зачем варить цепь в парафине
Варка цепи в парафине
Есть такой способ обслуживание велосипедной цепи как варка в парафине.
Итак, записываем рецепт.
1. Снимаем цепь. Если на вашей цепи нет замка, вам понадобится специальная выжимка для цепи. У меня такая:
Заказывал ее на Алиэкспресс за 200 рублей (что-то около того). После снятия цепи я сразу надел свежекупленный в Триал-спорте велозамок. Варил вместе с замком.
Замок стоил, если не изменяет память, 147 рублей. На фото его хорошо видно.
2. Чистим цепь. Для этого я налил в обыкновенную полторашку уайт-спирита и закинул туда цепь. Прополоскал. Затем, вылив уайт-спирит, налил моющее срдество для посуды и промыл в нем. Уайт-спирит очень сильно воняет, поэтому делать всё это лучше на улице, в гараже и т.д.
3. Готовим водяную баню. Если парафин попробовать расплавить на сковородке он сгорит. Парафин купил за 85 рублей в ближайшей аптеке.
Берем посуду, которую не жалко. Я взял старую сковороду и старый ковшик. В сковороду наливаем воду и ставим в нее ковш.
В ковш ложим парафин цельным куском. Включаем газ и ждем, когда парафин полностью расплавится. После чего ложим туда цепь.
Берем длинный металлический предмет, я, например, взял вилку, и слегка «перемешиваем» цепь. Нужно это для того, чтобы парафин попал во все щели цепи. При этом будут подыматься пузырьки воздуха.
4. Собственно варим. Я варил минут 15, помешивая и переварачивая цепь. После того, как пузырьки воздуха прекратят подниматься вынимаем цепь и ложим на газету.
Парафин я вылил тоже обратно.
После высыхания он выглядел как новый:
На этой цепи я проехал пока 80 км и ни свиста, ни скрипа, ничего негативного не заметил. Опытные велосипедисты утверждают, что одной варки хватает на 700 км пробега. Пока что вижу только одни плюсы. Кстати, смазка у меня вот такая, посмотрите на демократическую цену, хотя правды ради, по скидки она стоила около 500 рублей:
А вот как варит цепь Михаил на своем канале «Велу время». Канал рекомендую.
Как и зачем варить велосипедную цепь в парафине
Как выбрать велосипедные очки
Медицинская аптечка велосипедиста
Как варить велосипедную цепь в парафине
Х ороший способ сэкономить деньги, продлить срок службы велосипедной цепи и оставаться чистым.
Эксперимент № 1.
Вылейте на ровную поверхность ложку кристально чистого, самого дорогого велосипедного масла для цепи. Затем поводите пальцем по маслу. Скользит. А теперь киньте в масло пригоршню песка и земли. Тщательно перемешайте. Затем нанесите эту субстанцию на экран своего телефона и начните с усилием тереть. Страшно за горилла гласс? Тот, кто в здравом уме такое не сделает.
Эксперимент № 2.
Высыпьте песок с землёй на кусок чистого парафина. Потом стряхните мусор и поводите парафином по экрану своего мобильного устройства. Царапин не будет даже если у телефона обычное стекло, а не горилла гласс.
Эмпирический вывод из экспериментов.
Масло обладает высокими липкими (адхезивными, как иногда умничают) свойствами и мгновенно захватывает любую грязь, которая на него попадает. Изначально предназначенное для защиты трансмиссии оно стремительно и неуклонно наращивает прямо противоположные абразивные свойства и быстро начинает разрушать механизмы, которые обязано защищать. Достаточно проехать всего километр по пересечёнке и из прозрачного оно становится чёрным, то есть напитанным абразивными частицами. И сделать с этим ничего нельзя.
Теперь вопрос. Почему же мы так бережно относимся к своему телефону и так ненавидим трансмиссию своего велосипеда? Она и так работает в экстремальных условиях, а не лежит в чистеньком кармане, упакованная в защитный чехол. И цена у хорошей трансмиссии будет поболее, чем у флагмана Apple или Sony.
А, ведь, решение проблемы найдено. Давно продаются спреи с восковой смазкой, на которую плохо налипает грязь. К слову парафин — это воск. Парафин нерастворим в воде, но отлично растворяется, например, в керосине. После нанесения спреем на цепь, растворитель быстро испаряется и остаётся слой парафина, который и защищает цепь от трения и налипания грязи. Такая смазка не становится абразивом, который стачивает звёзды и цепь.
Впрочем, восковые спреи стоят дорого и оставляют достаточно тонкий слой парафина. Поэтому во всём мире народ давно и дёшево просто варит цепи в обычном парафине с ещё более лучшим эффектом, чем даёт спрей.
Лично меня перейти на парафин заставили мои штаны. Попав несколько раз под сильные ливни, я просто купил непромокаемый GoreTex. Сказочно хорошая вещь. Однако внизу штанин находятся яркие салатовые вставки. Они делают велосипедника хорошо видимым на дороге и шикарно гармонируют с расцветкой моего велосипеда и остальной одеждой. Очень стильно. До первого выезда. Масляная цепь быстро начала пачкать дорогие моему сердцу и кошельку штаны в самых светлых местах. А очистить мрачные масляные пятна крайне трудно даже уайт спиритом, почти невозможно. К тому же GoreTex не терпит интенсивную чистку. В общем пачкались они быстрее, чем я их чистил. После третьего выезда я начал просто парафинить цепь. И велосипедная жизнь кардинально изменилась к лучшему. Во всяком случае матом я ругаюсь уже гораздо меньше.
Заодно я приобрёл две новые цепи Wippermann Conex и хотел, чтобы эта красота прожила подольше. Так, вот износ штанов и цепи сократился кратно благодаря парафину. Вот, как всё в мире взаимосвязано.
Единственно, что мешало мне раньше перейти на парафин это наивная мысль, что пропарафиненную цепь будет намного трудней крутить, чем смазанную стандартным маслом. Практика показала, что цепь ходит отлично.
А масло, призванное защищать цепь от трения, быстро превращается в абразив и разрушает её.
Цепь несоизмеримо чище
Увеличивается срок службы цепи
Не пачкается одежда
Contra
Уход за цепью отнимает больше времени Мифы и сказки народов мира
КАК ВАРИТЬ ВЕЛОСИПЕДНУЮ ЦЕПЬ В ПАРАФИНЕ
1. Тщательно очистить цепь.
Перед первой варкой надо полностью убрать масло с цепи. Для этого положите цепь в ёмкость с растворителем масла (бензин, уайт-спирит, керосин «Калоша» и пр.) так, чтобы цепь была полностью покрыта жидкостью. Закрутите крышку и периодически хорошо взбалтывайте. Дайте растворителю нейтрализовать масло. Особенно важно вымыть масло из пинов. Это может занять несколько часов.
Затем, тщательно промойте цепь в проточной воде. Вытрите и полностью просушите.
Если варка уже не первая, тогда очищаем цепь в машинке для чистки цепи и ждём пока высохнет.
2. Непосредственно варка.
Если имеется электро-кастрюля тогда положите в неё кусок парафина, чтобы в расплавленном виде он полностью покрывал цепь. Выставьте нужную температуру в зависимости от сорта парафина, закройте крышку и варите.
Если электро-кастрюли нет, тогда варите на водяной бане. Поставьте на огонь миску с водой, а в неё поместите кастрюлю с куском парафина. Когда парафин растает положите в него цепь. Жидкий парафин должен полностью покрывать цепь. Варите минут 10-15. Иногда палочкой шевелите цепь, чтобы в пинах не осталось пузырьков воздуха и туда мог свободно проникнуть парафин.
Нельзя ставить кастрюлю с парафином непосредственно на огонь, поскольку парафин начнёт сильно испарятся, а его пары горючи.
Иногда на дно кастрюли с парафином ложат металлическую сетку или что-то похожее, чтобы цепь находилась выше грязи, которая оседает на дне.
3. Завершение варки.
Через 10-15 минут варки достаньте цепь из ещё жидкого парафина и повесьте где-то. Через несколько минут цепь остынет, а парафин затвердеет. Всё.
Протирать цепь или нет?
Иногда только что вынутую цепь тщательно протирают тряпкой от жидкого парафина. Это делается, чтобы смазка не попадала с цепи на звёзды и не пачкала их. При этом парафин остаётся внутри пинов и переживать не стоит.
Практика показывает, что не вытертая цепь действительно пачкает парафином звёзды. На запачканные звёзды оседает пыль, которую цепь вминает в парафин как муку в тесто. Получается грязноватый абразивный налёт, который плохо счищается.
Зато не вытертая цепь проезжает на несколько десятков километров больше, чем вытертая.
Как часто надо варить цепь или как долго можно проездить на одной парафиновой смазке
Периодичность зависит от стиля езды, погоды, местности и главное от типа парафина. В километрах цифры очень сильно разнятся у разных людей.
Лично для себя я заметил, что у парафиновой смазки есть три стадии износа.
1-я стадия – когда цепь ходит тихо.
2-я стадия – цепь «шуршит». Смело плюсуем 50-80% пробега к уже названным показателям. При езде на чистой поверхности и без особой пыли эта цифра может быть ещё больше.
Лично я отправляю цепь на варку, как только появляется «шуршание», а другие продолжают ездить. Не критично.
3-я стадия – цепь «пищит», характерный скрип метала об метал. Этого допускать нельзя.
Каким парафином варить велосипедную цепь.
Варить цепь можно смело в любом парафине. Но есть нюансы полезные для вдумчивых велосипедистов.
Все парафины делятся на три категории по степени очистки от масла.
Петролатумы и гачи – содержат до 30 % масел.
Неочищенные парафины (цезарины) – до 6% масел.
Очищенные и высокоочищенные парафины (цезарины) – 0,6—2,3% масел.
Очищенные парафины меньше боятся воды, практически не налипают на звёзды и гораздо устойчивей к воздействию грязи и воды. Недостаток – надо чаще варить цепь. Хорош для пыльных и влажных маршрутов.
У меня аптечный парафин выкатывает 80+ км на первой стадии износа парафина и около 200+ километров на второй стадии.
Неочищенный парафин содержит больше масел и соответственно больше цепляет грязь. Пачкает звёзды. В нем присутствуют растворимые в воде вещества. Зато он спокойно даёт 130-140+ км пробега на первой стадии износа парафина и 230+ на второй стадии. Оптимален для чистых сухих долгих заездов.
Петролатумы служат ещё дольше, но очень быстро и сильно пачкают звёзды, смешиваются с грязью, боятся воды. Идеальная смазка для ленивых, при чистой сухой погоде.
Как бы там ни было, а в сравнении с маслом, любой парафин обеспечит намного большую жизнь велосипедной трансмиссии.
Лично я катаю на очищенном парафине, а неочищенный использую при дальних заездах. Впрочем, долговечность смазки зависит от стиля езды, погодных условий, особенностей трассы, типа поверхности (шоссе, кросс кантри и т.п.). У моих знакомых одной варки хватает на дольше, чем у меня. Просто я обновляю смазку при первых же признаках износа парафина.
Какая цепь годится для варки в парафине.
Любая. Но опять-таки есть нюансы. Я катаю на двух цепях Wippermann Connex. Благодаря своему чудо-замку эти цепи быстро снимаются и одеваются без каких-либо усилий и инструментов. Поэтому поменять такую цепь не проблема и наготове всегда лежит уже пропарафиненная. Те, кто катает с одной цепью и размыкает её специальным инструментом, то те конечно парафинятся реже.
Насколько хватает куска парафина.
При варке в парафин попадает много грязи даже из очищенной цепи. Грязь вымывается из пинов и из оставшегося на цепи загрязнённого парафина. В итоге, после нескольких варок парафин приобретает тёмный оттенок от накопившейся грязи. А это уже абразив и парафин надо чистить.
Как чистить парафин.
Самый простой и надёжный способ – налить в кастрюлю с парафином побольше воды и поставить на огонь. Расплавившись парафин всплывёт на верх, а вода переместится вниз. Не доводя до кипения дадим воде хорошо нагреться и выключаем огонь. В процессе остывания грязь осядет в самом низу парафинового слоя, потому, что грязь тяжелее. Чем больше воды в кастрюле и чем она горячей, тем больше у грязи будет времени осесть до того, как парафин затвердеет. Тем лучше очистка. После этого вынимаем твёрдую плитку парафина из кастрюли и видим, что верхняя сторона чистая, а нижняя – почти чёрная. Соскоблим ножом несколько миллиметров грязного слоя и останется чистый парафин. Делается это легко и быстро.
Некоторые ещё фильтруют жидкий парафин через ткань. Но если парафин уже совсем грязный, то проще купить новый, ибо стоит он относительно недорого.
Парафин дешевле масла?
Теоретически да. А на практике парафин постепенно напитывается грязью и его надо менять. При интенсивной езде это придётся делать часто. Цена среднего по качеству масла запросто может сравняться с парафином.
Чистка цепи перед варкой.
Удивительно, но почти все источники в интернете говорят, что пропарафиненная цепь не нуждается в чистке, поскольку к ней якобы не пристаёт грязь. Смотрим на фото и делаем выводы. Пыль оседает на всём, даже на парафине. А в жаркую погоду особенно. Потом цепь гуляет по звёздам и пыль втрамбовывается в слой парафина. Так же внутри пинов неизбежно стирается метал и эти частицы начинают стачивать цепь. Поэтому перед варкой тщательно работаем машинкой для чистки цепи. Впрочем, иногда заниматься этим просто лень поскольку растопленный парафин всё равно смоет грязь. Вот только он смоет грязь в себя и цепь будет вариться в уже загрязнённом парафине. Так, что не ленимся и чистим цепь.
Ни в коем случае нельзя варить мокрую цепь. Вода тяжелее парафина и не испарится, а соберётся внизу или останется в пинах. Смазка не попадёт куда нужно.
Можно ли перейти с парафина обратно на масло?
Общепринятое мнение – нет, нельзя. Правда жизни – можно. Парафин хорошо растворяется в керосине. Поместите пропарафиненную цепь в ёмкость с керосином «Калоша» (продаётся на каждом базаре) и оставьте на ночь, периодически взбатлывая. Наутро слейте старый керосин, напитанный парафином и залейте чистый. Через пару часов промойте цепь проточной водой, просушите и смело наносите масло.
Как варить цепь в парафине и какая от этого польза
Обработка велосипедной цепи в большинстве случаев производится специализированными велосмазками. Некоторые райдеры ищут нетрадиционные и менее затратные способы смазывания детали, одним из лучших среди которых является парафин.
Проваривание цепи в парафине увеличивает ее ресурс, во время использования конструкция сохраняет первоначальный вид – сухость и чистоту.
Зачем нужна процедура
Проварка в расплавленном парафине обладает положительными последствиями.
Существуют также изготовленные на промышленном производстве специализированные смазки твердого характера – парафин в летучем растворителе. Несмотря не недорогие исходные материалы для такого продукта средняя цена сильно завышена, поэтому большинство пользуется способов проварки цепи.
Воздействие парафина на трансмиссию
Скольжение парафина несколько хуже, чем масляной смазки. Однако масло приспособлено только для работы в условиях чистоты – как в двигателях автомобилей.
Как известно, цепь велосипеда находится снаружи и подвергается постоянному загрязнению – вода, пыль, грязь, трава. Все это попадает в зазоры между звеньями и перемешивается со смазкой, образуя смесь, негативно влияющую на металл. Парафин затвердевает после обработки цепи и не дает возможность пыли и грязи проникать в механизм.
Какой парафин использовать для варки
Существует множество разнообразных фирм, выпускающих необходимый материал. Для проварки подойдет почти любой из доступных вариантов. Нужно внимательно следить за тем, что покупается для этой цели, так как ряд веществ использовать недопустимо:
Стераин, упомянутый ранее, можно использовать для промывки цепи – первичной варки. Причиной такого применения являются его свойства.
Данный материал эксплуатируют для производства бытовых свечей. Он значительно хуже прилипает к металлической конструкции, также обладает свойством тугоплавкости, что приводит к невозможности использования при холодной погоде – материал дубеет.
Лучше всего взять обычный парафин, выпущенный для пищевых, технических или косметических целей. Последний вид встречается в продаже в аптеках. Помимо самого парафина он состоит из таких компонентов как отдушка, вазелин и вода.
Незначительная примесь последней никак не влияет на трансмиссию, ржавчины не появляется. Зато с задачей прочистки справиться лучше, чем специальные устройства.
Отличить стероин от парафина достаточно просто. Первый материал изготовления в твердой форме обладает молочным белым оттенком, в то время парафин идет с розовой или коричневой примесью цвета, также может быть полупрозрачным.
Где приобрести
Косметических парафин встречается в большинстве аптек. Стоимость 0,5кг компонента составляет около сотни российских рублей. Данного объема хватит для обработки трансмиссии. Расход средства очень экономичен, так как купленные 200г парафина будут использоваться при проварке несколько раз.
Чистый парафин можно купить в магазинах, где продаются различные товары для рукоделия. Ингредиент применяется мастерами для создания декоративных свечей. Наличие красителя не оказывает влияния на качество работы цепи в дальнейшем, поэтому можно смело покупать цветные декоративные свечки для проведения процедуры.
Подготовка цепи к процедуре
Подготовительным этапом является промывка трансмиссии при сильном загрязнении. Для того, чтобы цепь проще было «напарафинить», желательно наличие замка. Без замка механизм лучше больше не приобретать. Если цепь загрязнена совсем незначительно, дополнительной промывки перед варкой не потребуется, так как все это в процессе проварки удалиться.
Проварка трансмиссии
Проварку требуется проводить на водяной бане. Не следует пугаться, если парафин загорится во время кипения, так как самовоспламенение – это естественный химический процесс, который происходит при длительном кипении и доступе кипящего вещества к кислороду.
Не выйдет потушить пламя водой. Также не следует пытаться сбить огонь полотенцем или другими подручными средствами, так как возможно, что они загораться и пламя разрастется, переходя в пожар.
Что представляет водяная баня: одна емкость меньшего размера вставлена в другую, между ними вода, налитая в больший сосуд. Температура, которой будет достигать вещество внутри меньшей емкости – 100 градусов по Цельсию. Она сохраняется до выкипания жидкости.
Подготовительным этапом является поиск подходящих по размеру сосудов. На практике удобнее использовать круглую большую емкость и квадратную чуть меньше по размерам. Вторая будет опираться углами на первую, что сделает процесс менее опасным, так как сильно дергаться за счет кипения воды емкость уже не будет.
После того, как емкости были найдены можно приступать к самой варке. В нижний сосуд наливается вода, но с расчетом того, что внутрь будет установлена вторая с парафином и цепью. Далее ставиться верхняя емкость, в нее насыпается парафин и помещается деталь.
Не нужно доводить воду до кипения. Парафин быстро плавиться, приобретая текучесть. Время варки составляет 10-15 минут.
Во время варки обязательно требуется шевелить цепь. Для этого можно воспользоваться спицей и начать активно двигать конструкцию. Отсутствие данного действия приведет к очень маленькому пробегу до следующей необходимой обработки. Во время шевеления из звеньев начнут выходить небольшие пузырьки. Двигать цепь нужно на протяжении полминуты.
После того, как закончилось отведенное на варку время, емкость нужно снять с плиты. Достать цепь из парафина можно при помощи крючка, согнутого из спицы. Во время вытаскивания требуется дать парафину немного стечь с конструкции. Далее, цепь помещается на газету. После остывания, трансмиссию можно устанавливать.
В заключение
Первая проварка цепи не даст большого срока эксплуатации – примерно 100 километров. После проведения следующих процедур данный срок увеличиться. Несмотря на гуляющие по сети мифы о негативном воздействии парафина на цепь, процедура является весьма полезной и эффективной.
Зачем варить цепь в парафине
А теперь в виде списка:
— плитка
— кастрюлька
— чеплашка
— парафин
— цепь
— кусок проволоки
— бензин
— средство для мытья посуды
— пластиковая бутылка
— гайки.
Потом накрываю её крышкой и оставляю на длительное время (ночь). По ходу дела, следует отмыть бензином звёздочки и переключатели. Затем, цепи аккуратно извлекаются из миски и перекладываются в бутылку. Видно, что бензин в чеплашке грязный и с осадком, повторно использовать его не стану. В бутылку наливается чистый и содержимое энергично и многократно встряхивается. Затем бензин сливается (можно использовать впоследствии) и процесс повторяется ещё раз или два, по желанию. Для финальной очистки в бутылку с цепями наливается горячая вода с добавлением нескольких капель фейри. В случае с бензином, цепи можно оставлять в бутылке надолго, а вот с водой так лучше не делать, может начаться процесс лёгкого ржавления. Потому встряхивать бутылку нужно недолго, затем промыть содержимое чистой водой и тщательно высушить. Напомню, с бензином следует работать осторожно, проветривая помещение и соблюдая технику безопасности.
Когда он затвердеет, цепь приобретёт дубовую структуру. Звенья перестанут свободно изгибаться и следует их разработать. Я цепляю крайнее звено крючком из проволоки, а второй рукой сгибаю следующее звено и с усилием протягиваю всю цепь. После этого она приобретает необходимую подвижность и можно ставить на велосипед.
На начальном этапе, пока нет опыта работы с парафином, не исключены некоторые сложности. Самое плохое, что может произойти при соблюдении техники безопасности, это если чеплашка с парафином и цепью перевернётся или черпанёт воды. В этом случае, нужно вытащить цепь и прервать процесс до полного остывания. Если парафин попадёт в кастрюлю (а он попадёт, хотя бы в небольших количествах), то его можно будет потом собрать с поверхности, где образуется плёнка. Если вода попадёт в миску с парафином, то её можно будет собрать со дна после остывания. Цепь в этом случае лучше не варить.
Хочу обратить внимание, что описанный выше метод содержит в себе предварительную проварку цепи и состоит из нескольких этапов. Это не должно пугать, поскольку один раз правильно подготовленная (отмытая от смазки) цепь далее не будет требовать к себе столько внимания. В последующем, достаточно её снять, промыть водой с мылом, высушить и бросить в посудину с парафином (отмывать в растворителях не требуется!). Проварить, извлечь, дать остыть и можно ставить на велосипед. Если пыли на поверхности цепи мало, то можно и не мыть совсем, тряпкой просто протереть и сразу проваривать. Трудозатраты минимальны, а на выходе имеем чистую цепь с твёрдой смазкой внутри, которая не притягивает к себе частички грязи и песка. В конечном итоге, это повышает общий ресурс и выглядит вполне эстетично.
В прошлый раз было упоминание про очистку парафина от грязи и способ, как этот момент можно отдалить. Пока парафин чистый, нет смысла помещать на дно чеплашки латунные гайки или другие разделители. А вот когда концентрация грязи станет существенной, вот тогда можно и положить. Цепь при таком раскладе будет находится выше и грязь не так активно сможет проникать в звенья. В следующий раз, всё же, напишу и покажу как производится очистка парафина.