запретный плод сладок так ли это
В Книге Бытия приводится рассказ о грехопадении первых людей Адама и Евы и их изгнании из райского сада. Причиной этому стал плод древа познания добра и зла, который они съели. После сотворения Адама Бог заповедал ему:
«от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь. (Быт. 2:16-17)»
Однако Ева, поддавшись на искушения змея, попробовала плод и дала его есть Адаму (Быт. 3:17-24).
Аналогичный рассказ приводится в Коране (7: 20-22).
Образ запретного плода является общим для иудаизма, христианства и ислама, хотя последствия нарушения запрета Бога рассматриваются различными. Сам запрет на вкушение конкретного плода, по мнению Иоанна Златоуста был сделан чтобы Адам знал «что находится под Господом, которому должен повиноваться и исполнять Его повеления»
В христианстве этот образ неотрывно связан с понятием первородного греха — в соответствии с христианской доктриной, его результатом стала имманентная греховность человека; искупителем человеческих грехов явился Иисус Христос. В иудаизме и исламе понятие первородного греха отсутствует. В Коране дерево не определяется как древо добра и зла, а перед спуском перволюдей на землю Бог прощает им их грех.
Ныне запретный плод — фразеологизм, обозначающий нечто, чего кто-либо хочет, но иметь не может или не имеет право:
О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай:
А без того вам рай не рай.
— А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»
Что обозначает выражение «Запретный плод сладок»?
Ни для кого не секрет, что запрещенное и недоступное всегда привлекает, манит, кажется самым лучшим.
Древняя легенда
О том, что запретный плод слаще любого из разрешенных, смекнули еще первые люди. Несмотря на строгий запрет небесного Отца и даже невзирая на грозящие кары, они не смогли удержаться от соблазна. Разумеется, древняя легенда глубже и сложнее, чем может показаться. В ней и противостояние искушению, и свобода выбора, и осознание ответственности за совершенное, и непреодолимое стремление к познанию. Эта история учит пониманию того, что грех не может быть большим или маленьким – любое нарушение заповеди Бога влечет тяжкие последствия. И каким бы ни был выбор человека, отвечать придется ему самому, свалить вину на искусителя не удастся.
Запретный плод в литературе
В произведении «Портрет Дориана Грея» Лорд Генри уверяет, что единственный способ справиться с любым искушением – это уступить, поддаться ему, вкусить запретный плод.
В поэме «Евгений Онегин» Пушкин вкладывает в уста своего героя слова о том, что женщине и рай не рай без искусителя и запретного плода.
Булат Окуджава в произведении «Путешествие дилетантов» тоже касается этой темы. По словам одного из героев, висение на волоске и хождение по краю некоторым приносят неописуемое удовольствие. Его герой так и говорит: «Запретный плод всегда сладок!».
Подобных примеров множество. Ведь человеческой природе на самом деле свойственно мечтать о запретном.
Примеры из жизни
А как обстоят дела с реальной жизнью? Наверняка каждый знает несколько историй, когда нестерпимо хотелось того, чего нельзя. Чем строже запрет, тем запретный плод слаще. Спросите любого аллергика, чего ему хочется больше всего, и наверняка он первую очередь упомянет о противопоказанных продуктах.
А те, кто застал времена железного занавеса, конечно, помнят о манящих заграничных товарах. Были ли они лучше отечественных? Об этом вряд ли знало так уж много людей, ведь возможность сравнить была лишь у избранных. Но даже конфетка с иностранными буквами на обертке казалась настоящим чудом. А тому счастливчику, которому довелось попробовать заморское лакомство, оно наверняка казалось слаще.
Похожие поговорки и синонимичные выражения
Стоит упомянуть и близкие по значению поговорки, ведь не так уж одинока в своем роде фраза «запретный плод сладок». Значение этого выражения помогут понять его родственные слова:
А эти выражения употребляются не так уж часто, но в них вложен тот же смысл:
Подводя итог, стоит отметить следующее. Нельзя забывать, что запретный плод слаще, но при этом необходимо осознавать всю ответственность за сделанный выбор. Жажда приключений и познания нового может привести не только к научным открытиям, самосовершенствованию, преодолению преград и установлению новых рекордов. Есть у стремления к запретному и обратная сторона (к примеру, эксперименты с алкоголем, наркотиками, опасными развлечениями). И только от самого человека зависит, какой путь он предпочтет и каким будет его личный запретный плод.
Почему запретный плод так сладок?
Чувство вины делает соблазн более сладким. Могут ли некоторые порочные удовольствия или, как называют их психологи, guilty pleasures сделать нас более счастливыми и здоровыми?
На сей2 раз мой список обещаний в начале месяца несколько изменится. Я отказываюсь от его традиционных пунктов: меньше сладостей, алкоголя и просмотра тупых сериалов на диване, больше фруктов, полезного чтения и спорта.
И не думайте, что я противоречу самому себе. Я прислушиваюсь к мнению экспертов. Психологи обнаружили, что чувство вины относительно нашего питания или образа жизни не помогает нам стать лучше. Оно не только не защищает от искушения, а наоборот делает соблазн еще более притягательным.
Этот парадокс имеет немало объяснений. Одно из них заключается в том, что удовольствия, которые вызывают у нас чувство вины, так глубоко укоренились в нашей психике, что угрызения совести и раскаяние фактически заставляют нас снова желать запретный плод. Другими словами, наши пороки выглядят такими заманчивыми, потому что мы знаем, что они. пороки!
Чтобы доказать, что наше подсознание действительно работает таким мазохистским способом, исследовательница Келли Голдсмит из Северо-Западного университета в Эванстоне в штате Иллинойс предложила группе добровольцев несколько словесных игр.
Ученые сделали выводы, что вместо того, чтобы отклонять мысли о пороке, подсознание, настроенное на чувство вины, на самом деле вызвало больше ассоциаций с желанием и удовольствием.
Келли Голдсмит открыла еще одну важную особенность: мысли об удовольствии вызвали реальные чувственные переживания.
Что означает выражение «запретный плод сладок»?
Сорвала запретный плод
Происхождение выражения «запретный плод сладок»
Согласно Книги Бытия Бог расположил рай, или иначе, сад Эдем на востоке: «Из Эдема выходила река для орошения сада; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Пишон (Фисон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Прат (Евфрат)» (Быт.2:10-14). В саду он поселил первых людей Адама и Еву. Бог разрешил им пользоваться всеми плодами растущих в саду деревьев, кроме плодов дерева жизни и дерева познания добра и зла. Видимо этот запрет и распылил воображение Евы, и заставил её задаться «вечным» столь разлагающим общество и вместе с тем двигающим его вперед вопросом «Почему». А тут ещё змей-искуситель, живущий в том же саду рядом с людьми, нашептал Еве мысль что, мол, если она отведает плода с дерева познания, ничего ей за то не будет, но мудростью она достанет бога. Ева послушалась змея, да ещё уговорила последовать её примеру Адама. Бог страшно разгневался. Змея он приговорил вечно ползать по земле и быть всеми презираемым, Еву — в муках рожать детей и жить в подчинении мужчине, Адама — бесконечно работать в поте лица в заботе о хлебе насущном. После чего изгнал грешников из рая.
Философ и богослов Моше бен Маймон (Рамбам) провозгласил легенду о поведении первых людей в Раю уроком того, что
— неповиновение Творцу, оборачивается против человека
— грех не может быть «мелким»
— человеку дана свобода выбора
Аналоги поговорки «запретный плод сладок»
Синонимы словосочетания «запретный плод»
Применение выражения «запретный плод сладок» в литературе
— «Ах, Марго, — смеялся я, — тебя все- таки больше волнует не суть, а тайное соучастие. Запретный плод слаще… висеть на волоске — одно удовольствие, если знать, что он не оборвется» (Б. Окуджава «Путешествие дилетантов»)
— «Разрешение — к добру, запрет — к гибели. Какой плод сладок-то? В том и штука, что запретный, это тебе не «Краткий курс», это — Библия» (Ю. Семенов «Тайны Кутузовского проспекта»)
— «Чем яростнее фра Филиппо нападал на Катулла, тем сильнее разжигал аппетиты публики. Запретный плод, как известно слаще разрешённого, и Катулл превратился в последний писк моды в Венеции» (М. Ловрик «Венецианский бархат»)
— «О люди! все похожи вы На прародительницу Еву: Что вам дано, то не влечет; Вас непременно змий зовет К себе, таинственному древу; Запретный плод вам подавай, А без него вам рай не рай»
(А. Пушкин «Евгений Онегин»)
Запретный плод сладок
Адам и Ева, 1550. Тициан Вечеллио
«Запретный плод сладок». Так говорят о чем-то очень желанном, но недозволенном. И недоступность делает желание обладания чем-либо еще более сильным.
Первоисточником образа является Библия. Позже он появляется в сочинениях древнеримского поэта Овидия.
Из Книги Бытия мы знаем, что первые люди – Адам и Ева жили в саду Едемском или, как следует из греческих и славянских текстов, – в «раю сладости». Райский сад – место жизни прародителей, в котором всё вокруг было красиво, а что произрастало и плодоносило – питало их. Но росли здесь и особенные деревья – древо жизни, и древо познания добра и зла. С этим последним и была связана главная заповедь Бога Адаму:
«От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».
Бог выбрал это дерево, росшее посреди рая, чтобы испытать веру и любовь Адама, для чего и сказал не вкушать от плодов его. Это была особая заповедь, выполнение которой означало бы повиновение Богу, а нарушение служило бы неблагодарностью.
Но как мы знаем запрет был нарушен. Ева польстилась на слова змея: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Она увидела, что дерево подходит для пищи, что оно приятно выглядит, но главное – оно даст знание, о котором говорит змей: «и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
Адам и Ева, нарушив главную и единственную тогда для первых людей заповедь Бога, пали и были изгнаны из рая.
«Запретный плод», который в изобразительном искусстве принято обозначать яблоком, хотя по мнению многих исследователей, на его роль более подходит инжир, означает что-то привлекательное и желанное. А сладким его делает недоступность.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.