зачем в конце поэмы появляется образ иисуса христа
Образ Христа в поэме Александра Блока Двенадцать
Не слышно шуму городского,
В заневских башнях тишина!
И на штыке у часового
Горит полночная луна.
А бедный юноша! ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песни
И отдает тоску волнам.
В поэме «Двенадцать», напомним, это звучит так
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
Но есть сила (и мы ее видим!), способная и желающая противостоять хаосу. Пусть эта сила неразвита духовно, но она идет «державным ша¬гом», и это пробуждает надежду, что очиститель¬ная вьюга скоро уляжется и все люди спокойно заживут в новом справедливом мире. Значит, появление Христа не случайно: происходящее вокруг не бессмысленно, раз «кровавый» (крас¬ный) флаг в Его руках. То есть мы можем сказать, что автор «Двенадцати» образом Христа как сим¬вола Абсолютной Истины и Высшей Справедли¬вости как бы оправдывает настоящее будущим. Другое дело, что это будущее так и не насту-пило. Поэт успел понять, что ошибся в своих ожиданиях, написав в одном из последних сво¬их стихотворений горькие строки:
Но не эти дни мы звали,
А грядущие века.
Но это было после, в 1921 г. А поэма «Две¬надцать* осталась для нас памятником эпохи (его художественных достоинств мы не касались), в котором отразилось настроение очень многих людей в очень небольшой временной период самого начала советской власти. Поэтому, наверное, образ Христа и получился та¬ким, каким только и мог быть: неясным и многозначительным, как само время, когда создавалась поэма «Двенадцать*.
Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. Л.: Сов. писатель, 1973.
Долгополов Л.К. Поэма Александра Блока «Двенадцать». Л.: Худож. лит., 1979.
Енишерлов В.П. Александр Блок. Штрихи судьбы. М.: Современник, 1980. (Б-ка «Любителям российской словесности»).
Иванова Евг. Загадочный финал «Двенадцати»//Москва. 1991. № 8. С. 191 — 196.
Иванова Евг. Об эволюции Блока после Ок¬тября и поэме «Двенадцать»//Литература в школе. 1993. № 3. С. 23 — 28.
Крыщук Н.П. «Открой мои книги. »: Разговор о Блоке Документ, биогр. очерк. — Л.: Дет. лит., 1986.
Смола О.П. «Черный вечер, белый снег. »:
Творческая история и судьба поэмы Александра Блока «Двенадцать». М.: «Наследие», 1993.
Соловьев Б.И. Поэт и его подвиг* Творческий путь Александра Блока. М.: Сов. Россия, 1973.
Образ Христа в поэме «12»: какую идею вкладывает в него автор
Содержание:
Александр Блок создал знаменитую поэму «Двенадцать», будучи под впечатлением от Петроградских событий 1917 года. Он начал работу над произведением 8 января 1918 года – через два месяца после революционного восстания. На написание у автора ушло двадцать дней. 28 января 1918 года поэма была закончена.
Христос появляется в завершающей части повествования. Это достаточно необычный поворот. В произведении обсуждается революция, убийство человека. Идея внедрить образ Христа в поэме «12» выглядит нестандартно, но логично. Среди современников, поддерживающих православное русское направление, бытовало радикальное мнение о творчестве Александра Блока. Многие неоднозначно характеризовали произведение с непредвиденной финальной развязкой.
До сегодняшнего дня образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» является спорным вопросом для литературных критиков, литературоведов. У каждого своя точка зрения касательно его появления в конце революционного опуса.
Образ Иисуса Христа в поэме «Двенадцать»
Фигуру Иисуса необходимо воспринимать совместно с обликом двенадцати красноармейцев, символизирующих 12 апостолов. Критики называют их предзнаменованием революционного движения. Бог может возглавлять их, освещая дорогу к новой жизни. Автору удалось воспроизвести отражение гармоничного, стихийного мироздания. Значение собаки, бегущей позади, – отголоски прошлого. Расстановка героев является намеком на неполное избавление революционеров от прежних традиций, порядков.
Образ Иисуса Христа в поэме «12» трактуется по-разному:
Каждая из этих точек зрения поддерживается весомыми аргументами. Если провести тест творческих мотивов Блока, станет понятно, что для автора Христос является идеалом нравственности. Он направляет красноармейцев к светлой цели, счастливому будущему.
Значение образа Христа в поэме «Двенадцать»
Бог – символическая фигура в поэме, имеющая неоднозначный смысл. Персонаж помогает писателю завершить сюжетную линию точкой или троеточием многоточием. Для толкования сути читатель может использовать различные подходы: исторический, политический, религиозный. Появление евангельских мотивов заметно с первых строк произведения:
В образ Бога Блок вкладывает доброту, любовь, красоту. Он принимает революцию, противоречащую вере. При этом считает безнравственным отрицать наличие Иисуса Христа.
«Двенадцать» Блока: версии по поводу образа Христа
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Скучный «набор стихов и частушек», — так говорил о поэме Блока Иван Бунин. «Самое значительное произведение нашей эпохи», — утверждал Лев Троцкий. Понимание смысла загадочной поэмы «Двенадцать» зависит прежде всего от толкования центрального образа поэмы — Христа, идущего сквозь вьюгу перед отрядом красногвардейцев. Сам Александр Блок подчеркивал, что в финал «должен был поставить Христа». Обратимся к самой неоднозначной поэме в истории русской литературы и к ее главному образу.
Поэма «Двенадцать» (1918) — свежий отклик Александра Блока на революционные события 1917 года (с момента революции прошло только два с небольшим месяца). Поэт воспринял революцию как явление положительной метаморфозы, духовного преображения России; точку отсчета нового времени. Статью того же 1918 года «Интеллигенция и революция» он закончил так: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Однако революционность Блока не имела ничего общего с партийной программой большевиков. В своем поэтическом отклике, в финале «революционной» поэмы, Блок не смог обойтись без ключевого христианского образа, породившего разнообразные трактовки Спасителя «с кровавым флагом», идущего во главе отряда красногвардейцев. Необходимо разобраться в этих расхождениях и смысловых нюансах. Тем более, что «Двенадцать» входит в обязательную школьную программу. Поэтому преподавателю, который идёт на урок по поэме, нельзя ограничиваться какой-либо одной точкой зрения на образ Христа.
Кто же впереди: многообразие трактовок
В самом конце поэмы «Двенадцать» появляется ее центральный образ — образ Христа. Вот эти известные строки:
. Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Среди многочисленных объяснений финала поэмы специалистами, а также современниками поэта, можно выделить несколько самых распространённых.
Бог умер
В одной из примечательных и распространенных трактовок пристальное внимание обращено на «белый венчик из роз», не соответствующий православной традиции, в которой атрибутом Спасителя является терновый венец. Живописец Петров-Водкин откровенно признавался ученому Дмитрию Максимову: «Я предпочел бы, чтобы там был просто Христос, без всяких белых венчиков».
Одна из интерпретационных крайностей образа венка — его погребальное назначение. Следовательно, Христос в поэме мертвый, а это значит, что умерла и Церковь, и вера. Здесь мы видим перекличку с философией Фридриха Ницше, популярного в России начала ХХ века и утверждавшего, что «Бог умер», а также с цитатой из произведения самого Блока, написанного в 1918 году: «Церковь умерла, а храм стал продолжением улицы. Двери открыты, посредине лежит мёртвый Христос». Однако цветы на венце Христа могут, напротив, означать и возрождение, Воскресение, путь к новому возрожденному миру, в котором ключевая роль будет отдана вере в Бога.
Лже-Христос
Ряд исследователей соглашаются с точкой зрения священника и философа Павла Флоренского, который считал, что «поэма — это предел и завершение блоковского демонизма». В финале появляется не Христос, а его антипод, «враг» «за вьюгой невидим», — антихрист, принявший вид Иисуса. Известный литературовед Михаил Дунаев пишет: «Быть может, это все же адова сила: дьявола ведь тоже пулей не возьмешь. И вот он принимает облик Спасителя — и увлекает за собою духовно неразвитых „апостолов“? Ведь такая трактовка имеет свою логику».
Существовали очень резкие оценки такого «антихристианского» восприятия образа современниками автора. Так, Николай Гумилев говорил, что Блок, создав «Двенадцать», послужил «делу Антихриста», «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя», а Анна Ахматова даже отказывалась выступать с Блоком на совместных поэтических вечерах.
Разрушение «старого мира» и зарождение «нового»
Большая часть русских интеллигентов, современников Блока, восторженно воспринимала революцию как стихийную силу — средство разрушения «старого» мира; как необходимый переход к миру «новому», полному возможностей и свершений. Поэтому Бог, идущий во главе красногвардейцев, был главным духовным звеном в этом революционном процессе разрушения отжившего, обветшалого мира.
В последних строках поколение Александра Блока находило ответ на вопрос, что же принес в мир Октябрь 1917 года. Появление Христа здесь означало возможность будущего преображения, к которому приведут революционные события.
Однако важно отметить, что самой революционной массе образ Христа показался резко отрицательным, «незримым» врагом двенадцати бойцов «без креста».
Христос — Спаситель
Другая актуальная трактовка отражает наиболее ортодоксальное, православное понимание образа Спасителя в поэме. Согласно этой литературной традиции, Христос — мученик, который идет на гибель ради обновления жизни. Здесь не может идти речи об антихристе, принявшем облик Иисуса, чтобы обмануть красноармейцев. Их попросту невозможно обмануть лже-Христом, так как сам Иисус для них — одно из воплощений «старого» мира, они совсем не хотят знать истинного Спасителя. Он не является для бойцов, держащих «револьюцьонный шаг», авторитетом, который сманил бы их на ложный путь. Как пишет литературовед Денис Макаров, «если бы антихрист хотел обмануть их, ему было бы проще это сделать в образе, например, Карла Маркса или Фридриха Энгельса, Троцкого, наконец».
Строки «Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной. » могут указывать не только на обычное движение Христа, но и означать присутствие Спасителя как вне этого мира, так и в нем. Христос — над стихиями и над природой, Он познаваем и непознаваем одновременно.
Согласно этому толкованию, к Богу обращаются и простые созерцатели революции, и двенадцать красногвардейцев-безбожников. Они проходят путь от свободы и вседозволенности «без креста», «без имени святого», к свободе с Христом, и такая разительная перемена происходит помимо их воли, без их веры в Спасителя, т. е. фатально, как проявление высшего порядка. Иисус идёт впереди красногвардейцев. С кровавым, красным флагом — образом страданий и крови.
Во всем есть промысел Божий. Христос — во всем происходящем в мире. Иисус в поэме олицетворяет и идею принятия на Себя очередного греха людей, и идею всепрощения, и надежду на то, что те, кто совершил кровавый грех все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви и братства. Известный литературовед Виктор Жирмунский в рамках этой интерпретации также считал главной темой поэмы спасение душ двенадцати красногвардейцев — олицетворения всей разбойной России, всего человечества.
А как думал сам Блок?
Многообразие трактовок и расхождения в оценках (Михаил Пришвин, к примеру, видел в Христе самого Блока, а Иван Бунин, напротив, считал, что автор «дурачит публику какой-то галиматьей» в лице «пляшущего Иисусика») подчёркивают глубину созданного поэтом образа Иисуса, содержание которого не исчерпывается приведёнными примерами.
Также в черновике поэмы Блок сделал запись, что Христос: «. был с разбойником. Было двенадцать разбойников». Здесь мы видим отсылку к Евангелию от Луки и истории о двух распятых с Христом разбойниках, один из которых проявил сострадание к мукам Иисуса и был прощен. В контексте этого библейского сюжета во многом прочитывается суть появления Иисуса Христа перед красногвардейцами в финале. Это не благословение происходящего и не «освящение» стихийного разгула, а преодоление безотчетного аморализма и нигилизма, залог будущего очищения для героев произведения. Из запечатленного Блоком хаоса должна родиться гармония. Важно, что явление Христа в конце поэмы — символическое явление необходимости религии. Еще 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все происходящее — от падения религии. ».
Показателен эпизод чтения поэмы на одном из литературных вечеров на Фонтанке, который лишний раз убеждает в неоднозначности блоковского текста:
После прочтения поэмы, у автора спросили:
— Александр Александрович, а что значит этот образ: «И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос?»
Блок ответил: «Не знаю, так мне привиделось. Я разъяснить не умею. Вижу так».
То есть на вопрос о смысле главного образа своей поэмы Блок не ответил. Следовательно, каждый читатель может по-своему ответить на этот вопрос, и в каждом таком толковании будет своя доля правды. Известный учёный Сергей Аверинцев заметил: «Должен сознаться в наивности, если это наивность: когда поэт на вопрос о его интенции свидетельствует: „Не знаю“, — я предпочитаю совершенно дословно верить такому свидетельству».
Источники: С. Аверинцев, Е. Иванова, Д. Макаров, Н. Солнцева, Д. Магомедова, О. Клинг
«Двенадцать» Блока: версии по поводу образа Христа
Христос. Иллюстрация Н. Гончаровой к поэме Блока «Двенадцать»
Кто же впереди: многообразие трактовок
Среди многочисленных объяснений финала поэмы специалистами, а также современниками поэта, можно выделить несколько самых распространённых.
Бог умер
Обложка издания поэмы Блока в издательстве «Новый путь»
В одной из примечательных и распространенных трактовок пристальное внимание обращено на «белый венчик из роз», не соответствующий православной традиции, в которой атрибутом Спасителя является терновый венец. Живописец Петров-Водкин откровенно признавался ученому Дмитрию Максимову: «Я предпочел бы, чтобы там был просто Христос, без всяких белых венчиков».
Лже-Христос
Существовали очень резкие оценки такого «антихристианского» восприятия образа современниками автора. Так, Николай Гумилев говорил, что Блок, создав «Двенадцать», послужил «делу Антихриста», «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя», а Анна Ахматова даже отказывалась выступать с Блоком на совместных поэтических вечерах.
Разрушение «старого мира» и зарождение «нового»
«Двенадцать», берлинское издательство «Нева»
В последних строках поколение Александра Блока находило ответ на вопрос, что же принес в мир Октябрь 1917 года. Появление Христа здесь означало возможность будущего преображения, к которому приведут революционные события.
Однако важно отметить, что самой революционной массе образ Христа показался резко отрицательным, «незримым» врагом двенадцати бойцов «без креста».
А как думал сам Блок?
Блок, портрет 1917 года
Многообразие трактовок и расхождения в оценках (Михаил Пришвин, к примеру, видел в Христе самого Блока, а Иван Бунин, напротив, считал, что автор «дурачит публику какой-то галиматьей» в лице «пляшущего Иисусика») подчёркивают глубину созданного поэтом образа Иисуса, содержание которого не исчерпывается приведёнными примерами.
Показателен эпизод чтения поэмы на одном из литературных вечеров на Фонтанке, который лишний раз убеждает в неоднозначности блоковского текста:
После прочтения поэмы, у автора спросили:
Блок ответил: «Не знаю, так мне привиделось. Я разъяснить не умею. Вижу так».
Источники: С. Аверинцев, Е. Иванова, Д. Макаров, Н. Солнцева, Д. Магомедова, О. Клинг
Зачем в конце поэмы появляется образ иисуса христа
Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком всего за 20 дней, но расшифровать ее смысл пытаются до сих пор. Каждое поколение литературоведов вносило свою лепту в толкование этого произведения. Одна из ключевых тайн, над которой вот уже столько лет ломают голову исследователи, – образ Иисуса Христа в «белом венчике из роз».
До недавнего времени большинство ученых придерживалось мнения, что Христос – символ счастливого будущего в «новых условиях». Некоторые современные литературоведы считают, что он на самом деле – Антихрист. Кстати, такие мысли бытовали и среди тех современников А. Блока, которые представляли православную церковь. Доля правды в таком утверждении есть. Иисус идет впереди красноармейцев, которые разрушают все на своем пути, убивают и грабят людей во имя революции.
Тем не менее, нужно учитывать то, что сам Блок принял революцию как путь к новой жизни, позитивным изменениям. Этот факт и разрушает новое толкование символического евангельского образа. Кроме того, следует обращать внимание на красноречивую художественную деталь – белый венок из роз. Католики считают, что роза – это символ Девы Марии, белый цвет же означает невинность, чистоту, обновление Земли и Неба, благословение высших сил. Таким образом, автор указывает на соединение Неба и земли, Святого духа и Девы Марии. «Белый венчик» противопоставляется «красному флагу».
Образ Христа следует анализировать неотрывно от образа 12 красноармейцев, которые символизируют двенадцать апостолов. Литературоведы называют их «апостолами революции». Христос идет впереди них, как бы благословляя путь к «новому миру». Их поход напоминает картину мироздания, которая покоряется гармонии и стихии. За Христом бежит пес, символизирующий «старое». Расставляя, таким образом, персонажей, автор намекает, что революционеры еще не полностью избавились от пережитков недавнего уклада.
Учитывая мотивы творчества А. Блока, можно утверждать, что Христос для него – нравственный идеал, ведущий человечество к светлому бытию. Он является светлой целью, которая оправдывает средства борьбы.
Образ Христа – образ-символ, который, с одной стороны, ставит точку в сюжете, а с другой – заканчивает его троеточием. Образ несет смысловую нагрузку, толковать которую нужно комплексно: с точки зрения религии, политики, истории и авторского мировоззрения.