запрещенный прием это что значит
Запрещённый приём
Дебора Снайдер
Зак Снайдер
Зак Снайдер
Стив Шибуя
Содержание
Сюжет
— высказывание Милашки в начале фильма
Куколка объявляет своим новым подругам о плане побега и уговаривает их присоединиться. Первый из предметов, которые им нужно достать — карта в офисе Блу. Пока бандита отвлекают очередным танцем Куколки, Милашка входит в его офис и делает копию карты. Во время этого танца Куколка вместе с подругами оказывается в другом вымышленном мире, в окопах Первой мировой войны. Тот самый Мудрец ставит перед девушками задачу украсть карту из штаба немцев. Штаб охраняют кайзеровские солдаты-зомби.
Успешно добыв карту, подруги должны украсть следующий предмет — огонь. Девушки решают украсть зажигалку мэра, которого пригласили посмотреть на танец Куколки. Танец Куколки завораживает его, в это время Эмбер крадёт зажигалку из его кармана. Начав танцевать, Куколка вновь обнаруживает себя и подруг в ином мире, где Мудрец даёт им новое задание — добыть огненные камни. Девушки попадают в заполненный орками замок, который штурмуют рыцари. Проникнув внутрь замка, Куколка находит малыша-дракона, перерезает ему горло и достаёт из раны искомые камни. Появившаяся мать дракончика обнаруживает, что её детёныш мёртв, и пытается уничтожить убийц, однако Куколка убивает и её. Блу догадывается, что девушки что-то замышляют, и подозревает их в пропаже зажигалки и копировании карты. Он угрожает им, требуя, чтобы они прекратили строить заговор, пока не поздно. Позже мадам Горски обнаруживает Блонди плачущей, и девушка проговаривается о плане побега; об этом узнаёт и Блу.
Таким образом, побег сорван. В мире борделя Блу запирает под замок Милашку и застреливает Эмбер с Блонди. Затем Блу пытается изнасиловать Куколку, но она ранит его украденным ножом и срывает с шеи ключ. Потом она освобождает Милашку. Они используют зажигалку, чтобы начать пожар для отвлечения охраны, и с помощью карты и ключа выбираются во двор. Однако у ворот во дворе стоит группа бандитов. Куколка понимает, что вся история представляет собой историю побега Милашки, а пятым предметом является сама Куколка. Она отвлекает злодеев, позволяя Милашке сбежать незамеченной, тем самым жертвуя собой.
Тем временем Милашка выходит к автобусному вокзалу. При посадке в автобус её пытаются задержать полицейские, но водитель автобуса (с лицом Мудреца из мира фантазий Куколки) спасает её, заявив, что девушка была в автобусе целый день и, следовательно, не та, кого они ищут. Когда полицейские уходят, Милашка признаётся, что у неё нет билета. Водитель ласково говорит, что это не проблема, и автобус увозит её в закат.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Эмили Браунинг | Куколка [4] Куколка [4] |
Эбби Корниш | Милашка [5] Милашка [5] |
Джена Мэлоун | Ракета [6] Ракета [6] |
Ванесса Энн Хадженс | Блонди [7] Блонди [7] |
Джеми Чон | Эмбер [8] Эмбер [8] |
Карла Гуджино | Доктор Горски / Мадам Вера Горски [9] Доктор Горски / Мадам Вера Горски [9] |
Джон Хэмм | Доктор / Мажор [10] Доктор / Мажор [10] |
Скотт Гленн | Мудрец / Генерал / Водитель автобуса [11] Мудрец / Генерал / Водитель автобуса [11] |
Оскар Айзек | Блу Джонс [12] Блу Джонс [12] |
Джерард Планкетт | Отчим Отчим |
Производство
Зак Снайдер об идее фильма:
«… История эта появилась как продолжение одного моего сценария. Там героиню силой принуждают танцевать перед публикой, и она закрывает глаза, представляя себе иной мир, куда уносит её воображение. Я уже не помню, как эти наброски попались на глаза, но я снова перечитал это и подумал, что из этого можно сделать вполне полноценную историю.»
Разработка началась в марте 2007, производство происходило в Канаде с июня 2009. Основные съёмки начались в сентябре 2009 и завершились в январе 2010 года, проходили в некоторых районах Торонто и Ванкувера.
Отзывы
Факты о фильме
Анимация
В поддержку фильма были выпущены четыре анимационных короткометражки режиссёра Бена Хайбона по мотивам каждого из миров, выдуманных Куколкой. Во всех, кроме части «Окопы», звучит голос рассказчика.
Саундтрек
В фильме звучат следующие композиции: [20]
В официальных трейлерах фильма звучат следующие композиции:
Смысл фильма «Запрещенный прием» 2011
Мир юной девушки рушится после смерти матери. Злодей-отчим не дает ей жизни, а одна из ссор заканчивается гибелью любимой сестренки. Из-за ложных обвинений опекуна ее, накачанную успокоительным, отправляют в больницу для душевнобольных. Не в силах справиться с кошмарами своей жизни, она выдумывает новые миры, где в компании своих подруг ведет войну с силами зла. Смысл фильма «Запрещенный прием» заключается в побеге разума из невыносимой реальности в мир иллюзий или эскопизме.
О чем фильм «Запрещенный прием»
Сюжет фильма разворачивается линейно, но при этом большую часть времени главная героиня проводит в фантазиях. Она планирует побег из психиатрической лечебницы, но для этого ей нужно достать пять вещей. Пять предметов – пять эпизодов опасных вылазок в стан врага. Нереальные битвы с монстрами и роботами, взрывы и красивые танцы – так больное воображение Бэбидолл интерпретирует реальность.
Фильм в изобилии содержит яркие сцены, заводную музыку, кадры с красивыми девушками в сексуальном облачении. Может, поэтому за столь яркими картинками многие не увидели глубинного смысла или просто не захотели разбираться дальше. Даже критики не оценили по достоинству работу Зака Снайдера.
Так есть ли более глубокий смысл у истории душевнобольной девушки, больше чем наполовину придуманной ей самой?
Смысл фильма «Запрещенный прием»
Смысл фильма «Запрещенный прием» в побеге от кошмарной жизни с помощью больного воображения. Эскопизм или, попросту говоря, уход от реальности в мир фантазий является главенствующей темой фильма. У главной героини нет имени, ее называют Бэбидолл или Куколка. В ее воображении реальность преломляется в несколько миров, из которых можно выделить мир борделя и мир ничем не сдерживаемой фантазии, где идет война с силами зла. Собственно и сам мир реальности кажется не слишком реальным, а очень наигранным, театральным. Он содержит обрывки воспоминаний девушки, поданные под соусом ее субъективного восприятия. Поэтому полностью верить в представленную «реальность» тоже не нужно.
Мир борделя – это то, как Бэбидолл видит внутренний мир психиатрической больницы, но в более привлекательном для себя свете. Танцы представляют собой сеансы психотерапии. В кабинете доктора Горски ритм отбивает метроном, а в борделе – она сама своей тростью. А вот в мире фантазий воображение бушует по полной, и наполняет фильм невиданными прежде образами и приключениями. Девушка на самом деле борется за свое существование, ведь ей отпущено совсем немного времени.
В поиске необходимых для побега предметов главной героине помогают ее подруги, обитательницы мира борделя. Вместе они организуют отряд, который сражается с врагами. Поиск каждого предмета – это опасная миссия, одна из которых заканчивается гибелью Рокет, сестры Свит Пи. Свит Пи – еще одна подопечная доктора Горски, обитательница лечебницы.
Наконец, все предметы собраны, к побегу все готово, но Бэбидолл остается в психиатрической больнице и практически добровольно идет на лоботомию. Почему? Ответом на этот вопрос в фильме звучат слова о том, что эта история с самого начала была о другой героине. И, в то время как Куколке проводят операцию, Свит Пи успевает сбежать из больницы и на автобусе отправиться к новой жизни.
На этот счет существует интересное мнение о том, что Бэбидолл на самом деле всего лишь плод воображения Свит Пи: так она видит себя и свою историю со стороны. При этом остальные девушки также представляют собой разные роли Свит Пи, это ее альтер-эго. История Бэбидолл – это прошлое самой Свит Пи, ее мрачная история, в которой одно из ключевых моментов занимает гибель младшей сестры. В воображаемом мире она жива, хотя ей постоянно угрожает опасность. Постепенно сознание героини принимает факт смерти сестры, и Рокет погибает в одном из эпизодов. Вина в смерти близкого человека разъедает психику девушки, поэтому в вымышленном мире Рокет убита отвратительного вида поваром.
Теория на самом деле очень интересная и в пользу ее можно найти множество подтверждений в фильме. «Запрещенный прием» вообще изобилует различными образами, и интерпретировать их каждый может по-своему.
Вернемся к Бэбидолл. Уже после операции вскрывается факт подделки подписи. Доктор Горски вообще против таких крайних мер, как лоботомия, и вызывает полицию. Но для Бэбидолл это уже не имеет никакого значения, ее битвы и кошмары кончились в момент удара орбитокласта.
Врач, который делал лоботомию, был удивлен осознанным и смиренным взглядом девушки. Ее желание пройти страшную процедуру не только шокирует, но даже пугает его. Именно поэтому он делится своим наблюдением с доктором Горски. Они понимают, что только что навсегда закрыли дверь в мир нормальных людей для юной пациентки.
Смысл концовки фильма «Запрещенный прием»
Смысл концовки в том, что уход из мира реальности может стать своеобразным побегом для разума человека. Когда нет сил вести борьбу с собственными демонами и окружающим миром, мозг может создать собственный иллюзорный мир, но и там не всегда можно найти покой. Бэбидолл решилась навсегда покончить со своими кошмарами, и предпочла лоботомию дальнейшему сражению со своей болезнью и слишком тяжелыми воспоминаниями.
Напишите в комментариях свой смысл фильма Запрещенный прием. Мы с нетерпением будем ждать!
Детально о кинофильме «Запрещенный прием»
О ПРОИЗВОДСТВЕ
КОГДА РЕАЛЬНОСТЬ – ТЮРЬМА, ЛИШЬ РАЗУМ ПОМОЖЕТ ТЕБЕ ОСВОБОДИТЬСЯ…
Режиссер Зак Снайдер решил выйти за границы возможного там, где воображение сталкивается с реальностью, – в «Запрещённом приеме», своем первом фильме, полностью основанном на его собственной оригинальной концепции.
Снайдер, который придумал сюжет, написал в соавторстве сценарий, спродюссировал и поставил фильм, говорит: «Запрещенный прием» – это кино о побеге как в буквальном, так и в переносном смысле. Он показывает, как разум может создать почти непреодолимую преграду между вымыслом и реальным миром, как далеко мы готовы зайти и какие жертвы принести».
Продюсер Дебора Снайдер добавляет: «Для Зака было очень важно создать что-то, о чем окружающие не имели бы заранее сложившегося представления, чтобы фильм мог стать таким, каким бы он хотел его видеть. И хотя сюжетная линия иногда менялась, в центре повествования всегда оставалась юная девушка, Куколка, на долю которой выпало столько испытаний, что это заставило ее погрузиться в фантастические миры в глубине собственного разума, чтобы суметь справиться с тем, что происходит вокруг. Выбрав этот путь, она находит в себе силы и волю. Она – победитель, а не жертва».
Уже написав изрядную часть истории и заселив ее героями, Зак Снайдер обратился к своему давнему другу Стиву Шибайя, чтобы совместно закончить сценарий.
И может показаться, что у воображения Куколки нет границ, и не видно дна, пока она падает в кроличью нору, созданную ее собственным разумом…
Помни, если ни за что не сражаешься, ничего и не добьешься.
Ах да, и последнее – держитесь вместе.
Эмили Браунинг представляет нам молодую девушку, которая хочет вырваться на волю любой ценой. «Слово «куколка» немедленно вызывает в воображении образ чего-то хрупкого, – говорит Браунинг, – но она совсем не такая. Поэтому мне так понравился персонаж – она действительно стойкая, в ней есть внутренний стержень».
Актриса продолжает: «Я думаю, что герои ее фантазий как бы олицетворяют ее опыт, испытания, через которые ей пришлось пройти. Она сохранила упрощенное восприятие мира, деля его на «плохих» и «хороших»; ее отчим, а потом и многие монстры из вымышленных миров относятся к первой категории. А Мудрец в ее мечтах воплощает идеал отца, сильного, но заботливого, способного направить на верный путь и помочь сделать выбор». «Куколка представляет собой переход от детского мышления к взрослому, когда меняется представление о мире», – добавляет Зак Снайдер.
Первым ее другом на новом месте становится Ракета – решительная, но немного наивная девушка. Она и ее старшая сестра Милашка уже достаточно долго пробыли в клинике, чтобы знать, что к чему. Джена Малоун сыграла порывистую Ракету, которая, по ее словам, представляет «настоящий архетип младшей сестры – она та, за кем присматривают и приглядывают, но далеко не всегда благодарна за это. Мне кажется, у Ракеты всегда было много свободы: в том смысле, что она видела мир, но не ощутила на себе его жестокость. Однако такое ощущение свободы в ее мире до добра не доведет. Рискуешь оказаться не просто самоуверенной, а излишне самоуверенной, как в ее случае».
Ложное чувство безопасности, свойственное Ракете, во многом появилось у нее благодаря старшей сестре, которая всегда заботилась о ней. По мере того как Куколка лучше узнает новых подруг, она понимает, что Милашка не просто старшая сестра, она – их лидер и видит в Куколке угрозу ее авторитету и положению любимицы. Это роль исполнила Эбби Корниш.
Как и пять юных бунтарок, фигуры, наделенные властью в психиатрической клинике, надевают свои маски в воображении Куколки.
Карла Гуджино играет доктора Веру Горски, которая из психиатра превращается в Мадам. Она пытается помочь молодым девушкам пусть не сбежать, но хотя бы выжить, хотя тоже находится «на коротком поводке» и обманывает себя, думая, что у нее есть право что-то решать.
«Эта женщина сильных внутренних эмоций, при этом железного самоконтроля, – Гуджино делится впечатлениями о своей героине, которая заговорила с восточно-европейским акцентом. – Она очень строгая, полагаю, из-за того где и когда она выросла, пройдя через трудности и лишения гораздо более страшные, чем те, с которыми когда-либо столкнутся девушки. Она – одна из «верхушки», но она заботится о них. Ее позиция предельно ясна: «Дайте мне разобраться, как помочь им выжить в этом опасном мире».
Человека, который хочет отобрать у героинь новообретённую силу, зовут Блю (Оскар Айзек). Впервые мы видим его санитаром в клинике, но именно он держит контроль над ситуацией. Актер говорит: «Я думаю, Блю из тех, кто всю жизнь был «маленьким человеком», а сейчас получил власть над девушками. Он хочет добиться их уважения и одновременно контроля над ними».
В силу обстоятельств над судьбой Куколки властен еще один человек, известный как Мажор. Этого неоднозначного персонажа сыграл Джон Хэмм. А союзник у девушек только один – Мудрец, роль которого Снайдер написал специально для своего друга Скотта Гленна. «Мудрец по сути представляет внутренний голос, – говорит режиссер, – к которому ты бы хотел прислушиваться почаще. Он – наставник, единственный положительный мужской персонаж». Актер говорит: «Одна из вещей, которые мне очень симпатичны в этом фильме – то, что я появляюсь во всех вымышленных мирах. И в Японии XV века, и в Первую мировую, и на другой планете в будущем… Во всех них Мудрец выступает проводником как для девушек, так и для зрителя».
Твоя борьба за выживание начинается прямо сейчас.
ПОДГОТОВКА К БИТВЕ
ВООРУЖЕННЫЕ ДО ЗУБОВ
Мы не можем затеряться в наших воображаемых мирах, мы можем лишь поверить в то, что они реальны.
ПРЕВРАЩАЯ ВООБРАЖАЕМЫЕ МИРЫ В РЕАЛЬНЫЕ
Прежде чем ринуться в бой в своих мирах-фантазиях, Куколка для начала оказалась в «Леннокс Хаусе», клинике для умалишенных в местечке Браттлборо, штат Вермонт. Площадка для психиатрической больницы была построена в павильонах в Ванкувере, Канада. Художник-постановщик Рик Картер создавал ее, памятуя о смешении реального и воображаемого миров, поэтому площадку можно было неоднократно перестраивать для различных сцен.
«Если быть внимательным, – говорит продюсер Дебора Снайдер, – то можно заметить, что арка, которую мы использовали для «Леннокс Хауса», появляется и в сцене с драконом, а потом и в публичном доме. А сцену Первой мировой войны мы начали в разрушенном соборе, который по контурам напоминает психиатрическую лечебницу».
Визуальное сходство указывает на параллели, созданные разумом Куколки между вымыслом и реальностью. «Воображаемые миры Куколки имеют корни в реальном мире, – продолжает Дебора Снайдер. – Поэтому, когда она впервые попадает в театр в самой лечебнице и видит типичные театральные задники – поезд, замок, поля боя и японскую пагоду, – они вдохновляют ее на создание фантастических мест в ее воображении. Но там все перемешано, как это и бывает в снах, когда в нашей голове совмещаются разные вещи, и они далеко не всегда оказываются на своем месте».
Оператор-постановщик Ларри Фонг говорит, что они «использовали множество зеркал, создавая отражения, которые бы подчеркнули тему дуализма реальности, иллюзии и само-рефлексии. Каким образом наша память работает на нас или предает, когда мы в ней так нуждаемся? У всех нас есть определенные воспоминания о событиях, но вот ты смотришь на фотографию, и там все не так, как ты это помнишь, воспоминания и реальность размываются. Фильм, в частности, и об этом: что такое восприятие, воображение, память или ложная память?»
Снайдер говорит, что суть «Запрещенного приема» в противоречии между мрачностью истории и завораживающе-ярким визуальным рядом, в том, как накладываются друг на друга образы и элементы, неограниченные диктатом реализма или популярной иконографии. Художнику по костюмам Майклу Уилкинсону также пришлось иметь дело с парадоксальным «сочетанием традиционно смиренных женских архетипов с невероятно сильными, доминирующими экшн-героинями. Я тут же начал набрасывать на бумагу свои идеи, которые бы сочетали намеки на архетипы – как то, чепец французской горничной или воротничок и галстук школьницы – с силуэтом и деталями солдатского облачения».
Я собираюсь сбежать отсюда, я освобожусь.
МУЗЫКА ДЛЯ «ЗАПРЕЩЕННОГО ПРИЕМА»
Переходу Куколки из ее жизни в публичном доме к ее же вымышленным мирам способствует музыка: Мадам Горски включает песню, Куколка закрывает глаза и уносится далеко от мрачной реальности, захватывая с собой всех, кто ее окружает. Поэтому саундтрек к «Запрещенному приему» должен был идеально передавать настроение каждой сцены. Режиссер Зак Снайдер работал совместно с Мариусом де Вризом и Тайлером Бэйтсом над музыкальным сопровождением, аранжировкой и продюссированием, создавая эклектичную коллекцию песен, которые могли бы затронуть нужные струнки в душах зрителей при просмотре каждого эпизода картины.
«Запрещенный прием» – это фильм-фантазия с музыкальными темами надежды, побега от реальности и искупления с помощью воображения, – говорит музыкальный супервайзер Мариус де Вриз. – Музыка должна была быть тесно связана с этими идеями. Во многих случаях Зак хотел использовать песни, а не просто музыку, чтобы слова помогали понять сложные сцены и пролить свет на состояние разума Куколки».
Вместе с Бэйтсом де Вриз и Снайдер отбирали те выразительные песни, что навевали бы определенное настроение, обеспечивая традиционное музыкальное сопровождение фильма, но при этом оставались узнаваемыми, поскольку выражали не только действие, но и психологию фильма. «Sweet Dreams (Are Made of This)» приобрела страстный и немного меланхоличный оттенок и была исполнена Эмили Браунинг, которая спела в фильме еще две песни. «Love is The Drug», звучащую на финальных титрах, спели дуэтом Карла Гуджино и Оскар Айзак. Также были выбраны роковые, будто пульсирующие мотивы, в том числе «Search and Destroy» и поппури из композиций группы Queen «I Want It All» и «We Will Rock You».
«Девушки в этом фильме дают жару, поэтому и саундтрек должен был быть соответствующим, – говорит Зак Снайдер. – Я действительно хотел, чтобы каждый аспект фильма «Запрещённый прием» был неожиданным – визуальный ряд, восприятие и звучание того, через что проходят Куколка и ее подруги. Я думаю, что музыка к фильму окажется большим сюрпризом и действительно поможет рассказать историю так, как это может сделать может только такое глубинное по своей природе и являющееся частью непосредственного человеческого опыта средство, как музыка».
Запрещенные приемы в различных единоборствах: в АРБ, самбо, боксе, борьбе, муай-тай, дзюдо, карате, ММА
Спортивные единоборства сохраняют свою популярность в течение многих лет. Очевидно, причина кроется в зрелищности поединков и красочных приемах, превращающих бой в настоящее искусство противостояния. Однако, несмотря на достаточно жесткое исполнение, практически каждый вид единоборства ограничен перечнем действий, выполнение которых является недопустимым. Подобные приемы могут нанести серьезный ущерб здоровью одного спортсмена и привести к дисквалификации второго.
Что такое запрещенные приемы
В целом, запрещенными приемами называют ограничения в единоборствах. Главным образом запрещаются приемы, выполнение которых может нанести сильный вред здоровью спортсмена, а иногда – поставить под угрозу его жизнь. Во время поединков запрещены особо травмоопасные приемы: некоторыми из них являются нанесение ударов и тычков в глаза, шею, пах, удары в область позвоночника и суставов, удушение. Иными словами, на ринге не разрешается воздействовать на особо уязвимые зоны тела соперника, а подобные действия считаются грубым нарушением правил спортивной дисциплины и приводят к исключению спортсмена из поединка и признанию боя недействительным.
Несмотря на то, что понятие «запрещенные приемы» включает в себя общую характеристику аморальных, недозволенных действий, выходящих за рамки чести и установленных правил, один и тот же прием в зависимости от вида единоборства может считаться как разрешенным («чистым»), так и запрещенным («грязным»). К примеру, в классическом английском боксе наложен запрет на выполнение удара локтем в голову. В то же время, тайский бокс определяет данный прием как «чистый». Таким образом, для полного понимания запретных приемов необходимо изучить соответствующую классификацию каждого отдельно взятого единоборства.
Армейский рукопашный бой
В отличие от некоторых дисциплин, в армейском рукопашном бою разрешено бить противника, когда тот находится в лежачем положении. Тем не менее прыжки на соперников в этом случае запрещены.
Боевое самбо
Данный вид спорта, название которого расшифровывается как «самозащита без оружия», допускает проведение ударов головой (строго в шлемах), руками и ногами в переднюю и боковую части туловища. Стоит заметить, что в боевом самбо спортсмены имеют право бить противника в партере – положении, в котором боец лежит, стоит на коленях или в позиции мост/полумост – но не использовать для ударов локти и ноги.
Во время поединка под запретом находятся следующие комбинации действий:
Помимо выполнения указанных травмоопасных приемов, самбисты не должны симулировать травму во время боя, вести фиктивный поединок, подавать судье сигналы о применении противником запрещенных техник в случае, когда это не соответствует действительности. Команда судьи «стоп!» означает завершение поединка, и если спортсмены продолжают вести бой после этого сигнала, то их действия также расцениваются как недопустимые.
Классический бокс является спортом, ключевое значение в котором имеет техника ударов руками. Удары разрешается наносить в область туловища выше пояса. Чтобы защитить собственные руки и лицо противника, боксеры надевают перчатки. Риск травматизма снижает также использование защитной экипировки – шлема, бинтов и капы.
Исходя из того, что в боксе ударные техники выполняются исключительно сжатыми в кулак руками, запрещаются удары ногами, локтями, плечами, предплечьями и головой. Нельзя бить оппонента по спине, особенно в область почек. Удары по задней части шеи, затылку и корпусу ниже пояса также недопустимы. Нарушениями в классическом боксе считаются удерживание противника или, напротив, его отталкивание, выполнение бросков и удушающих приемов, атаки на упавшего или поднимающегося оппонента.
Запрещены и провокационные маневры, такие как ведение пассивного боя, симулирование падений, намеренное выбрасывание капы, оскорбления оппонентов и игнорирование команд рефери. За неэтичное поведение и выполнение запрещенных приемов спортсменов могут дисквалифицировать или применить другое необходимое наказание.
Тайский бокс
По сравнению с классическим боксом, тайский бокс, или муай-тай, имеет гораздо меньше ограничений и запретов. Существенное отличие между двумя дисциплинами состоит в том, что в тайском боксе разрешены удары не только кулаками, но и ступнями, коленями, голенями и локтями. Стоит заметить, что использование боксерских перчаток остается неизменным в обеих разновидностях бокса. Собственно, удары ногами имеют особое значение в тайском боксе: они высокоэффективны и способны легко вывести противника из равновесия. Поэтому спортсмены чаще прибегают к таким ударам, а судьи дают за них более высокую оценку.
В современном тайском боксе запрещены такие приемы:
За отвлекающие разговоры, оскорбления соперника или отказ обменяться рукопожатиями спортсмены также теряют баллы. Как и в классическом боксе, в муай-тай нельзя пренебрегать командами рефери, выходить на ринг без защитной экипировки или избавляться от нее во время боя (выбрасывание капы). Наиболее унизительным для боксера является получение удара стопой – самой «презренной» у тайцев частью тела. Коснувшись стопой лица противника, боксер будто совершает плевок ему в лицо. Данный прием, впрочем, не запрещен официально, однако негласно считается «грязным» и нарушающим кодекс чести. В целом, муай-тай намного более жесткий и опасный вид спорта по сравнению с классическим боксом, поэтому соблюдение правил и исключение запрещенных приемов в нем крайне необходимо.
Вольная и классическая (греко-римская) борьба
Цель поединка по вольной и греко-римской борьбе – одержать победу над соперником, а именно – уложить его на лопатки. Спортсменам разрешено использовать различные техники, однако исключаются удушающие, болевые и ударные приемы. Под строгим запретом действия, которые могут привести к травмам суставов и переломам костей, а также просто опасные для жизни приемы. Нельзя дергать оппонента за волосы, уши, топтать его ногами, давить на область живота – в целом выполнять действия, направленные на причинение сопернику страданий. Выворачивание рук разрешается выполнять до угла в 90 градусов. Разговоры во время поединка тоже под запретом.
В отличие от классической борьбы, вольная борьба допускает захват противника за ноги, проведение подножек и выполнение приемов ногами. Находясь в партере, можно попытаться перевернуть оппонента на спину при помощи различных захватов и обхватов, за исключением следующих:
Если спортсмен проводит запрещенный прием во время выполнения захвата, действие не засчитывают, а борец получает замечание. За повтор аналогичных действий спортсмену уже выносится предупреждение, а его оппонент, напротив, получает дополнительный балл. В случае, когда борец прибегает к запретным действиям, чтобы помешать противнику выполнить прием, атакующему спортсмену выносят предупреждение, а его оппоненту начисляют 2 дополнительных балла.
По большому счету, правила вольной и классической борьбы довольно схожи, но имеют одно существенное отличие – в вольной борьбе разрешается работать с ногами оппонента (например, делать подсечки). Греко-римская борьба допускает взаимодействие исключительно с зоной выше пояса. Любые действия ниже этой зоны находятся под запретом.
Дзюдо
По сравнению с другими видами единоборств, в дзюдо физическая сила применяется на порядок реже. Впрочем, это не свидетельствует об отсутствии в данном виде спорта травмоопасных и полностью запрещенных приемов. Стоит отметить, что дзюдо является боевым искусством, основанном на самоконтроле, дисциплине и философском отношении к борьбе, поэтому каждый дзюдоист обязан знать запрещенные приемы и никогда не применять их в поединке.
Находясь в стойке, спортсмен не может производить захват ступней, ног или штанов оппонента руками – данное действие разрешено только при выполнении броска. Категорически нельзя захватывать зубами костюм соперника. Запрещены удушающие приемы пальцами, поясом и полами одежды (дзюдоги). В целом, спортивную одежду нельзя использовать для достижения превосходства в дзюдо. Также под строгим запретом находятся любые приемы, которые могут привести к травмам позвоночника оппонента.
Если соперник пытается освободиться от захвата, нельзя сбивать его руки своими коленями или ногами. Оппонент, в свою очередь, не должен заламывать пальцы своему визави, освобождаясь от захвата. Также стоит помнить, что борьба проходит на специально отведенном участке, за пределы которого запрещено выталкивать соперника или выходить самому. Безусловно, каждый дзюдоист обязан выполнять все указания судьи и воздерживаться от ненужных жестов, выкриков и комментариев в сторону оппонентов и судьи.
Карате
В основе японского искусства карате заключена идея ненасилия. С точки зрения философии, карате – не инструмент нанесения ущерба, а способ его остановить. Многие спортсмены, изучающие карате, дают обещание не применять в корыстных целях полученные ими умения и навыки, а также не причинять с их помощью вреда другим людям. Таким образом, в карате является предельно важным как соблюдение правил, так и знание ограничений и запретов. Делится запрещенное поведение на две категории. В первую включены техники, превышающие контакт, и действия, приводящие к контакту с горлом соперника. Сюда же относятся атаки рук и ног оппонента, приемы, затрагивающие паховую область, или угрожающие целостности суставов. Запрещено совершать атаки на лицо противника, применяя техники открытой руки. Также недопустимой является небезопасная или запрещенная техника броска.
Действия спортсмена классифицируются как запрещенные приемы второй категории, если он:
Стоит помнить, что совершение запрещенных действий может не только привести к дисквалификации каратиста, но и заметно снизить его репутацию в глазах оппонентов.
ММА (Смешанные единоборства)
Этот вид спорта часто называют «боями без правил», однако данная формулировка является неверной. ММА (Mixed Martial Arts) представляют собой совокупность множества техник и приемов, заимствованных из разных единоборств. Аналогично любой спортивной дисциплине, в ММА есть свои правила и ограничения.
Во время соревнований запрещено бить противника головой, наносить удары в глаза, горло, трахею, затылок, позвоночник и паховую область. Также запрещается наносить удары локтем сверху вниз под прямым углом. Кроме того, нельзя оскорблять оппонента, кусаться, царапаться, щипаться, плеваться и дергать друг друга за волосы. Под особым запретом прием «рыболовный крючок» – проникновение пальцами в анатомические отверстия тела соперника (нос, рот, уши) с намерением разорвать ткани. Когда оппонент находится в лежачем положении, запрещено бить его по голове ногой или коленом. Иными словами, запрещено любое неспортивное поведение, которое может привести к получению травм оппонентом.
Рукопашный бой
В целом, при проведении поединка по рукопашному бою запрещены приёмы и действия, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье бойцов, препятствуют активному ведению боя и нарушают морально-этические нормы и дисциплину.
История возникновения запрещенных приемов
История запрещенных боевых приемов берет свое начало в XVII-м веке. Философский трактат самурая Миямото Мусаси «Книга пяти колец», посвященный искусству владения мечом, включает описания различных уловок, хитростей и неожиданных приемов, которые можно применять во время поединка. Согласно традициям того времени, первоочередной задачей для самурая было не соблюдение правил честного боя, а защита своей жизни и победа любой ценой. Считается, что самураи были честны, порядочны и соблюдали этикет лишь в повседневной жизни. В бою же, напротив, было позволено все.
Исторически единоборства были тесно связаны с выполнением аморальных, но эффективных приемов, которые давали возможность в короткие сроки одержать победу над противником. Написанный неизвестным автором старинный китайский трактат «Бубиси», который еще называют библией карате, рассказывает о множестве боевых техник, включающих неприемлемые в современном спорте приемы: удары по глазам, захваты половых органов, поражение наиболее уязвимых точек. К примеру, один из таких приемов, получивший название «Феникс вращает крыло», обучает технике нанесения удара пальцами в горло соперника.
Известные случаи проведения запрещенных приемов
В мире спорта известно немало случаев, когда спортсмены, несмотря на установленные ограничения, решались на запретные действия. Движимые агрессией, жаждой мести или просто желанием прославиться, представители различных единоборств раз за разом нарушали правила поединков, однако это не всегда приносило им победу. Довольно известный случай неспортивного поведения произошел в 1997 году, когда боксер Майк Тайсон в поединке с Эвандером Холифилдом откусил ему кусочек уха. К такому поступку Тайсона подтолкнула неприступность и мощь его оппонента. Вполне закономерно бой закончился дисквалификацией нарушившего правила боксера.
Другой боксер, Сонни Листон, в бою против Мохаммеда Али пошел на серьезное нарушение, смазав свои перчатки соком гаультерия, который привел к кратковременной потере зрения оппонента. Однако это не помогло Листону, и победителем поединка все равно стал Али. В боксе к запрещенным приемам прибегали еще в начале XX-го века: однажды Джек Демпси перед поединком нанес на свои руки гипсовый раствор. Такая выходка привела к травмам и переломам костей черепа у его противника, Джесса Уилларда, и надолго запомнилась современникам.
Таким образом, несмотря на очевидную угрозу жизни и здоровью оппонента, у запрещенных действий есть и обратная сторона: они делают поединок уникальным и запоминающимся. Поэтому некоторые спортсмены идут на сознательное нарушение правил и потерю собственной репутации только для того, чтобы их бой ещё долго обсуждали в спортивных кругах. Впрочем, вопрос о том, стоят ли такие рискованные и опасные действия кратковременной славы, остаётся открытым.