зачем джокер залез в холодильник
Как Хоакин Феникс залез в холодильник. Оператор рассказал, откуда взялась самая странная сцена «Джокера»
Оказывается, многое в фильме «Джокер» шло совсем не так, как планировала съёмочная группа. Оператор Лоуренс Шер рассказал об импровизациях Хоакина Феникса, которые никак не зависели от создателей картины. И один из поступков актёра был по-настоящему неожиданным. Осторожно: дальше будут спойлеры.
Одним из самых громких фильмов 2019 года стал психологический триллер Тодда Филлипса «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли. Это очередная версия истории Джокера — одного из ключевых антагонистов Бэтмена в комиксах компании DC Comics.
По сюжету, неудачливый комик по имени Артур Флек страдает от психологического и неврологического расстройств. Он вынужден перестать принимать лекарства и постепенно превращается в хладнокровного убийцу на фоне утопающего в грязи и бедности Готэма.
Картина удостоилась главного приза — «Золотого льва» — на 76-м Венецианском кинофестивале. А простые зрители пришли от неё в такой восторг, что увековечили в многочисленных мемах и даже одном видеомеме. Несмотря на неоспоримый вклад режиссёра Тодда Филлипса, многое в фильме придумано самим Хоакином Фениксом, сыгравшим главного героя. Актёр дорабатывал поведение и поступки своего персонажа прямо по ходу съёмочного процесса.
Так, чистой импровизацией стал танец в туалете после тройного убийства в метро. По словам режиссёра, одной из самых знаковых сцен фильма не было в изначальном сценарии. Предполагалось, что Артур Флек, посмотрев в зеркало, спросит себя: «Что же я наделал?». Но на съёмках Феникс включил музыку и неожиданно для всех начал танцевать. Сцена получилась такой жуткой, что её оставили в окончательном варианте картины.
Ну а 23 октября издание Slash Film опубликовало интервью с оператором «Джокера» Лоуренсом Шером. Выяснилось, что и некоторые другие сцены стали неожиданностью для режиссёра и оператора.
Некоторые сцены были тщательно спланированы: например, когда главный герой находится в телефонной будке или поднимается по лестнице. А у других вообще не было никакого плана.
Снимая подобные сцены, создатели картины просто устанавливали свет и камеры, а актёр начинал делать всё, что приходило ему в голову. Один из самых странных моментов «Джокера» вошёл в фильм именно так.
Во время эмоционального диалога с Томасом Уэйном Артур кричит, что «просто хочет немного тепла», а Уэйн его прогоняет. Чувствуя себя отвергнутым, мужчина возвращается домой, входит в свою грязную кухню и вынимает из холодильника всю еду. Затем он, скрючившись, залезает внутрь и закрывается.
Словно поняв, что от окружающих людей ему не дождаться тёплых чувств, главный герой пытается «заморозить» себя окончательно. Некоторые зрители считают, что холодильник, в который залез Артур, нельзя открыть изнутри. В таком случае последующие события фильма могут быть просто предсмертной галлюцинацией персонажа.
По словам Шера, сцена с холодильником была сымпровизирована Фениксом и стала сюрпризом для всей съёмочной группы.
Когда он залез в холодильник, мы понятия не имели, что он собирался так поступить. Мы установили камеры на две позиции, а Хоакин просто размышлял о том, как бы он себя вёл, если бы страдал от бессонницы, как его герой. Мы поставили свет, и он мог делать, что угодно. И в первый и единственный дубль он сделал это, а мы словно были загипнотизированы.
Оператор вспоминает, что в тот момент вообще не понимал, что происходит.
Я помню, как думал: «Что он делает? Он что действительно только что заполз в холодильник?». Было ужасно странно и смешно смотреть на это.
И это был далеко не единственный случай, когда Хоакин всех удивил.
Например, когда он играл с пистолетом и выстрелил в стену. Всё, что мы знали, — это то, что в какой-то момент он сделает выстрел в стену. Но мы ничего не планировали и не подозревали, что он встанет, начнёт разговаривать сам с собой и танцевать. У нас просто стояли две камеры и мы смотрели, что происходит. И это стало основным подходом ко многим сценам.
Кстати, многих зрителей поставила в тупик последняя сцена фильма. И режиссёр «Джокера» уже прокомментировал популярную фанатскую теорию о концовке. А заодно обсудил с журналистами и другое предположение, связанное с Артуром Флеком и Бэтменом.
Кроме того, пользователей соцсетей явно впечатлило заболевание главного героя. А один американец живёт в таком состоянии в реальности: хуже всего ему пришлось, когда погибли его близкие, и при разговоре с полицией он просто не смог перестать смеяться.
Выдумал ли Артур Флек свою историю? И еще про холодильник.
Доказательство этой теории считается финальная сцена в психушке
Особенно на это намекает флешбек в начале фильма: Флек в психушке, совпадающей по интерьеру с психушкой в последней сцене, бьется головой в дверь
Также из фильма видно, что Флек склонен к фантазированию, часто представляет себе то, что ему хочется получить в жизни: что знаменитый комик назвал его сыном, что у него есть девушка, что он удачно выступил. Так может он выдумал вообще всё?
На все эти аргументы можно выдвинуть контраргументы:
— интерьеры психушек вообще похожи;
— если Флек выдумал ВСЁ, то получается, что он выдумал и то, что выдумал подружку/выступление/Мюррея. Сложновато, не находите?;
— в фильме встречается и другое время: к примеру, в самом начале по радио озвучивается 10:30.
Однако это общие рассуждения. А есть конкретные факты, что события фильма происходили?
Перед выступлением на шоу Мюррея Флек красит волосы
Скорее всего смысл финальной сцены прост: Джокер рассказывает о том, как он собственно стал Джокером. А упомянутая им шутка не менее проста: «Я рассказал вам свою настоящую историю. Но вы не расскажете её никому».
А если немного подумать?
Если невозможно выбраться из закрытого изнутри холодильника (а наутро Флек просыпается в постели), это значит, что эта сцена происходит в воображении Флека. Точно так же, как и некоторые другие.
Что воображает Флек? То, о чем мечтает:
— о признании своего таланта;
— об отношении с девушкой.
А о чем он может мечтать после встречи с Уэйном?
Сцена с холодильником произошла только в воображении Флека, который мечтает о смерти.
16 сюжетных деталей фильма «Джокер», которые поняли лишь отпетые киноманы
С момента выхода в прокат одного из самых ожидаемых фильмов года — «Джокера» — еще не прошло и недели, а лента уже получила самые высокие оценки зрителей. Рейтинг картины на IMDb — 9,2, а на сайте RottenTomatoes она заслужила 90 % одобрения. Однако помимо особой атмосферы, необычного сюжета и яркой игры Хоакина Феникса, в фильме есть довольно много любопытных деталей.
Мы уже успели посмотреть премьеру и составили список разнообразных отсылок и пасхалок, которые можно было с легкостью упустить из вида, увлекшись сюжетными поворотами. Предупреждаем, далее содержатся спойлеры, поэтому если вы только собираетесь пойти в кино, то лучше вернуться в к этому материалу попозже.
1. Режиссер обманул всех поклонников комиксов
Этот фильм скорее противопоставлен комиксам. В нем нет главного элемента жанра —супергероя, который всех спасает. Здесь главный герой просто превращается в отрицательного персонажа, а суперзлодея не существует вовсе.
При этом Артур Флек до последнего пытается интегрироваться в общество, а слетает с катушек уже после того, как все его старания идут насмарку. Вспомните: Джокеру протестное движение стало интересно только тогда, когда взбунтовавшиеся люди спасли его от полиции. Ему просто нужна была публика, которая увидит в нем не только неудачника. Так что можно сказать, что Джокер Феникса — это еще не до конца сформировавшийся злодей, каким его сыграл, например, Хит Леджер, а скорее авторское кино про угнетенного обществом человека.
2. Вы могли не заметить, но создатели точно указали год происходящих событий
Вся эстетика фильма указывает на то, что события разворачиваются в неком абстрактном прошлом. Однако точную дату все же можно определить, если обратить внимание на афиши фильмов «Экскалибур» и «Братья Зорро», которые вышли в 1981 году. Кроме того, истинные фанаты комиксов про Бэтмена знают, что родителей Брюса Уэйна убили как раз после киносеанса про Зорро.
Кстати, некоторые критики считают, что авторы фильма решили перенести действие в прошлое, чтобы им было проще сделать кино на остросоциальную тему, не обвиняя при этом современность.
3. Роберта Де Ниро пригласили в картину не просто так. Он — оправдание
Многие киноманы отметили, что «Джокер» напоминает фильмы Мартина Скорсезе «Таксист» и «Король комедии». Конечно, речь идет больше не о серьезном сюжетном сходстве, а скорее о некоторых деталях. Например, во всех 3 фильмах играет Роберт Де Ниро. Более того, в «Короле комедии» он также исполняет роль ведущего популярного телешоу. Наконец, герой Де Ниро из фильма Скорсезе тоже был неудачливым стендап-комиком, который признается в преступлении в прямом эфире, как и Джокер.
Из «Таксиста» взята не только атмосфера упадка города, но и сцена, когда главный герой красуется с пистолетом, изображая из себя крутого. Кроме того, оба герои — одиночки, ведут дневники и противопоставляют себя жестокому миру. У них даже костюмы одинакового цвета — темно-бордового.
Вероятно, взяв Роберта Де Ниро в картину, режиссер как бы показывает, что он не украл сюжеты у фильмов Скорсезе, а отдал дань уважения классику.
4. В том, что Джокер постоянно курит, есть скрытый смысл
Артур Флек не выпускает из пальцев сигарету. Скорее всего, курение показывает постоянное внутреннее напряжение и переживания героя. Так нам становится понятно, что Артур живет в постоянной депрессии, а дым в кадре как бы создает завесу между ним и остальным миром.
5. Главный герой залез в холодильник не просто так
В середине фильма есть довольно странная сцена, когда Артур залезает в холодильник. Это происходит после его весьма эмоционального диалога с Томасом Уэйном, где Артур кричит, что он просто хочет немного тепла, а Уэйн его прогоняет. После этого главный герой понимает, что ему нет смысла ждать от окружающих теплых чувств, и запирается в холодильнике, чтобы окончательно себя «заморозить».
Кстати, многие зрители отметили, что холодильник, в который залез Артур, не открывается изнутри. Так что вполне возможно, что дальнейшие события (начиная с неожиданного приглашения на шоу) — просто выдумка психически неуравновешенного героя.
6. В фильме есть одно неоспоримое доказательство, что у Флека раздвоение личности
«Люди ожидают, что вы будете вести себя так, будто вы не…»
Флек ведет дневник, куда он записывает свое текущее состояние, а также идеи для будущих шуток. Так вот, в начале фильма он делает записи правой рукой, а в середине резко превращается в левшу и пишет совсем другой по содержанию текст.
7. Танец Джокера на лестнице — это не просто пляски сумасшедшего. В него вложен смысл
8. Многие зрители не заметили, но в фильме постоянно мелькал именно желтый цвет
Главный герой часто появляется в желтой одежде: у него горчичного цвета толстовка и желтая жилетка. Кроме того, сцена в лечебнице для душевнобольных снята с использованием желтого фильтра. Таким образом, при помощи цвета режиссер показываем нам, что герой явно не в себе, ведь желтый символизирует безумие.
9. Сцена убийства во время ток-шоу была заимствована
Сцена, где Артур Флек в клоунском гриме приходит на вечернее шоу Франклина, а потом стреляет в ведущего из пистолета, была взята из комикса Фрэнка Миллера The Dark Knight Returns («Возвращение Темного рыцаря»). Там Джокер тоже появляется в студии ток-шоу, где убивает не только ведущего, но и зрителей.
10. Слова, которые сказал Джокер перед убийством Мюррея, потом прозвучали в ключевой сцене
11. Отсылка к Чарли Чаплину совсем не случайна
В какой-то момент главный герой заходит на премьеру фильма «Новые времена» с Чарли Чаплином. Эта параллель имеет довольно глубокий смысл, так как со знаменитым комиком Артура Флека роднят не только клоунские ботинки, но и непростая судьба. По сюжету герой Чаплина тоже пытается противостоять системе и становится ее жертвой.
12. Маленького Брюса Уэйна изобразил актер, который ранее играл героя Хоакина Феникса в детстве. Это неспроста
Будущего Бэтмена в фильме «Джокер» играет актер Данте Перейра-Олсон. До этого он снимался в фильме «Тебя никогда здесь не было», где изображал Хоакина Феникса в детстве. Это придает особый смысл сцене, где Артур смотрит на Брюса как на своего родственника.
13. Имя социального работника — это пасхалка
Женщину-соцработника из «Джокера» зовут Дебра Кейн. Это явная отсылка к Бобу Кейну — одному из создателей комиксов про Бэтмена. Интересно, что в комиксе 1995 года Дебра Кейн была альбиносом.
Кстати, в фильме есть еще небольшая именная пасхалка: главного героя зовут А.Флек. Многие зрители углядели тут насмешливую отсылку к Бену Аффлеку, который играл Бэтмена в трех экранизациях DC.
14. Инцидент в метро — вовсе не придумка сценариста
В 1984 году 37-летний электрик из Нью-Йорка Бернард Гетц ехал домой в метро. В вагоне к нему пристали четверо темкокожих подростков. Один из них спросил: «Как дела?», на что Гетц ответил: «Нормально». Тогда подросток сказал: «Дай 5 долларов». В ответ электрик достал из кармана револьвер и подстрелил всех четверых. Правда, все подростки остались живы, но один из них получил серьезное повреждение мозга. Эта история получила большой резонанс в СМИ, а многие жители поддержали Гетца, назвав его «настоящим гражданином».
15. Есть несколько версий, о какой шутке говорит Джокер в конце
В конце Артур говорит психотерапевту о некой шутке, смысл которой она не поймет. Возможно, что под шуткой главный герой подразумевает все происходящее в фильме: он просто прокрутил все эти события у себя в голове.
Однако есть версия, что эта фраза намекает на анекдот из финала комикса «Убийственная шутка», который рассказывает Джокер. Вкратце он звучит так. Жили-были двое в психбольнице. И однажды ночью они решили сбежать. Вышли на крышу и поняли, что единственный вариант — перепрыгнуть на соседний дом. Первый парень легко перепрыгнул, а его друг все никак не решался, ему было страшно. Тогда первый говорит второму: «У меня с собой фонарик есть, я сейчас посвечу тебе, и ты сможешь дойти до меня по лучу света». А его друг помотал головой и сказал: «Я тебе что, сумасшедший? Ты ж его выключишь, когда я буду на полпути!»
То есть здесь показана связь Джокера и Бэтмена.
16. А может, ничего этого и не было…
Так, Артур полностью придумал любовную историю со своей соседкой Софи, а зрители очень легко в это поверили. До этого воображение героя нарисовало сцену, где он стал участником передачи Мюррея Франклина. Все это наводит на мысль: а не произошло ли то же самое в конце фильма, где главный герой стоит на капоте машины, а толпа ему поклоняется? Возможно, что не было ни убийств, ни приглашения на шоу, а все происходящее — плод психически больного человека, с которым беседует доктор в финальных кадрах.
А теперь снова вспомним финальный разговор психотерапевта и фразу о шутке: а что, если шуткой и было все, что показали нам в фильме? Что если Артур Флек с самого начала лежал в психиатрической лечебнице?
13 деталей из «Джокера», которые вы могли не заметить
Отсылки, камео и другие интересные детали, которые вы могли пропустить в главном фильме октября. Осторожно, спойлеры — материал предназначен для зрителей, которые уже ознакомились с «Джокером».
Артур Флек — не каноническое имя Джокера. В разных версиях его звали Джозеф Керр, Джек Уайт, Джерард Килл, Джейсон Реипэн или Джек Напьер, как в «Бэтмене» Тима Бертона. Новый фильм также перепридумывает происхождение Джокера, полностью игнорируя историю с падением в чан с кислотой, но перекликаясь c «Убийственной шуткой», где Джокер тоже был комиком-неудачником.
Упоминание специального показа «Новых времен» Чарли Чаплина тоже вовсе не случайно. С Чаплиным комика Артура Флека роднят не только неуклюжие ботинки, но и отношения с системой — по сюжету герой Чаплина тоже становится ее жертвой.
Танец Джокера во многом вдохновлен номером Рея Болджера «Старый мягкий ботинок» из телепередачи 1957 года.
Также можно проморгать секретную роль актера Джастина Теру («Малхолланд-драйв»), который играет гостя в выпуске шоу Мюррея Франклина. Его на перемотке смотрит герой Хоакина Феникса, когда готовится к походу на телевидение. Ранее Теру уже тайно появлялся в «Звездных войнах».
Приход Джокера на телевидение может показаться знакомым читателям графического романа «Возвращение Темного рыцаря» Фрэнка Миллера. Посмотрите анимационную версию подобной сцены.
Маленького Брюса Уэйна (то бишь будущего Бэтмена) играет 9-летний Данте Перейра-Олсон. Ранее он изображал детскую версию героя Хоакина Феникса в фильме «Тебя никогда здесь не было», который мог бы посоревноваться с «Джокером» в количестве сюжетных пересечений с «Таксистом». Такое кастинговое решение придает двойной смысл сцене, когда Феникс смотрит на мальчика, как на своего родственника.
В этом же эпизоде можно заметить явный намек на будущего Бэтмена: то, как Брюс Уэйн спускается по трубе детской площадки, — отсылка к бэт-столбу, с помощью которого Бэтмен спускался в бэт-пещеру в сериале 1966 года.
Еще одна кастинговая отсылка: исполнитель роли коррумпированного отца Брюса Уэйна, артист Бретт Каллен, уже появлялся в бэт-вселенной Кристофера Нолана — в последнем фильме трилогии он сыграл конгрессмена. Теперь он дорос до мэра Готэма.
Песня Фрэнка Синатры «That’s Life» однажды уже звучала в фильме с Робертом Де Ниро, а точнее, в режиссерском дебюте Де Ниро «Бронкская история».
Раскрыта история появления одной из самых странных сцен «Джокера»
Оператор Лоуренс Шер, работавший над «Джокером», рассказал, как появилась одна из самых странных сцен фильма. Об этом сообщает портал Slash Film.
В картине есть эпизод, в котором главный герой Артур Флек возвращается домой, вытаскивает всю еду из холодильника, а затем сам залезает внутрь и закрывает дверь. Некоторые поклонники предполагают, что в этот момент персонаж умер, а все остальные события ленты были его предсмертными фантазиями.
Материалы по теме
«Мне казалось, что я действительно схожу с ума»
По словам Шера, эта сцена была полной импровизацией актера Хоакина Феникса. «Когда он залез в холодильник, мы вообще не ожидали, что он такое сделает. Мы просто установили камеры на две позиции, а Хоакин размышлял, что он сделал бы, будь он человеком, страдающим от бессонницы. Мы установили свет, чтобы он мог делать что угодно. И когда он сделал это с первого дубля, мы были загипнотизированы», — поделился он. Оператор признался, что ему было одновременно весело и странно наблюдать за действиями Феникса.
Шер добавил, что это не единственная симпровизированная артистом сцена. Так, момент, где Джокер танцует в ванной, тоже был придуман исполнителем главной роли.
В сентябре режиссер фильма Тодд Филлипс пожаловался на странное поведение Феникса. «В середине съемок он просто выходил из кадра и с площадки. И бедные другие актеры начинали думать, что это из-за них, но они на самом деле были ни при чем — все дело в нем, он просто не чувствовал правильный настрой», — объяснил Филлипс. Кинематографист не уточнил, почему коллеги Феникса брали вину за его поведение на себя.