Ребенок жесток с животными что делать
Что делать, если ребёнок обижает животных
Жестокое обращение детей с животными вызывает тревогу — будь то отрывание лапок у жука, или попытка кататься верхом на щенке. Где грань между естественным детским любопытством, желанием экспериментировать и жестокостью как чертой характера? Когда нужно начать беспокоиться?
Причины детской жестокости
Как правило, дети, которые жестоко обращаются с животными, были свидетелями или жертвами жестокого обращения. Статистика показывает, что 30% детей, являвшимися свидетелями домашнего насилия, поступают подобным образом с животными (Joni E Johnston Psy.D. Children Who Are Cruel to Animals: When to Worry. – Psychology Today. April 27, 2011).
Причины жестокости могут быть разные:
Мини-курс о бережном воспитании «Без наказаний»
Научимся устанавливать правила и границы без криков и скандалов
Типы жестоких детей
Чтобы понять серьёзность проблемы в развитии личности ребёнка и в соответствии с этим выбрать правильные педагогические меры коррекции, следует распознавать типы жестоких детей.
Экспериментатор, возраст от 1 до 6 лет. Как правило, это дошкольник, который не понимает, что животные чувствуют боль, могут страдать, и с ними нельзя обращаться, как с игрушками. Может быть, это первый питомец, которого подарили ребёнку, и у него ещё нет достаточного опыта по уходу.
Что делать в таких случаях? В определённой степени, это зависит от возраста и уровня развития ребёнка. Объясните, что питомца нельзя обижать, бить, также как нельзя обижать или бить других детей. Учите быть добрым и заботливым по отношению к животным и младшим.
Взывающий о помощи, от 6 до 12 лет. Он понимает, что бить животных нельзя. Его жестокое обращение с ними — это не результат пробелов в знаниях. Скорее, это симптом более глубокой психологической проблемы. Как уже было отмечено выше, ряд исследований показывают прямую связь детской жестокости с неблагополучием в семье и жестоким обращением с самим ребёнком.
Что делать? В таких случаях необходима профессиональная помощь, здесь нельзя полагаться только на родителей в коррекции такого поведения. Это абсолютно ненормально — преднамеренно жестоко обращаться с животными.
Отклонения в поведении, 12+. Подростки, которые обижают животных, почти всегда вовлечены в другие асоциальные действия — наркотики, криминальные группировки. Иногда жестокое обращение идёт рука об руку с принадлежностью к девиантной группе сверстников (жестокость совершается, как часть ритуала «посвящения» в группу, или как результат давления со стороны сверстников). Подросток может быть жестоким от скуки, или чтобы обрести ощущение власти и контроля.
Что делать? Немедленно обратиться за профессиональной помощью. Если это возможно, включите в свою группу поддержки хороших друзей, членов семьи, учителей.
Как научить детей любить животных
Любой жестокий поступок по отношению к животным ещё не является знаком того, что этот человек непременно превратится в маньяка-убийцу. Маленькие дети, не отстающие в умственном развитии, и чьё естественное любопытство может привести к травмам или даже гибели животного, в процессе правильной воспитательной работы научатся с ними гуманно обращаться.
Однако, если ребёнок намеренно запирает животное, бьёт его после своей ссоры с родителями, или получает удовольствие, когда наблюдает, как то мучается, — это очень тревожные сигналы того, что необходимо профессиональное вмешательство. Особенно это относится к той ситуации, когда достаточно умственной зрелости, чтобы понимать, что он совершает плохой поступок — и всё равно намеренно его совершает.
Даже если ребёнок сам не был свидетелем или жертвой жестокого обращения, не во всех детях присутствует врождённый инстинкт осторожного и бережного обращения с братьями нашими меньшими.
Мини-курсы для родителей
Рекомендации экспертов и разборы реальных ситуаций
Как воспитывать в детях любовь к животным:
Автор — Ольга Селецкая,
Фото с nastol.com.ua
Мини-курсы для родителей от 199 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов
Ребёнок жестоко обращается с домашним животным. Что делать?
Многие дети любят играть и проводить время с животными. Но иногда они могут причинять им вред или боль, даже не замечая этого. Детские психологи Виктория Караваева и Лидия Пархитько рассказали, как научить ребенка правильно заботиться о питомцах.
Вопрос. Ребёнку три года. В нашем доме появился котёнок — и каждодневные ссоры из-за того, что он не даёт животному спать и лежать. Слишком небрежно к нему относится. Я не знаю, как ему объяснить, что коту больно и неприятно.
Ответ. Виктория Караваева, психолог:
В три года дети ещё эгоцентричны. Маленькому ребёнку сложно встать на позицию другого, предположить, что может чувствовать другой человек или животное. Если ребёнок бодр и весел, то ему сложно понять, почему котёнок спит или отдыхает. Может казаться, что он тоже не прочь поиграть. Поэтому просто объяснения, что котёнку неприятно, пока почти не работают.
Как же тогда наладить безопасные отношения ребёнка и котёнка?
1. Предлагать условно хорошие для обоих игры. С маленьким мячиком, ленточкой, игрушками для котят. Показывать, как можно гладить, а как нельзя, на руке ребёнка. Можно предложить игру «Самые приятные поглаживания». Когда мама по-разному поглаживает спинку ребёнку, а потом ребёнок по-разному гладит маму. И каждый говорит, как ему приятнее.
2. На запреты в плане поведения ребёнка предлагать альтернативу. Не просто сказать: «Отойди от котёнка!» — а сразу действие, на которое заменить: «Подойди, пожалуйста, ко мне».
Не просто «Не тяни его за лапу», а «Возьми его двумя руками под передние лапки и под попку». Можно устроить мастер-класс на игрушке, если такая есть
3. Если ребёнок заигрывается, начинает ласково, а потом может уже напугать котенка своими действиями или в игре сделать ему больно, следует отвлечь ребёнка. Предложить продолжить игру с вами, включить музыку и потанцевать несколько минут.
4. Если котёнок такой трогательный, что ребёнку сложно удержаться, чтобы не душить его в объятиях, не тискать, то можно это желание как-то вместе назвать. Обозначить вот эти чрезмерные ласки каким-то словом. «Слушай, когда ты вот так зажимаешь нашего котёнка, это к тебе Тискалка приходит? Или что это за настроение такое?» Показать последствия прихода «Тискалки»: «Ой, когда она приходит, наш малыш кричит и царапается». Спросить, нравятся ли такие последствия ребёнку: «Тебе нравится, когда он так царапается?» Предложить подумать, что же с ней тогда делать: «Давай, когда мы заметим Тискалку, будем выбрасывать ее в окошко, а с котенком играть ласково? А если Тискалка не вся пойдет погулять, а ее немного останется, мы можем с тобой обниматься». Название этого эмоционального проявления чувств к котенку снижает накал, и тогда с ним проще справиться.
5. Запрещая постоянно носить котёнка на руках, можно посочувствовать ребёнку. Сказать, что вы понимаете его желания, но все живые котята устают от таких игр, с ними так нельзя: «Знаю, тебе бы так хотелось с ним постоянно играть, на руках носить. Мне тоже этого хочется, он такой хороший. Но ему нужно отдохнуть». Так вы не только постоянно защищаете котенка, как будто находитесь только на стороне питомца, но и на стороне ребенка, понимаете его чувства и желания.
6. Можно постепенно вводить практику заботы о ком-то. Сказать, что мы дома друг о друге заботимся: «Я, мама, забочусь о тебе: готовлю еду, читаю тебе, помогаю одеться, купаю. Ты тоже заботишься обо мне». Возможно, у ребенка уже есть опыт проявления заботы. Например, он может что-то принести из другой комнаты по просьбе мамы, накрыть ее пледом. Если такого опыта пока очень мало, следует просить ребенка как-то проявить о вас заботу: помочь в уборке, что-то вам принести.
«Мам, купи собачку!» 12 главных вопросов о детях и домашних животных
7. Озвучивайте эти проявления заботы: «Спасибо, мне так приятно, что ты обо мне позаботился и собрал всё с пола, мне теперь будет проще помыть его». И если это понятие заботы постепенно вводить в обиход, то и проявление заботы о котёнке будет понятнее маленькому ребенку. Положить ему корм в миску, налить воды, ласково погладить по шерстке, поиграть с ним с мячиком — когда вы замечаете такие действия ребенка, можно спрашивать его: «Тебе нравится заботиться о нашем котенке?» Важно замечать моменты, когда у котенка и ребенка получается хорошо ладить и обоим такое общение приносит удовольствие.
Лидия Пархитько, психолог:
Если ребенку около двух-трёх лет, то достаточно сложно требовать от него какого-то разумного поведения, потому что он ещё не понимает. Это не детская жестокость, просто маленький ребёнок не осознает, что другому может быть больно, что кто-то вообще имеет какие-то желания, отличные от его. В возрасте четырёх-пяти лет ребёнок способен воспринимать котёнка, другого ребенка и человека как отдельное существо и понимает, что у него могут быть свои приятные или неприятные впечатления.
Однако в любом возрасте родители могут пользоваться следующими правилами:
1. Книги. Они очень хорошо помогают, если вы завели котенка. Даже ребенку трёх лет можно купить максимальное количество книг на эту тему. Например, про историю котенка, который жил у бабушки, как она за ним ухаживала, или про котенка, дружившем с щенком. Важно, чтобы животное стало отдельным персонажем, поэтому котенок как раз очень частый герой в рассказах для детей. Можно их читать вместе и смело обсуждать, что котенок чувствует, какой он хороший, нужно раскрыть его внутреннюю жизнь. Здесь все равно присутствует элемент сказочности: мы котенка делаем более человечным, но для ребенка это восприятие нормально.
2. Видео. Я предлагаю смотреть видео, чтобы показать ребенку разницу, потому что он со стороны себя видит плохо. Можно снять ребенка в тот момент, когда он обижает котенка, например хватает его за хвост, а животное куда-то убегает. Затем снять другое видео, на котором показать, как нужно гладить и заботиться о нем. Посмотреть с ребёнком оба ролика и сравнить их, чтобы он увидел разницу: «Смотри, вот так котенку не нравится. Видишь, это ты его за хвост хватаешь. У него недовольный вид, и он убежал. А вот так ему нравится, поэтому можно делать так».
3. Игры. Можно предложить поиграть в котенка, когда ребенок сам становится животным, а мама чешет ему за ушком, играет, заботится о нем. Но сразу предупреждаю: не нужно хватать ребенка за волосы и говорить: «Ага, вот ты так делаешь котенку, значит, я тоже так тебе сделаю, чтобы ты понял, как это больно». Так делать не стоит. Мы показываем только хороший вариант.
4. Маленькие обязанности, которые можно возложить на ребенка. В зависимости от возраста, например в два-три года, он может взять миску с водой, сполоснуть ее и налить чистую воду питомцу. Это будет его работа. Вы приходите на кухню, утром перед или после завтрака, когда ребенок максимально расположен, и напоминаете ему каждый раз: «Давай ты нальешь свежей воды, а я положу корм?» С возрастом эти обязанности можно увеличивать, но не перегрузив ребенка. Задания должны быть приятными и постоянно выполняемыми, чтобы он чувствовал свою ответственность и участие в этом процессе.
5. Правила. Родителям кажется, что нужно их проговорить один раз с ребенком — и все понятно, но на самом деле о них нужно напоминать постоянно. Когда он уже дёргает котенка за хвост, а ему говорят, что так нельзя делать, такой метод плохо работает. Лучше просто с утра во время кормления котенка вспомнить с ребёнком, что можно, а что нельзя делать с питомцем. Именно на этой волне ему проще помнить правила и удерживать их, чем если вы при любом происшествии будете давать ему отрицательное подкрепление.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Анастасию Удалову. Иллюстрация: Shutterstock (momo sama)
Ребенок мучает животных. Часть 1. Небезобидные «шалости» самых послушных детей
Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?
Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Родители спрашивают: почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?
6-летняя Варя попросила дать ей свинку поиграть и так сильно прижимала к себе, несмотря на визги животного, что… Тогда мы сочли это «познанием мира», объяснили все и на два года отказались от покупки новых животных. И вот ребенок уже собирается в школу, выпросила у меня котенка на 8 Марта. Опять-таки объяснили ей, как относиться к животному. И вот вечером сестра наблюдает такую сцену: котеночек плачет, сидя на полу. Оказывается, Варя поднимала его на руки и кидала на пол. Мы просто в шоке. В нашей семье очень любят животных. Сестра сильно наказала ее, но что делать дальше?
Задавшись целью узнать, что думают и пишут об этом психологи, сами родители, бабушки и дедушки, я выяснила, что существует масса мнений и, к сожалению, многие из них не приводят к решению проблемы. Например, считают, что, отрывая насекомым крылья, ребенок удовлетворяет свое любопытство. При этом необходимо предоставить ему больше информации для утоления жажды познания — купить энциклопедию по биологии, дать смотреть познавательные передачи о животных. В результате ребенок со временем «перерастет» и перестанет мучить животных.
На самом деле это одна из рационализаций взрослых. Маленький ребенок может ошибиться один раз, но если подобное поведение — тенденция, то на это необходимо обратить внимание. Мама учит, а ребенок все равно рвет цветы, обрывает листву с деревьев, позже пуляет камнями по голубям с явным удовольствием от процесса, а после весело мучает собаку во дворе. Что делать, когда ребенку уже 6—7 лет, а он все равно хватает кошку за хвост и раскачивает орущее животное? Здесь уже родитель соглашается, что дело не в любопытстве. В чем же? Находится еще одно объяснение для обеспокоенных родителей: мол, дети мучают животных, насмотревшись «дурацких американских» мультиков. Они подражают героям мультфильмов и компьютерных игр и не понимают разницы между виртуальным миром и реальным, что реальным животным больно. В этом случае школьный психолог посоветует родителям обратить внимание на информацию, которую получает ребенок с экранов ТВ и Интернета.
И, наконец, жестокое обращение с животными связывают с тем, что с ребенком плохо обращаются сами родители, физически наказывают его или ребенка обижают в детском коллективе. В этих случаях советуют не наказывать, обращаться к психологам и постоянно объяснять ребенку, что с живыми существами так поступать нельзя. Даже если тебе сделали больно, советуют учить доброте, жалеть братьев наших меньших, смотреть добрые мультики. Причины названы верно и совет хорош, но что же делать, если эти методы совсем не действуют?
Психологи и психиатры бьют тревогу: жестокость ребенка по отношению к животным может быть серьезным симптомом нарушения психики и предрасположенностью к совершению преступлений против людей. Верно, есть такая связь. Однако пока им ничего не известно о том, какие дети склонны мучить животных, чем это вызвано, можно ли скорректировать состояние ребенка и как это сделать самим родителям.
Между тем эти вопросы досконально изучаются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. На ежемесячных онлайн-занятиях тысячи родителей узнают своих детей и по-настоящему начинают понимать «тайные» мотивы их поведения, в том числе и разбираться в проблеме детской жестокости.
Мало знать современному родителю, что мучение животных ребенком не должно оставаться без внимания и что ребенку нужно «прививать больше доброты и любви». Родитель должен знать, что закрывать кошку в стиральной машине, прижимать ей ушки прищепками, кидать палки в дворовых котов — это не детская шалость, а симптом психологического неблагополучия определенного типа деток — с анальным вектором (на лекциях «Системно-векторная психология» так называется один из восьми типов психического). Вектор — это врожденные желания и свойства. Садизм во всех его проявлениях свойственен только людям с анальным вектором.
Почему ребенок мучает животных?
Потеря защищенности у ребенка с анальным вектором
Базовой потребностью любого ребенка является ощущение защищенности, только в условиях психологического комфорта может раскрыться и развиться тот потенциал, который заложен в него от природы. Родители для ребенка являются гарантом безопасности и ощущения защищенности. Именно они своими действиями «пишут» судьбу ребенка: либо травмируют его, оставляя его свойства неразвитыми, либо более-менее раскрывают потенциал ребенка, создавая благодатную среду для успешной реализации в будущем.
К сожалению, не зная врожденных внутренних свойств наших детей, мы их губим своими действиями, не специально. Просто мы ожидаем от ребенка соответствия нашим представлениям и желаниям, не осознавая того! Например, ребенка-«птичку» мы учим плавать, потому что мама-«рыбка» плавает и считает нормальным и приемлемым именно такое проявление. Мы хотим сделать как лучше, но, пропуская мысль через себя, не понимая своих отличий от ребенка, зачастую складываем такие отношения с ребенком и принимаем такие воспитательные меры, которые травмируют психику ребенка. В результате он теряет необходимое для нормального развития чувство защищенности.
Как это происходит, разберем на примере ребенка с анальным вектором и мамы с кожным. Свойства и желания этих векторов совершенно противоположны и не пересекаются ни в чем. Неприятие матерью и стремление переделать, подавить «нежелательные» свойства ребенка проявляются в ней тем сильнее, чем больше она не развита и не реализована в своих свойствах. Она это будет делать бессознательно, потому что смотрит на мир и людей исключительно через призму своих желаний, свойств и ценностей, а чужие свойства и ценности ее раздражают. И даже если она развитая и реализованная кожница, она все равно не понимает особенностей и отличий своего ребенка от себя, а это мешает ей наиболее полно развить его.
Одной из особенностей детей с анальным вектором является то, что они единственные, кто способен обижаться и накапливать обиды, а это ключевой момент в написании жизненного сценария такого человека. Далее раскрою подробнее.
Дети с анальным вектором послушны, медлительны, аккуратны и исполнительны. У них врожденное устремление к качеству, к перфекционизму, к порядку. Им свойственны усидчивость и неторопливое выполнение любого дела. Они не могут выполнять несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое, как это делает гибкий кожник. Психическое анальника так устроено, что он наслаждается от последовательности в делах, стремясь непременно довести начатое до конца, до точки. Любое незавершенное дело создает внутренний дискомфорт.
Эта их дотошность и медлительность для быстрой деловой кожной мамы (время — деньги) — настоящее испытание. Она обязательно будет торопить анального сына, приучать делать несколько дел одновременно, учиться быть собранным, дисциплинированным, чтобы мог мгновенно, на лету (как она сама!) принимать решения. Поторапливание тут же отразится на ребенке с анальным вектором: он получит стресс.
«Торопила, не дала дорисовать рисунок, который я рисовал для любимой мамочки, не дала доиграть, а обещала…» — мелкие, не значащие для кожных мам эпизоды, которые забываются в жизненной круговерти, но только не носителями анального вектора. У них врожденная прекрасная память и обостренное чувство справедливости, которое всю жизнь будет определять, где «правда», а где «кривда». На кривду — в его субъективном понимании — его психическое ответит первой обидой, которую он запомнит навсегда.
Так, на мамин мимоходом брошенный вопрос «Как дела?» такой ребенок начнет обстоятельно, подробно рассказывать, как он проснулся, почистил зубы, оделся и пошел в школу, как по дороге споткнулся и выпачкал ботинок, как пришлось идти его вытирать и так далее. Когда эти дети начинают что-то рассказывать, то очень важно, чтобы им дали договорить, дослушали, не перебивая. Если сбить с рассказа, он начнет его заново. Начать и закончить, чтобы все последовательно было — в этом его психический комфорт!
Кожную маму эти моменты нервируют, так как она не такая по природе, ее ценности — экономия времени, краткость, рациональность. Такая мама будет перебивать ребенка: «Давай покороче!» А он не может короче и не может быстрее, его мышление заточено на последовательное и детальное изложение. Системно-аналитический ум, классифицирующий, детализирующий, обобщающий, — это ум ученого, который развивается именно в обстановке неспешного и обстоятельного погружения в детали, их сосредоточенного обдумывания и систематизации, пусть поначалу это и подробный рассказ маме о проведенном дне в школе. Когда ребенка постоянно перебивают, он попадает в стресс.
Итак, можно выделить основные моменты, которые неминуемо повергнут ребенка с анальным вектором в стресс. Это сдергивание с горшка, частые нововведения в быту ребенка, перебивание речи и невозможность довести начатое до конца.
Во второй части статьи мы подробнее рассмотрим стрессовые для таких детей факторы, а также их последствия.
Ребенок жесток с животными что делать
Аннотация: Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии.
Статья:
Всё чаще темой новостей в СМИ и роликов на YouTube становится детская жестокость. «Избиения в школе», «Осторожно! Злые дети!», «Насилие ради забавы», «Страшней ребёнка зверя нет», «Дети-мишени и дети-убийцы» — это тот самый случай, когда кричащие заголовки видеоматериалов отнюдь не приукрашены и лишь подчёркивают злободневность проблемы.
Далеко не все родители придают значение тому, что малыш таскает котёнка за хвост или подросток с увлечением рассказывает об однокласснице, которую затравили за отсутствие iPhone или аутизм. «Характер такой», «наследственность», «возраст», «пройдёт» — взрослые находят множество оправданий своему бездействию. Результатом становятся покалеченные жизни, постановка на учёт в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних), уголовная ответственность, и серьёзные психические отклонения.
Ни в каком возрасте жестокость детей не является закономерным явлением в развитии. Её нужно сразу же пресекать, проводить воспитательные беседы, отправляться на консультации к психологу или психотерапевту.
Суть проблемы
Каждый родитель должен быть немного психологом и разбираться в том, что происходит с ребёнком. В частности — понимать различия между такими понятиями, как злость, агрессия и жестокость.
Агрессия вызывается причинами естественного характера: стремлением добиться желаемого любой ценой, борьбой за выживание или жизненное пространство. Её активирует определённый фактор раздражения, стресса. Например, ребёнку нужна игрушка — чтобы её заполучить, он может ударить или укусить.
Злость — вспышка гнева, которая провоцируется каким-то внешним обстоятельством. Это реакция на несправедливость или оскорбление. Характеризуется сильным раздражением, которое быстро проходит. Например, школьнику незаслуженно поставили плохую оценку. В ответ он нагрубил учителю, швырнул тетрадь на пол, вышел из класса прямо во время урока, громко и демонстративно хлопнув дверью.
Жестокость — это уже черта характера, которая проявляется в осознанном грубом отношении и обращении с другими людьми или животными. Часто сопровождается причинением боли, нанесением повреждений (не только телесных, но и душевных). При этом ребёнок испытывает удовлетворение от того, что он заставил кого-то страдать. Психотерапевты связывают данное качество с садистскими наклонностями. Например, подростки избивают одноклассника за то, что он не дал им списать контрольную работу.
В последнее время проблема детской жестокости приобрела масштаб общественно-социальной катастрофы. На YouTube чуть ли не ежедневно публикуются видеоролики с драками, избиениями, преследованиями, издевательствами, в которых главными героями являются дети разного возраста. Причём далеко не всегда они носят статус проблемных. Многие хорошо учатся, учителя отзываются о них положительно, дома они примерные сыновья и дочери. Объектами ненависти становятся животные, сверстники или кто помладше и даже взрослые. Зверство, садизм, беспощадность, бесчеловечность, которые льются с экранов, поражают.
Из-за острой злободневности проблемы психологи и психотерапевты бьют тревогу, призывая родителей и учителей пристальнее вглядываться в детей и больше уделять времени их воспитанию.
Причины
Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны. Если взрослые не поймут, почему ребёнок вдруг стал бессердечным и беспощадным, решить проблему не удастся. Обзор самых распространённых факторов, способствующих развитию данного качества, сориентирует, в каком направлении двигаться.
В научной среде ведутся споры о том, может ли жестокость иметь наследственную, генетическую, врождённую природу. Одни категорически отрицают данный факт. Другие приводят в пример исследования, проводившиеся над убийцами, которые выросли в благополучной семье и были достаточно успешны в школе и среди сверстников. У большинства из них были обнаружены аномалии головного мозга. На основании этого сделали вывод, что в таких людях с рождения заложена определённая генетическая программа поведения.
У дошкольников причинами жестокости чаще всего выступают любопытство и протест. Они ещё только знакомятся с окружающим миром, им интересно, как он устроен. Но ради этого они неосознанно совершают бесчеловечные поступки. Например, отрывают бабочкам крылья и наблюдают, смогут ли они без них летать. Нередко они делают больно другим из-за того, что возмущаются запретами или требованиями взрослых. Например, могут специально наступить кошке на хвост, потому что их попросили убрать за ней лоток.
Если родители не могут самостоятельно определить причину жестокости (не хотят признаться в собственной некомпетентности или поведение ребёнка продиктовано чем-то очень личным), не стоит отказываться от помощи психотерапевта.
Проявления
Во-первых, есть целый ряд тревожных звоночков, которые могут сигнализировать о склонности ребёнка к жестокости. Если родители своевременно их заметят и предпримут соответствующие меры, она не станет устойчивой чертой характера. Что указывает на зарождающуюся проблему:
Во-вторых, непосредственно сама детская жестокость может иметь разные формы проявления. Различают вербальную (обзывания, словесные издевательства, мат) и физическую (драки, толкания, кусания). Может быть направлена на разные объекты.
По отношению к другим детям
Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку. Те же, кто воспитывался в семье как единственный избалованный и залюбленный ребёнок, которому всё разрешено, безжалостны даже к сверстникам.
По отношению к животным
Часто наблюдается у дошкольников и учеников начальных классов. Если ребёнка дома наказывают физически, он не может ответить и вымещает злобу на беззащитных животных. Подростки нередко участвуют в групповых издевательствах над кошками или собаками из-за влияния толпы или для размещения шокирующего видео у себя на страничке в соцсети, чтобы получить как можно больше лайков. Им кажется, что это «круто», что таким образом они приобретают авторитет в глазах других.
По отношению к взрослым
В последнее время участились случаи, когда дети демонстрируют неприкрытую жестокость по отношению к родителям. Факторов может быть множество. Если отец постоянно бил и унижал мать, повзрослевший подросток, накопив в себе негатив, способен избить и изувечить его в отместку. Если родители не обращали внимания на ребёнка, устраивали дома пьянки, издевались над ним, в конце концов он станет поступать с ними так же и даже хуже. Не так давно в СМИ получило огласку преступление 14-летнего мальчика. Он напоил мать и её сожителя (они много лет были алкоголиками и заставляли его бегать за водкой и закуской), жестоко избил их и поджёг квартиру.
Не только родители оказываются мишенями для детской жестокости. Бомжи, алкоголики, инвалиды, старики, немощные люди часто становятся объектами издевательств со стороны подростков. Так они вымещают свою злобу на мир взрослых, из-за которых им приходилось терпеть несправедливость.
Типичные проявления жестокости:
Обычно детская жестокость видна невооружённым глазом. Родителям и учителям нужно лишь быть внимательнее к поведению детей и не скрывать случаи её проявления.
Что делать
Шаг 1
Не делать вид, что всё в порядке, не игнорировать ситуацию. Детская жестокость — серьёзная проблема, которую необходимо срочно решать, чтобы не испортить жизнь ни своему ребёнку, ни его окружающим. Самим себе признаться в том, что упустили какие-то моменты в воспитании, которые теперь придётся исправлять.
Шаг 2
Постараться выяснить причину. Если получилось, начать методичную работу по её устранению.
Шаг 3
Пересмотреть стиль воспитания:
А самое главное — надо прививать такие качества, как милосердие, доброта, сочувствие, жалость, сострадание. Для этого — тщательно подбирать книги и фильмы. После чтения и просмотра устраивать совместные обсуждения: какие герои отрицательные, а какие — положительные; что руководило их поступками; на кого стоит быть похожим, а кто из них плохой пример для подражания и т. д.
Шаг 4
Поговорить об этом с учителями, школьными психологами. Если ситуация слишком запущена (жестокость граничит с садизмом), необходимо психотерапевтическое лечение.
Детская жестокость — не только личная боль столкнувшихся с ней родителей, но и актуальная социальная проблема. И она требует повышенного внимания со стороны взрослых во избежание дальнейшей деградации личности и увеличения криминальных элементов современного общества.