зачем демонам вселяться в людей
Одержимость бесами: миф или реальность?
Вселение в человека дьявола, демона или иной темной сущности — излюбленная тема зарубежных фильмов ужасов. Такие фильмы пользуются довольно большой популярностью, ведь часть зрителей уверена в том, что одержимость дьяволом или демоном вполне реальна. А что думают по этому поводу ученые и священнослужители? Может ли на самом деле человек стать жертвой подобного явления?
Если вселился бес
Православные священнослужители указывают, что главным признаком одержимости бесами является острое неприятие человеком всего, что имеет отношение к Господу и Церкви. Одержимые избегают священников, их даже силком трудно затащить в храм, они не могут дотронуться до освященных предметов, церковных святынь, даже разговоры о вере вызывают у них озлобление. От икон, свечей и святой воды их тело начинает биться в конвульсиях. Звон церковного колокола вызывает у них приступ резкой головной боли. В их присутствии нередко ощущается запах серы.
Согласно утверждениям верующих, одержимость бесами проявляется и в различных психических отклонениях, так как бесы негативно воздействуют на ум человека. Бесы могут заставить человека издавать звериные рыки, используют его уста, чтобы проклинать верующих и призывать их к отречению от Господа. Они дают одержимому нечеловеческую силу, он рвет железные цепи, разбрасывает пытающихся удержать его крепких мужчин, передвигает неподъемные предметы.
Одержимый человек способен левитировать (подниматься в воздух), изрекать пророчества, видеть представителей потустороннего мира. Часто его поражают приступы истерического смеха. Подселение беса непосредственно влияет на внешность и физическое состояние человека. Его глаза становятся мутными, хотя острота зрения при этом не падает. Гнетущее впечатление вызывает изменение цвета кожи, у одержимого она заметно темнеет. Человек почти не ест или совсем отказывается от пищи, из-за этого быстро теряет вес, иногда дело доходит даже до дистрофии.
Наблюдаются нарушения сна, одержимому часто снятся кошмары. Для него характерно затравленное и настороженное поведение. Люди, пережившие подселение беса, рассказывают, что ощущали присутствие внутри тела некой сущности, пытающейся подавить их мысли и волю. Они слышали голос, который подчинял себе их сознание и приказывал им совершать неприемлемые для них поступки. Иногда они чувствовали невиданный прилив сил или, наоборот, их полный упадок, доходящий до ощущения надвигающейся смерти.
Очень часто люди испытывали слабость, головокружения, усталость, мучились от головной боли. бес вытягивал из людей их жизненную энергию. Одержимый человек всегда причиняет боль и страдания своим близким. Он не в силах противостоять греховным желаниям, семья начинает разрушаться из-за его измен и загульного поведения. Возникают проблемы в его общении с детьми и родителями. На работе вместо поиска рационального решения возникших проблем он конфликтует с коллегами и срывается в запой.
Своим поведением и поступками он сильно ослабляет энергетическую защиту близких людей, и они также становятся уязвимыми для дьявола. Как может произойти подселение беса или иной темной сущности? Иногда это результат злой чужой воли, в этом случае одержимость считают намеренной порчей. Подселение может вызвать неправильно проведенный ритуал или пребывание энергетически ослабленного человека в каком-либо проклятом месте. Например, спиритические сеансы и некоторые виды гадания весьма чреваты риском подселения темной сущности.
Как не попасть в «объятия» дьявола?
Стоит отметить, что бесы не способны просто так внезапно подчинить себе человека. Подселение темной сущности возможно лишь в том случае, если у него уже есть слабое место и он подвержен какому-то пороку. Полагают, что зависть, жадность, разврат, самолюбование, гнев, алкоголизм, наркомания могут притягивать к человеку бестелесных существ, способных превратить его дальнейшую жизнь в настоящий ад.
К сожалению, в последние десятилетия людей, одержимых бесами, становится все больше и больше. Увы, многие решили, что главное в этой жизни деньги, они готовы продать и Родину, и мать, все зависит от суммы, которую им предложат. Растет духовная опустошенность, которая, увы, во многом подпитывается СМИ с их пустыми по содержанию реалити-шоу, бездуховными фильмами и постоянной пропагандой красивой жизни.
Конечно, есть немало хороших фильмов и передач, но их часто показывают после полуночи, а вот различным «телевизионным сплетням» отдают лучшее эфирное время. Что уж говорить о кровавых компьютерных «стрелялках», за которыми часами сидят современные подростки, о миллионах алкоголиков и наркоманов, росте количества сатанинских сект, об увеличении количества разводов, ранней сексуальной жизни и прочих «достижениях» современной цивилизации.
Многие сейчас носят в себе бесов, порой даже не подозревая об этом. Чтобы не допустить проникновения в себя темных сущностей, надо бороться со своими пороками, контролировать свои эмоции, избегая гнева, страха, зависти, негативных мыслей и переживаний. Надо посещать церковь, отказаться от культа денег, больше времени уделять своим близким, читать хорошие книги, отдыхать на природе, заниматься спортом, помогать людям.
Если близкий человек одержим бесом, не стоит, как некоторые советуют, самостоятельно проводить какие-либо ритуалы, пытаясь его изгнать. Это очень сложно: если бы все было так просто, то никакой проблемы в этом не было бы. Однако людей, способных изгнать темную сущность, не так много, их буквально единицы.
С давних времен этим занимались священнослужители, проводившие обряды экзорцизма. Существуют особые церковные школы, где готовят экзорцистов. Есть и в России священнослужители, способные изгонять дьявола, надо только постараться их найти.
Дадим слово ученым
Наверное, было бы удивительно, если бы ученые вдруг признали реальность бесов и посоветовали людям с проблемами подобного характера обратиться к экзорцистам. Нет, у них есть свои пилюли и таблетки от этого зла, а перед мощью современной химии никакие бесы не устоят.
Итак, констатируем факт: современная официальная наука категорически отрицает возможность «заселения» в человека каких-либо демонов, бесов и прочих «бездомных» сущностей. Объяснение у нее простое: одержимость — это психическая болезнь с довольно любопытным названием «какодемономания».
По мнению ученых, приступам этой болезни подвержены уязвимые, впечатлительные, пассивные люди, имеющие различные зависимости. Они обычно легко поддаются влиянию других людей, им не хватает чувства собственного достоинства, чтобы оставаться самостоятельными и самодостаточными в этой жизни.
Не обошлось и без создателя психоанализа дедушки Фрейда: по его мнению, человек сам «рождает» демонов, которые только результат подавления желаний, а какодемономания — всего лишь невроз. Различные симптомы одержимости ученые объясняют теми или иными заболеваниями. Есть мнение, что одержимость — это проявление эпилепсии, во время приступа которой человек теряет сознание, а его тело сотрясают конвульсии. Синдром Турепа — еще одна болезнь, которая может вызвать подозрение в одержимости.
При этом синдроме из-за расстройства нервной системы отмечаются множественные моторные тики. Можно вспомнить и о таком заболевании, как расщепление личности, когда в одном теле уживаются несколько личностей. В разные периоды то одна, то другая вступают во владение телом, в результате перед нами как бы несколько человек со своими характерами и вкусами и все в одном теле. Жутковато, не правда ли?
Известно, что пик бесоодержимости пришелся на Средние века. Именно тогда возникшее верование в возможность вселения дьявола в человека, по мнению ученых, из-за самовнушения и взаимовнушения, характерных для психопатических индивидов, приводило к появлению самых настоящих психических эпидемий.
Академик В. М. Бехтерев в своей книге «Внушение и его роль в общественной жизни» писал: «Распространенное убеждение в народе, в эпоху Средних веков и последующий за ними период времени, есть так называемая бесоодержимость. Благодаря самовнушению о вселении дьявола в тело эта идея нередко является источником целого ряда конвульсивных и иных проявлений большой истерии, которые способны к эпидемическому распространению».
Казалось бы, все ясно, никакой одержимости бесами нет и, как говорил Фрейд, люди сами выдумывают себе демонов. Однако не все так просто. Часто тем, кого можно считать одержимыми, ставят диагноз истерии или шизофрении. Однако лечение их, как простых психических больных, положительных результатов не приносит, периодически приступы одержимости продолжают происходить.
Любопытно, что у этих людей при отсутствии приступов симптомы, характерные для истерии или шизофрении, не отмечаются. В то же время отчитки, проводимые экзорцистами, дают положительные результаты: поведение и самочувствие людей становятся нормальными!
Любопытный факт
Один из реальных случаев одержимости демоном описан в начале XX века в Южной Америке. Некая 16-летняя Клара Целе в 1906 году на исповеди рассказала, что внутри нее прячется демон. Девушке сначала не поверили, однако ее состояние постоянно ухудшалось. Близкие и знакомые рассказали о ее неадекватном поведении, о том, как она говорит чужим голосом. Они обратились к священнику. После двухдневного ритуала экзорцизма Клара пошла на поправку, все аномалии поведения исчезли.
Одержимость
Одержимость нечистью, симптомы одержимости
Что такое одержимость?
Под этим термином скрывается множество состояний. Одно из них — то, когда человек находится под сильным влиянием злых сил, духов, диавола. Другое — термин, который используется в психиатрии. Люди могут говорить об одержимости и в положительном ключе — «он одержим идеей помочь людям». И все же одержимость предполагает нездоровое увлечение или те моменты, когда человек не может контролировать себя. Одержимым требуется помощь и порой участие Церкви. О чем бы мы ни говорили, — о психическом заболевании или о духовном состоянии, православные христиане верят в то, что Всесильный Господь способен помочь человеку, который борется с одержимостью.
Еще Библия дает нам упоминания о том, что некоторые люди могут быть одержимы злыми духами. Поэтому христианам сомневаться в реальности существования одержимости не приходится.
В «Деяниях Апостолов» (19, 13-16) есть такой рассказ: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? — и бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома». Перед Иисусом Христом бесы трепетали, и в Его земной жизни также были эпизоды исцеления одержимых.
Как узнать, что человек одержим?
Не существует определенных «симптомов» или признаков одержимости. В Библии упоминания одержимости относятся, скорее, к эпизодам, когда человека одолевали греховные мысли, с которыми он никак не мог справиться. Мы тоже часто употребляем в речи это слово, рассказывая о том, что человек «одержим ревностью» или «одержим злобой».
Если говорить об упоминании подобных состояний в Писании, речь обычно шла о подобии эпилептического припадка, потере дара речи или необычного поведения, хуления святых. Но, если Библия — богодухновенный текст, то к другим сообщениям об одержимости стоит относиться критически. Мало кто знает, что состояние «одержимости» упоминается и в психиатрии. Одержимость даже имеет код по МКБ. То, что одержимость чаще встречалась в литературе и свидетельствах древности, кстати, говорит о том, что психиатрия, как наука в медицине, тогда практически не существовала или была, скорее, карательной, чем направленной на помощь людям. Во времена инквизиции многие пострадали вследствие того, что одержимыми посчитали психически больных людей.
Одержимость бесами или психическое заболевание?
Как отличить одержимость от психического заболевания? Может быть, человек не одержим? Почему «отчитки» и сеансы экзорцизма помогают, если одержимость — следствие психического расстройства?
Пункт F44.3 «Транс и одержимость» описывает то, что многие могут принять за одержимость бесами. Тем не менее во многих случаях речь идет о тяжелом психическом расстройстве, которое требует помощи психиатра. Конечно, обращение к Церкви и исцеление по молитвам Господу случается, но, человек не может брать на себя ответственность и лишать близкого квалифицированной помощи, если по его мнению человек одержим. В случае, если вы подозреваете у кого-либо одержимость, покажите его психиатру. Раньше врачи называли одержимость «какоденомания». Люди, страдающие этим расстройством нередко, на самом деле, болели шизофренией. Из-за раздвоения личности они считали, что одна из их личностей — это демон. Подобными расстройствами часто страдают люди с нарциссическими наклонностями.
Известны случаи, когда люди имитировали одержимость, чтобы привлечь к себе внимание. Им также требовалось помощь психиатра. Сейчас бред одержимости встречается нечасто, потому что в обществе не принято, как в средние века, списывать любое состояние, в котором у человека наблюдается расстройство личности, на одержимость.
В случае, когда человеку с заболеванием «одержимость» помогали в Церкви врачи не раз говорили об «эффекте плацебо» и самовнушении.
Отчитки в православии
Православная Церковь, как правило, не проводит специальных обрядов для тех, кто страдает от одержимости. Это возможно по особому разрешению от правящего архиерея. В свою очередь, в католической Церкви существует обряд экзорцизма. Об этом существует немало художественных фильмов и литературы.
В православии «отчитка» — скорее, редкость. В Троице-Сергиевой Лавре отчитку проводит отец Герман (Чесноков). Отчитка — специальный чин, который читается с целью помочь людям, в отношении которых доказательная медицина бессильна. Верующие обращаются за помощью к Господу. Отчитка не стоит никаких денег, поэтому верующие могут обращаться за помощью. И, все же, в первую очередь следует исключить психические заболевания. Границы между патологией и вмешательством сверхъестественного провести в случае с одержимостью непросто. Делать это должен специалист. Если вы опасаетесь, что врач, не верующий в Бога, может пропустить состояние одержимости, то спешим вас утешить — многие психиатры — религиозные люди и одновременно с врачом можно обратиться за духовной помощью в Церковь.
Священник, который видит, что у человека симптомы эпилепсии, которые можно принять за одержимость, в первую очередь, направляет человека к эпилептологу, а не на отчитку.
Отчитки в протестантизме
Интересно, что традиционные протестанты (лютеране) не проводят никаких обрядов для людей, страдающих одержимостью. Праведная жизнь и молитвы — это то средство, которые протестанты предлагают одержимым злыми силами.
В христианстве не сформировалось единого отношения к одержимости, так как многие из тех, кто якобы ей страдал, на самом деле, были жертвами психического заболевания, притворялись, чтобы получить славу. Некоторые также считают, что Господь допускает одержимость не случайно. Когда люди видят необычные и сверхъестественные вещи, творимые через зло, они могут задуматься об обращении к Богу и о том, что реально не только тело, но и душа. Физическое и душевное состояние человек может напрямую зависеть от того, какую жизнь он ведет.
К сожалению, многочисленные примеры показывают, что праведная жизнь — не является гарантией как душевного, так и физического здоровья. Но, христиане не должны строить свою жизнь в ожидании награды на земле. Иисус Христос победил мир, поэтому мы ищем награды на Небесах.
Как не дать вселиться бесу
Существуют ли конкретные рекомендации о том, что делать, чтобы не вселился бес? Возможно ли, что одержимость — следствие неправедной жизни? Помогает ли от одержимости Причастие?
Не существует рекомендаций и алгоритмов, выполнив которые можно точно знать, что бес не вселится в человека. Церковь допускает и проводит освящение жилища, средства передвижения, но христианская вера не предполагает ритуалов или обрядов, которые надежно защищают от одержимости. Это не более, чем суеверие. Особенно осторожно следует относиться к предложениям спасти от одержимости на коммерческой основе. Многочисленные священники предлагающие амулеты и обереги от сглаза или злых духов не имеют никакого отношения Церкви. Бог дал нам свою благодать бесплатно.
Можно ли купить отчитку?
В Троице-Сергиевой Лавре всегда благодарны паломникам за посильное пожертвование, но «отчитка» не имеет определенной стоимости и нет чинов, которые за деньги изгоняют бесов из человека.
Согласно наставлениям отцов Церкви злому духу сложно войти туда, где пребывает Святой Дух. Люди становились открыты к злу, когда их души были одержимы грехом, дурными помыслами. Так Иуда предал Христа, одержимый жадностью. Конечно, не бывает безгрешных людей, но надо стараться, чтобы грех не завладел душой человека, не вытеснил присутствия в человеке Божественного начала. Ведь мы были созданы по образу и подобию Небесного Отца.
Если христианин живет церковной жизнью, исповедуется и Причащается, искренне хочет жить по Завету Христа, ему не следует опасаться того, что он станет страдать от одержимости. Не следует обращать внимание и на глупые суеверия, которые указывают на возможность сглаза, предостерегают от контакта с черными кошками и женщинами, которые несут пустые ведра. Злые духи бессильны перед Христом, на что прямо указывает Его победа над смертью и адом.
Бесноватость в Библии
Упоминалось ли одержимость бесами в Библии? Говорит ли Библия напрямую о том, что одержимость действительно существует и, какую опасность она представляет? Стоит ли верующим опасаться одержимости и, способны ли злые духи внушить свою волю целому народу?
В Библии встречаются упоминания о том, что злые силы ищут себе жертв. Апостол Павел говорит «противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», при этом мы знаем, что Бог сильнее диавола и Иисус исцелял одержимых.
В книге Иова диавол действительно причинил вред человеку, но по допущению от Господа. Все, что делает Господь, Он совершает во благо человеку.
В Дан. 10:13 мы видим также свидетельства о том, что одержимость может распространяться не только на одного человека, но и на целый народ. Многие считают, что история нацизма в Германии может служить таким примером.
Описания одержимости мы можем встретить сразу в нескольких местах Писания: (Матф. 4:24; 8:16, 28, 33; 9:32; 12:22; 15:22; Марк 1:32; 5:15-16, 18; Иоан. 10:21)
Помощь одержимому
Что же делать, если нам кажется, что человек одержим? Вызывать скорую психиатрическую помощь, молиться, обращаться к экзорцистам из других конфессий или искать старцев, которые проводят отчитки?
Если вы считаете, что у близкого человека есть признаки одержимости, в первую очередь покажите его врачу. Иногда люди начинают вести себя нетипично или агрессивно из-за психических заболеваний или органических поражений головного мозга. Это не отменяет возможности попросить молитвенную и духовную помощь в Церкви, так как Господь исцеляет человека от любых недугов, если это — именно то, что требуется для спасения души. Посоветуйтесь со своим духовником или со священником, которому вы доверяете.
Детские фантазии или одержимость?
С особым вниманием следует относиться к состоянию маленьких детей. Их фантазии легко перепутать как с психическим заболеванием, так и с одержимостью, имея ложные представления об этом понятии. Если ребенок говорит о том, что видит ангелов или боится ночных кошмаров, лучше показать его детскому психиатру и в дальнейшем задуматься о работе с психологом.
Ложным является утверждение, что младенцы кричат, «потому что он не крещеные», «на них лихой глаз» и.т.д. Таинство Крещения — это обещание следовать за Христом. Ни Крещение, ни Причастие не являются «средствами от одержимости», при этом, несомненно, Господь защищает и не дает силам зла навредить душе человека, который искренне верит в Бога и старается вести достойную и праведную жизнь.
Главное, не испытывать перед одержимостью и людьми, которые страдают ей суеверный страх. Художественные фильмы на тему одержимости внушают страх, но это зачастую всего лишь художественный вымысел. Несмотря на то, что многие основаны на реальных событиях. Возможно, им просто требуется квалифицированная помощь, молитва об их здравии, обращение к Богу с просьбой исцелить их от тяжелого недуга. Для Господа нет ничего невозможного.
Читать также об одержимости на Правмире:
Видео об одержимости:
«Дьявол не так глуп, чтобы вселяться в сумасшедших» Психиатрия веками боролась с инакомыслящими. Их жгли огнем и сажали на цепь
«Его посадили в колодки, как помешанного»
Психические расстройства были знакомы людям с незапамятных времен, и не будет большим преувеличением предположить, что в древности с душевнобольными обращались примерно так же, как сейчас обращаются с ними жители удаленных от цивилизации районов Амазонии или тропической Океании. Агрессивных и опасных больных там считают одержимыми злыми духами, а безобидных и тихих — любимцами богов. Первых гонят и бьют, вторых — чаще жалеют.
Не имея других объяснений, люди тысячелетиями считали любые проявления психической патологии карой божьей: примеры этого можно найти и в Библии, и в мифах Древней Греции. При этом эллины со своими душевнобольными не особенно церемонились, даже если они были знатного рода.
«Отец истории» Геродот приводил рассказ о спартанском царе Клеомене, который после утомительного похода вернулся в Спарту, «заболел помешательством» и был принудительно изолирован от своих подданных.
Он [Клеомен] и раньше был не совсем в здравом уме. Каждый раз при встрече с кем-нибудь из спартанцев он бросал ему в лицо палку. Ввиду такого поведения родственники посадили Клеомена в колодки, как помешанного
Находясь в заключении, Клеомен сумел раздобыть у охранника меч, при помощи которого изрезал себя на полосы: «резал на себе кожу в длину от бедер до живота и поясницы, пока не дошел до желудка, который тоже изрезал в узкие полоски, и так умер».
Помешательство спартанского царя просвещенный Геродот объяснял не только наказанием богов, но и тем, что Клеомен неумеренно пил неразбавленное вино. Сегодня медицинский диагноз незадачливого спартанца звучал бы как «алкогольный делирий», или проще — «белая горячка».
«Бичом можно вызвать прояснение рассудка»
Римская империя дает немало примеров буйного помешательства. Достаточно вспомнить «подвиги» Нерона и Калигулы, превративших весь Рим в большой сумасшедший дом. Но то были императорские особы — с обычными гражданами, признанными сумасшедшими, общество особо не церемонилось.
Римский врач греческого происхождения Сорн, живший в царствование императора Адриана (II век нашей эры), писал, что некоторые врачи предлагали держать всех без исключения психически больных в темноте, не понимая, что темнота еще больше омрачает голову, в которую, напротив, нужно нести свет. Находились и такие врачи, как Тит, которые проповедовали голодный режим, забывая, что это — вернейший способ довести больного до смерти.
Врачи, сравнивающие умалишенных с дикими животными, укрощаемыми голодом и жаждой, должны сами считаться умалишенными и не браться за лечение других. Исходя из ошибочной аналогии, они предлагают применение цепей. Некоторые заходят так далеко, что рекомендуют бич, полагая, что таким воздействием можно вызвать прояснение рассудка
В Средние века жизнь человека стоила недорого, а уж жизнь душевнобольного и подавно. Все стороны психических расстройств рассматривались исключительно как предмет и следствие злонамеренного колдовства и одержимости бесами. Отсюда и популярные методы психотерапии.
Наиболее гуманным способом лечения одержимых был экзорцизм — обряд изгнания бесов. В отличие от более поздних времен, в раннем Средневековье доминировало убеждение, что человек может стать подневольной жертвой дьявола, а потому, прежде чем жечь на костре, следовало попытаться его освободить.
В основе ритуала экзорцизма лежит каноническая история, описанная в Евангелии от Марка и Луки, о том, как Иисус изгнал легион демонов из двух буйных сумасшедших, прячущихся в могильных пещерах. Изгнанные демоны вселились в свиней, которые впоследствии утопились.
Экзорцизм активно практиковался в Западной Европе с конца III века, когда во многих монастырях появилась штатная должность «изгонятеля бесов». Лечению экзорцизмом подвергались все припадочные, эпилептики, истерики и больные психозами. Нередко «терапия» затягивалась, и больные все это время жили при монастырях под присмотром монахов. Там же жили и тихие помешанные — их считали блаженными.
Охота на ведьм
Старт кошмару был дан в 1484 году буллой папы Инокентия VIII Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), в которой предписывалось разыскивать и привлекать к суду людей, добровольно и сознательно отдавшихся во власть демонов.
Три года спустя доминиканские монахи Яков Шпренгер и Генрих Инститорис опубликовали «Молот ведьм», в котором перечислялись популярные способы опознания, изобличения и сокрушения зловредных женщин и колдунов. Несомненным доказательством виновности служило «чистосердечное признание», которое обычно добывали под пытками.
Слухи о многочисленных признаниях виновных в самых ужасных преступлениях разрастались и в силу многократных повторений начинали казаться людям достоверными и неопровержимыми фактами. Всеобщее напряжение, жуть и страх, настойчивость обвинений и постоянство признаний создали в обществе атмосферу повышенной коллективной внушаемости — а это, в свою очередь, способствовало дальнейшему распространению паранойи.
Трудно сказать, каков был реальный процент психически больных среди ведьм, колдуний и их фанатичных истребителей. И как отличить, где кончается суеверие перепуганного невежественного человека и начинается сумеречное состояние истеричной женщины, галлюцинаторно-параноидный синдром больного шизофренией или бред, охватывавший целые города и страны.
А бред, как известно, всегда актуален. Если все вокруг будут увлечены поисками нечистой силы, то бредовые больные и параноики непременно поделятся на ведьм-колдунов и охотников на них.
Бред не корректируется никакими разумными доводами, логикой и фактами — на то он и бред. Переубедить бредового больного невозможно в принципе. Наоборот, любая деталь и мелочь будут интерпретированы им в пользу своей паранойи. Бред захватывает больного человека целиком — ни на что другое отвлечься он уже не в состоянии.
Именно поэтому одни параноики становились жертвами инквизиции, а другие (например, с бредом преследования) выступали в роли доносчиков и яростных обвинителей. Благоприятным «материалом» для инквизиторов также были депрессивные больные с идеями самообвинения, больные с галлюцинаторными расстройствами, истерическими реакциями и различными припадками.
«Дьявол не настолько глуп, чтобы вселяться в сумасшедшего»
Ведьмовские процессы продолжались до 70-х годов XVIII века. Некоторые исследователи считают, что душевнобольные составляли преобладающую массу казненных ведьм и колдунов. Другие, наоборот, полагают, что таким образом вполне здоровые люди сводили счеты друг с другом, добивались определенного положения и материальных выгод.
Обвинив человека, можно было избавиться от врага, политического противника, кредитора, а также завладеть его собственностью, получить награду или продвинуться по службе. Это весьма распространенная практика, которая широко используется до сих пор.
Между тем в одержимость бесами действительно верили даже знаменитые ученые того времени. Основатель научной хирургии Амбруаз Паре (1510-1590) посвятил несколько научных трудов влиянию демонов на болезни внутренних органов человека. Знаменитый врач и философ Парацельс (1493-1541) не сомневался в существовании людей, заключивших союз с дьяволом, хотя и с некоторыми оговорками.
Дьявол не настолько глуп, чтобы вселяться в сумасшедшего, и скорее выберет человека здорового и разумного
Однако даже в эти безжалостные времена находились люди, трезво оценивавшие происходящие события. Так Мишель де Монтень в своих знаменитых «Опытах» (1580 год) писал о ведьмах и колдунах, что эти люди представляются ему скорее сумасшедшими, чем виновными в чем-нибудь.
До чего же высоко нужно ставить свое мнение, чтобы решиться сжечь человека живьем
«Помешанные гибнут, лишенные ухода»
Слово «бедлам» вошло во многие языки мира, в том числе и в русский язык, став синонимом неразберихи, бардака и хаоса. Между тем изначально так называлась одна из первых и самая крупная на тот момент лечебница для психически больных в Лондоне.