зачем было нужно gatt

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) – международная экономическая организация, регулировавшая в 1948–1994 правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.

История создания ГАТТ.

После окончания Второй мировой войны по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 намечалось создать три международные экономические организации, которые занимались бы разными аспектами внешнеэкономического сотрудничества. Первые две действительно появились – они сейчас известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд. В дополнение к ним планировалось создать также Организацию по международной торговле (ОМТ) в виде специализированного агентства при ООН. Проект устава ОМТ предполагал, что помимо вопросов, непосредственно связанных с международной торговлей, новая организация займется регулированием нормативов трудовых отношений, правил заключения соглашений на поставки товаров и иных мер, ограничивающих свободную коммерческую деятельность, международные инвестиции и услуги.

В 1946, еще до окончательного утверждения устава ОМТ, 23 страны из числа ведущих участников мирового хозяйства решили провести переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов и принятии на себя соответствующих обязательств. Вторая мировая война только закончилась, страны стремились дать толчок скорейшей либерализации торговли и начать демонтаж протекционистских мер, доставшихся им в наследство от 1930-х. Первый же раунд переговоров увенчался крупным успехом – были снижены 45 тысяч тарифов, затрагивавших торговый оборот на общую сумму 10 млрд. долл. (это составляло тогда одну пятую общемирового торгового объема). 23 страны также договорились о принятии ряда правил торговли, включенных в проект устава ОМТ. Они считали, что это срочная и временная мера защиты принятого решения о тарифных скидках. Единый пакет документов, включавший и правила торговли, и скидки по тарифам, получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле. Оно вступило в силу в январе 1948, когда по уставу ОМТ все еще шли переговоры. 23 государства, подписавшие эти документы, стали членами-основателями ГАТТ (официально их называли Договаривающимися Сторонами).

Устав ОМТ был в конце концов утвержден на Конференции ООН по торговле и занятости, проходившей в Гаване в марте 1948, но ратифицировать этот документ в ряде стран оказалось невозможным из-за несовместимости с их национальными законами. Наиболее ожесточенное сопротивление устав встретил в Конгрессе США, хотя американское правительство было в числе инициаторов создания ОМТ. В 1950 правительство США объявило, что не будет ратифицировать устав, принятый в Гаване. После этого проект ОМТ окончательно потерпел крах.

Таким образом, ГАТТ было задумано как чисто временная договоренность до создания ОМТ, но поскольку ОМТ так и не удалось создать, то ГАТТ оставалось единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированная Всемирная торговая организация (ВТО) в 1995.

С 1948 по 1994 именно ГАТТ выступало главным регулятором правил международной торговли для большинства стран мира, хотя в течение этих 47 лет оно имело статус лишь временно действующего соглашения и организации.

Организационная структура ГАТТ.

Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон. Сессии собирались, как правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а не путем голосования большинства.

Сессия Договаривающихся Сторон осуществляла нормотворческие функции. Только этот высший орган ГАТТ обладал исключительной компетенцией давать авторитетные толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа входило также предоставление странам-участницам права «временно и в исключительных случаях» приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладала исключительными полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих между странами-участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение бюджета ГАТТ.

Первая Сессия была созвана в марте 1948 Генеральным Секретарем ООН. В дальнейшем, с 1949, право созывать Сессии и руководить их работой получил Ответственный Секретарь (Председатель) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-участницами. В 1965 вместо существовавшей до этого должности Ответственного Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ.

Генеральный директор стоял во главе Секретариата и руководил работой этого органа. Он являлся главным должностным лицом, назначавшимся Договаривающимися Сторонами, выступал своеобразным арбитром между сторонами в случае неуспешных переговоров по мирному урегулированию возникших споров. Роль Ответственного Секретаря, а затем Генерального Директора ГАТТ выполнял в 1948–1968 сэр Эрик Уиндам-Уайт (Великобритания), затем этот пост занимали Оливье Лонг (Швейцария, 1968–1980), Артур Данкель (Швейцария, 1980–1993) и Петер Судерланд (Ирландия, 1993–1994).

В 1954 была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат Временная Комиссия ОМТ, действовавшая с марта 1948 и осуществлявшая организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в первые годы из трех-четырех специалистов, Секретариат со временем превратился в крупный орган с структурными подразделениями (юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На Секретариат была возложена подготовка работы Сессий, распространение среди стран-участниц ГАТТ всей необходимой информации, изучение и прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.

С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение практика формирования временных рабочих групп в составе нескольких человек для изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме того, для углубленного рассмотрения важных вопросов создавались специальные комитеты. В большинстве случаев членство в них было открыто для всех договаривающихся сторон. Следует упомянуть некоторые из них, действовавшие на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям, Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. Наконец, для наблюдения за ходом многосторонних торговых переговоров временно создавались Комитеты по торговым переговорам.

Основные принципы функционирования ГАТТ.

Исходной посылкой, на которой строилась договорная система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и минимизации регламентирующих действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Для достижение этих целей необходимым считается соблюдение ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения:

1) равноправие в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам с точки зрения внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

2) использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер;

3) постепенное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

4) взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

5) разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия – путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.

Правило режима наибольшего благоприятствования было сформулировано в Статье I ГАТТ и носило безусловный характер. Это значило, что страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в полном объеме: «В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех других стран-участниц».

Принцип национального режима фиксировался в Статье III ГАТТ. Согласно этому принципу, устанавливались равные условия конкуренции импортных и отечественных товаров. Это значит, что от стран-участниц требовалось предоставление товарам иностранного происхождения точно того же режима, что и их национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определялись статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединялось к ГАТТ, то на него распространялись все существующие тарифные льготы. Но и вступающее в ГАТТ государство должно было предварительно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа.

Статья V провозглашала свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и освобождала транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.

Развитие ГАТТ.

В течение почти полувека основные юридические положения ГАТТ оставались неизменными с 1948. На этой стабильной основе продолжались попытки обоюдно снизить таможенные тарифы. В основном они увенчивались успехом, но каждому очередному шагу по либерализации международной торговли предшествовали многосторонние переговоры, известные под названием раундов, в ходе которых происходило согласование позиций стран-участниц ГАТТ. Поскольку все наиболее серьезные прорывы в либерализации международной торговли были достигнуты в ходе именно таких раундов под эгидой ГАТТ, то их рассматривают как основные этапы развития самого ГАТТ, да и международной торговли в целом (см. Табл. 1).

Таблица 1. Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ

ТАБЛИЦА 1. РАУНДЫ ТОРГОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ В РАМКАХ ГАТТ
Время проведенияМесто проведенияОсновные обсуждаемые вопросыЧисло стран-участниц
1947ЖеневаТарифы, принятие ГАТТ.23
1949АннесиТарифы31
1951ТоркиТарифы38
1956ЖеневаТарифы26
1960–1961Женева («раунд Диллона»)Тарифы26
1964–1967Женева («раунд Кеннеди»)Тарифы и антидемпинговые меры62
1973–1979Токио, Женева («токийский раунд»)Тарифы, нетарифные барьеры, рамочные соглашения, Кодекс по таможенной оценке, Кодекс о субсидиях и Антидемпинговый Кодекс102
1986–1994Монтевидео, Женева («уругвайский раунд»)Тарифы, нетарифные барьеры, правила, услуги, интеллектуальная собственность, урегулирование споров, текстильные изделия, сельскохозяйственная продукция, создание ВТО, и т.д.123

Первоначально, в конце 1940 – начале 1960-х, торговые переговоры под эгидой ГАТТ касались почти исключительно вопросов дальнейшего снижения таможенных тарифов. Затем в ходе так называемого «раунда Кеннеди» в середине 1960-х начали обсуждать применяемые фирмами методы конкурентной борьбы, в результате чего было подписано Антидемпинговое соглашение ГАТТ. В ходе «токийского раунда» переговоров, проходившего в 1970-х, руководители ГАТТ впервые предприняли серьезную попытку снизить торговые барьеры, не связанные с тарифами. В 1970–1980-е в развитии международной торговли наметился кризис – обострившееся соперничество между тремя центрами экономического соперничества (Северная Америка, Западная Европа, Дальний Восток) привело к усилению протекционизма и временному снижению эффективности переговоров в рамках ГАТТ. Но этот кризис удалось преодолеть, на смену «торговым войнам» вновь пришло сотрудничество. Восьмой раунд, который проходил в Уругвае с 1986 по 1994, оказался последним и самым продолжительным. В результате «уругвайского раунда» было принято решение о создании вместо «временного» ГАТТ постоянно функционирующей ВТО. Был заключен ряд новых соглашений, расширяющих коллективно регулируемые условия международной торговли.

Таким образом, в развитии ГАТТ заметен прогресс по нескольким направлениям. Во-первых, удалось достичь внушительных успехов по снижению таможенных тарифов: если в 1950-е их средний уровень составлял 25–30%, то уже к началу 1980-х – только 5%. Во-вторых, произошло расширение круга обсуждаемых условий международной торговли. В-третьих, резко выросло число стран, участвующих в этом процессе. Повышение авторитета ГАТТ стало одновременно и условием, и следствием стремительно развивающейся во второй половине 20 века глобализации хозяйственной жизни.

Россия и ГАТТ.

Необходимость активно интегрироваться в мировую торговлю назрела для нашей страны довольно давно. Уже в годы существования СССР предпринимались попытки установить контакты с ГАТТ. В середине 1960-х СССР получил приглашение присоединиться к ГАТТ, а в 1973 – принять участие в «токийском раунде». Тогда, однако, советское правительство не откликнулось на эти призывы. Лишь в 1979 Политбюро ЦК КПСС приняло официальное решение о сближении с этой организацией. В 1986 СССР обратился в ГАТТ с официальным заявлением о намерении участвовать в качестве наблюдателя в «уругвайском раунде» торговых переговоров, но теперь уже ГАТТ оставил эту просьбу без ответа. Торможение вступления СССР в ГАТТ выглядело неоправданным, поскольку уже в конце 1980-х в эту организацию входили не только почти все развитые и большинство развивающихся стран, но и некоторые социалистические государства (Венгрия, Куба, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия). Только в мае 1990 СССР получил статус наблюдателя ГАТТ.

Ситуация принципиально изменилась с образованием Российской Федерации. Новое государство стремилось как можно скорее выйти из разорительной изоляции и установить контакты со всеми международными организациями, включая ГАТТ. Одновременно исчезли идеологические барьеры, тормозившие принятие в ГАТТ стран социалистического лагеря. В 1993 Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ, получила подтверждение статуса наблюдателя и согласие на переговоры о ее присоединении к этой организации. На рубеже 1990–2000-х Россия проводит активные консультации по вступлению в ВТО – правопреемницу ГАТТ.

Дмитрий Преображенский, Юрий Латов

Источник

Routes to finance

Клуб ФСМ. «ВТО: взгляд слева» (часть 1) (Ноябрь 2021).

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

Определение: Генеральное соглашение по тарифам и торговле было первым всемирным многосторонним соглашением о свободной торговле. Он действовал с 30 июня 1948 года до 1 января 1995 года. Он закончился, когда он был заменен более надежной Всемирной торговой организацией. (Источник: «ГАТТ и Совет по товарам», ВТО)

Цель ГАТТ заключалась в ликвидации вредного торгового протекционизма. Это привело к глобальной торговле на 65 процентов во время Великой депрессии.

Устраняя тарифы, ГАТТ активизировала международную торговлю. Он восстановил экономическое здоровье в мире после разрушения Второй мировой войны.

Что точно было согласовано?

У ГАТТ было три основных положения. Наиболее важным требованием было то, что каждый член должен предоставить статус наиболее благоприятствуемой нации всем другим членам. Это означает, что все члены должны рассматриваться одинаково, когда речь идет о тарифах. Он исключил специальные тарифы среди членов Британского Содружества и таможенных союзов. Он разрешил тарифы, если их удаление может нанести серьезный ущерб отечественным производителям.

Во-вторых, ГАТТ запретил ограничение количества импорта и экспорта. Исключение составили:

Кроме того, страны могут ограничить торговлю по соображениям национальной безопасности.

Они включали защиту патентов, авторских прав и общественной морали.

Третье положение было добавлено в 1965 году. Это было связано с тем, что в ГАТТ присоединилось больше развивающихся стран, и оно выразило желание их продвигать. Развитые страны согласились устранить тарифы на импорт развивающихся стран в целях стимулирования их экономики. Это было также в интересах наиболее сильных стран в долгосрочной перспективе.

Это потому, что это увеличит количество потребителей среднего класса по всему миру. (Источник: Э. Кван Чой, «Общие соглашения по тарифам и торговле», Государственный университет Айовы.)

История

ГАТТ вырос из Бреттон-Вудского соглашения. Саммит в Бреттон-Вудсе также создал Всемирный банк и Международный валютный фонд для координации глобального роста.

Саммит почти привел к третьей организации. Это была бы очень амбициозная Международная торговая организация. 50 стран, которые начали переговоры, хотели, чтобы это было учреждение в рамках Организации Объединенных Наций, которое создало бы правила не только для торговли, но также для трудоустройства, товарных соглашений, деловой практики, прямых иностранных инвестиций и услуг. Устав ИТО был согласован в марте 1948 года, но Конгресс США и некоторые другие законодательные органы других стран отказались его ратифицировать.В 1950 году администрация Трумэна объявила о своем поражении, закончив ИТО.

В то же время 15 стран сосредоточились на заключении простого торгового соглашения. Они договорились об устранении торговых ограничений, влияющих на торговлю в размере 10 млрд. Долл. США, или на пятую часть всего мира. Под названием GATT 30 октября 1947 года была подписана 23 страны. Она была введена в действие 30 июня 1948 года.

ГАТТ не требовала одобрения Конгресса. Это потому, что это было технически справедливое соглашение в соответствии с положениями Закона о взаимной торговле США 1934 года. Предполагалось, что он будет временным до тех пор, пока ITO не заменит его.

На протяжении многих лет продолжались раунды дальнейших переговоров по ГАТТ. Основная цель заключалась в дальнейшем снижении тарифов. В середине 1960-х годов раунд Кеннеди добавил антидемпинговое соглашение. Токийский раунд в семидесятых годах улучшил другие аспекты торговли. Уругвайский раунд длился с 1986 по 1994 год и создал Всемирную торговую организацию. (Источник: «Понимание ВТО: Годы ГАТТ», ВТО.

ГАТТ и ВТО

ГАТТ живет как основа ВТО. Сам договор 1947 года не действует. Но его положения были включены в соглашение ГАТТ 1994 года. Это было сделано для того, чтобы сохранить торговые соглашения во время создания ВТО.

Затем ГАТТ 1994 сам по себе является составной частью Соглашения ВТО. (Источник: «Понимание ВТО: Годы ГАТТ», ВТО)

Страны-члены

Исходными 23 членами ГАТТ были Австралия, Бельгия, Бразилия, Бирма (ныне Мьянма), Канада, Цейлон, Чили, Китай, Кубы, Чехословакии (ныне Чешская Республика и Словакия), Франции, Индии, Ливана, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Пакистана, Южной Родезии (ныне Зимбабве), Сирии, Южной Африки, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов. Членство увеличилось до 100 стран к 1993 году. (Источник: «Почему ГАТТ важен?». Министерство торговли США.)

Профи

В течение 47 лет ГАТТ снизил тарифы. Это привело к росту мировой торговли 8% в год в 1950-х и 1960-х годах. Это было быстрее, чем мировой экономический рост. Торговля выросла с 332 млрд долларов в 1970 году до 3 долларов. 7 трлн. В 1993 году.

Это было воспринято как такой успех, к которому хотели присоединиться еще многие страны. К 1995 году насчитывалось 128 членов, производящих не менее 80 процентов мировой торговли. (Источник: «Члены ГАТТ», ВТО.

Расширяя торговлю, ГАТТ способствовала миру во всем мире. за 100 лет до ГАТТ число войн было в десять раз больше, чем через 50 лет после ГАТТ. До Второй мировой войны вероятность прочного торгового альянса была лишь немногим лучше 50/50.

Показывая, как работает свободная торговля, ГАТТ вдохновил другие торговые соглашения. Это поставило почву для Европейского Союза. Несмотря на проблемы ЕС, он предотвратил войны между его членами. Странфордский университет, 28 мая 2014 года.)

GATT также улучшил общение, предоставив стимулы для небольших стран изучать английский язык, язык крупнейшего в мире потребительского рынка. Это принятие общего языка привело к недоразумениям.Это также дало менее развитым странам конкурентное преимущество. Английский дал им представление о культуре, маркетинге и потребностях развитой страны. (Источник: Э. Кван Чой, «Торговля и языковая война: китайский и английский», Университет штата Айова, сентябрь 2001 года.)

Против

Низкие тарифы разрушают некоторые внутренние отрасли промышленности, что способствует высокой безработице в этих секторах. Правительства субсидировали многие отрасли промышленности, чтобы сделать их более конкурентоспособными в глобальном масштабе. У. С. и сельское хозяйство ЕС были основными примерами. В начале 1970-х годов текстильная и швейная промышленность были освобождены от ГАТТ. Когда администрация Никсона взяла доллар США с золотого стандарта в 1973 году, она снизила стоимость доллара по сравнению с другими валютами. Это еще больше снизило международную цену экспорта США.

К 1980-м годам изменилась природа мировой торговли. ГАТТ не занималась торговлей услугами. Это позволило им выйти за рамки способности любой страны управлять ими. Например, финансовые услуги стали глобализированными. Прямые иностранные инвестиции стали более важными. В результате, когда инвестиционный банк США Lehman Brothers рухнул, он угрожал всей мировой экономике. Центральные банки впервые собрались вместе, чтобы обсудить финансовый кризис 2008 года. Они были вынуждены предоставить ликвидность для замороженных кредитных рынков.

Как и другие соглашения о свободной торговле, ГАТТ уменьшил права нации управлять своим собственным народом. Соглашение потребовало от них изменения внутреннего законодательства для получения выгод от торговли. Например, Индия разрешила компаниям создавать общие версии лекарств, не платя лицензионный сбор. Это помогло большему количеству людей медицине. ГАТТ потребовала от Индии снять этот закон. Это подняло цену наркотиков вне досягаемости для многих индейцев.

Торговые соглашения, такие как ГАТТ, часто дестабилизируют мелкие традиционные экономики. Такие страны, как Соединенные Штаты, которые субсидируют сельскохозяйственный экспорт, могут вывести местных фермеров из бизнеса. Не имея возможности конкурировать с дешевыми зернами, фермеры мигрируют в города, которые ищут работу, часто на фабриках, созданных многонациональными корпорациями. Часто эти заводы могут перемещаться в другие страны с более дешевой рабочей силой, оставляя фермеров без работы.

Другие торговые соглашения

Banco del Sur: Определение, Члены, Цель, История

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

NATO: определение, цель, история, участники

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

Минимальная заработная плата: определение, история, плюсы, минусы, цель

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

Минимальная заработная плата в США составляет 7 долларов США. 25 в час, хотя 29 состояний имеют более высокий минимум. Плюсы, минусы, история, которые делают минимальную заработную плату.

Источник

Генеральное соглашение по тарифам и торговле

Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

ГАТТ — соглашение, а не организация. Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Мировой Банк или Мировая Торговая Организация (МТО). Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.

Историю ГАТТ принято упрощенно делить на три фазы — первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

Содержание

ГАТТ 1947

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

ГАТТ 1947 в США

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

ГАТТ 1949

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

ГАТТ 1951

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

ГАТТ 1955—1956

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

ГАТТ «Диллон» 1960—1962

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

ГАТТ «Кеннеди» 1964—1967

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

ГАТТ 1973—1979

Токийский раунд, который проходил с 1973 по 1979 г., коснулся не только проблем тарифов, но также сельскохозяйственных проблем и впервые затронул нетарифные барьеры в торговле. Число товаров, находящихся под защитой высоких таможенных пошлин, было значительно сокращено. Таможенные пошлины были отменены в области гражданской авиации. Кроме того, главные промышленно развитые страны согласились на общее сокращение своих таможенных пошлин на 25-30 %. Оно осуществлялось с 1980 по 1988 г. поэтапно. Внешний европейский тариф снизился в среднем с 9,8 до 7,5 %, японский тариф сократился с 7,9 до 5,5 %, американский тариф снизился с 7,9 до 5,6 %. Сокращение тарифов было отложено для секторов, находящихся в состоянии кризиса и т. д. Особое внимание было уделено текстильной промышленности. Этот сектор издавна является источником сложностей в международных отношениях: исчезновение старых отраслей в развитых странах поставило бы массу сложных социальных проблем, так как для развивающихся стран это практически единственная конкурентоспособная на мировом рынке отрасль. Соглашения по торговле текстилем несколько нарушили общий дух ГАТТ и стали квотировать импорт, а затем стали еще более ограничительными по причине углубления кризиса текстильной промышленности в промышленно развитых странах, связанного с замедлением развития мировой экономики. Токийский раунд не позволил значительно продвинуться в сторону либерализации торговли сельскохозяйственными товарами. Именно тогда между Европейским сообществом и Соединенными Штатами завязался диалог по этому трудному вопросу, по сей день являющемуся одним из острейших. Было проведено углубленное исследование нетарифных препятствий торговле и разработаны пять кодексов добросовестной конкуренции. Они касаются методов оценки на таможне, информации о лицензиях на импорт, унификации технических норм, государственных закупок, субсидий и ответных мер. В области экспортных кредитов промышленно развитые страны пришли к соглашению в 70-х гг. Экспортные кредиты стали чрезвычайно популярны в 60-х гг. Льготный процент превращал их в орудие прямой помощи экспорту. Договор определил точные пределы как объема (85 % цены), так и продолжительности (10 лет) экспортных кредитов, которые могут быть предоставлены в случае заказа. Он устанавливает нижнюю границу процентных ставок, одинаковую для всех стран-экспортеров, зависящую от уровня развития страны-клиента и от продолжительности кредита. В целом токийский раунд подтвердил общую тенденцию либерализации международной торговли. Однако снижения тарифов было невелико в абсолютном выражении, а в кодексах по нетарифным ограничениям зафиксированы лишь общие довольно расплывчатые правила.

Уругвайский раунд 1986—1993

зачем было нужно gatt. Смотреть фото зачем было нужно gatt. Смотреть картинку зачем было нужно gatt. Картинка про зачем было нужно gatt. Фото зачем было нужно gatt

ГАТТ и Всемирная торговая организация

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.

Раунды ГАТТ

Источник: Jackson, John H. The World Trading System Second Edition, page 74

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *