Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена ведет отсчет своей истории с 13(2) мая 1797 года. Именно в этот день Петербургский Воспитательный дом по распоряжению императора Павла I стал самостоятельным учреждением и взят под покровительство императрицы Марии Федоровны.
Многофункциональность Воспитательного дома способствовала широкому выбору и определению профессиональных, жизненных и научных интересов молодежи.
В Воспитательном доме впервые в России решались проблемы охраны детства: организована система бесплатной педиатрической помощи, семейных детских домов, сельских школ, детских садов и яслей.
Впервые в стране в структуре Мариинского ведомства созданы сохранная и ссудная казны, давшие начало развитию ломбардов и сберегательных касс (Сберегательный банк России).
С начала Х I Х века Воспитательный Дом становиться родоначальником практической коррекционной педагогики: открыто опытное училище глухонемых детей – первое стабильное заведение подобного типа. При училище началась подготовка специальных русских учителей. С училищем в дальнейшем связано развитие сурдопедагогики в стране.
С 1918 года началась реорганизация и объединение различных учебных заведений. Более 60 институтов г. Ленинграда и г. Москвы были объединены на базе Воспитательного дома в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена.
ЛГПИ им.А.И. Герцена стал ежегодно выпускать тысячи учителей для вновь создаваемых школ.
Впервые в истории российского высшего педагогического образования ЛГПИ им. А.И.Герцена предоставил своим студентам возможность учиться на родном языке. В структуре института имелись секции: польская, финская, латышская, эстонская, удмуртская (вотская), коми (зырянская). В 1929 году открывается национальное отделение – Народов Крайнего Севера, куда приезжали учиться студенты со всех концов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. На этом отделении велась интенсивная работа по созданию письменности, написанию учебников, словарей и других пособий на всех языках отдаленных районов страны.
В 1919 году создается в ЛГПИ первый в стране педагогический рабфак, который подготавливал абитуриентов для разнообразных вузов. Поэтому в числе 3568 его выпускников учителя, инженеры, агрономы, военные специалисты, государственные служащие.
Уже в 30-е годы институт им. А.И.Герцена был подключен к решению задач общегосударственного масштаба и официально включен в список «высших педагогических учебных заведений, обслуживающих всю Россию».
Не прекращалась научная и учебная работа ЛГПИ и в годы военных испытаний Великой отечественной войны. Неоценим вклад вуза, начиная с Х VIII века, и в развитие международного сотрудничества как прославления научных школ города за рубежом: участие в конгрессах, выставках, конференциях, совместных проектах, договорных отношениях, подготовке кадров. Сегодня университет признан в качестве авторитетного европейского научно-образовательного центра.
Отмечая значительный вклад вуза в жизнь города и страны, необходимо выделить имена замечательных учёных, внёсших свою лепту в развитие и историю отечественной науки и промышленности. Среди них создатель школы физиков – атомщиков академик И.В.Курчатов; основатель оптической промышленности профессор А.Л.Гершун; астроном С.П. Глазенап; химик академик генерал В.Н.Ипатьев, заложивший основы новой химии по производству материалов для авто- и авиаспорта, в т.ч. промышленных процессов производства авиационных бензинов; основоположник геохимии А.Е.Ферсман, разработавший геохимические методы поисков полезных ископаемых; профессор химии В.В. Перекалин, под руководством которого был создан медицинский препарат «фенибут», успешно применяемый в медицинской практике, в частности, в космической медицине и детской психиатрии. Среди плеяды известных деятелей ЛГПИ им.А.И. Герцена – педагоги П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Пинкевич, химики В.Н. Верховский, А.Е.Фаворский, ботаник В.Л.Комаров, географы В.Я.Семёнов-Тяньшанский и Ю.М.Шокальский, физиологи Л.А.Орбели и К.М.Быков, математик Г.М.Фихтенгольц, историки Е.В.Тарле, В.В.Струве, А.Е.Пресняков, С.В.Ольденбург, Б.Д.Греков, психолог Л.С.Выготский, филологи и лингвисты С.И.Ожегов, Л.В.Щерба, В.Н.Жирмунский, Н.Я.Марр, писатели А.М.Горький и Е.И.Замятин и многие другие. Не только отдельные выдающиеся деятели науки, но и целые научные коллективы кафедр, научных лабораторий вуза внесли свой неоценимый вклад в науку. Разработки кафедры геологии позволили основать новую отрасль промышленности — каменнолитейного дела. Исследования кафедры химии были использованы в производстве витаминных препаратов и пищевых добавок. Эти и другие достижения университетской науки были не раз отмечены государственными премиями и медалями, признавая тем самым вклад вуза в отечественную науку.
Большинство из 120 тысяч выпускников университета также вносят свой посильный вклад в развитие родного города. А писатели, поэты, композиторы, артисты, спортсмены, политические деятели среди которых Н.Заболоцкий, А.Кушнер, В. Санги, А.Чепуров, Л.Резников, А.Морозов, Л.Егорова и др. прославляют не только Санкт-Петербург, но и всю страну.
Указ Президента Российской федерации о включении РГПУ им. А.И. Герцена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России – подтверждение тому, что сегодня университет является одним из лидеров отечественного образования, крупнейшим культурно-просветительским центром, уникальным многопрофильным научно-образовательным комплексом, исповедующим принципы сохранения и развития лучших традиций академической науки и образования Российской и мировой культуры.
Источник
Университет сегодня
21 января 1991 года Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И.Герцена был аттестован в качестве университета и получил наименование «Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена», что явилось признанием его ведущей роли в российском и мировом образовании.
Сегодня РГПУ им.А.И.Герцена является крупнейшим вузом России. В его составе — более 20 факультетов и 100 кафедр, а также Институт довузовской подготовки, Институт повышения квалификации и переподготовки, НИИ непрерывного педагогического образования, Институт естествознания, Институт гуманитарного образования, Межвузовский центр международного сотрудничества, Международный центр образовательных инноваций, Центр дистанционного обучения и телекоммуникационной поддержки образования, Лингвистический центр, Центр технологий обучения, Центр международного образования «Российские Исследования».
Все образовательные структурные подразделения взаимодействуют с научными подразделениями университета: НИИ физики, НИИ непрерывного педагогического образования, НИИ общего образования, более чем 25 научными центрами и лабораториями.
Интеграция образовательной и научно-инновационной деятельности осуществляется в 11 научно-образовательных центрах, объединенном междисциплинарном центре коллективного пользования ««Современные физико-химические методы формирования и исследования материалов для нужд промышленности, науки и образования»», малых инновационных предприятиях «Органика РГПУ», «Геоэкология окружающей среды», «Технология блеска».
Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более 1700 человек (основной штатный персонал), среди них около 260 докторов наук, более 850 кандидатов наук. В его стенах работают видные ученые — академики и члены-корреспонденты РАН и РАО, члены различных общественных и международных Академий, заслуженные деятели науки и культуры, народные и заслуженные артисты.
В 1993 г. университет стал одним из первых вузов России, начавших эксперимент по введению многоуровневой системы высшего образования. Он готовит бакалавров и магистров по различным направлениям высшего педагогического образования и науки. Университет обучает специалистов по более чем 30 специальностям:
Многие факультеты не имеют аналогов в России: факультеты народов Крайнего Севера, философии человека, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, безопасности жизнедеятельности. На дневном, заочном и вечернем отделениях обучается около 20 тысяч студентов и аспирантов.
Сегодня университет поддерживает договорные отношения с 60 зарубежными университетами и различными образовательными учреждениями США, Англии, Австрии, Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Финляндии, Китая, Кореи, Израиля, Японии и других стран.
Признание высокого международного статуса университета выразилось в открытии кафедры ЮНЕСКО, единственной в системе педагогических вузов, а также в создании в университете совместным решением Министерства образования России и Министерства образования, культуры и науки Нидерландов Международного центра образовательных инноваций. С 1 апреля 1995 г. в состав учредителей центра вошло Министерство науки, исследований и искусств Австрии. К деятельности активно подключились также страны-участники — Дания, Бельгия, Великобритания.
Авторитет и большой опыт в сфере международной деятельности дали основание Министерству образования РФ открыть в ноябре 1994 года в университете Межвузовский центр международного сотрудничества. 13 крупных зарубежных специалистов были удостоены звания Почетного доктора РГПУ им.А.И.Герцена.
Ежегодно в университете обучается более 500 иностранных студентов, что говорит о высоком международном престиже герценовского Университета.
Среди более 110 тысяч выпускников-герценовцев — Герои Советского Союза и России, Социалистического труда, свыше 2000 народных и заслуженных учителей России, государственные и общественные деятели, крупные ученые, известные деятели культуры.
Из стен института вышли писатели, поэты и литературные критики Н.Браун, Н.Заболоцкий, В.Закруткин, А.Кушнер, В.Санги, Л.Хаустов, А.Чепуров, Ю.Шесталов, П.Шубин, Н.Скатов; композиторы В.Резников и А.Морозов; многократные чемпионы мира и Олимпийских игр Л.Белоусова, О.Протопопов. Выпускницей вуза является шестикратная олимпийская чемпионка, почетный гражданин Санкт-Петербурга, Герой России Л.Егорова.
Сегодня Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена способен удовлетворить практически любые образовательные потребности на самом высоком профессиональном уровне. Его исторические традиции, сложившаяся структурная и содержательная организация создали мощный образовательный, научно-исследовательский и культурно-просветительский комплекс с динамичными внутренними и внешними связями.
В российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена давно сложилась и полноценно функционирует система аттестации научных и научно-педагогических кадров. На протяжении многих лет в диссертационных советах университета проходят качественную оценку своих научных достижений специалисты со всей территории Российской Федерации, бывшего Советского Союза, а также граждане иностранных государств. Ежегодно степень доктора наук получают более 20 и степень кандидата – более 150 соискателей.
Другим важным фактором является наличие в вузе более 40 научных школ, 35 из которых входят в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. Научные исследования в РГПУ им. А.И. Герцена координируются в рамках 37 основных научных направлений (по 21 отрасли науки из 25 существующих).
Значительное число научно-исследовательских проектов университета получает финансирование по целому ряду научных программ и конкурсов, таких как «Федеральная целевая программа развития образования», фондов РНФ, РГНФ, РФФИ, «Русский мир» и др. Ученые РГПУ им. А.И. Герцена принимают активное участие в конкурсах международных фондов, таких как Германская служба академических обменов (DAAD), Американский совет научных сообществ, Британский совет, программа ТЕМПУС, и др.
Традиционно инновационные разработки РГПУ им. А.И. Герцена удостаиваются большого количества наград на крупных международных и всероссийских выставках, таких как международный конгресс и выставка «Global education — образование без границ», всероссийский форум «Образовательная среда», Петербургский Международный Инновационный Форум, Всероссийский Фестиваль науки и др. РГПУ им. А.И. Герцена является базой проведения крупных научных и научно-методических мероприятий российского и международного масштаба, направленных на распространение знаний и передового инновационного опыта (ежегодно их количество превышает 400 мероприятий).
В РГПУ им. А.И. Герцена оборудованы специализированные рабочие места для студентов – инвалидов по зрению. Это тифлотехническое обеспечение включает в себя:
современные персональные компьютеры, оснащенные устройствами речевого доступа на русском языке «Virgo»; при этом компьютеры объединены в локальную сеть и имеют скоростной выход в Интернет, что, в частности, позволяет незрячим студентам пользоваться электронным фондом и электронным каталогом Фундаментальной библиотеки университета;
брайлевские дисплеи «VarioPro» с длиной строки 40 знаков, позволяющие незрячему читать текст, представленный в электронном виде;
специальные принтеры «Index Pro» и «Index Everest», дающие возможность вывода любых текстов на печать рельефно-точечным шрифтом;
электронные «читающие машины» для слепых, воспроизводящие обычные печатные тексты в звуковом формате посредством синтеза речи;
стационарные электронные лупы для слабовидящих, представляющие собой мощные документ-камеры, которые не просто позволяют до 24 раз увеличить изображение, но и подобрать оптимальные показатели яркости, контрастности, инвертировать изображение или произвольно менять цвета фона и изображения.
Наряду с этим, аналогичным образом оборудованы специализированные рабочие места для слепых и слабовидящих студентов в Фундаментальной библиотеке университета и ее филиалах.
Также в РГПУ им. А.И. Герцена оборудованы учебные помещения для студентов из числа инвалидов по слуху.
В частности, установлен специализированный учебный модуль, который включает в себя специализированный радиокласс для инвалидов по слуху, программно-методический комплекс для многофункциональной лекционной аудитории, мультимедйные компьютеры специальной конфигурации для мониторинга состояния слуха и слухоречевой реабилитации студентов – инвалидов по слуху.
Кроме того, имеются специализированные слухоречевые классы, оборудованные сурдотехническими средствами реабилитационно-образовательного назначения — комплектами звукоусиливающей аппаратуры с компьютерным управлением и индивидуальной настройкой силы звука и тембра.
диссертационных советах университета проходят качественную оценку своих научных достижений специалисты со всей территории Российской Федерации, бывшего Советского Союза, а также граждане иностранных государств.
В настоящее время в РГПУ им. А.И. Герцена работает 31 совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, в которых проходят защиты по 81 научной специальности.
Другим важным фактором является наличие в вузе более 30 научных школ, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и готовящих научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации по различным отраслям науки.
Научные исследования в РГПУ им. А.И. Герцена координируются в рамках 37 основных научных направлений (по 21 отрасли науки из 25 существующих).
В РГПУ им. А.И. Герцена выполняются научные исследования в рамках крупных федеральных программ, таких как Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Ученые РГПУ им. А.И. Герцена принимают активное участие в конкурсах российских и международных фондов, таких как РГНФ, РФФИ, Германская служба академических обменов (DAAD), Американский совет научных сообществ, Британский совет, программа ТЕМПУС, и др.
Научный потенциал РГПУ и. А.И. Герцена активно позиционируется на крупных российских и международных выставках, таких как международный конгресс и выставка «Global education — образование без границ», всероссийский форум «Образовательная среда», Петербургский Международный Инновационный Форум, Всероссийский Фестиваль науки и др.
Источник
|