зарубежный регионовед кто такой
Зарубежный регионовед кто такой
Регионоведение (зарубежное регионоведение) является относительно новой специальностью в системе российского высшего образования, появление которой – отнюдь не дань моде, а требование времени. Это связано с необходимостью комплексного изучения конкретного региона, отдельной страны или группы стран. Престижность регионоведческого образования объясняется потребностью в специалистах, которые смогут анализировать и прогнозировать развитие событий с учетом всех аспектов: экономического, политического, культурного, религиозного, социологического, демографического и др.
Поэтому регионоведение как специальность крайне нужная и востребованная на рынке труда. Регионовед должен обладать широчайшим кругозором и, в то же время, знать массу нюансов, характерных для той или иной страны, будь то вопросы политики, экономики, взаимоотношения представителей различных групп населения и различных конфессий и др. Регионоведение – это возможность получить высшее образование по популярному направлению, чтобы стать высокооплачиваемым специалистом. Благодаря тому, что эта специальность объединяет в себе знания из различных научных областей, регионовед может найти применение своим профессиональным навыкам применение во многих сферах.
Регионоведение (зарубежное регионоведение) – перспективное направление, и у выпускников есть прекрасные шансы на то, чтобы сделать успешную карьеру в качестве эксперта-аналитика в региональном или отраслевом институте, консультанта, референта-переводчика в международной организации или постоянном представительстве за рубежом либо.
Зарубежное регионоведение. Общий профиль.
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Зарубежное регионоведение – одно из наиболее современных и востребованных направлений. Обучение направлено на подготовку специалиста по конкретному региону, который является экспертом политической обстановки, уровня экономического развития и внешнеэкономических связей этого региона, особенностей социо-культурного развития изучаемого региона, его истории и других особенностей изучаемого региона, включая знание двух иностранных языков – английского и языка изучаемого региона.
ПОЧЕМУ ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ АКТУАЛЬНО?
— Сегодня расширяются международные связи России, Татарстан играет важную роль в этих процессах;
— Сейчас активно развивается международное региональное сотрудничество;
— В России востребованы современные специалисты, имеющие комплексные знания о зарубежных странах и регионах, обладающие навыками исследовательской, аналитической, коммуникационной и проектной деятельности.
— организационно-коммуникативная деятельность по обеспечению дипломатических, внешнеэкономических, культурных контактов с зарубежными странами и регионами;
— информационно-аналитическая деятельность по экспертированию и прогностике тенденций развития политических систем, экономик, культурных процессов зарубежных стран и регионов, их связей с РФ;
— редакционно-издательская деятельность по освещению проблематики зарубежных стран и регионов в СМИ, Интернете, художественной литературе и т.д.;
— деятельность в области культурных обменов, гуманитарного взаимодействия, организация мероприятий в области культуры и науки;
— научно-исследовательская и преподавательская деятельность в области актуальных проблем развития зарубежных стран и регионов, включая языки, историю, политику, экономику, культуру населяющих их народов.
ЧТО Я БУДУ ИЗУЧАТЬ?
Иностранный язык региона специализации
Изучаемый регион в системе региональной политики
Мегатренды в контексте регионального развития
Региональная и национальная безопасность
Зарубежные регионы в современной геополитической системе
Дипломатическая и консульская служба
Региональная политика в современном мире
Региональные конфликты во второй половине XX-XXI вв.
Сравнительный анализ региональных интеграционных процессов
Дисциплины 1 курса:
Иностранный язык региона специализации
Введение в зарубежное регионоведение
Изучаемый регион в системе региональной политики
Регионы зарубежного Востока в системе мировой и региональной политики: история и современность
Конституционное право России и зарубежных стран
Русский язык и культура речи
Дисциплины 2 курса:
Иностранный язык региона специализации
Мегатренды в контексте регионального развития
Зарубежные регионы в глобальной политике
Региональные особенности развития Центрально-Восточной Европы
Региональная и национальная безопасность
ЕС как модель региональной интеграции
Роль АСЕАН в формирование диалога на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона
Новейшая история стран Европы и Америки
Основы правоведения и противодействия коррупции
Татарский язык в профессиональной коммуникации
Дисциплины 3 курса:
Иностранный язык региона специализации
Зарубежные регионы в современной геополитической системе
Ближневосточный регион через призму регионального анализа
Политические и социально-экономические аспекты развития Азиатско-Тихоокеанского региона
Западноевропейский регион в современном мире
Региональные особенности взаимодействия России со странами Запада
Взаимодействие России и стран азиатского региона
Экономика изучаемого региона
Социокультурные особенности изучаемого региона
Процесс принятия внешнеполитических решений
Дипломатическая и консульская служба
Концепции современного естествознания
Дисциплины 4 курса:
Иностранный язык региона специализации
Евразийский регион в условиях трансформации
Региональная политика в современном мире
Региональные конфликты во второй половине XX-XXI вв.
Сравнительный анализ региональных интеграционных процессов
Североамериканский регион в современных глобальных процессах
Политические системы и культуры стран евроатлантической цивилизации
Политические системы и культуры народов Востока
Социокультурное развитие стран современного Запада
Культурные традиции стран Востока
Общественно-политическая мысль стран Запада
Общественно-политическая мысль народов Востока
Политические процессы в южноамериканском регионе
Процессы модернизации в южноазиатском регионе
Методология научного исследования в зарубежном регионоведении
История Казанского университета
Психология личной эффективности
Правовой статус лиц с ОВЗ
Адаптационные информационные технологии
Основы профилактики и противодействия терроризму и экстремизму
КАКИЕ ЯЗЫКИ Я БУДУ ИЗУЧАТЬ?
Зарубежные регионоведы на протяжении всех четырех лет обучения изучают два иностранных языка:
Первый язык – язык региона специализации. Выбор языка зависит от региона подготовки. Студенты, изучающие страны и регионы Запада изучают один из европейских языков – испанский, французский, немецкий. Студенты, изучающие страны и регионы Востока изучают один из восточных языков – китайский, арабский, турецкий.
Второй язык – английский язык.
ГДЕ Я БУДУ ПРОХОДИТЬ ПРАКТИКУ?
Высокий профессиональный уровень и свободное владение двумя иностранными языками позволяют зарубежным регионоведам проходить практику в государственных органах власти Российской Федерации и Республики Татарстан; на ведущих промышленных предприятиях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью; в ведущих аналитических центрах; в средствах массовой информации.
ГДЕ РАБОТАЮТ НАШИ ВЫПУСКНИКИ?
— в региональных и федеральных органах власти, ответственными за развитие политических, экономических и культурных связей с зарубежными странами;
— в российских представительствах зарубежных организаций и компаний;
— в зарубежных представительствах крупнейших российских компаний;
— в информационно-аналитических и консультационных агентствах;
— в ведущих средствах массовой информации;
— в консалтинговых структурах.
В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ?
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР
Зарубежные регионоведы изучают дисциплины политологического, экономического, правового, исторического и социо-культурного циклов. Уже на втором курсе каждый студент выбирает специализацию по конкретной стране/региону, в рамках которой более подробно анализирует политические, экономические и культурные особенности развития страны/региона.
НАЛИЧИЕ ДВУХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Зарубежные регионоведы определяются с направлением подготовки на первом курсе – страны и регионы Запада или страны и регионы Востока. Каждое направление изучает:
специальные дисциплины по выбранному региону специализации;
иностранный язык региона специализации (не менее 10 часов в неделю);
английский язык (не менее 6 часов в неделю).
Наш Институт сотрудничает более чем с 20 ведущими университетами мира, среди которых Университет Иннсбрука (Австрия), Кэмбридж (Великобритания), Рурский Университет Бохума, Свободный университет Берлина, Технический Университет Дрездена, Университет им. Йоханеса Гуттенберга г.Майнц, Университет им. Отто фон Герике г. Магдебург, Университет Пассау, Университет Регенсбурга (Германия), Университет Каира (Египет), Международная Тюркская Академия (Казахстан), Канцелярия руководящей группы по распространению китайского языка КНР, Хунаньский педагогический университет, Хэйлундзянский институт иностранных языков (Китай), Университет «Абдульмалик Ас-Саади» (Марокко), Лодзинский университет (Польша), Университет Синхан, Пусанский университет иностранных языков, Университет Ханьянга (Республика Корея), Университет Индианы (США), Университет Хельсинки (Финляндия), Университет Каназава (Япония) и др.
СОЧЕТАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ПРАКТИЧЕСКОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Начиная со второго года обучения, все студенты включаются в аналитическую и научно-исследовательскую проектную деятельность. На втором и третьем году обучения студенты проходят практики:
в государственных органах власти Российской Федерации и Республики Татарстан;
на крупнейших промышленных предприятиях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
в ведущих аналитических центрах;
в средствах массовой информации.
ЛУЧШИЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ КАМПУС
Всем иногородним первокурсникам предоставляется место в лучшем студенческом кампусе страны «Деревня Универсиады».
Студенческая жизнь в нашем Институте – это научные общества, конференции, зарубежные стажировки, клубы, творческие коллективы, спортивные соревнования и много новых друзей по всему миру!
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ У РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Зарубежные регионоведы востребованы в федеральных и региональных органах власти, в дипломатических представительствах Российской Федерации, на крупнейших промышленных предприятиях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, в ведущих аналитических центрах, в средствах массовой информации.
ЕГЭ ПО КАКИМ ПРЕДМЕТАМ НУЖНО СДАТЬ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ?
Вступительные ЕГЭ: История, Иностранный язык, Русский язык.
ЕСТЬ ЛИ БЮДЖЕТНЫЕ МЕСТА?
На данный профиль выделяется 6 бюджетных и 44 контрактных мест.
Выбор программы: зарубежное регионоведение в РАНХиГС
РАНХиГС буквально пленил меня своей атмосферой, жизнерадостными лицами студентов и профессорами, которые были рады рассказать о своих факультетах и направлениях. Меня буквально бросало из одной стихии в другую: я не могла выбрать между международными отношениями, журналистикой, зарубежным регионоведением и государственным и муниципальным управлением. Однако при знакомстве со студентами ИГСУ (Института государственной службы и управления) и деканом факультета международного регионоведения и регионального управления в приемной комиссии мой выбор был сделан окончательно. Декан факультета — Валентина Вячеславовна Комлева. Честно говоря, я никогда до этого не видела в человеке столько любви к своей программе.
Я набрала достаточное количество баллов, чтобы быть уверенной в том, что я поступлю, но волнение оставалось до окончательного выставления списков поступивших.
Однозначно, да. Университет включает в себя 4 отделения, 17 кафедр, 22 научных центра и 9 научных лабораторий. В нашем институте проводятся дискуссионные клубы, конференции и моделирования, различного рода постановки и концерты.
Здесь есть несколько библиотек. Каждая библиотека оснащена всей необходимой электроникой и у каждой свой дизайн, что позволяет выбрать наиболее комфортную именно для себя.
Кроме того, у нас проходит масса общеакадемических мероприятий, организуемых студенческим советом академии, в который входят самые активные студенты вуза, желающие тренировать свои профессиональные навыки и получать новые знания и умения. Я тоже вхожу в студенческий совет. РАНХиГС — действительно рай для таких активных и увлеченных студентов, как я.
Возможно, через 20-30 лет вы сможете увидеть именно меня в качестве представителя Российской Федерации на заседаниях ООН.
Зарубежное регионоведение ИГСУ имеет два профиля: информационно-аналитическое обеспечение международного сотрудничества и управление международными проектами и программами. Я выбрала именно управление международными проектами и программами. Помимо прочего, этот профиль включает программы международного сотрудничества. Работники посольств, эксперты по экономическим или политическим особенностям того или иного региона, аналитики и прогнозисты, работники международных организаций, органов государственной власти и муниципального управления — далеко не все, кем может работать зарубежный регионовед.
Программа предусматривает изучение двух иностранных языков. Английский обязателен, а второй иностранный язык — французский, немецкий, испанский или итальянский — можно выбрать. Соответственно, при выборе второго иностранного языка студент выбирает и регион своей дальнейшей специализации. Кроме того, мы изучаем регионоведение, религиоведение, международное право, международные экономические отношения и многие другие дисциплины, которые позволяют студенту не только углубить и довести до совершенства знания о своем регионе, но и быть в курсе ситуации во всем мире. Ведь, зная культурные и экономические особенности страны, мы можем найти правильный подход при ведении переговоров и составлении программы международного сотрудничества.
Если говорить про минусы, то для каждого они свои. Для кого-то это длинная очередь в столовой или наличие слишком большого количества изучаемых дисциплин, необходимость переходить из корпуса в корпус или огромное количество проводимых конференций на территории академии. Я для себя выделяю только один минус, и он состоит в том, что студент чисто физически не может посетить все проводимые мероприятия академии из-за их широкого выбора. Каждая неделя настолько наполнена концертами, заседаниями и конференциями, что побывать на всех просто нереально. Мероприятия студенческого совета, научного студенческого общества, студенческих советов факультетов и студенческого спортивного клуба «Cенатор» — это наша настоящая студенческая жизнь, и ее настолько много, что у простого рядового студента, не состоящего в студсовете, просто разбегаются глаза от всех мероприятий.
Название «зарубежное регионоведение» говорит само за себя. Мы изучаем региональные особенности — политические, экономические, культурные. Сильный акцент делается на изучении истории стран и правовых особенностей региона, на общих дисциплинах и на изучении иностранных языков. Моим любимым предметом было международное право. Оно включает также изучение международных организаций и международных отношений. Для меня это было важно и актуально, так как я сама являюсь главным организатором проекта «Модель ООН РАНХиГС». Невероятно интересно проходили занятия по регионоведению и истории Европы. Уже со второго курса у нас идет разделение дисциплин по выбранным профилям. Это дает преимущество при выборе программы магистратуры.
Модель ООН — это ролевая игра, в ходе которой студенты и учащиеся старших классов в течение пяти дней воспроизводят работу органов Организации Объединенных Наций. Участники Модели ООН — делегаты, председатели, наблюдатели и эксперты — выступают в роли официальных представителей стран-членов ООН и членов международных организаций, которые приехали на конференцию для обсуждения вопросов, стоящих на повестке дня их комитета. На Модели делегаты абстрагируются от личной точки зрения и отстаивают официальную позицию представляемой ими страны. Конечная цель каждого комитета — принятие резолюции по данному вопросу.
Каждый студент сможет почувствовать себя делегатом той или иной страны. Это отличный шанс для каждого из студентов набраться опыта в ведении деловых переговоров и отстаивания своей позиции. Я считаю, что каждый студент должен попробовать себя в обсуждениях мировых вопросов для того, чтобы стать хорошим государственным деятелем и уверенно чувствовать себя на международной арене.
Уже третью сессию заседаний Модели ООН РАНХиГС я являюсь генеральным секретарем данной конференции. За два года существования проекта мы смогли повысить количество участников от 100 до 300 человек. Мы моделируем 7 комитетов на русском, английском и французском языках.
Каждое занятие мы углублялись в мировые религии, их особенности и отличия друг от друга. Мы изучали тотемизм, магию, шаманизм, такие религии, как иудаизм, христианство и ислам, различные ответвления от них и изменение религий в зависимости от времени и региона. Мы узнали, с чего все начиналось, как человечество реагировало на религии в разные эпохи и как они воспринимаются сегодня. Как известно, религия с давних времен имеет очень сильное влияние на человека и принимаемые им решения, поэтому в нашей профессии невероятно важно знать, что разрешено и запрещено в той или иной религии. Это важно учитывать при выборе дресс-кода на переговорах, при ведении диалога и выборе способа общения.
Вообще это очень увлекательная дисциплина, по прохождению которой история страны становится намного понятнее и доступнее. Уже можно четко определить, какие из правителей не отступали от своей религии и жили предоставленными канонами и заповедями, а кто больше следовал девизу «я сам себе царь». И даже, анализируя современные ситуации на международной арене, мы видим влияние религии на жизнь человечества.
Для меня, как, думаю, и для большинства студентов после окончания бакалавриата первоочередным делом является поступление на магистратуру. В дальнейшем я надеюсь получить работу в государственных органах и работать для продвижения имени и повышения статуса нашей страны. Также я рассматриваю для себя работу в ООН, так как действительно ценю деятельность данной организации и очень увлечена работой на международной арене. Возможно, через 20-30 лет вы сможете увидеть именно меня в качестве представителя Российской Федерации на заседаниях ООН. Конечно, пока это только мечты, но, почему бы и нет?
«Эта была та самая аналитическая работа, за которой я и пришел на Зарубежное регионоведение»
— Почему ты выбрал программу бакалавриата «Зарубежное регионоведение»?
Меня со школы интересовала история, обществознание, экономика. Примерно в конце 10 класса начал следить и интересоваться политической повесткой. Смотрел новости, понимал, что происходит, но детально и аналитически к изучению инфополя не подходил. Когда встал вопрос, куда поступать после школы, то главным критерием для меня было что-то связанное с международными отношениями, экономикой и политикой. В ИОНе я наткнулся на программу бакалавриата «Зарубежное регионоведение». Посмотрел ее, познакомился с преподавателями на Дне открытых дверей и на приемной комиссии. В целом меня все устроило, и решил в итоге выбрать это направление. Весь первый курс я старался общаться со старшекурсниками, следил за программой, смотрел, что они проходят, присутствовал в конце года на встрече, где студентам подробно рассказывали о каждом из направлений, в частности и о Зарубежном регионоведении. Все это окончательно помогло мне убедиться в том, что я не ошибся в выборе профиля.
— С какими трудностями пришлось столкнуться в период обучения?
Основные трудности — это объем работы, многогранность материала. Студент должен понимать, что, когда поступаешь на Зарубежное регионоведение, просят много делать, но не просто для галочки, а чтобы действительно, начать разбираться в этом.
— Какие самые важные моменты для себя ты бы смог выделить на программе «Зарубежное регионоведение»?
Самое главное, на мой взгляд, на программе «Зарубежное регионоведение» – это преподаватели, потому что за время обучения они становятся для тебя наставниками, друзьями, которые не только готовы помочь разобраться в изучаемой теме, но и оказывают содействие в дальнейшем становлении на жизненном пути, могут подсказать, как лучше действовать в той или иной ситуации. Каждая лекция – это своего рода семинар, после которого у тебя остается еще куча вопросов, но не из-за того, что тема была плохо раскрыта, а потому что тебе на самом деле интересно учиться и хочется узнать больше.
— Расскажи, пожалуйста, о стажировке в Гонконге. Как ты туда попал?
Это была недельная стажировка от ИОНа, в Институт Гонконга (City University of Hong Kong). Все что нужно было сделать – подать свои документы и заявку на оплачиваемую стажировку от ВУЗа. Знание китайского не требовалось, так как стажировка была не языковая. Главный критерий отбора – успеваемость. Я прошел и так попал в Гонконг.
— Как был организован учебный процесс? Чем отличался от нашего?
Насколько мне удалось понять и прочувствовать, учебный процесс не особо сильно отличается от нашего. Но я заметил довольно строгую иерархию между преподавателями и студентами. Там преподаватель более недосягаем, чувствуется дистанцированность. У тебя есть возможность подойти к нему, писать совместно с ним исследовательскую работу, но все это будет в строгих, формальных рамках. У нас, как я уже говорил, преподаватель может стать близким другом, наставником, который будет помогать не только в обучении, но и посодействует в получении работы, советы даст. И еще, студенты там больше вовлечены в жизнь института. У нас пришел на пары, отучился и можешь быть свободен, заниматься своими личными делами. Там же студенты массово во всем участвуют. Не за баллы, не за какие-то другие бенефиты, а потому что это им это правда интересно.
— Что тебя больше всего удивило в этой поездке?
Для меня открытием стала учебная атмосфера в гонконгском ВУЗе, о которой я рассказал. Еще меня очень сильно впечатлила столовая. У них это огромный фуд-корт, и ты можешь выбирать разную кухню, которую захочешь, при этом цены на еду довольно низкие.
— Какие полезные навыки ты приобрел после стажировки в Гонконге?
Я по-другому открыл для себя город. Узнал, какие процессы происходят внутри, как взаимодействуют муниципальные чиновники с более вышестоящими чинами. В результате я получил общую базу знаний в сфере, которой раньше не интересовался и не знал.
— Насколько я знаю, ты брал академический отпуск на год для того, чтобы учиться в Пекине. Расскажи, что это была за учебная программа?
Вообще, это программа никак не связана с РАНХиГС и ИОН. Это грант от правительства Китая в сотрудничестве с Министерством образования РФ. Ты выбираешь, куда хочешь поступить, можешь даже подать заявку на получение бакалавриата. Выбираешь три университета, в котором хочешь учиться, в порядке приоритетности для себя. Основным критерием для получения гранта является успеваемость (средний балл твоих оценок), потому что там прикладывается аттестат, и смотрят, насколько ты перспективен и ответственен как студент. Если бы не коронавирус, то я бы улетел в сентябре 2020 в Пекин и весь учебный год провёл там. А так я провел этот год в России. У меня был годичный курс китайского языка, то есть со мной учились люди, которые в дальнейшем пойдут на бакалавриат или магистратуру в Китае.
— Как было организовано твое обучение в Китае из России?
Я сидел дома и из-за разницы во времени подключался к парам в пять утра. В день было по три пары и к 11:30-12:00 (по МСК) заканчивал. У нас в группе были корейцы, эквадорцы, египтяне такая интернациональная группа, и мы все общались исключительно на китайском языке. За год, что так проучился, я значительно повысил свой уровень китайского, поэтому очень доволен, что мне удалось получить грант и обучаться там.
— Как тебе удалось попасть на практику в ГК «Росатом»?
Все после второго курса обязаны проходить двухнедельную производственную практику. Наша кафедра дала нам список компаний, где можно это осуществить. Единственным критерием для прохождения практики в «Росатоме» было то, что преподаватель сам выберет студентов, которые туда пойдут. Выбирали по успеваемости. В итоге отобрали меня и еще двоих человек.
— Как проходила практика? В чем заключалась работа?
Я анализировал документы, данные, статистику и на их основе составлял аналитические справки и записки для начальника отдела. Эта была та самая аналитическая работа, за которой я и пришел на Зарубежное регионоведение.
— Тебе помогли навыки/ знания, которые ты получил, обучаясь на программе «Зарубежное регионоведение»?
Конечно, помогли. Пары Сергея Владимировича Демиденко (декан Школы политических исследований ИОН РАНХиГС) — это абсолютно то, чем я занимался в «Росатоме». Каждую пару нам давали задание: мы писали текст, аналитическую записку, справку. Он учил нас особым подходам к структурированию текста, тому, как нужно разбираться в теме. Его пары были преимущественно нацелены на получение практических навыков. Всегда изучали актуальную повестку, события и на их основе писали те самые аналитические материалы.
— Какие лайфхаки ты можешь дать абитуриентам, которые выбирают Зарубежное регионоведение?
Это прозвучит банально, но самое главное не забивать, потому что если в какой-то момент пустить все на самотёк, то это течение тебя с собой заберет, утянет на дно, и ты не будешь просто все успевать, оставаться в актуальном с преподавателями, со студентами, с материалом. Нужно хорошо учиться, чтобы тебя отметили, взяли на практику, где ты сможешь себя хорошо показать. Важно нарабатывать опыт, развивать софт и хард скиллы, которые покажут тебя как специалиста и повысят шанс на получение достойной работы.