Safety car что это
Safety car что это
Сейфити-кар. Всегда лидирует, никогда не выигрывает.
Приветствую, уважаемые читатели!
Очень важное значение, практически в любом виде спорта, имеет безопасность, и долгие годы международные спортивные организации стремятся свести вероятность травмирования спортсменов к минимуму. «Я знаю только три настоящих вида спорта: корриду, альпинизм и автогонки. Остальное — игры», – говорил Эрнест Хемингуэй. Мы не будем принижать иные, общепризнанные виды спорта, однако, следует согласиться, что именно в названных писателем видах риск гибели и по сей день очень высок.
Даже в самых технологичных и продвинутых гоночных сериях до сих пор не исключены трагические случайности. Думаю, что у многих фанатов Формулы 1 стоит перед глазами трагедия, произошедшая в 2014 году на гран-при Японии с Жюлем Бъянки. А ведь это королева автоспорта, с самыми совершенными, в инженерном смысле, автомобилями, и безопасности пилота при проектировании болида уделяется огромное внимание.
Одним из символов безопасности в автоспорте стал сейфити-кар. Этот автомобиль решает множество задач, обычно его появление на трассе обусловлено сложными погодными условиями или аварией на трассе. Решение о выезде автомобиля безопасности принимается директором гонки, так же, как и момент когда ему пора будет свернуть на пит-лейн и позволить пелотону вернуться к борьбе.
Первое появление сейфити-кара на трассе Формулы 1 было вызвано именно плохими погодными условиями. Гран-при Канады 1973 года уже начиналось под проливным дождём, по ходу гонки было несколько вылетов, однако, после серьёзного столкновения на 32-м круге, на трассу был выпущен желтый Porsche 914. Он должен был задать темп пелотону, и остановить борьбу в столь опасных условиях. Но, как известно, первый блин случается комом, и сейфити-кар по ошибке занял место не перед лидером гонки. В то же время множество гонщиков одновременно поехали на пит-стоп, где механики просто не успевали обслуживать болиды и те возвращались на трассу ни с чем. После финиша судьи еще долго считали, кто же, в итоге, сколько кругов проехал, и, разумеется, многие остались недовольны, в том числе команды, которые самостоятельно считали круги своих пилотов.
В следующий раз сейфити-кар появился на трассе в Монако в 1980-1983 годах и был им соответствующий статусу трассы Lamborghini Countach. Пожалуй, на текущий момент, это самый впечатляющий сейфити-кар.
В разные годы во главе пелотона оказывались Ford Escort RS Cosworth, Opel Vectra, Fiat Tempra, Renault Clio, Honda Prelude, Porsche 993 GT2 и Lamborghini Diablo. Достаточно чётко и официально положение сейфити-кара было утверждено в Формуле 1 лишь в 1993 году.
Начиная с 1996 года эта почётная обязанность на любом гран-при возлагается на автомобили Mercedes-Benz. Как правило, это – спортивные модели, доработанные AMG, причём отличающиеся от тех, что вы можете купить в дилерском центре, ведь этот автомобиль должен держать темп самых быстрых болидов планеты.
С 2000 года место за рулём сейфити-кара неизменно занимает немец Берндт Майландер, в прошлом гонщик кузовного чемпионата DTM, суперкубка Porsche и победитель 24 часов Нюрбургринга в 2000 году за рулём Porsche 911 GT3-R. Только представьте, этот человек присутствует на каждой гонке в течение всего чемпионата. И так уже 16 лет подряд.
Конечно, когда сейфити-кар выходит на трассу в разгар гонки, выглядит это, будто он еле тащится, однако, в действительности это совсем не так. Чтобы поддерживать приемлемую для болидов скорость, не позволяющую остыть резине и тормозам и перегреться двигателям, Берндту приходится выжимать из своего автомобиля всё возможное, и, как он сам говорит, ехать на 99% своих возможностей, оставляя 1% на то, чтобы самому избежать аварии. В среднем, на гоночном круге сейфити-кар бы отставал от болида примерно на минуту. Не всегда удаётся выехать на трассу перед лидером, в таком случае его нужно либо попытаться догнать, либо, не создавая помех участникам гонки, пропустить весь пелетон и дождаться лидера. Кроме того, чтобы поддерживать скорость, ему необходимо держать связь с дирекцией гонки, принимая информацию от них о состоянии трассы, и сообщать о своих наблюдениях. Сидящий на пассажирском сиденье Питер Тиббетс, помогает ему в выполнении этих второстепенных задач, следит за состоянием дороги и управляет сигнальными огнями на крыше. И занимается этим Питер с 1997 года.
На водителе сейфити-кара лежит задача подсказать пелетону оптимальную траекторию движения, чтобы избежать наезда на обломки разбитых болидов, масло и гравий, а во время выезда в дождь, подобрать скорость и траекторию, на которых не случится аквапланирования. На случай выхода из строя сейфити-кара, на пит-лейне всегда есть такой же запасной. К счастью, он пока ни разу не пригодился, сам Берндт лишь однажды, из-за травмы пропустил гонку.
Если шутки ради посчитать, сколько кругов лидировал Берндт Майландер, то в рейтинге чемпионов он окажется на 27 месте с результатом 637 кругов, опережая Джеймса Ханта, Жака Вильнёва, Кеке Росберга, Эмерсона Фиттипальди и многих других.
В кольцевых гонках, как автомобильных, так и мотоциклетных, порой нельзя обойтись без вмешательства администрации гонки, и именно сейфити-кар – самое рациональное решение, которое способствует безопасности и позволяет в кратчайшие сроки возобновить соревнование, не прибегая к остановке гонки.
Очень надеюсь, что данная статья Вам понравилась! До новых встреч в моем блоге!
Также смотрите мой скромный instagram!
Как это работает: Автомобиль безопасности
Автомобиль безопасности нередко появляется на трассе во время гонок, порой влияя на результат Гран При, но при этом выполняет свою главную функцию – обеспечивает безопасность на трассе. Вместе с пресс-службой Mercedes мы разбираемся, как действуют гонщики во время появления на трассе Mercedes AMG GT R с Берндом Майландером за рулем, и какие проблемы приходится решать стратегам команд.
Почему выезд автомобиля безопасности осложняет гонку?
Главная проблема при появлении автомобиля безопасности – правильный выбор стратегии. Позади автомобиля безопасности шины быстро остывают. Если резина новая, то проблема не столь серьезная, поскольку на рестарте они быстро прогреются – обычно за два-три круга. Старые шины после рестарта прогреваются медленнее или вовсе не набирают нужной температуры.
Инженерам сложно смоделировать износ резины после рестарта, решение приходится принимать, основываясь на прошлом опыте и комментариях гонщиков.
Как в команде реагируют на выезд автомобиля безопасности?
Специалисты по стратегии постоянно анализируют ситуацию, пытаясь предсказать, что произойдет, если автомобиль безопасности появится на трассе через два, три или пять кругов. Если в команде решают, что при появлении автомобиля безопасности появится хорошая возможность провести пит-стоп, то гонщику говорят фразу: «Ты в окне автомобиля безопасности». Это означает, что в случае его выезда гонщик может ехать в боксы без дополнительного подтверждения команды – и механики будут его ждать.
Каковы главные сложности?
Рестарт – сложный момент для гонщиков из-за остывшей резины и нехватки сцепления с трассой. Шины обеспечивают наибольшее сцепление в рабочем диапазоне каждого состава, вне этого диапазона сцепление гораздо ниже.
Перед установкой на машину шины находятся в термочехлах, где нагреваются до +110С. За автомобилем безопасности температура может снизиться на 40 градусов от необходимых значений. Таким образом, с точки зрения сцепления с трассой первые круги после ухода автомобиля безопасности отличаются от любого другого круга, которые проезжают гонщики за время уик-энда, и им очень сложно добиться сцепления с асфальтом.
Какие ещё есть проблемы?
Тормоза подвержены перегреву из-за недостаточного охлаждения потоком воздуха. Да и в холодных тормозах нет ничего хорошего. Гонщики пытаются прогреть их, используя различные техники пилотирования, однако при этом тормоза легко перегреть из-за небольшой скорости машины.
Какие преимущества может дать автомобиль безопасности?
Главное преимущество в том, что он обеспечивает безопасность маршалов на трассе, когда они убирают обломки или эвакуируют машины. Некоторое преимущество получают и гонщики – они могут сэкономить топливо.
В Монреале гонщики не смогут максимально атаковать на протяжении всех 70 кругов – иначе им не хватит до финиша отведенных 105 кг топлива. Появление автомобиля безопасности – хорошая возможность сэкономить.
Какова скорость автомобиля безопасности?
Все зависит от конкретной трассы. В среднем, время круга за автомобилем безопасности увеличивается на 60%. Разница в скорости между машиной Формулы 1 и автомобилем безопасности зависит от конкретного поворота. Например, в Канаде 3-й поворот машины Формулы 1 проезжают на скорости 125 км/ч, а за автомобилем безопасности – 45 км/ч.
В шпильке 10-го поворота разница не столь существенная – 65 км/ч против 50 км/ч. На прямой скорости отличаются сильнее – если в 2017-м перед 13-м поворотом машины Формулы 1 разгонялись до 300 км/ч, то за автомобилем безопасности – «только» до 230 км/ч.
В чем разница между реальным и виртуальным автомобилем безопасности?
В целом, они очень похожи. С виртуальным автомобилем безопасности у гонщиков возникают те же проблемы, что и с реальным, но для команд виртуальный создает меньше проблем, поскольку машины едут быстрее и температура резины падает не так сильно.
Этот эффект усиливается еще и тем, что обычно реальный автомобиль безопасности находится на трассе около четырех кругов, а виртуальный – от одного до двух. Кроме того, в режиме виртуального автомобиля безопасности пелотон не собирается вместе, поскольку гонщики обязаны поддерживать такое же расстояние от впереди идущего пилота, какое было до объявления этого режима.
Vectra, Clio и случайный Jeep: эволюция машин безопасности Формулы 1
В предстоящем сезоне Aston Martin положит конец четвертьвековой монополии Mercedes-Benz. А как обстояли дела еще раньше?
Porsche 914 (1973)
Дебют машины безопасности на этапе «Королевских гонок» случился 23 сентября 1973 года на Гран При Канады. И вышел комом. Из-за отсутствия электронного хронометража и общего хаоса, вызванного столкновением Джоди Шектера и Франсуа Севера, организаторы запутались в позициях пилотов и фактически лишили победы Эмерсона Фиттипальди. Впрочем, Porsche 914 в этом нисколько не виноват.
В дальнейшем автомобили немецкой марки выезжали на трассы Гран При еще несколько раз. В 1976 году для гонки в Монако организаторы выбрали Porsche 911 новейшей серии G. А в 1995-м на Спа-Франкоршам отработал 911 GT2 в 993-м кузове.
Lamborghini Countach (1981-1983)
Гран При Монте-Карло всегда был апофеозом эпатажа и настоящей жемчужиной календаря Формулы 1. Неудивительно, что именно здесь с 1981-го по 1983-й годы в роли сейфти-кара использовали суперкар Lamborghini Countach.
В сезоне 1995 года устроители Гран При Канады подготовили на роль машины безопасности модель Diablo, однако гонка прошла без эксцессов и покрасоваться перед телекамерами у суперкара не вышло.
Хроники дедушки Ферручио:
Fiat Tempra (1993)
Нет – это не шутка: организаторы Гран При Бразилии 1993 года посчитали хорошей идеей превратить в сейфти-кар скромный седан
Fiat Tempra со 122 «лошадьми» под капотом. Учитывая, что при движении на небольших скоростях болиды Формулы 1 нередко страдают от перегрева, шквал критики в адрес промоутера была абсолютно оправдан. Про эстетическую составляющую даже говорить не хочется.
Opel Vectra A (1994)
Недалеко от бразильских коллег ушли и устроители злополучного Гран При Сан-Марино 1994 года, унесшего жизни Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера. В «черный уик-энд» машиной безопасности трудился седан Opel Vectra с 2,5-литровым 170-сильным мотором. Вот только его 7,8 секунды до сотни и 233 км/ч максимальной скорости – очень посредственные показатели в данном контексте.
Honda Prelude (1994)
Положа руку на сердце, Honda Prelude четвертого поколения, возглавлявшая пелотон на протяжении нескольких кругов Гран При Японии 1994 года, – вариант также не слишком удачный. Топовый для модели 2,2-литровый атмосферник с отдачей в 200 сил позволяет набирать сотню за 7,1 секунды и разгоняться до 237 км/ч. Хорошо еще имидж более-менее подходящий.
Renault Clio Williams (1996)
Заканчивает (почти) хит-парад не вполне уместных сейфти-каров крохотный хэтч Renault Clio Williams, брошенный в бой промоутером Гран При Аргентины 1996 года.
Помимо громкой приставки к имени (кстати, ту гонку – как и весь чемпионат – выиграл британец Деймон Хилл из команды Williams Renault) спецверсию отличают 147-сильный атмосферник объемом два литра, ненавязчивый стайлинг, а также ограниченный тираж в 500 экземпляров. Разгон до сотни занимает 7,8 секунды. Максимальная скорость – 215 км/ч.
Больше хот-хэтчей здесь:
Модели Mercedes-Benz (1996 – наше время)
Чехарда завершилась лишь под занавес 1996 года, когда ребята из Daimler подписали с чемпионатом эксклюзивный контракт. За четверть века пилотов успели поводить за собой более десятка моделей: C 36 AMG, CLK 55 AMG, CL 55 AMG, SL 55 AMG, CLK 55 AMG, SLK 55 AMG, CLK 63 AMG, SL 63 AMG, SLS AMG GT, а также Mercedes-AMG GT S и Mercedes-AMG GT R. Последний разделит этапы предстоящего сезона с купе Aston Martin Vantage.
Jeep Grand Cherokee (2013)
Впрочем, однажды 25-летняя гегемония «Мерседесов» все же оказалась нарушена. После возгорания болида Марка Уэббера на Гран При Кореи 2013 года ретивые местные маршалы вывели на трассу Jeep Grand Cherokee вопреки распоряжению Чарли Уайтинга (гоночный директор Формулы 1 – прим. Motor1). А опешившим пилотам, разумеется, пришлось сбросить скорость и следовать за лжесейфти-каром.
Новейшие слайд-шоу
Всего через пару дней этап в Бахрейне откроет 72-й чемпионат мира в истории «Королевских гонок». Однако наш сегодняшний разговор пойдет отнюдь не о пилотах, командах, болидах и инженерах. Вместо этого поговорим о сейфти-карах, чья задача – сравнительно медленно водить за собой пелотон в экстренных ситуациях. Именно машина безопасности задает темп участникам, позволяя маршалам убрать с трассы обломки после столкновений.
Если вы хоть самую малость интересуетесь Формулой 1, наверняка знаете: на протяжении последних 25 лет эксклюзивное право на поставку автомобилей безопасности принадлежало компании Mercedes-Benz. Однако этот бастион пал: в сезоне 2021 года на двенадцати этапах из двадцати трех роль сейфти-кара сыграет суперкар Aston Martin Vantage, вооруженный форсированной до 535 сил четырехлитровой «битурбовосьмеркой» и бывшим пилотом DTM Берндтом Майландером.
Пользуясь ситуацией, мы решили вспомнить и другие автомобили, которым доводилось возглавлять пелотон «Королевских гонок». И да – ими отнюдь не всегда оказывались спортивные быстрые модели.
Бернд Майлендер и Safety Car F1
Бернд Майландер Начинал в конце 1980-х с картинга. В последующие годы прошёл через такие классы, как Формула Форд и кубок Порше. Продолжая свою карьеру в DTM и FIA GT, с 1995 года пилотировал преимущественно автомобили Mercedes-Benz.
В 2000 году в составе заводской команды Порше (Porsche Zentrum Koblenz), пилотируя Porsche 911 GT3-R, одержал победу в гонке на выносливость «24 часа Нюрбургринга».
С 2000 года Бернд Майлендер является официальным пилотом машины безопасности во время проведения Гран-при автогонок класса «Формула-1». Принимает участие во всех гонках, за исключением Гран-при Австралии 2001 года, где из-за травмы его заменял Марсель Фасслер. Среди самых запоминающихся гонок Майлендера — Гран-при Австралии 2006 года, когда пейс-кар лидировал большее количество кругов, чем кто-либо из гонщиков, за исключением победителя, Фернандо Алонсо; Гран-при Японии 2007 года и Гран-при Кореи 2010 года, когда пейс-кар вёл пелетон в сильный дождь 20 и 26 кругов соответственно.
Бернд Майландер и сегодня остаётся первым пилотом автомобиля безопасности в гонках F1.
В ходе каждого Гран При вместе с напарником, Питером Тиббетсом, он находится на пит-лейн в полной готовности в случае необходимости выехать на трассу, если того потребуют обстоятельства, а гоночный директор FIA Чарли Уайтинг примет соответствующее решение.
У Бернда богатый опыт выступлений в различных гоночных категориях, прежде всего, в DTM, так что ему отлично известно, как пилотировать на трассе мощный спорткар, причем, порой в самых сложных условиях. Но по своим скоростным возможностям даже специально подготовленный современный автомобиль безопасности, в качестве которого используется Mercedes AMG GT, не может сравниться с машинами Формулы 1.
В чем главная задача водителя сейфти-кара, и в какой мере ему во время работы на трассе приходится приближаться к пределу?
Бернд Майландер: «Прежде всего, мы должны обеспечить, чтобы пелотон полностью собрался позади нашей машины, а лидер гонки находился сразу за нами, и всё это надо сделать как можно быстрее.
После этого мы едем с максимальной скоростью, с какой только можем. Разумеется, на сликах мы могли бы ехать намного быстрее, но на нашей машине стоит обычная резина. Я стараюсь пилотировать практически на грани возможностей машины, но на ее бортах написано Safety Car, поэтому мы должны ехать безопасно.
Но это же не квалификация, и задача в том, чтобы ехать быстро, но полностью контролировать ситуацию. Я бы сказал, что я еду примерно на 95 – 98% от максимума. При этом мы атакуем поребрики и действительно держим высокую скорость, но в то же время не переходим разумную грань.
Рядом со мной напарник, Питер Тиббетс, у которого еще больше опыта, чем у меня, ведь он работает с 1997 года. Мы действуем в автомобиле безопасности, словно в кабине самолета, и он выполняет роль штурмана. Пит управляет системой сигнальных огней, которой оборудована машина, общается по радио с дирекцией гонки, но также следит за ситуацией, ведь четыре глаза видят больше, чем два.
Мы обмениваемся информацией через переговорное устройство, получая максимум сведений от дирекции гонки, например, об ухудшении погоды или об обломках на трассе. Я полностью сосредоточен на работе за рулем, а Питер находится на связи и со мной, и с дирекцией гонки, выполняя очень важную функцию».
В 1973 году, автомобилем безопасности был Porsche 914/6, с 80 по 83 годы Lamborghini Countach.
С приходом 90-х в этот список попала марка Fiat и модель Tempra со 127 сильным двигателем, в 1994 году было 2 автомобиля Opel Vectra 2000 Turbo и Honda Prelude.
В 1995 году вновь Porsche с моделью 911 GT2 становится автомобилем безопасности, а в 96 его сменяет Renault Clio и в этом же 96 в «Формулу-1» приходит Mercedes с моделью С36 AMG и по сей день автомобили Mercedes являются официальным транспортом безопасности на всех этапах чемпионата «Формулы-1».
Представлен сейфти-кар Формулы-1 — впервые за 25 лет это не Mercedes-Benz
Сейфти-кар Aston Martin Vantage будет использоваться в «Королевских гонках» параллельно с Mercedes-AMG GT R, но боссы Формулы-1 пока не сообщили, на каких этапах будут использоваться британские купе, а на каких — немецкие. Обкатку новых машин Aston Martin проведут в Бахрейне 12-14 марта в ходе серии тестов.
Фото: Автомобиль безопасности Aston Martin Vantage
Автомобиль безопасности Aston Martin Vantage отличается от обычных «дорожных» двухдверок: «мерседесовский» 4,0-литровый V8 форсирован с 510 до 534 лошадиных сил, а «полка» крутящего момента расширена, хотя пиковое значение то же — 685 Нм. Также перенастроен 8-скоростной «автомат», рулевое управление перекалибровано, а подвеска сделана жёстче.
В итоге несмотря на наличие спецоборудования и светодиодной «балки» на крыше сейфти-кар разгоняется с места до 100 километров в час за 3,5 секунды — на 0,1 секунды быстрее «гражданской» версии Vantage.
Фото: Медицинский автомобиль Aston Martin DBX
Медицинский автомобиль Aston Martin DBX отличается от обычных кроссоверов встроенным каркасом безопасности, дополнительными огнетушителями, дефибриллятором, комплектом защиты от ожогов и другими врачебными принадлежностями. Техника у DBX стандартная: под капотом 550-сильный (700 Нм) V8 разработки Mercedes-AMG, трансмиссия — 9-скоростной «автомат».
И автомобиль безопасности, и медицинский автомобиль Aston Martin будут покрашены в фирменный британский гоночный зелёный цвет. Аналогичная ливрея используется на одноимённых болидах Формулы-1. Интересно, что и сейфти-кар, и медицинский автомобиль Mercedes-AMG изменили каноническому серебристому цвету — в новом сезоне GT R и C 63 S Estate будут ярко-красными.
Как это работает: Виртуальный автомобиль безопасности
Руководитель технического департамента Williams Пэт Симондс рассказал о режиме виртуального автомобиля безопасности, который был реализован на практике в 2015 году…
Пэт Симондс: «Автомобиль безопасности появился в регламенте в 1993-м, позволив дирекции гонки лучше контролировать ситуацию во время инцидентов, прежде приводивших к остановке гонки, если ситуация была опасной для маршалов или пилотов. Потом правила эволюционировали, но одна проблема оставалась – требовалось время, чтобы автомобиль выехал на трассу, да и гонщики не всегда сразу реагировали на его появление.
После прошлогоднего трагического инцидента с Жюлем Бьянки в Сузуке, была реализована новая система – виртуальный автомобиль безопасности (VSC). О том, насколько быстро развиваются технологии в Формуле 1, говорит тот факт, что первые испытания виртуального автомобиля безопасности прошли всего через 26 дней после инцидента с Бьянки.
Когда на трассу выезжает физический автомобиль безопасности, гонщики должны придерживаться скорости, которую задает его водитель. По четвергам накануне Гран При на каждой трассе водитель автомобиля безопасности проводит тренировки, чтобы определить оптимальное время прохождения круга, но может дополнительно снижать скорость в случае дождя или возникновения такой необходимости в районе инцидента.
Виртуальный автомобиль безопасности сразу обеспечивает движение гонщиков с заранее заданной скоростью, что позволяет остановить борьбу значительно быстрее по сравнению с реальным автомобилем безопасности.
Решение о том, активировать ли режим VSC или выпускать на трассу реальный автомобиль, принимает гоночный директор Чарли Уайтинг. Он находится на постоянной связи с постами маршалов и с командами. У него есть картинки с разных камер. На каждом автодроме установлены камеры наблюдения, изображение с которых не показывают в телетрансляциях. Учитывая эту информацию и данные с датчиков GPS, он может контролировать положение каждой машины. Если происходит инцидент, Уайтинг быстро принимает решение, контролируя ситуацию.
Есть несколько способов проинформировать пилотов о режиме VSC. На постах маршалов есть дисплей с индикацией VSC. Кроме того, инженер сообщает гонщику о решениях дирекции гонки, которые он видит на мониторах, хотя в этом случае информация может быть передана с опозданием, но раньше пилот увидит предупреждение на дисплее руля – загорятся буквы VSC.
В такой ситуации пилот должен снизить скорость и пилотировать машину в рамках заданных параметров. Перед гонкой в машину загружаются две программы с параметрами VSC – для сухой и мокрой трассы. В соответствии с условиями, одна из них будет выбрана автоматически. В сущности, эти программы скорее учитывают время на секторе, чем скорость движения относительно позиции машины на трассе. В результате пилоты могут обеспечить эффективную работу силовой установки и батареи, поддерживать оптимальную температуру тормозов и шин, чтобы быть готовым к рестарту.
После того, как на руле загорелись буквы VSC, гонщик должен внимательно отслеживать и придерживаться разницы во времени, которая увеличивается или уменьшается, если он отклоняется от параметров заданной программы. Однако если бы дисплей на руле был единственным способом контроля корректной скорости, пилот смотрел бы только на него, и ему было бы сложнее оценивать ситуацию на трассе, поэтому сигнал VSC дублируется в наушниках. Частота сигнала возрастает, если разница приближается к нулю, и уменьшается, если она остаётся положительной. Сигнал полностью исчезает, если разница с заданным временем более секунды или пилот заезжает на пит-лейн.
Когда режим виртуального автомобиля безопасности завершается, пилот слышит два высоких звуковых сигнала. Первый, продолжительный, означает, что режим VSC близок к завершению. Этот сигнал готовит гонщиков к рестарту. Примерно через 10-15 секунд звучит второй сигнал, означающий отмену режима VSC – и пилот может атаковать в полную силу.
После виртуального автомобиля безопасности, на трассу может выехать реальный. В этом сезоне так было в Монако, Венгрии и Остине. Подобные ситуации демонстрируют фундаментальные отличия этих двух решений.
В режиме VSC все машины снижают скорость, но отрывы между ними сохраняются, а пит-стоп можно провести с минимальными тактическими потерями. Когда выезжает реальный автомобиль безопасности, машины выстраиваются позади него. Именно на этом попались в Mercedes в Монако, что стоило Льюису Хэмилтону потери победы в гонке».
Пейс-кар. Заокеанский старший брат сейфти-кара.
Приветствую, уважаемые читатели!
В прошлой статье я рассказал о сейфити-карах Формулы 1, однако автомобиль, выполнявший такие обязанности, в автоспорте появился значительно раньше, и называется он пэйс-кар. На самом деле, пейс-кар – лишь малая часть огромной истории, связанной с легендарной гонкой Indy 500. Автомобиль безопасности был задействован в самой первой гонке, проведённой в 1911 году.
Именно в первой гонке Indy 500 всегда проводившейся в штате Индиана, впервые в истории использовался старт с хода. Делалось это для большей безопасности, чтобы избежать толкотни и аварий при старте с места. Колонна гоночных автомобилей, во главе с пейс-каром, задававшим темп, совершала разминочный круг, затем пейс-кар уходил с трассы, а колонна, пройдя еще один круг без обгонов, начинала борьбу после пересечения линии старта.
Первым пейс-каром стал Stoddard-Dayton – роскошный американский автомобиль, производившийся в начале XX века. Первые годы от пейс-кара не требовалось высокой скорости, ведь его функция была лишь в том, что бы дать символический старт гонке. Функция сопровождать пелетон, задавая скорость после аварии, появилась у него значительно позже, потому, в первую очередь, пейс-кар был отличным способом заявить о себе, чем и пользовались марки, создававшие автомобили представительского класса: Stutz, Packard, Cord, Duesenberg, Studebaker, Cadillac и Lincoln. Когда же скорости выросли, и пейс-кар стал использоваться еще как автомобиль безопасности, в этой роли стали использоваться американские мускул- и пони-кары, а также новые модели, нуждающиеся в дополнительной рекламе.
Большое значение всегда уделялось и тому, кто находится за рулём пейс-кара. Обычно это были знаменитости, так или иначе причастные к миру автомобилей: гонщики, автожурналисты, инженеры, а порой просто любимцы публики: актёры и военачальники.
Постепенно росли скорости, менялось покрытие трека, изменялись и сами гоночные автомобили. В 1957 году было введено новое правило: теперь пейс-кар сопровождал пелетон два круга (длина круга – 4 км), затем разгонялся и перед прямой старт-финиш уходил на пит-лейн. Это позволяло лучше прогреть шины, двигатель и тормоза болидов. Кроме того, два прогревочных круга давали возможность болельщикам разглядеть автомобили. Последующие 200 кругов они проносились мимо с такой скоростью, что превращались в размазанное пятно.
В связи с топливным кризисом, в 1971году ни один из американских автопроизводителей не предоставил своего спортивного автомобиля для гонки Indy 500, реклама спорткара не была актуальной задачей ни для кого из большой тройки. Тогда администрация гонки обратилась к местному дилеру Dodge. Тот оценил отличную возможность для рекламы и с радостью предоставил Dodge Challenger. Кроме того, владелец автосалона удостоился чести стать водителем пейс-кара. Так как тот не был профессиональным гонщиком, в качестве подсказки для него стояли флаги, указывающие где тормозить. Завершив прогревочные круги и как следует разогнавшись, задав темп для старта пелетона, Challenger ушел на пит-лейн. Однако кто-то убрал флаг-отметку с того места, где надо было начинать торможение, водитель спохватился слишком поздно, ударил по тормозам при скорости 200 км/ч и потеряв управление над автомобилем врезался в трибуну с журналистами обрушив её. К счастью, никто не погиб, однако за медицинской помощью обратилось 29 человек. После этого инцидента за руль пейс-кара долгое время не допускались непрофессиональные гонщики, а знаменитости и почётные гости занимали пассажирское кресло.
В последнее время правила стали демократичнее. В 2011 году водителем пейс-кара должен был стать Дональд Трамп, однако поклонники гонки очень негативно восприняли эту новость, и организаторы заменили его. Для развлечения публики, в парадных кругах также принимает участие двухместный инди-болид, с профессиональным гонщиком за рулём и звёздной персоной на месте пассажира. В 2016 году, к примеру, это место заняла Леди Гага.
Если же присутствие пейс-кара потребуется в ходе гонки (авария или сильный дождь) за руль автомобиля безопасности садится профессиональный водитель и, в отличие от водителя сейфити-кара Формулы 1, этот водитель является постоянным сотрудником автодрома и управляет пейс-каром на всех гонках, проводимых на трассе Индианаполиса.
С 1977 года два первых круга официально стали парадными. Пейс-кар неспешно проезжал мимо трибун, пилоты приветствовали своих болельщиков, а болельщики приветствовали их флагами и могли спокойно сфотографировать. С 2012 года стало уже три парадных круга, лишь на четвёртом пейс-кар поднимает темп пелетона.
Ну и подробнее об автомобилях. В качестве пейс-кара используется серийный американский автомобиль, с проблесковыми маяками и сиренами, гоночными ремнями и без кондиционера. Однако, иногда пейс-кар подвергается серьёзным доработкам. Не всегда Ford, Chevrolet или Chrysler считали целесообразным рекламировать мощный спортивный автомобиль. Порой это было скромное прогулочное купе, среднеразмерный седан или даже паркетник.
Примерно с середины 50-х годов, автопроизводители, предоставлявшие свои автомобили в качестве пейс-кара, начали выпускать его реплики для продажи через автосалоны. Обычно они отличаются от серийного автомобиля лишь отделкой, наклейками и иногда чуть большей мощностью, однако выше ценятся у коллекционеров. В тех случаях, когда пейс-каром выбираются чересчур редкие и дорогие автомобили, вроде Ford Mustang Cobra или Dodge Viper GTS, их серийными «репликами» могут стать гораздо более простые автомобили: Mustang GT или Dodge Ram. Оригинальные же пейс-кары обычно хранятся в музее спидвея или автопроизводителя. Начиная c 1936 года, оригинальный пейс-кар или его реплику в подарок получает победитель Indy 500.
В 1991 году в качестве пейс-кара планировалось использовать Dodge Stealth, который фактически является японским Mitsubishi GTO, фанаты исконно американской гонки столь негативно отреагировали на эту новость, что организатором гонки пришлось срочно изменить планы. На трек выехал предсерийный Dodge Viper RT/10 с Кэрроллом Шелби, его создателем, за рулём. В 2005 году пейс-каром был Chevrolet Bel Air 1955 года, в честь 50-летия выпуска V8 от Chevrolet, а с 2002 года официальным и неизменным пейс-каром стала марка Chevrolet.
Более чем за 100 лет пейс-кар стал не менее легендарным явлением, чем сами гонки по кругу, а американцы, съевшие собаку на создании шоу, весьма успешно этим воспользовались и перевели технический транспорт в разряд полноценного участника шоу.
Очень надеюсь, что данная статья Вам понравилась! До новых встреч в моем блоге!
Также смотрите мой скромный instagram!
Комментарии 56
Почему пэйс? От какого слова?
Pace — с английского «темп». Pace car — машина, задающая темп (движения)
Как бы не назывался данный вид авто в автогонках, функция у него по сути одна-обеспечить безопасность на трассе в момент нахождения спецавто на ней
Хороша статья, ТС молодец!
а это да… и ладно бы на обгон шел, так ведь выедет и тошнит параллельно «обгоняемому»
safety car это посути одно и тоже только в европе
Очень интересно написано
Ну для начала какие причины заставили меня двигаться с такой скоростью это мои личные дела, разглашать их вам никто не обязан.
Зачем обгонять? я до этой колонны был один на трассе, догнал, обгон разрешен, я пошел обгонять. препятствий не было.
Почему окружающие нормальные участники движения — нормальные участники движения смотрят в зеркала прежде чем выехать на полосу встречного движения. а у очередного Вашего нормального участника в тот момент сработало правило — позади меня жизни нет — работающее у 50% наших «участников дорожного движения». кто в случае таких дтп виноват? правильно, тот кто не убедился в безопасности своего маневра и выехал на полосу встречного движения. в случае превышения скорости со стороны авто которое уже выполняет обгон — ему будет штраф за превышение… если смогут доказать конечно.
Когда никчемные маргиналы поймут уже что они не одни на дороге на своих помойках и куча людей вокруг на авто в 10 раз дороже не обгонять колонну на скорости 200 — тут вообще какая то истерика… стоимость авто не освобождает от обязанности смотреть по сторонам. Да и к тому же обгоняют еще как… и на LC 200, ford 150, и на машинах до миллиона и глубоко за миллион, снимите розовые очки…
Когда же вы дебилы гонщики убедитесь все — ну дебил тут один и это Ты ибо переходить на личности и оскорблять в порыве очередной истерики, здравомыслящий человек не будет. прежде чем тыкать носом в человека что он нарушает — задумайся насколько безгрешен ты сам. у меня за последние 2 года нет ни одного правонарушения, ни по камерам ни от экипажей ДПС. т.е. езжу я адекватно… До этого все правонарушения касались только нарушений скоростного режима.
P.S. — если ты считаешь свою машину помойкой это твое право. я в свою вкладываю часть себя, свое время, деньги идеи, и для меня она больше чем кусок металла… это раз. хочешь что бы перестали гонять — введи инициативу которая уберет лишние 90-230 км/ч со спидометров и запретит на уровне железа ехать больше… тогда и гонять перестанет большинство. маленький процент остается на тех кто найдет способ обойти ограничение скорости, но с ними будет проще бороться… это два. я очень сомневаюсь что в своей последней фразе ты хотел использовать слово убедитесь, скорей это было «убьетесь все» после редактирования Т9, т.е пожелание смерти — и как следствие показывает степень твоей культуры… как здесь, так и на дороге… это три.
на личности перешел он зря — факт
но ездить на ДОПах с таким серьезным нарушением скоростного режима недопустимо и опасно
опасно не только для тебя, но и для окружающих
почему? подумай сам. лужи масла, повреждения дорожного покрытия (которые на треке просто быть не могут), приведут к твоему полету, в результате которого ты можешь захватить на тот свет неповинных людей.
Во время периода осторожности автомобиль безопасности (который обычно состоит из хорошо модифицированного серийного автомобиля с высокими характеристиками ) выходит на трассу впереди лидера. В зависимости от действующих правил участникам обычно не разрешается обгонять машину безопасности или других участников во время периода предупреждения, и машина безопасности ведет поле с заранее определенной безопасной скоростью, которая может варьироваться в зависимости от серии и круга. По окончании периода предупреждения автомобиль безопасности покидает трассу, и участники возобновляют обычную гонку. Впервые эта мера безопасности была использована с использованием пейс-кара во время открытия Indianapolis 500 в 1911 году.
СОДЕРЖАНИЕ
Эффект
Использование машины безопасности приводит к объединению участников, например, к устранению любого преимущества по времени и расстоянию, которое ведущий гонщик мог иметь над остальными участниками. Этот эффект может сделать гонки более конкурентоспособными после полного возобновления гонки; наоборот, это также способствовало тому, что ведущие водители быстрее перестали получать вознаграждение за свои усилия до периода предупреждения.
В соответствии с действующими гоночными правилами водителям нередко разрешается делать пит-стопы в периоды движения автомобилей безопасности. Эта ситуация может обеспечить стратегическое преимущество, поскольку любая плановая дозаправка, замена шин или техническое обслуживание может проводиться в то время, когда другие участники притираются на более низкой скорости, а водители, которые выезжают на ямы, просто снова встают в очередь из машин, бегущих вместе. В обычных условиях гонок такое вмешательство, как правило, связано с потерей значительной территории по сравнению с теми водителями, которые остаются на трассе.
Другим заметным эффектом периодов использования автомобилей безопасности является то, что гоночные автомобили потребляют меньше топлива до полного возобновления гонки, что может позволить участникам пробегать более длинные дистанции на баке с горючим, чем это было бы возможно в противном случае, и / или сократить количество пит-стопов, требуемых на этот период. гонки.
Формула один
Процедура
В Формуле-1, если авария или ненастная погода (как правило, сильный дождь) мешают нормальному продолжению гонки, Директор гонки объявляет о периоде «машины безопасности», когда маршалы размахивают желтыми флагами и держат таблички с надписью SC, в ожидании. машина, о которой идет речь, выезжает на трассу. С 2007 года все автомобили Формулы-1 должны иметь светодиоды и / или дисплеи, установленные на рулевом колесе или кабине, которые информируют водителя о том, какие флаги развеваются. Желтый светодиод загорается, когда машина безопасности развернута.
С 2015 года машина безопасности не должна ждать, пока все бэкмаркеры вернутся в очередь. Когда машина безопасности готова покинуть трассу, она погаснет оранжевым светом, показывая, что она выйдет на пит-лейн в конце круга. Пилоты должны продолжать строиться до тех пор, пока они не пересекут первую линию машины безопасности, где зеленые огни и флаги укажут, что они снова могут участвовать в гонке.
Автомобиль безопасности пилотируется профессиональными водителями (с 2000 года, Бернд Майлендер ) на борту мощных модифицированных транспортных средств, поставляемых Mercedes-Benz (и Aston Martin, начиная с сезона 2021 года), и должен поддерживать разумную скорость, чтобы гарантировать чтобы шины конкурентов были максимально приближены к рабочей температуре, а их двигатели не перегревались. Водителя машины безопасности сопровождает штурман, который помогает с операциями и общением.
В случае инцидентов во время первых трех кругов машина безопасности также имеет преимущество перед традиционным красным флагом; с красным флагом для возобновления гонки потребуется не менее пятнадцати минут, а двухчасовой лимит не начнется, пока машины не будут готовы ко второму этапу формирования. Что касается ограничения по времени, гонка подсчитывается, и время также считается, пока машина безопасности находится на трассе, и гонка возобновляется.
История
Однако с 2009 года эта процедура была отменена и заменена программным обеспечением, которое вычисляет, где машина находится на трассе, и минимальное время круга, которое потребуется машине, чтобы добраться до боксов. Автомобили, которые въезжают в боксы до истечения этого срока, наказываются.
На Гран-при Бахрейна 2021 года Aston Martin Vantage дебютировал в качестве официального автомобиля безопасности Формулы-1. В сезоне Формулы-1 2021 года будут представлены две официальные машины безопасности: Aston Martin и Mercedes-AMG GT R, которые уже использовались в предыдущих сезонах.
Список использования автомобилей безопасности в гонках Формулы-1
Безопасность в Формуле 1. Как технологии защищают пилотов F1
Насколько развилась безопасность гоночных болидов «Formula 1» за 60 лет.
Формула 1 самая дорогая и прогресивная ветвь автоспорта, она удостоена звания самой безопасной на планете. Очередным доказательством этому стала недавняя авария произошедшая на автогонках Гран При Австралии. Как же защищает болид своего пилота? Какие новейшие технологии для этого применяются и используются, как долго они развивались? На эти вопросы уважаемые друзья мы ответим в нашей сегодняшней статье.
С тех пор как первые гонщики Formula 1 появились и выехали на мировые автотреки на своих высокопроизводительных автомобилях, изменилось многое. И лишь один из главных моментов остался неизменным- это скорость, до которой разгоняются эти высокотехнологичные спортивные «снаряды» (болиды). Год от года гоночные болиды становятся все быстрее и динамичнее.
Как сказал великий автогонщик Фернандо Алонсо, пилоты «иногда забывают, что они едут со скоростью 300 км/ч», где ситуация в любой момент при малейшем незначительном столкновении может обернутся большой и серьезной аварией.
К счастью для испанского пилота и всего мирового автоспорта происошедшее происшествие на автогонках 2016 Formula 1 Australian Grand Prix было лишь «гоночным инцидентом» и не более того. По крайней мере такой термин использовал сам Алонсо для описания случившейся ситуации. Это явно показывает многим, насколько гонщики доверяют современным болидам Формулы 1 и насколько FIA (Международная автомобильная федерация) ужесточила регулирование правил безопасности.
Для кого-то из нас (вас) это покажется парадоксальным, но именно благодаря продуманности всех систем безопасности пилоты болидов осознанно идут на больший риск при гонках, разгоняют свои одноместные автомобили с открытыми колесами до огромных скоростей. Гораздо больших чем те, которые они могли бы себе позволить на менее безопасных болидах. За свою жизнь теперь гонщики могут не опасаться и смело идти к авто-подиуму.
К нашему счастью, эти инновационные технологии безопасности из Formula 1 просочились и в другие сферы направления автоспорта, а некоторые из них (технологии) в итоге можно теперь увидеть и на серийных автомобилях. Да, да друзья, то, что когда-то разрабатывалось для защиты жизни пилота болида со временем стало достоянием общих масс. Только не стоит уважаемые автомобилисты устраивать для этого краш-тесты, с разгона впечатывать свой новенький автомобиль 2016 модельного ряда в другую машину чтобы проверить действие защиты от Формулы 1. Давайте поверим автопроизводителям на слово. Тем более, что сравнивать серийную версию машины со спортивным автомобилем с высокопрочным монококом было бы неправильно. В нашем обозримом будущем гражданская «автокарета» всегда будет более уязвима, чем тот же спортивный «автоскакун».
Formula 1 не всегда была безопасной
Самые первые меры безопасности были введены в Формуле 1 примерно через десять лет, после первой состоявшейся гонки, а практика подачи сигналов при помощи сигнальных флажков была введена три года спустя. Тогда же впервые были применены автомобильные противопожарные системы в конструкции топливного бака. Через годы противопожарная система перешла в серийное производство на самых дорогих люксовых авто.
Начиная с 1963 года водители болидов F1 обязаны были носить огнестойкие костюмы. Первым драйвером использовавшим закрытый шлем «фулфейс» был Дэн Герни, произошло это в 1968 году, во время практики на Гран-При Великобритании. С самого начала развития мер безопасности в этом виде спорта команды сосредоточились на возможности водителя быстро покинуть кабину и предотвращения возгорания болида. 1972 год принес еще несколько улучшений. Подголовники и красные задние фонари а также обязательные шеститочечные ремни безопасности уже применялись на всех болидах.
Спустя три десятилетия после первой состоявшейся гонки Формулы 1, т.е. в 1980 году, стало обязательным постоянное присутствие врачей на гоночных треках на всякий случай, а если… Как раз за год до этого политы Ники Лауда, Карлос Ройтман и Марио Андретти начали выступать на соревнованиях в новых пятислойных комбинезонах, сделанных из несгораемого материала похожего на тот самый, который используются и применяется до сегодняшнего времени в НАСА.
1990-е годы привели к следующему введению в официальную Formula One автомобиля безопасности (safety car), краш-тестов для защитных элементов, которые применяются на одноместных болидах, а также и съемного рулевого колеса. Именно в это самое время (в 90-е годы) начали применяться многие другие новшества, которые улучшили саму безопасность водителя, а именно начали использовать пит-команд и сейфти-стюартов.
Безопасность 21 века
Это продемонстрировала «клетка безопасности» в автомобиле Алонсо в котором, вся конструкция созданная для защиты водителя от пагубного влияния удара выдержала серьезные нагрузки, в то время как остальная часть автомобиля была напрочь разрушена.
В 2000 году кевларовое волокно стало обязательным материалом, которым обшивались внутренние стенки кабины. Это препятствовало проникновению посторонних предметов при соударении. Три года спустя появилась система HANS («Head And Neck Support»- для поддержки головы и шеи), которая стала обязательной для всех водителей Королевских гонок. Последняя ее версия была представлена в 2001 году и в настоящее время до сих пор рекомендуется во всех видах гоночного автоспорта, именно для предотвращения хлыстовой травмы шеи пилота.
Для дальнейшего развития темы безопасности был придуман и создан комитет безопасности, в который вошли бывшие гонщики Формулы 1. Целью создания такого комитета была идея, помочь стюардам в принятии решений касающихся гоночных инцидентов. На каждом Гран При обязаны присутствовать три стюарда от FIA в обязанности которых входит обеспечение безопасности и следования строгих правил.
В 2011 году FIA предписала уменьшить размеры ролл-баров для автомобилей Формулы 1. Система крепления колес также была усовершенствована и все для того, чтобы предотвращать вылет шин и колес на трассу после столкновения болидов друг с другом. Еще одно важное новшество безопасности касалось самого шлема. В него был включен полностью новый элемент, который был сделан из нового материала, а именно, это были полосы в верхней части козырька основной составляющей которых стал Zylon (название материала).
Полоса, сделанная из материала Zylon в два раза упрочила шлемы Формулы- 1, сделано это было путем укрепления самого слабого места этого жизненно важного оборудования безопасности пилота (лица пилота) поликарбонатовым забралом.
За два года, до того момента как было введено данное правило, гонщик Фелипе Масса получил перелом черепа в квалификационных автогонках Hungarian GP 2009 года, именно после того, как пружина от задней подвески Баррикелло ударил его прямо по голове пока он ехал со скоростью около 281 км/ч. К нашему счастью трагедии удалось избежать.
Материал «Zylon» представляет собой синтетический полимер, который имеет прочность на разрыв в 1,6 раза выше, чем материал кевлар. Он сегодня используется в марсаходах, в теннисных ракетках, в сноубордах, а также применяется для различных медицинских целей. С 2007 года в Формуле- 1 этот материал начал использоваться вместо карбона. Именно он в обязательном порядке должен защищать кузов от пробития.
Безопасность F1 и серийные автомобили
Как и в обычных дорожных автомобилях безопасность машин Формулы 1 состоит из сочетания многих элементов, которые работают вместе друг с другом для защиты водителя. Общими элементами между обычными дорожными автомобилями и гоночными болидами являются ремни безопасности и зоны их деформации.
В то время как, у автомобилей F1 в кабине присутствуют обязательные шеститочечные ремни безопасности, то в самих дорожных машинах стоят обычные трехточечные ремни. Оба варианта могут быть отстегнуты водителем одной рукой, что обеспечит ему быстрое покидание автомобиля после аварии, а вместе с тем и упрощенное использование в повседневных ситуациях на дорогах. Всегда уважаемые автомобилисты пристёгивайтесь и вне зависимости от того насколько далека или близка будет поездка, и насколько ненаворочен был бы системами безопасности ваш автомобиль. Без ремня безопасности защелкнутом на своем нужном месте, все эти подушки и зоны деформации не будут играть впринципе ни какой роли.
Зона деформации делает именно то, о чем говорит само ее название. Это часть кузова автомобиля которая поглощает силу удара а далее рассеивает и уменьшает данное опасное влияние на человека, который в этот момент находится в автомобиле. Конечно одноместные суперкары F1 являются более продвинутыми автоболидами, чем их гражданские коллеги, но тем не менее, сама эта система работает по одинаковому принципу, как на самих суперкарах так и у обычных автомобилей.
К счастью стандарты безопасности введенные FIA и FIM (это эквивалентно ФИА в мире мотоспорта) достаточно быстро распространились на потребительском рынке.
Помните господа, никогда не используйте тот шлем, который уже побывал в аварии, даже пусть и не взначительной. Старайтесь правильно пристегивать шлем при помощи пряжки, а также не скупитесь и не жадничайте при покупке нового шлема.
Противопожарная защита является еще одним элементом безопасности, который значительно улучшился за последние годы благодаря тем же автогонкам и благодаря автомобилям запущенным в серийное производство. Это развитие длилось в общей сложности долгие 60 лет и продолжается до сих пор до нашего времени. Существует два конкретных пути предотвращения возгорания:
В то время как у гоночных автомобилей на борту установлены огнетушители, которые активируются при помощи кнопки и их включение «маршал» может произвести удаленно и самостоятельно, то у современных уже серийных автомашин внутри установленны специальные топливные баки, которые специально предназначены для предотвращения утечек топлива и даже от серьезного удара. При таковом ударе автоматически также отключается и вся система подачи топлива.
F1 на сегодняшний день являются для водителей более безопасной, чем когда-либо это было и, мы надеемся, что все нововведения используемые на них и которые будут использоваться в скором времени, будут использоваться и в других областях автоспорта. К примеру, эти некоторые технологии уже сейчас применяются на автомобилях World Rally Championship.
Какие системы безопасности от F1 не могут быть использованы в современных серийных автомобилях?
Прежде всего хотим отметить,- это шеститочечные ремни безопасности. Несмотря на то, что это самый высокий стандарт в автомобильной безопасности на сегодня он не может быть применен в производстве автотранспортных средств используемых на обычной дороге, и это из-за его сложности и наряду с существенным ограничением движения водителя, которое появляется и осложняется из-за его достаточно жесткой фиксации.
То же самое относится и к системе HANS, тому блестящему решению для защиты шеи водителей. Такая система защиты никогда не станет распространена на обычных серийных автомобилях из-за того, что для нее требуется шлем и она серьезно сковывает движение водителя, а это не подходит как вы понимаете для дорожного использования. Само собой разумеется, в дорожных версиях автомобилей не будут применяться и сами шлемы, вместо них чудеса творят современные подушки безопасности.
Вторая система- это само сидение. Водители F1 используют сидения которые произведены непосредственно по форме их тела (пилотам приходится соблюдать строгую диету, чтобы всегда оставаться в нужной форме, т.е. в форме кресла…). Такие сидения позволяют извлекать водителя после аварии без перемещения его из кресла, что позволяет избежать серьезной травмы позвоночника. И естественно, что такая система подходит только для автотранспортных средств с открытой кабиной.
Клетка безопасности является основной концепцией, которая успешно применяется в производстве транспортных средств, но не в том самом виде, как в автомобилях Формула 1 и не из тех самых материалов. В Королевских гонках все намного сложнее, изысканнее и конечно же дороже.
К примеру, компания McLaren P1 действительно создала противоаварийную защитную ячейку настолько эффективной, что для такого гоночного болида больше не требуется трубчатого каркаса.
Опасный спорт
Нештатные ситуации в автомобильных гонках – дело привычное. Если у пилотов, которые борются между собой за победу на трассе, что-то пойдет не так, на помощь быстро будет выслан либо автомобиль безопасности, либо медицинская машина. Но иногда от этого становится только хуже.
Порой, чтобы разобраться со всем, что натворили пилоты в гонке, судьям приходится выпускать на трассу не только сейфти-кары, но и медицинские автомобили, кареты скорой помощи, а в самых тяжелых случаях и специальную технику, чтобы разгрести завалы. «Мотор» вспомнил десять самых неожиданных ситуаций, в которые попадали автомобили, обслуживающие гонки.
На автодроме в Сан-Паулу часто происходит что-нибудь необычное: здесь падают рекламные щиты, у команд воруют оборудование, а пилотов на пути с трассы в гостиницу порой преследуют бандиты. То, что произошло в ходе пятничных тренировок Гран-при Бразилии 2002 года, могло случиться где угодно, но случилось почему-то именно на «Интерлагосе».
Авария Энрике Бернольди во втором повороте была не очень серьезной. Не прошло и полминуты после того, как бразилец приложил свой Arrows о защитный барьер из покрышек, а к месту происшествия уже подоспела медицинская машина. Маршалы замахали красными флагами. Казалось, инцидент исчерпан. Но на самом деле все только началось.
Когда к месту аварии на полном ходу за рулем своего Sauber подлетел Ник Хайдфельд, Бернольди уже самостоятельно начал выбираться из разбитого Arrows, а медицинская машина припарковалась непосредственно перед ним. «Быстрый Ник» ударил было по тормозам, но оказалось, что слишком поздно. Единственная лазейка для немца осталась между медицинским автомобилем и барьером из отработанных покрышек. Но доктор к тому моменту уже успел открыть дверь.
Голландские любители быстрой езды из Supercar Challenge устроили настоящий фейерверк в Спа в 2008 году. Началось все, как вы уже поняли, с ошибки пилота машины безопасности.
Не успев остановить лидера в начале круга, SEAT Leon замедлился и повстречался с ним уже на подходе к заключительной связке поворотов. Последний сектор трассы в Спа – скоростной. В аварии вряд ли стоит винить только водителя пейс-кара, но разница в скорости между ним и всеми остальными была слишком большой. Пилот на Lamborghini ударил по тормозам, а еще один летучий голландец на BMW не успел. И понеслось.
Александр Вурц не так давно выступил с критикой в адрес молодых пилотов: мол, недостаточно жесткая система подготовки гонщиков приводит к тому, что в Формуле-1 появляются всякие там грожаны и мальдонадо, а потом от их буйного нрава страдают алонсо и хэмилтоны. Однако сам Алекс в юношестве примерным поведением тоже не отличался.
В 1995 году, когда Вурц еще гонялся в немецкой Ф-3, а сама немецкая Ф-3 еще периодически гостила на аскетичной берлинской трассе АФУС, австриец умудрился столкнуться с автомобилем безопасности. Причем по своей собственной вине. Обогнав сейфти-кар раньше положенного, Вурц не придумал ничего лучше, чем пристроиться впереди него и затормозить.
Надо ли говорить, что тормоза на автомобиле Ф-3 сработали лучше.
Стартовые круги гонок WTCC редко обходятся без аварий. На закованной в металлические отбойники городской трассе в По их хватало всегда. По ходу второго заезда уикенда WTCC 2009 года во Франции аварий случилось сразу несколько, и оттого не слишком понятно, почему стюарды гонки так долго думали перед тем, как выпустить на трассу машину безопасности. Когда серебристый Chevrolet Cruze сорвался с пит-лейн, лидер гонки Франц Энгштлер уже мчался по стартовой прямой.
Первый поворот в По слепой, и у немецкого ветерана не было шансов разглядеть приближающуюся опасность. Все бы ничего, но водитель сейфти-кара, едва покинув пит-лейн, приметил лидера и задачу «задержать» пелотон воспринял слишком буквально.
Недаром в Формуле-1 за рулем пейс-кара уже долгое время работает один и тот же человек – гонщик-профессионал Берндт Майландер. А вот за рулем того самого Cruze в По сидел. шеф местной полиции. Бросившись наперерез BMW Энгштлера, блюститель порядка (вероятно, по привычке) просто не оставил пилоту места. В результате аварии правая передняя подвеска на 320 si лидера гонки была вырвана с корнем. Похоже, с нарушителями скоростного режима в По особенно не церемонятся.
Городские трассы в США все как на подбор. Бетонные стены со всех сторон – тяжело ни во что не врезаться, даже если ты водитель машины безопасности. Под конец гонки в Лонг-Бич в 1991 году именно это и произошло с пейс-каром. Пилот не вписался в один из поворотов и уткнулся передним бампером в барьер из покрышек. Не повезло при этом и лидировавшему Рику Мирсу, которому, чтобы избежать контакта с пейс-каром, пришлось свернуть в зону вылета. Обошлось без серьезных последствий. Сдав назад, оба помчались догонять уехавший вперед пелотон.
Открывающий этап Серии Ле-Ман в 2011 году получился несколько скомканным. Старт в марафонских гонках дается с ходу. Машина безопасности везет пелотон за собой на прогревочном круге, затем сворачивает в боксы, а начинать обгонять можно только после пересечения черты при зеленом сигнале стартового светофора. Но это всего лишь «обычная» процедура. Весной 2011-го в Ле-Кастелле все случилось несколько иначе.
Прогревочный круг был, зеленый сигнал был, черта тоже была. Вот только красная Audi RS5, которая служила на «Поль-Рикаре» автомобилем безопасности, в боксы почему-то не уехала. Надо полагать, пилоты, возглавлявшие пелотон, немного удивились тому, что светофор загорелся зеленым, а впереди все еще маячил сейфти-кар. Но тяжелее всего пришлось не им. Из задних рядов разглядеть RS5 удалось не всем, зато стартовый светофор проинформировал пилотов о начале марафона. Пелотон быстро сжался, в результате чего образовалась давка. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Удивительной получилась прошлогодняя гонка австралийского первенства V8 в Абу-Даби. Пилот машины безопасности слишком осторожно передвигался по трассе, что привело к полнейшей неразберихе. Пит-стопы в режиме желтых флагов в V8 не запрещены, поэтому добрая половина пилотов отправилась за новыми шинами пока на трассе был сейфти-кар. Удивительно, но даже на проезд по пит-лейн и остановку в боксах у пилотов ушло меньше времени, чем у водителя пейс-кара на то, чтобы просто проехать по стартовой прямой.
Гонщики наверняка предполагали, что вернувшись на трассу, им придется пристроиться в хвост пелотона, но оказалось, что на выезде из боксов они едва не опередили автомобиль безопасности. Весь последующий круг ушел на то, чтобы выяснить в каком же порядке теперь выстраиваться.
Во время «Инди-500» 1971 года далеко не все зрители следили за борьбой автомобилей на трассе. Самое интересное творилось на пит-лейн. Пейс-кар, только что отпустивший пелотон в 500-мильное путешествие, проехал мимо зоны сервиса, но, не успев вовремя затормозить, вылетел прямиком на площадку для фотографов.
За рулем пейс-кара сидел Элдон Палмер, глава четырех дилерских центров Dodge города Индианаполис. Его компании предоставили организаторам несколько машин для обслуживания гонки, а сам он в ответ получил возможность дать старт «пятисотки». К своей задаче Палмер подошел ответственно и в ходе тренировок несколько раз отработал торможение на пит-лейн. Ориентиром служил оранжевый флаг, специально установленный им в начале зоны торможения. На беду, к тому моменту, когда Палмер за рулем своего Dodge Challenger вернулся на пит-лейн после старта, флаг куда-то пропал.
Ударив по тормозам, Элдон потерял контроль над машиной. В результате инцидента пострадали 29 человек, но, к счастью, никто не погиб.
Имя Таки Иное поклонники Формулы-1 еще долго будут вспоминать не благодаря его гоночным талантам, а из-за небольшого происшествия на Гран-при Венгрии 1995 года. Таки Иное для всех нас – это тот парень, которого сбила медицинская машина.
Таки руководствовался исключительно благими намерениями. Покинув кокпит своего Footwork с дымящим двигателем Hart, японский пилот тут же отправился на поиски огнетушителя. Когда они увенчались успехом, Иное вместе с двумя маршалами заспешил обратно к своему автомобилю, но, не успев преодолеть и половину пути в пять шагов, был сбит с ног подоспевшей (вроде бы как на помощь) медицинской машиной.
Источники информации:
- http://www.f1news.ru/memuar/129418.shtml
- http://ru.motor1.com/features/496461/safety-car-formula-one-history/
- http://www.drive2.ru/b/3015334/
- http://motor.ru/news/safety-medical-am-f1-06-03-2021.htm
- http://www.f1news.ru/tech/108236.shtml
- http://www.drive2.ru/b/461066458286260851/
- http://ru.abcdef.wiki/wiki/Safety_Car
- http://1gai.ru/publ/516637-bezopasnost-v-formule-1-kak-tehnologii-zaschischayut-pilotov-f1.html
- http://motor.ru/selector/scdanger.htm