завтра была война почему так называется
О повести Васильева Завтра была война
Впервые опубликована по адресу: http://dugward.ru/publ/s67.html
Как воспитывалась слепая вера в коммунизм (по повести Бориса Васильева «Завтра была война»)
Б. Васильев родился в 1924 году. Советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975). По его произведениям сняты такие известные фильмы, как «Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие» (1972, 2005), «Не стреляйте белых лебедей» (1980), «Аты-баты, шли солдаты» (1976), «Вы чьё, старичьё?» (1988), и другие.
Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» впервые вышла в журнале «Юность», 1984 г., № 6. В повести автор пишет о своих сверстниках. Он сам закончил 9-й класс накануне войны, поэтому хорошо знал и жизнь, и проблемы своего времени, которые и отразил в книге.
Искра спрашивает у матери, существуют ли абсолютные истины. Мать требует конкретизировать вопрос, потому что в подобном контексте на него сложно ответить.
«- Значит, человек живет во имя истины?
Получается слепая вера, в некую «истину», которую открыли большевики. Всю нелепость такого заявления иллюстрирует своим ответом Зиночка, обладающая простым и незатейливым умом:
Эта вера прививается в школе, потому что дети более податливы.
Вот речь истинного, убеждённого коммуниста, директора школы, который говорит про мальчика, который ударил девочку:
«Я не знаю, кто стоит перед вами. Может, это будущий преступник, а может, отец семейства и примерный человек. Но знаю одно: сейчас перед вами стоит не мужчина. Парни и девчата, запомните это и будьте с ним поосторожнее. С ним нельзя дружить, потому что он предаст, его нельзя любить, потому что он подлец, ему нельзя верить, потому что он изменит. И так будет, пока он не докажет нам, что понял, какую совершил мерзость, пока не станет настоящим мужчиной».
Это хорошо сказано! В это хочется верить, более того, это весьма полезно подрастающему поколению. Но что происходит дальше? А дальше директор начинает объяснять, что такое настоящий мужчина:
«А чтоб ему было понятно, что такое настоящий мужчина, я ему напомню. Настоящий мужчина тот, кто любит только двух женщин. Да, двух, что за смешки! Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился. Настоящий мужчина тот, кто отдаст другу последнюю пайку хлеба, даже если ему самому суждено умереть от голода. Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей. И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!»
Эти слова составлены из красивых лозунгов, и идеологии, построенной на лжи, с помощью которой как раз и насаждается слепая вера. Самое неприятное сочетание: «правда, приправленная ложью».
Если искать ответ на вопрос, кого же «всех» обязан любить мужчина, можно прийти к выводу, что наверное, под «людьми» имеются в виду только те, кто верен советской идеологии. Остальные, наверное, и составляют тех самых «врагов этих людей», которых и людьми-то директор школы признавать не желает.
Нелогичность фраз директора подразумевает, что дети должны просто ему поверить. Некритично поверить, потому что критики его слова не выдерживают.
Цитаты по: Васильев Б. Завтра была война
Смысл названия повести завтра была война. Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война
Повесть «Завтра была война» Бориса Васильева посвящена последнему предвоенному 1940 году. Тяжелому времени свирепых репрессий и личностному выбору молодежи тех лет.
Главные герои повести школьники, заканчивающие 9 класс. Воспитанные в духе социализма и романтичному посвящению себя служению своей родине.
Их родители, имеющие или не имеющие, но так или иначе относящиеся к революции, воспитывали своих детей с идеей построения коммунизма.
Главная героиня Искра Полякова, как и ее одноклассники, мечтает совершить подвиг, стать комиссаром, поэтому на личной жизни ставит крест. Искра активистка и яростная комсомолка, не допускающая даже мысли сомнений в заветах партии.
Но девочки ее класса были немного другими. Они мечтали о любви, хотели построить личную жизнь и быть счастливыми. Естественно, и они верят в победу коммунизма, в неоспоримую идею создания идеального общества равных возможностей.
Но их мечты так и остались мечтами. В 1940 году стоял тотальный контроль над обществом, и иметь собственное мнение, не совпадающее с мнением представителей партии, было крайне опасно. Так был арестован отец одноклассницы Искры Вики Люберецкой, крупный авиаконструктор.
Вику объявляют дочерью врага народа. Начинаются гонения и травля девушки в попытке заставить отречься от отца. Но Вика воспринимает этот поступок как предательство по отношению к родителю и не собирается этого делать.
Ее одноклассники, узнав эту ужасную новость, приходят к Вике со словами поддержки, хотя школа была против этого и даже наложила запрет. Но друзья считают, что девушка тут ни причем и нарушают все запретительные предписания.
Затравленная и загнанная в угол Вика кончат жизнь самоубийством. Одноклассник Артем дерется на дуэли с десятиклассником, который и афишировал новость об аресте по школе.
Главная героиня Искра, так рьяно отстаивавшая идеалы комсомола в начале повести, в конце ее начинает сомневаться и приходит к выводу, что все мы люди и ошибаться в этой жизни могут все. Даже партия и комсомол.
Борис Васильев писал эту повесть от имени одноклассника ребят, единственного оставшегося в живых.
Все ребята из 9 «Б» осуществили свою мечту, стали героями на фронтах Второй мировой войны.
Идея повести в истории взросления детей. Жесткие родители, привыкшие ими командовать, совершали большую ошибку. Взрослеть ребенок должен сам, а родитель быть только рядом для того, чтобы направить и поддержать.
Второй идеей Борис Васильев ставит разницу поколений нынешнего и того, послереволюционного и предвоенного. В отличие от нас, те дети знали точно, что война будет.
Борьба за человеческое достоинство и справедливость
Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т.к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.
Артем Шефер дерется на «дуэли» с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.
Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.
В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 «Б» погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.
Лидия Георгиевна ЗАЗУЛИНА — учитель русского языка и литературы СШ № 57 г. Оренбурга.
Другие персонажи
– мать Искры, в прошлом комиссар, бескомпромиссная женщина, фанатично преданная идеям революции.
– беззаботная, легкомысленная, но добрая и отзывчивая девушка, лучшая подруга Искры.
– бывший двоечник и хулиган, перевоспитанный Искрой.
Валька Александров (Эдисон)
– страстный изобретатель, с живым, беспокойным умом.
– волевой, решительный, работящий парень с устоявшимися жизненными ценностями.
– порядочный парень, серьезно увлеченный спортом.
– тихая, робкая девушка, мечтавшая стать актрисой.
– филателист, общительный и добрый малый.
Пролог
Глава первая
В гости к Зиночке приходит Искра, и сообщает, что Сашка Стамескин вынужден уйти из школы. « Теперь за ученье надо платить », а Сашу растит одна мать, и денег катастрофически не хватает.
Искра воспитана суровой матерью, комиссаром, и для нее « слабость пуще предательства ». Девушку слушают все друзья, и она считается «совестью класса». Искра от всей души хочет помочь способному однокласснику, которого она в свое время взяла под шефство. Зина предлагает устроить Сашку на авиационный завод, где он сможет учиться в вечерней школе.
Подруги решают обратиться за помощью к Вике Люберецкой – круглой отличнице, дочери главного инженера авиационного завода. С ее подачи Стамескина берут на работу.
Глава вторая
Артем Шефер в силу своего природного косноязычия люто ненавидит « все предметы, где надо много говорить ». Это прекрасный спортсмен, легкоатлет, старательный ученик, который не смог стать отличником из-за проблем с речью. Этот недостаток проявляется еще больше в присутствии Зиночки, в которую тайно влюблен Артем.
Парень усердно работает все лето, чтобы с размахом отметить свое шестнадцатилетие. День рожденье удается на славу: ребята играют в шарады, танцуют, читают стихи. Напоследок Вика дает Искре почтить « сборник стихов упадочнического поэта Сергея Есенина », чье творчество так понравилось девушке.
Глава третья
Добрый, справедливый и невероятно интересный, он быстро заслуживает всеобщее обожание, в то время как ставшую классной руководительницей 9 «Б»Валендру « не просто не любили, а презирали столь дружно и глубоко, что не затрачивались уже ни на какие иные эмоции ».
Зиночка случайно рассказывает Валендре о чтении стихов крамольного Есенина. Искра спешит к Люберецким, чтобы предупредить о возможных неприятностях.
Глава четвертая
Зиночка, постоянно живущая « в сладком состоянии легкой влюбленности », решает выбрать себе нового возлюбленного их трех возможных кандидатов. Она пишет три одинаковых любовных письма, но не решается отправить их. Одно из писем находит Валендра, и передает его директору, который попросту сжигает чужое любовное послание.
Тем временем дружба между Искрой и Сашкой перерастает в нечто большое, и Искра чувствует, что « наступило время личной жизни ».
Глава пятая
Зиночка идет на свидание с самым красивым мальчиком в школе – Юрой из 10 «А». После просмотра кино они собираются немного посидеть где-то, и Зиночка вспоминает укромную лавочку, скрытую в кустах возле дома Люберецких.
Молодые люди замечают, как « к подъезду бесшумно подкатила большая черная машина », а спустя время вышел отец Вики в сопровождении трех мужчин.
Зиночка изо всех сил спешит к Искре, чтобы рассказать о том, « что арестовали папу Вики Люберецкой ». Об этом узнает мать девочки, и сразу же пишет письмо в ЦК с защитой в адрес главного инженера.
Глава шестая
Зиночка и Искра договариваются, что никто в школе не узнает об аресте Люберецкого – это « никого не касается ». Однако уже на первом уроке все знают о случившемся. Зина признается, что это сделал Юра, и ребята решают отомстить ему.
Артем вызывает десятиклассника в школьную котельную, и между ребятами завязывается драка. После ее окончания друзья отправляются к Вике, чтобы поддержать ее в трудную минуту.
От Сашки Искра узнает, что Люберецкий – враг народа, который « за миллион чертежи нашего самолета фашистам продал ».
Спустя три дня в кабинет директора вызывают Артема и Искру. Валендра обвиняет парня в том, что его драка с Юрой была « политической », а от Искры требует провести « экстренное комсомольское собрание » с целью исключения Вики Люберецкой из комсомола.
Глава седьмая
Вика предлагает ребятам отдохнуть на природе, чтобы попрощаться с осенью. Она привозит друзей в Сосновку, к себе на дачу. Но дом опечатан, и ребята разводят костер возле речки.
Вика, зная, что Жорка Ландыс давно в нее влюблен, разрешает поцеловать себя. Друзья прекрасно проводят время – пекут картошку, дурачатся, поют песни, прыгают через костер.
На следующий день созывается комсомольское собрание, на котором Люберецкая должна публично отречься от отца, однако она не приходит. Валендра посылает за ней Зиночку. Девушка вскоре прибегает и сообщает, что Вика « в морге ».
Глава восьмая
Расследование смерти Вики длилось всего сутки – перед тем, как выпить все снотворное, что было в доме, девушка оставила записку « В смерти моей прошу никого не винить. Я поступаю сознательно и добровольно ».
Все это время Искра живет, « не замечая ни времени, ни окружающих ». Мать Искры осуждает Вику, покончившую с собой из-за слабоволия, и запрещает Искре « устраивать панихиду » на ее похоронах.
Родители Артема и Зины решают все вопросы касательно похорон, однако серьезной проблемой становится отсутствие машины. Тогда директор под свою ответственность закрывает на день школу, собирает старшеклассников и несет гроб Вики Люберецкой « через город до окраинного кладбища ».
Николай Григорьевич призывает учеников запомнить на всю жизнь, что убивает не только пуля, но также « дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость ». Несмотря на запрет матери, Искра читает у могилы подруги « последние есенинские строчки », а Жорка сажает куст шиповника, под которым он целовал Вику.
Глава девятая
Постепенно восстанавливается привычный ход жизни, но неожиданно все узнают, что домой приехал Люберецкий, которого оправдали. Ребята решают отправиться к нему всем классом, чтобы рассказать о последних днях жизни Вики. Им удается разговорить застывшего в своем горе Леонида Сергеевича, и тот лишь вздыхает: « Какой тяжелый год ». Зиночка предполагает, что во всех несчастьях виноват високосный год, но « следующим был тысяча девятьсот сорок первый »…
Эпилог
Автор рассказывает о судьбах своих друзей по прошествии сорока лет. Валька Александров, которому пророчили судьбу великого изобретателя, работал обычным часовщиком. У Пашки Остапчука война отняла ногу, спорт и Лену, к которой он не осмелился « вернуться инвалидом ». Сашка Стамескин выбился «в люди», став директором крупнейшего авиазавода.
Сюжет фильма Завтра была война
«За;втра была; война;» — советский фильм по одноимённой повести Бориса Васильева, дипломная работа выпускника ВГИКа Юрия Кары. Драматическая киноповесть о молодом поколении, оказавшемся на пороге взрослой жизни.
1940 год. В центре повествования находится Искра Полякова — староста 9 «Б» класса, живущая вдвоём с матерью, принципиальным партработником, фанатично преданной партии. Искра — убежденная комсомолка, её идеалы нерушимы, а идеи прозрачны и, как ей кажется, правильны. Собравшись на дне рождения одного из одноклассников, Искра слушает стихи Есенина, которые читает её подруга Вика, дочь известного в городе человека, директора авиазавода Леонида Люберецкого. Искре нравится поэзия Есенина, но она считает его чуждым советской культуре «кабацким певцом». Вика даёт однокласснице книгу и объясняет Искре, что Есенин — не «упаднический» поэт, а чувства — неотъемлемая часть жизни. Проходит несколько дней. Искра знакомится с отцом Вики, начинает глубже понимать некоторые вещи, задаёт вопросы матери и самой себе, пытаясь разобраться в понятиях справедливости, долга и счастья.
Искра принимает ухаживания бывшего одноклассника Сашки Стамескина, которого Люберецкий устраивает к себе на завод.
Внезапно всё меняется: в один из вечеров ребята узнают, что директор завода Люберецкий арестован по подозрению во вредительской деятельности против СССР.
Искра решает поддержать подругу, несмотря на предупреждение матери о возможных репрессиях. Завуч школы Валентина Андроновна вызывает Люберецкую в кабинет и сообщает, что завтра на школьной линейке та должна будет публично отречься от своего отца и назвать его «врагом народа». Вика отказывается. После этого завуч приглашает в кабинет Полякову и просит её созвать собрание и с позором изгнать Люберецкую из комсомола. Искра сообщает завучу, что никогда не сделает этого и от волнения падает в обморок. Директор школы уносит девочку в медкабинет и хвалит за проявление человечности.
Мать Искры просит не читать речей и не устраивать панихиду, называя самоубийство Люберецкой поступком «хлюпика». Однако девушка идёт наперекор воле матери и, впечатлившись речью директора школы на кладбище, читает над могилой подруги стихи Есенина. За похоронами дочери Люберецкого следит на расстоянии Сашка Стамескин. Он беспокоится о будущей карьере и не решается открыто посетить похороны дочери врага народа. О прочитанных Искрой стихах узнаёт её мать и устраивает скандал, пытаясь применить силу. Однако Искра сообщает, что если та ещё раз поднимет на неё руку, то она уйдёт навсегда, несмотря на всю к ней любовь. Похороны Вики не проходят бесследно и для директора школы — его увольняют.
Проходит ещё один месяц. Шок от смерти Вики Люберецкой понемногу утихает. После праздничной демонстрации в честь 7 Ноября 9 «Б» навещает бывшего директора. У него дома ребята узнают, что его, героя Гражданской войны, исключают из партии.
Время выпускных экзаменов. Школьники пишут сочинение, и в это время становится известно, что Леонид Люберецкий оправдан и вернулся домой. Класс срывается с места и спешит к нему домой. Ребята находят Люберецкого в квартире, всё ещё помнящей обыск НКВД. «Какой тяжёлый год», — говорит отец Вики. В порыве чувств одноклассница Искры Зина бросается ему на шею и говорит, что год печальный потому, что он високосный, а следующий, 1941 год, будет очень счастливым. В следующем кадре появляются марширующие по улицам солдаты Красной армии в сопровождении песни «Священная война». Звучит эпилог, раскрывающий судьбу главных героев, учеников 9-го «Б» — кто-то погиб во время войны, лётчик Жора Ландыс посмертно получил звание Героя Советского Союза, а Искра Полякова, будучи во время оккупации связной в антифашистском подполье, которое возглавлял бывший директор школы, была в конечном итоге схвачена немцами и повешена вместе с матерью.
Книга,которую необходимо прочитать каждому подростку(а если время упустили и уже далеко не подросток,то всё равно хватайте и читайте).
Всем доброго времени).
Сегодня я снова хочу говорить с вами о творчестве уважаемого Бориса Васильева.
Для меня этот русский писатель стал большим открытием и единственное о чём я жалею,читая его произведения,так это о том,что не познакомилась с ними много ранее.
«Почему?! Почему школьная программа не включает этого автора в обязательный раздел?! Ведь он так честно и славно пишет о таких важных вехах нашей истории».
» Может потому и не включают,что слишком честно и откровенно писал,обличая некоторые неприятные моменты истории нашей многострадальной Родины и некоторых элементов к этим страданиям причастных».
Как бы там ни было,сейчас мы живем в более свободной стране и можем себе позволить читать то,что душе угодно и я НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ БОРИСА ВАСИЛЬЕВА!
Теперь перейдём непосредственно к роману «Завтра была война».
Мне досталась вот такая красивая и увесистая книга в твёрдом переплёте,состоящая из романов и повестей. Вот содержание книги.
«Завтра была война» занимает 142 страницы.
Начинается произведение прологом,а заканчивается эпилогом. а между ними жизнь 7-Б класса во всей своей полноте на пороге Второй Мировой Войны и то,что осталось после неё.
Чем же так зацепила меня именно эта книга?
Своей честностью. тут нет тех,кто как в американских фильмах кричит «Ура» и увертываясь от пуль противника побеждает всех на свете. Тут есть сильные личности,которые попадают в «Жизненную мясорубку» и «вскормив своим фаршем» русскую землю навсегда остаются в памяти,как герои,как пример для подражания!
Те идеалы,те принципы по которым жили эти молодые,но такие отважные люди актуальны и сегодня. Много высказываний из этой книги могут заставить задуматься и сегодня.
— Искра,тебе за лето стал тесным лифчик?
— Обыкновенный. Не испепеляй меня, пожалуйста, взглядом.
— Это я сейчас комсомолка. А потом я хочу быть женщиной.
Этот небольшой диалог двух подружек одноклассниц очень ярко обрисовывает положение вещей тех времен. Ну только представьте,сейчас семиклассница хоть одна отчитывала бы так свою подругу за то,что она интересуется такими естественными вопросами?!)) Сейчас у семиклассниц бывают и аборты уже к этому времени и романы вовсю и наркотики и т.д. Я не хочу уподобляться старушками,вздыхающим » О временах и нравах») я только хочу более культурное и нравственное общество в своей стране. Люди должны жить на высоких идеях и идеалах⤵
Обязательно познакомьтесь с эти произведением. Это правда шедевр, морально-нравственный трактат на все времена!
А вот еще мои отзывы на книги Бориса Васильева.
Спасибо,что прочитали мой отзыв.)
Кто виновен в смерти Вики Люберецкой? Почему из-за подлой клеветы гибли невинные? Как можно Искру сравнивать с Мироновой из «Чучела»? И причем тут война?»
Бывало ли так, что вы рассматриваете выпускной школьный альбом? С теплом или обидой вспоминаете одноклассников. Ну если, конечно, в вашей школе не творилось дичи, как в сериале школа.
Но во времена СССР особенно перед началом Великой Отечественной войны даже фотографии были ценностью. Особенно, если знаешь, что больше половины класса уже нет в живых.
Книгу я читала дважды:
Остальные куски из книги оформлю цитатой.
Тема книги:
Непосредственно ученников 9-Б класса коснется война, но события в книги за год до нее. Ребята узнают вещи пострашнее и хуже, чем война. Они увидят то, что может поколебать их веру и разрушить идеалы.
И очень четко герой книги пояснил, какая огромная разница между героями книги и современным поколением.
Между вами, вчерашними, и ими, сегодняшними, лежит не просто поколение. Мы твердо знали, что будет война, а они убеждены, что ее не будет. И это прекрасно: они свободнее нас. Жаль только, что свобода эта порой оборачивается безмятежностью…
Да, мы искренне хотели, чтобы судьба наша была суровой. Мы сами избирали ее, мечтая об армии, авиации и флоте: мы считали себя мужчинами, а более мужских профессий тогда не существовало.
Мы были молоды, но жаждали не личного счастья, а личного подвига. Мы не знали, что подвиг надо сначала посеять и вырастить. Что зреет он медленно, незримо наливаясь силой, чтобы однажды взорваться ослепительным пламенем, сполохи которого еще долго светят грядущим поколениям.
Ну а теперь буду анализировать героев. Не только школьников, но и взрослых.
ИСКРА ПОЛЯКОВА
Искра Полякова, атаман в юбке, староста 9 «Б», героиня подполья, живая легенда, с которой я учился, спорил, ходил на каток, которую преданно ждал у подъезда, когда с горизонта исчез Сашка Стамескин, первая любовь Искры. И последняя: у Искры не могло быть ничего второго. Ни любви, ни школьных отметок, ни места в жизни.
Именно так характерезует эту героиню одноклассник.
В детстве и сейчас я не понимаю рецензию, в которой Искру сравнимают с Мироновой из книги «Чучело».
Искра любила сплачивать класс.
И там, чтобы мы не разбежались, не подрались или, не дай бог, не потоптали газонов, объявила себя Пифией. Лена завязала ей глаза, и Искра начала вещать. Она была щедрой пророчицей: каждого ожидала куча детей и вагон счастья.
Мы ходили в кино, читали вслух те книги, которые Искра объявляла достойными, делали вместе уроки и — болтали.
Она любила своих одноклассников, а не презрительно считала их «хлюпиками» как Миронова.
Искра чаще всего задавала вопросы, ответы на которые знала назубок.
Ей нравилось просвещать и опекать их, но делала она это, потому что считала долгом своим помочь стать всем достойными людьми.
Слово «комиссар» для мамы решало все. В этом понятии заключался ее символ веры, символ чести и символ ее юности. Слабость была антиподом этого вечно юного и яростного слова, и Искра презирала слабость пуще предательства.
Героиня тоже росла в неполной семье. Про отца героини неизвестно.
Он оказался слабым человеком, Искра. А ведь был когда-то комиссаром!
Все, что известно про ее отца. Больше ни слова. Но в одном я уверена, что предателем, врагом народа он точно не был, иначе тогда были бы репрессии для всей семьи.
Возможно, он был слабым на передок или не удержался от соблазна нарушить закон. Личность отца тайна, покрытая мраком.
Свое мнение о матери героини я напишу ниже. Но именно эта женщина сформировала характер героине.
Мама была для Искры не просто примером и даже не образцом. Мама была идеалом, который предстояло достичь. С одной, правда, поправкой: Искра очень надеялась стать более счастливой.
Героиня понимала, что в ее семье отношения не норма, но даже думать иначе она боялась. Сейчас психологи такие отношения как у Искры с матерью назовут «токсичными» и будут правы.
Искра не желала быть «любой», она была особой и с помощью маминых внушений и маминого примера целеустремленно шла к своему идеалу. Идеалом ее была личность активная, беспокойная, общественная — та личность, которая с детства определялась гордым словом «комиссар». Это была не должность — это было призвание, долг, путеводная звездочка судьбы.
И как ни странно Искра в другой семье искала душевного тепла, понимания, которого ей не хватало.
Внешне героиня была полновата.
Так ее хулиган назвал. И героиню, как и любую девушку волновала внешность. Хотя она не решалась признаться даже себе в этом.
ДРУЖБА
Искра умела объяснять, а Зиночка — слушать.
И даже из таких опекательных и авторитарных отношений все равно получилась дружба. Искре нравилось быть лидером, принимать решения, заботиться о друзьях. Ее вполне устраивала милая, глупенькая Зиночка.
Но и к Вике героиню потянуло потому, что она увидела себе равную.
Счастье? Счастье — быть полезной своему народу.
Вика заставила задуматься о многих вещах Искорку.
И Искра была тем самым настоящим другом, о котором можно мечтать.
Искре пришлось встать перед нелегким выбором, и я думаю, что она выбрала бы дружбу. Такой человек никогда не предаст.
ЛЮБОВЬ
Все в школе знали, как Искра умела дружить, но никто, ни один человек — даже Сашка — не знал, как она умела любить.
В жизни каждой девочки наступает такой момент, когда они с матерью больше не являются единым целым. Появляются такие вещи, о которых сложно говорить.
Искра тоже полюбила.
Искра последовательно лепила из Сашки Стамескина умозрительно сочиненный идеал.
И это тоже была самой большой ее драмой. Она любила не человека, а себя в заботах и воспитании.
И для героини поведение любимого тоже шокировало и перевернуло ее мир.
Ведь они смотрели в разные стороны на мир.
И даже удивительно, как могла Искорка полюбить такого человека.
КОМИССАР ПОЛЯКОВА
Удивительно отважная была дама. Прямо Жанна д’Арк.
А вот мать Искры вышла из той же гражданской иной. Не знаю, были ли у нее шрамы на теле, но на душе были, это я понял позже.
Неоднозначная женщина. Хотя ее поведение и отношение к дочери было авторитарно-диктаторским. Я думаю, что эта женщина многое повидала и знала больше, чем молодая Искорка. И она просто не хотела, чтобы жуткая система сломала или повредила ее семье.
Говорила резко и коротко, точно командуя
Женщина была бесстрашной, отважной, уважаемым членом общества. Но как женщина несчастна.
Ее резкая, крутая, несгибаемая мать была глубоко несчастной и, в сущности, одинокой женщиной. Искра очень жалела и очень любила ее.
Я не буду говорить, почему, в книге ответ найдете на этот вопрос.
В диалогах с Искрой видно, насколько мать категорична.
— С друзьями спорить не о чем, а с врагами надо драться.
— Но ведь надо уметь спорить?
— Справедливо только то, что полезно обществу. Только это и справедливо, запомни!
— А как же человек? Человек вообще?
— А человека вообще нет. Нет! Есть гражданин, обязанный верить. Верить!
И я даже думала, это личное убеждение матери Искры или она так говорила, потому что надо? Верила ли сама в это товарищ Полякова или знала, что бывает с несогласными и пресекала, чтобы защитить дочь.
Несмотря на жесткость к Искре, героиня любила ее.
Ты единственное, что есть у меня, доченька. Единственное. Я плохая мать, но даже плохие матери мечтают о том, чтобы их дети были счастливы.
Сашка Стамескин
Хулиган, первая любовь Искры.
Он был из отпетой компании, ругался как ломовой.
Героиня решила перевоспитать и дать шанс герою, чтобы из него получился человек.
Саша казался героем, который заступался за любимую.
сам Саша был продуктом целеустремленной деятельности Искры, реально существующим доказательством ее личной силы, настойчивости и воли.
Казалось бы, героине удалось что-то слепить из парня. Но он был гнилой личностью.
Герой не был благодарным человеку, который дал ему шанс и взял на работу. Распускал сплетни, слухи.
Цитата ниже подтверждает это.
— «Не лезть на рожон!» — с горечью повторила Искра.-Сколько тебе лет, Стамескин? Сто?
— Дело не в том, сколько лет, а…
— Нет, в том! — резко крикнула Искра. — Как удобно, когда все вокруг старики! Все будут держаться за свои больные печенки, все будут стремиться лишь бы дожить, а о том, чтобы просто жить, никому в голову не придет. Не-ет, все тихонечко доживать будут, аккуратненько доживать, послушно: как бы чего не вышло. Так это все — не для нас! Мы — самая молодая страна в мире, и не смей становиться стариком никогда!
— Это тебе Люберецкий растолковал? — вдруг тихо спросил Сашка. — Ну, тогда помалкивай, поняла?
— Ты еще и трус к тому же?
— К чему это — к тому же?
Принцип «как бы чего не вышло» проявил героя во всей красе. И это очень сильно ранило Искру. Ведь ее идеал содержал те самые качества слабости, которые ей были противны. Возможно, отец Искры был таким же.
Даже одноклассник в конце книги отзывается о герое так.
Александр Авдеевич Стамескин, директор крупнейшего авиазавода, лауреат, депутат и прочая и прочая.
И как мы понимаем, что такая гниль и пробивалась, а честные ребята гибли на фронте. Хотя герою просто повезло и ему вовремя дали шанс.
ЗИНА КОВАЛЕНКО
Лучшая подруга Искры и женщина до мозга костей.
Зиночка каждого слушала по-разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему ее не все и не всегда посвящали в свои секреты, но любили бывать в их семье с девичьим уклоном.
Героиню любили и прощали. Зиночка мастерски использовала женские штучки, была доброй, дружелюбной.
Девочка росла в благополучной и счастливой семье, поэтому установки Искры ей казались чуждыми.
Ей гораздо ближе была собственная внешность, чем подвиг для Родины.
— Не тем ты интересуешься, Зинаида, — очень серьезно сказал Искра. — Совершенно не тем, чем должна интересоваться комсомолка.
— Это я сейчас комсомолка. А потом я хочу быть женщиной.
— Как не стыдно! — с гневом воскликнула подруга. — Нет, вы слыхали, ее мечта, оказывается, быть женщиной. Не летчицей, не парашютисткой, не стахановкой, наконец, а женщиной. Игрушкой в руках мужчины!
— Любимой игрушкой,-улыбнулась Зиночка.-Просто игрушкой я быть не согласна.
А еще героиня была глупенькой и наивной.
Зиночка постоянно жила в сладком состоянии легкой влюбленности. Влюбленность являлась насущной необходимостью, без нее просто невозможно было бы существовать, и каждое первое сентября, заново возвращаясь в класс, Зиночка срочно определяла, в кого она будет влюблена в данном учебном году. Выбранный ею объект и не подозревал, что стал таковым.
Из-за этого девушка и ломала много дров, творила глупостей. Но как ни странно ее любили и боготворили мужчины.
Прелесть какая дурочка и красивая.
И еще женская интуиция срабатывала у Зины на ура.
ВИКА ЛЮБЕРЕЦКАЯ
Героиня была богаче своих одноклассников. И хоть и не хвасталась, но пропасть между ними была.
Вика держалась всегда чуть покровительственно со всеми девочками и надменно со всеми мальчишками, точно вдовствующая королева.
И еще Вика была красивой. Не миленькой толстушкой, как Искорка, не хорошеньким бесенком, как Зиночка, а вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своем обаянии девушкой с большими серыми глазами. И взгляд этих глаз был необычен: он словно проникал сквозь собеседника в какую-то видимую только Вике даль, и даль эта была прекрасна, потому что Вика всегда ей улыбалась.
Увы, героиня была обречена на одиночество, но ей повезло, что у нее оказались верные и преданные друзья.
У Вики был отец, который тоже формировал ее характер и личность.
Вика гордилась своим отцом не меньше, чем Искра мамой. Но если Искра гордилась про себя, то Вика — открыто и победоносно.
Даже в спорах Вика цитировала отца.
Работа — это наш долг, только и всего. Папа считает, что это разные вещи: долг — понятие общественное, а счастье — сугубо личное.
Героиня была тактичной и доброй. Она понимала и дала шанс влюбленному парню.
Я считаю, что эту девушку погубила система СССР и думаю, что.таких разрушенных судеб было много. Ужасно, когда заставляют отрекаться от родных.
Я думаю, что еще Вика поступила так, потому что знала, что Искра пойдет до конца и не хотела подставлять своих друзей.
Если мы перестанем верить своим отцам, верить, что они честные люди, то мы очутимся в пустыне. Тогда ничего не будет, понимаешь, ничего. Пустота одна. Одна пустота останется, а мы сами перестанем быть людьми. Наверное, я плохо излагаю свои мысли, и ты, наверное, изложила бы их лучше, но я знаю одно: нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем сами себя, своих детей, свое будущее. Мы разорвем мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца.
ЛЮБЕРЕЦКИЙ Леонид Сергеевич
Отец Вики Люберецкой.
Так о нем отзывается мама Искры. Но тем не менее она уважала этого человека и готова была поручиться за него, а это многого стоит.
В цитатах ниже я покажу мировоззрение героя:
Истина не должна превращаться в догму, она обязана все время испытываться на прочность и целесообразность.
в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно думать: для женщины — научиться любить, а для мужчины — служить своему делу.
мещанство — это такое состояние человека, когда он делается рабом незаметно для себя. Рабом вещей. удобств, денег, карьеры, благополучия, привычек. Он перестает быть свободным, и у него вырабатывается типично рабское мировоззрение. Он теряет свое «я», свое мнение, начинает соглашаться, поддакивать тем, в ком видит господина.
Счастье иметь друга, который не, отречется от тебя в трудную минуту.
Это мудрый, добрый человек. И непонятно, кому пришло в голову оклеветать его.
Моя мама говорила, что поворот с этим героем фантастика, потому что никогда еще никого не отпускали обратно.
Но я думаю, что автор хотел показать оптимистичный вариант, который вернул бы веру ребятам в справедливость.
АРТЕМ Шефер
В семье у парня тоже была неразбериха, но она была полной и счастливой. Герой любил Зиночку и не боялся ради нее совершить подвиг.
Из школы его выгнали за принципиальность, и он доказал ее, принципиальность свою, доказал!
И этот парень стал героем войны.
Жорка Ландыс
Влюблен в Вику. Этот парень особо ничем не отличился, но на войне проявил себя героем.
ВОВИК ХРАМОВ
В каждом классе есть свой тихий отличник, над которым все потешаются, но которого чтут как достопримечательность и решительно защищают от нападок посторонних. У нас того тихаря звали Вовиком Храмовым: чуть ли не в первом классе он объявил, что зовут его не Владимиром и даже не Вовой, а именно Вовиком, да так Вовиком и остался. Приятелей у него не было, друзей тем более, и он любил «прислониться» к нам. Придет, сядет в уголке и сидит весь вечер, не раскрывая рта, — одни уши торчат выше головы. Он стригся под машинку и поэтому обладал особо выразительными ушами. Вовик прочитал уйму книг и умел решать самые заковыристые задачи; мы уважали его за эти качества и за то, что его присутствие никому не мешало.
В книге особо себя не проявил, но зато на войне этот парень был героем. Потому что даже такие тихие личности способны на подвиг.
Валентина Андроновна
Ничего личного в ее аскетической жизни одинокой и необаятельной женщины давно уже не существовало.
Классный руководитель. Один из подлых, лицемерных персонажей в книге. Даже писать о ней противно. Я думаю, что лучше один раз прочитать книгу, чем читать мою неприязнь к этому персонажу.
ДИРЕКТОР Николай Григорьевич
Хороший и порядочный человек.
Впрочем, озорство он прощал: не прощал лишь озорства злонамеренного, а тем более хулиганства.
Он говорил многие умные вещи и положительно влиял на ребят. Достойный человек, который не был трусом.
ИТОГИ
Я считаю, что эту книгу нужно прочитать обязательно. Ведь она заставляет задуматься о многих вещах.
Книга бесценна и я оценю ее на 5 и буду рекомендовать.