зачем говорить прием по рации
gg_hohia
gg_nohia
ЖЖ ЧВК «Вагнер»
1. Сначала Думай, Затем Передавай: Решите, что хотите сказать, до того, как начнете передачу!
2. Стройте фразы просто и коротко!
Сообщения должны быть [ Spoiler (click to open) ] максимально коротки! информативны и просто для понимания! Также это уменьшит возможность искажения помехами.
3. Завершайте передачу: Фразой вроде «Конец связи» вы даёте собеседнику возможность понять, что передача окончена и можно начинать ответную передачу.
1) Нужно назвать кому предназначена передача и кто передаёт.
Туман 4, я Стрела, Прием.
Этак коротка фраза однозначно определяет:
– кому адресована передача – Туман 4,
– кто передает информацию – Стрела 1,
– чётко показывает момент завершения передачи сообщения – Приём.
– сообщает остальным участникам переговоров, что им не обязательно слушать данную передачу.
2) Когда Туман 4 услышит эту передачу, он должен на неё ответить:
Туман 4 обозначает что он в канале, он понял передачу и готов к получению информации.
Фразы должны быть короткими и понятными!
Передающий должен максимально быстро сообщить информацию, убедиться в её правильном приёме и освободить канал связи!
Помните, что в тот момент когда осуществляется передача, никто кроме вас передавать не может.
* Неправильная передача выглядит так:
Туман 4, я Стрела, тут это. тело какое то лежит, повязке не видно, похоже засада, видно только пулеметчика на может есть ещё.
В данном сообщении не сообщено никакой информации кроме обнаружения противника, но зато много пауз и запутывающих утверждений.
В данном случае лучше немного подумать и передать информацию в следющем виде.
Туман 4, я Стрела, Внимание, Гора Контрабасов, ближе 30 метров, пулеметчик в засаде, прием.
Особый термин «Внимание» сообщает Туману 4, что сейчас будет передана важная для него информация!
Назван ориентир с помощью которого можно определить местонахождение засады, (ориентиры даются на карте и нумеруются заранее ) сообщение передано в лаконичной и чёткой манере.
Туман 4, получив важную для него информацию подтверждает приём.
Стрела, я Туман 4, принял, конец связи.
Всем всем всем. Я Туман 4. Проверка связи. Как слышите меня? Прием.
Туман 4, я Сокол 1, Громко,Четко. Прием.
Я Туман 4. Принял. Прием.
Отвечает кто то один, кто слышал фразу.
Кто начал радиобмен, тот его и завершает.
Для передачи команд, сигналов и распоряжений всем корреспондентам радиосети, устанавливают циркулярный позывной, который определяет, что передаваемая информация касается всех.
Например циркулярный позывной «Ветер»:
«Ветер, я Сокол 15, Азимут 150, 300 метров – оранжевый дым, прием.»
При сильных помехах в канале, разрешается дублировать передачу.
Все тактические преимущества, от использования радиосвязи, будут потеряны если хотя бы у одного из бойцов отряда нет навыков радиообмена!
Основные правила радиообмена:
2) Передача не должна занимать более 10 секунд!
— информативно;
— коротко;
— четко;
Фразы должны быть короткими и понятными!
Передающий должен максимально быстро сообщить информацию, убедиться в её правильном приёме и освободить канал связи!!
Помните, что в тот момент когда осуществляется передача, никто кроме вас передавать не может!!
3) Начинать говорить нужно через мгновение после нажатия тангетки, иначе потеряются первые слоги или слова сообщения.
Тоже самое относится к окончанию передачи.
Любители использовать дешевые радиостанции с VOX (голосовой) активацией рискуют забить канал группы своим тяжёлым дыханием, вы даже не представляете насколько может бесить тот факт, что вместо передачи своевременного сообщения командиру группы в канале приходится слушать прерывистые утробные хрипы и свисты.
***
Передача слов по буквам
Сложнопроизносимые слова передаются по буквам. Каждая буква передается одним словом:
Передача цифер и чисел:
двухзначные группы
-72, 36, 44
-семьдесят два, тридцать шесть, сорок четыре;
трехзначные группы
-245, 429, 501
-двести сорок пять, четыреста двадцать девять, пятьсот один;
четырехзначные группы
-9374, 2658
-девяносто три семьдесят четыре, двадцать шесть пятьдесят восемь;
пятизначные группы
-27341, 82590
-двадцать семь триста сорок один, восемьдесят два пятьсот девяносто.
При передаче между группами делаются короткие паузы.
При плохой слышимости разрешается каждую группу повторять отдельными цифрами:
***
Радиообмен инициируется командиром для:
— отдачи приказа
— запроса доклада у подчинённого
— доклада об обнаруженных целях
— подтверждения принятой информации
Радиообмен инициируется подчинённым в случае
— подтверждения принятой от командира информации
— доклада о противнике
— доклада о потерях
— доклада о выполненном приказе
— доклад о своем состоянии
— внесения незамедлительных предложений командиру в не терпящих отлагательства случаях.
***
Порядок ведения связи.
Не перебивайте своих товарищей!
Если вы слышите, что кто-то раньше вас начал свое сообщение дождитесь его окончания!!
Дождитесь, пока ваш оппонент закончит передачу, и только тогда начинайте свою!!
Если вы попытаетесь вклиниться в разговор, не дождавшись окончания чужой передачи, то вы только создадите сильную помеху и не будете услышаны!!
Запомните: когда кто-то что-то передает — слышно только его, если же 2 человека одновременно попытаются что-то передать, то не будет слышно никого!
! Если вам необходимо передать срочное сообщение, а в эфире ведутся переговоры, дождитесь паузы и передайте троекратную команду » Внимание».
Соответственно, если вы услышали команду » Внимание», перейдите на прием.
Не передавайте более 15-ти секунд непрерывно: помните, что в это время никто другой не может воспользоваться связью!!
Делайте 1-2х секундную паузу между окончанием приема оппонента и началом своей передачи — это нужно для возможности передачи экстренных сообщений или подключению к вашему разговору еще кого-нибудь.
Если корреспондент не отвечает на ваш вызов, можно попросить вызвать его, того, кого он услышит наверняка
В таких случаях — четко и кратко формулируйте свои послания, потому как запомнить и передать без ошибок более чем 10ти секундное запутанное сообщение практически невозможно.
При переходе на передачу слушайте канал хотя бы пару секунд, в этой паузе вас или вашего корреспондента могут вызвать ещё кто-либо, возможно со срочным сообщением.
Если намечается длинный диалог, лучше перейти на запасной канал, возможно ваши коллеги не хотят слушать ваше длительное общение на основном канале.
Можно сделать это следующим образом:
«Первый, переходим на третий канал!» «Принято, (переходим) на третий!»
***
Плохой прием (слабый сигнал)
Если приём корреспондента сопровождается шумами и искажениями, это означает, что вы находитесь либо на максимальном расстоянии или попали в «плохое место» для связи.
В этом случае корреспондент тоже слышит вас плохо.
Постарайтесь во время передачи корреспондента найти «хорошее место», сдвиньтесь в сторону на небольшое расстояние, повернитесь вокруг своей оси, ориентируясь по уровню шума в принимаемом сигнале.
Как только шум уменьшится, разборчивость сигнала возрастёт.
Кстати и ваш корреспондент станет принимать вас лучше.
Если станция оборудована отключаемым шумоподавителем, отключите его, на предельных дальностях связи это поможет не пропустить вызов.
Во всех случаях держите антенну вертикально.
Если есть возможность, выбирайте для связи возвышенные места, в лесу выходите на полянки, но не их середину, а на край максимально удалённый от корреспондента.
Если корреспондент находится в лесу, легче связаться с ним не с опушки леса, а отойдя от него на несколько десятков метров.
При связи из автомобиля, выставите антенну наружу или, по крайней мере, прижмите её к стеклу.
Использование наружной антенны позволяет, кстати, значительно увеличить дальность связи.
При входе в «радиопаузу» (т.е. при выключении рации или невозможности ее слушать) необходимо сообщить об этом на базовую станцию сказав, какие позывные и примерно на какое время вышли из эфира!
Об окончании радиопаузы обязательно сообщать, командиру группы или в эфир.
При переноске антенна рации не должна вплотную прилегать к телу, и быть по возможности вертикально направленной.
Обязательно расположите станцию на снаряжении так, чтобы ничто случайно не могло задеть кнопку передачи.
При переноске рации внутри сумки и т.п. рацию лучше выключать.
При передаче антенна рации должна быть направлена вертикально. Микрофон радиостанции, или саму станцию со встроенным микрофоном следует держать на расстоянии около 5 см от рта, говорить громко и отчётливо, но не кричать, разборчивость это не повысит, а только понизит.
ИЗУЧАЙТЕ И СОБЛЮДАЙТЕ РАДИОДИСЦИПЛИНУ.
ОДНАЖДЫ ЭТО МОЖЕТ СПАСТИ ЖИЗНЬ ВАМ И ВАШИМ ТОВАРИЩАМ.
Зачем говорить прием по рации
Задача координации действий сражающихся армий и управления отрядами, не находящимися в пределах прямой видимости, была актуальна еще во времена наших предков, размахивающих дубинками.
Проблема стала еще более критичной, когда рации стали совсем маленькими, простыми и недорогими, что позволило экипировать ими каждого солдата. В бою, когда со всех сторон угрожает опасность, адреналин перехлестывает через край, даже простое действие приема-передачи сообщения может перегрузить все органы чувств.
Со временем правила радиопереговоров совершенствовались, что позволило каждому солдату эффективно использовать рацию, даже в жесточайшей перестрелке. В разных странах и даже в разных отрядах еще остались некоторые особенности в правилах радиообщения, но некоторые основные принципы одинаковы для всех.
ДУМАЙТЕ, ЗАТЕМ ГОВОРИТЕ: Знайте, что хотите сказать, до того, как начнете передачу по рации.
ГОВОРИТЕ ПРОСТО И КОРОТКО: Не допускайте в разговоре сложных и пространных монологов. Сообщения должны быть понятными и короткими.
ЗАВЕРШАЙТЕ СВОИ СООБЩЕНИЯ: Помните, что, завершив передачу своего сообщения, Вы должны дать знать об этом своим абонентам. Во-первых, чтобы Вас не прерывали, во-вторых, чтобы получить ответы.
В начале разговора по рации нужно назвать того, к кому Вы обращаетесь, и представиться самому. Также, по завершении своей фразы, Вы должны обозначить ее конец. Для этого используется слово: «Прием». (Естественно, во избежание путаницы, нужно избегать этого слова в других местах своего сообщения). Вот пример простого и ясного начала разговора:
Альфа Один, это Браво Шесть. Прием.
Этот пример содержит все требуемые элементы передачи. А, это Б. Прием. Обычно с этого начинается обмен сообщениями. Когда Браво Шесть требуется передать какую-то информацию для Альфа Один, ему нужно быть уверенным, что Альфа Один слышит его. Видите, эта короткая фраза также говорит о том, что остальным участникам, использующим ту же самую радиочастоту, не обязательно слушать эту беседу. Они могут заниматься своим делом, спокойно ожидая конца передачи. Когда Альфа Один слышит эту фразу, он должен ответить на нее, обозначив, что он слышит Браво Шесть и готов к обмену сообщениями.
Это Альфа Один. Прием. Теперь Браво Шесть знает, что Альфа Один слышит его и что можно начинать разговор.
Как уже отмечалось ранее, фразы должны быть короткими и понятными. Обмен сообщениями должен быть максимально быстрым, чтобы освободилась частота для возможного использования ее другими. Также, зная о том, что перестрелки обычно проходят очень быстро, необходимо информацию передавать как можно скорее, для увеличения времени на ответ.
Пример очень плохого радиосообщения:
Как можно заметить, в этом сообщении много пауз, которые тормозят его, и много запутывающих утверждений. Для передачи этого сообщения лучше всего выждать пару секунд (которые и так были потеряны в первом примере), обдумать свои фразы и выдать быстрое, понятное заключение. Например:
Альфа Один, это Браво Шесть. Внимание. Прямо перед тобой, в 40 метрах, от 5 до 10 вероятных противников, идущих к тебе. Отойди на 10 метров к моему флангу, и мы сможем прикрыть тебя. Прием.
Здесь сказано все то же самое, но в четко выраженной, понятной манере. Особый термин «Внимание» используется для того, чтобы Альфа Один знал, что сейчас будет передаваться важная для него информация. В глоссарии Вы найдете другие примеры подобных терминов.
Альфа Один, услышав эту передачу и решив не спорить с Браво Шесть, что те могли бы сами выдвинуться вперед на 10 метров, подтверждает получение и выполнение указания. Ответ может звучать так:
Шесть, Один. Дублирую, 5-10 противников, в 40 метрах передо мной. Отойти к вашему флангу. Вас понял, выполняю. Прием.
Обращаем внимание на несколько моментов. Альфа Один сократил оба имени до одного слова. Обычно после начала радиообмена, когда все остальные отряды знают, что он касается не их, его участники сокращают обращения до уникального компонента. В этом случае, Шесть и Один имеют уникальные идентификаторы на их уровне. Никто не хочет, чтобы кто-то еще из команды Альфа или Браво случайно принял это на свой счет, поэтому часть обращения опускается.
Также Один отметил то, что он получил важную информацию. Браво Шесть уже предварительно разобрался в ситуации, и все, что делает Один, – дает Шестому знать, что Один принял все правильно. Фраза «Дублирую…» отмечает это. Она говорит о том, что «следующее, что я скажу, – это то, что Вы передали мне перед этим».
Кроме того, Один говорит: «Wilco» – «Вас понял, выполняю». Это слово означает: «Я принял сообщение, понял его и выполняю». Еще один подтверждающий термин (часто неправильно используемый) – это «Roger» – «Вас понял», что значит: «Я принял сообщение и понял его».
Небольшое отступление: в фильмах о Второй мировой войне можно услышать фразу: «Roger Wilco Over and Out». Но это абсолютная нелепица. Буквально переведя эту броскую голливудскую фразу, мы получим: «Я принял сообщение и понял его, я принял сообщение и понял его, и выполняю прием, и жду ответа конец связи». Определенно – это сообщение ни о чем.
Сейчас Шесть услышал все, что ему нужно, чтобы дать знать Первому, что получил правильную информацию. Он может ответить:
Один. Все правильно. Конец связи.
Здесь Шесть сократил обращения еще больше, опустив свой позывной. Затем он сказал: «Все правильно», что значит: «Вы правильно поняли меня». Завершил он беседу еще одним термином – «Конец связи». Этим он дал понять, что радиоканал свободен и остальные могут начать беседу, потому что Один и Шесть свою закончили.
Радиоязык
Локализованное интро Muv-Luv Alternative демонстрирует
Радиоязык, точнее язык радиообмена — характерный стиль речи, использующийся в аналоговой голосовой радиосвязи, проще говоря — в переговорах по рации. В первую очередь ассоциируется с военными, но используется также летчиками гражданской авиации, моряками, космонавтами, словом — всеми, кому нужна простая и надежная радиосвязь без всех этих ваших сотовых вышек, вай-фаев и прочей современной чушни, которой нет вдали от больших городов.
Язык радиообмена преследует две основные цели: это краткие и по существу сообщения, и регулирование очередности приёма и передачи. Чтобы понять, почему язык радиообмена именно такой, надо понимать, как работают аналоговые радиостанции: во-первых, связь зачастую симплексная, то есть, ты или говоришь, или слушаешь, а во-вторых, нет специальных протоколов, которые делали бы разговор приватным и мешали бы вклиниваться другим, все слышат всех на частоте, поэтому регулирование «кто слушает, а кто говорит» осуществляется средствами самого языка.
Содержание
Основные правила [ править ]
Кодирование [ править ]
При радиообмене существует огромное количество специальных кодов для сокращения сообщений или шифрования их смысла. У каждой инстанции эти коды свои: у военных каждой страны свои, у полицейских свои, у моряков свои, у радиолюбителей свои. Перечислять их все не имеет никакого смысла. Отметить следует лишь такие моменты:
Фонетический алфавит [ править ]
А вот фонетических алфавитов, которые применяются для передачи по буквам имен собственных и кодов, особенно в условиях плохой слышимости, не так много, и вполне реально перечислить самые распространенные. Наиболее распространенным в мире является фонетический алфавит ICAO (гражданской авиации), который, несмотря на название, применяется и военными, которые называют его фонетическим алфавитом НАТО. Он предназначен для стандартного латинского алфавита без умляутов, седилей и прочих извращений, например, для английского алфавита. Вот этот алфавит:
Alpha, Bravo, Charlie, Delta, Echo, Foxtrot, Golf, Hotel, India, Juliet, Kilo, Lima, Mike, November, Oscar, Papa, Quebec, Romeo, Sierra, Tango, Uniform, Victor, Whiskey, X-Ray, Yankee, Zulu.
В России тоже есть свой фонетический алфавит, причем даже в двух вариантах. Официальный статус имеет алфавит ФАП №109 (т.е. установленный Федеральными авиационными правилами по приказу №109 ), практически без изменений унаследованный с советских времён. Вот этот алфавит:
Анна, Борис, Василий, Григорий, Дмитрий, Елена, Женя, Зинаида, Иван, Иван Краткий, Константин, Леонид, Михаил, Николай, Ольга, Павел, Роман, Семён, Татьяна, Ульяна, Федор, Харитон, Цапля, Человек, Шура, Щука, Твёрдый знак, ЕрЫ, Мягкий знак, Эхо, Юрий, Яков.
Кроме него используется также неофициальный русский фонетический алфавит, очень схожий с ним, но некоторые буквы обозначаются не именами, а словами, как в алфавите ИКАО, и некоторые имена другие. Этот вариант фонетического алфавита не закреплен никакими приказами, но слова известны, употребительны и допустимы. Их часто используют вперемешку, например, один оператор может говорить «Константин», а его собеседник «Киловатт», и они друг друга поймут.
Анна, Борис, Василий, Галина, Дмитрий, Елена, Ёлка, Жук, Зоя, Иван, Йот, Киловатт, Леонид, Мария, Николай, Ольга, Павел, Радио, Сергей, Тамара, Ульяна, Федор, Харитон, Центр, Человек, Широта, Щука, Твердый знак, Игрек, Мягкий знак, Эхо, Юрий, Яков.
В военно-морском флоте РФ часто используют названия букв из дореволюционной грамоты («Аз», «Буки», «Веди», и др.)
В отдельных странах Европы (особенно в тех, где используются варианты латиницы с умляутами, седилями и завитушками) есть свои фонетические алфавиты. По концепции они, как правило, аналогичны алфавиту ФАП №109, то есть, состоят в основном из имён.
Использовать для передачи по буквам какие-то другие слова запрещено, так как адресат, услышав непривычные «Вера, Рая» или «Вервольф, Инкуб, Ибикус краткий» может дезориентироваться и ни черта не понять.
Числа [ править ]
Для числительных при радиообмене тоже существует отдельный небольшой профессиональный жаргон. Это касается тех числительных, которые очень похожи друг на друга, например, «пятьдесят-шестьдесят», «двенадцать-тринадцать», «five-nine». Чтобы не путаться, вместо «двенадцать» говорят «дюжина», вместо «пятьдесят» — «полста», вместо «nine» — «niner» (произносится «нинеr», а не «найнеr»).
Все о рации CB: зачем слушать разговоры водителей, как пользоваться и как остаться в эфире человеком?
Наверное, все знают, что дальнобойщики активно пользуются рацией CB (аббревиатура Си-Би, получившая свое название от англ. Citizen`s Band, что в переводе на русский означает «гражданский диапазон»). И многим становится интересно: о чем говорят между собой водители? Может, это интересно и обычным автомобилистам? Да, иногда полезно. А иногда — нет. А то и просто непонятно, потому что не каждый знает, как на трассу попали «кактус», «бедуин» и при чем тут «контрабас».
Зачем нужна «си-бишка»?
И все-таки, есть ли какой-то смысл обычному водителю ставить в машину рацию и слушать эфир дальнобойщиков или даже самому в нем участвовать? Да, есть.
Тут хотелось бы внести важную ремарку: сейчас речь пойдет о трассе. В городе есть свои особенности, о которых расскажем чуть ниже.
Итак, что интересного можно услышать на «пятнадцатом канале»? Как ни странно, но первое, что может шокировать нежного и неподготовленного автолюбителя, так это трехэтажный мат. Да, он есть. И это стоит учитывать, если едете всей семьей куда-нибудь на юг и в машине сидят дети. Правда, иногда есть смысл сообщить в эфир, что в салоне с вами едут маленькие уши, которые пока не готовы слышать столько речевых фиоритур полового значения. Это действительно работает (если сообщить вежливо, а не в стиле «эй, вы, заткнитесь»). Есть и другой способ: попросить выдать в эфир несколько слов свою жену (ну, или спутницу, с которой вы едете тайно от жены). После этого речи дальнобойщиков смогут позавидовать российские дворяне XlX века, потому что водители — это совсем не толпа быдла, как многие почему-то думают, а такие же нормальные люди. Часто — хорошо воспитанные и культурные. И при женщине они ведут себя достойно.
По рации можно услышать предупреждения о пробках и о «засадах» ГИБДД. Впрочем, это уже не так актуально: сейчас почти все берут с собой навигаторы или едут по навигации с телефона, где указаны и пробки, и расположение камер видеофиксации.
В целом больше ничего интересного для обычного автомобилиста в прослушке чужих разговоров нет. Слушать про пункты весового контроля, очереди на таможню или в какой-нибудь терминал — это неинтересно и не слишком-то полезно. Но ведь рацию можно не только слушать, в нее можно и говорить!
А вот тут «си-бишка» действительно полезна. В эфире можно задать практически любой вопрос (неглупый, естественно) и получить на него толковый ответ. Можно спрашивать о том, где лучше или ближе заправиться, где безопасно встать на ночевку или пообедать. Можно спросить и о работе дэпээсников с передвижными камерами (их, например, много в Татарстане) или о выборе более удобного маршрута. Дальнобойщики могут поделиться инструментом или не дать замерзнуть зимой на обочине. И вместе с тем есть пара вещей, о которых просить практически бесполезно: поделиться бензином или сгонять с канистрой до заправки. С первым вопросом все просто: все грузовики — дизельные, бензина у них нет. Вот солярку вам, скорее всего, сольют. Хотя бы литров пять-десять, чтобы доехать до заправки — для грузовика это совсем немного. Но сделать это лучше быстро, потому что время — самый ценный ресурс дальнобойщика. И, кстати, именно по этой же причине желающих отвезти вас с канистрой до заправки и вернуть назад, скорее всего, не найдется. К тому же «обсохнуть» сегодня на федеральной трассе в центральной части России сможет только исключительно талантливый человек, которого другие и за водителя не посчитают. Заправок много, и бесконечно ехать «на лампочке» — это занятие для отважного, но не слишком умного человека. Таких на дорогах просто не уважают. Правда, иногда им все-таки помогают. Из жалости. Ну, или ради смеха.
В городе рация CB работает иначе. Там практически нет смысла выходить на «дальнобойную» частоту 27,135 МГц. В городах часто есть свои автомобильные частоты, где в эфире сидят члены клубов, форумов, обществ и прочих организаций энтузиастов. Часто, кстати, весьма интересных. В городских каналах можно намного проще узнать особенности местных отелей, заправок и стоянок. Тут же часто транслируют данные о пробках, перекрытых улицах и прочих полезных водителю вещах. Нюанс: если хотите использовать рацию на городском канале, придется заранее узнавать его частоту.
Как правильно вести себя в эфире?
Как я уже говорил, мат в эфире — вещь нормальная. Но это не значит, что там царят постоянный хаос, беспредел, Содом и Гоморра. В эфире, несмотря на особенности лексики, есть свои жесткие правила, которые всегда соблюдаются. Первое из них — разговаривать нужно вежливо. И уж тем более не хамить и не нарываться на «разборки». Поверьте, если перегнуть палку, можно «ответить за базар» на полную катушку. К тому же это просто некрасиво.
Правила вежливости не допускают засорения эфира долгой частной болтовней с интересным собеседником. Если есть желание с кем-то поговорить «с глазу на глаз», уходите на другую частоту (обычно ее выбирают по договоренности с собеседником на канал-два выше или ниже пятнадцатого). Никогда не встревайте в чужой разговор и не перебивайте собеседника. Это просто бесполезно: у симплексной связи, при которой информация передается только в одном направлении, есть свои особенности. Пока один абонент не закончит передачу, другому нет смысла говорить ему что-то в ответ: первый все равно ничего не услышит. Так что молча ждем, потом отвечаем.
Водители ценят и любят правильное обращение. Если вопрос не относится к кому-то лично, то можно обратиться просто «ребята». Если хотите сказать что-то конкретному человеку (например, сообщить ему о потухшем «габарите»), то лучше назвать номер (регистрационный знак) его автомобиля или прицепа. Желательно — с указанием региона, это лучше привлекает внимание.
В принципе, соблюдения этих правил для начинающего пользователя «си-бишки» вполне достаточно. Ну а профессиональные водители знают их и без нас. Поэтому перейдем к самому интересному вопросу: а как поставить такую рацию на свою малолитражку?
Все дело в антенне!
Я не буду давать каких-то советов по выбору рации. Тут может быть разными и бюджет (хорошая рация — штука дорогая), и цель ее установки (не каждый захочет ради короткой поездки на Черное море поставить рацию за 15 тысяч рублей и спрятать ее так, чтобы наркоманы не сперли ночью на парковке). Раций много, для эстетов есть приборы, корпус которых сделан «под дерево», есть совсем недорогие комплекты. Так что «ищите и обрящете». Но не забывайте, что хотя большинство раций работают от 12 вольт, есть и такие, которые можно подключить только к 24-вольтовой сети (у грузовиков как раз такая бортовая сеть). Правда, можно купить какой-нибудь преобразователь, но смысла в нем нет: как я уже сказал, большинство раций как раз 12-вольтовые.
В интернете растиражировано мнение о том, что запитывать рацию надо обязательно отдельным проводом к АКБ. Это не совсем так. Подключить можно и через обычное гнездо прикуривателя: потребляемый ток рации редко превышает 5 ампер, а запас у прикуривателя обычно 15 А. Предохранитель надо ставить нормальный, который действительно перегорит в случае замыкания, а не сожжет машину, оставшись на пожарище единственным несгоревшим элементом. И уж тем более нельзя использовать разветвители разной степени паршивости. Все-таки ток значительный, а какие сейчас продают разветвители, вы знаете без меня. Обычно — поганые. Поэтому если в дороге надо заряжать телефон, навигатор или что-то еще, то лучше действительно кинуть на рацию отдельный провод от аккумулятора. И на всякий случай в этой ситуации есть смысл в плюсовую сторону поставить предохранитель на 10 А — лишним он там не будет.
У современных машин 12-вольтовых розеток обычно больше, чем родственников у жены, поэтому необходимости «колхозить» проводку для рации нет.
При подключении антенного кабеля надо помнить одну вещь: его ни в коем случае нельзя резать или укорачивать! Тащите его через всю машину, но не обрезайте. Саму антенну придется выбирать не самую дешевую. Чем антенна длиннее, тем она дороже. Метровая антенна — деньги на ветер, поэтому придется раскошелиться на антенну длиной около двух метров.
А вот дальше начинается самое интересное: антенну нужно настроить. Точнее — ее длину. А сделать это можно только со специальным прибором — КСВ-метром (измерителем коэффициента стоячей волны). Стоит он в пределах тысячи рублей (конечно же, китайский), дороже покупать его смысла нет. Как им пользоваться — лучше прочитать в инструкции. Ничего сложного в КСВ-метре нет: его надо будет включить в цепь антенны и, изменяя длину антенны, добиться показателя коэффициента стоячей волны, близкого к единице. КСВ может быть в пределах от 1 до 1,5, но чем ближе к 1, тем лучше.
Само собой, возникает вопрос: да на фиг мне этот КСВ-метр и танцы с бубном? Неужели нельзя это сделать как-то проще? Конечно, можно. На любой крупной стоянке дальнобойщиков есть магазинчик с такими рациями. Там же обычно можно отремонтировать или установить рацию и настроить антенну. Так что если не хочется покупать КСВ-метр, то добро пожаловать на стоянку с магазином раций.
Как настроить «си-бишку»?
Тот самый известный всем 15-й канал правильно называется C15EA на частоте 27,135 МГц. Что означают буквы в названии?
«С» — это названии сетки. Понятие сетки появилось в результате эволюции частот. Большинство раций не показывают частоту — слишком много цифр. Изначально они были настроены на 40 предустановленных частот. Со временем этого перестало хватать, и их количество увеличили до двухсот. 200 каналов разбили на пять групп по 40 каналов, присвоив каждой из групп свой буквенный индекс A, B, C, D и E. Саму же группу стали называть сеткой. Тот самый изначальный канал оказался в центральной сетке с индексом С, ну а номер канала с частотой 27,135 МГц остался под номером 15. Отсюда — С15. Поехали разбираться дальше.
Буква «Е» означает «Европа». «Гражданский диапазон» (на английском — как раз те самые буквы CB, Citizen`s Band) начинается с частоты 26,965 МГц и идет с шагом частоты, кратным 10 КГц. Собственно, соседние частоты — это и есть соседние каналы сетки. Такое деление принято называть «Европой», «европейской», поэтому в названии канала используется буква «Е». Кстати, изначально была немного другая сетка, которую на сленге называли «Россия» или «нули». Иногда — «Польша». Сейчас ее дальнобойщики не жалуют, а вот радиолюбители пока еще ею пользуются.
Осталась последняя буква — «А». Она означает, что в сигнале используется амплитудная модуляция АМ. Честно говоря, я не могу сказать точно, почему в среде водителей популярность завоевала именно амплитудная модуляция. Но факт остается фактом — она наиболее востребована. Иногда используют и частотную модуляцию FM, иногда — даже однополосную (SSB), но если хотите найти общий язык с дальнобойщиками, то придется работать в АМ.
Итак, чтобы выйти в эфир, достаточно лишь включить 15-й канал на сетке С в режиме АМ. Правда, есть одно но: у некоторых раций почему-то своя собственная система обозначения сеток, поэтому С не всегда С. Иногда это может быть и D, и что-то другое. Придется искать.
Нельзя не затронуть еще одну тему в настройке рации — шумоподавление. Не секрет, что амплитудная модуляция предполагает большое количество помех. Для их устранения в рациях есть специальная система. И вот с регулировкой «шумодава» иногда здорово ошибаются.
Принцип работы у него простой: он отсекает слабые сторонние сигналы, которые в эфире выглядят помехами. А вот то, что считать такими сигналами, обычно задают вручную, изменяя порог этих сигналов. В идеале, конечно, рация должна молчать (если вы с кем-то не переговариваетесь). В реальной жизни такого не бывает. Если вы «слышите» тишину, значит, «шумодав» работает слишком хорошо. И само собой, он отсекает и просто слабые, но вполне нормальные сигналы. Как не ошибиться с регулировкой «шумодава»? Тут есть два простых совета: не регулировать его по близко стоящей машине (там уровень сигнала будет очень высоким, а когда она уедет, в эфире будет почти постоянная тишина) и не реагировать на кратковременные посторонние шумы от трамвая или опоры линии электропередачи. Да, они «фонят» сильно, но лучше их перетерпеть, чем выкрутить ручку шумоподавления и оглохнуть совсем. В принципе, источники помех есть и в той же самой машине, в которой стоит рация. В легковом автомобиле это в первую очередь генератор. Вот его фона быть не должно.
деально было бы настраивать шумоподавление одновременно с чувствительностью приемника. Тогда оба параметра можно выставить очень качественно, но для этого нужны опыт и знание особенностей собственной рации.
Как я уже говорил, стоимость раций может сильно отличаться. Самые доступные (например, MegaJet MJ-50 или Midland M-ZERO Plus) можно купить всего за 3500 рублей. Вот только надо ли? Рации вполне рабочие, но недостатков хватает. И «шумодавы» частенько работают некорректно, и звук со своего динамика обычно просто никакой. Из плюсов — небольшие размеры. Собраны недорогие рации тоже неважно, ремонту поддаются с трудом. Но для любителя они часто вполне пригодны.
Midland M-ZERO Plus
Если планируете пользоваться рацией серьезно и долго, то лучше поискать что-нибудь посолиднее. Например, MegaJet MJ-450 или 600, Optim 778 или что-то другое тысяч за семь-восемь. Но будьте готовы к тому, что более дорогие рации имеют более высокую потребляемую мощность, особенно в режиме передачи. Нужно быть уверенным в бортовой сети своего автомобиля, чтобы ставить себе такие устройства. В противном случае можно остаться с севшим аккумулятором. Кроме того, иногда они здорово греются — это тоже надо предусмотреть и учитывать при установке рации в машину.
Более дорогие рации используют те, кто без них себе жизни не представляет, а значит, в наших советах не нуждается. Начинающим радиолюбителям тратить 12-20 тысяч на такие «сибишки» смысла нет.
Лучше не пожалеть денег и к своей рации купить хорошую антенну — ее качество не менее важно, чем качество самой рации.
Как я уже говорил, недорогие короткие антенны нам не подойдут: толку от них мало. Поэтому всякие 45-сантиметровые «Триады» за 700 рублей — это выброшенные деньги. Нормальные антенны стоят от 2,5-3 тысяч рублей и длина их должна быть хотя бы не менее 1,5 метра. Обратите внимание на характерную деталь: по способу установки антенны бывают магнитными и врезными. Для установки второй антенны придется сверлить кузов автомобиля. А это не всегда хорошо. Тем временем антенна на магните с такими же характеристиками обычно стоит дороже врезной (ее проще ставить и можно снимать без последствий для кузова). Так что тут придется думать: то ли переплачивать за магнит, то ли сверлить дырку, то ли изобретать свое крепление для врезной антенны.
Вариант установки врезной антенны на крышу легкового автомобиля
И последнее: не все антенны хорошо работают со всеми рациями. Иногда желательно хорошенько «покурить» тематический форум (коих множество) и выяснить у более опытных пользователей, с какой антенной ваша рация будет работать лучше всего. Умный совет часто позволяет сэкономить и деньги, и нервы.