зачем воину меч если он не в крови
5 военных мифов, в которые мы верим благодаря Голливуду
Не любить батальные картины просто невозможно, ведь киноделы вкладывают огромные усилия и средства, чтобы красочная историческая битва заворожила своим кровавым вальсом простых зрителей. Только вот очень любит Голливуд приврать. Нужны примеры? Да пожалуйста!
1. Правила древнего боя: куча-мала, и никто не умеет сражаться
В кино
Поле, широкое ирландское поле, имитирующее, скажем, Каталунские поля. Пара сотен статистов плюс несколько тысяч, нарисованных на компьютере, выстроились в идеальные, геометрически ровные линии. Пацаны стоят носок в носок, все похожи друг на друга, как на подбор, стоят и с остервенелым спокойствием смотрят в глаза своему врагу. Неестественно громогласный, будто через громкоговоритель, крик полководца разносится над долиной, он указывает мечом на врага, и изящные ряды рушатся, превращаясь в кучу-малу. Все бегут, все орут, скалят рожи, словно шакалы. Никаких резервов, все до последнего – в атаку. Никакой тактики, никакой формации, исключительно резня, где каждый сам за себя. Хорошо ещё, что все в разных одеяниях, даже простой копейщик в кольчуге или доспехах с гербом. А иначе различить, где свой, а где чужой, невозможно.
Самое обидное, что воевать умеют только персонажи, все остальные уныло и некрасиво бодаются да тыкают друг в друга мечом по очереди, словно в доисторических стратегиях. А вот главные герои, причем все, дерутся красиво, с эффектными комбо, кульбитами, умудряясь показывать чудеса акробатики и благородную жестокость. Вырезают всех, паршивцы, с одного удара, режут солдат, как свиней, да ещё без прощения, задерживаясь максимум на каком-нибудь здоровом бородатом варваре, не обращающем внимание на глубокие колотые раны.
В какой-то момент самый главный герой как бы случайно обнаруживает самого главного злодея или его лейтенанта и начинает бежать через все поле битвы, при этом убив парочку попавшихся под руку солдат вражеской армии.
Стратегия всегда была преимуществом цивилизованных войск. Собственно, варвары начали притеснять Рим после длительного контакта с цивилизацией, обучившись у них искусству военного ремесла. Даже викинги, эталон недисциплинированных и пораженных неистовым гневом и яростью людей, зачастую строили некие подобия простейших щитовых формаций. Посмотри на реконструкции варяжских боев – скучная толчея стенка на стенку. Воины прижались щитом к щиту и пытаются попасть колюще-рубящим орудием по жбану. Собственно говоря, в таких вот тесных формациях не было места для свистоплясок с мечом. Начнёшь вертеться – порежешься о меч соседа. Поэтому приходилось прижиматься так, что можно пропитаться его потом, и давить на врага.
Поэтому в древности, а особенно в эру Греков и Римлян, битвы гоплитов или легионеров зачастую сводились к тому, чья сторона лучше удержит свою линию, и выталкиванию другой стороны назад.
Проще говоря, битвы напоминали унылое говно, как соревнования по перетягиванию каната. Если показывать такое в кинотеатре, зрители заснут.
2. Правила имперских войн: все мы мишень для противника. Стреляй, сколько хочешь, дорогой враг!
Это была славная эпоха: балы, красавицы, лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки, и военные забавы в стиле «сейчас мы выстроимся в одну линию друг напротив друга и будем стрелять». Какая нелепая картина: расфуфыренные, напомаженные офицеры, в пышных, облакоподобных париках смотрят на поле боя через бинокли, в то время как солдаты в дурацких шапках и в вызывающе ярких мундирах (чтобы врагу было проще целиться) медленно приближаются друг к другу. Остановившись на небольшом расстоянии друг от друга, солдатушки вскидывают ружья и стреляют друг в друга несколькими залпами, пытаясь уничтожить как можно больше врагов, хотя всё дело в солдатской меткости. Затем солдаты бросаются навстречу друг другу, дабы угостить друг друга звенящим штыком. Как это глупо и нелепо, но, чёрт возьми, по-джентльменски!
И если огромный рой пуль задевал хотя бы нескольких солдат, то атаку можно было считать успешной.
Но на самом деле линейный обмен пулями встречался не так часто, как показано в голливудских фильмах. Процент урона после таких атак был чрезвычайно низок – всего 13-15%.
Что касается штыковых атак, то они, конечно, были, но их убойная эффективность равнялась количеству смертей по случайности, вроде споткнулся и напоролся на штык. Несмотря на то, что рукопашный бой восславлялся в «Бородино» и «Полтаве», даже в самой кровопролитной битве урон от него был небольшой – всего 2%.
Так же, как и идиотские ружейные залпы, штыки как тактический выбор были хорошо развиты. Но, хоть и выглядели они страшно, на самом деле не являлись чем-либо еще, кроме как сотрясанием воздуха. Что подводит нас к следующему разоблачению…
3. Правило любой войны: все хотят умирать, все хотят убивать
В кино
Практически во всех военных фильмах солдаты обеих сторон лезут в бой. Дезертир встречается от силы в нескольких фильмах, да и то потом теряется из виду. В киномире трусливых мужчин, которые боятся за свою жизнь, нет. Все лезут в бой, во всех эпохах вне зависимости от вооружения, возраста и опыта. Даже если парень не хотел воевать, даже если попал в войска насильно, он все равно побежит впереди войска, чтоб вогнать меч под панцирь самого опасного противника.
Поэтому и в реальных войнах большинство людей просто уклонялось от возможности убивать. Это сейчас, в наши дни, с появлением профессиональной армии процент «настоящих убийц» значительно вырос. К тому же, здорово помогла пропаганда, всеми силами пытавшаяся объяснить бестолковому армейскому уму, что убивать людей – это правильно и хорошо.
4. Правило любой войны: всех убью, всех зарежу
В кино
Сражение закончено, костры догорают, поле битвы покрыто грудами тел. И только выжившие главные герои, осматриваясь, радуются тому, что уцелели. Почти все убиты, все зарезаны, кроме небольшой горстки павших воинов. Но военноначальников, казалось бы, большие потери не беспокоят. Ничего, бабы новых нарожают.
В жизни
Разумеется, жертв было много, но не так, чтобы из целого войска оставался один единственный солдат. Даже редкие супер-битвы типа Битвы при Вердене в Первой мировой войне – одна из самых смертоносных битв за всю историю человечества – оканчиваются тем, что большинство солдат уходит живыми.
5. Правило современной войны: взрывы ничто – пули всё!
В кино
В любом уважающем себя фильме про войну века XX-го обязательно найдётся бюджет на крупную пиротехнику и
спецэффекты. Толку от них никакого, это ведь не автоматная очередь, зато очень много взлетающих в небо комьев грязи и дыма. И меж этих взрывов и грязевых вихрей бежит главный герой со своими товарищами. Если кого-то из них заденет взрывом – это чудо.
А потом хитрые люди додумались прятать в ядра картечь, чтобы увеличивать радиус поражения. Собственно говоря, вот тебе наглядный пример из карьеры одного полного мужчины в самом расцвете сил, поставившего в позу элеганта всю Европу. Речь, разумеется, о Наполеоне. Главной причиной его успехов и побед на поле боя стала его страсть к артиллерийским баталиям, и он прекрасно понимал, какие разрушения может нанести куча свалившихся на голову снарядов. Его армия имела больше пушек, чем любая из армий того времени, что позволило ему наносить больше урона с больших дистанций.
Но, увы, реальность такова, что большинство героев войны полегло не как Андрей Болконский под Аустерлицем – красиво и горделиво, не упало на спину в изумруд родных полей, зияя аккуратной раной на груди, а ползло по грязи из последних сил, пытаясь собрать вываливающиеся кишки и оторванные взрывом конечности. Их чаще убивал не заклятый враг, а нехорошие походная диарея и гангрена. Вот такие дела.
Люди возмущаются, что у Геральта в сериале Netflix один меч за спиной. Но это как раз канон
1 июля Netflix показал, как Геральт, Цири и Йеннифэр будут выглядеть в сериальной адаптации «Ведьмака». Фанаты, познакомившиеся с серией через игры, тут же пришли в недоумение: почему у Геральта на спине один меч? А как же же знаменитая фраза «Зачем тебе два меча? Члена у тебя тоже два?» из третьей части?
Cyber.sports.ru разобрался в ситуации.
Уже в первом «Ведьмаке» от CD Projekt Red Геральт ходит с двумя мечами на спине — это сразу стало характерным визуальным отличием и геймплейной фишкой серии. Один меч выкован из железа и предназначен для сражений с людьми, второй — серебряный — более хрупкий, но лучше справляется с чудовищами.
Книги
В романах Анджея Сапковского Геральт действительно упоминаются два меча:
«У каждого ведьмака по два меча. Недоброжелатели болтают, будто серебряный — против чудовищ, а стальной — против людей. Это, конечно, неправда. Есть чудовища, которых можно сразить только серебряным клинком, но встречаются и такие, для которых смертельно железо», — цитата из сборника «Последнее желание».
Но с собой ведьмак носит только стальной меч. Серебряный обычно хранится в свитке на Плотве или в других заранее приготовленных местах и используется только при необходимости.
«Геральт наклонился, проверил исправленную скобу стремени, подогнал еще не размявшийся и туго идущий в пряжке стременной ремень. Подправил подпругу, сумы, скатанную за седлом попону и притороченный к ней серебряный меч», — сборник «Последнее желание».
«Наклонившись, ведьмак слегка отодвинул попону, прикрывавшую бок лошади, освобождая притороченный к вьюкам второй меч с украшенным блестящим эфесом и черной рифленой рукоятью», — из книги «Зерно правды».
Обложка книги «Меч Предназначения» — у Геральта один меч. То же и на иллюстрациях внутри.
Есть достаточно примеров, когда упоминается именно один меч за спиной.
«Ведьмак наблюдал за птицами довольно долго, оценивал расстояние и приблизительное время, требуемое на его преодоление, с поправкой на рельеф местности, густоту леса, на глубину и направление яра, который предполагал встретить на пути. Наконец, он откинул плащ, укоротил на два отверстия ремень, наискосок пересекающий грудь. Эфес и рукоять меча, переброшенного за спину, выглядывали из-за правого плеча», — «Зерно правды».
В восьмом романе цикла «Сезон гроз», вышедшем в конце 2013 года, Геральт стал носить сразу два меча за спиной. Сапковскому понравилась идея CD Projekt Red и он решил использовать ее в книге:
«Ведьмак, — констатировала она. — Два меча. Стальной и серебряный».
Новый сериал
Netflix экранизирует книжный первоисточник Сапковского, а не игры CD Projekt Red. Этим объясняются многие различия во внешности героев, количество мечей у Геральта и даже плоский ведьмачий медальон – хотя вряд ли кто-то удивится, если из-за критики фанатов в следующем сезоне ведьмак станет больше похож на свою версию из видеоигры.