забыл зачем пришел в комнату

Психологи разобрались, почему, выходя из комнаты, мы забываем, зачем шли

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Трое психологов из университета Нотр-Дам опубликовали исследование под необычным названием «Проход через дверной проём приводит к забыванию». В ней учёные при помощи видеоигр и виртуальной реальности проверяли реальный эффект, который известен практически каждому.

Представьте, что вы решили что-то сделать, для чего необходимо пройти в другую комнату. Например, выпить стакан воды на кухне. Вы встали, пришли в кухню, и вдруг понимаете, что забыли, зачем шли. Знакомая ситуация? Психологи тоже хорошо знают этот эффект.

Мы обычно пытаемся объяснить себе этот раздражающий факт тем, что наши мысли были заняты чем-то другим, или то, что мы хотели сделать, было не слишком для нас важным, или же мы просто на что-то отвлеклись. Но исследователи решили изучить этот вопрос с научным подходом.

В первой части эксперимента испытуемые играли в видеоигру. В простом трёхмерном окружении им нужно было взять со стола в комнате некий геометрический объект и «отнести» его на другой стол. Затем игрок клал на тот стол принесённый объект и брал другой. При этом во время перемещения между столами объект не был виден игроку – он был в условном «рюкзаке».

Иногда другой стол находился в этой же виртуальной комнате, иногда – в другой комнате, но на том же расстоянии. Чтобы пройти в другую комнату, игрокам необходимо было пройти через дверной проём. Как вы уже догадались, иногда игроков внезапно спрашивали, какой объект у них в рюкзаке. Как ни удивительно, но игроки, прошедшие через дверной проём, отвечали на этот вопрос гораздо хуже.

Вторая часть эксперимента проходила в реальных комнатах с реальными объектами. Испытуемые, передвигаясь между столами, носили объекты в коробках. И здесь сработал такой же эффект – при проходе через дверной проём память отказывала чаще.

Возникает вопрос – всё-таки, дело в том, что человек проходит через дверь, и оттого забывает, или же ему просто легче вспомнить его задачу, находясь в той же комнате, где он её себе поставил? То есть, зависит ли способность запоминания от контекста и окружения? Для проверки этого экспериментаторы сделали ещё одну виртуальную реальность, где испытуемые так же носили объекты между столами. Но при этом, выходя из двери, они иногда попадали в другую комнату, а иногда – в ту же самую, откуда вышли. Но в любом случае, оказывалось, что дверные проёмы играют свою пугающую роль. Контекст, то есть возврат в ту же самую комнату, ничего не решал.

Заключение психологов следующее: судя по всему, на запоминание влияет не только концентрация и важность задачи. У памяти есть зависимость от происходящих событий – как назвали её психологи, «событийная модель». Мозг хранит информацию до тех пор, пока она остаётся актуальной. Когда, по мнению сознания, информация устаревает – она удаляется, чтобы освободить место для новой.

Событие, связанное с покиданием комнаты, где была поставлена задача, приводит к освобождению «места» в памяти для новых данных – а старые данные считаются «устаревшими». Такими же событиями могут стать и другие вещи – стук в дверь, завершение некоей сложной задачи, сильно отвлёкшее вас действие.

Объём оперативной памяти ограничен, поэтому вместо того, чтобы пытаться держать в уме всё сразу, человек всё время освобождает место для чего-то нового. Записывайте!

Источник

Ученые объяснили, почему мы забываем, зачем пришли в комнату

Вы стоите посреди комнаты и мучительно стараетесь вспомнить, зачем именно пришли. Затем, вернувшись назад, вы вдруг вспоминаете, что направлялись поставить чайник или полить цветок на окне. Это неприятное явление наверняка вам знакомо. Многих эта забывчивость, проявляющаяся в основном у взрослых людей, пугает — они ассоциируют ее со старостью и деменцией. Но ученые смогли найти причину этого феномена и подробно объяснили что к чему.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Теперь мы знаем, что старость тут не при чем и хорошая новость пришла к нам из далекой Австралии. Ученые из Университета Бонда назвали это явление «синдромом порога», так как замечено, что мысль вылетает из головы именно при переходе в другое помещение. Оказывается, это совершенно нормальная универсальная особенность человеческого сознания, которая встречается на планете повсеместно и не связана с возрастом, полом или родом занятий.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Ученые исследовали природу «синдромом порога» и очень удивились. Они провели эксперимент, в котором показали добровольцам последовательность трехмерных фигур, а затем заставили их пройтись по виртуальной галерее комнат, наполненных разными предметами и образами.

Во время 3D-экскурсии участников периодически просили вспомнить последовательность фигур, показанных в начале. Удивительно, но в этом случае мозг не давал сбой и ряд предметов назывался без ошибок. Можно было сделать вывод, что амнезия носит чисто бытовой характер и искусственно вызвать ее нельзя.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Но профессора Университета Бонда не сдались — они усложнили задачу, заставляя подопытных во время виртуального вояжа решать в уме математические и логические задачи. И это сработало! Последовательность фигур начал забывать каждый второй участник эксперимента. Таким образом было установлено, что «синдромом порога» проявляется в моменты, когда наш мозг перегружен информацией и при этом мы резко сменили обстановку.

Проще говоря, мозг начинает обрабатывать новую визуальную информацию, а предыдущие задачи просто обнуляет. Но и тут есть свои нюансы. Если мы перемещаемся в более менее однообразных интерьерах или в однотипной местности, например, едем по шоссе или бродим по большому магазину, то такая перегрузка не происходит. А вот что-то новое, например, выход из маркета на парковку или смена леса вдоль дороги на поля, уже могут вызвать амнезию.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Австралийцы уверены, что этот «баг» нашего сознания — совершенно нормальное явление и если он случается иногда, то опасности для человека не представляет. Совсем другое дело, если с «синдромом порога» приходится сталкиваться ежедневно или даже несколько раз в сутки. Это уже может быть признаком серьезного недуга, например, болезни Альцгеймера.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

«Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли

Не правда ли, знакомая ситуация: встав с кресла и уверенно пройдя в соседнюю комнату с какой-то конкретной целью мы, переступив ее порог, вдруг осознаем, что начисто забыли, а зачем, собственно, туда пришли? Причина этого любопытного явления кроется в особенности работы механизмов нашей памяти. Ниже мы расскажем о феномене «эффекта дверного проема» (Doorway Effect).

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

На самом деле, ассоциация с дверным проемом — лишь частный случай более общего явления, проявляющего себя в нашей жизни в самых разных ситуациях. Достаточно вспомнить, как открывая холодильник, мы забываем, что, собственно, нам от него нужно. Или, к примеру, весьма распространенная ситуация, когда выслушивая собеседника, вы вынуждены оставлять свой вопрос на потом, ожидая, пока оппонент закончит свой монолог. А когда, наконец, представляется возможность прокомментировать сказанное, вы с удивлением и досадой обнаруживаете, что забыли все, о чем хотели сказать. Иногда в таких ситуациях восстановить цепочку удается, а иногда любые попытки разбиваются о непреодолимую преграду. Что же происходит в такой момент?

Оказывается, наше восприятие одновременно фиксирует происходящее вокруг на разных уровнях. Как в притче о трех строителях одной бригады, один из которых, по его убеждению, занимается тем, что кладет один кирпич на другой, второй строит стену, а третий создает храм. В действительности все они одновременно делают и одно, и другое, и третье. И наше внимание способно переключаться между различными уровнями восприятия, но в каждый отдельный момент времени находиться только на одном из них. Языком притчи, мы сконцентрированы на том, как кладем очередной кирпич, либо представляем процесс в его последовательности, или же думаем о конечной цели проделываемой работы. Если отработанного навыка кладки кирпича у нас нет, то мы полностью сконцентрированы на конкретном действии. По аналогии, водитель новичок, который плохо водит машину усиленно размышляет о том когда переключить скорость или нажать на педаль, в противовес профессионалу, который в пути сможет вполне комфортно побеседовать с пассажиром или оценить своеобразие местных достопримечательностей.

Описанная особенность нашего восприятия действительности имеет самое непосредственное отношение к «эффекту дверного проема», возникающего в тот момент, когда наше внимание блуждает между различными уровнями восприятия, зачастую задерживаясь не там, «где нам было нужно» еще совсем недавно. На примере с собеседником, приведенным выше. Вы намерены возразить оппоненту и ваше внимание всецело поглощено этой целью, но вынуждены мириться с тем, что собеседнику нужно дать договорить. В момент ожидания, когда вы начинаете усиленно искать способ вклиниться в беседу, поскольку оперативная задача изменилась, внимание переключается на другой уровень. Когда же долгожданная возможность высказаться, наконец, находится, вы обнаруживаете, что сказать уже и нечего, внимание на нужную волну переключить уже не удается.

Аналогичный механизм срабатывает и тогда, когда вы забываете, зачем вошли в комнату. К примеру, вам требуется взять ключи в дальней комнате вашего дома, чтобы отправиться в магазин напротив. Уровень «взять ключи» меняется на уровень «дойти до спальни», а по дороге вы еще замечаете оставленную кем-то накануне чашку, которую вы решаете отнести на кухню. То, что в этот момент ваше внимание несколько раз переключается с одного плана на другой вы не замечаете, но чем больше больше таких переключений происходило на пути в спальню, тем больше вероятность того, что дойдя до нее вы зададитесь вопросом: а зачем, собственно я сюда шел?

Отыскать ответ на этот вопрос в таких ситуациях может помочь образное отматывание воображаемой «кинопленки» в обратном порядке, когда вы мысленно выходите из спальни и возвращаетесь назад тем же путем.

Научный термин «эффект дверного проема» был введен психологом из США Габриэлем Радванским (Gabriel A. Radvansky) в 2011 году, а поводом стали проведенные им эксперименты. Задача, стоящая перед участниками сводилась к перемещению между комнатами виртуального дома, созданного Родванским, и выполнению при этом различных заданий на запоминание. Эксперимент однозначно подтвердил: человек намного чаще забывает увиденное или услышанное после прохождения дверного проема. При этом он мог пройти такое же расстояние по большой комнате и сохранить в памяти поставленную цель, но стоило ему перейти из комнаты в комнату, информация «стиралась». Аналогичный эффект подтвердился и во втором эксперименте, проведенном уже в реальном доме. Ученый пришел к выводу, что дверной проем в данном случае играет роль очередного информационного эпизода, несущего для нашей памяти серьезную дополнительную нагрузку, осложняющую попытки вспомнить начальный посыл.

Зная, как работает «эффект дверного проема», мы сможем избежать подобных проблем в будущем. А столкнувшись с проблемой, достаточно пройтись мысленно или физически по главам своей памяти в обратном порядке пока нужное воспоминание не будет восстановлено.

Источник

Почему мы забываем, зачем шли в другую комнату: дело не в возрасте или усталости

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

С проблемой «Зачем я сюда пришла?» сталкивалась каждая из нас. Если она часто повторяется, то легко и запаниковать: всё, прощай молодость, здравствуй, склероз! Некоторые бросаются скупать витамины для памяти, пьют их месяцами — и ничего не меняется. В очередной раз мы обводим взглядом комнату и спрашиваем себя: «Что я тут делаю? Кажется, хотела что-то взять, но что?»

Дело совсем не в том, что память ухудшается с годами. С такой проблемой сталкиваются и молодые люди. Оказывается, дверной проем обладает эффектом, который так и хочется назвать магическим. Вот только ничего волшебного в нем нет: это уже давно доказали ученые, к тому же дважды.

Эффект двери: эксперимент Габриэля Радванского

Американский психолог из Нотрдамского университета Габриэль Радванский провел свой эксперимент в 2011 году. Он и его коллеги создали виртуальный дом и поручили испытуемым переносить по нему предметы. Как только человек что-то брал со стола, изображение вещи исчезало с экрана компьютера, сам же процесс перемещения оставался невидимым.

При этом предлагалось два варианта: участники эксперимента либо находились в одной большой комнате с несколькими столами, либо «ходили» по разным помещениям, разделенным раздвижными дверями. Время от времени испытуемым задавали вопрос: «Какой предмет вы только что переложили?» И стала очевидна странность: многие люди, которые «гуляли» по дому, отвечали с трудом, хотя в «однокомнатной среде» таких проблем не возникало.

Ученые связали эту забывчивость с влиянием дверного проема. Они провели еще одну серию экспериментов — на этот раз уже в реальности. Теперь добровольцы имели дело уже с настоящими предметами: брали их, прятали в коробку и переставляли ее на другой стол либо в той же комнате, либо в расположенной рядом. И снова всё повторилось: как только в игру вступала дверь, забывчивость испытуемых резко возрастала.

Радванский назвал феномен «эффектом двери». Никакой мистики в этом исследователь не видел и объяснял всё с точки зрения науки. Габриэль предположил, что дверной проем приводит к резкой смене информационной среды, к которой пытается приспособиться мозг. Он изучает новую комнату, в которой человек оказался, а все второстепенные задачи игнорирует. Можно сказать, что мозг «обновляется», оставляя за бортом ненужные с его точки зрения воспоминания. Неважно, что ты шла в спальню за телефоном. Самое главное — уделить внимание месту, где ты находишься.

Эффект двери — 2021

Повторное исследование эффекта двери провели австралийские психологи из Университета Бонда под руководством профессора Оливера Баумана. Результаты их изысканий были опубликованы в марте 2021 года.

Бауман и его коллеги попросили 74 добровольцев в гарнитурах виртуальной реальности пройти через 3D-комнаты, запоминая предметы. Первый результат заставил исследователей думать, что американцы ошиблись: у людей не было никаких проблем с перечислением вещей, которые они заметили. Тогда ученый усложнил задачу: он велел испытуемым проделать всё то же самое, ведя обратный отсчет от 100 до нуля. Тогда эффект двери и появился: люди начали забывать, что они видели в комнате, которую только что покинули. То же самое произошло, когда эксперимент перенесли из компьютерной среды в настоящую.

Источник

«Эффект дверного проема»: почему мы забываем, зачем пришли

Каждый из нас, наверняка, не раз попадал в такую ситуацию: вы встаете с места и уверенно идете в другую комнату с какой-то конкретной целью — но стоит перейти ее порог, как начисто забываете, зачем вы здесь. Когнитивные психологи исследовали это явление и дали ему название «эффекта дверного проема» (Doorway Effect). Все дело здесь в особенностях устройства нашей памяти. Об исследованиях этого любопытного феномена рассказывает психолог Том Стэффорд (Tom Stafford) в своей колонке на сайте BBC.

Этот «баг» нашей памяти на самом деле срабатывает и в других ситуациях.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Термин «эффект дверного проема» появился после исследований, проведенных в 2011 году психологом из США Габриэлем Радванским (Gabriel A. Radvansky) и его коллегами. Ученые построили виртуальную модель большого дома, где испытуемым надо было перемещаться между комнатами и выполнять различные задания на запоминание. Они обнаружили, что человек намного чаще забывает увиденное или услышанное, если прошел сквозь дверной проем. Он мог пройти такое же расстояние по большой комнате и не забыть, но стоило ему перейти из комнаты в комнату, он забывал. Тот же эффект подтвердился и во втором эксперименте, уже с реальным домом. Наша память создает в этот момент «новый эпизод», записывается «новая глава», объяснили ученые, и вспомнить предыдущий эпизод становится сложнее.

Все дело в том, что наше восприятие одновременно учитывает разные уровни происходящего вокруг. Есть такая известная притча о трех строителях, которых спросили, чем они занимаются: один ответил «я кладу кирпич сверху на другой кирпич», второй сказал «я делаю стену», а третий ответил «я создаю храм». Но на самом деле каждый из них одновременно делает и то, и другое, и третье. Наше внимание переключается между этими разными уровнями восприятия: мы можем быть сконцентрированы на том, как кладем очередной кирпич, представлять себе процесс в целом, или же думать о целях всей работы.

Обычно, если вы еще не наработали навык, т.е. плохо умеете класть кирпичи, то вам не до целей, вы целиком сосредоточены на конкретном действии.

Все это имеет прямое отношение к «эффекту дверного проема». Он возникает как раз в тот момент, когда наше внимание перемещается между этими разными уровнями восприятия и останавливается не там, где нужно.

Допустим, вам надо взять ключи в дальней комнате вашего дома, чтобы выйти погулять. Уровень «взять ключи» сменяется уровнем «дойти до спальни», а по дороге вы еще видите разбросанные кем-то носки — ваше внимание переключается на «поднять носки». Все эти переключения внимания вы, конечно, не замечаете, но чем чаще они происходили по дороге в спальню, тем больше вероятности, что вы зайдете внутрь и скажете «А зачем я сюда шел?». Пока вы шли, в вашем сознании несколько раз «сменилась картинка»: вам не нужно было постоянно думать про ключи — и вы успели подумать о десятке разных вещей, плюс вы видели что-то вокруг и тоже переключали на это свое внимание.

Найти же ответ часто помогает «обратное перематывание»: вы просто выходите из спальни и проходите обратно ровно тем же путем, будто проматывая свои воспоминания назад. Иногда это срабатывает: на том месте, где вы еще держали в голове задачу «взять ключи», она снова будто вспыхивает в памяти. И тут вы уже несетесь в спальню, не обращая ни на что внимания и для верности повторяя про себя, что вам нужно сделать.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Понимая, как работает этот механизм, можно помочь себе не попасть в следующий раз в неловкую ситуацию. Готовясь спросить о чем-то лектора, запишите ваш вопрос, а уже потом поднимайте руку и ищите удобный момент. Забыли, что собирались сделать, пройдитесь обратно по «главам» своей памяти мысленно или физически, пока не вернетесь к нужному воспоминанию.

P.S. Кстати, было бы интересно исследовать, как этот феномен связан с символикой порога и дверей в разных культурах, но это предмет совсем другого текста.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Психология | Psychology

8K поста 43.6K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

— непроверенную и/или антинаучную информацию;

— информацию без доказательств.

ну с котами теперь все понятно. А то открывай им, жди. а они просто забыли!

А чё я сейчас делал-то? Зачем я сюда зашёл? Забыл..

А пойду ка я мусор вынесу! Давно меня жена просит.
Так, где он?
На кухне.
Вот она кухня. О, забыл за чем шел.

Извини дорогая, эффект дверного проема.
Сама можешь почитать, я не виноват.

Так. Зачем я в интернет вышел?

Долбаный эффект пикабу.

Но есои честно, то не считаю что есть особый смысл так глубоко вдаваться в тему и расписывать её в таком объеме.
Иногда простое объяснение лучше: ты просто отвлекаешься на другие мысли и «сбиваешься с курса».

Вот и всё. Чё мудрить то?)

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Метод локусов, дворец памяти, чертоги разума, пространственная мнемоника.

Человеческий мозг — это пустой чердак.

Мне кажется, что после сериала Шерлок про эту технику знают все. Но статей на эту тему мало, и мне показалось, что они либо сумбурно-сложные, либо упрощённые до степени невозможности практического применения. Ниже мой вариант рассказа об этой технике.

Примерно 2000 лет назад был написан старейший учебник риторики на латинском языке «Риторика для Геренния». Сохранилось около 100 средневековых рукописей этого произведения. Рукопись переписывалась и перепечатывалась. В ней содержалось первое известное описание мнемонической техники — метод локусов (locus — местоположение).

За 2000 лет у техники было очень много названий, самые популярные из которых:

Метод локусов, дворец памяти, чертоги разума, пространственная мнемоника.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Сама техника очень простая:

Дворец памяти — некое пространство с определёнными статичными объектами, которое человек может воссоздавать в своём воображении. Вы представляете себе помещение, которое хорошо знаете. А в этом помещении уже представляете себе слова. И тогда их запомнить легче.

Например, если попытаться запомнить пять слов в конкретном порядке:

арбуз, мороженное, жираф, книга, зубная щётка

то окажется, что легче сделать это не держа их в голове, как бы на весу, а разложить по полочкам. Представьте себе шкаф. Большой книжный шкаф.

1. На верхней полке будет лежать арбуз. Он готов скатиться со шкафа.

2. Но ему мешает подоткнутый рожок мороженого. Скоро оно дотает, и арбуз скатится со шкафа.

3. Мороженное капает на большого плюшевого жирафа, который стоит полкой ниже.

4. Растаявшее мороженое стекает по шее жирафа, растекается лужицей и портит книгу, на которой стоит жираф.

5. Полка под ними выглядит странно, это будто кафельная полка из ванной комнаты, там лежит мыло, бритва, ещё какие-то мелочи и в отдельном сверкающем стакане стоит зубная щётка.

Вот теперь я не забуду эти пять слов.

Или вернее — этим техника и уникальна — я их забуду. А потом просто посмотрю на эту картинку, на этот книжный шкаф со странной туалетной полкой и арбузом наверху. И сразу всё вспомню. Ещё и в нужном мне порядке.

Это просто шкаф. У него восемь полок. Не так уж много. Ещё есть пространство на самом шкафу и под шкафом. И четыре ножки, у которых что-то может стоять. Вот примерно 12 — 20 мест, куда я могу легко что-то сложить и запомнить это. Главное — правильно это уложить.

Сам этот шкаф может стоять в комнате, оборудованной так, как мне хочется.

Важно, чтобы была некоторая неподвижная основа. И вот на её фоне уже можно будет оперировать разными образами. Как аппликация. Я книжный человек — и образ книжного шкафа мне ближе и приятнее, чем любой другой. Но это может быть и платяной шкаф, и открытый стеллаж, и холодильник, и что угодно ещё. Всё зависит от того, что вам легче представить, легче взять основой.

Именно для лёгкости использования в качестве основы часто выбирают какое-то реальное место, которое хорошо знают. Например, комнату, в которой жили, стол, за которым работали. Но. Совершенно не обязательно, чтобы это место существовало в реальности. Можно хорошо знать и придуманное место. Его можно даже придумать вовсе — с нуля. А можно взять за основу придуманное кем-то другим место.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Метод локусов — это умственный конструкт, который предоставляет место для хранения информации.

Его называют «умственной прогулкой», так как при достаточном навыке можно создать несколько комнат с сундучками и шкафчиками, которые позволят всё удобно разложить и ходить между этих овеществлённых воспоминаний. При этом места — не ограничено. Можно создавать целые города. Можно быть архитектором без границ и рамок, примерно как в фильме «Начало» / «Inseption».

Пространство может хранить огромное количество информации. Кому-то легче запоминать маленькие вещи и хранить их в шкафу. Но то же самое можно делать из воспоминаний — например, улицу с магазинами/заведениями.

В моём примере со словами:

арбуз, мороженное, жираф, книга, зубная щётка

это было бы примерно так:

Вот я иду по улице, которую знаю. Например по ВДНХ — Выставке достижений народного хозяйства.

1. Сначала я прохожу лоток с арбузами. Странно он выглядит, будто с рынка сюда попал.

2. Рядом мороженщик продаёт мороженое со старомодной советской тележки, стоя в сугробе среди лета.

3. Дальше — тир. Все призы одинаковые — это плюшевые жирафы. Мишени — тоже жирафы. Ну и чего мелочится, лоточник, продающий пульки — тоже жираф.

4. Дальше книжные развалы с дисками и книгами, какие были в Олимпийском.

5. Ну и наконец, огромная зубная щётка заменяет собой ракету перед павильоном космонавтики.

То, что лежало в шкафу — теперь представляет из себя целую улицу, с клумбами и фонтанами.

Человек запоминает местоположение объектов на определённой улице и гуляет среди этих локаций, когда требуется вспомнить что-то. Можно дополнять и усложнять объекты. Например. Арбузов должно быть — 12, мороженых — 2, жирафов — 7, книжек — 30, а щёток — 5.

1. И вот арбузы сложены в горку, в которую воткнут ценник на жёлтой картонке, на нём написано — «12». Двенадцать.

2. Мороженщик обзаводится братом-близнецом, как из сказки «двое из ларца, одинаковых с лица!». Два.

3. Пульки продаются по семь штук. Семь.

4. Книги лежат равносторонними (10×10×10) треугольниками. Тридцать.

5. А лучи звёзд на окрестных фонтанах — это теперь зубные щётки. Пять.

Чем лучше знакома изначальная локация, тем легче к ней что-то присовокупить. Например, я уже вижу эти звёзды на фонтанах. Их не надо придумывать. Они там есть. Надо только их превратить в звёзды из зубных щёток. Я уже знаю, что пульки там продаются по семь. Так это на самом деле или нет — неважно. В моих воспоминаниях так.

Нужно будет присовокупить ещё данных, я придумаю, как это сделать ещё. У продавцов появятся имена и личности, они обрастут подробностями — они запомнятся мне. Сами. Их не надо будет держать в оперативной памяти. Помнить будет другой раздел мозга. Так запоминать гораздо легче.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Выберите пространство, которое вы превратите в свой дворец памяти. Улица? Дом? Комната? Шкаф? Лучше взять место, которое вы знаете, так чтобы его не надо было придумывать. Чтобы была прочная основа!

Создайте локусы. Найдите предметы, которые не меняют своего места.

Фонтан, холодильник, аквариум. Постарайтесь установить как можно больше таких вот «базовых» объектов.

Погуляйте там. Представьте выбранное пространство. Представьте себя внутри него. Походите там. Убедитесь, что вы знаете, что где, не плутаете и путаете, не переставляете холодильник то туда, то сюда. Удостоверьтесь, что вам есть куда развивать локус. Что шкафам есть куда надстраиваться, полкам продолжаться, а дверей достаточно, чтобы создавать дополнительные залы и комнаты. Те, кто практикуют, в скором времени понимают, что, начав с маленького помещения, они уже ходят по огромному дворцу.

Как пользоваться — показывал примерами со шкафом и с улицей. Кому как удобнее.

Десяток универсальных советов:

Ароматы очень прочно связаны с памятью. Используйте это.

За основу возьмите нечто хорошо знакомое. Или из жизни. Или из сериала. Или из игры. Или из книги. Место, с которым ваш мозг уже хорошо знаком. Оно должно стать отправной точкой. Первым локусом.

Этим словом обозначается витрина для вещей. В примере № 1 локус это громадный книжный шкаф. В примере № 2 локус это улица выставки достижений народного хозяйства. Сам дворец это большой локус. В нём есть локусы меньше — комнаты. В них локусы меньше — витрины, шкаф и пр.

Большинство из нас выросли, живут и работают в очень маленьких помещениях, привыкли перемещаться в ещё более крохотных машинах или вагонах, взглядом привычны к более плотной застройке, чем к простору полей и долин. Поэтому начинал бы я с маленького помещения. Со временем становится понятно, что гораздо эффективнее использовать большое — огромное, как музей — помещение, где есть анфилады комнат и выходы во внутренние дворы и на улицу.

Человек сразу является хорошим маркером. Кроме того, реальных людей лучше всего обозначать, собственно, людьми. Может быть с подчёркнутыми деталями одежды или внешности, чтобы было легче их запомнить. С визуализацией их характерных привычек и особенностей.

6. Размер вещей в локусе.

Не обязательно соответствовать реальности. Если вам надо запомнить что-то, можно делать это больше. Нужно делать это больше. Размер может подчёркивать важность. Большой человек — теперь реально может быть трёхметровым. Мелкая сошка — полметра. Смартфон — размером с дверь. Зато всё видно.

7. Разнообразие локусов.

К вашим услугам все цвета мира. Все особенности. Все размеры. Наконец-то не мешают ни законы оптики, ни законы физики, ни этот надоедливый здравый смысл. Используйте это. Не делайте одинаковых локусов. Делайте залы с максимально разными стенами и оформлением. Так ваш мозг не будет тратить ресурс на мелкие детали. Ему сразу будет понятно, что он в зелёной комнате, где всё заросло папоротниками, или в лиловой комнате с огромными люстрами, или в горчичной комнате, одна стена которой превращается в пляж.

8. Очерёдность в локусе — книга.

Мы читаем — слева направо и сверху вниз. Соответственно, располагать предметы в локусе нужно точно так же. Чем ближе к входу в локус, тем раньше слово. Чем выше — тем раньше. Чем левее — тем раньше. Словом, как в книжке: первая страница раньше (ближе к началу) пятой, первая строчка раньше (выше) пятой, первое слово раньше (левее) пятого.

9. Очерёдность локусов — анфилада.

Я не случайно сказал, что комнаты лучше располагать анфиладами. Иногда придётся проходить через залы, в которых вам ничего не нужно. Прыгать и телепортироваться не надо. Всегда ходите одними и теми же маршрутами. Даже если их несколько. Проходите через залы последовательно. Если вы будете пропрыгивать какой-то локус, то он может скоро исчезнуть из памяти.

Тренировка метода локусов заключается в том, что время от времени вам нужно будет гулять по своему дворцу, перебирать свои вещи. На мой взгляд это больше всего похоже на посещение музея и осмотр — иногда беглый, иногда тщательный — тех экспонатов, что там хранятся.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Вот, пожалуй, и всё, что я знаю об этой технике ))

Если кому есть что добавить — буду рад!

Два поста на пикабу, которые поднимают эту тему:

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Счастье опыта

Вопрос для обсуждения:

– Почему с возрастом чувства притупляются? Почему всё новое приносит всё меньше удовольствия?

Биологически причина проста. Когда мы взрослели и впервые переживали новый опыт, он часто становился для нас лучшим либл худшим. Всё потому, что самый первый опыт вызывал у нас очень мощный всплеск гормонов, которые сразу формировали у нас большие нейронные пути.

Значит ли это, что получать удовольствие можно только от нового опыта? И да, и нет. Новый опыт везде: в профессии мы развиваемся, в творчестве меняемся, в отношениях обрастаем новыми впечатлениями. А нет, потому что независимо от количества опыта нужно ещё к нему прислушаться.

Вокруг вас всегда найдутся новые люди, места, знания. Но если не обратить на них внимания, они не станут впечатлениями. И даже несмотря на всю новизну, не сделают вас счастливым.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Одиночная камера подарила мужику волшебную способность

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Обратился очень необычный человек с очень необычной просьбой. Это был мужчина, которому, как он говорил, довелось два года сидеть в одиночной камере. Там он научился развлекаться тем, что воспоминал какие то моменты своей жизни, разглядывая и смакуя все детали. Времени было много, поэтому он вспомнил, таким образом, практически всю свою жизнь. Причём, эти воспоминания он научится мысленно визуализировать настолько подробно, что достиг в этом совершенства. Ложкой дёгтя в бочке меда были плохие воспоминания. Научившись переживать прошлое ярко и полно, мой собеседник сильно страдал, если речь шла о травматических событиях. Причём, повторное переживание, как показал опыт, тяжесть не уменьшало. Помощь психолога ему понадобилась, чтобы получить инструментарий, с помощью которого он надеялся освободиться от непригодных для столь чувствительного аппарата эмоций прошлого.

Сеанс проходил тоже необычно. Мой собеседник сам по своему оригинальному ритуалу настраивался. И погружался сразу в требуемое травматическое воспоминание. Мне только оставалось разряжать его, что я и делал. Так, одно за другим, мы прошли все психотравмы, которые, словно на конвейере, мой подопечный выдавал мне для проработки. Память была полностью очищена.

Этот чудесный опыт подарил мне две мысли:

1. Перепроживание травматического сюжета само по себе ничего не значит.

2. Человек способен восстановить самые мелкие подробности даже самого давнего воспоминания.

Проблема в том, что постижение этой удивительной техники возможно только через длительное заключение в «одиночке». Я подумал: лично я пока не готов.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Аська

На волне годовщины ICQ.

Достаточно долго работал в IT-сфере, где вся переписка была через Аську и по работе да и не по работе, но уж лет 15 тружусь совершенно на другой ниве. И следовательно ICQ вообще не использовал с тех пор. И вот вспоминаю я про этот замечательный мессенджер. Захожу в его сервис он-лайн.

Туплю, вспоминаю свой номер. Вспомнил. А пароль не помню.

Отошел. Налил себе кофейку. Подошёл.

Расслабился и ввёл «с разбегу» сразу и номер и пароль. Пальцы просто вспомнили миллион раз набранную комбинацию цифр и продолжили на автомате вводом пароля.

А ведь 15 лет прошло. Чудны дела твои, Господи (мышечная память).

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

5 необычных симптомов депрессии

Принято считать, что человек в депрессии выглядит грустным и подавленным. Ничто его не радует, поэтому он непременно похож на меланхоличного ослика Иа. Классическая «тройка» симптомов депрессии: ангедония (невозможность получать радость от жизни), адинамия (нежелание совершать какие бы то ни было движения, даже чистить зубы по утрам) и заторможенность мышления, – действительно подразумевает очень грустного человека, который неделями лежит на диване лицом к стене. Однако проявления депрессии бывают значительно разнообразнее, чем принято считать. Иногда депрессия маскируется под другие болезни, и, прежде чем поставить правильный диагноз, врачу приходится перебирать одну гипотезу за другой.

Вспомните бабушек в трамвае, которые просыпаются ни свет ни заря и отправляются в общественный транспорт – без определенной цели, зато в очень плохом настроении. Они цепляются ко всем вокруг с нравоучениями и руганью, а уж если удается спровоцировать полноценный конфликт – это для пожилой особы настоящий праздник. Сварливость, склочность, желание критиковать всех и вся, категорическое несогласие с любым событием в жизни (от творческой деятельности Ольги Бузовой до снега за окном) принято считать проявлением «сложного характера» и «старости». На самом деле это не всегда так.

Раздражительность, а порой и ненависть ко всему сущему, может быть проявлением дисфории при депрессии, и связано это с недостатком серотонина в мозге (в то время как вечно тихие и печальные «ослики Иа» – это, как правило, пациенты с преимущественным дефицитом дофамина).

— Ухудшение памяти и внимания

Эта проблема часто возникает у пожилых. Забывчивость, снижение повседневной активности, нежелание узнавать новости обычно списывается на «старческий маразм» и преподносится с пессимистичным заявлением: «Ну а что вы хотите, возраст».

Нередко такое случается после тяжелой болезни, которая вдруг настигла пожилого человека. Это может быть перенесенный инсульт, инфаркт или недавно выявленное онкологическое заболевание. И вот пенсионер, который еще недавно был бодр и полон скромных планов по облагораживанию своей дачи, надеялся пройти ежегодный осмотр в поликлинике, вдруг теряет интерес ко всему, вплоть до элементарных бытовых дел: перестает принимать душ, забывает поесть, не понимает, какие таблетки должен принять. Детальное обследование у невролога помогает отличить истинное снижение памяти от депрессии. Последнюю лечить куда легче и эффективнее: одна-две нехитрых таблетки плюс немного внимания близких творят чудеса и быстро позволяют вернуть личность человека буквально из небытия.

И снова вспомним бабушек из трамвая. Почему они встают так рано, если им все равно не нужно на работу? Конечно, у пожилых людей снижена потребность в ночном сне, иногда до 4–5 часов. Однако это не единственная причина ранних пробуждений.

Если человек просыпается каждое утро с тревожными мыслями, начинает обдумывать возможные негативные жизненные сценарии, которые, возможно, никогда не произойдут, или строить в голове бесконечные диалоги с обидчиками, дело может быть в депрессии. Нарушение глубины сна и его продолжительности – обычное дело при депрессивных состояниях.

Нормально испытывать чувство вины из-за того, что вы случайно обидели человека. Однако если вина приобретает колоссальные масштабы и надолго преобладает над остальными эмоциями, дело плохо. Мать, которая чувствует себя виноватой перед ребенком, потому что каждое утро отводит его в садик, чтобы пойти на работу, и которой одновременно совестно перед начальником, что она слишком часто вспоминает о своем малыше, возможно, находится в депрессии. Мужчина, который чувствует вину перед родителями, женой, детьми, друзьями и немного – перед всем человечеством в целом, вероятно, также имеет проблемы с нейромедиаторным обменом в мозге.

Непонятные боли, с которыми пациент обошел всех врачей, но так и не нашел их причины. Неопределенный дискомфорт, ощущение постоянной усталости без видимых причин и полное отсутствие жизненных сил. Странные головные боли, причину которых доктор не находит ни после осмотра, ни на МРТ. Все это может быть «телесными» проявлениями депрессии.

Иногда депрессия маскируется за обострением хронического заболевания, например гастрита.

Важным «маячком» является несоответствие картины, которая обнаруживается после обследования, и субъективных ощущений пациента. Если на гастроскопии найдется неопасный катаральный гастрит, а пациент ощущает ужасный дискомфорт днем и ночью, пребывает в уверенности, что хуже его заболевания нет ничего и проявления его нехитрого недуга сопоставимы по апокалиптичности с концом света, это может быть депрессивное расстройство.

Проявления депрессии не всегда укладываются в классическую схему и зачастую не осознаются пациентом: ему сложно представить, что это не мир вокруг стал каким-то серым и враждебным, это его мозг транслирует искаженную картину и нуждается в бережной «перенастройке.

забыл зачем пришел в комнату. Смотреть фото забыл зачем пришел в комнату. Смотреть картинку забыл зачем пришел в комнату. Картинка про забыл зачем пришел в комнату. Фото забыл зачем пришел в комнату

Сколько видов памяти Вы знаете?

Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Давайте начнëм. Виды памяти:

Имплицитная, или «скрытая память»
Данный тип памяти неосознаваемый, он обеспечивает использование информации, полученной на основе прошлого и неосознаваемого опыта.

Процедурная память входит в «состав» имплицитной. Включает, в том числе, и память на движения, тоесть мышечную память.

Эксплоцитная память подразумевает под собой осознанное использование. Еë используют в течении дня, например, вспоминая событие из прошлого.
Еë структура состоит из 2 подсистем:

Эпизодическая.
События из жизни, которые происходили с человеком или вокруг него. Даëт возможность ментально путешествовать к событиям.

Семантическая
Касается общих мировых знаний (факты, идеи, смыслы, понятия), которые могут быть сформулированы.

Рабочая или оперативная память— это когнитивная система ограниченной емкости, обеспечивающая временное хранение информации, доступной для непосредственной обработки. Работа оперативной памяти необходима для проведения рассуждений, для текущей мыслительной деятельности, например, для решения логической задачи или осознания сложной информации, и руководства при принятии решений и поведении.

Иконической памяти. Так называется сенсорная память, в которую поступает и сохраняется стимульная визуальная информация, отфильтрованная и агрегированная зрительной системой. При этом зрительная система человека формирует и обрабатывает поток информации в 10 миллионов бит в секунду.

Эхоической памяти. Она сохраняет стимульную звуковую информацию, поступающую через слуховую сенсорную систему из органов слуха.

Тактильной памяти.
Тактильная память регистрирует стимульную информацию, поступающую через соматосенсорную систему.

Вкусовой сенсорной памяти.
Вкусовая сенсорная память регистрирует стимульную информацию вкусовых раздражителей, поступающую через вкусовую сенсорную систему.

Обонятельной сенсорной памяти.
Она регистрирует запаховую стимульную информацию, поступающую через обонятельную сенсорную систему.

Эйдетической памяти. Это долговременная память на сенсорную информацию.

Долговременная память
В отличии от сенсорной и кратковременной памяти, объекты долговременной памяти непосредственно не доступны сознанию, то есть эта память является частью подсознания. Сенсорная и кратковременная память имеют жестко ограниченную ёмкость и время хранения, информация в них остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить, за счет повторения, телефонный номер долгие годы.

И это ещë не всë.
Также выделяют :

Социальную память. Это память социальных связей: знание отличительных черт индивида, его характера, а также социального положения.

Топографическая память.
Её также часто называют пространственной. В основном они хорошо помнят топографию пространства своих жилищ, родственников, друзей, окрестности, где они живут, места отдыха, игр, прогулок, путешествий и т. д., с самого раннего детства. Хорошо запоминают топографические характеристики мест, в которых бывают и дорог, по которым перемещаются.

Ещë есть проспективная память, направленная на намерения и будущие действия.

Также есть непроизвольная память, эмоциональная, образная и болевая.

На стыке между эпизодической и семантической памятью выделяют автобиографическую память, включающую в себя черты обоих.

Но также не стоит забывать о ложной памяти, или парамнезии. В ней может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных событий и вымышленных, стирается нарушением и качественным извращением памяти.

Есть несколько видов ложной памяти:

Также есть ложные, внушëнные воспоминания.

Память играет важную роль в обучении, сознании и самоиндификации, прогнозировании и воображении несуществующего. Вероятно, этот процесс и процесс обучения являются очень интересной процедурой
«Нарезки» и «перетасовки» фрагментов воспоминаний.

А теперь попробуйте вспомнить те виды и типы памяти, о которых было написано. Если получится больше 10, то это повод гордиться)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *