зачем голову посыпают пеплом
Откуда выражение «посыпать голову пеплом»?
Посыпать голову пеплом — страдать
11. И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.
12. И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.
13. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов, глава 2)
И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертною горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою, и весьма изнурила тело свое, и всякое место, украшаемое в веселии ее, покрыла распущенными волосами своими, и молилась Господу Богу Израилеву, говоря: Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня (Эсфирь, глава 4, строка 17)
Когда Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким: истребляется народ ни в чем не повинный! (Эсфирь, глава 4 строка 1)
Согласно Библии Бог создал человека из праха земного, вдохнув в него душу и жизнь. Пепел — синоним праха, пыли земной, из которого создан человек и в который он превращается после смерти. Поэтому посыпание пеплом головы означает самоуничижение человека перед лицом Бога и напоминание самому себе о той мерзости, в которую он превратился своими грехами. Так что посыпать голову пеплом — крайняя степень покаяния человека перед Всевышним.
Аналоги выражения «посыпать голову пеплом»
Применение высказывания в литературе
Библейские сюжеты: вретище и пепел
Сегодня многие, даже очень далекие от Церкви люди, употребляют выражения «посыпать голову пеплом» и «рвать на себе одежду». Большинство из них даже не задумываются над глубоким смыслом этих фраз, пришедших в наш разговорный язык из Священного Писания. Предлагаю узнать больше об этих древних традициях…
Печаль и покаяние
На востоке существовали обряды, которые призваны были свидетельствовать о глубокой печали и сокрушенном состоянии духа. Мы знаем, что когда братья продали Иосифа в рабство, а отцу сказали, что его растерзали дикие звери, то разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни (Быт. 37: 34).
Но не только в знак траура и скорби люди на Востоке одевались во вретище. Так, например, когда они узнавали, что вследствие своих грехов подвергнутся наказанию, то нередко приносили покаяние. А чтобы засвидетельствовать свою искренность, раздирали на себе одежды, одевали на себя грубую рубаху (вретище) и посыпали голову пеплом. Всё это чаще всего сопровождалось постом. В пример можно привести строки из Книги Неемии: В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих (Неем. 9: 1).
При этом пост был не таким, каким мы знаем его теперь — в древности люди полностью отказывались от пищи и питья.
Таким образом, вретище и пепел стали символами как глубокой скорби, так и искреннего раскаяния в своих грехах.
Бог всегда миловал кающихся грешников
В Третьей книге Царств мы читаем о том, что израильский царь Ахав делал неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него (Ср.: 3 Цар. 21: 20). Помимо всего прочего, Ахав взяв в жены Иезавель, построил в Самарии языческое капище Ваалу. Однако когда пророк Илия рассказал, что ждет беззаконника, царь покаялся: Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально (3 Цар. 21: 27).
Господь призрел на смирение даже такого грешника, и его не постигла участь, которая была уготована.
В Священном Писании очень много подобных примеров. Сегодня нам, конечно, совершенно не нужно одевать вретище и посыпать голову пеплом, а вот каяться в своих грехах и иметь сокрушенное сердце просто обязательно…
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Зачем католики во время поста посыпают голову пеплом и рисуют на лбу кресты?
Пепельной средой открывают Великий пост католики по всему миру. Этот день – День покаяния – традиционно отмечают за 46 календарных дней до Пасхи. Почему среду называют Пепельной, чем она похожа на Чистый понедельник и что делают католики в этот день – читайте на amic.ru.
Пепельная среда, или День покаяния, – это первый день Великого поста в католической, англиканской и некоторых лютеранских Церквях. Она всегда выпадает на различные дни в календаре: в 2020 году – на 26 февраля, в 2021 году – на 17 февраля, в 2022 году – 2 марта, в 2023 году – 22 февраля.
Неизменным остается то, что ей всегда предшествует Марди Гра, или Жирный вторник. Этим днем завершаются карнавалы, шумные и сытные празднества и развлечения: в Жирный вторник есть нужно до отвала (как делают православные христиане на Масленицу). Но уже в среду мясо запрещается, а постную пищу можно есть досыта лишь один раз в день.
Священники в Пепельную среду совершают литургии в облачении фиолетового цвета (цвет, выражающий надежду и покаяние).
Название напрямую связано с древним обрядом посыпания голов верующих пеплом в знак символа покаяния и бренности человеческого бытия. Этот обычай имеет древнее библейское происхождение: в Ветхом Завете церемония посыпания головы пеплом означала смирение перед Богом.
В церквях в этот день служат литургию Пепельной среды. По древнему обычаю на ней в обязательном порядке проводят обряд «возложения пепла на головы верующих». Ветви, которые сохранились от прошлого Пальмового (Вербного) воскресенья, накануне сжигают, а пепел освящают и окуривают ладаном перед первой мессой Пепельной среды.
Прихожанам священник посыпает головы пеплом или наносит на лоб крестное знамение. Монахам пепельный знак наносят на тонзуру (выстриженное или выбритое на голове католических монахов и священников место в знак принадлежности к Церкви), а монахиням священник чертит пеплом крест на лбу.
Где-то принято смывать пепел сразу перед выходом из храма, что символизирует очищение от грехов. Где-то верующие выходят из храма с крестом, по сути, «неся его в мир». И к каждому во время обряда священник обращается со словами: «Помни, что ты прах, и в прах возвратишься».
Пепел можно выносить из церкви и использовать дома. Так поступают, если близкий не смог принять участие в мессе. Тогда члены семьи посыпают ему пеплом голову дома, напоминая слова из Библии: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».
У католиков Великий пост начинается за 46 календарных дней до празднования Пасхи и длится 40 дней. При этом они не держат пост по воскресеньям, то есть шесть дней из времени поста выпадают.
Самый строгий пост приходится на Пепельную среду и Страстную пятницу (10 апреля в 2020 году). В эти дни едят постную пищу досыта, но только один раз. В остальные дни пост довольно мягкий. Все дело в том, что католическая церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи обязательно во все пятницы года, кроме больших праздников. В дни воздержания запрещено мясо, но допускаются молочные продукты и рыба.
Пост обязателен для верующих старше 18 лет и моложе 59 лет. Во время Великого поста принято воздерживаться от вредных привычек, развлечений, концертов, следует жертвовать деньги людям, терпящим нужду. Завершится у католиков Великий пост 12 апреля, когда по григорианскому календарю наступит Пасха Христова.
В православной традиции пост непрерывен и состоит из сорока дней и Страстной седмицы. Он начинается за 48 дней до Пасхи, после Прощеного воскресенья – в понедельник, который называют Чистым. Отсюда сходство с Пепельной средой. Рыбу можно есть в Благовещение и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В Страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы. В 2020 году Великий пост у православных христиан завершается 19 апреля – именно в этот день мы будем праздновать Светлое Христово Воскресение.
Посыпать голову пеплом значение
Дело в том, что у древних народов ближнего востока посыпание головы пеплом, пылью и землею было частью ритуального выражения горя. Скорбящий рвал на себе одежды и волосы, надевал рубаху из грубой ткани, подобную мешковине, и посыпал голову пеплом и пылью. Так, например древнегреческий поэт Гомер описывает горе Ахилла, узнавшего о гибели своего друга Патрокла:
«Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,
Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный».
Обычай этот существовал и у древних евреев, а потому о нем не раз упоминается в Ветхом завете.
А в книге Иова рассказывается о праведнике по имени Иов. Он был «непорочен, справедлив, и богобоязнен и удалялся от зла». Бог благоволил Иову и тот имел много детей и многочисленные стада. Иов жил счастливо и славил Бога. Дьявол же считал, что Иов богобоязнен только потому, что Бог сохраняет его благополучие. И если лишить Иова того, что он имеет, он проклянет Бога. Тогда Бог позволил дьяволу испытать Иова. Иов лишился всего, что имел, а кроме того заболел проказой и покрылся язвами с головы до ног. Из самого счастливого человека, Иов стал самым несчастным. Увидев праведника в таком бедственном состоянии его друзья, «возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу».
А что же Иов? Иов ответил жене своей, которая предложила ему похулить Бога из-за свалившихся этих бед: «Неужели доброе мы будем принимать, от Бога, а злого не будем принимать»? Дьявол был посрамлен, а Иов за свое терпение щедро вознагражден Господом.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Посыпать голову пеплом – художественный образ или действительный ритуал?
В истории богоизбранного израильского народа было немало горьких страниц. Повествуя о них, Священное писание описывает траурные обряды, помогавшие иудеям пережить несчастья. Одним из таких ритуалов было посыпание головы пеплом и землёй. Так поступали поражённый проказой многострадальный Иов, обесчещенная дочь царя Давида Фамарь, узнавший о грядущем истреблении соплеменников израильтянин Мардохей и многие другие персонажи Священной истории. Был ли обычай посыпать голову пеплом действительной частью культуры, или это только художественный образ, лёгший в основу известного фразеологизма? Ответить на этот вопрос помогли археологические открытия.
Комментарий эксперта:
В девятнадцатом веке археологические изыскания носили стихийный характер, и важные научные открытия совершались при самых непредсказуемых обстоятельствах. В 1852 году французская аристократка леди Д’Орбини, путешествуя по Италии, по случаю приобрела некий древний папирус. Вернувшись на родину, она показала артефакт хранителю древностей в Лувре, виконту Де-Руже. Так в руки учёных попала египетская рукопись тринадцатого века до Рождества Христова с остросюжетной «Повестью о двух братьях». Герои этого произведения переживают череду злоключений, и в ответ на удары судьбы один из них возлагает себе на голову руку с земным прахом — то есть, посыпает голову пеплом!
В 1923 году французский египтолог Пьер Монте, исследуя развалины древнего финикийского города Библа на территории Ливана, обнаружил в одном из склепов базальтовую гробницу. Надпись на саркофаге, датированном тринадцатым веком до Рождения Спасителя, гласила, что захоронение принадлежало финикийскому царю Ахираму.
Комментарий эксперта:
Художественный рельеф на четырёх сторонах гробницы изображал сцены скорби по усопшему императору. Стремясь передать атмосферу траура, древний художник запечатлел нескольких плакальщиц с руками, воздетыми над головой и сложенными щепотью. Он явно подразумевал, что женщины посыпают себе голову земным прахом — точно так же, как это делал герой египетской «Повести о двух братьях», а также многие библейские персонажи.
Археологические находки показали, что неоднократно описанный в Библии траурный ритуал посыпания головы пеплом был известен в древности не только израильтянам, но и другим ближневосточным народам. Едва ли настолько широко мог быть распространён художественный образ, не имевший связи с реальностью. По всей видимости, люди в древности в буквальном смысле покрывали головы выжженной землёй, знаменуя таким образом тленность земной жизни и напоминая себе о ничтожности забот и страданий перед лицом вечности.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.