зачем выводят сапун вниз

Сапуны все о них. Теория и практика.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Сапуны. Сегодня речь пойдет о них. Начнем с теории- что это такое и вообще нафига они нужны. Кто знает переходите сразу к практике. Так сложилось что мосты, коробки, раздатки это полости заполненные всякими нужными детальками, которые смазываются маслом ну а свободное место занимает воздух. Масло и воздух, в первую очередь воздух имеют свойство в зависимости от температуры увеличивать либо уменьшать свой обьем, проще говоря расширяться или сжиматься. А вот полость моста к примеру не расширяется настолько, что бы вместить лишний обьем воздуха образовавшийся из-за нагрева моста и его надо куда то девать иначе банально начнет давить масло через сальники полу осей. Так вот сапун и создан, что бы выпускать «на свободу» этот лишний объем. На сурфе все сапуны кроме сапуна автомата работают только на выпуск хотя как показала практика, мои старые сапуны в обе стороны работали, если сильно резко не втягивать воздух через него то сапун не закрывался полностью. Так что при резком охлаждении мост тянет воздух «в себя» через сальники полуосей. На практике получается так, как только разогревается мост и масло в нем, сапун выпускает лишний объем воздуха. Но как только мост резко охлаждается при форсировании брода он начинает втягивать в себя воду из собственно этого брода. Дальше происходит самое не приятное вода попавшая в мост/коробку/раздатку начинает «смешиваться» с маслом образуя пену или правильнее сказать эмульсию. В результате чего масло уже не может нормально смазывать трущиеся детальки и они банально перегреваются и разрушаются. Дабы избежать этого необходимо вывести сапуны мостов/коробок/раздаток по выше избавляясь от клапана сапуна заменяя его к примеру фильтром которые легко в обе стороны пропускает воздух. Чаще всего сапуны выводятся под капот куда по выше, но можно вывести в салон в район задних воздуховодов дабы не дышать парами маслов, хотя даже сапуны поднятые до уровня рамы и спрятанные в ней уже всяко лучше(некоторые авто уже с завода обладают сапунами выведенными в раму). С теорией вроде все. Перейдем к практике.

И так первый вариант сапунов был изготовлен из тормозной металлической трубки от волго газели, которая подсоединялась к мосту через тормозной шланг газели. Вариант для нашего климата совсем не подходящий с первыми же морозами весь конденсат в них замерз и сама трубка перестала продуваться из-за малого диаметра. Надо переделывать.
Зная что на сурфе все сапуны с хитрой резьбой был выкручен сапун и отдан на завод дабы выточили переходники на пластиковый шланг которые можно ввернуть в мосты и раздатку(на автомате особый сапун о нем позже). Но один фиг с резьбой они накосячили так, что вворачивать их пришлось через силу((( Таких переходника нам нужно три штуки(если у вас автомат).

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

так же из необходимого сам шланг(обязательно прозрачный), хомутики и тройники.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Я стал делать по принципу двух магистралей- сапуны мостов через тройник собирал в одну трубку и выводил ее, тоже самое с автоматом и раздаткой. Тут сложно ничего нет, выкручиваем штатные сапуны, на их место ставим переходники предварительно не много смазав резьбу герметиком на всякий пожарный. Хотя с передним мостом придется по развлекаться сапун там в ТАКОМ месте)))

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Все это добро собираем в тройники в удобном месте. Лично я один тройник собрал над баком ибо было прорезан лючок к бензонасосу и там все красиво помещалось а второй над раздаткой

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

сапун автомата. Штука веселая. Это просто трубочка без каких либо клапанов, на конце запаяна с парой отверстий а сама трубочка изогнута вниз.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

стоит это чудо вот тут вот. снимается очень просто откручиваем болтик что держит скобку, снимаем скобку и просто вытаскиваем сапун.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Его доработка минимальна- срезаем запайку трубочки и делаем из нее просто трубочку))) К сапуну цепляем шланг, смазываем герметиком все это дело и затягиваем хомутиком и вуаля все готово. Возвращаем доработанный сапун на коробку и радуемся жизни.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Теперь дело за малым все это вывести куда нибудь. Я выводил в салон под крышу. Ну во первых так сложилось что под капотом и так места мало(первый вариант сапунов выводился именно под капот) да и все трубочки собрались у бензобака а у меня там как писал выше лючок к бензонасосу. Так что сам бог велел)))
Высверливаем отверстие. В качестве уплотнителя я использовал резинку от ксеноновых лампочек коих валялось в избытке. Немного дорабатываем резинку что бы через нее можно было просунуть два шланга, все это дело устанавливаем и обильно смазываем герметиком.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Трубки очень хорошо умещаются по соседству с штатной проводкой

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

И выводим под самую крышу

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Вот и все.
Практика одной зимы показала что в трубке сапуна автомат/раздатка один фиг скапливается довольно много влаги. Может причина в том что авто пол зимы просто простоял без мотора и вода туда просто попала. Если же нет буду менять на трубки большего размера.
И помните что даже выведенные под крышу сапуны не дают 100% гарантии что водичка не попадет в мосты. Воду может загнать в мосты если у вас плохие сальники или банально сильным течением. Так что после продолжительных водных процедур проверка редукторов на предмет «пены» обязательна.
Всем удачного плаванья!

Источник

009 — Сапун наружу в атмосферу, меняем вентиляцию картера

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

У этой машины я сразу выявил и масложор и уставшую поршневую и гремящую цепь. Это все излечимо. Посторонним стуков и вибраций не было — вот это главное.
Итак, что я сделал в эту субботу 21 марта.
Запасаемся необходимым набором:
1. три хомута для шланга с внешним диаметром 16 мм
2. шланг с внутренним диаметром 12мм, 2 метра
3. торцевая головка на 7мм или ключик 7мм
4. нож
5. герметик резьбовой или сантехнический
6. самый короткий болт на 12мм
7. возможно потребуется хомуты или стяжки, чтобы зафиксировать шланг внутри моторного отсека
Сначала разбираемся где и как устроена система вентиляции картера на этом двигателе. Оказалось, что она состояит из одного шланга, который идет от клапанной крышки и входит во впускной тракт после фильтра и перед дросселем. На ощупь шланг мягкий, не деревянный. По краям не лопнувший.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Ослабляем хомуты и сдергиваем его — берем штангенциркуль и замеряем, 12 мм. Для достоверности берем болтик на 12 мм и приставляем — это его диаметр.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Покупаем шланг с внутренним диаметром 12 мм, 2 метра. Брать лучше с запасом, тк возможно выводить его придется далеко. На королле пригодились все 2 метра. Здесь было достаточно 1 метра.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Сначала глушим вход во впускной коллектор. Отрезаем необходимый кусок шланга и сперва вкручиваем туда болт. Чтобы не было подсоса воздуха точно, садим его на герметик и после установки обжимаем хомутом.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Вставляем в штуцер впускного тракта и обжимаем хомутом. Все затягиваем и проверяем. ОК

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Затем приступаем ко второй части. Надеваем шланг на штуцер на клапанной крышке — и фиксируем хомутом.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Второй конец шланга на каждой машине выводится как можно ниже, чтобы газы из картера ни в коем случае не попадали в салон. Обязательно срез второго конца должен быть под углом — хотя это сибирская перестраховка для сильных морозов и возможной грязи.
У меня на авто я заметил удобную щель прям рядом. Это полость уходит в пустое место внутри бампера и продувается при движении. Шланг получается коротким и даже его дополнительно крепить не потребуется. То, что нужно!

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Результат следующий. Проверим на ходу сегодня чуть позже

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Вывод: сапун выведен наружу, выхлоп больше не попадает во впуск, маслянные пары не попадают во впускной коллектор и цилиндры.

Источник

Зачем выводят сапун вниз

Непрочитанное сообщение VLAD » Вт янв 31, 2012 14:17:33

Не вижу в этом смысла зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Снять и почистить этот самый шланг не помешает зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Re: Обрезание для старенькой классики

Непрочитанное сообщение дим 99 » Вт янв 31, 2012 14:33:18

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Re: Обрезание для старенькой классики

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Re: Обрезание для старенькой классики

Непрочитанное сообщение VLAD » Вт янв 31, 2012 14:43:25

Re: Обрезание для старенькой классики

Непрочитанное сообщение Gyr » Вт янв 31, 2012 14:46:24

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Re: Обрезание для старенькой классики

Непрочитанное сообщение дим 99 » Вт янв 31, 2012 14:47:01

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Re: Обрезание для старенькой классики

Непрочитанное сообщение AlexZH » Вт янв 31, 2012 14:47:32

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Re: Обрезание для старенькой классики

Непрочитанное сообщение дим 99 » Вт янв 31, 2012 14:49:54

Re: Обрезание для старенькой классики

Непрочитанное сообщение Gyr » Вт янв 31, 2012 14:51:36

Re: Обрезание для старенькой классики

Непрочитанное сообщение ПиНГ » Вт янв 31, 2012 14:54:53

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниззачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Имею
Мнение,
Хрен
Оспоришь

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Павел, можно просто Николаич

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Re: Обрезание для старенькой классики

Непрочитанное сообщение Vladas » Вт янв 31, 2012 14:56:06

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Re: Обрезание для старенькой классики

Непрочитанное сообщение Alex** » Вт янв 31, 2012 14:59:03

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Re: Обрезание для старенькой классики

Непрочитанное сообщение дим 99 » Вт янв 31, 2012 14:59:39

Не резать не надо отдай хамут поковырни отверкой, вобщем сними, отсоедин от круглого фильтра. Направь шлангу вниз, если не хватит дорости другой, и примотай изолентой к чему нибудь там (я примотал к цилиндру тормозному главному, чёб не тарохтела), далее а чё далее, а ну да это откуда вытащил там будет дирка или ещё может быть какая то фигня внутри, вобщем её выкидуй и это место заткни обычной тряпкой, чтоб воздух не хватало. И ездий себе спокойно. GO зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Источник

Сапун — так ли он необходим?

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Собсна вопрос в теме. Если его, сапун, просто вытащить из воздухана, дырку в воздухане заглушить, а сам сапун (шланг от него) опустить куда-нить вниз под двигатель. Так и масло не будет лететь на воздушный фильтр, и засерать ничего не будет. Тем более что у меня этот шланг который к сапуну идёт перемёрз весь внутри. Так что толку от него сейчас — никакого. Да и разницы я никакой не заметил, что перемёрзший он, что не перемёрзший. Или всё же он КРАЙНЕ необходим двигателю, раз его туда присобачили конструкторы ВАГа?

Комментарии 25

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

у меня раньше волга была с 402 мотором, сапун был выведен «на улицу» — никакой разницы, разве что воздушный фильтр меньше засирало и карб внутри чище стал. На аудюшке стоит солекс, и сапун тоже вниз под движок скинут. разницы никакой, только зимой повнимательнее, я вывел его так, чтобы снега много не попадало, а дед мой молодец- говорит проверяй его чаще, может замерзнуть. Я говорю, не замерзнет, высоко стоит от земли. и черт меня дерну глянуть — ледышку с него сколотил приличную. тупо парами забивается. Но летом в салон газами не тащит, только если камаз обгоняешь, но это проблема отсутствия салонного фильтра.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Дык я как-раз таки поставил салонный фильтр, угольный, а не простой, марлевый или какой он там — результатом не доволен. Как была вонь с улицы так и осталась. В Аристе салонный фильтр ваще ничего не пропускал в салон, хоть мордой машины уткнуться в трубу работающему камазу, а тут видимо другая система очистки!

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Тоже скинул шланг, замерз и забился. Стало пованивать в салоне особенно когда в пробке, даже угольный фильтр не помогает. По возможности лучше оставить его

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Тоже угольник стоит, и нифига не задерживает вонь с улицы от КАМАЗов(((

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

я так понял у тебя нет патрубка подачи теплого воздуха.по этому и перемерзает.я прошлой зимой так попал на трассе.сейчас все подключил(по феншую )и все ок!

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Да есть там и патрубок, и капиталку пока рано делать. Замерз потому, как я думаю, я с хорошего мороза (-39С) заехал в тёплый бокс на СТО, вот по-ходу конденсат и осел, а в дальнейшем замёрз.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

попробуй отстойник сделать.если есть возможность.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Да отстойник я и купить могу, только надо ли? На СТО говорят не парь мозг и не трать деньги — выкинь шланг вниз, как типа в жигулях и заткни дырку в воздухане — и всё будет хоккей. Хер знает кого слушать! www.ebay.com/itm/D1-SPEC-…t%3D4%26sd%3D310860033364

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

тебе решать конечно. я сам работал довольно долгое время на сто.скажу так.им то похер все эта херь.малая часть СТОшников ездют на карбах они одному воткнули на улицу второму…и т.да то что в салоне воняет маслом никого неволнует.конечно проще выкинуть на улицу.но как касается работы, в их сторону, так советами закидают.)))) попробуй выкинуть на улицу, непонравится возьми отстойник.

Источник

Сапун: что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать?

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

В автомобилях есть немало крошечных деталек-работяг, функционирование которых совершенно незаметно для водителя, но важность их значительна, а выход из строя порой приводит к серьезным проблемам. Мелочь со смешным названием «сапун» – как раз из их числа. Давайте разберемся, где она находится, для чего нужна, как работает и нуждается ли в обслуживании?

Сапун – это клапан для сообщения с атмосферой, непременный элемент всех более-менее крупных пустотелых узлов техники, в которых присутствует смазка и воздух.

Когда внутри герметичного узла вращаются валы и шестерни, их трение нагревает масло и воздух над ним. Соответственно, и жидкость, и газ увеличиваются в объеме. Ведь масло никогда не наливается доверху – над ним всегда присутствует «воздушная подушка». Пустота, иными словами. Это пустое пространство позволяет маслу поднимать свой уровень при нагреве, но не вытекать при этом наружу. Узел нагрелся от движения – масло расширилось, и часть воздуха вышла в атмосферу. Машина встала, узел остыл – масло уменьшилось в объеме, и разрежение затянуло внутрь недостающий воздух. Поэтому давление внутри всегда атмосферное, нулевое, если по-простому.

Чтобы обеспечить равенство давлений внутри и снаружи, в принципе достаточно простого отверстия в верхней части узла – корпуса КПП или редуктора моста. Однако просто отверстие сделать нельзя: через него внутрь, к маслу и шестерням, может попадать и абразивная песчаная пыль – при движении по пыльным дорогам, и влага – при мойке или езде в дождь. А при парковке под значительным уклоном способно вытекать и само масло. Хотя сапун в виде простого отверстия, прикрытого воздухопроницаемой фетровой пробкой, можно встретить, к примеру, в узлах небольшого объема и работающих не с жидкой, а с консистентной смазкой – например, в редукторах крупных и мощных болгарок или циркулярных пил. Но в автомобилях, где этот клапан в первую очередь имеется в коробках передач, раздаточных коробках на полноприводных машинах, а также в редукторах мостов, сапун устроен несколько сложнее.

В авто он представляет собой небольшой резьбовой штуцер со сквозным отверстием, вкручиваемый в корпус того или иного автомобильного узла или механизма. Сверху этот штуцер закрыт подвижным (способным при нажатии слегка вертикально перемещаться и вращаться) колпачком-стаканчиком. А под колпачком торец штуцера закрыт резиновым диском – эдакой «таблеткой», которую прижимает к штуцеру пружина. Собственно, этот диск и является клапанным элементом сапуна.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Конструкция – элементарнейшая, но в ее работе есть несколько важных нюансов, которые знают далеко не все… Давайте рассмотрим, как это работает, что называется, «в базовом варианте»!

По-хорошему, внутри корпуса агрегата, где имеется сапун, должно быть всегда атмосферное давление – отсутствие как избыточного давления, так и разрежения. Но на деле, если начать выкручивать сапун или хотя бы просто энергично шевелить его колпачок вверх-вниз и вправо-влево, добившись сдвига «таблетки», можно услышать тихий «пшик». Причем «пшик» способен быть следствием как легкого избыточного давления, так и легкого разрежения. Но и то, и другое – норма, а не неисправность!

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Автомобиль поехал. Шестерни и валы вращаются, трение греет их, а они – масло. Оно расширяется, греет и сжимает воздушную прослойку над ним. Давление воздуха внутри КПП или моста повышается. Но тарированная пружинка в сапуне чрезвычайно слабенькая и придавливает резиновую «таблетку» с пренебрежимо малой силой в 10-12 граммов. Как только давление достигает какого-то ничтожного значения, едва-едва выше атмосферного, оно сбрасывается в атмосферу, приподнимая «таблетку», преодолев сопротивление хилой пружинки.

Автомобиль остановился. Агрегаты начали остывать. Температура и уровень масла снижается, давление воздуха внутри – тоже. Постепенно внутри моста образуется разрежение, поскольку пружина прижимает к торцу штуцера сапуна резиновую таблетку, герметизируя мост… Однако в итоге давление внутри, пусть и с некоторой задержкой, станет атмосферным. Почему?

Напомним, что пружина очень и очень слабенькая. А резиновая «таблетка» не является прецизионным клапаном с идеально притертыми седлом и диском. Для долговременного удержания разрежения сапун не предназначен – это заложено в его конструкцию, так нужно! Он пропускает воздух атмосферы внутрь агрегата примерно с той же скоростью, с какой растет там разрежение синхронно с остыванием масла. Так что разрежение внутри хотя и возникает, но несущественное и непродолжительное.

Ну и третья ситуация. Собственно, именно в ней и сыграют свою роль «таблетка» и пружинка, ибо в первых двух (планомерный нагрев при езде и медленное остывание на парковке) без них вполне можно было обойтись – сапун бы успешно работал, будучи просто «дыркой», сообщающей картеры агрегатов с атмосферой…

А ситуация эта – резкое охлаждение при заливании редукторов мостов, раздаток и коробок при внезапном попадании в глубокую лужу или осознанном преодолении бродов. В этом случае разрежение внутри агрегатов возникает быстро и достигает заметных величин – к примеру, разогретый до 90 градусов задний мост может попасть в глубокую промоину талой воды с температурой около нуля… Тут к усилию поджимной пружинки добавляется скачок разрежения, который еще сильнее присасывает «таблетку» к торцу штуцера, не позволяя воде, которая может запросто перехлестывать через уровень сапуна, засасываться внутрь редуктора или КПП. Сапун самогерметизируется, и довольно надежно.

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

При непродолжительном (пусть и весьма резком) охлаждении агрегата сапун достаточно успешно защищает его внутренний объем от проникновения воды извне, но что произойдет, если придется остаться в воде по ступицы (или даже глубже) надолго? Скажем, когда штурм брода затянулся или внедорожник застрял в болоте? В этом случае весьма вероятно, что воду засосет в масло через резиновые манжеты – сальниковые уплотнения полуосей или ШРУСов. Манжеты сальников имеют профиль, обеспечивающий некоторую самогерметизацию, но не от воды снаружи, а от масла изнутри. Сальник в целом герметичен в обе стороны благодаря постоянному поджиму от кольцевой пружинки, но в направлении «наружу» его упругость все же заметно выше, чем наоборот, за счет формы профиля. И если новое оригинальное уплотнение может успешно сопротивляться засасыванию вакуумом воды извне, то вот видавший виды и/или не слишком качественный сальник – вряд ли. Хотя трансмиссионное масло они и в том, и в другом случае могут держать превосходно!

По этой причине большинство владельцев внедорожников (особенно неновых) не доверяют (и совершенно справедливо) сапунам в их штатном варианте. Они срезают с них колпачок, выкидывают пружинку и «таблетку», надевают на оставшийся штуцер тонкие шланги и выводят их спереди в подкапотное пространство, а сзади – в полость в крыле внутри багажника или в полость фонаря. В общем, в чистое сухое место и повыше… В этом случае клапан в сапуне становится не нужен, а свою роль связи с атмосферой он продолжает успешно выполнять. А вот владельцам шоссейных машин эта процедура абсолютно не нужна.

Впрочем, если вы не владелец внедорожника, то и вам сапун способен доставить неприятности. Когда засорится или просто окажется изделием низкокачественного производителя. Дело в том, что при всей своей простоте эта деталь требует весьма высокой точности и повторяемости при изготовлении! Пружинка должна быть строго тарированной по усилию сжатия, таблетка должна быть выполнена из очень качественной резины, не допускающей деформации и прилипания от масла и температуры. Перекосы и заедания колпачка категорически недопустимы и т.п.

Дефекты и небрежность в конструкции сапуна вызывают его быстрое загрязнение или залипание (что ведет к выдавливанию масла через сальники при нагреве) и наоборот – легкое пропускание воды внутрь (что ведет к образованию эмульсии из масла). Если даже сапун изначально качественный и не «левый», то он, несмотря на его полную, на первый взгляд, автономность и самодостаточность, требует периодического «обслуживания», выражающегося в простом пошевеливании и прокручивании колпачка рукой. Это позволяет предотвратить его зарастание грязью внутри и закисание «таблетки».

зачем выводят сапун вниз. Смотреть фото зачем выводят сапун вниз. Смотреть картинку зачем выводят сапун вниз. Картинка про зачем выводят сапун вниз. Фото зачем выводят сапун вниз

Хотя иногда низкий контроль качества производителя (в основном это касается отечественного автопрома) заставляет автовладельцев вмешиваться с доработками и в условно исправный узел… К примеру, известны нередкие случаи выбросов масла через сапун на КПП переднеприводных ВАЗов старых моделей. Поскольку гаражная практика (и даже, кажется, какие-то официальные письма АвтоВАЗа) рекомендовали заливать масло в коробку чуть больше номинального объема, воздушная подушка над уровнем масла оказывалась недостаточной для компенсации теплового расширения – смазка начинала сочиться через сапун и течь по корпусу коробки. Водители в такой ситуации выносили его на коротком шланге повыше, как принято у джиперов.

Или взять сапуны заднего моста на ВАЗ-классике, Волгах и ИЖах смутных 90-х, когда все делалось ногами – качество изготовления комплектующих было столь жутким, что на заводах из сапунов намеренно извлекали и пружинку, и «таблетку», нахлобучивая обратно колпачок и делая из сапуна, таким образом, простую «дырку» – лишь бы хоть как-то работало и не давило масло наружу… И если владельцы таких машин не ездили по руслам ручьев и не парковались на горах, то и не испытывали особых проблем от подобного упрощения, а зачастую даже на знали о нем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *