зачем беречь воду для детей
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»
Щепкина Татьяна Викторовна
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»
«Почему надо беречь воду?»
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях.
Цель: Закрепить знания о значении воды в жизни всего живого. Совершенствовать знания о роли воды в природе и ее свойствах. Систематизировать и углублять представление о воде, как факторе экологического благополучия.
Уважаемые родители, дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?
Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.
3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность. Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Родители в силах помочь ребёнку проделать несложные опыты,например:
Опыт 1. Какая вода?
Вода приобретает вкус, меняет цвет и запах, если в неё что-то добавляем. Проведите несколько опытов: добавьте в воду дольку лимона и вода приобретёт вкус и запах лимона. А если добавим варенье, то вода приобретёт его цвет. Можно добавить обычную акварельную краску.
Можно добавить сахар, соль и всё что пожелаете.
Вывод: Вода без запаха, без цвета, без вкуса.
«Вода – жидкая, может течь» Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт 2. Почему надо беречь воду?
Рассмотрите глобус или карту мира. Спросите ребёнка: «Какого цвета больше всего на глобусе? Что показывает синий цвет?». Выяснили, что воды на планете Земля много и значит не о чем беспокоиться. Но, оказывается, что воды много морской, а пресной мало. Морская вода не пригодна для питья, потому что она солёная. Опытным путём, вместе с детьми выясните, что солёная вода действительно непригодна для питья и воду пресную надо беречь.
В воду насыпать морскую соль 3 ложки, размешать. Попробовать, сделать вывод, что она невкусная. Можно опустить в эту воду сырое яйцо. Оно всплывёт. Значит, вода морская стала тяжёлой и она опасна для жизни человека. Опустите это же яйцо в обычную воду, оно опустится на дно. Пресная вода легче, чем морская и она не имеет опасных примесей для человека.
Вывод: Объясните детям, что пресную воду надо беречь.Она нужна всем: людям, животным, растениям. А чтобы сберечь пресную воду – надо закрывать вовремя кран с водой, нельзя засорять реки и озёра, так как они являются источниками пресной воды.
НОД по экологии «Почему воду нужно беречь?» Задачи: 1. Познакомить детей с процессом очистки воды в промышленных масштабах. 2. Научить детей изготавливать простейший фильтр для воды.
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.
Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.
«Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами. Цели и задачи: показать, что воздух есть вокруг нас, в воде, что мы дышим воздухом.
Почему говорят «Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельность Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Объяснить смысл выражения «Как с гуся вода». Оборудование: Перья.
Работа с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельность Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: • Вовлечение детей.
Экспериментальная деятельность «Почему взлетает ракета?» Провели с детьми интересный эксперимент, после возникшего вопроса: «Почему ракета взлетает?» Все получилось спонтанно, но интересно. Да.
Конспект НОД «Почему воду надо беречь»
Марина Казянина
Конспект НОД «Почему воду надо беречь»
Дать детям представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо. Сформировать четкое представление о воде в жизни. Познакомить с разнообразием свойств. Активизировать словарь детей. Воспитывать бережное относиться к воде
Емкость с чистой водой, с водой из под крана, капли вырезанные из цветной бумаги,коллаж с картинками на темы: Кому нужна вода. Как человек использует воду. Вода в природных явлениях. Стакан с грязной водой из лужи и чистой водой из крана, одноразове стаканчики, фильтр.
Ход занятия:
Воспитатель в костюме капельки
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я КАПЕЛЬКА. Сегодня мы с вами поговорим о воде.
Давайте вместе с вами вспомним, что мы знаем о воде? (Показываем банку с водой) Вспомним какая вода? Жидкая? Мокрая? Прозрачная? Без запаха вкуса? (После каждого ответа вешаем на доску одну капельку) А состоит вода из множества меленьких капелек. Подумаем, где же могут прятаться капельки в нашем детском саду? (Вместе с ребятами вспоминаем, где в детском саду есть вода)
1. В саду мы поливаем растения, чтоб они не засохли и не погибли.
2. Помощники воспитателей, моют посуду, для этого нужна вода.
3. Для стирки нужно так же много воды.
4. В туалете нужна вода, чтобы мыть руки
Где же еще можно встретиться с водой в повседневной жизни?
Ответы детей: в реке в озере, пруду,лужи
А какая вода в этих водоемах?
Дети: Чистая, грязная, пресная, соленая.
Давайте подумаем. Вода из речки течет по трубам и попадает к нам, какая же она?
Посмотрите ребята у меня два стакана с водой. Одинаковая ли вода в этих стаканах?
Какую воду вы бы стали пить, а какую нет?
Правильно. Чистую. Давайте вместе с вами попробуем очистить воду. Для этого сделаем из бумаги воронку, положим в эту воронку специальную ткань, которая отфильтрует всю грязь. Итак, пропускаем грязную воду через воронку. Посмотрите? Что же произошло?
Да, чистая воду нужна так же как и воздух, без нее человек не сможет прожить и дня. А кому еще нужна чистая вода? (Показываем панно)
Ответы детей: Растениям, животным, птицам, рыбам, насекомым.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
И на месте побежали.
Теперь подумаем, а как же человек использует воду? (Показываем панно)
А где мы можем встретить воду в природных явлениях? (Показываем следующее панно)
Воспитатель: Ребята как вы думаете много ли воды на земле и хватит ли ее всем?
Воспитатель: правильно воды на планете много. И в этом можно убедиться посмотрев на карту или глобус. Ребята но не всю воду на планете можно пить. Большая часть воды – соленая та, которая в морях и океанах. А вода которая в реках и озерах пресная вот ее и можно пить, но ее очень мало и мы должны ее беречь, так как вода поит все живое на земле.
Как мы можем сберечь воду?
Воспитатель: Молодцы. Теперь вы поняли, что воду надо беречь, не загрязнять, закрывать краны и включать воду не сильно.
Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Нас учили взрослые, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите,
Ребята, спасибо вам за внимание. Я хочу подарить вам каждому по капельке, которая подарит вам силу, если вы не будете забывать о пользе воды
Воспитатель дает в руки каждому ребенку волшебную капельку.
Беседа «Ради тех, кто познал, что такое блокада, мир хранить и планету беречь надо!» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 Кировского района Санкт-Петербурга Конспект по ознакомлению.
Доклад по самообразованию «Что такое сенсорное воспитание и почему его надо развивать» Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно её важно развивать?» Цель: повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе.
Конспект НОД в старшей группе «Как сделать воду чистой?» Цель: Расширение и уточнение знаний детей о воде и способах ее очистки Задачи: • Продолжать знакомить детей со значением воды в жизни человека.
Проект «Надо ли беречь игрушки?» Название проекта: «Надо ли беречь игрушки?» Актуальность: многие дети не берегут игрушки. Не знают и не понимают как это делать, и для.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Беречь здоровье надо с молоду!» В зал под аудиозапись весёлой музыки входят дети и взрослые, рассаживаются по местам. Ведущий: Здоровье – это самое дорогое, что есть у.
Стенгазета по экологии «Надо природу беречь и любить» Стенгазета по экологии «Надо природу беречь и любить». Доброе время суток, уважаемые коллеги! Наша задача, нас взрослых, учить детей любить.
Выставка детских рисунков к беседе «Ради тех, кто познал, что такое блокада, мир хранить и планету беречь надо!» Цель беседы: Воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости и эмоциональное сопереживание защитникам своего города, которые сражались.
Экологический, познавательно-исследовательский, экспериментальный проект «Почему воду беречь надо» для детей 5–6 лет МУНИЦИПАЛЬНО БЮТЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД №57» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНО.
Экспериментальная деятельность: почему снег превращается в воду? Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Опыты с водой, снегом и льдом» Опытно- экспериментальная.
Проектно-исследовательская работа «Берегите воду»
I. Выбор темы исследования.
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!
II. Цель исследования.
Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.
III. Задачи исследования.
– Проанализировать научную информацию по теме;
– описать причины загрязнения водоемов;
– познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;
– доказать необходимость бережного отношения к воде;
– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
IV. Объект, предмет и база исследования:
Объект исследования: экология;
Предмет исследования: вода – источник жизни;
База исследования: учащиеся, их родители.
V. Гипотеза исследования.
Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!
VI. Методы исследования:
– анализ;
– наблюдение;
– сбор информации из книг, журналов, газет;
– анкетирование;
– сравнение;
– обобщение.
VII. Результаты исследования:
Вода – источник жизни.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
С развитием человечества от самых древних времен до наших дней вода приобретала все большее значение. Сначала она несла на себе первые утлые суденышки. Потом ею начали орошать поля, создали первые примитивные водопроводы. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несет на себе гигантские корабли…
В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.
Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. При концентрации 1 мг/л погибают мелкие планктонные организмы, такие как водоросли, дафнии, коловратки. При концентрации 5 мг/л гибнет рыба. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в водоемы, а оттуда – в водопроводную воду.
Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия проектируются свои очистные сооружения.
Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам. Нормы качества питьевой воды содержаться в специальном документе – Государственном стандарте “Вода питьевая”.
Почему воду надо беречь.
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.
Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, проведя практическое занятие “Как очистить загрязненную воду”, а также, узнав о водоочистных сооружениях в нашем городе (очистные сооружения водопровода и канализации МУП г. Астрахани “Водоканал”) мы провели игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы наших родных, мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других учащихся наших классов и их родителей к данной проблеме.
В опросе участвовало 28 человек: 16 детей и 12 взрослых.
Вопросы | Опасно ли загрязнение воды для человека? | Знаете ли вы о водоочистных сооружениях в нашем городе? | Есть ли у вас в семье собственная система очистки воды? | Должен ли каждый человек беречь воду? | |||||||
Ответы | да | нет | не знаю | да | нет | да | нет | не знаю | да | нет | не знаю |
Взрослые | 12 | 0 | 0 | 8 | 4 | 8 | 4 | 0 | 12 | 0 | 0 |
Дети | 12 | 0 | 4 | 2 | 14 | 9 | 4 | 3 | 15 | 0 | 1 |
Из результатов таблицы мы сделали вывод, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но не все участники опроса знают о водоочистных сооружениях нашего города.
Помимо анкетирования мы разработали классный час на тему: “Почему воду надо беречь”, который провели во 2 “а” и 3 “а” классах, где поделились с учениками результатами своих исследований, рассказали о том, какие меры по охране и очистке воды применяются в нашем городе, чем мы – дети можем помочь в решении данной проблемы.
Классный час “Почему воду нужно беречь?”
Цели: дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.
Ход классного часа
Сообщение темы и целей классного часа.
Учитель. Подводя итоги проектно-исследовательской работы по теме “Берегите воду! ”, сегодня мы проводим классный час по теме “Почему воду нужно беречь?”
Ученик. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Ученик. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.
Ученик. Вода – важное для организма вещество: на 1кг тела коровы – 600 г воды, утки – 700 г воды, у медузы на 100 г тела – 99 г воды. Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.
Учитель. Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, имеют свои цвета. Венера ярко – белая. Это цвет окутывающих облаков. Марс красноватый. Это цвет марсианских песков. Нептун синеватый, это цвет его газов. А наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. А какие-нибудь еще водоемы вы знаете? Мы сейчас это проверим, отгадав загадки и решив кроссворд “Водоем (искусственный и естественный)”
6. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, рама зеленая.
7.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?
8.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется?
9. Искусственное русло, наполненное водой.
10. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу.
1.
Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
3. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.
4. Кругом вода, а с питьем беда.
5.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе:
Узкий кончик – в родничке,
А широкий – в море.
6. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.
По горизонтали: 6. Пруд. 7. Ручей. 8. Озеро. 9. Канал. 10. Залив.
По вертикали: 1. Болото. 3. Океан. 4. Море. 5. Река. 6. Пролив.
В выделенных клетках – слово ВОДОЕМ.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом проползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…
Учитель. Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?
Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.
Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!
Учитель. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!
Ученики. Наверное, вода в речке была грязной.
Учитель. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?
Ученик. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.
Рыбы, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.
Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.
Результаты исследовательской работы.
Учитель. У нас в городе тоже не все благополучно с чистотой водоемов. В реку Волгу сбрасывают отходы производства. Мусор вдоль берегов реки попадает в воду и засоряет ее. Мойка машин около реки вносит свой вклад в загрязнение.
Знакомство с результатами и выводом проведенного анкетирования.
Прослушивание докладов учеников по теме исследования.
Просмотр экологических знаков, показывающих, как нужно беречь воду.
Учитель. А теперь давайте подведем итоги нашего классного часа и сформулируем правила бережного отношения к воде.
Учитель. Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду.
Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни.
Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды!