность *

254. Можно ли избаловать ребенка в этом возрасте?

Этот вопрос обсуждается в первые же несколько недель, когда ребенок плачет между кормлениями вместо того, чтобы спокойно спать. Когда берешь его на руки и ходишь с ним по комнате, он перестает плакать, по крайней мере на время. Но как только его кладут обратно, все начинается сначала. Я думаю, в первые 2 месяца можно совершенно не волноваться относительно избалованности. По всей видимости, такой ребенок плохо себя чувствует или нервно возбужден. Когда вы берете его на руки, это его отвлекает, а движение успокаивает. Кроме того, тепло вашего тела и давление на животик тоже помогают ему. Даже, если впоследствии вы решите, что немного избаловали его, то в возрасте 4-5 месяцев вам не трудно будет перевоспитать его в несколько дней.

255. Будьте осторожнее к 3 месяцам.

256. О родителях, которые слишком много развлекают своего ребенка.

Нередко мать или отец, или бабушка так обожают малыша, что занимаются им почти все время, которое он не спит: носят его на руках, трясут на колене, танцуют с ним, смешат его, играют с ним в ладушки и т. д. (все родители точно так же играют со своим ребенком, но в меру). Постепенно ребенок совершенно отвыкает развлекаться самостоятельно. Ему скучно и одиноко, когда его оставляют одного, и он плачет, чтобы к нему пришли. То, что вначале было для матери одним удовольствием, теперь становится тяжелой обузой.

257. О родителях, которые легко уступают.

Если мать всегда с готовностью берет ребенка на руки, как только он заплачет, то месяца через два он может проситься на руки почти все время, пока не спит. Если мать будет по-прежнему уступать, то через некоторое время ребенок поймет, что его бедная измученная мать у него под каблуком и будет тиранить ее, требуя, чтобы его постоянно носили на руках. В глубине души мать не может не возмущаться, и ребенок станет ей неприятен. Но она стыдится этих чувств и не видит выхода из создавшегося ненормального положения.

259. Как перевоспитать избалованного ребенка.

260. Хроническое нежелание ложиться спать.

Эта проблема развивается незаметно. В большинстве случаев она возникает у детей, которые до 3 месяцев страдали от газов или регулярно раздраженно кричали. Нежелание спать можно также считать формой избалованности. Раньше, если ребенок страдал от газов, его брали на руки и это его успокаивало, что в свою очередь успокаивало и мать. Но, когда ребенку 3-4 месяца, до сознания матери начинает доходить, что он плачет уже не от боли или страха: его плач стал сердитым и требовательным. Он требует, чтобы его носили на руках, потому что он к этому привык и думает, что ему полагается такой род услуг. Когда его бедная мама присядет на минутку, чтобы наконец отдохнуть, он смотрит на нее так, как будто хочет сказать: «А ну, иди!»
Такой ребенок может постепенно натренировать себя не засыпать до 9, 10, 11 часов вечера или даже до полуночи. Мать рассказывает, что его веки часто закрываются и голова падает, но как только она пытается положить его в кровать, он просыпается с возмущенным криком.
Проблема засыпания истощает и мать, и ребенка. Ребенок становится раздражительным днем и его аппетит может ухудшиться. Родителей также все больше раздражает ежедневный спектакль, устраиваемый ребенком, но они не знают, что делать. Даже ребенок, мне кажется, чувствует, что эта тирания ему даром не пройдет. Ребенка не трудно отучить от этой привычки, если понять, что она приносит такой же вред ему, как и родителям. Лечение очень простое: положите ребенка в постель в положенное время, нежным голосом пожелайте ему спокойной ночи, выйдите из комнаты и не возвращайтесь. Большинство детей в первую ночь гневно кричат минут 20-30, а потом, видя, что ничего не происходит, неожиданно засыпают. На следующий день они уже будут плакать только 10 минут, а на третий день они обычно вообще не плачут.
Сердобольным родителям тяжело слышать крик ребенка. Они воображают самое худшее, что его голова застряла в решетках кровати, что его вырвало, что он в панике от того, что его оставили одного. Я убежден, что ребенок в этом возрасте плачет просто от злости. Доказательством этому служит та быстрота, с которой вылечиваются такие проблемы на первом году жизни, а также тот факт, что дети сразу становятся гораздо спокойнее и счастливее. Но очень важно удержаться от искушения войти в комнату ребенка, чтобы убедиться, что с ним все в порядке или успокоить его, что вы рядом. Это только рассердит его еще больше и он будет плакать гораздо дольше (см. также раздел 477).
Если вы опасаетесь, что плач малыша разбудит других детей, положите в его комнате ковер или одеяло на пол и одеяло на окно. Такие ткани хорошо поглощают звук.
Иногда бывает необходимо объяснить ваши обстоятельства соседям. Скажите им, что это будет продолжаться лишь несколько дней, и попросите их проявить терпение.

261. Ребенок, просыпающийся каждую ночь.

262. Рвота у избалованного ребенка.

У некоторых детей легко возникает рвота, когда они возбуждены. Это пугает мать, она смотрит на ребенка тревожным взглядом, торопится убрать за ним, старается быть по отношению к нему более предупредительной и в следующий раз немедленно бежит к нему, как только он закричит. Ребенок сразу понимает выгоду своего положения и в следующий раз намеренно старается вызвать рвоту, когда рассердится. Кроме того, рвота будет пугать его так же, как и мать. Я думаю, мать должна заставить себя спокойно относиться к рвоте, если ребенок намеренно ее вызывает, чтобы настоять на своем. Если мать решила приучить его засыпать без крика и укачивания, то она не должна отступать от намеченного плана и не входить к ребенку. А убрать за ребенком можно позже, когда он уснет.

* Простое расстройство пищеварения *

Всегда незамедлительно консультируйтесь с врачом при каких-либо изменениях в пищеварении ребенка. Многие причины могут вызвать рвоту, спазмы и жидкий стул и не все из них упомянуты в настоящей книге. То, о чем вы прочтете ниже, должно помочь вам приспособиться к некоторым самым обычным видам расстройств пищеварения у новорожденных, после того как доктор поставил диагноз.

264. Икота.

Многие дети регулярно икают после каждого кормления. Икота, по всей видимости, ничего не означает и остановить ее удается редко. Попробуйте помочь ребенку отрыгнуть воздух или дайте ему воды.

266. Натужная рвота при спазме привратника.

Эта форма рвоты может начаться у новорожденных в возрасте нескольких недель. Она возникает тогда, когда привратник, отделяющий желудок от кишечника, не открывается полностью и плохо пропускает пищу. Такое заболевание чаще встречается у мальчиков. Если у ребенка изредка бывает натужная рвота, то это не обязательно означает, что привратник у него не в порядке. Рвота может возникнуть сразу же после кормления или во время него. Если такого типа рвота бывает у ребенка часто (например, 2 раза в день), он обязательно должен находиться под строгим наблюдением врача.
Если у вашего ребенка никогда раньше рвоты не было и вдруг у него начинается сильная рвота, измерьте ему температуру. Многие детские заболевания начинаются с рвоты. Если же у него нет температуры и он выглядит абсолютно здоровым, то вам не о чем беспокоиться. Если же он выглядит больным или налицо другие симптомы болезни или его вырвет опять, вызовите врача.
У большинства новорожденных срыгивание бывает только в первые недели и с возрастом проходит. У многих детей срыгивание окончательно исчезает к тому времени, когда ребенок начинает садиться. Иногда оно продолжается до тех пор, пока ребенок не начинает ходить. Изредка срыгивание только начинается в возрасте нескольких месяцев. Иногда оно усиливается во время роста зубов. Срыгивание доставляет матери много хлопот, но оно не является признаком заболевания, если ребенок хорошо прибавляет в весе и спокоен.

267. Легкое расстройство пищеварения и газы.

В первые 3 месяца у ребенка бывают регулярные приступы болей от газов. Это связано с определенным временем дня. Бывают и более продолжительные расстройства пищеварения. Их симптомы следующие: беспокойство, частый плач, выпускание газов через задний проход, усиленное срыгивание, рвота, стул частично жидкий, частично створоженный, может быть зеленоватый. В этом случае иногда помогает изменение в питании. Посоветуйтесь с врачом, даже, если ребенок хорошо прибавляет в весе. Особенно необходима консультация врача, если у ребенка расстройство пищеварения и при этом он не прибавляет в весе.

* Запор *

268. Что можно считать запором.

269. Твердый стул у ребенка при искусственном вскармливании.

270. Хронический запор.

Это нарушение функции кишечника редко бывает у детей постарше, особенно, если их питание включает каши из круп грубого помола, овощи и фрукты. Если у ребенка возникает запор, не пытайтесь лечить его самостоятельно, так как вы не знаете, что его вызвало. Обязательно посоветуйтесь с врачом. Очень важно не подать вида при ребенке, что вас беспокоит его стул. Не обсуждайте с ребенком проблемы стула, не связывайте эту проблему с бактериями, с его здоровьем и самочувствием. Не поощряйте ребенка следить за своим стулом и сами тоже не обращайте на это слишком много внимания. Избегайте пользоваться клизмой. Выполняйте предписания врача как можно непринужденнее, весело и без лишних задержек, будь то диета, лекарства или физические упражнения. Не обсуждайте с ребенком, почему и для чего вы принимаете те или иные меры. В противном случае вы сделаете из него ипохондрика.
Давайте ребенку больше овощей и фруктов 2-3 раза в день, если он их любит. Если ребенок любит чернослив или инжир, давайте их каждый день. Помогают также фруктовые и овощные соки. Следите за тем, чтобы у ребенка были все возможности для физических упражнений. Если ребенку 4-5 лет или больше и, несмотря на все изменения в питании, запор продолжается, но не доставляет ребенку беспокойства, не волнуйтесь и вы, но посоветуйтесь с врачом.

271. Болезненный твердый стул в раннем детстве нуждается в срочном лечении.
Если стул ребенка 1-2-3 лет выходит болезненно, то необходимо срочно ему помочь. Иначе он может начать излишне беспокоиться по этому поводу, что приведет к психологическим нарушениям (см. разделы 272, 362).

272. «Психологический» запор.

В возрасте от 1 года до 2 лет у детей часто возникает запор, причины которого в основном психологические. Если у ребенка в этом возрасте был один или два раза болезненный стул, то после этого он может стараться задерживать его неделями или даже месяцами из страха, что боль может повториться. Если ребенок будет удерживать стул в течение 1-2 дней, то каловые массы станут твердыми, и так запор может продолжаться очень долго (см. раздел 362). Иногда бывает и так: мать слишком ревностно приучает ребенка к горшку, а малыш, отстаивая свою независимость, сопротивляется и удерживает стул, что приводит к запору (см. раздел 361).

Особенно часто это бывает, если у ребенка повышена температура. В старые времена родителям и врачам казалось, что ребенок не может выздороветь, пока его кишечник не освободится, поэтому и лечить нужно в первую очередь запор. А некоторые считали, что запор и есть главная причина заболевания. Необходимо понять, что любое заболевание, при котором у человека ломит и болит все тело, повлияет и на его желудочно-кишечный тракт. Во время болезни у человека пропадает аппетит, пища медленнее движется по кишечнику и может даже возникнуть рвота. Эти симптомы могут появиться за несколько часов до других признаков заболевания.

274. Спазматический запор.

При этом виде запора стул выходит в виде маленьких твердых шариков. Это происходит из-за спазма кишечника, так что стул оказывается разделенным на части, которые затем высыхают и сминаются шариками. Мы не знаем, почему кишечник у некоторых людей имеет эту тенденцию. Иногда это объясняется нервным напряжением. Часто это свойство с трудом поддается лечению. Иногда помогают изменения в питании, но чаще всего это эффекта не дает. Обычно спазматический запор проходит с возрастом.

* Понос *

275. В первые два года кишечник у ребенка очень чувствительный.

Расстройства возникают под воздействием не только бактерий, вызывающих их и у взрослых, но и бактерий, обусловливающих простудные и другие заболевания, и даже бактерий, которые не оказывают никакого влияния на старших детей и взрослых. Один или два вида овощей также могут вызывать понос у некоторых детей. Вот почему мы оберегаем детей от инфекций, тщательно стерилизуем им молоко, изменяем состав их питания постепенно и очень осторожно, понемногу вводим новые виды пищи.
Если у ребенка стул все время был нормальным и вдруг стал жидким, считайте, что в его кишечник попала инфекция. Обычно происходят и другие изменения: стул бывает чаще, его цвет часто меняется на зеленоватый. Изменяется и запах.
Обычно расстройства пищеварения у детей бывают легкими и быстро вылечиваются, если лечение начато вовремя. Расстройство пищеварения надо считать тяжелым, если имеется один из следующих симптомов: водянистый стул, слизь или кровь в стуле, рвота, температура выше 38°, если ребенок выглядит изможденным или у него серые круги под глазами. Даже, в случае небольшого поноса необходимо обращаться к врачу, потому что чем раньше начато лечение, тем скорее выздоровеет ребенок. Если у ребенка наблюдается один из симптомов тяжелого расстройства пищеварения, то жизненно важно немедленно вызвать врача или отвезти ребенка в ближайшую больницу, даже, если она далеко.

276. Неотложная помощь при слабом поносе.

277. Неотложная помощь при тяжелом поносе в ожидании врача.

* Кожные явления *

Советуйтесь с врачом по поводу всех видов сыпи. Ошибиться очень легко. У детей, когда их разденут догола, обычно появляются мурашки. Это не сыпь.

278. Опрелость.

279. Сыпь на лице.

У новорожденных часто бывает небольшая сыпь на лице, которая настолько неопределенна, что даже не имеет названия. Во-первых, бывают крошечные, блестящие, белые прыщики без красноты вокруг них. Они похожи на крошечные жемчужины. Они обязательно проходят с возрастом. Бывают скопления маленьких красных пятнышек или гладких прыщиков на щеках. Этот вид сыпи долго не проходит и очень огорчает матерей. Временами они бледнеют, а потом краснеют снова. Никакие мази обычно не помогают, но с возрастом эти пятнышки всегда сами исчезают. Изредка бывают красные, шершавые пятна на щеках, которые то появляются, то исчезают.
От сосания у новорожденных часто бывают мозоли на губах. Иногда от этих мозолей отслаивается кожа. Эти мозоли со временем проходят и не нуждаются в лечении.

281. Молочная корка.

* Заболевания слизистой оболочки рта и глаза *

282. Молочница.

Это грибковая инфекция. Внешне напоминает молочные пенки, прилипшие к слизистой оболочке полости рта, но они не снимаются, если их потереть. Если снять верхнюю пленку, то под ней кожа начнет немного кровоточить и выглядеть воспаленной. Ребенку больно сосать. Инфекция попадает в рот ребенка при плохом уходе за сосками. Но молочница бывает и при самом идеальном уходе. При подозрении на молочницу немедленно покажите ребенка врачу. Если вы не можете сразу пойти к врачу, то давайте ребенку около 15 г кипяченой воды после кормления. Можно намочить в воде вату и дать ребенку пососать. Это отмоет его рот от молока, что лишит грибок молочницы питательной среды. Не путайте бледную кожу на внутренней стороне десен с молочницей.

283. Кисты.

Встречаются у некоторых новорожденных на острых краях десен. Кисты имеют жемчужно-белый цвет, и матери часто принимают их за зубы, но они имеют закругленную форму и не стучат о ложку, как зубы. Кисты обычно проходят сами по себе и не представляют собой ничего опасного.

284. Конъюнктивит.

У многих новорожденных в первые несколько дней после рождения воспаляется слизистая (соединительная) оболочка глаз (конъюнктива). Это воспаление вызывается лекарством, которое закапывают в глаза ребенка сразу после рождения во избежание инфекции.

285. Косоглазие.

* Опухание молочных желез *

286. Грудница.

Встречаются и у мальчиков, и у девочек через некоторое время после рождения. Иногда из опухшей железы выделяется молоко. Грудница вызывается изменениями в железах внутренней секреции у матери еще до рождения ребенка. Это состояние не требует никакого лечения и всегда само проходит со временем. Нельзя массировать опухшую грудь или выдавливать из нее молоко, так как можно внести инфекцию.

* Беспокойства, связанные с дыханием ребенка *

287. Чиханье.

Новорожденные много чихают, но это не означает простуды, если нет насморка. Чиханье обычно вызывается пылью и засохшей слизью, скопившейся в носу.

288. Слабое дыхание.

Молодых родителей часто беспокоит нерегулярное дыхание у новорожденных, потому что временами оно становится таким слабым, что его едва слышно и видно. Их также беспокоит, когда ребенок слегка храпит во сне. Оба эти явления абсолютно нормальны.

289. Постоянные звуки, сопровождающие дыхание новорожденных, нередкое явление.

Бывает, что ребенок дышит с храпом, но не во сне, как взрослые, а во время бодрствования. Предполагается, что причиной является неумение ребенка управлять мягким небом. С возрастом этот храп исчезает.
Чаще встречается другой вид постоянных звуков при дыхании. Дело в том, что у некоторых детей надгортанники, расположенные над голосовыми связками, такие мягкие и подвижные, что при дыхании они засасываются внутрь и вибрируют. При вдохе появляется громкий храп, как будто ребенок подавился; но так он может дышать бесконечно. Обычно этот храп бывает, когда ребенок дышит глубоко, а если он спокоен или спит, то дышит нормально. Храп становится слабее, когда ребенок лежит на животе. Это явление само проходит с возрастом, но все же покажите ребенка врачу.
Затрудненное дыхание, которое наступает неожиданно в острой форме, имеет совершенно другое значение, чем постоянные звуки. Оно может быть вызвано крупом, астмой или другим заболеванием и требует немедленного вызова врача.
Показать ребенка врачу следует при каждом случае затрудненного дыхания, постоянное ли оно или возникло внезапно.

290. Задержка дыхания

Происходит у некоторых детей, когда они плачут так яростно, что даже синеют. Когда это происходит впервые, мать ужасно пугается. На самом деле такие припадки неопасны и говорят только о темпераменте ребенка (часто эти припадки бывают у детей, спокойных и веселых в остальное время). Об этих припадках необходимо поставить в известность врача, чтобы он обратил особое внимание на физическое состояние ребенка, но никакого лечения не требуется. Более того, не следует удерживать ребенка от плача из-за припадков. Если вы будете брать его на руки, как только он заплачет, вы избалуете его.

291. Вилочковая (или зобная) железа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *