зачем бузову взяли во мхат
Найден особый путь: почему Ольгу Бузову позвали в спектакль про Сталина
Поющая телеведущая Ольга Бузова из инстадивы превратилась в актрису МХАТа. Ее появление на сцене театра стало настоящей сенсацией. Звезда предстала перед публикой в образе соблазнительницы. Но вовсе не это сделало театральную постановку скандально известной задолго до премьеры. Хоть в центре скандала и Бузова, но спектакль про молодого Сталина. Как представить их вместе?
«Сказать, что мы не думали о хайпе, наверное, значит соврать», откровенно признался художественный руководитель театра Эдуард Бояков. Не отписался и не высказался о главной премьере этого лета только ленивый. Есть мнение, что участие Ольги Бузовой в спектакле про Сталина это неожиданный ответ Западу.
Билетов нет, кассиры разводят руками, а журналисты, будто чтобы еще раз убедиться, пробегают глазами афишу. Все верно, имя Ольги Бузовой на месте. На предпремьерном показе, перед тем как знаменитый занавес с чайкой раздвинется, художественный руководитель театра Эдуард Бояков показывает, что такое мхатовская пауза.
Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького: «Разговоров о Сталине, книг о Сталине, фильмов о Сталине, по моему мнению, очень не хватает».
Первый акт. Сталин появляется сразу, а вот Ольгу Бузову приходится дожидаться. Первое появление, первый смех, первая реплика и первая песня. Между актами журналисты в зале узнают, что о происходящем думает Сергей Безруков. На конкурирующей площадке он благодарит тех работников СМИ, кто не пошел во МХАТ на поклон к Бузовой.
Сергей Безруков: «Произносить фамилию я не буду. Хорошо, что Константин Сергеевич (Станиславский) до этого не дожил».
Многие удивятся, узнав, с чего все начиналось. В 1939 году пьесу «Батум» о молодом Сталине заканчивал Михаил Булгаков. Сначала одобренная, позже она запрещается на самом верху за год до смерти писателя. Именно «Батумом» вдохновляется автор нынешней мхатовской постановки. На этот раз все сошлось: главный спектакль страны, Сталин и Бузова.
Еще Ольга Бузова рекламировала крупную торговую сеть. Ее картонные фигуры в полный рост на фоне овощей, фруктов и бакалеи, видимо, так приглянулись людям, что в итоге покупателям разрешили взять их домой.
Вероятно, во МХАТе решили объединить хороший двигатель торговли (Бузову) с самым, видимо, сейчас дефицитным товаром эпохи Сталиным, которого многим все чаще не хватает и которого на вас нет. В тусовке вдруг вспоминают, что якобы роль, доставшуюся Бузовой, предлагали Лолите, а Иосиф Пригожин рассказывает, что сталинисткой чуть не стала и Валерия.
Иосиф Пригожин, музыкальный продюсер: «Вы знаете, подобные предложения поступают нечасто. В этот раз художественный руководитель МХАТа позвонил и пригласил меня на разговор, предложил сыграть в спектакле „Чудесный грузин“ роль певицы Шанталь. Естественно, Валерия готова была принять участие в этом спектакле, но мы не совпали по графику».
Но если у Валерии и Лолиты не получалось, то один известный актер, музыкант, охотник, танцор, и политик сам просится на сцену, поближе к Сталину.
Владимир Жириновский, глава партии ЛДПР: «Там есть эпизод в спектакле, когда начальник полиции арестовывает молодого Сталина. Эту роль я должен был сыграть и показать, что еще на том этапе нужно было покончить со Сталиным».
С Жириновским было бы еще громче, но и без него информационный шум от соприкосновения двух эпох заполоняет эфиры. Известный журналист Владимир Соловьёв вслушивается в явно не соловьиную трель. «А что, вы прекратили трансляцию мучения домашних животных? Ах, это и было пение Бузовой», удивляется он. Депутат Милонов требует у Бузовой документы театрального вуза.
В спектакле героиня Бузовой, которая, кстати, и по сценарию плохо поет, спасает Сталина от ареста. Но тут уж кому кто больше не нравится. Владимир Жириновский все не может прекратить ругать Иосифа Виссарионовича.
Владимир Жириновский: «Это все было там, Тбилиси, Баку. Это очень тяжелый регион. Там очень тяжелые отношения между мужчинами и женщинами, между детьми и старшими, поэтому надо это показать, откуда этот монстр пришел к нам».
Настал праздник всех антисталинистов, ведь в этих головах Бузова действительно победила «отца народов». Его глухонемой правнук Селим Бенсаад, которому стоит сдвинуть брови, как он сразу становится похож на знаменитого предка, о певице Ольге Бузовой знает. Одобрит ли выбор такой актрисы?
Селим Бенсаад, правнук Иосифа Сталина: «Я знаю эту певицу. Знаю, что она поет под фонограмму. Как она связана со Сталиным, я не знаю, но пускай продолжает свое дело».
Она и продолжает. После спектакля в плотном кольце журналистов Ольга явно чувствует себя звездой вечера и заочно отвечает своим оппонентам Валерии и Лолите.
Ольга Бузова, певица, телеведущая: «Все вдруг вспомнили, что их звали. Всех звали на эту роль и туда, и туда. Может, вас не взяли, потому что вы не подходите? Может, вы мало работаете?»
Скоро, наверное, и Сергей Безруков дождется от Бузовой ответа. Одно несомненно: Россия и здесь нашла свой особый путь, ведь поставил бы пьесу о Сталине современный западный режиссер, там нашлось бы место и черным, и ЛГБТ, а у нас одна белая молодая гетеросексуальная женщина перетянула одеяло, деля его с самим Сталиным.
«Хотели — получили»: сын Газманова объяснил феномен Бузовой во МХАТе
Звезда «Дома-2» исполнила роль кабарешной певицы-шпионки. По сценарию, она работала на Иосифа Сталина.
Фото: ТАСС / Прокофьев Вячеслав
Ольга Бузова на сцене МХАТ имени Горького — символ той свободы, которую ежедневно требуют либералы. Некоторые россияне считают, что им «сложно живется» в условиях мифической цензуры. Но когда указываешь, что в действительности никаких ограничений нет, — вдруг снова начинают вопить. Их жалобы сегодня на Бузову в театре смешны и нелепы. Как и мольбы «вернуть профессионалов» на сцену. Ситуация обыкновенная: за что боролись — на то и напоролись. Так прокомментировал громкий скандал сын народного артиста РФ Олега Газманова Родион.
Родион Газманов вспомнил, как неоднократно становился свидетелем странных ситуаций на сцене. Он видел как Ольга Бузова, исполняя композицию под фонограмму с записанным голосом, собирала миллионы оваций. Но тут же ее сменял прославленный артист, со званием народного или заслуженного, и публика затихала.
«Другие артисты, еще несколько лет назад собиравшие стадионы, уходили со сцены под звук собственных копыт. Смотреть на это страшно!» — вставлял ремарки Родион.
Певец отметил, что нелестно о звезде «Дома-2» высказываются те, кто имеет огромный опыт работы в искусстве и понимает, как сложно добиться цели, или те, кто приложил неимоверные усилия для реализации мечты, но этого так и не случилось. «А чем она заслужила право выступать на сцене легендарного МХАТа?» — рассуждают недооцененные.
«Оправдан ли выход Ольги на театральную арену? Если спектакль соберет зрителя, то оправдан. Если нет, то о ситуации забудут через пару месяцев. Мир подстраивается под голосующего рублем зрителя. И если это вы, то ходите на спектакли, которые вам нравятся и будьте счастливы», — заключил сын прославленного музыканта.
«Бездарная играет бездарную»: почему спектакль с Бузовой обернулся провалом
Этим летом Ольга Бузова стала настоящей сенсацией на сцене МХАТа имени Горького. Она предстала перед публикой в образе роковой соблазнительницы в спектакле «Чудесный грузин» про молодого Сталина. Но спустя несколько месяцев эта трагикомедия подошла к финалу МХАТ перенес показ спектакля с участием Бузовой на неопределенный срок в связи с «плохими продажами билетов». Недолгий театральный роман Бузовой подошел к своему логическому завершению.
Эпатажный блогер Ольга Бузова поет и собирает миллионы. Но можно ли было представить, что она окажется за знаменитым занавесом с чайкой.
Ольга Бузова, телеведущая, певица, блогер: «Мне важно, чтобы это было интересно, чтобы раскрыть мой театральный потенциал как актрисы».
Совсем недолго на сцене легендарного МХАТа сияла звезда Instagram Ольга Бузова. Муза Сталина Белла Шанталь в исполнении Бузовой ушла в творческий отпуск без намека на возвращение. О карьере академической актрисы Бузовой в театре и сейчас ничего не напоминает. Все, что осталось от «Чудесного грузина», это терпкое послевкусие. Актриса требует заплатить неустойку полмиллиона рублей.
Ольга Бузова: «Дело в том, что со мной не выходят на связь, и я буду решать это обстоятельство со свои адвокатом».
На днях в театр пришел новый генеральный директор Владимир Кехман и, сразу засучив рукава, приступил к работе. Он отменил спектакль «Чудесный грузин» прямо накануне осенней премьеры. Почему? Ведь Бузова поделилась с актрисой Ириной Безруковой, что с отведенной ролью «двигателя торговли» вроде справилась.
Ольга Бузова: «Мы отыграли два спектакля 11 и 12 июня на зрителя. Не бело мест, были аншлаги, их перепродавали за 100 тысяч».
Но со спектаклем случилось то, что обычно бывает с контентом в Интернете. Он оказался продуктом скоропортящимся. В ноябре ничего не предвещало июньского аншлага.
Владимир Кехман, новый генеральный директор МХАТа имени М. Горького: «225 билетов на сумму 445 тысяч рублей было продано за два дня до спектакля, поэтому я его снял».
Ольга Бузова: «Господин Кехман написал мне сообщение и сказал, что это только бизнес».
Возвращаясь после своего спектакля, актриса Татьяна Васильева с экрана мобильника смотрит спектакль «Чудесный грузин». Какая из Бузовой вышла роковая искусительница молодого Сталина?
Татьяна Васильева, актриса театра и кино, народная артистка России: «Когда бездарная играет бездарную, это сумасшедший дом».
Есть и еще одна версия якобы режиссер делал ставку на естественность, а Бузова решила «сыграть». Итог в этом театре переигрывают. Среди тех, кто не прочел мхатовских пауз Бузовой, оказался даже либеральный музыкальный критик Соседов.
Сергей Соседов, музыкальный критик: «Привлечение Бузовой на роль это звонкая пощечина Татьяне Дорониной. Бузова не может быть во МХАТе, потому что этого быть не может никогда».
Кажется, театральный сезон этого спектакля был самым коротким за всю историю МХАТа.
Блеск и нищета МХАТ: скандал с Бузовой раскрыл стыдные тайны русского театра
МХАТ имени Горького оказался в бедственном положении после, казалось бы, успешного спектакля «Чудесный грузин» с Ольгой Бузовой. Попечители отказались от сотрудничества с оскандалившимся театром. На его счетах якобы не осталось средств к существованию.
О том, почему ведущий театр страны обнищал и какую роль в его судьбе сыграла Ольга Бузова, — в материале ForPost.
Опять власть меняется…
МХАТ имени Горького в центр внимания попал в конце октября: Минкульт РФ назначил на должность гендиректора Владимира Кехмана, ранее спасавшего от упадка Новосибирский оперный театр, где показали скандальный «Тангейзер». В этой опере, по мнению РПЦ, использовалась христианская символика — якобы в оскорбительной для верующих форме. На борьбу с ересью и был брошен Кехман.
Прибыв в Москву, кризис-менеджер вновь стал рубить с плеча. Он снял с показа спектакль с участием Ольги Бузовой и начал переговоры по возвращению во МХАТ Татьяны Дорониной, которая, как пишут СМИ, обматерила «Чудесного грузина» с экс-ведущей «Дома-2».
Напомним, сразу после премьеры скандального спектакля народная артистка СССР написала письмо президенту Владимиру Путину. Она попросила главу государства уволить худрука Эдуарда Боякова, который пригласил во МХАТ Бузову. Доронина отметила: если оперативно не решить кадровый вопрос, от горьковского МХАТа «не останется даже воспоминаний».
Театральный критик Марина Тимашева не исключает, что пожелание было услышано.
«Назначая Кехмана, в Минкульте РФ не могли не понимать, что Эдуард (Бояков) вынужден будет уйти. Получается, таким образом они (чиновники Минкульта) вынудили его написать заявление на увольнение. Решения о назначениях, которые провоцируют скандал, у меня вызывают беспокойство. Я считаю, что профессиональные чиновники не должны допускать бесконечного скандала», — сказала ForPost Тимашева.
Бузова и все-все-все
Таким поворотом событий была удивлена и Ольга Бузова — она лишилась работы в театре. При этом к спектаклю экс-ведущая «Дома-2» «готовилась круглосуточно» и ради мхатовской сцены отказалась от коммерчески успешных проектов.
« 225 билетов продано — ну как это показывать? При пустом зале, что ли? А денег на продвижение спектакля у нас просто нет. Я ей (Бузовой) написал сразу, чтобы она не обижалась, потому что ничего личного — только бизнес. Есть отчёт кассы, есть факт, только об этом речь», — объяснил отмену «Чудесного грузина» Кехман.
Бузова попросила «не вводить зрителя в заблуждения». Она напомнила Кехману о премьере «Грузина». По словам певицы, спектакль прошёл при аншлаге, которого «в театре не было давно».
«Во МХАТ я не вернусь! Я как человек, который соблюдает закон во всех отношениях, буду решать это обстоятельство уже со своим адвокатом», — заявила певица в эфире НТВ.
По сообщениям СМИ, Ольге Бузовой не заплатили обещанный гонорар в 450 тыс. рублей. Честно заработанные деньги экс-ведущая «Дома 2» планирует отсудить.
Новый гендиректор уже заявил: театр поющей актрисе не должен «ни копейки» в связи с тем, что спектакли отменены и акт выполненных работ не подписан.
Где деньги, Зин?
Некоторые эксперты уверены: в театре не хотят платить гонорар Бузовой, так как на его счетах не осталось денег. Этого не скрывает и Кехман.
«Когда я пришёл в театр 27 (октября), зарплату актёрам платить было нечем. На счету театра было 2 млн рублей. Деньги в начале недели (речь шла о 1 ноября) будут поставлены. У меня нет даже технически подписей, планово-экономического отдела. Комментировать это не хочу. У меня 17 числа (ноября) будет доклад Ольги Борисовне (Ольга Любимова, глава Минкульта РФ). Я не хочу сначала публично всё рассказать, а потом ей, когда все газеты будут всё знать», — заявил он РИА Новости.
И это странно. В прошлом году в театре был создан Совет попечителей, в который вошёл коммерческий директор Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Игорь Кудряшкин.
По данным URA.RU, попечители выделили театру 150 млн рублей. Почему на счетах не осталось денег, осталось загадкой.
«Прежде чем задавать такие вопросы, нужно посчитать количество спектаклей, которые были показаны на мхатовской сцене. Нужно понимать, что масштабный спектакль с участием заслуженных артистов в Москве стоит очень дорого», — уточнила театральный критик Марина Тимашева.
По информации директора фонда «Институт культурной политики» Екатерины Сиркен, во МХАТе состоялось 15 премьер. Были задействованы три сцены, на них ежедневно проходили спектакли и творческие лаборатории.
Получается, что средства расходовались по назначению?
Актриса Яна Поплавская уверена: на этот вопрос должны ответить в Минкульте.
«(Пусть чиновники также ответят на вопрос) почему МХАТ имени Горького находится в тяжёлом финансовом положении. Учреждение культуры получает дотации из бюджета. Если бюджетные средства куда-то утекли, нужно провести расследование. Для этого и существует закон», — сказала ForPost Поплавская.
ForPost обратился за комментарием в пресс-службу Минкульта РФ. На момент публикации ответы на вопросы в редакцию не поступили. В случае получения комментария он обязательно будет опубликован.
Живите богато…
Сами попечители пока не торопятся задавать неудобные вопросы руководству театра. На этой неделе стало известно, что они прекратили работу со МХАТом.
Председатель Совета попечителей Кудряшкин заявил, что «отношения с театром строились на творческой политике, которую формулировал и проводил художественный руководитель театра Эдуард Бояков».
Стоит пояснить, что, работая в Новосибирске, Кехман оказался в центре финансовых скандалов. По сообщениям ряда СМИ, он проводил ни с кем не согласованные дорогостоящие ремонты. Его компании задолжали 20 млн рублей, а сам он не вернул долг в 9 млрд Сберу, пройдя процедуру банкротства.
Экс-глава Минкульта РФ Владимир Мединский называл Кехмана клещом, «которому всё время нужны деньги». Некоторые предположили: попечители не захотели иметь дела с «театральным финансовым паразитом» и поэтому отказались от сотрудничества.
В соцсетях активно обсуждается и другая версия: отказ Кудряшкина работать с Кехманом — это месть театру за отмену спектакля с участием Ольги Бузовой.
Дело в том, что дочь топ-менеджера УГМК — известная в молодёжных кругах певица Настя Кудри очень дружна с Ольгой, они записали совместный трэк. Люди уверены: дочь надавила на отца, и было принято решение оставить обидевший Бузову театр без средств к существованию.
Театральный критик Марина Тимашева просит не искать чёрных кошек в тёмной комнате:
«Совет попечителей был создан благодаря личным связям бывшего худрука МХАТа Эдуарда Боякова. В Совет всегда входят люди, близкие к руководству театра. Если они работали с Бояковым, то с какого перепуга им оставаться при Кехмане? Зачем? Пусть Кехман собирает свой Совет попечителей».
Фактор «Бузова»
Подводя под скандалом жирную черту, многие уверены: только благодаря Бузовой зритель увидел оборотную сторону театрального искусства. Если бы не появление экс-ведущей «Дома-2» на мхатовской сцене, многие проблемы были бы скрыты от постороннего взгляда.
С этой точкой зрения категорически не согласна Марина Тимашева. По её данным, проблемы в ведущем театре страны начались задолго до появления певицы.
Оттенок скандальности театр стал приобретать, когда в кресле худрука находилась Татьяна Доронина. Либеральная общественность, отметила Тимашева, была недовольна её мировоззрением. Поэтому либералы долгое время обвиняли театр в консерватизме, коммунизме, излишнем православии.
С приходом Боякова ситуация в театре изменилась. Теперь Доронина «устами своей свиты стала говорить, что её обманули», что не принимают в театре.
Бояков, напротив, утверждал, что «постоянно умоляет народную артистку СССР вернуться в театр».
«Сама Доронина нигде не выступала. Поэтому мы не знаем, о чём она говорила с Владимиром Путиным, какие письма ему писала. Информация подавалась с чужих слов. Всё это время театр атаковали извне по самым разным основаниям», — рассказала Тимашева.
Несмотря на сложную обстановку, отметила она, Бояков «сделал многое для МХАТа». В театре было немало хороших премьер, в числе успешных — музыкальный проект «Песни советских композиторов».
Профессор, руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной напомнил, что о склочном театре писал ещё Михаил Булгаков, который творил задолго до рождения Ольги Бузовой.
«То, что сейчас происходит во МХАТе, ничем не отличается от того, что происходило в театре ранее. Безусловно, появление Бузовой, ещё одной медийной персоны, усугубило ситуацию. Однако разговоры о том, что она разорила или погубила МХАТ, в корне неверны. Театр нормально живёт, развивается, меняет свою аудиторию, форму. Поэтому спасать русский театр не стоит. Там много чего интересного происходит», — сказал ForPost Куренной.
Он также против экстренного вмешательства Минкульта в дела театральные. Чиновники при проведении кадровой политики «должны быть осмотрительными, внимательными и учитывать мнение творческих коллективов».
Чем закончится конфликт во МХАТе, пока неизвестно.
Скорее всего, народная артистка СССР Татьяна Доронина вернётся в театр. Владимир Кехман уже переговорил с ней по этому поводу. Он надеется представить яркую постановку, которая понравится Дорониной.
На этот раз старая школа оказалась сильней театральных новаций с Бузовой.
«100-процентная победа продюсера и худрука». Что пишут о приглашении Бузовой во МХАТ
Фото: Илья Покалякин/ Коммерсантъ
Телеведущая и певица Ольга Бузова сыграет в спектакле МХАТ «Чудесный грузин» о молодости Иосифа Сталина. Об этом в инстаграме написала сама телеведущая: «Я стала актрисой в самом популярном театре в нашей стране. Я играю и пою в новой постановке во МХАТе имени Горького». В договоре с портала госзакупок говорится, что Бузова сыграет певицу Беллу Шанталь. За шесть репетиций театр заплатит ей 212 766 рублей, за два спектакля (11 и 12 июня) — 234 044 рубля.
Как ситуацию прокомментировали в театре
В разговоре с «Комсомольской правдой» художественный руководитель МХАТ Эдуард Бояков назвал Бузову «феноменом» и рассказал о роли, которую ей предстоит исполнить: «[Шанталь] такая смешная, вызывающая у всех усмешку. Персонаж, который становится шпионкой, Матой Хари — умной, хитрой. Она помогает главному герою, спасает Сталина. И возникает некое чувство, что эта смешная Белла — не такая уж смешная. Как русские юродивые».
«Я не был знаком с Ольгой Бузовой до того, как мы ее позвали на спектакль, но познакомившись, я должен признаться, что она производит впечатление совсем неглупой девушки, знающей, понимающей свои цели», — отметил Бояков в эфире телеканала «Дождь».
Что о приглашении Бузовой во МХАТ думают режиссеры и критики
Иосиф Райхельгауз, главный режиссер театра «Школа современной пьесы»
«Главная задача худрука — привлечь людей в театр. Он всеми возможными способами наполняет огромный театр с многочисленными сценическими площадками и большим залом на 1300 человек. Поэтому там читают стихи, поют советские песни, устраивают фольклорные концерты, читают современные пьесы, приглашают на роли популярных телеведущих — например, Леонида Якубовича, детей из хороших семей — например, Алику Смехову или Алису Гребенщикову, знаменитых артистов — например, Дмитрия Певцова или Николая Мерзликина. Все время происходит нечто, что привлекает внимание зрителей. И поэтому считаю, что ход с Бузовой — 100-процентная победа продюсера и худрука Боякова. Только посмотрите, как отреагировала пресса, как она оживилась!».
Марина Токарева, обозреватель «Новой газеты»
«В этом культовом приглашении на культовую сцену — одновременно дешевка и продажность руководства Боякова. Чудом усидевший в кресле после вала проверок экономической деятельности театра (ну неудобно ответственным назначавшим признавать свои провалы в кадровой политике), он спасает себя из последних сил: то якобы православный спектакль “Лавр”, то апофеоз “молодого Сталина” в премьере с Бузовой “Чудесный грузин” — и крестик, и трусы сразу. Так он чутко улавливает невидимые токи пожеланий инфлюенсеров сверху. Так глубоко понимает, с позволения сказать, художественную политику, что доскребся до Бузовой».
Давид Шнейдеров, кинокритик и режиссер в интервью «Говорит Москва»
«Я считаю, что Станиславский и Немирович-Данченко перевернулись в гробах. Я очень надеюсь, что они восстанут из гроба и устроят зомби-апокалипсис, потому что это позор для художественного театра. Понимаете, Россия устроена так, что даже у Бузовой миллионы поклонников, такая судьба. У нас самый популярный исполнитель — Моргенштерн. Они рассчитывают, что эти люди придут и принесут деньги в Московский художественный театр, что скандал с Бузовой затмит позорище с изгнанием Татьяны Дорониной из МХАТ, затмит судебные процессы, которые идут вокруг МХАТ имени М. Горького. Когда артисты, которых уволили, подают в суд, через суд восстанавливаются, когда снимают их фотографии в фойе театра. Я думаю, это просто отвлечет внимание от реальных проблем, которые есть в МХАТ имени М. Горького».
Что происходит во МХАТ в последние годы
В 2018 году с поста худрука МХАТ сняли Татьяну Доронину — на тот момент она руководила театром 31 год. На этой должности ее сменил продюсер и театральный режиссер Эдуард Бояков. Его заместителем по творческой работе стал артист и режиссер Сергей Пускепалис, по литературной части — писатель Захар Прилепин. Для самой Дорониной придумали новую должность — президент театра.
Спустя полгода артисты МХАТ потребовали вернуть Доронину — ее отставку они назвали «местью Минкульта» (Доронина якобы решила не ставить спектакль по роману «Стена» министра культуры Владимира Мединского).
В апреле этого года Доронину вернули к руководству МХАТ, для этого пришлось поменять устав театра — в прошлой версии документа говорилось, что «руководство деятельностью МХАТ осуществляет художественный руководитель — директор, который заключает трудовой договор с Министерством культуры». Должность «президента» в уставе не упоминалась.
Больше текстов об обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь