Ребенок плачет в яслях что делать
Что делать, если ребенок все время плачет в детском саду или яслях: советы психолога
Переживания детей, пошедших в детский сад, индивидуальны, и отличаются эмоциональным накалом. Ситуация, когда мама оставляет малыша с незнакомыми взрослыми и детьми, ошеломляет его. Некоторые малыши начинают хныкать, едва войдя с мамой в группу, но быстро успокаиваются, как только за мамой закроется дверь. Другие не прекращают плакать весь день. Особо впечатлительные крохи долго не могут адаптироваться к чуждой для них обстановке. Истерика и плач продолжаются с утра до вечера, и даже дома. Что же делать, если ребенок в детском саду плачет?
Многие семьи сталкиваются с проблемой плача ребенка в саду
Какие дети легко переносят пребывание в детском саду?
Лучший показатель адаптации, как считают детские психологи и воспитатели, складывается у детей, выросших в многодетной семье. Хорошо воспринимают ясли или детский сад и малыши, живущие в коммунальных квартирах. Секрет такой тенденции в том, что дети воспитываются в шумной компании, на условиях равноправия, где к ним относятся как к взрослой, самостоятельной личности. Отношения с родителями выстраиваются на правах партнеров, поэтому малыши способны некоторое время спокойно обходиться без опеки родных.
Почему долгий плач вреден для здоровья ребенка?
Известный детский психолог Пенелопа Лич провела многочисленные исследования, направленные на выявление негативной зависимости здоровья ребенка от длительного плача. Полученные специалистом результаты привели к печальному выводу: долгий, беспрерывный плач может стать причиной серьезного психического расстройства здоровья маленького человека.
Когда ребенок плачет в детском саду больше 20 минут, он утверждается в мысли, что никто ему не поможет. Повторяющаяся ситуация очень травмирует психику крохи, закладывая серьезные проблемы во взрослую жизнь. Однако, как утверждает Пенелопа Лич, это не означает, что малышу нельзя плакать, а родителям каждый раз беспокоиться по этому поводу. Детям свойственно выражать негативные эмоции плачем, но плох не он. Большую травму наносит не получение ребенком необходимой реакции на его крик о помощи.
В какой ситуации не стоит отдавать малыша в детский сад?
Ситуации, в которых от родителей требуется внимание и участие, возникают со многими детьми. Пресловутый кризис трехлеток приводит к тому, что малыш не выдерживает смену обстановки и впадает в продолжительную депрессию. Именно в 3 года происходит осознание маленьким человечком себя, как личности. Психический перелом отражается и на поведении крохи. Нередки беспричинные истерики, упрямство, зажатость и агрессия.
Родителям необходимо помочь ребенку адаптироваться в саду, побольше разговаривать с малышом и узнавать, как он провел свой день
Привязанный к родителям, он трагически переживает разлуку. Крепкие узы нельзя рубить топором, необходимо действовать осторожно и внимательно. Понимая, что успокоить малыша не получается, не стоит заставлять его ходить в садик. Что уже говорить о годовалых крохах, которых отдают в ясли. Малютки, нервная система которых слаба и уязвима, испытывают настоящие душевные муки, отрываясь от мамы и папы.
Степени адаптации ребенка к посещению детского сада
Механизм адаптации у каждого ребенка работает по-разному. Многое зависит от устойчивости нервной системы малыша. Резкая перемена для одного крохи выглядит не так страшно, и он быстро осваивается в новой обстановке. Более ранимым ребенком такое обновление принимается тяжело, и он долго и болезненно переживает его, капризничает, гневается на родителей. Наблюдение специалистов позволили выявить у маленьких детей три степени адаптации: сложную, среднюю и высокую. Расскажем подробнее о каждой из них.
Сложная степень адаптации
Незнакомая обстановка доводит малыша до выраженного нервного срыва, выливающегося в бесконечные истерики. Расставание с мамой может привести к болезни. Находясь в группе, ребенок сторониться сверстников, его не привлекают общие игры и садовские игрушки, он замыкается. Внимание рассеивается, кроха отгораживается от происходящего вокруг него. Услышав слова воспитателя, он может испугаться, впасть в истерику, начать звать маму. Некоторые малыши вообще не реагирует на обращения к ним, могут разнервничаться и замкнуться.
Как помочь ребенку?
Что должна сделать мама, если ребенок плачет в яслях? Необходимо проявить чуткость и терпение. Договоритесь с воспитателем на то, чтобы две-три недели находиться рядом с ребенком. Станьте своеобразным проводником между ним и другими детьми, введите его в новые условия своей теплой рукой и горячим сердцем. Предпринятые действия не привели к решению проблемы, обратитесь за консультацией к специалисту.
Средняя степень
Внешне ребенок спокойно провожает маму, если и расстраивается, то ненадолго, не чурается игр с детьми. Трудности адаптации выражаются скрытно, трансформируясь из психологического беспокойства в частые болезни. Ребенок постоянно простужается, подхватывает ангину, страдает от аллергии. Наличие проблемы показывают и беспричинные приступы агрессии, гнева, плаксивости. Такому малышу требуется полтора-два месяца на полное привыкание.
Как помочь ребенку?
Ежедневно разговаривайте с ребенком, спрашивайте о том, как прошел его день в саду, чем он занимался, с кем подружился. Важно, чтобы и воспитатель не оставлял малыша без внимания, старался деликатно объяснить ему правила пребывания в саду, задействовал его в общих занятиях. Работайте в тесном тандеме с воспитателем. Попросите его, чтобы он вовремя сигнализировал о негативных реакциях крохи.
Высокая степень
Позитивная реакция ребенка на посещение ДС радует родителей и облегчает работу воспитателя. Малыш охотно собирается в садик, быстро знакомится с другими детьми, адекватно относится к требованиям и замечаниям воспитателей. Адаптация не занимает у него много времени, как правило, ему хватает 1-2 недель, чтобы благополучно влиться в детский коллектив. Отсутствие болезней так же свидетельствует о хорошей адаптации крохи.
Высокая степень адаптации ребенка заметна сразу. Такие детки очень общительны, активны и здоровы
Высокая адаптация выражается и в психологическом поведении. Ребенок без проблем засыпает, просыпается вовремя, ему некогда скучать, он постоянно занят. Играет с другими детками, сам придумывает игры, активно ведет себя на прогулке, не жалеет игрушек для других детей. Когда мама приходит за ним, он с удовольствием рассказывает о том, как прошел его день.
Что требуется от родителей?
Основная задача родителей состоит в том, чтобы грамотно подготовить малыша к поступлению в сад. Расскажите ему, почему он должен ходить в ДС, что его там ждет. Объясните правила пребывания, как долго он там будет, с кем может познакомиться. Самое главное – дайте ему понять, что он идет туда на определенное время, и вечером вы его обязательно заберете.
Как правильно облегчить период адаптации?
Воспитатель говорит вам, что у вашего малыша продолжаются истерики, отнеситесь к этому серьезно. Выясните у педагога, как часто он это делает, в какое время. Возможно, ребенок расстраивается в момент вашего ухода, или, наоборот, вечером, когда ждет вас, и думает, что вы не появитесь, что вы забыли о нем. Некоторые детки начинают хныкать, проснувшись после «тихого часа», забыв, что они не дома, а находятся в непривычной обстановке. Узнав причину тревог, можно скорректировать темы разговоров с ребенком, акцентируя успокаивающие объяснения на озвученной проблеме. Главное, чтобы сказанные вами слова не расходились с вашими поступками.
Не надо стесняться задавать вопросы воспитателю, так как это может помочь понять причины плохой адаптации ребенка и найти пути решения проблемы
Полезные советы для родителей
Никто лучше вас не знает ваше сокровище. Слушайте ваше чадо, анализируйте, находите наилучший для него способ успокоить и развеять тревоги. Мы дадим вам несколько полезных советов:
Распространенные ошибки
Подготовиться к детскому саду и правильно провести ребенка через адаптацию получается не у всех родителей. Какие действия и разговоры могут усложнить процесс? Рассмотрим типичные ошибки мам и пап:
Доктор Комаровский, наставляя мамочек перед отправкой малыша в ДС, говорит им, что они уже опоздали. Подготовка начинается со дня рождения. Знаменитый педиатр настаивает на том, чтобы воспитывать ребенка в гармонии с обществом.
Консультация «Почему ребенок плачет. Адаптация в детском саду»
Нина Нагимова
Консультация «Почему ребенок плачет. Адаптация в детском саду»
Почему ребенок плачет в детском саду?
Адаптация ребенка
Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез. Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями. Почему ребенок плачет в садике? Что делать?
Во-первых, родители вряд ли могут себе позволить воспитывать малыша дома, поскольку им нужно ходить на работу, во-вторых, только в детском саду он получит достаточное количество общения со сверстниками и множество различных знаний, которые разовьют его и подготовят к школе. Тем не менее для ребенка, всю жизнь до этого бывшего практически неразлучным с мамой и домом, это настоящее испытание.
Выделяют три типа детей:
• Хорошо адаптируемые. Если ваш малыш именно таков – значит, повезло и вам, и ему. Обычно такие дети открыты и дружелюбны, поэтому быстро заводят новые знакомства, сразу же располагая к себе окружающих. Они не боятся новых ситуаций, если они не несут явной угрозы, поэтому в садике чувствуют себя так же уверенно, как и в любом другом месте.
Благодаря устойчивости своей психики они очень спокойно воспринимают расставание с родителями, потому даже в яслях, в самом раннем возрасте, они будут чувствовать себя комфортно. К сожалению, таких детей сравнительно немного.
• Средне адаптируемые. Такими можно назвать абсолютное большинство детей. В детском саду в первый раз им будет страшно и неуютно, но это – только в первый раз. Такой ребенок плачет в детском саду обычно только в первый день, да и то – не весь, а лишь в первые пару часов. Дальше происходит адаптация – малыш видит, что ему ничто не угрожает, и к нему хорошо относятся, потихоньку начинает общаться с окружающими и понемногу становится здесь своим.
• Плохо адаптируемые. Процент детей этого типа также сравнительно невысок, но они способны очень усложнить жизнь своим родителям. Они очень привязаны к маме и папе, и совершенно теряют уверенность в их отсутствие и в незнакомой ситуации. Хуже всего то, что такой малыш не привыкает, он одинаково сильно плачет, когда идет в садик впервые, и когда числится там уже второй месяц. По определенным причинам ему сложно найти друзей, что лишь усугубляет проблему.
Психологи считают, что лучший возраст для отправки в детсад ребят такого типа – 4 года, так что если есть возможность не спешить с поступлением, лучше выждать.
Вся описанная классификация уместна в том случае, если дети всех названных типов находятся в совершенно одинаковых условиях, но на практике-то так не бывает. Вы ведь наверняка замечали, что на одну работу вроде бы даже тянет, а на другую идешь, как на каторгу. Впрочем, желание или нежелание идти на конкретную работу или в конкретный детский сад может быть обусловлено как постоянными, так и непостоянными причинами, и иногда решить проблему детских слез можно, узнав и устранив такие причины.Вот на что стоит обратить внимание:
• Плохая адаптация – универсальный ответ на вопрос о том, почему дети не хотят в садик, но психологи используют этот термин лишь в том случае, если ребенка в незнакомой обстановке отталкивает и пугает буквально все.А ведь данное понятие можно разбить на целый ряд более мелких и конкретных причин: одним не нравится рано вставать и куда-то идти в любую непогоду, другие неуверенно чувствуют себя в коллективе (еще вопрос – в любом, или именно в этом, третьи просто не желают слушаться чужих.
Это те же причины, из-за которых вы не всегда с удовольствием идете на работу, но вы-то сами ее выбрали и сами можете поменять, а малышу остается только жаловаться и плакать.
• Иногда причина плача кроется в не очень хорошем состоянии здоровья. Ребенок мог всего лишь простудиться, но это уже насморк и головная боль. В подобной ситуации и взрослые не слишком жизнерадостны, а ведь детям еще сложнее переносить дискомфорт. При этом в любом детском саду складываются идеальные условия для передачи любых инфекций – здесь много детей, у каждого из которых иммунная система еще не окрепла.
• Иногда детям в детском саду банально не хватает родителей. Понятно, что в первый раз их не хватает каждому, но некоторые настолько привыкли к тому, что их поминутно опекают, что теперь просто теряются, и не понимают, что делать и как себя вести. Речь об отсутствии самостоятельности – пожалуй, со временем малыш ее обретет, но пока придется потерпеть.
• Дети очень сильно нуждаются в общении – в куда большей степени, нежели взрослые. Как сказал классик, нигде не чувствуешь себя настолько одиноким, как в толпе и детей это также может касаться в полной мере. Никто вроде бы не обижает, но и особого внимания к тебе нет – как тут не приуныть?
• Самое забавное, что в некоторых случаях детский плач в детском саду провоцирует сама мама, приводящая малыша. Она очень сильно переживает, оставляя любимого ребенка на целый день в компании чужих детей, под присмотром хорошей, но также чужой тети, поэтому может продемонстрировать свое волнение или, что еще хуже, даже пустить слезу. Дети очень тонко чувствуют подобные вещи и легко проецируют эмоции родителей на себя. Попросту говоря, такое поведение мамы их откровенно пугает.
Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.
Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в садунужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно. Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета. Разговаривать с ребенком.Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них. Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.
Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как «несадиковский ребенок«. Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет? Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.
Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.
Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно. Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя. И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.
Причины того, почему ребенок плачет,не хочет в садик и устраивает истерики по дороге: Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше. Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.
Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду: Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал первый день в детском саду. Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
Шантажируют ребенка детским садом.
Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.
Придерживаясь этих правил можно пройти адаптацию менее стрессово для ребенка.
Так же большой стресс для ребенка вызывает тот фактор, когда подошла очередь в детский сад, а ребенок до сих пор ни на минуту не расстается с соской или бутылкой. Ребенок по дороге идет не выпуская соску, переодевается с соской, а заходя в группу мама соску вынимает, передает свое чадо чужой тете, и все, стресс двойной. Так что перед тем как начинать посещать детский сад,нужно минимизировать применение пустышки или бутылочки. Оставлять только на экстренные ситуации. Прежде всего думать о ребенке, а не о своем спокойствие.
«Адаптация детей 2–3 лет в детском саду». Консультация для родителей МБДОУ Детский сад «СКАЗКА» Воспитатель Туз. Е. А. Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как.
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» В жизни каждой семьи в определенный период времени наступает момент, когда их любимый сын или дочь начинают посещать детский сад. Для малышей.
Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду – это сложный психологический процесс, который затрагивает абсолютно всех участников адаптации и работников детского.
Что делать, если ребёнок плачет у дверей в ясли
Адаптация ребёнка к яслям — ситуация стрессовая для всех: самого ребёнка, родителей и даже самых опытных воспитателей. Детскую истерику по утрам далеко не все могут вынести. Но если вы твёрдо решили отдать ребёнка в ясли, с некоторыми вещами придётся смириться. Психолог Наталия Кузоро рассказывает, как быть.
Двухлетний Вадик ходит в ясли вторую неделю. Каждый день одно и то же — у дверей группы истерика. Мама его уговаривает, обнимает, целует, Вадик делает шаг к двери, плачет, возвращается к маме и так по кругу. Наконец, все истощены.
Ребёнок зарёван до икоты, у мамы бледное лицо, трясущиеся руки и взгляд побитой собаки. Раздражённый воспитатель на руках уносит ребёнка в группу и закрывает дверь. Маму просят уйти. После чего Вадик успокаивается и переключается на игрушки. Так как же правильно расставаться с ребёнком?
Если вы решили водить ребёнка в ясли, и в целом он доволен, то правильнее не затягивать прощания. Да, первые несколько дней, вам, возможно, разрешат побыть на участке или ненадолго зайти в группу вместе с ребёнком. Потом он будет находиться там без вас. Это твёрдое правило дошкольных учреждений. А потому типичная ситуация в яслях: плачущий ребёнок, уговаривающая мама. Уговаривающая минуту, три, пять, пятнадцать… Ей кажется, ещё несколько минут — и вот она подберёт нужные слова, малыш успокоится и пойдёт в группу сам, а запихивать его плачущего к чужой тете — предательство. На самом деле, с другой точки зрения, всё видится совсем иначе.
Ребёнок плачет, потому что надеется, что родитель его не отдаст, что удастся «выплакать» право остаться с мамой. Находясь в истерике, он не слышит и не воспринимает ваши увещевания
Возможно, он будет кивать и соглашаться на какое-то время, но всё равно будет надеяться, что родитель возьмёт его с собой. Задача ребёнка — любыми способами убедить маму или папу не оставлять его. Чем дольше родитель сидит в приёмной и продолжает «торг», тем сильнее «раскачивает» ребёнка. Но взрослому-то результат «торга» известен.
Когда малыша уже передали воспитателю, у него нет этой ложной надежды, нет необходимости «торговаться», поэтому он, отгоревав разлуку, со временем переключится на игры, начнёт входить в ясельную реальность.
Все долгие прощальные разговоры нужны не ребёнку (они только затягивают процесс), а родителю, чтобы чувствовать себя хорошим, чтобы не ощущать вину. Но давайте по-честному: да, в большинстве случаев отдать ребёнка в ясли в столь раннем возрасте болезненно. И если вы уж решили это сделать, значит, у вас есть веские причины, вы не просто так пришли сюда. В ваших силах сделать это максимально грамотно.
Как правило, чем дольше малыш плачет в приёмной, тем сложнее ему потом успокоиться в группе. И самое печальное в том, что закрепляется длинный и горестный ритуал прощания. Вид беспомощной, растерянной, а порой и раздражённой мамы не добавляет уверенности никому.
Конечно, прийти, раздеть и просто засунуть ребёнка в группу — не вариант. У вас должен быть ритуал прощания — простой, понятный и не затянутый.
Вы должны сказать, что:
Если ребёнок понимает, сообщите, когда заберёте — «после прогулки» или «после сна». Накануне расскажите, что его ждёт в яслях. Ведь у малышей два страха — быть оставленным и страх неизвестности.
Кроме того, можете пообещать «компенсацию», например, что-то совместное интересное после садика. Главное — обязательно выполнить обещание.
Самое трудное — это несмотря на истерику, проводить ребёнка в группу и покидать детсад. Малыш должен видеть вашу уверенность в правильности происходящего. Она покажет, что вы оставляете его с надёжным взрослым, с воспитателем, которому доверяете. Не нужно перекладывать на ребёнка ваши метания и сомнения, это для него непосильная ноша. Разберитесь со своими внутренними переживаниями самостоятельно, без его участия.
Если хотите облегчить малышу жизнь, лучше заберите его пораньше. Какой бы хороший воспитатель и детский сад ни были, дети там скучают по родителям
Но с утра они способны на игры, ими ещё движет любопытство, они ещё напитаны родительской любовью. Силы и невидимая связь с родителями истощается к вечеру. Ребёнок не плачет, но уже начинает ждать маму-папу, играет, прислушиваясь к звукам из приёмной. Лучше, чтобы первое время он не оставался в группе последний, ведь самый большой его страх «вдруг меня не заберут». В эти минуты он приобретает особую силу.
Если приводите ребёнка на несколько часов, используйте это время не на страдания и наматывание кругов вокруг садика, а на отдых. Ребёнку своей тревогой вы не поможете. Поэтому расслабьтесь. Или поработайте, если вы именно этим и хотели заняться.
Ваши силы ещё понадобятся малышу — стресс от новых условий жизни, в первую очередь, ляжет на вас. Именно вы будете контейнировать его эмоции, скорее всего, ребёнок станет более навязчивым и капризным дома. Вы должны стать ему опорой, а не жертвой собственных страданий.
Важно помнить: не все малыши могут адаптироваться к яслям. Если ваш ребёнок не успокаивается в группе долгое время, не переключается со временем на игры, не принимает режим и воспитателей, то, возможно, ему ещё рано в коллектив. Всё же адаптация не должна проходить любой ценой.