зачем государство воздействует на экономику
Экономика свободы от чрезмерного вмешательства государства
Во время экономических кризисов всегда встает вопрос о роли государства в борьбе с возникающими проблемами и о степени его вмешательства в экономику в целом. В этом споре сторонники и противники активной государственной политики во многом опираются на идеи двух величайших экономистов XX в. – Джона Мейнарда Кейнса и Фридриха фон Хайека. Кейнс показал, что активное вмешательство государства в экономику может играть положительную роль, прежде всего в моменты кризисов, фон Хайек, напротив, указывал на опасности такой политики. Именно последнего можно считать главным классиком экономического либерализма.
Фон Хайек обращал внимание в основном на долгосрочные последствия борьбы с кризисами. Как лекарства, назначаемые во время острой фазы болезни, могут иметь очень негативные побочные эффекты в будущем, так и экономические меры, которые позволяют бороться с кризисом, могут быть вредны, если становятся долгосрочными. Примером может быть ослабление монетарной политики и снижение процентных ставок. Эти меры могут быть очень действенными в момент кризиса, но опасно с их помощью пытаться увеличить долгосрочные темпы роста. Фон Хайек отмечал, что такая политика ведет к росту инфляции по мере завершения кризиса, что искусственно заниженные процентные ставки порождают искажения на рынке капиталов и пузыри на рынке активов.
В своей книге «Чистая теория капитала» фон Хайек утверждал, что экономические кризисы во многом являются следствием искусственных экономических бумов, спровоцированных обилием слишком дешевых денег. Про этот вывод фон Хайека было бы очень полезно помнить всем, кто советует использовать монетарную политику для ускорения темпов экономического роста в России. Манипуляция процентными ставками, безусловно, – важный элемент антикризисной программы, но с точки зрения долгосрочного роста они не являются эффективным инструментом, а ключевую роль играет прежде всего стабильная инфляция.
Важным отличием подхода фон Хайека было и то, что он указывал на опасность анализа экономики исключительно с точки зрения общего спроса и общего предложения. Экономика состоит не из одинаковых «репрезентативных агентов», а из огромного количества людей с разными предпочтениями и возможностями. Игнорирование этого разнообразия чревато крайне неприятными последствиями, так как может привести к тому, что государственная помощь окажется в руках вовсе не тех людей и предприятий, которые наиболее сильно в ней нуждаются, а государственные программы искажают стимулы отдельных участников рынка. В результате лекарство может оказаться хуже болезни и вмешательство государства может принести экономике больше вреда, чем пользы.
Фон Хайек одним из первых стал указывать на важность информации и ее роль в экономическом развитии. В своей книге «Использование знаний в обществе» он писал, что информация о том, какие именно товары и услуги нужны населению, не может быть собрана в централизованном порядке, – и это один из основных аргументов против плановой системы управления экономикой. Такая информация распределена среди всех агентов, участвующих в экономике, и только свободные рынки являются институтом, который позволяет в полной мере агрегировать эту информацию благодаря свободному взаимодействию всех участников.
Любые попытки государства централизованно определять, какие именно индустрии должны развиваться, какие товары производиться и какие услуги оказываться населению, обречены на провал, поскольку чиновники недостаточно хорошо понимают, что именно нужно людям. Это предупреждение фон Хайека следует помнить всем тем, кто ратует за дерижистское управление экономикой, при котором государство определяет национальных чемпионов и секторы, которые должны стать локомотивами роста. На самом деле ни чиновники, ни экономисты не знают, какие именно индустрии и какие именно компании будут расти быстрее всех в будущем и чьи услуги и продукты будут пользоваться спросом у населения. Технологии и предпочтения людей меняются слишком быстро, чтобы за этим могли уследить любые контролеры от государства. В конечном итоге только свободные рынки позволяют агрегировать всю информацию как от производителей, так и от потребителей и дают сигналы, какие товары и услуги пользуются наибольшим спросом и должны производиться.
Пожалуй, самой влиятельной работой фон Хайека стала его книга «Дорога к рабству», указывающая на опасности слишком сильного увеличения роли государства. Увлечение такой политикой в США и Европе во время Великой депрессии и Второй мировой войны (за что ратовал, в частности, Кейнс) Хайеку представлялось очень большой угрозой как для эффективного функционирования экономики, так и для базовых свобод человека. Фон Хайек абсолютно верно отмечал, что контроль над экономической сферой со стороны государства является больше чем контролем над одним из аспектов человеческой жизни. Это, по сути, тотальный контроль над жизнью человека, так как в современном обществе именно экономическая независимость является средством достижения всех прочих целей. Именно поэтому Хайек видел в таком контроле воплощение тоталитаризма.
Фон Хайек также внес существенный вклад и в развитие политологии. Во многом благодаря его работе «Конституция свободы» при обсуждении законности стал использоваться термин «верховенство права» (rule of law). Это понятие подчеркивает тот факт, что далеко не все законы, принимаемые государством, можно считать легитимными. Существует базовое понятие о справедливости, которому должны удовлетворять все принимаемые в стране законы, для того чтобы существующую политическую и законодательную систему можно было бы считать удовлетворяющей критериям верховенства права. К сожалению, об этом ограничении временами забывают наши парламентарии, считающие, что любой принимаемый ими в рекордные сроки закон сразу же становится легитимным ограничением, которое будет соблюдаться обществом.
Многие из идей фон Хайека были слишком радикальными и не нашли никакого реального воплощения в жизнь. Например, идея отказа от государственной монополии на выпуск денег так и осталась гипотетической конструкцией, не поддержанной ни другими экономистами, ни тем более правительствами. Но в истории фон Хайек останется одним из величайших мыслителей ХХ в. и одним из ярчайших сторонников либерализма. Его полемика с Кейнсом остается актуальной и в наши дни. Тем более что, как это обычно и бывает в споре между двумя великими мыслителями, оба были правы, указывая на возможные плюсы и минусы вмешательства государства в экономику. Лишь принимая соображения как Кейнса, так и фон Хайека, можно нащупать правильный баланс, позволяющий государству играть роль спасительного доктора во время кризиса, не ставя при этом под угрозу долгосрочный экономический рост.
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Зачем государство воздействует на экономику
Код ОГЭ: 3.12. Экономические цели и функции государства
Раздел ЕГЭ: 2.12. Роль государства в экономике
Государство в первую очередь контролирует происходящие политические процессы, следит за соблюдением своих интересов и служит гарантом сохранения общественного порядка. Однако общественная жизнь невозможна без экономики, поскольку она контролирует материальные отношения между людьми. Таким образом, нельзя проводить какую-либо политику, не затрагивая экономику.
Функции государства в экономике
Экономическая политика государства — это процесс реализации экономических функций государства. Государство в условиях смешанной экономики должно вмешиваться в экономику из-за несовершенства рынка, так как рынок не решает большинство социальных проблем.
Функции государства в экономике:
Методы регулирования экономики
Государство осуществляет регулирование экономики следующими методами : правовыми, административными и экономическими.
Иная классификация методов государственного регулирования экономики:
1. Прямые методы носят распорядительный и обязательный характер. Виды прямых методов регулирования экономики:
• определение стратегических целей развития экономики;
• государственные заказы;
• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
• нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
• правовые и административные ограничения и запрещения относительно производства определенных видов продукции;
• установление лицензий на определенные виды деятельности.
2. Косвенные методы — государство, используя экономические стимулы, заставляет субъектов экономики подчиняться государственным интересам. Виды косвенных методов регулирования экономики:
• денежно-кредитная политика;
• бюджетно-налоговая политика;
• регулирование экспорта, импорта и валютных курсов.
Цели государства
Обе цели достигаются преимущественно изменением объема денежной массы в обращении и реализуются методами денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Для понимания сущности бюджетно-налоговой политики необходимо раскрыть такое понятие, как государственный бюджет.
Иная классификация целей государства в экономике:
Вы смотрели конспект «Роль государства в экономике». Выберите дальнейшее действие:
Урок обществознания «Роль государства в экономике»
Урок обществознания в 8 классе.
«Роль государства в экономике».
Цель урока: создание условий для формирования представления о способах воздействия государства на экономику, особенностях политики налогообложения и степени её влияния на формирование государственного бюджета.
1) образовательные: способствовать усвоению учащимися знаний об основных экономических функциях государства, видах налогов и государственном бюджете; показать воздействие государственных механизмов, а именно системы налогообложения и бюджетной политики, на экономику страны;
2) развивающие: развивать учебно-интеллектуальные ( устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы); развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре)
3) воспитательные: формировать уважительное отношение друг к другу при ведении диалога; способствовать воспитанию экономической культуры учащихся; воспитывать интерес к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.
1. Зачем экономике государство?
2. Налоговая система.
3. Государственный бюджет.
Этап повторения и активизации имеющихся знаний
Вы знаете, что развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов экономической жизни. Они получили название экономических систем. Вспомните, какие типы экономических систем существуют в обществе? (традиционная, командная, рыночная и смешанная).
Назовите основные особенности каждой системы (слайды)
Господство натурального хозяйства.
Нет товарно-денежного обмена.
Отсутствие технического прогресса.
Земля и капитал находятся в общем владении.
Государство жестко регулирует производство, обмен и распределение.
Директивное планирование из Центра.
Земля и капитал преимущественно принадлежат государству.
Организована на основе рыночной саморегуляции (спрос и предложение).
Земля и капитал находятся в частных руках.
Государство обеспечивает в рамках закона порядок в обществе.
Этап усвоения новых знаний
1. Зачем экономике государство?
1) Сегодня мы с вами будем говорить именно о рыночной экономике.
— Можно ли управлять экономическими процессами?
— А нужно ли государству регулировать экономические процессы? Насколько это сложно? В истории человечества вопрос ставился и так. Давайте мы с вами на уроке попытаемся разобраться в этих вопросах. Я думаю, вы уже догадались о теме нашего урока.
Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю. Ещё в XVIII веке английский учёный экономист А.Смит определил следующие основные функции правительства (слайд)
— обеспечение национальной обороны;
— организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
— сбор налогов для оплаты нужд государства.
Как вы думаете, актуальны ли эти функции сегодня?
До XX столетия господствовало мнение, что государство должно как можно меньше «править» экономикой. Правда ему отводилась некоторая роль как «попечителя общественного интереса». Но лишь в XX веке государство стало рассматриваться как один из основных регуляторов экономической жизни.
Это связано с кардинальными изменениями, произошедшими в обществе.
Какие сложные и масштабные проблемы появились в XX веке, с которыми справиться под силу только государству?
1) загрязнение окружающей среды; (слайды)
2) массовая безработица;
3) экономические кризисы;
4) образование крупных монополий (монополизация)
5) свободная конкуренция привела к крайностям в распределении доходов – богатству и бедности.
И в результате, появилась точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу обществу.
— Так какие же экономические задачи должны решать государства в современном мире? (слайд)
— Перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций;
— Защита прав собственности;
— Перераспределение ресурсов страны в интересах общества;
— Забота о том, чтобы каждый имел работу;
— Организация производства общественных благ (охрана здоровья и окружающей среды, бесплатное образование, оборона, общественный транспорт и др.)
— Как вы считаете, нужно ли государству управлять экономикой? Почему?
Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.
Мы выяснили, что у государства множество обязанностей, но возникает вопрос
— На какие деньги государство должно существовать? (А что такое налоги? Определение записываем в тетрадь)
Налог – это обязательный платеж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества.
Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны.
Налоги появились на свет с возникновением, образованием государства. Скажите, а какие налоги вы знаете из истории?
(Примеры налогов из истории)
В современном мире существует целая система налогов, но она мало отличается от той, которая использовалась ещё в Римской империи. Большинство стран мира пользуются прямыми и косвенными налогами.
(Чертим схему на доске)
Задание. Составьте схему и объясните, что такое прямые и косвенные налоги.
(Прямые налоги, то есть те самые деньги, которые мы заработали и отдали в виде части от своего дохода в пользу государства. В России один из самых низких в Европе подоходных налогов и составляет 13%. Доходы от собственности, от предпринимательской деятельности, налог на имущество, на землю.
Косвенные, то есть налоги, скрытые в цене товара. Обычно они существуют на товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (спиртные напитки, табачные изделия). Таможенный сбор: из-за границы ввозится товар, который, возможно, производится и внутри этого государства. Вот для того, чтобы поддержать своего производителя, государство устанавливает некоторый барьер в виде таможенного побора. Товар, соответственно, будет стоить дороже. Но дороже за него платит потребитель, то есть, по сути, государство как бы облагает налогом потребителя, который не хочет поддержать отечественного производителя.
(поменяйтесь тетрадями и оцените правильность заполнения схемы, за каждый правильно названный элемент ставим 1 балл.)
Задание на закрепление (буквенный диктант). Определите о каких налогах идёт речь в данных ситуациях, (самопроверка, правильные ответы показаны на слайде), за каждый правильный ответ ставьте 1 балл.
У мамы из зарплаты вычли подоходный налог.
Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.
Фирма « Adidas » оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.
Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.
Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству.
При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом.
Мой брат выиграл в лотерею, при получении выигрыша заплатил налог государству.
Система налогообложения имеет древние корни, однако до сих пор идут споры как её совершенствовать. С одной стороны, чем большую долю доходов граждан государство будет взимать в виде налогов, тем больше средств у него будет на развитие социальной сферы. С другой стороны, опыт некоторых развитых стран показывает, чем меньше налоговый гнёт на экономику, тем лучше она развивается. Давайте посмотрим, что думают об уплате народов граждане некоторых стран.
(Задание, части В из ГИА, работа в парах, памятка по работе с диаграммой на столе, проверка правильности выполнения задания, один отвечает, все проверяют ставим количество баллов).
Теперь вырисовывается некая система: люди работают, передают часть заработка государству, а государство, аккумулировав эти средства, должно их справедливо распределить, израсходовать. Но государство не является экономическим игроком, оно не должно зарабатывать деньги. Оно должно те деньги, которые собрало, разумно и справедливо потратить не на себя, а на общество. Эти накопленные деньги называются бюджет. Слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette», то есть сумы, которую министр финансов Британии вешал себе на пояс и хранил в ней всевозможные документы, связанные с налогами британцев. Потом он эти документы зачитывал перед Парламентом или монаршей особой. Постепенно это слово перекочевало в другие языки и стало экономическим и социальным термином.
Так что же такое государственный бюджет?(определение записываем в тетрадь)
Гос. бюджет – финансовый план государства, отражающий его доходы и расходы на определённый период.
Сейчас бюджет – это закон и очень масштабный документ. Например, российский бюджет – это документ, включающий в себя тысячу, а иногда и две тысячи листов. Там очень скрупулёзно записаны все статьи доходов и расходов государства. Он утверждается парламентом, т.е. высшей законодательной властью страны. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей. Доходная часть, показывает, откуда поступают средства, расходная – на какие цели направляются государственные средства. Иными словами в бюджете есть статьи дохода и статьи расхода (начало схемы на доске).
Бюджеты бывают разные. В настоящее время мы можем говорить о таких двух типах бюджета, как дефицитный и профицитный. Представим себе бюджет: документ, в котором есть доходные статьи (то есть статьи, по которым государство получает средства) и расходные. Если в доходной части условно десять рублей, а в расходной части, когда подсчитаны все необходимые траты государства, получилось условно двенадцать рублей, получится ситуация, о который мы говорим, что бюджет дефицитный. То есть государству средств для решения всех социально значимых задач не хватает, оно испытывает дефицит денег. Если же в доходной статье десять рублей, а в расходной – восемь, то бюджет профицитный, то есть доходов больше, чем расходов. В случаях, когда доходы и расходы равны, бюджет считается бездефицитным.
Задание. Используя информацию учебника на стр. 137, составьте один из типов бюджета. Напишите конкретные статьи дохода и статьи расхода, и посчитайте в денежном выражении.
( Статьи дохода: налоги, от использования государственного имущества, от внешней торговли, административные платежи и сборы, продажа государственного имущества.
Статьи расхода: оборона, поддержка отраслей промышленности, выплата внутреннего долга, поддержание правопорядка, социальная сфера и др.)
Поменяйтесь тетрадями и оцените правильность выполнения задания (баллы выставляем на полях)
Этап первичного закрепления новых знаний
А теперь давайте выясним, какими путями государство должно регулировать экономические процессы.
( Через налогообложение и государственный бюджет)
— Государство выполняет значимые функции по регулированию экономической жизни общества;
— в условиях рыночной экономики государство призвано устранять негативные последствия рыночной стихии;
— важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;
— налогообложение и государственный бюджет направлены на перераспределение доходов отдельных граждан и групп в интересах всего общества и обеспечение стабильного развития экономики.
Посчитайте количество набранных вами баллов и выставьте оценку на полях в тетради. 22-24 балла – «5», 18-21 балл – «4», 15- 17 баллов – «3».
Государственное воздействие на экономику
Варіант №14 Завдання№3
Воздействие государства на экономику имеет иной характер. Если право воздействует на экономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования.
Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.
Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества – также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.
В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Например, с незапамятных времен государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др.
В-четвертых, с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике. Так, в развитых странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и необходимым. В данном случае речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны:
• борьба с монополизмом;
• контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей;
• соблюдение экологических требований в процессе производства и т.д.
Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем.
Во-первых, государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю. В противном случае он разорится. Другими словами, потребитель диктует, что и сколько необходимо произвести. Государство-собственник забирает эту функцию себе, осуществляя планирование производства. Мнение государственных чиновников о том, что нужно обществу, потребителю, становится определяющим для производителя. Коллективный разум чиновников госаппарата, не соответствующий коллективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественном хозяйстве, т.е. производство никому не нужной продукции и дефицит того, что необходимо.
Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик. Экономические результаты для них не имеют особого значения, ибо у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, а убыточным предоставляет необходимое финансирование. Ни одно предприятие не может обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однако если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто.
Государство – организация, которая лишь тратит, ничего не производя. Конечно, оно выполняет полезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них – это, так сказать, нормальная стоимость государственных услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т.д. Индикаторами непомерных государственных расходов являются прямые и косвенные налоги, грабящие население и душащие экономику, быстрый рост инфляции и другие негативные явления.
В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.
Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных «достижений» становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др.