зачем автор противопоставляет андрия и остапа
Смысл противопоставления Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба»
Тем не менее, несмотря на выраженное внешнее сходство, характеры братьев, их поведение можно назвать диаметрально противоположными. Первые признаки различия проявились еще во время обучения сыновей Тараса Бульбы в бурсе. Остапу трудно давался процесс получения знаний, он не хотел и не мог учиться, даже несколько раз закапывал свой букварь. Лишь постоянные угрозы отца заставили его, несмотря на явное неприятие образования, остаться в бурсе. Но при этом у Остап имел и свои достоинства: он был прекрасным товарищем, никогда не сваливал своей вины на окружающих, покорно принимал заслуженное наказание.
Андрий, в отличие от брата, был изворотливым и хитрым. Он всегда увиливал от заслуженной порки, учился очень легко, охотно. Объединяло братьев стремление как можно скорее закончить обучение и принять участие в предстоящих битвах, совершив немало подвигов.
Остап — «классический» воин, боец, надежный и верный друг По характеру он спокоен, иногда излишне молчалив, рассудителен. Он стремится продолжать старинные традиции, чтит своих предков. Проблемы нравственного выбора для него не существует — Остап никогда не колеблется между личными эмоциями и долгом перед Отечеством. Его с уверенностью можно назвать цельной натурой. Являясь воином по своей природе, он безоговорочно принимает нравы и быт Запорожья, нравственные принципы и высокие идеалы своих боевых товарищей. Почтительное отношение к старшим по возрасту и званию у Остапа не переходит в чрезмерную угодливость, подхалимаж. Он может и хочет проявить собственную инициативу, но при этом уважает и мнение окружающих, прислушивается к нему. Но для Остапа имеет значение только мнение «братьев по оружию» — иноземцы и иноверцы остаются для него чужими, ничего не значащими людьми, пожалуй, не имеющими даже права на равное с ним существование.
Мир Остапа прост и понятен — в нем существуют друзья и враги, все люди четко подразделяются на «чужих» и «своих». Политикой он не интересуется, ему чужды хитросплетения дипломатических интриг, поскольку он — истинный воин, отважный, прямодушный. Его характер полностью сформирован, словно высечен скульптором из единой глыбы мрамора. Именно поэтому дальнейшее нравственное развитие, совершенствование души для Остапа стало невозожным.
Второй персонаж — Андрий — показан Гоголем в противопоставлении с Остапом. Несмотря на то, что Остап и Андрий были родными братьями, их характеры полностью противоположны. Остапа можно назвать выходцем из «героической эпохи», прямолинейным и при этом достаточно примитивным. Андрий же — продукт более поздней цивилизации, он обладает гибкостью, некоторой утонченностью, интересуется политическими новостями, торговлей и другими вещами, не имеющими непосредственного отношения к происходящим сражениям. Андрий чутко воспринимает чужую культуру, у него есть зачатки художественного вкуса, способности к пониманию искусства. При этом как воин он не слабее своего брата Остапа — Андрий также проявляет отвагу и смелость в бою. Но при этом он способен абстрагироваться от реальных событий, сделать самостоятельный выбор в сложной ситуации. Повинуясь охватившей его ослепляющей страсти, Андрий переходит во вражеский стан, но при этом он не просто «продается» иноверцам — он хочет сражаться не за абстрактную «Отчизну», а за свое, личное счастье, которое будет немыслимым без любимой женщины. Андрий не хочет участвовать в сражении только потому, что его предки передали ему определенные традиции, духовное наследство — ему необходимо сделать собственные выводы из происходящих событий.
Несчастьем Андрия, впоследствии ставшим причиной его гибели, стала встреча с молодой польской девушкой, которую он впервые увидел в Киеве. По воле судьбы его любимая оказалась в городе, осажденном казаками. Встретившись с ней ночью, Андрий понял, что без нее не сможет жить. Он восклицает: «Нету меня никого! Никого, никого! Отчизна моя — ты. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну. ».
Смысл противопоставления Остапа и Андрия
в повести «Тарас Бульба»
(урок литературы в 7 классе)
Цель урока: Сравнить образы Остапа и Андрия
1. Раскрыть образы Остапа и Андрия; обучить сопоставительной характеристике; формировать навык анализа эпизода.
2. Развивать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героев; прививать интерес к поисковой работе.
3. Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала
Технология: технология критического мышления
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение великого произведения XIX века – повесть «Тарас Бульба». Продолжая начатый разговор о семье Тараса Бульбы, о времени, в котором разворачивается действие, мы с вами будем говорить о сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Тема нашего урока – «Смысл противопоставления Остапа и Андрия».
Какая цель нашего урока? Чему мы должны сегодня научиться?
(Ребята высказывают свои предположения)
— Мы будем учиться сопоставительной характеристике героев, выясним, с какой целью Гоголь создаёт противоречивые образы Остапа и Андрия.
Эпиграфом урока мы возьмём слова «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу»!
— Как вы понимаете смысл данного высказывания? Как эпиграф связан с темой урока? (Мнение детей)
— В чём своеобразие повести? (В повести рассказывается о мужественной борьбе казаков против польской шляхты и католической веры, раскрывается тема патриотизма).
— Какую ещё проблему рассматривает автор в своей повести? Каким образом? (Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия).
— Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия?
На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А сейчас я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия. Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос.
— С чего начинается повесть? (С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища).
— Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик.(Крепкие, повзрослевшие. Остап более мужественный и суровый, а Андрий более красивый и нежный).
— Как Тарас встречает сыновей. Какую оценку он даёт в первые минуты Остапу? Андрию? Как сыновья отвечают на насмешки отца?
Чтение отрывка повести «Учёба в бурсе».
— Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах? (Ответы учащихся)
— Назовите черты характера Остапа и Андрия. (Ответы учащихся записываются в тетрадь).
— Как ведут себя в бою Остап и Андрий? Прочитайте первый бой братьев. (чтение).
— Как братья проявили себя?
— Что было смыслом жизни для Остапа? Для Андрия? (Для Остапа – война, а для Андрия – любовь).
— Мы знаем, что первым погиб Андрий, но мы сначала проанализируем гибель Остапа. Я прочитаю сцену гибели Остапа, а вы приготовьтесь ответить на вопросы (чтение учителем сцены гибели Остапа).
— Какие качества Остапа сказались в его последний час?
— Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова?
— Каковы последние слова Остапа?
— Почему он не проявил слабость?
— Можем ли мы понять его чувства?
— Как умирает Андрий?
Сопоставление Остапа и Андрия имеет в повести глубокий социально-философский и художественный смысл. Гоголь переосмысливает библейский мотив.
Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи?
Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»
— Вернёмся к нашему эпиграфу. Изменилось ли ваше отношение к сказанному в начале урока.
— Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести?
(Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства).
— Какой смысл противопоставления Остапа и Андрия?
— Таким образом, эпическое единство образа Тараса Бульбы раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия — идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога. Настоящей трагедией для Тараса Бульбы стало появление сына во главе вражеского полка. Это было страшным позором, предательством по отношению к Отчизне, заветам предков, всему казачьему войску. Не случайно убийство сына-предателя стало для Тараса долгом перед товарищами, очищением от позора — он не мог вытерпеть надругательства надо всем, что было ему дорого.
Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, прочий — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрей, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной.
Подготовиться к классному сочинению по повести «Тарас Бульба»:
«Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».
Конспект по русской литературе для 7 класса «Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа и Андрия»
Выбранный для просмотра документ Гоголь Н.В. Урок 7 класс.docx
Слюнкова Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №1 города Армавира Краснодарского края.
Урок литературы в 7 классе.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа и Андрия.
— обучение сопоставительному анализу литературных героев;
— развитие навыков и умений выделять главное, умение разрешать проблемные вопросы;
— формирование нравственной позиции по отношению к поступкам литературных героев.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Пусть твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота.
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места.
— Мы продолжаем рассматривать повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сегодня мы обратимся к образам Остапа и Андрия, выясним, в чём смысл противопоставления этих двух литературных героев, какое отношение к ним сложилось у вас, актуальны ли проблемы, выявленные при внимательном рассмотрении образов братьев, в наше время.
— Мы говорили о том, какой отпечаток наложили нравы того жестокого времени на характер, мировоззрение Тараса Бульбы. Повлияла ли эпоха на характеры Остапа и Андрия? При каких обстоятельствах мы встречаемся с братьями? Каково первое впечатление от Остапа и Андрия? Что у них общего? (В первый раз на страницах повести мы встречаемся с братьями во время их приезда домой. Оба комично выглядят в нелепых одеяниях. В сцене отъезда их красота и удаль подчёркивается богатым «козацким» снаряжением.)
— Чем отличались Остап и Андрий друг от друга в бурсе? (Остап – человек массы, толпы, целиком вписывается в среду, «лучший товарищ». Андрий – предводитель, изобретатель, умеет уйти от наказания, наделён воображением, чувствами, а не мужеством, смелостью.) (Слайд 3)
— Как вели себя Остап и Андрий в Запорожской Сечи и в боевых походах?
— Какие чувства у вас вызывают эти герои?
Заполните таблицу «Черты характера Остапа и Андрия» (Слайды 4-5)
Чувствительный, открытый для окружающего мира
Ясный ум, сильная воля, честность, мужество
Безрассудная храбрость, хитрость, изворотливость
Патриотизм, ненависть к врагу, героизм
– Какую судьбу выбрали для себя Остап и Андрий? По какому пути пошли? (Путь Остапа – путь верного воина Сечи, путь Андрия – судьба отказавщшегося от Сечи ради страсти.) (Слайд 6)
— Насколько однозначна оценка поведения Андрия как предательства в повести?
-Как Тарас Бульба воспринимает поступок Андрия?
Понять Бульбу поможет его речь перед запорожцами о товариществе. Найдите в речи ключевые выражения, объясняющие особенности сознания запорожцев. («Всё пропало», «…остались мы, сирые», «…так же, как и мы, земля наша…», «вот в какое время подали руку, товарищи, на братство». «Вот на чём стоит наше товарищество!») (Слайд 7)
Эпиграфом к уроку выбраны слова из песни:
Пусть твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота.
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места.
— Как вы понимаете эти слова? Кому из героев повести они близки? Чьим жизненным кредо они могли бы быть?
— Отец не простил отступника. А как вы считаете, мать могла бы понять своего сына?
— Найдите слова Андрия, когда он принимает решение остаться с прекрасной полячкой. (А что мне отец, товарищи и отчизна. Так если так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого. »)
Он отрекается от своей семьи, от матери, которая любила его без памяти.
-Чьё имя он повторяет перед смертью? («Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как они произносил имя прекрасной полячки»)
— К чему стремится Андрий всю свою жизнь? Почему такая печальная судьба у этого юноши?
— Что вкладываете вы в понятие «Родина»? (Слайд 8)
У Евгения Носова есть рассказ «Малая родина». Послушайте отрывок из этого произведения:
«Вот пишут: малая родина… Но что это такое? Где её границы?
По-моему, малая родина – это окоём нашего детства.
Разумеется, у каждого человека – своя малая родина, и её приметы тоже разные».
Но небесный ветер подхватывает мальчонку, и он летит. «Малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения!»
-В чём же смысл противопоставления Остапа и Андрия?
-Как вы считаете, что сам Гоголь вкладывает в это противопоставление? На чьей стороне его симпатии?
Вот что писал Н.В.Гоголь в письме А.С.Данилевскому в 1844 году, спустя 2 года после написания «Тараса Бульбы»: «Все наслаждения наши заключены в пожертвованиях. Счастье на земле начинается только тогда для человека, когда он, позабыв о себе, начинает жить для других…» (Слайд 9) Попробуйте продолжить слова Гоголя.
Итак, противопоставляя друг другу Остапа и Андрия, Гоголь определяет, что важнее всего для человека. Он не умаляет значения любви к женщине, желания познать новое, но, когда человек теряет чувство родины, он теряет себя. Эта проблема актуальна для человека во все времена. Не случайно «Тарас Бульба» стал настольной книгой царских княжон и цесаревича. Их наставник В.П.Петров преподавал эту повесть как одно из главных произведений русской литературы.
Домашнее задание. Сочинение-рассуждение «В чём смысл противопоставления Остапа и Андрия?»
Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я.
Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М. Русское слово. 2009
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия призвана продемонстрировать два разных психологических типа, навести читателя на мысли о таких понятиях, как патриотизм, отечество и любовь. Сочинение на данную тему входит в обязательную школьную программу, начиная уже с 7 класса школьники пишут работы по темам, затронутым в произведении.
В статье будут проанализированы черты характера обоих братьев и показано, как убеждения и чувства повлияли на их судьбу. План анализа простой, берётся какой-то жизненный аспект и после поочерёдно рассматриваются оба героя. Для удобства сравнения из приведённых фактов может быть создана таблица.
Повесть «Тарас Бульба» Николая Васильевича Гоголя, ставшая классикой русской литературы, увидела свет в 1835 г. Благодаря личному жизненному опыту, а также хорошему знанию истории и традиций казаков, Н. В. Гоголь создал в своём произведении живые и яркие образы главных героев. Жизнь литературных персонажей протекает в окружении, которое достаточно полно отражает реалии той эпохи.
Сходства и различия Остапа и Андрия
Несмотря на то, что они были братьями и воспитывались в одной семье, вели себя Остап и Андрий совершенно по-разному, имели только внешние сходства. Отношения в родительском доме трудно было назвать идеальными.
Мать очень любила своих сыновей и слишком сильно пеклась о них, по мнению своего мужа. Тарас же мечтал, чтобы они оба пошли по его стопам и стали настоящими казаками: совершенствовались в военном ремесле, ценили свободу, защищали веру и родину.
Внешность
Портрет Остапа: старший сын Бульбы – крепко сложенный молодой человек. Автор описывает его лицо такими эпитетами, как «суровое» и «сильное». На момент начала повествования возраст Остапа составляется 22 года.
Сын Тараса – полноценный член казачьего боевого братства, всем своим видом выдаёт в себе храброго воина. Носил на голове оселедец.
Младший сын Андрий также обладает хорошим здоровьем, высок и красив. Носил усы и чуб, подобно большинству казаков, цвет волос – чёрный. Ему около 20 лет.
По возвращении из Бурсы был одет в красный кафтан, мешковатые штаны на золочёном поясе и красные сапоги с серебряными подковами.
Внешность обоих персонажей претерпевает некоторые изменения по ходу повести. Если вначале нам рассказывают о двух молодых парнях, у которых ещё только недавно появился пух на щеках, то ближе к концу перед взором читателя предстают суровые казаки, одни из лучших воинов той эпохи.
Обучение в семинарии
Братья родились в состоятельной семье. Их мать была довольно богата, по словам Андрия, даже муж не знал обо всём, чем она владела. Тарас занимал одну из высших ступеней в иерархии казачьего войска и был атаманом. Так что они у них нашлись деньги, чтобы отправить сыновей учиться в польскую семинарию.
Учёба у Остапа началась плохо, чего нельзя сказать о его брате, успеваемость которого была на высоте. Старший сын Бульбы сбегал из семинарии, нарушал порядок в учебном заведении. Наказания за свои выходки принимал стойко, терпел удары и друзей не сдавал. Узнав о его поведении, Тарас отругал его и пригрозил монастырём, после этого Остап стал относиться к учёбе как подобает и успешно завершил обучение.
Андрий проявлял интерес к наукам, учился легко, без напряжения. В компании друзей любил верховодить. Здесь проявились его хитрость и приспосабливаемость. Умело уходил от ответственности за свои шалости.
Отношение к товарищам
На страницах произведения мы видим, как Остап проникся духом казацкого товарищества. Наравне со своим отцом считал, что предательство – самое гнусное деяние, которое только можно совершить. В своём отношении к друзьям и братьям по оружию Остап являет нам пример настоящего казака. Он не стремится руководить и манипулировать другими людьми, в высказываниях прямолинеен и честен.
Андрий был импульсивен, нередко пускался на авантюры вместе с товарищами, но иногда напротив стремился отгородиться от них и побыть один. В его жизни гораздо большее значение стала приобретать чувственная любовь к женщинам. В итоге он предаёт своих товарищей, родину и отца из-за любви к польской аристократке.
Поведение братьев в бою
Разность характеров также ярко проявляется на поле битвы. Остап ведёт себя как опытный воин, он имеет все шансы стать следующим атаманом казаков. Он рассудителен, действует хладнокровно и обдуманно, способен найти выход в критической ситуации.
Совсем другое дело – его брат. Андрий опьянён битвой, скачет напролом через гущу врагов (бывших товарищей), разя их направо и налево. Вперёд его движет страсть к возлюбленной и, возможно, отчаяние от осознания своего положения. Даже перед смертью от рук отца его мысли находятся там, рядом с ней.
Любовь в жизни героев романа «Тарас Бульба»
Остап равнодушен к женщинам, не придаёт им большого значение. Его любовь направлена в первую очередь на народ и родную землю. Именно отчизна занимает в его душе первое место, и выбор между чувствами и долгом для него – дело решённое, подобных дилемм на протяжении повести в его жизни не возникает.
Потребность в женской любви Андрий ощутил в 18 лет. После встречи с панночкой любовь к ней начинает вытеснять из его сердца другие чувства, приводя его в итоге к предательству и смерти.
Кроме этого Андрий всегда отличался большей эмоциональностью, о чём говорят многие его поступки. При внимательном прочтении истории можно заметить, что в нём явственно проявляется способность к состраданию, несвойственная остальным казакам.
Смерть братьев
Остап попал в плен к врагам, которые его пытали и затем публично казнили. Испытывая нестерпимую физическую боль, он не предаёт братьев по оружию и остаётся верен родине.
Перед смертью он зовёт своего отца, чтобы тот своим присутствием укрепил его.
Андрий погибает от рук Тараса, поскольку тот не мог простить сыну предательства и хотел смыть позор с себя и своей семьи.
Смысл противопоставления Остапа и Андрия
Довольно чёткое описание характеров братьев дают их имена. Остап означает устойчивый, постоянный, а Андрий – мужественный, храбрый, что соответствует их характерам.
Братья противопоставляются, чтобы продемонстрировать читателю правильное отношение к родине. Любовь к отечеству должна быть выше, чем страсть к женщине, насколько бы сильной она не была.
Отношение автора и отца к Остапу и Андрию
Если говорить кратко, история, написанная Гоголем — это прославление патриотизма и героизма запорожских казаков. Воплощением этих идеалов является образ старшего брата. При этом автор не сводит всё к формуле: Остап – хороший, а Андрий – плохой.
Наоборот, он с уважением описывает трагические судьбы обоих героев, но общий тон повествования при этом однозначно даёт понять, на чьей стороне симпатии Гоголя.
Урок литературы на тему «Смысл противопоставления Остапа и Андрия»
Технологическая карта урока № 22
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя.
Урок открытия новых знаний.
1) продолжить работу над характеристикой героев повести; помочь ученикам выявить основную идею повести, ее патриотический пафос; углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении;
2)формировать мотивацию к изучению литературы;
3) развивать навыки анализа текста художественного произведения.
Уметь осуществлять анализ эпического произведения, составлять простой план
Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками
Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
литературный герой, пейзаж
Беседа по вопросам, викторина, анализ эпизода
Учебник, рабочая тетрадь, печатные карточки.
Подготовка учащихся к усвоению материала
мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний.
— Пересказ понравившегося эпизода повести или устное сообщение о Тарасе Бульбе
Закрепление первичных знаний
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
3.Сообщение темы, целей урока.
4. Викторина по содержанию повести «Тарас Бульба»
5.Беседа по образной системе произведения.
— Каковы ваши впечатления от героев- братьев?
— Как проявились характеры братьев в семинарии?
— Как проявляют себя братья в Сечи?
— Какие качества проявляют братья в бою?
— Какие события являются ключевыми в судьбах братьев?
— Оправдались ли слова Тараса о сыновьях?
— Каковы судьбы Остапа и Андрия?
— Почему Андрий скучал во время бездействия под Дубно?
— Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну ( глава 5)
— Что объединяет Андрия с Сечью?
— Почему Тарас отдает предпочтение Остапу, несмотря на храбрость братьев?
— Почему Андрий идет в осажденный город?
— Как этот поступок повлиял на его судьбу?
— Что более всего Андрия поразило в осажденном городе?
— Почему Андрий изменил своей Отчизне?
— Каково ваше отношение к его поступку?
6. Работа в группах.
— Подготовьте выразительное чтение эпизодов, где автор говорит о вере, товариществе, патриотизме, вольности и прокомментируйте их.
— Почему породниться по душе, а не по крови может только один человек?
— Почему Тарас Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?
— Каково влияние речи Тараса на запорожцев?
— Каковы последние слова погибающих казаков?
— Какие черты Тараса вы находите определяющими?
— Когда вы восхищаетесь Тарасом, а когда он кажется жестоким, страшным?
— Как вы понимаете заключительные строки повести?
7. Роль пейзажа в повести.
— Что такое пейзаж? Какова его роль в произведении?
— Зачитайте описание пейзажа в повести
( описание степи, картина Днепра, июльской ночи)
— Почему описание природы используется при описании казаков, а при описании поляков не используется?
— Приведите примеры тропов, встречающихся в повести.
8. Подготовка к написанию классного сочинения.
1) Авторская оценка образа Тараса Бульбы
2) Смысл противопоставления братьев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Авторская оценка образа Тараса Бульбы
— Кто является главным героем повести Гоголя?
— Какие качества воплощены в образе Тараса Бульбы? ( лучшие качества эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков)
— Какие качества Тарас ценил в людях? ( мужество, стойкость, преданность идеалам Сечи)
— Что дает Тарасу перевес над другими казаками? ( жизненный опыт, умение управлять войском, ненависть к полякам)
— Как раскрывается характер героя в трагическом конфликте с младшим сыном Андрием? ( Мы видим, что жестокость Тараса обусловлена законами военного времени)
— Почему он не чувствует жалости к сыну- предателю? ( Он предал, совершил самый тяжкий грех и был достоин только смерти)
— Как Тарас совершает свой суровый приговор? ( Убивает сына со словами : «Я тебя породил, я тебя и убью!)
— Что чувствовал герой, наблюдая за казнью сына? ( Ничем не выдал своего страшного напряжения, тихо приговаривал : «Добре, сынку, добре»)
— Что воплощает в себе образ Тараса Бульбы? ( удаль и размах народной жизни, стремление к свободе)
Эпиграф: «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый 15 век на полукочующем углу Европы…» Н.В. Гоголь
-Что узнал о себе герой после трех дней, проведенных на свободе?
— Почему погиб Мцыри?
— Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадежностью?
Смысл противопоставления братьев в повести «Тарас Бульба»
— Что Гоголь прославляет в повести? ( героизм русских людей)
— Что показывает писатель на примере семьи Тараса Бульбы? ( нравы и обычаи запорожского казачества тех лет)
— Почему Тарас отдает детей в гимназию? ( хочет, чтобы они выросли сильными и смелыми, считает, что дома под боком матери из них не выйдет хороших казаков)
— Как братья относились к учебе?
— В чем проявляется цельность их характера? ( У Остапа- отношение к ратному делу, у Анд рия- в любви к прекрасной полячке)
— Каково отношение братьев к ратному делу? В чем проявлялось сходство и различие?
— Что сгубило младшего сына Тараса Бульбы?
— Как Гоголь относится к братьям? ( с любовью, с симпатией)
— Почему герои повести воспринимаются как былинные богатыри?
Эпиграф: «Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу» Н.В. Гоголь