зачем вентилятор в кабине вертолета
Тема № 12. Система отопления и вентиляции вертолета Ми-8 (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Кафедра: «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».
Система отопления и вентиляции вертолета Ми-8.
Пособие предназначено для студентов 2-го курса специальности 13.03., изучающих конструкцию вертолета Ми-8 по дисциплине «Авиационная техника».
Размер файла: 1100 кб.
Файл помещен в компьютере «Server» ауд. 113-5
Имя файла: E:\ ПОСОБИЯ \ Ми-8 \ ТЕМА12 \ тема12.doc
Дата составления: 21 ноября 2003 г.
Дата внесения изменений: 3 декабря 2003 г.
Допущено для использования
в учебном процессе.
Протокол заседания кафедры «ЭЛАиД»
№ ______ от «___» ___________ 2003 г.
12.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Вертолет оборудован системой отопления и вентиляции, которая обеспечивает подачу подогретого или атмосферного воздуха в кабины вертолета с целью поддерживания в них нормальных температурных условий. Система отопления и вентиляции обеспечивает обогрев ног пилотов, обдув передних стекол и блистеров кабины экипажа, а также фильтра-отстойника воздушной системы вертолета.
В систему отопления и вентиляции транспортного вертолета (рис. 12.1) входят: обогреватель КО-50 8, правый и левый отопительные короба 10 и 13, распределитель 9, соединительные трубы 14, короб 15 обдува передних стекол и блистеров, заслонки 18 подачи воздуха к ногам летчика, заслонки 2 и 4 управления системой обогрева и вентиляции, рукоятка 6 управления заслонками распределителя.
Керосиновый обогреватель КО-50 установлен с внешней стороны правого борта фюзеляжа перед правым подвесным топливным баком и закрыт специальным капотом-обтекателем. Обогреватель притянут лентами к кронштейнам, которые, в свою очередь закреплены к каркасу фюзеляжа при помощи тяг и вильчатых болтов.
Керосиновый обогреватель может работать в режиме отопления или в режиме вентиляции. В режиме отопления вентилятор 7 обогревателя забирает воздух из атмосферы через воздухозаборник капота обогревателя или для ускоренного прогрева из грузовой кабины через отверстие в правом борту фюзеляжа. Заслонка 4 воздухозаборника вентилятора обогревателя и заслонка 2 забора воздуха из кабины кинематически связаны между собой и управляются рукояткой 5, которая установлена на правом борту между шпангоутами №2 и 3. Если заслонка 4 открыта, воздух из атмосферы через сетку 3 поступает в обогреваПри ускоренном прогреве кабин (рециркуляция) открыта заслонка 2. В этом случае вентилятор 7 засасывает воздух из грузовой кабины и подает его в обогреватель. Кроме крайних положений заслонок 2 и 4, их можно устанавливать в промежуточные положения, при этом воздух одновременно забирается как из атмосферы, так и из грузовой кабины.
Рис.12.1. Схема расположения агрегатов системы отопления и вентиляции кабин транспортного вертолета:
От вентилятора холодный воздух подается параллельно в калорифер и камеру сгорания, куда одновременно через форсунку подается топливо. Сгорая, топливовоздушная смесь горячими газами нагревает стенки калорифера, а продукты сгорания отводятся за борт в атмосферу. Холодный воздух, циркулируя по каналам калорифера, нагревается от его стенок и подается в распределитель 9, где разделяется на два потока: один из них подается в грузовую кабину, другой — в кабину экипажа.
В распределителе установлены две заслонки 21, кинематически связанные между собой дифференциальным механизмом 20. В зависимости от положения заслонок нагретый воздух может подаваться либо в грузовую кабину, либо в кабину экипажа, либо в обе кабины одновременно в разных регулируемых пропорциях (см. приложение 1,2).
На обогрев грузовой кабины нагретый воздух поступает в правый отопительный короб 10, откуда по соединительным трубам 14, проложенным под полом грузовой кабины, в левый отопительный короб 13. В кабину экипажа из распределителя 9 воздух подается по гибкому трубопроводу 16.
Отопительные короба 10 и 13 изготовлены из листового дюралюминия и имеют теплоизоляционный слой. Между коробами и внутренней обшивкой фюзеляжа также проложены теплоизолирующие прокладки. В стенках правого и левого коробов имеются отверстия для выхода теплого воздуха, размеры и размещение которых обеспечивают равномерное распределение его по всей грузовой кабине.
В задней части левого отопительного короба выведен патрубок, заканчивающийся раструбом 12, через который теплый воздух подается на обогрев фильтра-отстойника 11 воздушной системы.
Трубопровод 16, подающий воздух в кабину экипажа, проложен под полом грузовой кабины и кабины экипажа и соединен с передним патрубком 19. От патрубка гибкие соединительные магистрали подходят к левому и правому патрубкам с заслонками 18, через которые воздух подается к ногам пилотов. Расход воздуха через заслонки можно регулировать поворотом рукояток 17. У бортов кабины ответвления трубопровода заканчиваются коробами 15, подведенными к каркасу остекления кабины. Из этих коробов воздух направляется на передние стекла и блистеры через отверстия в стенках.
В режиме вентиляции открывается заслонка 4, а заслонка 2 закрывается, после чего включается вентилятор 7 обогревателя без подачи топлива в последний. В этом случае воздух поступает из атмосферы через воздухозаборник и подается (без подогрева) в выходной распределитель 9 и далее в кабины по тем же каналам, что и в режиме отопления. Вытяжная вентиляция кабин транспортного вертолета осуществляется через заслонку и жаберные щели, установленные на левой грузовой створке.
В пассажирском варианте вертолета система отопления и вентиляции кабины экипажа выполнена аналогично, а система отопления и вентиляции пассажирской кабины имеет ряд конструктивных особенностей по сравнению с транспортным вертолетом. В режиме отопления (рис. 12.2) вентилятор 8 обогревателя забирает воздух из атмосферы через воздухозаборник или для ускоренного прогрева из пассажирской кабины через прямоугольное отверстие в правом вентиляционном коробе 11, которое перекрывается заслонкой 7, подвешенной на петлях и в закрытом положении удерживаемой пружиной.
Для ускоренного прогресса (режим рециркуляции) заслонка 2 воздухозаборника обогревателя закрыта. В этом случае воздух из пассажирской кабины, открывая заслонку 7 правого вентиляционного короба, поступает в вертикальный трубопровод 4 и далее через отверстие в наружной обшивке фюзеляжа — в приемный патрубок 23, откуда подводится к вентилятору 8 обогревателя. Кроме того, вентилятор забирает дополнительное количество наружного воздуха через обратный клапан, установленный в нижней части воздухозаборника позади заслонки 2. Заслонка управляется из пассажирской кабины рукояткой 6, которая расположена у шпангоута № 1 на правом отопительном коробе. При полностью открытой заслонке 2 воздухозаборника воздух поступает в обогреватель только из атмосферы. Возможны и промежуточные положения этой заслонки, при которых воздух забирается как из атмосферы, так и из пассажирской кабины.
Нагретый воздух из обогревателя КО-50 поступает в распределитель 9, а затем по правому 20 и левому 19 отопительным коробам в пассажирскую кабину. Для выхода теплого воздуха в пассажирскую кабину в отопительных коробах имеются отверстия, в которых установлены регулируемые заслонки 21. Величина отверстия заслонок регулируется при монтаже системы на вертолете для получения равномерного поля температур по всей кабине.
В режиме вентиляции открывается заслонка 2 воздухозаборника и включается вентилятор 8 обогревателя. В этом случае воздух забирается из атмосферы через воздухозаборник и подается (без подогрева) в выходной распределитель 9 и далее поступает в кабины по тем же каналам, что и в режиме отопления. Кроме того, атмосферный воздух от скоростного напора поступает в приемный патрубок 23 и направляется по вертикальному трубопроводу 4 в вентиляционные короба 11 и 12, которые соединены между собой трубопроводом 14, установленным между шпангоутами № 10 и 11. Из вентиляционных коробов воздух поступает в пассажирскую кабину через отверстия, перекрываемые заслонками 13, которыми регулируется интенсивность подачи воздуха в кабину. В холодное время заслонки 13 закрываются полностью. Вентиляционные короба расположены вдоль потолочной панели снизу: правый — между шпангоутами № 1 и 13, левый — между шпангоутами № 3 и 16. Короба изготовлены из дюралюминия. Кроме сдвижных заслонок, они имеют патрубки 15 индивидуального обдува пассажиров.
На правом отопительном коробе в передней части имеется прямоугольное отверстие (вид А), соединяющее короб с вертикальным трубопроводом 4. От этого отверстия с внутренней стороны вертикального трубопровода 4 отходит патрубок 22, выполненный в виде эжектора. Наличие патрубка позволяет подмешивать теплый воздух из отопительного короба к атмосферному воздуху, подаваемому скоростным напором через приемный патрубок 23, и несколько повышать температуру вентиляционного воздуха.
Рис. 12.2. Система отопления и вентиляции кабин пассажирского вертолета:
1— сетка; 2— заслонка воздухозаборника; 3— заслонка вентиляции с ручкой управления; 4— вертикальный трубопровод; 5— рукоятка управления заслонками распределителя; 6— рукоятка управления заслонкой воздухозаборника; 7— заслонка; 8— вентилятор обогревателя; 9— распределитель; 10— дифференциальный механизм; 11— правый вентиляционный короб; 12— левый вентиляционный короб; 13— сдвижная заслонка; 14— поперечный трубопровод; 15— патрубки индивидуального обдува пассажиров; 16— вентилятор; 17— фильтр-отстойник воздушной системы; 18— раструб обогрева фильтра-отстойника; 19— левый отопительный короб; 20— правый отопительный короб; 21— заслонки отопительных коробов; 22— патрубок-эжектор рециркуляции; 23— приемный патрубок; 24— соединительные трубы; 25— короба обдува стекол и блистеров; 26—трубопровод; 27— рукоятка управления заслонкой патрубка подачи воздуха к ногам летчика; 28—заслонка патрубка подачи воздуха к ногам летчика; 29— передний патрубок
Система отопления и вентиляции кабин вертолета.
Вертолет оборудован системой отопления и вентиляции, которая обеспечивает подачу подогретого или холодного воздуха в кабины вертолета с целью поддержания в них нормальных температурных условий. Система отопления и вентиляции обеспечивает обогрев ног летчиков, обдув передних стекол и блистеров кабины экипажа, обогрев фильтра-отстойника воздушной системы, а также сливного крана дренажного бачка.
В систему отопления и вентиляции (рисунок 2) входят: керосиновый обогреватель КО-50 (поз. 8), правый и левый отопительные короба 10 и 13, распределитель 9, соединительная труба 14, короба 15 обдува передних стекол и блистеров, патрубки 18 и 19 подачи воздуха к ногам летчика, заслонки управления системой обогрева и вентиляции 2, 4.
Керосиновый обогреватель КО-50 (поз. 8) расположен с внешней стороны правого борта фюзеляжа в капоте-обтекателе. Он является продолжением правого подвесного топливного бака.
|
Рисунок.2 «Система отопления и вентиляции кабин транспортного вертолета»
/. 3 — сетки: 2, 4 — заслонки: 5, 17 — рукоятки управления: 6 — регулятор температуры: 7 — вентилятор: 8 — керосиновый обогреватель КО-50: 9 — распределитель: 10, 13 — правый н левый отопительные короба; // — фильтр-отстойник воздушной системы: 12 — раструб обогрева фильтра-отстойника; 14 — соединительная труба; 15 — короба обдува передних стекол и блистеров: 16 — трубопровод; 18, 19 — патрубки подачи воздуха
Керосиновый обогреватель может работать в режиме отопления или в режиме вентиляции. В режиме отопления вентилятор 7 обогревателя забирает воздух из атмосферы через воздухозаборник капота обогревателя 8 или для ускоренного прогрева из грузовой кабины через отверстие в правом борту фюзеляжа.
Заслонка 4 воздухозаборника воздуха из атмосферы и заслонка 2 забора воздуха из кабины кинематически связаны между собой и управляются рукояткой 5, которая установлена на правом борту между шпангоутами № 2 и 3. Если заслонка 4 открыта, воздух из атмосферы через сетку 3 поступает в обогреватель 8. При ускоренном прогреве кабин (рециркуляция) заслонка 4 воздухозаборника закрыта, а заслонка 2 открыта. В этом случае вентилятор 7 засасывает воздух из грузовой кабины через заслонку 2 и подает его в обогреватель 8. Кроме крайних положений заслонок 2 и 4, их можно устанавливать в промежуточные положения, при этом воздух одновременно забирается как из атмосферы, так и из грузовой кабины.
От вентилятора холодный воздух подается параллельно в калорифер и камеру сгорания, в которую одновременно через форсунку подается топливо. Сгорая, топливовоздушная смесь горячими газами нагревает стенки калорифера, а продукты сгорания отводятся за борт в атмосферу. Холодный воздух, циркулируя по извилистым каналам калорифера, нагревается от его стенок и подается в распределитель 9, где разделяется на два потока: в грузовую кабину и в кабину экипажа. На обогрев грузовой кабины нагретый воздух поступает в правый отопительный короб 10, откуда по соединительной трубе 14, проложенной под полом кабины, — в левый отопительный короб 13. В кабину экипажа воздух от распределителя 9 подается по трубопроводу 16.
Отопительные короба 10 и 13 изготовлены из листового дюралюминия Д16А и теплоизолированы. Между коробами и внутренней обшивкой фюзеляжа проложены теплоизолирующие прокладки. В стенках правого и левого коробов имеются отверстия для выхода теплого воздуха, размеры и размещение которых обеспечивают равномерное распределение его по всей грузовой кабине.
От заднего торца левого отопительного короба выведен патрубок, заканчивающийся раструбом 12, через который теплый воздух подается на обогрев фильтра-отстойника // воздушной системы.Такой же патрубок имеется и в передней части левого короба, через который воздух подается на обогрев крана дренажного бачка.
Трубопровод 16, подающий подогретый воздух в кабину экипажа, проложен под обогревателем, затем через отверстие в правом борту входит под иол грузовой кабины и кабины экипажа и далее подходит к переднему патрубку 19. От этого патрубка трубопровод разветвляется и подходит к левому и правому патрубкам 18 с заслонками, через которые подается подогретый воздух к ногам летчиков. Патрубки установлены в полу кабины экипажа около педалей ножного управления. У бортов кабины экипажа ответвления трубопровода оканчиваются коробами 15, подведенными к каркасу остекления кабины. Из этих коробов теплый воздух направляется на передние стекла и блистеры через отверстия, сделанные в стенках каркаса.
В режиме вентиляции открывается заслонка 4, а заслонка 2 закрывается, после чего включается вентилятор 7 обогревателя без подачи топлива в керосиновый обогреватель КО-50. В этом случае воздух забирается из атмосферы через воздухозаборник и подается (без подогрева) в выходной распределитель 9 и далее поступает в кабины по тем же каналам, что и в режиме отопления.
Вытяжная вентиляция кабин транспортного вертолета осуществляется через заслонку и жаберные щели, установленные на левой грузовой створке грузового люка. В пассажирском варианте вертолета система отопления и вентиляции кабины экипажа выполнена аналогично, а система отопления и вентиляции пассажирской кабины (рисунок 3) имеет ряд конструктивных особенностей по сравнению с транспортным вертолетом.
В режиме отопления вентилятор 6 обогревателя забирает воздух из атмосферы через воздухозаборник или для ускоренного прогрева из пассажирской кабины через прямоугольное отверстие в правом вентиляционном коробе 9, которое перекрывается заслонкой 7, подвешенной на петлях, и в закрытом положении удерживается пружиной.
Для ускоренного прогрева (режим рециркуляции) заслонка 2 воздухозаборника обогревателя закрыта. В этом случае воздух из пассажирской кабины, открывая заслонку 7 правого вентиляционного короба, поступает в вертикальный трубопровод 5, далее через отверстие в наружной обшивке фюзеляжа — в приемный патрубок 21, откуда подводится к вентилятору 6 обогревателя. Вентилятор забирает дополнительное количество наружного воздуха через обратный клапан, установленный в нижней части воздухозаборника позади заслонки 2. Заслонка 2 управляется из пассажирской кабины рукояткой 4, которая расположена у шпангоута № 1 на правом отопительном коробе.
При открытой заслонке 2 воздух из окружающей атмосферы поступает в обогреватель. Возможны и промежуточные положения этой заслонки, при которых воздух забирается как из атмосферы, так и из пассажирской кабины. Нагретый воздух из обогревателя КО-50 поступает в распределитель 8, а затем по правому 18 и левому 17 отопительным коробам — в пассажирскую кабину.
Для выхода теплого воздуха в пассажирскую кабину в отопительных коробах имеются отверстия, в которых установлены регулируемые заслонки 19. Величина открытия заслонок регулируется при монтаже системы на вертолете с целью получения равномерного поля температур по всей кабине.
В режиме вентиляции открывается заслонка воздухозаборника 2 и включается вентилятор 6 обогревателя. В этом случае воздух забирается из атмосферы через воздухозаборник и подается (без подогрева) в выходной распределитель 8 и далее поступает в кабины по тем же каналам, что и в режиме
|
Рисунок 3-«Система отопления и вентиляции кабин пассажирского вертолета»
/ — сетка; 2, 7, 19, 26, 28 — заслонки; 3, 4, 11, 25 — рукоятки; 5. 13, 24 — трубопроводы: 6, 14 — вентиляторы; 8 — распределитель; 9, 10 — правый и левый вентиляционный короба; 12 — патрубки индивидуального обдува пассажиров; /5 — фильтр-отстойник; 16 — раструб обогрева фильтра-отстойника; 17, 18 — левый и правый штепсельные короба; 20, 21, 27 — патрубки; 22 — соединительная труба; 23 — короба обдула стекол и блистеров
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Система охлаждения двигателя вертолета принудительная (рис. 41). Принудительное охлаждение обычно осуще
ствляется осевым вентилятором, расположенным в передней части отсека двигателя. Вентилятор получает вращение от двигателя, потребляя при этом около 4% его мощности.
Следует отметить, что на некоторых иностранных вертолетах (например, S-56 Сикорского) охлаждение двигателей осуществляется путем эжекции воздуха выхлопными газами. Эти газы пропускаются через специальные профилированные патрубки — эжекторы, в критическом сечении которых при этом создается сильное разрежение. Благодаря эффекту разрежения воздух засасывается в систему охлаждения двигателя.
Если для охлаждения применяется вентилятор, то нагнетаемый им воздух обеспечивает охлаждение не только двигателя, но и маслорадиаторов.
Поршневые двигатели воздушного охлаждения, устанавливаемые на вертолеты, для уменьшения потерь мощности на охлаждение заключаются в специальный отсек, цилиндры их снабжаются специальными дефлекторами и направляющими для подвода холодного воздуха к наиболее нагревающимся деталям двигателей.
Вентилятор, нагнетающий воздух в отсек двигателя, для обеспечения наилучшего охлаждения двигателя снабжается обтекателем на входе и спрямляющим аппаратом на выходе.
Установка вентилятора на вертолет должна производиться таким образом, чтобы обеспечить длительную безотказную его работу и нормальное охлаждение двигателя.
На поршневых двигателях вентилятор устанавливается на носок вала двигателя на шлицах. Упорами для посадки служат конуса (как у воздушных винтов), стягивающиеся гайкой. При установке предварительно протираются насухо шлицы вала и втулки вентилятора и проверяется, нет ли забоин или других повреждений на них и на резьбе носка вала и стягивающей конуса гайке. После этого сопрягаемые поверхности перечисленных выше деталей и конусов покрываются тонким слоем смазки НК-50 или масла МС-20 (МК-22). На носок вала двигателя последовательно ставятся: передний конус, крыльчатка вентилятора, обе половины заднего конуса, а затем весь этот «пакет» затягивается гайкой с моментом затяжки около 30 кгм. Затем, убедившись, что вентилятор не имеет ни осевого, ни углового люфтов, нужно законтрить гайку.
Для правильной работы вентилятора большое значение имеет качество балансировки его крыльчатки. Поэтому при установке вентилятора категорически запрещается ударять по нему молотком или каким-либо другим инструментом, чтобы не нарушить балансировку крыльчатки.
В процессе эксплуатации вентилятор подвергается систематическому визуальному осмотру; при этом проверяется, нет ли трещин, вмятин, забоин и других механических повреждений на лопатках вентилятора или спрямляющего аппарата, а также имеется ли люфт в месте посадки вентилятора на валу двигателя. При обнаружении трещин вентилятор подлежит замене. На величину забоин устанавливаются очень жесткие допуски. Например, для вентилятора вертолета Ми-1 (двигатель АИ-26В) допускаются забоины на кромках лопаток до 2 мм, а на рабочих поверхностях не более 1 мм.
Следует отметить, что трещины на валу двигателя или на втулке вентилятора, возникающие от усталостных напряжений,— явление в эксплуатации весьма редкое. Отдельные случаи появления трещин, имевшие место в эксплуатации, объяснялись биениями крыльчатки вентилятора в результате недостаточно плотной посадки втулки крыльчатки на шлицы вала двигателя.
В процессе эксплуатации в отсек вентилятора вместе с воздухом, поступаемым для охлаждения двигателя, иногда попадают небольшие камни, песок, кусочки льда. При этом вентилятор может быть поврежден (появится трещина или забоина). Прогрессируя по мере наработки, трещина может вызвать разрушение лопаток вентилятора или спрямляющего аппарата.
С целью предупреждения попадания в отсек вентилятора посторонних предметов при стоянке вертолета рекомендуется жалюзи, открывающие доступ воздуха в отсек, всегда держать закрытыми.
При регламентных работах на некоторых вертолетах предусматривается дополнительная подтяжка гайки крепления вентилятора на валу двигателя, а также периодическая съемка вентилятора для проверки состояния шлицев и резьбы на валу двигателя и втулке вентилятора. Так, например, на вертолетах Ми-1 такая съемка предусматривается через каждые 100 час работы двигателя, а подтяжка гайки — после первой пробы двигателя каждый раз при установке вентилятора.
После проведения регламентных работ в отсеке вентилятора необходимо тщательно проверить, не осталось ли в отсеке или в месте его расположения кусочков контро — вой проволоки, шайб, шплинтов и других случайно оставленных предметов, могущих повредить вентилятор при работе.
Весьма целесообразно употреблять для очистки отсека вентилятора пылесос.
Как устроен вертолет и почему он летает.
Доброго времени суток уважаемый гость. Сегодня, я расскажу Вам, как устроен вертолет, и почему он летает. Прежде всего, давайте определим, что это за зверь. Итак, вертолет или геликоптер – это летательный аппарат тяжелее воздуха.
Как устроен вертолет. Основные части.
Схемы расположения роторов.
Двигатели и органы управления.
Двигатель может быть как поршневой, так и газотурбинный или турбовальный. В кабине пилота находятся органы управления и приборы контроля. К органам управления относятся:
Принцип полета и контроль.
Подъемную силу, позволяющую вертолету летать, создает основной ротор. Лопасти ротора выполнены из легкого прочного материала, с профилем как у крыла самолета. Управление ими осуществляется при помощи автомата перекоса (АП). Который, в свою очередь, контролируется ручкой управления вертолетом и ручкой шаг-газ. У вертолетов (классической) схемы, хвостовой винт, располагается вертикально на конце хвостовой балки летательного аппарата. И, в свою очередь, служит для компенсации реактивного момента от ОР, и поворотов вокруг вертикальной оси.
Управление рулевым винтом, происходит посредством автомата перекоса, связанного с педалями маневрирования по курсу.
Как устроен вертолет. Автомат перекоса.
Теперь, давайте рассмотрим работу (АП) основного ротора. Этот замечательный механизм изобрел русским ученым Б. Н. Юрьевым в 1911 году. Открыв этим путь к вертолетостроению. Именно при помощи этого хитроумного изобретения, вертолеты могут летать передом, задом и даже боком. А самое главное, не переворачиваться при горизонтальном полете.
Маневрирование по тангажу и крену производится за счет изменения угла наклона конуса ОР. Сам же угол наклона конуса изменяется при увеличении угла атаки лопасти в определенном секторе ее вращения. Рассмотрим движение вертолета вперед. Каждая лопасть ОР, проходя в задней четверти, увеличивает угол атаки, а в передней – уменьшает. В результате, подъемная сила в задней четверти больше, а в передней – меньше.
Таким образом, ось вращения несущего винта наклоняется вперед, а вместе с ней наклоняется и весь вертолет. За счет этого наклона и создается горизонтальная составляющая подъемной силы. И вертолет летит вперед. При полетах задом и боком, все происходит точно так же, только углы атаки увеличиваются, и уменьшаются в нужных секторах вращения.
Дальше, еще интересней. Вертолет летит вперед. Что же происходит с подъемной силой справа и слева. Представим, что несущий винт вращается по часовой стрелке. Значит, лопасти в секторе слева имеют условное направление движения вперед, а справа – назад. И вертолет летит вперед. Следовательно, за счет набегающего потока от движения вертолета, скорость левой лопасти больше чем правой. А значит, и подъемная сила, создаваемая левой больше чем – правой. Вот тут то и опять начинает работать автомат перекоса. Он корректирует углы атаки лопастей, движущихся по направлению движения вертолета, и — против. Тем самым уравнивая подъемную силу обеих. И не давая летательному вертолету опрокинуться. Здорово, не правда ли?