зачем врач должен изучать историю медицины
Нужна ли история медицины?
Некоторым кажется, что работа врача – сплошные розы, да к тому же без шипов. Другие соглашаются с трудностями профессии, но при этом по-хамски относятся не только к людям в белых халатах, но и к медицине в целом. Мотивируют такое свое отношение они тем, что “вы всё равно ничего не можете, не знаете. Вам только деньги на больных зарабатывать”.
Не скрою, финансовый вопрос очень важен для большинства специалистов, но нельзя отрицать и искреннее подвижничество, бескорыстное желание помочь ближнему. Обиднее всего выслушивать подобные суждения и терпеть такое безапелляционное отношение именно сейчас, в самом начале изучения медицинской науки, когда сложнее выработать в себе правильное отношение к больному, найти нужную линию общения с ним, его родственниками, научиться вселять в него веру в выздоровление.
В медицинский институт вчерашние школьники попадают по-разному: кого-то приводят родители-врачи, некоторые приходят сами, ещё толком не осознавая зачем, кто-то ориентируется на престижность образования. Есть и те, что приходят с желанием помогать людям, но они встречаются гораздо реже. Кому повезло, те поступили, кому нет, возможно, будут пытаться на следующий год или пойдут в другой вуз.
И вот у вчерашнего абитуриента, теперь студента, начались трудовые будни – кафедры, лаборатории, анатомичка, учишь одно, подчас не успевая выучить другое. Учишь везде – дома, в коридорах института, в транспорте.
Но всё чаще и чаще домашние, друзья, да и просто посторонние люди начинают задавать провокационные вопросы: “Что вы можете? Да ничего! Вам бы только деньги… Вот мой сосед обратился и умер…”. В начале пытаешься возражать, потом молчишь, а ещё позже сам начинаешь задавать себе вопросы, один неприятней другого: зачем всё это – бессонные ночи, книги, такая напряженная учёба. В других институтах всё проще. У студента хватает время и на кафе с друзьями, и на мальчиков, и многое другое. А в медицине “спасибо” всё равно никто не скажет, ведь в борьбе с недугом врач действительно чаще проигрывает. А так хочется гордиться будущей профессией, верить в прогресс медицинской науки. Хочется, в конце концов, уважения. Нет, не к себе лично, ты его ещё не заслужил, а просто к “людям в белых халатах”. К тем, кто тебя учит, заставляет пересдавать экзамены и зачеты по несколько раз. Потому что волнуются, переживают: каким врачом ты станешь?
От многого зависит хорошими или плохими специалистами мы станем, в том числе и от предметов, которые изучаем. Важнейший из них – ни кому не нужная история медицины. Подтверждает мои слова время, отведенное в расписании для изучения предмета. Всего 17 часов! А ведь только знания о прошлом профессии воспитывают гордость за выбранный путь, уважение к специальности. Пример тех, кто составляет гордость и славу российской медицины учит, каким ты должен стать, указывает дорогу, по которой необходимо идти желающему стать врачом. Трудно переоценить знания о прошлом будущей профессии. Это и грамотное отношение к сомнительным новшествам, старым бабкиным рецептам, верное направление научного поиска, присутствующее в работе врача. А вот здесь подробнее.
В работе последователей Гиппократа есть элемент неуверенности в принятии решения, страх навредить. И это естественно. Ведь человек не компьютер, не всегда и не всё может просчитать. В таких ситуациях проявляется мастерство, творческий подход. Именно здесь неоценимую помощь оказывают знания о прошлом. Они подчас на интуитивном уровне помогают найти единственно правильное решение, что-то заподозрить или наоборот, обратить внимание на несущественное. Это не означает, что современные знания не нужны, как иногда думают больные, указывая нам, молодым: “на компьютеры все надеетесь, талант надо иметь”. А между тем, талант нужно развивать. Это огромная работа над собой, большая заслуга преподавателей, в том числе и по истории медицины. Ведь это они учат тому, что ты не состоишься как врач, если не будешь постоянно учиться, в том числе и у прошлого. Ведь без истории не было бы настоящего, не состоится и будущее.
Зачем врач должен изучать историю медицины
В современном мире равноценными составляющими образования являются воспитание, обучение и развитие. Задача гуманизации образования – это создание условий для самоопределения студента в пространстве современной культуры, которые раскрывают творческий потенциал его личности, показывают ценностные ориентации и формируют нравственные качества с последующей актуализацией их в профессиональной и общественной деятельности. Также неотъемлемой частью является подготовка специалиста, способного к постоянному самосовершенствованию.
Основополагающим звеном воспитания является мировой социально-исторический опыт, который формирует гармоничную и всесторонне развитую личность, способную проявлять инициативу, как в своей профессиональной деятельности, так и в социальной сфере современного общества, личность, осознающую нравственные ценности [1].
Исторически сложившийся тип воспитания при первобытной культуре основан на ориентации молодого поколения на воспроизводство деятельности взрослых и носит коллективный характер.
Становление цивилизации привело к необходимости применения иного типа воспитания, детерминированного социальным и экономическим неравенством, разделением труда, а, следовательно, и к формированию иных педагогических задач [2].
Российское воспитание сложилось под влиянием традиций западной культуры, накладываясь на национальные особенности и специфику социально-исторического развития Российского государства, пережившего экономические и политические катаклизмы, что нисколько не помешало формированию, пожалуй, одной из лучших образовательных систем мира.
Одним из главных воспитательных аспектов российского профессионального образования является привитие студентам нравственных качеств, необходимых для будущего успешного развития Российского государства.
История медицины, являясь частью общетеоретического блока фундаментальных дисциплин, выступает в качестве пропедевтической дисциплины, объединяя не только дисциплины учебного плана в рамках специальности, но и на разных уровнях высшего медицинского образования. Зачастую у студентов первого курса возникает неверное представление о своей специальности. Отсюда следует неправильное понимание отдельных дисциплин в процессе их освоения и, соответственно, выпадение важнейшего звена из формируемого багажа знаний специалиста.
История медицины конкретизирует представление студентов-медиков о будущей специальности, повышает уровень как общей гуманизации, так и профессиональной культуры, а также формирует морально-этические принципы предстоящей врачебной деятельности. Изучение долгого и сложного пути становления и развития медицины помогает будущим специалистам поставить опыт предков на службу настоящему.
Курс истории медицины раскрывает закономерности становления и развития врачевания с древнейших времен и до наших дней. Происхождение этой науки заложено в потребности человечества бороться за жизнь и сохранение здоровья.
Помимо изучения основных этапов становления и развития врачевания в различных странах мира, серьезное внимание уделяется ознакомлению будущих врачей с историей здравоохранения Кубани, основания и развития Кубанского государственного медицинского университета. Одно из первых занятий отводится на ознакомления студентов с музеем ВУЗа, что позволяет сформировать представление о роли и месте КубГМУ в системе здравоохранения Краснодарского края и Юга России.
В преподавании данного предмета необходимо рационально использовать справочную подачу материала, поскольку в истории науки следует соблюдать четкую периодизацию, достоверность фактов, которые позволяют проводить анализ мировоззренческих и философских основ мышления врачей.
Лекционный курс построен по хронологическому принципу. В материалах лекций используются труды известных специалистов в области истории медицины и материалы архивов.
При проведении семинарских занятий применяются различные наглядные пособия: стенды, научно-популярные фильмы, мультимедийные презентации.
Для лучшего усвоения материала на кафедре общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины КубГМУ была разработана методика составления учебных кроссвордов, для заполнения которых студент должен знать основные понятия, события, персоналии истории медицины. Задачей студентов является составление кроссворда опираясь на реферативные и презентационные материалы, а также научно-популярные фильмы, входящие в состав учебно-методического комплекса, данной дисциплины. Основой является вопрос или любое историческое событие, позволяющие дать ответ в одно слово. Кроссворд используется в качестве проверки знаний на семинарских занятиях. Данная методика формирует у студентов навыки работы в команде, развивает креативность и оригинальность мышления, а также способность обучаемого к самостоятельной оценке, переработке и использованию предоставленной ему информации. Основное отличие при составлении учебного кроссворда от традиционного контроля уровня знаний, состоит в том, что у студентов появляется неформальный интерес к работе с историческими источниками и учебниками, что позволяет осуществить принцип дифференцированного подхода к студентам и индивидуализации обучения. Развитие познавательных способностей является главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов [3].
Для проведения исходного контроля уровня знаний студентов к каждому занятию подготовлены контрольные вопросы. Контроль степени освоения компетенций по дисциплине определяется на семинарских занятиях путем устного опроса. Изучение курса истории медицины завершает промежуточный контроль знаний в форме зачета.
Таким образом, преподавание истории медицины является актуальным и неотъемлемым звеном образовательного процесса медицинского ВУЗа, основанного на современных методологических подходах и направленного на формирование мировоззрения бытия своей будущей профессии.
Что является объектом изучения истории медицины? Каково значение изучения истории медицины?
История медицины как наука и предмет преподавания играет важную роль в системе подготовки врача, формировании прогрессивного научного мировоззрения, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.
Являясь составной частью всемирной истории науки и культуры, история медицины отражает развитие логики и научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, дает критерии для правильной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицинской науки и практики здравоохранения.
Изучение истории медицины приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения.
История медицины ― наука о развитии медицинских знаний и деятельности ученых в области медицины в соответствии с развитием человеческого общества.
Научная дисциплина «история медицины» изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.
История медицины как предмет преподавания является самостоятельной дисциплиной и изучается в высших медицинских учебных заведениях нашей республики и многих зарубежных стран. Как самостоятельная дисциплина история медицины насчитывает почти 200-летнюю историю.
Изучение истории медицины будет продолжаться в течение всей учебы на всех медико-биологических и клинических кафедрах.
Основные задачи преподавания истории медицины:
― раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности;
― продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества;
― показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
― познакомить с историей и основными положениями врачебной этики в различных странах.
Зачем врач должен изучать историю медицины
— Профессор Наттон, наша предыдущая встреча состоялась почти 20 лет назад, когда вы читали лекции в Российском университете дружбы народов (см. «МГ» № 40 от 20.05.1998). Что привело вас в Москву на этот раз?
— Я был приглашён профессором Дмитрием Балалыкиным, поскольку он и сотрудники его кафедры интересуются историей античной медицины, а я являюсь экспертом в этой области. Меня также попросили рассказать студентам об истории медицины вообще. Будучи директором Вэлкомского института истории медицины в Лондоне, я много лет имел дело со студентами и знаю, что им нравится и что они могут делать.
— В кулуарах последнего конгресса Международного общества историков медицины (см. «МГ» № 82 от 31.10.2014) обсуждалась статья редактора журнала The Lancet Ричарда Гортона «История медицины на пути в морг». Его диагноз звучал неутешительно. Зачем и кому нужна история медицины?
— Ричард Гортон на протяжении многих лет был хорошим другом истории медицины, что не мешало ему критически оценивать нашу специальность. Насколько я понимаю, он озабочен опасностью, что история медицины либо станет занятием для старых врачей, у которых много свободного времени, либо ею займутся историки на исторических факультетах.
В целом история медицины не интересует современных врачей. Таков его диагноз, и он отчасти верен. Но только отчасти. Большинство преподавателей истории медицины, по крайней мере в Великобритании и США, вовсе не являются врачами пенсионного возраста. Наоборот, многие из них молоды и полны энтузиазма. Предыдущее поколение британских исследователей можно охарактеризовать как миссионеров. Мы создавали кафедры и отстаивали их значимость. Идти вслед за пионером труднее, чем самому быть пионером, потому что надо находиться в заранее заданных рамках. Второй пункт критики Гортона я считаю верным. Пропасть между врачами, интересующимися историей медицины, и не врачами увеличивается. При этом сами врачи врачами становятся намного позже, и им труднее находить общий язык со студентами. Если наш предмет умирает (что, конечно, неправда, поскольку историю медицины изучает много студентов немедицинских специальностей), что мы может сделать? Почему он умирает? В этом виноваты ныне живущие, а не те, кто умер.
— А нужна ли врачам история медицины?
— В своей лекции вы упомянули, что ваша радиопередача о Галене заинтересовала министра здравоохранения Великобритании.
— То есть вы считаете, что историк медицины должен влиять на людей, принимающих решения?
— Да, влиять на них путём медицинского просвещения публики и путём информирования врачей о критических проблемах современной медицины с исторической точки зрения. История даёт нам контекст. Я и мои коллеги используем историю медицины для знакомства студентов с типами мышления, подходами к социальным проблемам, методикой проведения исследований. Мы также используем её для знакомства студентов с проблемой взаимоотношений врача и больного, потому что больной не всегда отвечает тому, что написано в книгах. Например, что мы понимаем под диагнозом и прогнозом? Как мы наблюдаем? Обо всём этом можно узнать из старых текстов.
— Студенты часто жалуются, что у них есть более важные предметы для изучения, такие как анатомия и физиология. Что им возразить?
— Как вы это объясните?
— Потому что мы учили их рассматривать вещи в широком контексте, а не давать прямолинейные ответы.
— Вы являетесь специалистом по античной медицине. Каково может быть её значение для медицины современной?
— Хорошая лекция о Галене должна выделить три момента. Во-первых, его неимоверное трудолюбие. Во-вторых, его приверженность размышлениям. Он называл это философией, мы назовём размышлением. Нельзя быть хорошим врачом, если ты не думаешь о больном. В-третьих, и это больше всего меня привлекает, его наблюдательность. Наблюдать, наблюдать и ещё раз наблюдать. Это залог хорошего врача. На этом Гален настаивает. Это его кредо. Говорим ли мы о Вильяме Гарвее, Клоде Бернаре или Иване Павлове, эти три момента остаются неизменными. Великие врачи всех времён наблюдали, размышляли и много работали. Нужно передать этот посыл студентам в развлекательной и привлекательной манере.
— Как вы определяете галенизм?
— Гален, из которого выхолостили всё хорошее (смеётся). Гален часто был провидцем. Для меня как историка галенизм является синонимом редукционизма. Вместо «возможно» и «вероятно» мы получаем однозначные ответы. А Гален никогда не любил однозначных ответов. Но спустя столетия его пример вдохновил людей вернуться к Галену экспериментатору, Галену мыслителю, Галену наблюдателю. Даже в галенизме были вещи, которые могли вдохновить.
— Но мы знаем, что у Галена было много ошибок, нелепых теорий. Знаем, что Везалий обнаружил у Галена более 200 анатомических ошибок.
— Да, Гален стал почти что святым. Но медицинская наука и наше понимание человеческого тела меняются так быстро, что сегодняшние догмы претерпят существенные изменения 20 лет спустя. Сравните наши знания о мозге или строении ДНК сегодня и 30 лет назад. Поэтому, вопрос об ошибках Галена, вероятно, неправомерен. Любопытно, что анализ Галеном современной ему медицины очень близок сегодняшнему анализу ДНК, поскольку Гален считал, что многие наши болезни зависят от нашей индивидуальности, от нашей восприимчивости. Пытаемся ли мы остановить болезни или же стать невосприимчивыми к болезням? На самом деле, не имеет значения, если человек ошибается, потому что это компенсируется другими вещами. Приведу пример. До рождения моей младшей дочери (а это было более 30 лет назад) у меня были проблемы со щитовидкой. Я был на приёме у нашего семейного врача, которая, уткнувшись в бумаги, заявила, что видела меня неделей ранее. Я пытался с ней спорить и спросил, по какому же поводу я был у неё на приёме. Она ответила, что в связи с беременностью (перед этим к ней приходила моя жена, а имя Вивиан может быть как мужским, так и женским). Конечно, мы тотчас же сменили врача. Гален бы на её месте не оказался (смеётся).
— Сейчас много обсуждается вопрос о медицине и религии. Гален, как известно, был язычником, но очень ценился христианами.
— Думаю, сегодня найдётся немного людей, которые противопоставляют медицину и религию. Есть те, которые считают, что между ними нет ничего общего (бывает и так). И есть те, кто утверждает, что медицина и религия взаимосвязаны: бывают периоды, когда религиозные верования помогают больному либо во время болезни, либо при подготовке к смерти. Бывает, что научная медицина вылечивает там, где религия бессильна. Есть также вопросы этики, этического поведения, где религия, философия, теология могут принести пользу. Мы организовали в Королевском медицинском обществе в Лондоне конференцию с участием философа и богослова, посвящённую состраданию в медицине.
— Что такое медицинская наука? Говорят, всё, что было до XVII века, наукой не является.
— Я считаю, что античная медицина прекратила существование около 1850 г. Средневековая медицина продолжалась до 1945 г. Сейчас мы, возможно, находимся в постсовременной медицине, потому что возможности медицины и медицинская практика претерпели столь значительные изменения. Тем не менее если вы врач, то вам по-прежнему необходимо иметь дело с тремя константами, о которых я уже упомянул: много работать, думать и наблюдать. И не имеет значения, идёт ли речь о нарушениях ДНК, фармакологических эффектах или больных с канцерофобией. Мы, историки медицины, должны показать это врачам.
Болеслав ЛИХТЕРМАН,
доктор медицинских наук, корр. «МГ».
История развития медицины как науки
История медицины – наука об эволюции, усовершенствовании медицинского знания разных народов мира в течение человеческой истории, находящаяся в плотной взаимосвязи с историей, естествознанием, культурными особенностями. В сущности история медицины ставит своей задачей анализ законов развития медицинской науки, врачевания, изучает их начиная с наиболее древних времен заканчивая нашими днями.
Что такое история медицины
История медицины – наука о появлении медицины, этапах ее развития, а также актуальном состоянии; как правило, она поделена на 2 раздела: общую, частную. История медицины занята описанием и анализом изменений врачебной деятельности, знаний во взаимосвязи с общей историей, указывает, каким образом на основании эмпирических данных сформировалась медицинская наука. Она демонстрирует, как эта сфера знания взаимосвязана с экономикой и политическим положением общества, с особенностями его представлений о мире.
Общая история медицины занимается ключевыми аспектами этой науки, фокусируется на характерных свойствах эпохи, изучает самые весомые достижения известных исследователей. В частной истории внимание уделено формированию конкретных направлений (например, терапии, хирургии и пр.) с их последующим развитием, а также работе ученых в данных сферах знаний. С другой стороны история медицины хорошо демонстрирует значимые изменения, вызванные трансформациями в самом социуме. Ключевым методом для нее можно считать историко-медицинский. Принципы исследований принято делить на:
Что нам дает история медицины:
Целями ее изучения считаются такие:
Каковы главные источники изучения истории медицины?
Сведения для этой науки имеются в разных источниках, в частности их содержат:
Таким образом, немалое значение для исследований развития медицины несут лингвистические материалы, область искусства (начиная с древних рисунков заканчивая последними фото-, кинодокументами, фонодокументами и пр.). Источниками познания в некоторых ситуациях становились нумизматика, палеография и пр. Разновидности источников медицинской истории, методики ее изучения и дальше расширяются. К ним обязательно предъявляют серьезные требования, это касается максимально тщательной проверки, сопоставления, засвидетельствования подлинности и т.д. (этим занято источниковедение).
Особенности периодизации
Важным элементом для проведения научных исследований в сфере истории, и в медицинской области в том числе, становится периодизация, т.е. классификация на отдельные периоды, для каких характерны конкретные особенности, отличающие этот этап от прочих периодов. Во главе такой медицинской системы лежит периодизация истории мира – разделение ее зависимо от общественно-экономических формаций. В границах таких периодов практика и наука изменялись порой довольно существенно в связи с большими переменами в сферах экономики, техники, которые имели место на данном этапе.
Распространенной является такая периодизация истории медицины:
Первобытнообщинный строй
История медицины насчитывает лишь несколько тысячелетий. И все же лечебное дело первобытнообщинного строя заслуживает пристального внимания и изучения. Как раз тогда появляется и начинает свое развитие народная медицина. Познания людей, получаемые эмпирическим путем, накапливаются, а навыки совершенствуются, при этом встает вопрос о том, каковы же причины болезней.
Научные знания о медицинских особенностях в эту эпоху базируются на сведениях, которые почерпнуты благодаря археологии, этнографии, папеопатологии (наука, изучающая патологические изменения в скелетах первобытных людей). Та же палеопатология оформилась довольно-таки недавно, примерно 100 лет назад; до того, как она зародилась, считали, что первобытные люди были полностью здоровыми, а заболевания появились намного позже в результате прихода цивилизации. Однако изучение находок археологических раскопок останков первобытных людей продемонстрировало: кости примерно каждого 4-го скелета с раскопок сохраняют признаки артрита, а также травматические дефекты
Медицина в древнем мире
Общими моментами для врачебного дела этого периода являются такие:
Так, греки рассматривают проблемы со здоровьем как наказание и исцеление, ниспосланные свыше, это для них в буквальном смысле дары богов; однако к V в. до н.э. все же стараются осознать материальные, а не духовные причины патологий, что и ведет к поэтапному переходу от суеверий к научным исследованиям, хоть те и не были полностью отделены друг от друга. Упоминания об особенностях медицины Древней Греции ученые находят в сценах гомеровской «Иллиады» (например, лечение пострадавших в Троянской войне).
В Римской империи медицина обретает множество возможностей для своего развития, утрачивает плотную связь с культами. Тут существуют главврачи, надзиравшие за остальными медиками, в на законодательном уровне закреплены указания санитарной направленности.
Вопреки распространённой точке зрения, медицина Древнего Китая представлена не только неподкреплёнными фактами, базирующимися на религии и мифологии. До наших времен дошла информация о том, что в V ст. до н. э. на территории Китая проводили операции, используя наркоз, соблюдая стерильность, а в высших классах общества была отлично развита гигиена.
История медицины Средневековья
Для медицинского знания Средневековья характерно соблюдение традиций, которые берут свое начало в античной медицине; на эту эпоху приходится работа ученых-энциклопедистов. В XV ст. греки, бежав из Константинополя, поспособствовали продвижению на Запад греческой литературы. В Европе раздельно развиваются хирургия с терапией. В университетах хирургию не преподают, она не входит в перечень медицинских дисциплин. В 13 ст. церковь отделяет ее от остальной медицины.
Что же до особенностей медицины Киевской Руси, то здесь развита народная медицина, хранителями богатых знаний в языческие времена были лечцы, волхвы. Также очагами науки и культуры, в частности знания в медицинской области, выступали монастыри. Первыми среди лекарей здесь стали Антоний Печерский, Агапит, Дамиан, Феодосий, Зосим.
Примерно с XVIII ст. появляются труды, посвященные истории медицины (Леклерк и др.), причем некоторые из них работали над исследованием частных направлений (Гебенштрейт, Грюнер, Триллер, Гримм и пр.).
Медицина новейшего времени
XX ст. несет существенные перемены в характере и соотношении научных знаний. В этот период удается достичь существенных успехов в понимании, излечении, профилактике как известных ранее, так и новых заболеваний.
Крупными достижениями в XX веке становятся оперативные вмешательства на сердце, хирургия легких, а также магистральных сосудов. Последующая эволюция данного направления взаимосвязана с уменьшением температуры тела медикаментозным путем, применением устройств экстракорпорального обращения крови. Кроме того, стала возможна трансплантация сердца. В этот же период были заложены основы химиотерапии, ведется активная работа в области иммунологии.
В XX ст. также была обоснована и развита теории наследственности, в итоге зарождается новаторское направление – генетика, а в 1962 г. была создана модель ДНК.