Ребенок замкнутый что делать
Консультация «Замкнутый ребенок: причины и способы решения»
Бурковская Галина Игоревна
Консультация «Замкнутый ребенок: причины и способы решения»
Цель: Оказание психологической помощи родителям замкнутых детей
Замкнутый ребенок сейчас встречается не так часто, как ребенок генеративный. Однако это не означает, что он не нуждается во внимании и помощи. Если у малыша проблемы с общением, то это может серьезно сказаться на его будущем, не дав ему возможности правильно развиваться. К тому же такие детишки зачастую остро реагируют на изменения в обстановке, привычном жизненном укладе. Иногда о таких малышах говорят, что они застенчивые, но правильно ли это?
Замкнутый ребенок редко рождается таковым. Хотя эта черта характера может передаться и по наследству. Но чаще всего она приобретается под влиянием воспитательных воздействий и окружающей обстановки.
Причины замкнутости ребенка:
• врожденные (флегматический темперамент, наследственность);
• проблемы со здоровьем (некоторые болезни могут отражаться на психическом состоянии ребенка)
• один ребенок в семье, из-за чего наблюдается недостаток коммуникаций;
• чрезмерная строгость родителей;
• нехватка родительского внимания, совместных игр и занятий;
• кроха считает себя ненужным и нежеланным;
• психологическая травма (смерть близкого, болезнь, тяжелая ситуация, свидетелем которой стал малыш, развод родителей, затяжной стресс);
• постоянное недовольство родных словами или действиями карапуза.
Прежде, чем пытаться устранить эту проблему, надо попытаться понять, почему ребенок замкнутый. Конечно, тому, кто находится постоянно рядом с таким малышом, не всегда легко найти причину. В таком случае можно обратиться к специалисту-психологу, который проведет диагностику для выявления причин, мешающих крохе благополучно взаимодействовать с окружающим миром и наслаждаться процессом общения.
Застенчивость и замкнутость
Эти два проявления характера часто путают друг с другом. И, действительно, они имеют достаточно сходные внешние проявления. И застенчивые, и замкнутые дети болезненно реагируют даже на малейшие изменения в их жизни и с опасением или страхом относятся к незнакомым или малознакомым людям. Такие детишки являются беспокойными и эмоционально неустойчивыми.
Однако застенчивый ребенок отличается тем, что все-таки он желает контактировать с окружающими и даже знает, как это делают, однако не может применить эти знания на практике. А замкнутый ребенок обычно, не знает, как общаться, и делать этого не хочет, потому что не имеет такой потребности. Это основная проблема, почему ребенок замкнутый.
Получается, что стеснительного кроху надо обучать практическим коммуникативным навыкам. А замкнутого ребенка — надо побуждать, в первую очередь, к разговорам и контактам, формировать желание общаться, и параллельно учить контактировать с окружающими людьми.
Рекомендации родителям замкнутого ребенка:
1. Замкнутость крохи нуждается в исправлении, нельзя закрывать глаза на это и считать проблему безвыходной.
2. Работайте над расширением круга общения карапуза. Водите его туда, где гуляют и играют детки. Вначале малыш может быть лишь пассивным наблюдателем или играющим одиночкой. Ничего, запаситесь терпением, наблюдение за общением тоже очень важно.
3. Будьте для замкнутого ребенка примером положительного, позитивного и плодотворного общения. Показывайте, что общаться — это радостно и интересно. Для этого рассказывайте, как вам было интересно, какую пользу вы получили от общения, что нового узнали, решили свою проблему и т. д.
4. Старайтесь посещать с крохой новые места, где вы сможете вместе с ним взаимодействовать и познакомиться с новыми людьми. Но не заставляйте кроху, пусть все продвигается постепенно.
5. Для такого ребенка важно ощущение безопасности, поэтому при разговоре с людьми не оставляйте малыша одного, будьте рядом, придерживайте за руку.
6. Старайтесь не выказывать свои тревогу или опасения.
7. Помогайте ребенку выражать эмоции, поддерживайте инициативу, особенно, если она проявилась в общении. Стимулируйте к самостоятельным действиям, «заражайте» ребенка эмоциональностью.
8. Будьте доброжелательны к другим людям.
9. Создавайте ситуации, в которых малышу потребуется общение с окружающими.
10. Вовлекайте кроху в совместную деятельность, которая невозможна без разговора и обмена информацией.
11. Играйте почаще в игры, которые требуют диалога. В играх с игрушками оттачивайте навыки эффективных коммуникаций. Читайте книги, сказки, в которых есть диалоги и примеры продуктивного диалога.
12. Такому малышу жизненно необходимы доброжелательность, спокойствие и терпение окружающих.
Такая работа потребует времени и вашего внимания. Замкнутый ребенок постепенно будет привыкать к обществу. Если он почувствует безопасность и доброжелательность, то процесс коррекции пройдет быстрее. Если же в ходе вашей работы кто-то поселит в нем чувство страха своим неосторожным отношением, нетактичностью и злостью, то это может надолго остановить благополучное продвижение вперед. Иногда приходится параллельно разбираться с вопросом, как бороться с детскими страхами.
Однако, если ваши старания никак ни к чему не приводят, то замкнутый ребенок нуждается в серьезной помощи специалиста. Детский психолог может помочь правильно выявить проблему и подобрать коррекционные упражнения.
Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.
Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.
Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.
Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.
Консультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детей Консультация для родителей: «Завязать и застегнуть»Дорогие родители! Завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание.
Замкнутый ребенок: как в семейных центрах помогают наладить отношения родителей с детьми
5 августа 2021 года
Некоторые родители, заметив, что их ребенок ведет себя замкнуто, испытывают растерянность. Возникает непонимание, что произошло, и желание помочь ему раскрыться, найти друзей, научиться общаться. О детской замкнутости и как вести себя с таким непростым проявлением характера, рассказала психолог семейного центра «Хорошевский» Светлана Даренских.
Какой он — замкнутый ребенок
Для начала важно понять, действительно ли ребенок переживает от стеснения и замкнутости. Ведь возможен вариант, что он больше ориентирован на свой внутренний мир, ему комфортнее быть наедине с собой или с узким кругом близких людей. В таком случае попытки сделать из него душу компании не принесут ничего хорошего. Стоит принять факт, что ребенок такой, какой есть, даже если родителю и хотелось бы видеть его общительным заводилой.
Сигналом о помощи могут выступать чувства и переживания. Чтобы понять их, спросите ребенка, как он себя ощущает в классе, на прогулке, в компании сверстников, есть ли у него друзья, не сталкивается ли со страхами, тревогой, неуверенностью при общении?
Замкнутый ребенок может упомянуть переживание одиночества, стыда, неловкости в контакте с миром — сказать, что ему страшно начинать разговор с одноклассниками, поднимать руку и отвечать на уроке. Он может хотеть общаться, но не знать и не уметь это делать. Ребенок, ориентированный на свой внутренний мир, в ситуации необходимости сможет общаться со взрослыми и со сверстниками, не испытывая тревоги.
Лишь убедившись, что погруженность в себя и небольшое количество контактов тяжко для него самого, можно начать пытаться помогать и исправлять ситуацию.
Как может помочь родитель
Будьте внимательны к ребенку
Интересуйтесь его состоянием, побуждайте говорить о своих переживаниях неуверенности, тревоге. Так ребенок сможет ощутить вашу поддержку и включенность в его жизнь.
Обсуждайте возникающие страхи
Не пытайтесь их обесценить, переубедить ребенка, что пугающий объект или ситуация вовсе не страшны. Покажите, что вы слышите и принимаете его. Попробуйте вместе найти пути преодоления и решения страшных ситуаций. И главное — быть с ребенком рядом в это время.
Поделитесь с ребенком своим опытом
Если малыш увидит, что вы тоже можете где-то чувствовать стеснение, сложности в общении с другими людьми, он поймет, что не одинок в своей проблеме. Так у вас получится вместе учиться преодолевать замкнутость.
Грамотно выстраивайте похвалу и критику
Не стоит развивать вседозволенность и незаслуженную похвалу: оценки должны оставаться объективными. Критикуйте максимально осторожно — избегайте резких выражений, подрывающих веру ребенка в себя. Дайте ребенку понимание, что неудачи и ошибки не делают его целиком плохим.
Самое главное — не забывайте проявлять любовь, тепло, поддержку
Обнимайте ребенка, говорите, что любите его, что вы рядом с ним. Не думайте о том, что чадо все это знает, — искренне проговаривайте свои теплые чувства к нему.
«Спасите моего ребенка!»
В семейный центр «Хорошевский» обратилась Елена, мать 12-летней Кристины. Со слов женщины, дочка абсолютно не умела общаться с людьми, у нее было мало друзей, общение вызывало у нее полное оцепенение. Источником стресса дочери мог выступать ответ на уроке, поход в поликлинику и даже встреча с дальними родственниками.
В ходе работы с семьей выяснилось, что Елена воспитывала дочь в чрезмерной строгости, заостряла внимание на каждой ее ошибке, учила быть совершенством во всем. Также у Кристины появлялась мысль о небезопасности мира, о том, что все люди вокруг злые, недружелюбные, хотят сделать ей плохо.
Психолог помог Кристине сформировать представление о мире как о более безопасном, чем ей изначально казалось, — девочке предложили посещать групповые занятия с подростками в центре, поощряя ее активность и готовность общаться. Таким образом, со временем Кристина смогла проработать свою тревогу и стать более открытой в общении и со сверстниками и с взрослыми.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Если ваш ребенок замкнутый, не значит, что он с аутизмом! Психолог о детской психике
Живого общения между родителями и детьми сегодня меньше. Многие малыши позже начинают разговаривать, другие не умеют общаться со сверстниками. Когда стоит переживать и вести сына или дочь к специалисту, а когда — отпустить ситуацию и просто любить ребенка? На эти и другие вопросы отвечает детский психолог Елена Акулова.
О том, когда стоит «бить» тревогу
— Чаще всего родители «бьют тревогу» и спешат к специалисту, когда речь ребенка развивается не по возрасту или не развивается вовсе, а также когда ребенок проявляет «сложности» в поведении.
Безусловно, на наших детей влияет то, что мы в целом стали меньше разговаривать и общаться с ними. Интерактивные игрушки, социальные сети, интернет и мультфильмы заменили живое общение. Мы мало читаем вместе с малышами и не обсуждаем прочитанное. Это сказывается косвенно на интеллектуальном развитии всего поколения. Но если у ребенка есть неврологические проблемы, те или иные задержки в развитии, такой стиль воспитания для него может оказаться фатальным: это усугубит уже имеющиеся нарушения.
И если с запросами о проблемном поведении, интеллектуальных нарушениях родители приходят чаще в более раннем возрасте ребенка, то с запросами о пассивности, отстраненности ребенка от близких контактов и сверстников обращаются значительно позже — в школьном возрасте.
Агрессивное или эмоционально неуравновешенное поведение ребенка, нарушение сна, «застревание» в аффекте и многое другое может быть как следствием обстановки и атмосферы, в которой малыш живет, так и маркером проблем неврологического характера. Поэтому нужна очная консультация ребенка не только с психологом, но и с врачом.
Ребенок может перестать развиваться из-за отношений в семье?
Специалист объясняет, что при любом из подобных состояний вначале необходимо исключить медицинскую составляющую.
Например, неврологические, генетические проблемы, пре- и постнатальные повреждения нервной системы, эндокринные, сердечно-сосудистые нарушения и даже нарушения в работе дыхательной системы в той или иной степени способны повлиять на общее развитие ребенка.
Елена говорит, что за все годы работы с детьми в семьях у нее было всего 2 таких случая. Первый, когда ребенок рос в обстановке, где главным был алкоголь. Малышу на тот момент было 3 года, и круглые сутки он находился в игровом манеже, его могли забыть покормить, не переодевали памперс. О том, чтобы с ним общались взрослые, и речи не шло. После изъятия ребенка из семьи и обеспечения должного ухода и общения, он начал быстро догонять по развитию своих сверстников.
Второй случай был менее тяжелым, однако на состоянии ребенка в значительной степени сказалось серьезное психическое заболевание матери. Именно с ней он проводил большую часть времени.
— Энергия развития в каждом ребенке настолько сильна, что ищет и пробивает себе дорогу даже в эмоционально неблагоприятной среде: как росток пробивается сквозь асфальт. Если мозг ребенка не развивается или развивается не должным образом, как правило, на это есть более весомые причины, чем просто обстановка в семье.
— А как же распространенное суждение о том, что «холодная мать» всему виной?
— Такая теория действительно была популярна в середине прошлого века, однако не нашла научного подтверждения. Ее отголоски до сих пор ранят родителей.
Сейчас за рубежом широко популярна теория нейроаффективного развития, которая основывается на последних исследованиях нейробиологии. Эти исследования побудили пересмотреть многие педагогические модели. Оказалось, что эмоции играют ведущую роль в развитии мозга, даже влияют на формирование тех или иных его отделов и нейронных связей. Но это не значит, что в аутизме виновно «плохое эмоциональное отношение». Оно может только усугубить существующую проблему. Хорошая новость в том, что, исцеляя отношения родителей с ребенком и помогая формированию здоровой привязанности, мы поддерживаем мозг в биологическом развитии, даже если изначально имели место те или иные повреждающие факторы.
Что касается аутизма, то на сегодня выявлено и описано более 200 генетических мутаций, связанных с теми или иными симптомами аутистических нарушений. И все они первичны, то есть их нет у родителей. На данном этапе зарубежные специалисты занимаются более детальным изучением данных мутаций и их влияния на организм носителя.
Аутизм — не болезнь, а пожизненное особое состояние нервной системы
— Аутизм — не заболевание, поскольку заболевание имеет начало, течение и завершение. Аутизм — пожизненное особое состояние нервной системы, об этом свидетельствуют многие описания взрослых людей с аутизмом.
При этом аутистические проявления настолько разнообразны, что до сих пор нет единой картины клинического диагноза, до сих пор корректируются и уточняются диагностические критерии, и это вводит в заблуждение многих родителей. А также порождает множество мифов, которыми окружен диагноз «аутизм». Мифы рождаются там, где человек сталкивается с непонятным для него и пугающим. Наш мозг пытается как можно быстрее «рационализировать»: придумать причину.
Такие мифы, несмотря на свою токсичность, играют для горюющего важную психологическую роль — не дают мозгу «взорваться» от горя. Этим объясняется их живучесть, несмотря на различные научные опровержения. На этапе торга нам кажется, что мы приняли уже факт болезни, но на самом деле гонимся за чудесным исцелением, легко соглашаясь на мошеннические или сомнительные лечебные эксперименты. И когда нам кажется, что мы заботимся о близком больном, на самом деле мы заботимся о себе, потому что нам не хватает сил на принятие ситуации, как она есть. Важно это понимать, чтобы не быть фанатично слепым и жестоким экспериментатором по отношению к своим близким, тем более, детям.
Прежде чем приписывать диагнозы, следует обратить внимание на себя
Специалист говорит, что сейчас все чаще встречаются случаи «гипердиагностики» родителями своего ребенка. Такие мамы и папы уже приходят с диагнозом, который нашли в интернете.
— Важно не забывать: все детки разные. Точно так же, как и мы, взрослые, в значительной мере отличаемся друг от друга по темпераменту, характеру, биоритмам, эмоциональности и многим другим признакам.
Если родители знают о своей мнительности, то нельзя позволять себе сравнивать ребенка с другими. Это не рекомендуется делать с любым малышом. Когда речь идет о родительских страхах — лучше разбираться с ними на приеме у психолога, чтобы понять, какая часть из них обоснована, а какая — нет. Не стоит мучить ребенка своими фантазиями и находить у него болезни посредством интернета.
О том, как правильно вести себя родителям
— В моем понимании самое важное — это любовь. Ее важный ингредиент — принятие, то есть понимание наших отличий и индивидуальности, принятие того, что выросший ребенок пойдет жить свою, не похожую на нашу, жизнь. Любовь к нему тогда, когда он не прав, ошибся или обидел, нарушил дозволенное — даже когда ругаем или ограничиваем. За этим важно не забывать, что мы его любим, он наш близкий человек. Родителям стоит понимать, ребенок — не центр вселенной. Задача мамы и папы — вырастить малыша таким, чтобы он не нуждался в них.
Важно развивать коммуникативные навыки. Это багаж, который пригодится в любой отрасли работы и в сфере человеческой жизни. Он помогает договариваться, улаживать конфликты и находить поддержку. Чтобы развить эти навыки, нужно начинать с себя самих.
— Необходимо соблюдать баланс: чтобы вы оставались для сына или дочери психически устойчивой, надежной и доступной фигурой родителя. В то же время желательно иметь свою интересную жизнь, в которой вы занимаетесь совершенно другими делами, далекими от семьи и воспитания. Перекосы в сторону гиперопеки или игнорирования ребенка создают фундамент для невротизации сына или дочери и отношений с родителями.
И еще: парадокс воспитания заключается в том, что мы не можем никого воспитать на самом деле. Мы можем воспитывать себя, работать над собой, делать это с удовольствием, тогда и ребенок возьмет от нас лучшее.
Ребенок замкнутый что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Давайте разберемся, в чем заключается опасность стеснительности у детей. Также в статье вы найдете 12 советов, как снять зажатость и застенчивость у ребенка.
Статья:
Казалось бы, невелика проблема — стеснительный ребенок. Ну и что, все мы в детстве стеснялись, и ничего, выросли. Вырастут и все остальные дети, но каким будет их детство? Как пройдет подростковый период? Будет ли это время безоблачно счастливым?
Причины возникновения застенчивости
Их можно условно разделить на две категории — врожденные и приобретенные.
Врожденные причины:
Приобретенные:
Детскую робость заметно уже с 2 лет, и к 6 годам становится понятно, каким ребенок будет в будущем — стеснительным или бойким. Поэтому важно вовремя принять меры, чтобы преодолеть застенчивость на стадии ее зарождения.
Не менее важно корректировать стеснительность, которая обусловлена врожденными факторами. Но здесь уже без помощи специалистов (психологи, коррекционные педагоги) не обойтись.
Влияние застенчивости на качество жизни
Родителям замкнутого и стеснительного ребенка может казаться, что эта особенность характера даже полезна. Он не лезет в опасные ситуации, держится возле взрослых, не идет на контакт с чужими людьми. Но на самом деле здесь гораздо больше минусов, чем плюсов.
В книге педагога Р. Сиренко и психолога Н. Богачкиной «Застенчивый малыш» описаны последствия нескорректированной застенчивости:
Застенчивость в дошкольном возрасте
Маленькие дети испытывают трудности с описанием собственных переживаний. Особенно если это робкие, замкнутые малыши. Они не могут пожаловаться маме на то, что боятся кататься на карусели, а лишь заливаются горьким плачем при виде аттракциона. При этом они хотят это сделать, и при должной поддержке сделали бы, но…
Постепенно взрослые привыкают к нерешительности ребенка и перестают предлагать ему попробовать что-то новенькое. Предугадывая негативную реакцию, они не подпускают к малышу незнакомых людей. Более того: увидев, как ребенок стесняется, ёжится от страха и жмется к маме, взрослые стесняются этих проявлений и выбирают совершенно неправильную тактику — оставить ребенка в покое.
Детский сад и стеснительные дети
Зачастую воспитатели знают, что от замкнутого ребенка не дождешься звонкого прочтения стишка на утреннике, поэтому часто он вообще не получает никаких ролей. Таких детей могут даже не брать в соревнования, потому что робость не позволит им вступить в борьбу с соперниками. Фактически застенчивость становится причиной социальной изоляции.
По данным исследователей, более 42% дошкольников 4-5 лет демонстрируют стеснительность в незнакомой или не совсем дружественной среде (когда ребенок остается без родителей, один на один с детским коллективом и воспитателями). Поэтому очень важно правильно адаптировать детей к посещению детского сада:
Застенчивость в школе
Если проблема стеснительности не решена в дошкольном возрасте, школа для такого ребенка становится настоящим испытанием. В детском саду можно было спокойно сидеть в уголочке и играть с игрушкой, но во время уроков остаться один на один со своими страхами и зажатостью не получится.
Нерешительность и неуверенность в своих силах нивелируют пользу образовательного процесса.
Для застенчивых детей школа ассоциируется со стрессом. Успеваемость падает: даже легкие задачи даются с трудом, если решать их нужно у доски перед всем классом.
Вдобавок к стеснительности появляется неуверенность в собственных знаниях. Что толку от них, если рассказать миру о своих способностях ребенок не может.
Что происходит, когда ребенок стесняется в школе
Робкие дети еще в детском саду привыкают к социальной изоляции, поэтому им крайне трудно подружиться с одноклассниками. Если повезет, можно найти компанию среди таких же стеснительных ребят. Но это единичные случаи. В основной массе застенчивые дети продолжают оставаться одни.
Стеснительность накладывает отпечаток на способность коммуницировать с окружающими. Ребенок боится попросить о помощи, задать вопрос учителю или соседу по парте. Это приводит к снижению уровня притязаний. Такому ученику ничего не нужно, ничего не интересно, он инертен и незаинтересован в школьных делах.
Проблема усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает замещать свое мнение мнением окружающих. И действительно начинает считать, что ему ничего не нужно и не интересно.
Подростковая застенчивость
С 8 лет начинается препубертатный период, когда стеснительный ребенок постепенно превращается в стеснительного подростка. Отмечается это время не только активным физическим ростом, но и изменениями в психологическом плане.
Застенчивость становится постоянной чертой характера. Окружающие, да и сам подросток, к ней уже давно привыкли. Выработались определенные поведенческие модели, которые позволяют находиться в зоне психологического комфорта:
Кстати, в Украине провели опрос среди подростков и юношей от 14 до 18 лет. По полученным данным, 40% из них страдает повышенной стеснительностью. Девушки примерно на четверть чаще, чем парни.
Чувство одиночества у подростков
Боязнь проявить свои лучшие навыки и произвести хорошее впечатление приводит к изолированности, которая принимает иную форму, чем в детстве. Один из главных трансформационных процессов у подростков — необходимость чувствовать себя частью группы. Это дает ощущение защищенности, раскрепощает, позволяет проявить свою идентичность. Но застенчивому ребенку крайне трудно приобщиться к какому-либо сообществу, поэтому природный процесс нарушается, чувство одиночества обостряется в разы.
Подросток болезненно переживает изолированность. Может стать изгоем в классе, подвергаться буллингу. В итоге развивается целый комплекс психологических проблем, возникает повышенная тревожность, депрессия.
Мы рассмотрели влияние стеснительности на детей из разных возрастных групп, и напрашивается вывод — с этим качеством нужно бороться! Но важно подойти к этому максимально деликатно.