зачем включали метроном в блокадном ленинграде
Зачем в войну по радио транслировали звук метронома
Что означал звук метронома
Люди в блокадном Ленинграде были, фактически, отрезаны от страны. Снабжение и сообщение производилось нерегулярно, это было очень опасно. Ситуация была критическая, в любой момент могло случиться что угодно, и хотя люди верили в лучшее, поводов для опасений было достаточно. Сложно даже вообразить, что довелось пережить людям в блокаду.
Чтобы почтить память героев блокады и напомнить всем остальным про это тяжелое время, в Петербурге 9 мая все теле- и радиокомпании в течение нескольких минут транслируют звук метронома.
В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность.
У трансляции метронома было и техническое значение. Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь. Во-вторых, он был нужен, чтобы предупредить население о авианалетах и обстрелах. Значение 50 ударов в минуту означало, что можно не волноваться, и сейчас все спокойно. А вот 150 ударов в минуту не только звучали слишком быстро и тревожно, но и предупреждали о налетах.
Метроном в воспоминаниях и творчестве
Образ метронома выступает не только как главная отличительная деталь блокады, но и как нечто священное, неприкосновенное. Радио, посредством неумолчного стука метронома, связывало людей, даже когда замолкал голос диктора.
Упоминания о звуке метронома можно найти во многих произведениях искусства, созданных людьми во время блокады, особенно часто – в стихах. Вообще, радио, как основная ниточка, связывающая людей с миром, очень ясно присутствует в стихах блокадной поры таких выдающихся поэтов, как О. Берггольц, Г. Семенова, С. Ботвинник, В. Инбер и других.
То, как люди во время войны воспринимали метроном, можно лучше всего описать, приведя строчки В. Азарова:
«Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый».
Метроном как сердце города: звуковая летопись блокадного Ленинграда
Если спросить у жителей блокадного Ленинграда, какой звук того времени навсегда отпечатался в памяти, то многие скажут: «ленинградский метроном». В годы войны он передавался по радио во время пауз между передачами и воздушных тревог. Бесстрастные сухие щелчки метронома, доносящиеся из черных круглых репродукторов, означали, что город – жив и борется. Это как биение сердца Ленинграда, которое учащалось во время воздушных атак.
Звуковую летопись блокадного города составляли журналисты ленинградского радио. Репортер Лазарь Маграчев во время авианалета решил не спускаться в бомбоубежище, а, напротив, подняться на самое опасное место – крышу Дома радио – и записать звук авианалета.
Конечно же, звучание блокадного города – это еще и голоса его жителей. Вот фрагмент репортажа 1943 года: “Город пережил две блокадные зимы и готов бороться дальше. А дети после каникул, как всегда, собираются в школу”.
Есть среди записей и интервью юной жительницей Ленинграда. Как известно, в блокаду в городе работали предприятия, в том числе военные заводы, где у станков стояли дети.
Яркой страницей в звуковой летописи блокадного города стало исполнение VII симфонии Дмитрия Шостаковича. Концерт через репродукторы слышал весь город. Он транслировался и на всю страну. Перед этим композитор в эфире радио рассказал, как он работал над этим произведением.
Блокада Ленинграда продолжалась до 18 января 1943 года – этот день сейчас называют днем прорыва кольца, когда в ходе операции «Искра» советские войска освободили Шлиссельбург от гитлеровцев.
Но полное освобождение города от блокады произошло только через год с небольшим – 27 января 1944. Репортаж с празднования ленинградского Дня Победы сделал всё тот же репортер Лазарь Маграчев. Это был единственный за всю историю Великой Отечественной салют, который прошел не в Москве.
Сейчас звуковой архив получает новый статус и переезжает в специальное хранилище государственного архива. Записи будут оцифрованы и выложены в свободный доступ, чтобы звуки блокадного города вновь и вновь возвращали нас в то страшное, стремительное и величественное время, когда окруженный врагом город выжил и победил.
Популярное
Грязный след «зелёной» энергетики
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Есть такой аспект, о нем за пределами экспертного сообщества мало кто говорит, – это грязный след «зелёной» энергетики. В каких масштабах для того чтобы «зелёная» энергетика существовала, нужно увеличивать производство металлов – лития, никеля, меди? Всё это производство абсолютно, при нынешних технологиях и при всех известных технологиях, связано с огромным углеродным выбросом.
Принцип работы украинских политиков – от плохого к худшему
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Хороших вариантов для Украины сейчас нет. Эти «талантливые» ребята за последние годы смогли начисто отрезать возможность любого хорошего варианта, даже просто не очень плохого. Я уже говорил, что украинские политики работают от плохого к худшему – каждый следующий президент хуже предыдущего, если вы хотите понять, какое решение примет украинский политик, включая президента, придумайте наихудший вариант.
Команда Зеленского уходить не собирается
Ленинградский метроном
8 сентября исполнится 70 лет, начавшейся в 1941 году Блокаде Ленинграда.
В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей, почти 450 тысяч радиоточек работали в квартирах и учреждениях.
В блокадном Ленинграде действовало распряжение МПВО, запрещающее выключать репродукторы в домах ленинградцев. Оповещение о воздушном или артиллерийском налёте передавалось по радио.
В тот момент, когда вещание не велось, передавался сигнал метронома, который подтверждал, что радиоточка включена и радиосеть исправна.
ВСЕ ССЫЛКИ НА ЮТУБ НАДО КОПИРОВАТЬ И ВСТАВЛЯТЬ В БРАУЗЕР.
Музыкальный фотофильм «Блокадный метроном»
http://www.youtube.com/watch?v=9wPZcwY-hT8
песня «Ленинградский метроном» В. Баснер, В. Матусовский
http://www.youtube.com/watch?v=PiXDqWeaoSw&feature=related
Моё стихотворение « Ленинградский метроном»
Стучит устало метроном,
Считая чьи-то жизни.
Кому заснуть здесь вечным сном?
Кому «ура!» кричать Победе зычно?
Секунда – умер голосок,
Что хлеб просил у мамы.
Ещё мгновенье – мир умолк
И для неё самой…Таких немало!
Бомбёжки, голод, метроном…
Но жизнь не уходила!
Работал, воевал с врагом
Любимый город, хоть зима студила.
Иным историкам не внять:
«Сдать Ленинград – дороже?»
«И стоило ли сохранять
Все ценности?»- другой вопрос, построже!
Но если б стены сберегли
Фашисты для себя лишь,
То ленинградцев увели,
В концлагеря иль тут же расстреляли.
Благодарю я свой народ
За подвиг дней Блокады.
Со мной согласен весь мой род,
Отец и мать, как дети-ленинградцы.
На Пискарёвке метроном
Считает всех погибших.
Сердца с ним бьются в унисон,
Полно гвоздик, головками поникших…
05.09.2011г
Картинка из интернета.
Для критиков: рифма скользящая, так что не стоит делать замечания об её отсутствии.
Выборгский район
Метроном стучит – значит город жив!
О блокаде Ленинграда известно многое. Но всегда можно найти то, о чем еще не говорили. Был бы журналистский интерес.
Юные корреспонденты студии «Репортер» ДДТ «Юность», встретились с учеными из Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Алексей Воронович, старший научный сотрудник библиотеки, рассказал нам о работе СМИ в условиях блокадного города.
— Алексей Владимирович, кто мог издавать газеты в осажденном Ленинграде, и сколько их было?
В «Ленинградской правде» находили отражения практически все значимые события, которые происходили в городе. Газета выходила всю блокаду. Перерыв был только один – 25 января 1942 года – в «черный день» ленинградской энергетики, когда в городе полностью отключалось электричество.
Были и другие общественно-политические издания. Сохранялись и литературно-художественные, вплоть до детского журнала «Костер».
Нужно было информировать людей и руководство предприятий. Требовалось рассказывать об успехах предприятия, показывать примеры стахановского труд. Поэтому, практически на всех работавших крупных предприятиях выходили заводские газеты: «Ижорец», «Молот», «Кировец», «Торфянник» (газета торфозаготовителей, очень важных людей в то время, так как торф был главным видом топлива), «Ленинградская правда на стройке»… В блокадном городе их было двадцать девять.
— Как часто в период блокады выходили газеты?
— Некоторых это может удивить, но подавляющее большинство изданий выпускались ежедневно. Даже некоторые еженедельные издания перешли на более частый режим.
— Как условия блокады повлияли на сами газеты?
— Вместе с резкой сменой тематики и изменением частоты выпуска, изменилась и сама структура газеты. Например, письма читателей печатались на первых страницах, а не в конце, как это привычно нам. Это помогало поддерживать контакт между людьми. Публиковались, в том числе, и письма «извне». Всё это было необходимо, чтобы показать, что людям во всем мире не всё равно, что они – вместе с ленинградцами.
— Кто особенно ценился в качестве журналистов и редакторов в военное время?
Но в это время в газетах активно писали не только профессионалы, но и люди, занимавшие какие-нибудь важные должности. На нашей выставке, посвященной реализованному Президентской библиотекой проекту по сбору и оцифровке сохранившихся в архивах людей документов блокадной поры, вы могли видеть дневники и т.п. В частности, нам принесли подборку вырезок из газет со статьями начальника политотдела МПВО Ленинграда Степана Васильевича Савченко. Он, можно сказать, отвечал за связи с общественностью. Писал статьи о том, как надо вести себя в условиях бомбежки, артобстрела. Рассказывал о последних происшествиях в городе.
— Насколько важна была информация в блокадном городе?
— Ответить на этот вопрос очень просто. Типография «Ленинградской правды» обеспечивалась электричеством наравне с военными предприятиями и хлебозаводами. Это лишний раз говорит о важной роли информации для поддержания духа населения.
Да, часть информации скрывалась. Например, о начале блокады практически не писали. Но все же очень много информации ленинградцы получали из прессы. Мы можем видеть на страницах газет сообщения о боевых действиях. Например, о том, что удалось отвоевать некоторые города на Волховском фронте, и сохранить «Дорогу жизни». Печатались призывы к гражданам. К примеру, о сборе теплых вещей. Причем, призывы всегда сопровождались примерами того, насколько эти вещи нужны для фронта. Рассказывали о женщине. Которая успевает не только работать на заводе, но и вернувшись домой, садится вязать вещи для бойцов. Была и критика отдельных руководителей. Таким образом, людям показывали, что обком партии беспокоится о них и держит руку на пульсе. Именно потому к работе и привлекали талантливых писателей, чтобы они создавали яркие образы.
— Была ли цензура?
— В тот период слово «цензура» имела несколько иной подтекст, чем в наше время. В войне побеждает тот, кто имеет больше информации. Именно поэтому любые подробности о военных действиях и стратегически важных объектах вырезали. В военных условиях любая утечка информации может привести к катастрофическим последствиям, и журналисты Ленинграда об этом прекрасно знали.
Например, вы никогда не встретите в газетах упоминание о порте Осиновец, через который шла водная часть «Дороги жизни». А сама «Дорога жизни» именуется «военно-автомобильная дорога №101». Писать о ней стали только весной 1942 года.
— Какова была роль радио?
— Несмотря на то, что информационную функцию взяли на себя газеты, радио не переставало работать ни на секунду. И это не фигура речи: радиоэфир не прекращался никогда. В отсутствие ведущих включался метроном. Он имел чисто практическое значение: постоянно работающий метроном служил индикатором того, что радиостанция работает, и граждане будут предупреждены о бомбардировке. Случались они чуть ли не каждый день, так что к делу радисты подошли соответственно. При получении сообщения о надвигающейся бомбёжке дежурный на станции ускорял метроном. Плавное, но достаточно заметное изменение привычного ритма позволяло предупредить людей, не создавая лишний ажиотаж и панику.
Ленинградский метроном
Также ситуацию в городе, а именно воздушную тревогу, объявлял диктор ленинградского радио Михаил Меланед.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТРОНОМ
Текст: М. Матусовский Музыка: Вениамин Баснер
декламация 1-го куплета:
/повтор 1-го куплета на музыку/
Тишина стоит такая,
Тишина стоит такая,
Дремлет Нарвская застава,
Спит под снегом Летний сад.
Метроном не умолкает,
Метроном не умолкает,
Будто все сердца погибших
И сегодня в нём стучат.
малюсенькое уточнение: было три ритма метронома!
первый, медленный: отбой или просто отсутствие воздушной тревоги.
второй, чуть быстрее: именно, воздушная тревога и авиа налёт бомбардировщиков.
третий, самый быстрый темп: налёт ВВС противника на город плюс артобстрел дальнобойной гаубичной артиллерии.
Для меня всегда словосочетание Ленинградский метроном означало признак спокойствия. Если он работает, значит в городе все было спокойно. Чтобы метроном начал работать быстрее, его кто-то должен был переключать. Но во время тревоги включалась сирена, а потом уже учащенный метроном. Не частота метронома символизировала тревогу. Метроном получался как дополнение.
В газете прочитала подтверждение:
«В самое тяжелое время блокады, зимой 1941/42 гг., система оповещения города работала четко и надежно. Каждый раз по приказу штаба МПВО дежурный Центральной станции прерывал вещание программы, включал электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги, и тогда более 1 тыс. громкоговорителей, 400 тыс. радиоточек разносили над городом вой сирены и речевой сигнал. Эту «симфонию» дополняли 400 мощных электросирен. По окончании звучания грамзаписи включался метроном с учащенным ритмом 160-180 тактов в минуту. Когда опасность миновала, по приказу штаба вновь включался электропроигрыватель, на улицах и в домах раздавался сигнал отбоя тревоги, сопровождающийся звуками фанфар. Если не было программ вещания, то вновь включался мет*роном с замедленным ритмом 50-55 тактов в минуту. И так в течение всей войны – сеть была включена круглосуточно, что давало возможность населению и службам ориентироваться в обстановке и быть уверенными в работе сети.«
Полностью о работе радио в годы блокады в Ленинграде можно прочитать в статье «Сила блокадного радио» в газете [Просмотр ссылок гостям запрещён.]