зачем дети ходят на рождество
Материнские заметки: Детская радость Рождества
Если не будете как дети,
не войдете в Царство Небесное
(Мф. 18: 3)
Когда увеличили число «новогодних» выходных, многие были против. Почему? Одни называли всем хорошо знакомые причины: «народ не умеет праздновать», «семь дней беспробудного пьянства», «дети останутся без надзора школы и детсада». В возражениях других слышалась тоска по будням: куда себя деть, когда почти две недели не надо ходить на работу?!
Рождество Христово. Деталь фрески храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Московский Сретенский монастырь. |
Конечно, церковный праздник для православного человека принципиально отличается от светских-советских. И поводом, и внутренним состоянием. Но бывает: и праздничный день наступил, и причастились, и стол накрыли, и даже гости пришли. А посидели, поели-выпили, но праздник все же не получился. Случалось?
Я не могу дать «рецепт праздника». Но по своему опыту я знаю, что именно дети возвращают нам то ощущение праздника, которое мы с годами (и с грехами) постепенно теряем. Ведь своей безусловной верой и чистой радостью они и нас взрослых учат быть «как дети». Заставляют верить в бесчисленные условности праздника, к которым мы порой уже относимся скептически… Тем более что и праздник Рождества – это «детский» праздник, день рождения Божественного Младенца, просветившего мир.
В наш дом праздник приносят дети. И находясь рядом с ними, заботясь о них, кажется, и мы начинаем праздновать по-настоящему.
Наступает сочельник. Еще осенью мы с детьми набрали сухой травы. И теперь на белую скатерть выкладываем это сено. Потому что Господь родился на сене. О такой традиции мне рассказывала моя бабушка из Беларуси. Вот на это сено мы ставим большую красивую миску с сочивом. И едим все вместе из одной тарелки. Конечно, у такого «варварства» есть и вполне обыденная причина: хочется под праздник поменьше мыть посуды, да и других дел хватает. Но все-таки как же это важно – хотя бы раз в год всей семьей поесть из одной тарелки! Попробуйте, сядьте с мужем-женой или с другом за такой стол. А когда дети прибегут на кухню и увидят на столе сено… Уверена: их восторг (выражается обыкновенно или воплями, или немым восхищением) передастся и взрослым, которые не умом, но уже сердцем, всем нутром своим смогут прочувствовать, что такое это сено, лежащее на столе. И когда вы станете рассказывать детям, что на такое вот сено Богородица положила Христа, вы расскажете об этом так, что и дети по-особому почувствуют, прочувствуют это.
На столе у нас не только сено. Раньше я ставила на стол икону Богородицы с Младенцем, но недавно мы с детьми смастерили вертеп – пещеру, внутри которой поместили (вырезали из открытки) Богородицу, Спасителя в яслях и старенького Иосифа. Перед вертепом горит маленькая свеча, а по обеим сторонам стоят игрушки-овечки.
Ночью мы со всеми детьми – и с грудным тоже, к ужасу наших бабушек, – едем в храм. В нашем храме есть редкая возможность не только покормить, но и переодеть малыша. Конечно, помолиться удается меньше, чем прихожанам без детей: то маленький заплачет, то другой хочет поставить свечку, еще одному уже скучно и он готов спеть во время евхаристического канона «Отче наш». Или «Царю Небесный». Или колядку, которую недавно выучил. Но когда наконец-то выпадает пара минут для молитвы – она становится сугубой. Потому что не знаешь, когда еще раз получится сосредоточиться.
После службы едем домой. По ночной Москве, расцвеченной огнями, с огромными украшенными елками. С причастием вас, детки! Поем ирмосы, колядки – до самого дома. С кем вы будете петь, если нет детей?!
А дома-то – самое интересное: в комнате под елкой лежат они. В разноцветной бумаге, с бантиками. Что это, пока неизвестно, но явно что-то очень хорошее, самое лучшее. И обязательно много-много сладостей, которые только сегодня можно съесть в неограниченном количестве. И можно сидеть на полу, окруженным всем этим счастьем, и продирать слипающиеся глаза…
Уже только выбирая подарок для ребенка, ты загораешься радостью – той, которую испытает «получатель сего». Такой радости, как от рождественского подарка в детстве, став взрослым, уже не испытаешь. Потом придет другая радость – радость подарить эту радость ребенку.
Когда я была маленькой, я ждала рождественских подарков с самого начала рождественского поста. Мы с братьями и сестрами всегда делились друг с другом заветными мечтами – что мы ожидаем увидеть в «своем» пакете под елкой. И когда мы возвращались домой после ночной службы… Как старшая, я брала ключи и бежала впереди остальных, прыгая через две ступеньки. Младшие оставались далеко позади. Открывала дверь, а в гостиной – мигает гирлянда на елке… Как она зажглась? Ведь когда мы уходили, огни не горели! Разве тут вспомнишь, что мама велела снять обувь. Подарки помечены – кому какой. И вот берешь свой пакет, а в нем… Честно говоря, не важно что. Важен был сам момент: подбежать к елке, найти свой подарок и с замирающим сердцем открыть его.
Мои родители каждый год обязательно клали под елку подарки. Даже тогда, когда совсем не было денег (о чем я узнала, уже став взрослой). Однажды, помню, прямо после рождественской литургии к маме подошла незнакомая женщина и дала пакетик с новыми игрушками. Наверное, еще и поэтому мои родители называли рождественские подарки «ангельскими». Да, в детстве мне подарки приносил ангел. Я узнала о «подлоге» рано, в девять лет. Мои же братья и сестры часто класса до шестого – седьмого свято верили в этого «ангела». Сейчас мне кажется, что у такой «системы» был свой плюс: какая горячая была молитва у ребенка, ожидающего к Рождеству самое заветное. Велосипед! Или конструктор! Или еще что-нибудь «жизненно необходимое». Я о желаниях своих братьев и сестер рассказывала маме, и она клала под елку именно «заветное».
Вы скажете: какая профанация молитвы и чуда! Но… Часто на дорогостоящие подарки у моих родителей не было средств, и всегда неожиданным образом все как-то устраивалось: оказывались либо деньги, либо сами подарки. И именно те, которых ждали. Господь или ангел нашей семьи посылал родителям возможность класть под елку все эти чудеса.
Конечно, рано или поздно ребенок узнает «правду». Но «развенчание ангела» может оказаться болезненее, чем разоблачение Деда Мороза. Если подарки принес не ангел, если вместо него – рынок в Лужниках и система оповещения родителей, то, может, ангелов нет в принципе. Пожалуй, лучше пусть будет развенчан Дед Мороз. Хотя и в таком случае разоблачен будет не только сам волшебный дедушка, но и родители. Ведь, по сути, они обманывали ребенка…
В своей семье я отказалась и от ангела-дарителя, и от Деда Мороза: подарки моим детям под елку кладем собственно мы, родители. Правда, внимание акцентируем не на дарителях, а на самих подарках. Мне кажется, что дети ничего важного от такой прозаичности не теряют.
Некоторые говорят, что Дед Мороз – это сказка, необходимая детям для того, чтобы они чувствовали праздник и научились верить. Вероятно, это нужно была советским детям, воспитанным в материализме и безверии. Если праздник (Новый год) – это всего лишь черта, отделяющая один год от другого, в честь чего и нарядили елку, то сказка нужна. И сказочный Дед Мороз тоже. Хотя бы для того, чтобы как-то связать смену года и елку. Но вот не было в дореволюционной России дедов морозов! Были ряженые, христославы, вертеп… Морозко был – как сказочный герой, такой же, как другие герои сказок. А детям подарки под елку клали родители, по крайней мере в тех сюжетах, о которых я знаю. Так что я пока не вижу большой катастрофы в отсутствии Деда Мороза. Может быть, потом откроется наша ошибка… Но это другая тема.
А у нас все еще рождественская ночь. Дети отрываются на пять минут от подарков – чтобы разговеться. Правда, рождественский стол, заваленный салатами, утками-индейками, студнем, сырами и прочими несказанными вкусностями больше привлекает родителей (сами знаете, полтора месяца поста!). Дети в основном разглядывают тот самый вертеп, фарфоровый храм и «заснеженный» домик, внутри которого горят фонарики… (Да и какой там язык в желе, если шоколад и печенье даже в волосах!) А потом уходят к своим игрушкам, чтобы через пятнадцать минут, уже на рассвете, заснуть в обнимку с железной дорогой, кукольными кроватками, пирамидками…
Завтра мы пойдем в гости. С восьмиконечной звездой, чтобы сбивчиво спеть колядки. Как христославы. Может быть, когда дети подрастут, мы сможем по-настоящему ходить славить Христа, с мешком и даже с вертепом – маленьким кукольным театром. Но это наши мечты. Пока мы просто пойдем в гости. А еще вместе с друзьями нарядим детей пастухами и овечками и снова будем петь все те же колядки, дарить подарки и есть пряники с елки.
Вот так мы празднуем Рождество. Без детей это был бы, действительно, не тот праздник. Потому что по-настоящему праздновать умеют только дети. Для них все это самое настоящее, безусловное. И мы сможем приобщиться празднику только тогда, когда станем как эти самые дети. Ведь именно им надо уподобиться, чтобы войти в Царство Небесное. А оно неспроста сравнивается с пиром, праздником. А как еще уподобиться детям, если не быть с ними рядом, если не для них устраивать праздник, если не проживать вместе с ними каждое мгновенье.
Колядование на Руси: древний смысл обряда колядования
Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю. Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Пока идут Святки, нужно успеть рассказать еще об одном традиционном обряде — колядовании. Вот вы когда-нибудь колядовать ходили? Мы ходили, это было до такой степени давно, что я даже помню плохо. Точно помню, что весело было, и точно помню, что чуть котят не накалядовали =) Но не об этом речь сегодня.
Мне хочется вспомнить этот обряд, немного обновить статью и слегка расширить информацию. Появились новые вопросы, нашлись на них ответы — хочется поделиться.
Что такое колядование
* Друзья, на тему зимних славянских праздников на этом сайте написано несколько статей, и скорее всего, они вам будут интересны. Так как один праздник тесно связан с другим:
Примечательна традиция тем, что после после крещения Руси, не только не исчезла полностью, но и сохранила много элементов из славянства.
Конечно, из-за наложения христианских праздников на славянские перемены случились огромные: от дат празднования последних, до искажения смысла. В принципе, это процесс естественный в подобной ситуации.
Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.
Время колядования
Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Это еще стародавние времена. Потом традиции менялись и время колядок перенесли (как и Святки, в общем-то).
Позже колядовать было принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число), и под Крещение (19-е января). Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число. И опять я вспомнила «Ночь перед Рождеством».
Кто такие ряженые?
Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки.
Начнем с ряжения. Это древний (его упоминания есть в 12 веке) славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц (например, сажей) и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа:
нечистой силы (ведьмы, русалки и т.п.);
очень часто животных: (медведя, козы, журавля и прочие);
а так же образа барина, еврея, цыгана и прочие.
Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.
Ряжение — это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов. Чаще всего использовали:
Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь, и не демон с перекрестка. Но такова задумка.
Я уже не раз говорила о том, что Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь. Вот, всякие духи (и не только добрые) в наш мир и заходят.
Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным (под личиной), то он мог вести себя достаточно раскрепощенно (без фанатизма, конечно). Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина, например, или другие события. Ряженые играют сценки, а остальным всем весело. Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием.
Обряд колядования на Руси
В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы — ватаги: подростки с подростками, дети с детьми, парни с парнями и так далее. Короче говоря, кому как удобнее и желаннее.
В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?». Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.
Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.
После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую:
Кто не даст пирога — мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!
Не дадите хлеба — стащим с печки деда!
Не дадите лапку — стащим с печки бабку!
Но, на самом деле, с колядующим не принято было ссориться. Чаще всего их щедро одаривали и они уходили к следующему двору.
Примечательный момент — в ватагах ряженых обычно в самых первых рядах шла. коза. Нет, не живая. Шел кто-то переодетый в козу, и этому есть объяснение. Славяне верили, что коза может отогнать злых духов. Так вот и во время колядования старались на расставаться с таким оберегом.
Колядование после Крещения Руси
Это стоило того, чтобы выделить в отдельный пункт статьи. Дело в том, что после Крещения Руси, традиционные славянские обряды начали запрещать, как греховные. Это коснулось и Коляды, и всех традиции с ним связанных (в том числе и ряжения): запрет на колядование и поклонение Коляде ввели в 1684 году.
Однако, любимый народный праздник продолжал жить. Но трансформации подвергся:
колядки и само празднование перенесли на другие даты (ближе к нашему Рождеству, то есть на январь);
обычай рядиться и от души веселиться стал нечистым (поэтому после колядования необходимо было «смыть» с себя грех);
Стоит отметить, что образа нечисти примеряли на себя, как правило, мужчины (и то не всегда по своей воле). Так как обряд ряжения считается греховным, а уж образы нечисти и самой смерти тем более, никому не хотелось лишний раз навлекать на себя неприятности.
колядовщики стали вести себя тише и не так развязно;
«язычников» даже не пускали во двор, а уж на порог и подавно;
конечно, изменились тексты некоторых песенок-колядок.
И самое важное отличие. Если раньше народ славил Коляду, то теперь люди ходили по дворам и славили Христа. Появился так называемый «вертеп» (двух- или трехъярусный ящик). Его теперь тоже носили колядовшики с собой, разыгрывая сценки из жизни Христа и Святых.
В отличии от язычников, «христославные» колядовщики не рядились, ходили по дворам не с солнышком-символом Коляды, а с Вифлеемской звездой, что символизировало поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества.
Таких «христославных» колядовщиков, наоборот, привечали и щедро одаривали.
В целом, праздник не сильно изменился внешне, он плавно трансформировался в другой.
Святочные колядки
Теперь о колядках (они же коледовки, они же обрядовые песни). Это как раз те песни, которые исполняли ряженые во время своих обходов. В этих песнях часто присутствовали церковные мотивы, а так же пожелания хорошего урожая и всяческого благополучия.
По сути, эти песенки являются заговорами-пожеланиями всяких благ. И чем радушнее хозяева были к ряженым, тем больших благ они им желали.
Основные мотивы колядок, помимо языческих и христианских, были бытовые. Вот так просто. И пожелания зависели от пола хозяев дома, достатка и чинов. Например:
незамужним девушкам желали счастливый брак;
хозяину дома — благополучие и достаток;
Что касается текстов колядок, то их великое множество в сети, так что приводить примеры, наверное, смысла и нет. Однако, я сделаю несколько сценариев для колядовщиков (в формате PDF — легко скачать, легко распечатать) и сслки дам.
Колядование в наши дни
С одной стороны, если смотреть глобально, то традиции колядования в России канули в Лету. Чего греха таить, я тут недавно с одним знакомым разговорилась:
— Ну, да. Традиция такая на Святки. Старая.
Тут я начинаю слегка удивляться.
— Как? Ну, раньше народ переодевался в разные наряды, ходили по домам, пели песни, за это им давали разные угощения. В основном, конечно, в деревнях.
И тут он мне выдает фразу, после которой я аж растерялась:
— Так это ж Хеллоуин.
Поймите меня правильно. Я ничего не имею против Хеллоуина, напротив, это один из самых любимых мною дней (точнее вечеров). Но все же спутать его и. святочные колядушки (даже при определенном сходстве). Ах, ладно.
С другой стороны, сейчас набирает обороты течение родноверов. Люди возвращаются к забытым, славянским, традициям. Возрождают обряды. Так что, не все забыто, не все потеряно.
И, конечно же, обряд колядования на Руси (такой, каким он когда-то был) можно увидеть на различных театрализованных мероприятиях.
Ну вот, на этой все же оптимистичной ноте я буду с вами прощаться друзья. Скоро увидемся =)
P. S. Все ж таки влеплю сюда галерею фото колядования. Для наглядности.
Почему так важно детям колядовать на Рождество?
В России Рождество приходит позже, чем на западе. Поэтому оно не так популярно, как Новый год. Любой ребенок ждет праздника, подарков, и если получает это 25 декабря, то любимым праздником становится этот день, если 1 января – то соответственно он.
И вот, православный праздник наступает – а ребенок уже отгулял на 3х и более елках, получил все запрошенные подарки, посмотрел на салют, пресытился обильными ужинами… Что еще сделать? Горки, санки, гости, каток, лыжи… здорово. А почему бы еще и не поколядовать на Святки? А? Ходишь по ближайшим домам, квартирам, поешь веселые песенки, танцуешь, просишь конфеты или денежку! Я хочу немного рассказать о плюсах такого мероприятия, каким бы глупым для кого-то оно не казалось.
Я ни в коем случае не буду рассуждать о вере, о правильности, о грехах и их последствиях, нет. Рассмотрим Коляду с психологической точки зрения.
У меня на коуч-сессии была девочка. Ее мама не пускала колядовать, в то время, когда ее подружки бегали по деревне и собирали подарочки. Она объясняла это тем, что нам просить не гоже. Мы сами заработаем. Девочка выросла с большим финансовым блоком в голове. Просить деньги – нельзя. Только зарабатывать. Только тяжелым трудом. Легких денег не бывает. Я не покажу, что я бедная, что я слабая. И у нее были кредиты, ипотека, долги! Она пряталась! Пусть все видят, что у меня все хорошо! Мне ничья помощь не нужна! Все сама! Ей заново пришлось учиться быть ребенком, который любит себя любым! И слабым, и смешным, и нескромным!
Конечно, иногда на Коляду родители не пускают детей из страха – опасно! Особенно жителям городов. Но я вас очень прошу, если к вам в гости заглянут детишки с песнями, плясками – угостите их) и своему ребенку расскажите, как это здорово! Какие они молодцы! Пусть ваш ребенок знает, что вы одобряете их действия! Вот увидите, во взрослом возрасте, он скажет вам спасибо! Потому что вы мама, которая поддерживает самостоятельных и креативных людей, смельчаков по жизни и здоровых пофигистов, которым все нипочем, когда весь мир за них.
Новый год в православной семье: с чистого листа
Материнские заметки
Новый год – это мандарины, салат «оливье», «Ирония судьбы», елка, Дед Мороз с подарками. Куранты, шампанское и загаданные желания в полночь. Новогодние школьные огоньки, вечеринки, фейерверки. Пьянки… Безусловно, в каждой семье каждый праздник имеет свои особенные традиции празднования. Но все же, если верить журналам и газетам, блогам и телевизору, – народный набор «аксессуаров» примерно таков.
Православная семья, которая всю жизнь своего дома выстраивает в соответствии с церковной традицией, не может принять антураж празднования Нового года в его общераспространенном виде. Во-первых, идет пост. Во-вторых, грандиозные празднества по поводу наступления следующего года обязательно ставят один из величайших православных праздников, Рождество Сына Божия, в конец длинной череды новогодних мероприятий. Так сложилось, а до революции Новый год, наоборот, лишь поддерживал череду святочных гуляний. Да и сейчас на Западе условный, часто лишенный своего значения Christmas все же явно превалирует над New Year.
И получается так. Кто-то пытается соединить Новый год из советского детства с традициями православного Рождества (ностальгия и нежелание лишать своих родных детей «настоящего детства»). А кто-то, наоборот, считает гражданский Новый год несуществующим для православной семьи праздником. Потому что его нет в церковном календаре.
Пост, церковный календарь и Старый Новый год
Но ведь если праздника нет в церковном календаре – это не значит, что его нельзя отпраздновать. В календаре нет дня рождения моей сестры, родившейся в пост, но это большой праздник для моей семьи. На столе – праздничные постные блюда. И нет никакого объедения и пьянства, конечно. Мы празднуем рождественским постом Ведение во храм Пресвятой Богородицы, престольные праздники, именины. Сам факт поста не означает, что эти даты будут перенесены на святки.
Календарь обычно был делом государства, а не Церкви и не природы
Отмечать Новый год 14 января? То, что наша Церковь, слава Богу, верна старому стилю, не означает, что Новый год должен отмечаться на месте «старого». В церковном календаре и 14-го нет никакого Нового года. Если следовать именно церковному календарю, то Новый год у нас приходится на 14 сентября, а не (или) на 14 января. В этот день читается канон Индикту или Новолетию. Так что уж если куда-то и переносить «настоящий новый год», то на начало сентября. А так, как ни крути, Новый год – вещь условная. Для каждого человека, по крайней мере, отроческого возраста, новый год начинается в день рождения. И начало этого личного нового года не совпадает с подобными рубежами даже родных братьев и сестер. Так что «гражданский новый год», смена одного настенного календаря на другой имеет право наступать в любой день года, и сейчас в нашей стране он наступает 19 декабря по юлианскому календарю. Когда-то наше российское государство отмечало Новый год в сентябре, а еще раньше – в марте. Потом перенесли начало года на январь. Может, когда-нибудь наши календари будут отсчитываться от 24 июня или от 8 октября. Да и порядковый номер года – тоже фикция: это не точное время от Рождества Христова. Вообще-то календарь обычно был делом государства, а не Церкви и не природы. Так что если праздновать смену цифр в дате, отмечать вывешивание нового настенного календаря, когда же это делать, как не 1 января?
Советские или дореволюционных традиции?
Соединить советский Новый год и православное Рождество Христово – это предложить своим детям Вместо-Рождество с рождественскими и парарождественскими атрибутами
Новогодние традиции дореволюционной России нам не подходят, ведь изменился календарь, изменились праздники и государство, а вслед за этим – и ритм жизни, школьные праздники, каникулы и выходные, общенародные гуляния и тому подобное. Мы можем и должны в своей семье жить жизнью Церкви, но мы не можем механически перенести все аспекты жизни дореволюционной России в наш дом. Сохранить и сберечь хотя бы основные новогодние советские традиции для детей, воспитывающихся в Православии, мы тоже не можем. Как минимум потому, что сложившиеся в те десятилетия новогодние обычаи в своей основе были сознательным повторением, противопоставлением и заменой Рождественского праздника. Со времен появления подобной традиции в России, и до сих пор во всем мире, елки наряжают к Рождеству. И подарки, и особенный стол в доме – все это Рождество, а никак не Новый год. Соединить советский Новый год и православное Рождество Христово – это предложить своим детям Вместо-Рождество с рождественскими и парарождественскими атрибутами, а после этого добавить собственно Рождество.
Изменившийся порядок расположения этих праздников, даты школьных каникул и государственных выходных требуют посмотреть на празднование Нового года новыми глазами, не опираясь ни на советские, ни на дореволюционных традиции. Так как это не церковный праздник, так как это вообще весьма условная дата, мы можем смело отмечать Новый год так, как это нам удобно.
Чего же мы ждем от празднования Нового года в православной семье? Того, чтобы пост остался постом. Чтобы это время осталось временем подготовки именно к Рождеству Христову. И чтобы время новогодних каникул осталось все той же подготовкой к Рождеству, но при этом осталось каникулами. Чтобы наши дети воспринимали праздники в соответствии с их истинной ценностью. И при этом – отдыхали, радовались, праздновали ничуть не меньше, чем их сверстники из нецерковных семей. И вот что у нас получается.
Новый год – небольшой праздник в череде праздников рождественского поста
Новый год – один из праздников, попадающих на рождественский пост. Это уже – нечто нетрадиционное для русского человека. В советские десятилетия это время не было постом, потому что поста не было, а для дореволюционного периода не было постом потому, что это были святки.
Чтобы Новый год был «одним из», в доме должны быть и другие праздники в пост. Чтобы он был «одним из», эти праздники должны и вправду быть праздниками дома.
Церковь начала петь рождественские песнопения – начинаем и мы. А еще ирмосы в храме – это знак: пришло время учить колядки
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Первый праздник рождественского поста – это Введение во храм Пресвятой Богородицы. К этому празднику мы уже украшаем дом снежинками и ангелами. И украшение дома, впрочем, как и украшение улиц, класса, ассоциируется у наших детей не с Новым годом, а с подготовкой к Рождеству и с этим праздником трехлетней Богородицы. На всенощной под Введение впервые поются рождественские ирмосы. Это уже предрождественская радость – услышать эти молитвы в храме. Церковь начала петь рождественские песнопения – начинаем и мы. Во время вечерней молитвы поем эти ирмосы. А еще ирмосы в храме – это знак: пришло время учить и повторять колядки, впервые ставим диски с рождественскими песнями. Праздничный стол на Введение никак не уступает новогоднему – это же двунадесятый праздник! Белая особенная скатерть, свечи на столе…
Святитель Николай. Праздник святителя Николая у нас особенно почитается. Это также особенные молитвы, храм и праздничное застолье. Но еще – это маленькое чудо. В память о тех мешочках с дарами, которые святитель подбрасывал ночью несчастным девушкам, во многих христианских странах детям дарят подарки. Так или иначе эта традиция бытует сейчас и в современных православных семьях. Именно накануне дня Николая Чудотворца наши дети раскладывают носочки на красивой расшитой салфетке. А наутро находят в этих носочках небольшие подарки-сюрпризы. В семье нашего знакомого священника дети выставляют в этот день сапоги за порог. Но это возможно, если соседи понимающие. А еще в честь праздника святителя Николая мы украшаем окна гирляндами. Подарки в носочках, мигающие гирлянды на окнах – все это создает чудесное настроение праздника, и все это – преддверие Рождества.
Пост – подготовка к Рождеству
Начало поста – праздник воздержания, управления собой. Это могут понять дети уже лет с восьми. Конечно, одно из ощутимых проявлений поста – это особая еда. Отвыкаем от мороженого и пирожных. Привыкаем прежде чем съесть что-либо, подумать: это постное, или нет? То есть привыкаем управлять своими желаниями. А еще пост – это особенная, радостная еда – мандарины. Чудесный запах мандаринов – запах рождественского поста. Кому пришло в голову, что это запах Нового года? Ведь сезон цитрусовых начинается задолго до 1 января. Как раз в начале декабря. Как раз в пост, в то время, когда на столе должно быть больше овощей, фруктов… Так что мандарины, душистые абхазские мандарины – это запах рождественского поста в нашей семье.
Весь пост мы готовимся к Рождеству, именно к Рождеству. Со дня Введения во храм слушаем, поем, учим колядки. 7 декабря празднуется день памяти великомученицы Екатерины и остается всего месяц до Праздника. И мы начинаем делать подарки к Рождеству. Делаем по выходным, в редкие свободные часы между школами и прочими образовательными мероприятиями, в которые погружены все старшие дети. В 20-х числах начинаем учить стихи, роли для кукольного спектакля – именно сейчас, до начала каникул, чтобы потом только повторять. Делаем украшения из бумаги, фольги, ткани и наряжаем дом. Это самое радостное. Потолок, люстры, окна. Эти постные украшения – не совсем елочно-празднично-рождественские, скорее просто зимние. То есть не красные и золотые шары, а снежинки, ангелы из бумаги и из ткани, гирлянды из бумаги. Ведь это еще только подготовка к Рождеству. И еще нет украшений на иконах, конечно, еще нет елки. После дня святителя Николая мы продолжаем возвращаться к рождественским поделкам, но дом уже не украшаем. До самого сочельника.
Если мы учим стихи, готовим поделки к Рождеству, то и ждать дети будут именно Рождества
Что нам дает такое заблаговременное украшение дома? Дети сами изготавливают поделки, а это – творчество, труд, развитие фантазии. Младшим детям важно увидеть свою поделку полезной, то есть увидеть сделанного своими руками ангела на люстре, а не довольствоваться памятью о нем же, но в коробке. А еще… и в школах, и в магазинах, и вообще на улицах появляются украшения к Новому году. Если Рождество для нас – главный праздник, и мы будем украшать дом только к сочельнику, детям будет немного грустно, потому что везде уже царит блестящее сверкающее веселье, которого у нас в доме нет. Даже может быть завидно. В нашей особенности нет ничего плохого, мы и вправду – другие. Но это все-таки бывает грустно, даже если дети искренне разделяют убеждения родителей. А вот если мы с начала поста украшаем квартиру к Рождеству, то наш дом оказывается наряженным еще раньше, чем будет оформлен к Новому году школьный класс. При этом, после праздника святителя Николая мы останавливаемся. Значит, последние украшения – в честь этого святого. Выходит, на Новый Год уже нет особенных изменений в домашнем интерьере, и это делает для детей празднование новолетия менее значительным, чем праздник святителя Николая. И еще. Если мы учим стихи, готовим поделки к Рождеству, то и ждать дети будут именно Рождества, а все остальные даты, в том числе Новый год, будут промежуточными.
Новогодние мероприятия
Школы обычно устраивают особые новогодние огоньки. Я сама училась в обычной школе, у меня были прекрасные отношения с одноклассниками, но за 10 лет я ни разу не побывала на этих мероприятиях. По-моему, ничего не потеряла. Мои собственные дети могут свободно выбирать: кто-то хочет и идет. А кто-то не хочет и не идет. Конечно, школьные елки не блещут высокой культурой, впрочем, как и большинство культурно-массовых развлечений в обычной школе. Отражение массмедийной поп-культуры, разбавленное особенностями местной самодеятельности. Первоклассникам обычно любопытно: что же это такое? А тому, кто учится в средней школе, может быть просто не интересно, если ребенок не привык дома к подобной культуре, имеет «выход» на настоящую культуру (в храме, на занятиях искусством). Как раз на елку в музыкальной школе тот же ребенок идет с удовольствием. В общем, зависит от самого ребенка, от конкретной школы.
Чтобы елки были радостью, лучше преподносит их детям в ограниченных количествах
А вот на специальные новогодние елки во всевозможные дома культуры мы не ходим. Именно потому, что мы любим елки, любим хорошие спектакли и концерты. Это – развлечение и праздник. Но это еще и тяжело. Дело даже не в нас, родителях (хоть нам двоим не хватает рук для каждого нашего ребенка, ведь за каждым усмотреть, утихомирить, каждому помочь – непросто), сами дети скоро устают от ярких, чудесных елок, которые в большом количестве и возбуждают, и утомляют. Поэтому, чтобы елки остались радостью, а не экзаменом на умение себя вести в экстремальных ситуациях, лучше преподносит их детям в ограниченных количествах. Раз их будет немного, они должны быть лучшими из возможных вариантов. Елка в консерватории или в сельском храме, в музее-усадьбе или дома – тут у каждого свои критерии «хорошести», свои возможности. Раз елок будет немного, эти праздничные мероприятия, конечно, должны выпадать на самые праздничные дни. То есть на святки, конечно, а не на пост. Таким образом, мы ходим и на елки, и на рождественские представления в театры на святках, когда по-настоящему праздник. Пошли бы и на новогодние, будь они на святках.
Также на Рождество мы ездим в гости, сами принимаем гостей, колядуем. Такая насыщенная программа в основном должна уложиться в пять дней от Рождества до начала школьных занятий. И еще надо сделать так, чтобы в один день было не более одного мероприятия. А значит, чтобы у детей каникулы были не только праздничными развлечениями, но и отдыхом, необходимо тихо и спокойно прожить дни, свободные от праздничных мероприятий, то есть дни перед Рождеством. Значит, никаких елок в новогодние дни, и никаких больших гостей. Тем более – это время строгого поста. Так что само собой получается: неделя перед Рождеством должна быть тихой и спокойной.
Поэтому мы не ходим на новогодние елки, кроме школьных. И чтобы не перегрузить детей. И чтобы не перебивать «аппетит» перед лучшими, рождественскими мероприятиями. Чтобы пост оставался постом.
Если есть возможность и желание куда-то пойти в предновогодние дни, мы бываем на концертах классической музыки, смотрим балет. Не более чем одно мероприятие, обязательно до Нового года, а не после него. И это имеет смысл только в том случае, если действительно будет культурным образованием для наших детей, а не потерей образования.
Новогодняя ночь
Если украшение дома, елку, подарки мы возвращаем Рождественскому празднику, то что же остается в доме новогодней ночью? Легкий праздничный, но постный стол, аналогичный воскресной семейной трапезе. Разрешение есть детям сладкое. Что же может быть еще особенного, что бывает только в новогоднюю ночь?
Так сложилось, что на сегодняшний день Новый год – единственный общенародный праздник в нашей стране. И самое интересное, что это еще и единственный семейный, единственный народный праздник, когда практически каждый дом ощущает себя частью государства Российского. Единственный праздник, в который в каждом доме звучит – часто единственный раз в году – гимн России. Как бы ни относились люди к государственной власти вообще и ныне существующей в частности, как бы ни относились эти люди к собственной стране, как бы редко ни посещали их мысли о Родине, в Новый год – и только в Новый год! – все слушают новогоднее послание Президента, и после боя курантов пьют шампанское под гимн России, а то даже и поют его. И получается, что сегодня главная песня Нового года – это не «В лесу родилась елочка», а гимн России. Новый год у нас – фактически народный день Российского государства. Это уже само по себе, по-моему, заслуживает поддержки. Заслуживает того, чтобы и мы присоединились к этому празднику.
Теперь именно так и воспринимают Новый год мои дети. Как ночь, в которую у нас очень поздний праздничный ужин. Мы дожидаемся назначенного времени, по интернету слушаем Президента, считаем бой часов на Спасский башне и вместе поем гимн нашей страны, любуясь ночной панорамой Кремля, с золотыми куполами его соборов, с флагом России на фоне синего снежного неба… Молимся на ночь, просим у Бога благословения на предстоящий год (получается, что подобная молитва у нас много раз в году – на дни рождения, годовщины, в церковный Новый год…). Выключаем свет. Младшие засыпают первыми. Старшие смотрят в окно на салюты и фейерверки…
Это и есть празднование Нового года в нашей семье. Телевизора у нас нет, но в интернете есть он-лайн трансляция речи Президента. Надежнее, правда, заранее скачать выступление вместе с боем курантов и гимном. Ведь Новый год на Камчатке наступает за несколько часов до того, как дело дойдет до Москвы, и записи из восточных регионов свободно гуляют по сети.
Чего мы лишили наших детей?
Основные детские атрибуты Нового года у нас возвращены Рождественской ночи. Так что «чудесная ночь» у наших детей наступает в ночь с 6 на 7 января по новому стилю. Наши дети оказываются не только не лишены всех основных детский новогодних радостей, но получают их в гораздо более полном, широком и глубоком объеме. Новый год у нас получился ночью государства Российского и боя курантов. То, что мои дети «опаздывают» с елкой и подарками на целую неделю, меня не смущает. В моем собственном детстве всегда было это «опоздание», и я даже не понимаю, чем это может быть плохо. Тем более, что все родители в нашей стране никак не смущаются тем, что и сами они опоздали с елками и подарками, ведь «цивилизованный мир» одарил детей и елкой, и подарками за неделю до них – 25-го декабря.
Что же осталось такого, что есть в новогоднем праздновании у наших соотечественников, но чего наши дети оказались лишены?
У нас нет мистического ажиотажа по поводу приближения и наступления Нового года. Сколько дней, часов и минут осталось до «часа икс». Какие символические цифры будут в новом календаре.
Нет никаких атрибутов новой общераспространенной религии, в которой особую роль играют «символы года». Поклонение им пропагандируют телевидение, дорогие рекламные щиты на улицах и дешевые сувенирчики в переходах, елочные украшения и открытки в любом магазине. Дети украшают школьные классы изображениями этих зверюшек, бабушки дарят внукам плюшевых змей, поющих дракончиков, пластмассовых крыс – в зависимости от того, чье именно изображение приносит в том году счастье человеку. Даже еда в новогоднюю ночь должна быть «угодной» покровителю года. Для дракона готовят мясо, а для овцы – зелень… В фойе нашей школы я увидела изображения коз зеленого цвета. Оказывается, наступающий год посвящен козе, да не простой, а деревянной, да еще сине-зеленой.
Суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера
Чего еще нет в нашем доме? Бесчисленного количества суеверий, которые, кажется, умножаются с каждым годом. Скажем, во время боя курантов надо съесть бумажку, на которой написано желание, запивая ее шампанским. Желание, конечно, сбудется. Надеть на себя все новое (или хоть что-то новое), чтобы в Новом году все было… новым. Да, одежда, как и еда, должна быть угодной зверю года. Наверное, есть еще много того, о чем я даже не догадываюсь. И маленькие дети, и пожилые учителя – все об этом знают, и иногда им приходится удивляться невежеству моих детей. Но еще маленькой девочкой я знала о том, что подобные суеверия – это религия людей, у которых была отнята вера. И это не глупо, над этим нельзя смеяться. Потому что это – другая вера. Потому что это – грустно. Потому что это – страшно. Теперь и мои дети учатся жить с людьми, которые надеются угодить деревянной козе. Которые с верой и надеждой молятся морозному деду об исцелении больной мамы. Благоговеют перед способностью этого благого бородача видеть все добрые и злые дела каждого ребенка. Перед его властью награждать и наказывать детей. С людьми, которые знают о судьбе их знака зодиака в наступающем году. И это, прямо скажем, беснование – и есть основная причина для православной семьи отмежеваться от полного погружения в праздник Нового года, не впускать его в дом в том виде, какой он сейчас имеет.
Слава Богу, в таком количестве это безумие встречается только перед Новым годом. А в остальное время мы можем сами приносить праздники в мир, и мир в лице школы часто с готовностью и открыто встречает церковную жизнь. Впрочем, это другая тема.
…После тихих дней между Новым годом и Рождеством, когда вся семья собирается вместе, наступает долгожданный сочельник. В нашем доме появляется живая елка. Восьмиконечная золотая звезда. Квартира украшается мишурой, гирляндами, еловыми венками, рождественскими надписями. На иконах – белые полотенца, еловые ветки. Вечером на столе – белая скатерть, сено, деревянная миска с кутьей, зажигается свеча у вертепа… Но это уже, собственно, начало Рождества. Нас ждет ночная служба, а потом – подарки под елкой… Чудо Рождества, чудо праздника, который приносит радость, настоящую радость. Когда небо и земля вместе торжествуют, когда Ангелы и люди встречают один и тот же праздник. Сочельник, Рождественская ночь, святки, Крещение – все эти праздники уже на пороге. Праздники, которых наши дети не лишены.
Если мы сможем привести детей к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники отступят на второй план
Если эти, настоящие праздники, придут в наш дом, если мы действительно сможем привести детей, вместе с ними прийти к радости Рождества Христова, то и Новый год, и другие подобные праздники сами собой потускнеют, поблекнут и отступят на второй, третий, пятый план. Пусть будет в жизни наших детей Новый год. Как один из праздников рождественского поста. Который отдаленно напоминает о приближении Рождества. Который так отличается от всех праздников нашего дома. Ведь обычно наши торжества – это события только нашей семьи, или же праздники всей полноты Православной Церкви. Реже мы отмечаем дни исторической славы нашего Отечества. И только раз в году в наш дом приходит праздник того государства, в котором мы сейчас живем, совпадающий с наступлением нового календарного года.
Может ли новогодняя ночь «перебить» рождественские торжества? Да как же это возможно, если Рождество – это детские воспоминания, это объединение всей семьи, это елка и подарки, это исторические традиции нашей Родины, это служение Богу, это жизнь Вселенской Церкви, а Новый год… Новый год – это школьный огонек в конце второй четверти, это необычная ночь с боем курантов и пением российского гимна, виды Кремля и фейерверки на улицах. Это все интересно, здорово, но не может затмить даже день рождения ребенка. Тем более День Рождения Спасителя Мира, празднование которого соединяет все возможные представления о радости человека…
Купить книгу Анны Сапрыкиной «Материнские заметки» можно здесь: