зачем вешают горшки на забор
Горшок
Горшок, кувшин — наиболее ритуализованные предметы домашней утвари. Связаны с символикой печи и земли; осмысляются как вместилище души и духов. Наиболее активно использовались в обрядах, связанных с культом предков. Для похоронных обрядов характерны переворачивание и битье горшков и другой посуды.
Estamaux Estamoie : Pot à couvercle, avec une ou deux anses, et généralement contenant plusieurs pintes. Ce mot demeura en usage jusqu’au XVIIe siècle. Il est souvent fait mention de ces estamoies, qu’elles fussent soit d’étain, soit d’orfèvrerie, soit de verre. 1905 Estamoie : Pot à couvercle, avec une ou deux anses, et généralement contenant plusieurs pintes. Ce mot demeura en usage jusqu’au XVIIe siècle. Il est souvent fait mention de ces estamoies, qu’elles fussent soit d’étain, soit d’orfèvrerie, soit de verre.
Содержание
В погребальном ритуале славян-язычников сожженные кости мертвецов помещали в глиняные горшки-урны или накрывали перевернутым горшком. Согласно «Повести временных лет», радимичи, вятичи и северяне сжигали своих мертвецов «и посемь собравше кости вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех».
В России горшок, из которого обмывали покойника, как и другие покойницкие предметы — мыло, гребень, солому, относили на перекресток, на рубеж с другим селением, на чужое поле, закапывали в доме, во дворе, бросали в реку, вешали на высокий кол изгороди. Если умирал хозяин, то такой горшок закапывали под красный угол, «чтобы не переводился домовой»; если второстепенное лицо — то относили на рубеж поля, «чтобы покойник не являлся и не стращал». В местах, где бросали такие горшки, часто сооружали столбик, крест или часовенку, и тем не менее эти места считались чрезвычайно опасными (Владимирская губ.).
В Полесье широко распространено поверье о том, что в наказание за воровство горшка человек осужден на «том свете» носить горшок или черепки в руках, на боку или в зубах; тому, кто крадет посуду, в «ином» мире закроют глаза черепком или ему придется пролезть сквозь горшок.
Архаический характер имеет и обычай закапывать горшки. По сведениям так наз. «Каталога магии Рудольфа» (середина XIII в.), переехав в новый дом, закапывали в разных углах, в том числе и за печью, горшки, наполненные разными предметами, в честь домашних богов. На территории Чехии, Словакии, России и др., по археологическим данным, был распространен обычай закапывать под фундаментом дома или в ямах во дворе и в саду горшки и другую посуду с пищей, по-видимому, остатками обрядовых трапез.
На Украине девушки закапывали горшок с кашей на месте, где собиралась деревенская «улица», чтобы туда притянуло парней. Закапывание горшка с медом или вареной пшеницей в доме либо на пасеке широко практиковалось в пчеловодческой обрядности украинцев.
В поверьях горшки и другие сосуды связаны с атмосферными осадками и небесными светилами. У украинцев, русских и поляков ведьмам приписывалась способность красть с неба месяц, звезды, а также росу и дождь и прятать их в горшки или кувшины. По украинским поверьям, ведьма крадет с неба Венеру и прячет ее под новым горшком, чем вызывает длительную засуху. В Курской губ. затмения объясняли тем, что ведьмы снимают солнце, луну и звезды и прячут их в кувшины. В Житомирской области, если не было видно луны или звезд, говорили, что их «ведьма в горшок взяла».
В Полесье, для того чтобы пошел дождь, вешали на забор или на кол глиняную посуду. Если дождь шел слишком сильно, то кричали хозяйке, чтобы она сняла горшок с кола (Черниговщина). В других местах, наоборот, полагали, что перевернутая глиняная посуда закрывает дождь; поэтому во время засухи били горшки и кувшины, висящие на заборе, или крали их и кидали в колодец.
В Белоруссии и Польше горшок, повешенный на забор, должен был уберечь кур от ястребов. В Покутье битый горшок или старая одежда и шапка, надетые на палку, призваны были защитить посевы не только от воробьев, но и от сглаза. В Вятской губ. в Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежала со старым горшком в руках в огород и опрокидывала горшок на кол, где он и оставался в течение всего лета; считалось, что он предохраняет кур от хищных птиц. Отбитое горло кувшина или горшок без дна называются у русских «куриным богом».
Горшок, кувшин и другие сосуды широко использовались в народной медицине, в магических действиях и гаданиях. У белорусов, украинцев, поляков и мораван сажали летучую мышь в просверленный новый горшок и закапывали его в муравейник; косточки из ее скелета впоследствии использовали в любовной магии. Болгары клали в новый горшок вещи и волосы человека, который находится далеко от дома, и пекли горшок в печи, чтобы человек затосковал и вернулся обратно.
Два горшка, один из железа, другой из земли.
Защитная сила глины или зачем в деревнях горшки на заборе.
Исторически сложилось так, что глиняные изделия всегда наделяли особым смыслом. По поверьям народа даже обычный горшок часто выступал в качестве оберега.
Во многих деревнях до сих пор развешивают кувшины, горшки и другую глиняную посуду на деревянные и плетеные заборы, размещенные по периметру подворья. В «глухих» деревнях белорусские бабушки этот обычай помнят и зачастую соблюдают. Хозяйки таких домов охотно рассказывают причины появления такой интересной традиции.
Во-первых, данное действие имело вполне утилитарный характер. Глиняную посуду, и в частности горшки, вывешивали на улице для просушки. Считалось, что плохо просушенный горшок способствует появлению посторонних запахов и может повлиять на вкус пищи или налитого в него молока. Именно поэтому кувшины и горшки развешивали на кольца забора, где солнечные лучи нагревали глину. Летом не было лучшего места и способа для просушки посуды. Но и тут не обошлось без особого поверья. Считалось, что горячие от солнца горшки вбирали в себя солнечную энергетику и передавали ее в продукты или молоко, делая их еще лучше.
Во-вторых, глиняная посуда являлась достаточно деликатным предметом, и динамические резкие нагрузки держала плохо. Зачастую посуда трескалась в печи от резкого нагрева или раскалывалась от множества иных причин. В быту такие вещи не использовались в силу бытующих примет. Но в силу своего бережливого характера многие хозяйки не спешили выбрасывать испорченную посуду. Иногда такие сосуды восстанавливали путем долгого вываривания в молоке и сильного перетягивания нитями. Многие кувшины были просто красивыми и, потеряв функциональную пользу, не теряли визуальную эстетику и поэтому, несмотря на то, что они были непригодными к использованию, выбрасывать их было жалко. Такие горшки продолжали свою жизнь на хозяйских заборах.
В поздние периоды, в послевоенное время, когда сакральный характер многих действий и предметов был утерян, вывешивание горшков на колья забора имело лишь функциональный характер. Они защищали дерево от гниения, ограждая наиболее уязвимую верхнюю часть забора от попадания на нее атмосферных осадков. С такими целями вешался любой глиняный сосуд. Но более ранние традиции и поверья, которыми объяснялись наличие кувшинов на заборе, основывались на духовных верованиях наших предков.
Горшки на подворье в первую очередь имели защитную функцию, защищали дом. Даже в дождливую погоду один-два горшка оставляли в качестве «сторожевых». А огородное пугало с глиняным горшком вместо головы наиболее распространенный защитный символ среди всех славян. На Полесье, на Гомельщине у гончара зачастую специально воровали посуду которую били или бросали в колодец, для того что бы призвать дождь. Эта же цель чаще всего преследовалась при развешивании глиняной посуды на забор или колья. А если идущий дождь был слишком сильным, с улицы кричали хозяйке дома, чтобы она сняла горшок. В некоторых деревнях, было иное поверье, считалось, что перевернутый глиняный сосуд «закрывает» дождь, поэтому во время засухи горшки и кувшины, которые висят на заборе, специально разбивали.
Помимо этого в поверьях славянских народов горшок, повешенный на забор, должен обезопасить кур от ястребов и ворон. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.
Эмоции человека в скульптурах керамических животных
Зачем на забор вешают кувшины и лапти (не для красоты)
В старину вешали на заборы кувшины, лапти и даже рыболовные сети. Сейчас так создают деревенский колорит ландшафтные дизайнеры и просто любители загородной жизни. Но стоит знать, что делалось это с давних времен отнюдь не ради красоты. Можно много интересного порассказать о том, зачем на заборах устраивались этакие «выставки».
Зачем на заборах кувшины
Обычай вешать на забор глиняные горшки, лапти появились на Руси очень давно. Для этой традиции есть несколько объяснений. В старину горшки на подворье имели защитную функцию, оберегали дом. Глиняную посуду вывешивали на забор, чтобы злые духи обходили жилище стороной. Надетый на жердь дырявый кувшин называли защитником от сглаза. Считалось, что именно посуда с повреждениями (дырка в донышке, скол на горлышке) является мощным оберегом.
А ещё таким образом защищали деревянные выступы изгороди от гниения.
В старину люди вешали на забор старые кувшины
Однако на заборах можно было увидеть не только повреждённые кувшины, но и вполне рабочие, а также практически новую глиняную посуду. Почему же? Оказывается, таким образом просто просушивали изделия из глины. Если не делать этого, в новой посуде могут появиться неприятные запахи. А «рабочие» кувшины впитывают запахи хранившихся в них продуктов и жидкостей, и вкупе с мытьём просушивание на заборе позволяет решить проблему.
Некоторые к тому же верили, что на солнце глина дополнительно заряжается энергией.
Для кого и от кого вешали лапти
Обувь также считается сильным оберегом. В старину люди называли лапти символом выбранного жизненного пути. Их вывешивали на заборы, чтобы избежать тяжёлых потрясений и защититься от ударов судьбы. А также чтобы защитить весь свой дом — от непрошенных гостей и побирушек. Много обуви на заборе — показатель того, что семья большая, и в доме посторонним места нет.
Позже этот сакральный смысл забылся, и жители сёл просто стали сушить на заборах не только лапти, но и сапоги и другую обувь.
И современные кроссовки отлично просыхают на заборе
Что ещё висит на заборе «с умыслом»
На заборы также с древних времен вывешивали рыболовные сети, таким образом привлекали в дом удачу, а рыбаки надеялись, конечно, и на успешную рыбалку. Хотя у этой традиции есть и вполне логичное объяснение. Сети удобно сушить на заборе и хранить их лучше в разложенном виде.
В приметы не верю, но очень нравится, как смотрятся глиняные горшки на деревянных заборах. Сейчас заборы уже делают совсем по другим технологиям, поэтому не все могут позволить себе украсить современное ограждение. Я нашла выход и повесила глиняный кувшин на небольшую плетень, сооружённую вокруг цветника. Выглядит это очень здорово и необычно.
В настоящее время сакральный характер многих предметов и действий уже утерян. Вывешивание горшков, обуви стало носить только функциональный характер. Современные люди уже не пытаются отпугнуть от дома злых духов при помощи кувшинов или лаптей, но на заборах всё ещё можно встретить обувь или глиняную посуду. Это по-прежнему позволяет хорошо высушить вещи. Кувшины ещё и используют в декоративных целях.
Еврейский Мир
Газета русскоязычной Америки
Горшок на заборе
«В поверьях славянских народов горшок, повешенный на забор,
должен уберечь кур от ястребов и ворон».
Вчера мы с моим напарником изучали законы субботы. В частности, что делать бедному еврею, если «тилибом-тилибом, загорелся его дом»? И как всегда, в самое неудобное время, в субботу,- когда еврею, хоть ты лопни, хоть ты тресни, пожар тушить не рекомендуется. Более того, даже, извините, запрещается. Конечно, если нет опасности для жизни.
А мимо проходят неевреи, но никто не вмешивается: то ли не хотят пачкать одежду, то ли у них ещё какие-то важные нееврейские дела; а возможно, просто считают, что пожар собственного дома входит в ритуал еврейских праздников.
Короче, дом горит, евреи молча кусают губы, а народ проходит мимо. Еврею лишь разрешается сказать загадочную фразу: «Каждый кто потушит – не потеряет». У меня вдруг возник вопрос: допустим, тебе поверят, что не потеряют? Что, если запачкается костюм, ты компенсируешь billige sykkelklær på nett расходы на химчистку. Попробуй только не компенсировать! И из-за этого забыть, что сегодня праздник, друзья уже заказали холодное пиво? Или ещё хуже – жена послала в булочную за хлебом, а не чтобы лезть в огонь!
А может, у еврея всё застраховано? И этак он намекает, чтобы не лезли не в своё дело. Было бы ему нужно – сам бы потушил. Не пропадать же добру! Евреи – они жадюги ещё те! Или прямо бы сказал: «потуши, я тебе за это заплачу – столько и столько».
Так в чём же дело? Мудрецы не знают человеческой природы? Всё по себе ценят? Или они жили во времена, когда человек человеку друг, а не волк? И неевреи точно знали, что за любым евреем не заржавеет, а потому радостно спасали имущество и жизнь еврея?
Я продумал сутки и нашёл ответ. Мудрецы знали, что человек, способный молча смотреть на уничтожение собственного имущества – праведник. То есть, в первую очередь, благодарный человек. Это ведь и есть самое верное определение «праведника», верно? Значит, все его поймут и помогут ему тушить пожар.
В последнее время у меня сложился творческий союз с верующей католичкой, украинкой из Львова, Мирославой Сидор. Она делает фильмы по моим песням. И почему-то всегда меня благодарит. Я не знаю, чем я смогу ей отплатить. Но может, она, как верующий человек, понимает, что если мне это не удастся, то точно отблагодарит наш Общий Хозяин?
Сейчас многие говорят о близком приходе Мессии, ищут мистику — то Стена Плача плачет (оказывается, просто не починили водопровод), то ropa ciclismo barata Мадонна кабалу учит, то ещё что-нибудь подобное. А я вижу признаки этого более земные.
Вспоминаю, на первом моем шабате первый учитель, которого я в 50 лет попросил научить меня жить,- мой младший брат, которому я бесконечно благодарен, спросил: «Почему вы хотите, чтобы пришёл Мессия?»
Я ответил подобно коту Леопольду: «Ребята, давайте жить дружно».
Я хочу, чтобы народу перестали враждовать.
Контакты с Мирославой для меня очень приятны. Особенно меня тронуло, когда она рассказала, что её бабушка и дедушка кормили во время войны евреев. Если вокруг не было немцев или полицаев, на заборе в определенном месте висел пустой горшок — в знак того, что можно безбоязненно выйти из леса и покушать. Я сказал об этом своему домашнему врачу доктору Шварцману. Он с интересом выслушал и в свою очередь, рассказал мне другую историю:
«Мой дядя в годы голодомора был председателем колхоза на Украине. Он был мудрый человек, и себя не забывал, и начальство подкармливал. И в колхозе ни один vetement cyclisme pas cher крестьянин даже не похудел! Началась война», — продолжил доктор, — «отцу удалось эвакуироваться. Дядя застрял, спрятался в лесу, по ночам выходит обменивать вещи на продукты. Однажды замешкался, его поймал полицай, направил на него винтовку и повел в немецкую комендатуру. Навстречу шел другой селянин, окликнул полицая:
— Вот, пимав жида, веду его до комендатуры.
— Не треба, Василь, цэ гарний жид, нехай иде.
— Нехай иде, — согласился полицай.
Дядя медленно пошел в сторону леса, ожидая выстрела в спину, но полицай опустил винтовку. Дядя бежал к лесу, пытаясь вспомнить, где он встречал своего спасителя. И хотя он обладал фотографической памятью, он был уверен, что этого человека он никогда в жизни не видел. У меня до сих пор мурашки по коже, и до сих пор волосы на спине дыбом встают, когда думаю, как доброе дело может спасти жизнь», — закончил доктор Шварцман.
А я вдруг представил мир после прихода Мессии. На всех заборах висят горшки. И нет полицаев, комендатур, политических партий, и люди окончательно забыли слова «жид», «москаль», «кацап», «лица кавказской национальности», и везде поют песни, и народ на народ не wielerkleding outlet идет войной, и человек – это действительно звучит гордо. И все молятся единому Б-гу. И называют Его одним и тем же именем. Увидеть бы это, хотя бы одним глазком!
Правда, тогда никто не поймет мой рассказ. Зачем надо намекать, когда горит у брата? И зачем горшок на заборе, если нет хищников?
Почему нельзя ничего передавать через забор
Народные приметы — ценное наследие седой древности. Наши предки с помощью обычаев и поверий старались обезопасить свою жизнь от всего пугающего, необъяснимого. Для защиты от злых духов окружали свои жилища прочным плетнём или частоколом и свято верили, что через забор почему-то ничего передавать нельзя. Попытаемся разобраться в причине такого запрета.
Почему нельзя передавать через забор
Забор — это зримое закрепление границ своего пространства. Охраняемая территория наполнена энергетикой владельца, здесь спокойно, уютно, безмятежно.
Крепкий и прочный забор — залог богатства и счастья
Считалось, что все предметы, находящиеся во дворе или случайно туда попавшие, принадлежат этому хозяйству и вынос их ведёт к утрате благополучия. За пределами ограды всё уже не своё, поэтому, если передать через неё вещь, то вместе с ней уйдут успех и достаток. Особенно строгий запрет соблюдался в праздничные дни и в период сельхозработ: считалось, что урожай и приплод домашней скотины отойдёт к тому, кому отдали через забор хлеб или другие предметы.
В старинных поселениях ничего не передавали через забор, опасаясь, что в результате могут лишиться достатка
Забор как оберег
За забором, снаружи — чуждый мир, от которого следует оберегать свою семью. Причём ограда не только реально защищает дом, двор от внешних опасностей и соседских кур, но и оберегает от вторжения злых сил.
В поверьях русского народа забор являлся оберегом, сохраняющим силу семьи
Недаром во многих заговорах забор выступает как заслон всякому лиху. Стремясь обмануть недобрую судьбу, больного ребёнка переносили через забор, оставляя на нём его рубашечку, а вместе с ней и хворобу.
Пространство возле плетня считалось пограничной зоной, через которую не могла переступить всякая нечисть. Под забор выливали воду после омовения умершего, туда мысленно отправляли все свои грехи.
Верили, что перед большими праздниками злые духи, насылающие болезни и беды, сидят на изгороди. Чтобы оградить семью от бед, чертили на заборе мелом крестики, развешивали старые вёдра без дна, глиняные горшки, затыкали в щели колючие растения.
На заборе в глиняном горшке мог поселиться обережный дух, если ему понравится место и красивая черепушка
На калитку прибивали подкову, набрасывали сети на забор — ловили счастье и удачу. На Пелагею Заступницу (17 мая) наши предки вывешивали на изгороди лапти, оберегающие от зависти и дурного глаза.
Вешали лапти на забор, считая, что это охраняет дом от зависти прохожих
Логическое объяснение приметы
В современном мире многое изменилось, но по-прежнему наличие ограды на участке защищает от непрошенных гостей и дарит ощущение безопасности.
Забор позволяет обезопасить владельцев от нежелательного вмешательства извне
По сути забор — это разделительная граница личного пространства и внешнего мира, который нередко воспринимается как нечто враждебное. Разная энергетика этих миров да ещё и вполне зримая преграда в виде изгороди мешают установить полноценный контакт, что может привести к недопониманию и даже ссоре с соседом. Переговариваясь или передавая что-либо через забор, человек тем самым стирает границу и подсознательно испытывает дискомфорт. При этом тот, кто находится со стороны внешнего мира, ассоциируется в сознании с образом недруга, вторгшегося в личное пространство. И все действия непрошеного визитёра начинают восприниматься хозяином как попытка посягательства на его собственность и безопасность. Поэтому уместнее будет пригласить соседа на участок и, видя, что он пришёл с добрыми намерениями, поделиться урожаем с грядок или передать ему ведро воды.
Прежде чем передать что-либо другому человеку через забор, пригласите его во двор или выйдите к нему сами
В славянской обрядности немало примет, связанных с благополучием семьи. В основе этих поверий — желание защитить жилище и его обитателей от бед и привлечь удачу. Верить в приметы или нет — каждый решает сам. Но, возможно, следование старинному правилу не передавать через забор поможет обеспечить гармонию живущих в доме.