зачем графическому дизайнеру литература
Для того, чтобы поступить на дизайн, нужно сдавать литературу? Как связана литература с дизайном?
Все просто, вы должны понимать, что чувствует человек, какие у него внутренние переживания.
Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости.
Описание имения Плюшкина. («не в Бога богатеет» ) изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, крыши как решето, окна заткнуты тряпьем. Здесь все безжизненно – даже две церкви, которые должны являться душой усадьбы.
Имение Плюшкина. словно распадается на детали и фрагменты; даже дом – местами в один этаж, местами в два. Это говорит о распаде сознания хозяина, который забыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, что творится у него в хозяйстве, зато строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.
Портрет П. (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши; засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.
————————
Ну вот, и скажите, какое это такое имеет значение для дизайна?
Только слепой дурак не видит дизайна в произведениях великих русских классиков. Только слепой дурак не стал их читать. Такой дурак никогда ничего не добьется.
Какие предметы нужно сдавать на дизайнера
Дизайнер – специалист с прекрасно развитой фантазией, пространственным мышлением и высоким уровнем креативности. Он создает яркие оболочки, разрабатывает концепции, работает с программами для визуализации. Профессия непростая, но в это же время очень интересная и многогранная. Если ты хочешь работать в этой сфере, то сначала узнай о том, какие предметы нужно сдавать на дизайнера. Вся информация, которая может тебе пригодиться, собрана в нашем большом обзоре. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Какие обязательные предметы нужно сдавать, чтобы стать дизайнером?
Решая стать дизайнером, ты должен выбрать направление подготовки. Каждый дизайнер имеет узкую специализацию, ведь невозможно быть экспертом в совершенно разных областях. Сейчас выделяют нескольк основных видов дизайна:
Изучать эти и другие направления ты можешь в колледже, в вузе или на курсах. Последний вариант вспомогательный, он нужен для того, чтобы узнать что-то новое, расширить профессиональные компетенции. То, какие экзамены нужно сдавать на дизайнера, зависит от типа учебного учреждения, в которое ты будешь поступать:
И в вузах, и в ссузах есть дополнительные творческие испытания (обычно профессиональные), которые помогают определить уровень мастерства абитуриента. Это может быть живопись, концептуальный рисунок, черчение, фотография, проектная композиция и т. д. Любой эксперт в области дизайна должен уметь хорошо рисовать от руки, используя краски, кисти, карандаши и прочий инструмент. Иногда требуется написать эссе, в некоторых вузах нужно проходить собеседование.
Какие предметы нужно сдавать после 11 класса на дизайнера?
В приоритете направление подготовки «Дизайн» (код: 54.03.01). У него много профилей, связанных с дизайном:
Ты будешь обучаться в течение 4 лет, на финише получишь диплом бакалавра. Обрати внимание на то, что для этого направления предусмотрена заочная форма, благодаря чему ты сможешь успешно совмещать обучение с работой или каким-то другим занятием.
Какие предметы нужно сдавать на графического дизайнера?
Графический дизайнер занимается разработкой шрифтов, брендингом, созданием рекламы, полиграфической продукции, а также книг, газет, плакатов и т. д. Получить необходимые знания можно, поступив на направление «Дизайн». Тебе нужно будет сдать ЕГЭ по литературе (профильный предмет). Творческий экзамен обязателен, в некоторых вузах требуется результат ЕГЭ по обществу, истории, математике или иностранному языку.
Важно! Художником-графиком можно стать после окончания вуза по направлению «Графика» (код: 54.05.03). Список экзаменов такой же, как и для направления «Дизайн». Заочной формы нет, а срок обучения составляет 6 лет.
16 книг в помощь начинающему дизайнеру
Хороший дизайнер развивается во всех направлениях: композиции, типографике, переговорах, психологии. Мы составили подборку книг, которые помогут получить важные навыки и информацию для каждого из направлений.
Хороший дизайнер профессионально развивается во все стороны: композиция, типографика, переговоры, психология. А ускорить получение навыков дизайнера, освоить веб-дизайн с нуля и научиться созданию сайтов и цифровых продуктов можно на курсе «Веб-дизайн с нуля до PRO» от Skillbox.
С чего начать
Узнайте, почему дизайнер всегда виноват, на чём основан дизайн, и проверьте, насколько вам вообще интересна эта сфера.
Пишет про дизайн в Skillbox. Рисует макеты и верстает страницы для клиентов.
Дональд Норман
«Дизайн привычных вещей»
Книга рассказывает о дизайне вещей, которые нас окружают. Объясняет, почему они должны быть практичными, но при этом элегантными. Открывает базовые принципы дизайна любого продукта.
Поможет посмотреть на весь процесс со стороны и решить, стоит ли становиться дизайнером.
Виктор Папанек
«Дизайн для реального мира»
Книга рассказывает о глобальных задачах дизайна и о том, какую роль он играет в мире. Зачем вообще нужны дизайнеры, как можно стать настоящим профессионалом, который помогает людям решать проблемы и создаёт что-то действительно новое.
Поможет посмотреть на весь процесс со стороны и решить, стоит ли становиться дизайнером.
Артемий Лебедев
«Ководство»
В книге много историй о том, как создавать проекты и проектировать собственную жизнь. Она рассказывает про общие закономерности в дизайне и погружает в разные его сферы. Здесь легко понять, какие ошибки совершают дизайнеры и почему весь дизайн состоит из мелочей.
Даёт понимание, из чего состоит веб-, графический и промышленный дизайн, а также проектирование интерфейсов.
Робин Уильямс
«Дизайн для недизайнеров»
Книга познакомит с базовыми правилами графического и веб-дизайна. Расскажет, что такое композиция и «правило близости», как сделать плакат выразительным с помощью контраста. Объяснит, какими бывают шрифты и как хорошая типографика улучшает любую работу.
В книге коротко и понятно изложены все основные принципы и правила графического дизайна.
Хотите пополнить библиотеку актуальными зданиями? Смотрите нашу свежую подборку «7 лучших книг о дизайне, написанных дизайнерами»
Основы композиции, цвета и типографики
Эти книги расскажут о базовых правилах графического дизайна: что такое композиция, зачем нужны модульные сетки, какие бывают цвета и где найти нужный.
Йозеф Мюллер-Брокманн
«Модульные системы в графическом дизайне»
Рассказывает о процессе работы над вёрсткой. О том, что такое сетка и как её использовать, как располагать модули и изображения. Как типографика влияет на восприятие дизайна.
Подробное пособие по использованию модульных сеток при вёрстке. Внутри — примеры страниц, разработанных по сетке, а также эскизы макетов, которые можно использовать в будущих работах.
Александра Королькова
«Живая типографика»
Помогает узнать основы современной типографики. Рассказывает, какими бывают шрифты, по каким принципам строится композиция, как работать над вёрсткой. Содержит общие правила книжной типографики.
Поможет начинающим дизайнерам разобраться в сложных терминах и получить новые знания в области типографики и вёрстки.
Эрик Шпикерманн
«О шрифте»
Яркая книга с красочными иллюстрациями учит тонкостям типографики: какие мысли и интонации могут передать различные шрифты, как выбрать нужный шрифт из тысячи похожих и как его правильно использовать.
Поможет разобраться в шрифтовых терминах и многообразии гарнитур. Покажет, чем шрифты отличаются друг от друга.
Иоханнес Иттен
«Искусство цвета»
Книга рассказывает о природе цвета: как его использовать, как работают контрасты, как создать цветовую гармонию. Почему одни цвета сочетаются, а другие — нет.
Поможет разобраться с цветом и правильно его использовать при создании макетов.
Оформление текста и редактура
Дизайнер постоянно работает с текстом — заголовки, абзацы, списки, таблицы. Поэтому он должен знать все правила оформления и уметь писать просто и понятно.
Аркадий Мильчин, Людмила Чельцова
«Справочник издателя и автора»
Пособие по оформлению текста. Чтобы разобраться во всех тонкостях, нужно использовать его как книгу, а не как справочник. Обычно в справочник заглядывают в поисках нужной информации. Вся информация здесь — нужная, поэтому читать лучше всё подряд.
Расскажет, какие правила существуют в оформлении текста, цитат, списков, выносок. Научит пользоваться этими правилами.
Максим Ильяхов, Людмила Сарычева
«Пиши, сокращай»
Рассказывает, как писать понятно, интересно и вызывать доверие у читателей. Внутри — примеры того, как сделать информационный текст или статью удобными для чтения и убрать лишнее.
Дизайнер работает с текстом так же часто, как и с изображениями. Он пишет текст для сайтов и интерфейса, общается с коллегами и клиентами. Во всех этих случаях пригодятся правила и инструменты из книги.
Переговоры и общение
Эти книги научат общаться с клиентами, получать нужную информацию о проектах и договариваться на выгодных условиях.
Дэвид Эйри
«Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера»
Значительная часть книги посвящена не созданию логотипа, а общению с заказчиками и процессу работы. Подробно объясняет, как составить бриф, как узнать нужную информацию от клиентов. Как работать над первыми проектами и оценивать свою работу со стороны. Как управлять собой, чтобы сдать работу в срок.
Обязательна к прочтению всем начинающим дизайнерам. Поможет узнать, как выстраивать работу над проектами и договариваться с клиентами.
Майк Монтейро
«Дизайн — это работа»
Автор, директор по дизайну в Mule Design, рассказывает, как общаться с заказчиками, проводить презентации и находить общий язык с коллегами.
Поможет начинающим дизайнерам собрать важную информацию перед тем, как выполнять проект. Чем больше расскажет клиент перед началом работы, тем лучше будет результат. Поэтому хороший дизайнер должен уметь общаться с клиентами.
Зачем он нужен, этот книжный дизайн?
Художественный критик Елена Герчук — о том, почему бумажная книга — это больше, чем «просто текст».
Елена Герчук
Художник книги, искусствовед, автор монографии «Архитектура книги».
Вела постоянную рубрику «Искусство книги» в газете «НГ — Exlibris», была обозревателем журнала о графическом дизайне [кАк).
Член Международной ассоциации искусствоведов и секции графики Московского союза художников. Выставлялась как художник-график.
Готова держать пари, уважаемые читатели, что знаю первый вопрос, который вам хочется мне задать.
Кому вообще нужен книжный дизайн, когда бумажная книга уходит в небытие и скоро полностью заменится электронной?
Для начала немного истории. Книга ведь далеко не в первый раз меняет свою материальную форму. Когда понадобилось не только сохранять информацию дольше, чем это может сделать человеческая память, но и передавать её дальше, чем это может сделать даже самая громкая человеческая речь, появились первые транспортабельные формы письменности, то есть собственно книги: индийские потхи, египетские папирусные свитки, китайские бамбуковые связки.
Когда понадобилось с этой информацией работать — быстро находить в книге нужный текст, сравнивать его с другими в той же или в других книгах, — появился кодекс, сначала пергаментный, а затем и бумажный, который можно быстро листать, класть в него закладки, оставлять на полях пометки.
Когда появилось много грамотных людей, возникло книгопечатание; когда чтение стало практически всеобщим занятием — возник офсет, а за ним вскорости и компьютерные набор и вёрстка.
Каждый раз сначала происходило и становилось всеобщим какое-то изменение в книжной культуре, а уже затем — вызванный им технологический рывок.
Что же изменилось на этот раз? Что послужило причиной появления электронных книг?
Переизбыток самих книг.
Количество книг, которые прочитывает средний читающий человек, не поместится в средней же квартире; количество книг, которые он может захотеть прочесть, не поместится ни в обычной библиотеке, ни в обычном книжном магазине.
Эту проблему электронная книга решает; зато она создаёт множество других.
Электронная книга — на каком устройстве её ни смотри — читается по принципу свитка: подряд, от начала к концу. Конечно, таким способом чаще всего и пролистывают развлекательную литературу; но даже в детективном романе иногда приходится заглянуть в начало или бегло перелистать страницы, чтобы вспомнить, кто такой мистер А. или мистер В. А уж в научной или учебной литературе постоянно приходится перепрыгивать взад-вперёд — а иногда и вбок, к другой книге (собственно, это и было одной из причин замены папирусного свитка кодексом).
Конечно, играют свою роль и иллюстрации, и разнообразные, иногда весьма причудливые варианты вёрстки текстов, пока недоступные для электронной книги, — но всё это может (или вскоре сможет) существовать и в электронном виде.
Намного важнее то, что традиционная, а в привычном нам варианте — бумажная книга имеет такие дополнительные качества, которых электронная по определению иметь не может.
Традиционная книга — это не просто носитель информации, а материальный предмет, и все её, казалось бы, неинформативные качества читатель тоже воспринимает — просто не может не воспринимать, хотя чаще всего и не замечает этого.
Книга имеет какой-то размер, сколько-то весит, её обложка или переплёт могут быть разными на ощупь — гладкими, шероховатыми, скользкими, фактурными. Она может быть напечатана на такой или другой бумаге, и страницы будут перелистываться с тихим шорохом или с поскрипыванием. Она даже пахнуть может по-разному: свежей краской или библиотечной пылью.
Словом, в восприятии текста читатель использует — бессознательно, но использует — чуть ли не все свои органы чувств, кроме разве что вкуса. И именно бессознательно он объединяет всё воспринятое с собственно текстом книги, создавая целостный образ. И именно этот образ, гораздо более сложный, чем «просто текст», сохраняется в мозгу читателя, закрепляясь там не одной, а множеством связей, объединяется со многими другими, обрабатывается и запоминается. Конечно, и у любого электронного носителя текста есть свои параметры, но они не меняются в зависимости от текста и вскоре просто перестают восприниматься.
Конкуренция всё же существует: однажды возникнув, электронная книга исчезнуть не может, никакое изобретение нельзя «изобрести обратно». Правда, судя по количеству издающихся сейчас книг, бумажная книга в этой конкуренции пока не проигрывает: издательство — коммерческое предприятие, оно не станет работать себе в убыток.
А ещё интереснее, что оживился и книжный дизайн, стараясь — не знаю уж, сознательно или интуитивно — представить читателю не просто хорошие, а выдающиеся, и в первую очередь выдающиеся именно своими материальными качествами, произведения книжного искусства.
Вот о таких произведениях я и намерена говорить с уважаемыми читателями этой колонки. Для начала попробуем отыскать что-нибудь, сделанное только из одного из основных элементов книги: только из буковок, например, или только из картинок. Но, конечно, что-нибудь замечательное!
Но это — в следующий раз.
обложка: Анастасия Телесницкая для Skillbox Media
6 мифов о высшем образовании в дизайне
Разбираемся, нужны ли дизайнерам философия и социология, смотрят ли работодатели на диплом, и не много ли это ― учиться четыре года.
Нужно ли поступать в вуз, если хочешь быть профессиональным дизайнером?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы вместе с практикующими дизайнерами, представителями вузов и сферы HR разобрали популярные мифы, которые есть вокруг высшего образования.
Миф 1
Высшее образование отнимает слишком много времени ― пройти курсы можно гораздо быстрее.
Действительно, учёба в бакалавриате занимает четыре года, а пройти дизайнерские курсы можно максимум за год-два. Однако и задачи у этих форматов обучения разные: на курсах обычно можно овладеть техническими навыками и инструментами. Например, графических дизайнеров научат работать в Photoshop, Illustrator, Figma, оформлять портфолио, разбираться в брендинге, разрабатывать фирменный стиль.
Екатерина Гурова
— Представьте, что вы едете в отпуск во Францию на две недели. Для этого вам хватит знания трёх слов на французском: «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Вы можете выучить их за три минуты. А если вы переезжаете во Францию жить? Вам нужно овладеть языком в совершенстве, чтобы легче и быстрее адаптироваться к новым условиям. На это нужно больше времени.
Так и в дизайне — высшее образование даёт тот профессиональный «язык», на котором вы сможете бегло разговаривать всегда. В вузах студентов учат, где искать информацию и как её обрабатывать, чтобы дальше учиться специальности самостоятельно. Это один из ключевых навыков ― он поможет дизайнеру адаптироваться к условиям, которые постоянно меняются.
Быть дизайнером — значит никогда не переставать учиться. Если бы мы могли перенести дизайнера, который работал 30 лет назад, в наше время, что бы он делал с UX-дизайном, программированием и онлайн-миром? Это всё сбило бы его с толку. Через 30 лет будут другие вызовы. Если и через три десятилетия вы хотите работать дизайнером, привыкайте к постоянному режиму самообучения.
Журналистка. Из газеты — в digital. Пишет о дизайне, искусстве и красоте. Живёт на Байкале.
Миф 2
Дизайнеру не нужны общие дисциплины, которые преподают во всех вузах: философия, социология, экономика, психология.
Дизайн — мультидисциплинарная область. Чтобы спроектировать, например, интерьер кафе, дизайнеру нужно понимать, кто будет туда приходить: какие у этих людей привычки, доходы, культурный и исторический бэкграунд, что для них удобно, а что нет. Одно дело — создавать интерьер семейной пиццерии, другое — роскошного ресторана.
Это касается не только дизайна интерьеров. Любой продукт, который создаёт дизайнер: журнал, сайт, логотип или мобильное приложение, — всегда ориентирован на человека, который будет им пользоваться. Без знаний о человеке, которые дают гуманитарные науки, непросто спроектировать этот продукт качественно.
Андрей Великанов
Философ, теоретик искусства, преподаёт в Школе дизайна НИУ ВШЭ, в институте «База»
— Я каждый год читаю в различных учебных заведениях лекции по философии, и многие студенты относятся к ним скептически. Если я просто скажу им, что философия полезна в жизни и творчестве, они мне не поверят. Нужна внутренняя мотивация. А она появляется у людей, которые уже столкнулись с кризисом — творческим или экзистенциальным.
Философия — путь самостоятельного мышления, ухода от стереотипов и шаблонов, это смелый и даже дерзкий путь.
Тем студентам, которые всё-таки становятся на этот путь, приходится сложно. Каждому из них нужно познать самого себя, разобраться в собственных мотивациях, желаниях, возможностях. Для этого нужно, как когда-то говорили, классическое образование, а не реальное. Делая что-то руками, научишься многому, но без глубокого понимания, что и зачем делаешь, на какой основе стоишь, создать что-то интересное, новое и свежее не получится.
Миф 3
Работодателю неважно, есть у дизайнера диплом или нет.
Компания HeadHunter провела опрос среди работодателей и выяснила:
Правда, в крупных, государственных компаниях без диплома не получится попасть на руководящую должность.
Елизавета Юдина
HR бизнес-партнёр Skillbox
— Самое ценное, что даёт вуз, помимо знаний, — это развитие коммуникативных навыков: умение заводить знакомства, презентовать себя и решать проблемы разными способами. Студенты не всегда понимают, что важны не оценки, а сообщество вокруг них — другие ученики, преподаватели, представители индустрии. Высшее образование сегодня не только про диплом, но и про нетворкинг.
Работодатели хотят видеть не тех, кто получил только теоретические знания по специальности, а тех, кто развил кое-какие практические и «гибкие» навыки. На вопрос, где получить опыт, у крупных компаний много ответов. Один из них — стажировки.
Миф 4
Высшее образование ― это теория, а дизайнеру нужна только практика.
Пока не все вузы приблизились к идеальной схеме обучения, когда студентам дают и теоретические знания, и возможность практиковаться. В некоторых университетах «практика» до сих пор сводится к учебным проектам, не имеющим ничего общего с реальными задачами, с которыми выпускник столкнётся на первом же месте работы.
Однако постепенно ситуация меняется. В крупных вузах открывают центры развития карьеры, которые организуют для студентов практику и стажировки в больших компаниях, а ещё помогают выпускникам с трудоустройством. Такие центры, например, работают в РАНХиГС и Высшей школе экономики, в структуре которых есть школы дизайна.
Важно отметить, что некоторые компании берут на стажировки только студентов вузов. Это, например, «Сбер», Ozon, «Авито», «Райффайзенбанк», «Лаборатория Касперского».
Кстати, эффективность сотрудничества с работодателями влияет на место вуза в рейтингах. Самые авторитетные из них ― «Интерфакс» и RAEX. Чем выше вуз в списке, тем больше вероятность, что у него много партнёров, которые берут студентов на практику.
Миф 5
Вузы не успевают за новейшими инструментами, а преподают в них те, кто давно не практикует.
Когда мы беседуем с успешными дизайнерами о старте в профессии, спрашиваем и про высшее образование: даёт ли оно преимущество в работе. Не все отвечают утвердительно. Например, Илья Мюге, основатель архитектурного бюро FROM/FORM, вспомнил, что его в университете учили по старым учебникам 1980-х годов. Такое встречается и сегодня, но гораздо реже, чем раньше.
Екатерина Гурова
— В хороших вузах есть баланс между преподавателями-теоретиками и преподавателями-практиками. Это обязательное условие.
Практики делятся со студентами самой актуальной информацией. Теоретики, которые преподают историю дизайна или, например, шрифта, тоже не выпадают из контекста. Они участвуют в конференциях, где обсуждаются актуальные вопросы. Более того, такие преподаватели могут проектировать тенденции: дизайн постоянно эволюционирует, меняется, и, если изучать его историю, можно понять, каким он станет в будущем. Не всякому практику это под силу.
В вузах есть лектории, куда приглашают известных архитекторов, дизайнеров, искусствоведов, иллюстраторов, фотографов, представителей бизнеса. Они делятся со студентами всем самым новым и важным.
Во многих вузах, и наш не исключение, студенты работают с реальными кейсами, реальными брифами. Они учатся действовать в команде ― распределяют роли и получают экспертное мнение преподавателя или компании, которая дала задание. Так мы получаем сочетание образования и опыта.
Миф 6
Дизайну вообще нельзя научить. Тут либо есть талант, либо нет.
Дизайн бывает разным, поэтому и таланты у людей, которые приходят в профессию, могут быть разными. Если иллюстратору, чтобы стать успешным, важно уметь рисовать, то UX-дизайнер может преуспеть и без художественного таланта, его «талант» ― это аналитическое мышление.
Сергей Попков
Сооснователь Skillbox и студии AIC
— Хорошим дизайнером становится тот, у кого есть мотивация и опыт. Какой-то процент таланта, наверное, тоже играет роль. Но если человек вообще пока ни в зуб ногой в дизайне, это не значит, что он не сможет стать хорошим специалистом. Сможет, если захочет научиться и будет практиковаться.
Во времена Стива Джобса Apple придумали слоган «Think different» ― «Думай иначе». Это основа для дизайнеров: чем глубже вы можете «думать иначе», тем больше у вас шансов преуспеть в профессии.