зачем в фильме огонь зажигали спичку
Почему российский «Огонь» хуже американского «Дела храбрых»
Российский фильм «Огонь», рассказывающий о нелёгкой работе борцов с лесными пожарами, наконец добрался и до зрителей в интернете (в кинотеатрах его премьера состоялась накануне Нового года). «Я люблю кино» решил сравнить картину Алексея Нужного с очевидным источником вдохновения для её создателей — американской лентой 2017 года «Дело храбрых» (Only the Brave).
Ещё после того, как был показан трейлер «Огня», многие обратили внимание, что фабула фильма напоминает «Дело храбрых». В обеих картинах идёт речь о довольно редкой для кино профессии — тушителей лесных пожаров. Более того, и там, и там опытному главе бригады приходится иметь дело с зелёным новичком, который вроде бы совсем не подходит для такого опасного занятия. Создатели «Огня» добавили деталь, которой не было в «Деле храбрых»: молодой кандидат в пожарные ещё и приударяет за дочкой начальника. Проблема в том, что это очень уж напоминает другую популярную голливудскую ленту — «Армагеддон».
Любопытно, что «Дело храбрых» в США так и не вышло в широкий прокат, а вот в России фильм стал очень популярен: на «Кинопоиске» у него почти в два раза больше оценок, чем на IMDb, и он даже входит в топ-250 самых высокооценённых картин. Неудивительно, что в русскоязычных комментариях сразу начались обвинения создателей «Огня» в плагиате.
Тихон Жизневский, Роман Курцын, Антон Богданов, Виктор Добронравов и Константин Хабенский в фильме «Огонь»
При всей схожести фабулы фильмы получились очень разными. «Огонь» — это фильм-катастрофа, в котором главное действие разворачивается непосредственно во время пожара. Начало, в котором герой Константина Хабенского узнаёт, что его дочка (Стася Милославская) встречается с новоприбывшим кандидатом в пожарные (Иван Янковский), показано довольно бегло. Начальник берёт наглого юнца в свою группу, чтобы отвадить от дочурки, и вот они уже летят в Карелию, где и происходят основные события фильма.
Надо сказать, что «Огонь» получился весьма достойным представителем своего жанра. Картина Алексея Нужного держит в напряжении все два часа благодаря постоянному повышению градуса драматизма в довольно изощрённых экшен-сценах, динамично чередующих друг друга. Персонажи тоже не выглядят скучными статистами: кроме Хабенского и Янковского, особенно выделяется герой Тихона Жизневского. Любопытно понаблюдать и за тем, как разбрасывает деревенскую шпану качок в исполнении Романа Курцына, вместе с тем трогательно любящий маму. В фильме можно увидеть и ветерана Виктора Сухорукова, и молодую звезду Ирину Горбачёву. Концовка тоже не подкачала и берёт за живое.
Стася Милославская и Иван Янковский в фильме «Огонь»
В противоположность российскому фильму-катастрофе, «Дело храбрых» — это полноценная драма, в которой борьба с пожарами занимает второстепенное место. Это рассказ о людях, борющихся с пожарами, и о их семьях. В этом смысле сравнивать два фильма не вполне корректно: если «Огонь» — это «кино», то «Дело храбрых», основанное на истории реальных людей и великолепно передающее эту реальность, — будто бы сама жизнь. Даже эпизоды, показывающие непосредственно борьбу со стихией, в российском фильме явно придуманы, чтобы выглядело «поострее», а в американском довольно обыденны и непритязательны. Другое дело, что великолепные съёмки и работа одного из самых талантливых режиссёров Америки Джозефа Косински временами делают из них настоящую визуальную поэзию. Даже концовка фильмов отличается: в «Огне» это трагизм тщательно отмеренный, как в каких-нибудь последних «Мстителях», а в «Деле храбрых» — сумасшедший, безудержный, сметающий всё на своём пути, как лесной пожар. И настоящий, потому что всё это произошло на самом деле.
Кадр из фильма «Дело храбрых»
Создателей российского фильма можно ругать только за «позаимствованную» общую идею: в остальном они сняли вполне самостоятельное произведение, которое займёт достойное место в списке жанровых отечественных фильмов, который пока не так чтобы очень велик. А «Дело храбрых» станет в один ряд с эталонными картинами, по которым надо учиться тому, как снимать драмы. Хотя сделать такое по заказу нельзя: нужно ещё, чтобы «звёзды сошлись».
«На съемках в фильме «Огонь» мы сами чуть не сгорели»
Актер Иван Янковский считает, что жизнь может испугать посильнее хоррора, уверен, что российские блокбастеры не менее крутые, чем американские, а чтобы режиссерское кино рулило, нужен автор вроде Кристофера Нолана. Об этом звезда фильма «Текст» рассказал «Известиям» после завершения съемок сразу в двух проектах — сериале «Топи» и драме «Огонь».
Сериальный опыт
— После «Текста» вы продолжили сотрудничество с писателем Дмитрием Глуховским, на январь намечен выход сериала «Топи» по его сценарию. В сериалах вы раньше не были замечены.
— Да, не был, но Дмитрий — большой писатель и драматург. На сегодняшний день один из лучших сценаристов в стране, поэтому вновь работать над его произведением в формате киносериала было счастьем и праздником для меня. Надеюсь, это будет здорово. Мы с Митей работали в фильме «Текст», подружились, и когда мне скинули сценарий сериала, я очаровался, влюбился. Вопросы, которые там Митя задает через моего персонажа, меня касались и касаются. И особенно хотелось с режиссером Владимиром Мирзоевым поработать.
— Из трейлера видно, что будет что-то страшное. Хоррор?
— Нет, скорее экзистенциальное путешествие. Трип в глубину души. История про поиск себя, про поиск веры, Бога, про дьявола, про Иисуса.
Трейлер нагнетает много жути, но кино глубже, чем просто какая-то страшилка, жесть. Там страшно не от того, что тебя пугают, а оттого что так действительно происходит в жизни, и это касается каждого.
— А раньше почему не снимались в сериалах?
— Для меня кинотеатральная форма намного ближе. Это просто мои детские впечатления от кино, когда я ходил туда с папой, с дедушкой. Купить билеты, очутиться в зале и оторваться от реальности на два часа. Люблю момент, когда загорается экран, начинаются трейлеры. А если сидишь ближе к концу зала, то слышен звук проектора. Когда маленьким еще был, запомнил этот звук. Помню, как меня мама в «Зарядье» первый раз сводила на 3D-фильм. Поход в кино — это же целый грандиозный процесс, не просто так. Мне важны пленка, экран, звук, то есть всё, вплоть до мелких деталей. Хотя, конечно, дома смотрю сериалы, фанат HBO и «Нетфликса».
Кадр из фильма «Текст»
— На ваш взгляд, сейчас в России достойные истории снимают?
— У нас сериалы крутые снимают, особенно на платформах. Дело в условиях работы. Там определенное количество смен — значит, ты должен торопиться. В кино можешь больше сосредоточиться на каких-то определенных сценах, больше понять о своем герое. Для меня это предпочтительнее. И вообще всё, что я вам сейчас рассказал, может не иметь никакого отношения к реальности. Завтра я могу считать по-другому. Всё зависит от моего настроения.
Пожар в павильоне
— Однако… Тогда поговорим о ваших следующих ролях — «Не лечи меня» или «Ребра», не знаю, как его в итоге назвали.
— «Не лечи меня». «Ребра» прикольнее было, но опять же — картину же надо продать.
— Вы там врача играете?
— Да, хирурга. Это сатира на ситуацию в российской медицине. Где-нибудь не в центре Москвы существует больничка, в которую поступает много людей, а мы их лечим. С улыбкой на лице продолжаем лечить, несмотря на то что у нас ни оборудования современного, ни технологий, мы далеки от оптимизаций, которые нам все обещают.
— Многие ждут выхода фильма «Огонь». Это блокбастер?
— Да, огромный фильм, сделанный, на мой взгляд, большим режиссером. Алексей Нужный — потрясающий человек, который умеет работать в разных форматах. Картина, кажется, должна выйти под Новый год. Там история современная, про пожарных, про мужиков, которые спасают людей от огня. Константин Юрьевич Хабенский — главный пожарный, он играет нашего, так скажем, пожарного мастера, а мы его дети. Пожарные-мини, пожарнята.
Я никогда не сталкивался с такой масштабной работой — снимать огромные лесные пожары в павильоне. Нам отдали в Петербурге на автозаводе «Форд» павильон, в котором построили лес, а когда нажимали кнопку — всё горело. Всё горело к чертовой матери! Потом нажимали кнопку — и гореть переставало. Мы там сами чуть не сгорели. Были моменты страшные, когда можно было подпалиться хорошенько. Я очень всем доволен, что там происходило, самим процессом. И заняты в фильме потрясающие артисты, мои друзья-коллеги: Виктор Добронравов, Антон Богданов, Роман Курцын, Тихон Жизневский, с которым мы на этих съемках познакомились, а потом вместе в «Топях» снимались. Константин Юрьевич Хабенский — большой мастер, счастье с ним поработать. Сейчас мы вновь играем вместе с ним в ленте «Чемпион мира» о трехмесячном поединке между Карповым и Корчным.
Кадр из фильма «Огонь»
— Многие считают, что наши блокбастеры — жалкая попытка подражать Америке.
— В чем мы пытаемся подражать? Америка снимает свои ситуации, условно говоря, блокбастеры, которые может позволить себе за такие деньги. Российские блокбастеры касаются нашей истории, спортивных событий, достижений. Людям это нравится, они хотят что-то узнать — например, о Харламове. Сейчас «Стрельцов» вышел с Сашей Петровым. Это же всё интересно зрителю!
— Только про спорт интересно?
— А про что нам еще снимать блокбастеры? Это наши родные истории, советские, российские, которые людям хотелось бы видеть на большом экране: прочувствовать, побыть с этими героями.
Я сам спорт люблю. С детства играл в большой теннис. Маленьким, когда в Лос-Анджелесе оставался на три месяца, выиграл там юниорский турнир. С удовольствием спортсмена сыграл бы — хоккеиста, к примеру.
Деньги и искусство
— Как думаете, почему продюсерское кино всё чаще обходит режиссерское?
— Чтобы режиссерское кино рулило — нужен автор. И автор, как Кристофер Нолан, должен прийти и сказать: я хочу снять про время назад, и вы там три раза переродились, и ты, значит, оттуда выйдешь, а чернокожий артист замечательный, значит, назад будет идти во времени.
И ему ответят: «Да-да-да, давай, на тебе 200 млн, ты — автор». У нас в стране таких возможностей нет. Я не знаю режиссеров, которые такое могли бы придумать и сделать хорошо. То есть авторы существуют, конечно, но в них верят на других бюджетах. Ну а выбор артиста зависит от того, каков его внутренний мир и о чем он хочет разговаривать. Дело же не только в деньгах. Естественно, что у каждого ситуация своя, но мне кажется, деньги и искусство — понятия с давних пор разделимые. Не всегда надо ждать каких-то денег от подлинного искусства.
Иван Янковский, победивший в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за фильм «Текст», на церемонии вручения национальной кинопремии России «Золотой орел»
Обзор фильма Огонь с Хабенским. Выходили из зала в слезах
В кинотеатрах вышел, наверное, самый ожидаемый российский фильм 2020 года — Огонь с Константином Хабенским в главной роли.
Это новый фильм-катастрофа, режиссёром которого стал небезызвестный Алексей Нужный. Он с переменным успехом снимает неплохие кино и сериалы.
Мы уже посмотрели новинку и спешим поделиться впечатлениями. Что получилось и стоит ли смотреть? Разбираемся.
Это фильм о героях нашего времени
Картина повествует о храбрых спасателях, пожарных, работающих в Авиалесоохране — организации, занимающейся защитой лесов от пожаров и поддержанием их общего состояния.
Открывает фильм эффектная сцена противостояния пожарных лесному пожару. Оказавшись в ловушке, они накрываются огнеупорными одеялами, но один из сотрудников не выдерживает и бросается к ещё невыгоревшей части рощи. Увы, до точки назначения он не добирается.
И уже здесь видно, что станет краеугольным камнем картины — борьба со стихией, где нет места слабым.
Сам по себе проект перенасыщен различными клише, избитыми повторами и максимально рельсовый. Здесь нет неожиданных поворотов событий, все действия героев читаются буквально с первого кадра.
Однако это и не плохо. Нужный смог качественно использовать все привычные нам приёмы, интересно обыграв те или иные события. А очевидное повествование затмевается постоянным напряжением.
Нам рассказывают историю группы пожарных, в числе которых оказался «зелёный», новичок. Он не имеет опыта работы вообще, даже толком обучение не прошёл. Определенные события подталкивают Соколова (Хабенский), лидера группы, взять к себе хамовитого «смазливого красавчика» Ильина (Иван Янковский), чтобы показать ему, что эта профессия требует отваги. В противном случае, ему здесь не место.
Остальная команда тоже состоит из стереотипных персонажей: глуповатого и добродушного качка, человека, потерявшего в пожаре жену с ребёнком, гитариста и максимального ответственного парня. Все они— профессионалы своего дела. И четко знают, как вести себя в той или иной ситуации.
И вот, казалось бы, очередная работа сделана. Осталось только некоторое время следить за состоянием леса, чтобы не вспыхнул новый пожар. Однако всё традиционно идёт не по плану, образуется новый очаг, и он быстро расходится по всей площади. Близлежащая деревня в опасности, нужно что-то делать, а связи с центром нет.
На этом и строится весь сюжет: на том, как отважные пожарные пытаются всех спасти в максимально критической ситуации.
Главное действующее лицо здесь — огонь (какая неожиданность)
Нам не раскрывают личности персонажей, у них по сути даже имён нет. Они упоминаются вскользь, и на них не делают акцента. И это ожидаемо, поскольку фильм именно о противостоянии человека опасной стихии.
Тем не менее, подобранный каст оказался неплохим. Хотя перед нами и стандартный набор героев, на их историях не зацикливаешься, образы раскрываются по мере повествования. Но большая часть фильма посвящена именно самому пожару. Тому, как он уничтожает все на своём пути и забирает всех с собой.
Режиссёр не скрывает, откуда брал прообразы персонажей, да и общий тон картины. Это сборная солянка из нашумевших в своё время фильмов. Самый жирный пример, который даже высмеивает Нужный — Армагеддон.
Угадайте, какую сцену из Армагеддона здесь покадрово скопируют
Есть здесь сцена, полностью копирующая американски блокбастер. А герои затем ещё и шутят на эту тему. Ну так, для тех, кто не понял очевидной отсылки.
Юмор построен по той же схеме, что и в других привычных нам российских фильмах. Он наивен, слегка глуповат, но расставлен только в четких местах, где он действительно уместен. Но общий тон картины все равно негативный.
Не обойдётся и без жертв, ведь это трагедия. Не думаю, что это будет для вас спойлером. Ведь кино максимально предсказуемое, и вы будете знать сюжет наперёд ещё за 10 минут до определённых сцен.
Вопрос только в том, кто именно должен погибнуть? Но и это вам потом станет понятно.
Картинка на пять с плюсом
Больше всего порадовала именно картинка и динамически меняющийся саундтрек.
Последний в голове не отложится, но он будет напрямую влиять на происходящее. По музыке зритель понимает, когда стоит ждать напряжения, когда разрядки, когда мирного времяпрепровождения и так далее.
От композиции в этой картине зависит многое. И композитор Кирилл Бородулев справился со своей задачей на отлично. Респект за такую работу.
Оператор Михаил Милашин тоже отличился, показав крупным планом перемещающееся вокруг героев пламя, взяв правильные ракурсы и планы на развивающиеся события, подчеркнув опасность происходящего. Как ни странно, графики в фильме не так много, очень многое снято на натуру.
Причём здесь присутствуют и реальные кадры страшных лесных пожаров в Красноярском крае, и вы даже не заметите, где именно.
Чувствуется большой бюджет и старания авторов. За это отдельный респект!
Посмотрите Огонь. И вы не пожалеете
Хотя перед нами и максимально линейный фильм, копирующий большинство элементов из других проектов, он не оставит вас равнодушными.
Актеры играют хорошо, чувствуются волнения, сомнения и переживания. Эффекты и музыка на высоком уровне. Постоянное напряжение, которое не отпускает до самого финала. И даже тогда не чувствуешь расслабления и не видишь хэппи-энда.
Тот редкий случай, когда российское кино вызывает реальные эмоции. Многие из зала выходили в слезах. То ли от радости, то ли от грусти.
Зачем был снят фильм «Огонь» – мнение актеров
На днях российские экраны озарило зарево «Огня». Картина, созданная при участии телеканала «Россия 1», рассказывает о буднях пожарных и спасателей – героев, которых каждый из нас может встретить на улице. Они не носят плащи, и им не нужны сверхспособности для того, чтобы ежедневно спасать людей. Пожарные бесстрашно укрощают разбушевавшуюся стихию, тушат лес и, несмотря на то, что нередко их подвиг остается в тени, они все равно продолжают честно выполнять свою работу. Почему же фильм о них сейчас особенно нужен и зачем он был снят? Об этом в интервью рассказали сами звезды зрелищной киноленты – актеры Роман Курцын и Антон Богданов.
Роман Курцын сыграл Сергея Зотова – весельчака и балагура, которому ни страшен ни дым, ни огонь. Настоящий патриот, он без промедления готов отдать свою жизнь во имя спасения другого человека. Как рассказал сам актер, он, узнав больше о десантниках-пожарных и окунувшись в их профессию, понял, что об этих смелых людях непременно нужно рассказать, продемонстрировать им тем самым свое уважение. «Мы же их не видим и не слышим. Где-то там далеко горит лес, кто-то его там тушит и не дает огню пройти на города, на маленькие селения. Они проявляют невероятный труд и терпение и рискуют жизнью каждый день», – рассказал артист.
Фильм «Огонь» позволит зрителям почувствовать весь тот ужас, который приносят лесные пожары, и увидеть, сколько усилий требуется на то, чтобы предотвратить их распространение. Роман Курцын считает, что блокбастер может побудить людей относиться внимательнее к природе и относиться бережнее к тому миру, который нас окружает.
«Сейчас столько катаклизмов происходит. Когда мы снимали, горела Сибирь. Столько подобных вещей происходит именно из-за человека, ведь мы не отдаем себе отчета в нашей силе. Мы должны защищать наш мир, который в нас нуждается. Может, после нашего проекта люди задумаются о том, чтобы беречь лес и природу», – сообщил актер.
Антон Богданов, который исполнил роль скромного, но смелого Константина Журавеля, думает, что наиболее важный посыл «Огня» – показать настоящую мужественность. Героем может стать каждый, и для этого не обязательно обладать какими-то невероятными талантами. «Многие просто не понимают, что ты, оказывается, способен совершить геройский поступок. Все думают, что на героя надо учиться. Нет, учиться на героя не надо, если он есть у тебя внутри. Ты его всегда можешь достать и продемонстрировать миру, если в этом будет необходимость. Самое главное – не бояться, потому что герои бывают накачанные, бывают скромные, бывают теоретические и аналитические, но они все-таки по-своему мужики», – поделился своим мнением актер.
«Огонь» – это кино о доблестных мужчинах, которые не пасуют перед трудностями и бросаются на амбразуру, не думая ни о наградах и благодарности, ни о смертельных последствиях. «Этот фильм, он про мужскую силу, которая противостоит не другой мужской силе, как в военных фильмах, а как раз неуправляемой стихии. И ничего не остается, кроме как бросаться на эту стихию», – заметил Антон Богданов. Именно лента о простых людях и их героизме, о любви, недюжинной силе воли и готовности спасти чужие жизни ценой собственной сейчас особенно нужна всем нам.
«Очень хочется, чтобы зрители увидели фильм и поняли, что есть еще сильные люди, и надо стремиться такими тоже быть, не раскисать, не расслабляться и не превращаться в кисейных барышень», – сказал Антон Богданов.
О лесных пожарах мы знаем многое: читаем новости и смотрим сюжеты по телевидению. Но о тех, кто их предотвращает, нам известно не так много. Масштабный и в то же время трогательный, вызывающий массу эмоций фильм-катастрофа «Огонь» отдает дань уважения нелегкому ремеслу пожарных и спасателей. Смотрите в кинотеатрах.
Настоящий «Огонь»: 10 пламенных фактов о фильме-катастрофе
На экраны вышел масштабный фильм-катастрофа «Огонь». Блокбастер рассказывает о пожарных и спасателях, которые каждый день совершают подвиг в борьбе с огненной стихией. В фильме сыграли Константин Хабенский, Иван Янковский, Стася Милославская, Антон Богданов, Роман Курцын и многие другие. Рассказываем, как велась работа над этим удивительным фильмом.
В кинотеатрах вышел блокбастер «Огонь». Режиссер Алексей Нужный снял зрелищную киноленту, которая рассказывает о буднях героев – пожарных и спасателей. Ежедневно они сталкиваются с опасностью, не пасуют перед трудностями и решительно дают отпор безжалостному всепоглощающему огню. Главные роли в фильме-катастрофе сыграли российские актеры, чьи имена у всех на слуху: Константин Хабенский, Виктор Добронравов, Роман Курцын, Стася Милославская, Иван Янковский и многие другие. Реальные опасности, умопомрачительные трюки, музыка «тюменского Ханса Циммера» – обо всем этом мы расскажем в подборке интересных фактов. В нашем материале вы узнаете, как разгорался «Огонь».
«Огонь» – зрелищный, искренний и трогательный фильм о подвигах, героизме и любви. Уже в кино.