женитьба гоголь спектакль о чем
Краткое содержание Гоголь Женитьба
Иван Кузьмич Подколесин намерен жениться. Но поскольку он человек робкий, нерешительный и с ленцой, дальше рассуждений дело у него не заходит. Сваха, к которой он обратился для помощи в этом деликатном деле, рассказывает ему о купеческой дочери Агафье Тихоновне Купердягиной. Девушка хочет в мужья непременно дворянина и Фекла Ивановна, на жалея хвалебных слов, расписывает достоинства невесты.
В это время в комнате Подколесина появляется его приятель Илья Фомич Кочкарев. Поначалу он пытается ругать сваху за свою женитьбу, но узнав, что та устраивает сейчас судьбу Подколесина, быстро меняет настроение и горячо поддерживает Ивана Кузьмича в его желании жениться. Начиная соблазнять друга картинами семейной жизни, домашнего уюта и детей, похожих на Подколесина, убеждает его ехать к невесте тотчас же.
Пока друзья собираются, Фекла Ивановна успевает придти в дом невесты и начинает рассказывать ей о том, каких женихов для нее нашла. В этот момент раздается стук в дверь. Приходит один из женихов и Агафья Тихоновна убегает переодеваться. Один за другим приходят несколько человек, желающих жениться на купеческой дочери, Среди них и Подколесин с Кочкаревым. Последний бесцеремонно начинает подсматривать за Агафьей Тихоновной в замочную скважину, чтобы убедиться, что невеста хороша собой. Девушка выходит к претендентам со свахой и своей тетей Ариной Пантелеймоновной. Завязывается общий разговор, который так смущает невесту, что она сбегает в другую комнату, за ней следуют обе женщины. Потенциальные женихи озадачены и начинают обсуждать девушку. Одному не нравится ее нос, другой сомневается в ее умении изъясняться по-французски. Слушая их, Подколесин приходит к выводу, что Агафья Тихоновна ему не нравится и уже готов отказаться от своих намерений, но Кочкарев убеждает его, что прочие женихи специально наговаривают на невесту, чтобы избавиться от конкурента.
Илья Фомич показывает себя знатным интриганом, начиная сам оговаривать Купердягину, приписывая ей различные недостатки. Все женихи разбегаются, кроме Подколесина и еще одного претендента, уверенного, что у него с Агафьей сложится все замечательно. Тем временем Кочкарев убеждает невесту, что лучшая партия для нее именно Подколесин, а остальных нужно прогнать, очерняет их, придумывая им различные пороки. Последний жених, услышав этот разговор, возмущается и оскорбленный покидает купеческий дом.
Кочкарев делает Агафье Тихоновне предложение от лица Подколесина и получает ее согласие. Он уходит организовывать венчание, невеста удаляется переодеться в свадебное платье. Подколесин, оставшись в комнате один, сначала радуется тому, как все устроилось, но потом начинает сомневаться в правильности предстоящей женитьбы. Он уже готов уйти, но стесняется слуг, которые могут спросить его, куда он собрался. Жених сбегает через окно.
Главная мысль рассказа Женитьба
Основная мысль произведения в том, что необходимо иметь собственное мнение и уметь нести ответственность за свои действия.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
Женитьба. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В своем романе «Эмиль, или воспитание», Руссо изложил теорию воспитания ребенка. В книге он описал особенности формирования физического, морального и умственного воспитания ребенка на разных этапах его развития.
Мистер Марлоу директор акционерной компании и владелец яхты «Нелли». Он рассказывает историю, которая произошла с ним в Центральной Африке.
Москва. 1682 год. В центре Красной площади, близ Собора Василия Блаженного высится каменный столб
В молодости паромщик Филипп Тюрин все общественные вопросы принимал близко к сердцу. Да, он был ярым общественником: во время выборов, например, он всегда работал на избирательных участках.
Здесь рассказывается о том, что родители его были честными людьми, и не было ни разу такого, чтобы они кого-то обманули. А вот родился Епифаний в Великом Устюге.
«Женитьба» Гоголя: краткое содержание и анализ пьесы
Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора. Попробуем разобраться, почему.
История создания и первые постановки
Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца – в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.
Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.
Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем
Надворный советник Подколесин – холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.
«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба – лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.
В доме Агафьи Тихоновны
Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.
Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.
Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке – это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.
Краткое содержание 2 действия. Результаты деятельности Кочкарева
Герой, решивший во что бы то ни стало женить Подколесина, берет инициативу в свои руки. Сначала Кочкарев уверяет Агафью Тихоновну, озабоченную предстоящим выбором жениха – она даже решила в связи с этим тянуть жребий – что лучше Ивана Кузьмича не сыскать. Его ход удается: невеста прогоняет вновь появившихся в ее доме мужчин и убегает. Оставшись с Яичницей, Анучкиным, Жевакиным наедине, Кочкарев представляется родственником героини и рассказывает о ее «недостатках». Наконец, он устраивает разговор невесты и Подколесина, в надежде, что последний сделает предложение. Однако зритель становится свидетелем их робкой беседы ни о чем и застенчивого молчания – оно порой помогает понять внутренние ощущения героя. Таким образом, вместо счастливого логического финала комедии «Женитьба» Гоголь развивает действие дальше.
Бегство жениха
Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.
Характеристика персонажей
Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.
Первый жених – Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.
Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.
Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.
Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова – такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» – Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета – обнажает самые негативные общественные пороки.
Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.
Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.
Значение комедии
«Женитьба» стала одной из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Она значительно опередила время и предопределила появление пьес А. Островского и в какой-то мере романа Гончарова «Обломов».
«Город. Женитьба. Гоголь»: спектакль, который не отпускает
Великий писатель и драматург Николай Васильевич Гоголь всегда мечтал о театре, который стал бы великой школой, которая карала бы смехом пороки человека, высмеивала проблемы, показывая тем самым их никчёмность в большинстве своем и призывала к действиям.
Эту цель он так или иначе пытался осуществить в каждом своем драматическом произведении. «Женитьба» Гоголя не была исключением. Несложное по сюжету, но огромное по содержанию произведение всегда привлекало режиссеров. «Женитьба» впервые была поставлена в 1842 году в Александрийском театре и по сегодняшний день завоевывает симпатии зрителей в разных своих вариациях. Особенно популярен сюжет пьесы стал с приходом нового тысячелетия: с 2000 по 2017 год в России различными театрами было поставлено более 20 вариантов пьесы. Все они разные, неповторимые. Но по признаниям критиков в 2015 году на сцене знаменитого Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета на суд зрителю была представлена самая необычная, новаторская и в то же время классическая постановка пьесы Гоголя.
Вчера нам посчастливилось стать зрителям спектакля «Город. Женитьба. Гоголь», которым закрывался фестиваль «Сахалинская рампа».
Это один из самых долгих двух актовых спектаклей, что мне приходилось когда-либо смотреть: он длится три с половиной часа. Но это еще и тот спектакль, который буквально через несколько минут после начала просмотра приковывает взгляд зрителя к сцене и не отпускает до конца, поэтому и время, проведенное в театре, пролетает незаметно.
В этом спектакле зрителю не удалось увидеть линейно выстроенного действия по пьесе «Женитьба» Гоголя. Это действо стало неким конгломератом, соединившим в себя множество мелких, но важных частиц, взятых откуда только можно. И каждая эта частичка играет огромную роль для понимания общей картины.
Второе слово в названии – «Женитьба». Все же основой произведения стала пьеса Гоголя о желании одних жениться, а других выйти замуж. Но эта пьеса не так проста, как кажется на первый взгляд. Эта пьеса об одиночестве, сотворенном людьми собственными руками. Эта пьеса о людях, которых не любит Петербург, о людях нерешительных, которые своей чрезмерной боязнью всего и вся, чрезмерной рассудительностью ломают свою жизнь и теряют годы. Дворянин, надворный советник, экспедитор Иван Кузьмич Подколёсин (актер Олег Федоров) намерен жениться. Он обращается с просьбой о помощи в организации этого дела к свахе Фекле Ивановне. В это же время двадцатишестилетняя купеческая дочь Агафья Купердягина (актриса Анна Ковальчук) понимает, что годы идут, и если она сейчас не выйдет замуж, то останется, о позор, в старых девах. Но ей важно, чтобы жених был дворянином. Она обращается к этой же свахе. Фекла Ивановна решает свести молодых, но Подколесин все не решается идти на встречу, по любым предлогом перенося ее на более позднее время.
Гоголь не спроста дал такие фамилии героям. Не напоминает ли фамилия Купердягина слово «скупердяй»? Скупердяй – очень скупой человек, и Агафья в данном случае действительно скупа на чувства. Вроде бы она и хочет жениться, и жених ей понравился. Но вот возникает мысль о детях, проблемах и заботах, и чувства, прокравшиеся в сердце, начинают угасать. Актрисе Анне Ковальчук прекрасно удалось передать этот образ. Несмотря на то, что на сцене она предстала совершенно не такой, какой видел ее Гоголь: она не дородная дама в кринолине, а легкая и воздушная, смеющаяся девушка с косичкой и сумочкой через плечо. Ее образ также соединил временные пласты: сколько таких Купердягиных существует на свете и поныне? Вроде бы в мыслях мучаются от любви, страдают, ждут, но как только судьба преподносит долгожданный подарок, начинают рассматривать его со всех сторон, думать, искать изъяны, и сердце черствеет, а душа пустеет.
Фамилия жениха вызывает ассоциации с нерешительностью. И да, он такой. Вечно думающий… Кажется вот все решивший, но в последний момент, испугавшийся и повернувший назад. Наверное, каждый из зрителей смог найти в этом герое частичку себя. Ведь каждый из нас не раз откладывал важное дело на потом, а потом еще на потом и снова на потом. Здесь отдельная благодарность актеру, сумевшему как нельзя лучше передать эту внутреннюю ломку самосознания, при которой человек готов корить себя и ругать последними словами, но при этом бежать от дела.
Нерешительность Подколесина заставляет сваху оббежать других женихов, своих клиентов, и позвать их на смотрины. Ими стали коллежский асессор Иван Павлович Яичница (актер Сергей Мигицко), отставной пехотный офицер Никанор Иванович Анучкин (актер Евгений Филатов) и отставной моряк, лейтенант Балтазар Балтазарович Жевакин (актер Александр Новиков). Каждый из этих мужчин чрезвычайно одинок находится в поисках счастья. У каждого из них свое представление о счастье, и как бы иногда несуразно оно не выглядело, оно имеет право быть.
Иван Павлович Яичница находится уже в преклонных годах, его голову покрыла седина, но он так и не нашел себе пару. Его мечта – стать мужем обеспеченной дамы, и вместе бы они тогда добились высот и жили как у Христа за пазухой. Невеста Анна ассоциируется для него, прежде всего, с каменным домиком, который, по заверению свахи, она имеет. Сцена, в которой он из большого чемодана, что вечно таскает за собой, достает по очереди, расставляет на столике и озвучивает предметы – уменьшенные копии имущества невесты: подушки, шубы, домик, сани, чугунную ванну вызывает смех, но в то же время жалость к герою. С такой уж любовью он говорит о каждом из них!
Никанор Иванович Анучкин ищет жену, непременно образованную. Для него счастье состоит в том, чтобы найти девушку, знающую французский. Хотя сам он не знает ни слова по-французски. Режиссер переносит его образ и в современность: вот он приехал откуда-то окрыленный, стучит в дверь, звонит в звонок, набирает номер телефона, а в ответ лишь гудящая тишина. Разве есть среди людей человек, который может похвастать, что никогда не стучал в закрытые двери, не понимая почему они закрыты?
Балтазар Балтазарович Жевакин живет прошлым. Одиночество приводит его к пьянству. Режиссер выбирает именно этого героя для того, чтобы сыграть частые мизансцены и рассказать об одиночестве людей, проходящем сквозь столетия. Вот он пришел на смотрины, а вот он уже в современности, помогает незнакомой даме перейти через огромную лужу… их взгляд соединился, но вот она убежала, и так каждый раз. 17 раз, 17 неудачных попыток знакомства. Его монолог об одиночестве, обращенный в зал, заставляет задуматься и увидеть себя, отчаявшегося в определенный момент и готового кричать от безысходности. Много в мире живет таких Жевакиных.
Над каждым из них поиздевалась судьба, и когда Анна Купердягина отвергает женихов, они втроем появляются на сцене, садятся на ее край и одевают клоунские носы. Судьбе вновь удалось их облапошить, судьба посмеялась над ними. Очень сильный момент…
Рассказ о каждом из женихов режиссер разбавил сценами о семейной жизни, которые то и дело вкрапляются в основное повествование. Это сцена мужчины и женщины, которые познакомившись за бутылкой вина, вскоре сливаются в едином бешеном танце, а после падают на землю и, отдышавшись, дама задает лишь один вопрос: «А как была Ваша фамилия?» Ничего не напоминает? На мой взгляд, это символичное изображение отношений на одну ночь, когда чувства встают на последний план.
Не до конца понятен мне образ девушки в белом, то и дело появляющейся рядом с главным героем, и повторяющим его слова. Может быть это его душа, его совесть, внутреннее Я. Но от того, что этот код пока не разгадан, становится еще интереснее.
Агафья Тихоновна на протяжении всего спектакля то и дело думает о замужестве, о детях. Она не знает, кого из женихов выбрать. По мнению девушки, каждый из женихов имеет свои достоинства. В конце концов она решает кинуть жребий — выйти замуж за того, бумажку с чьим именем вытянет из ридикюля. Для нее женихи стали некой вещью, потеряли свою душу. Эту особенность режиссеру удалось гениально передать сценой, когда женихи предстают как лоты на аукционе, а Агафья сидит к ним спиной.
В один момент к Подколёсину приходит его приятель, Илья Фомич Кочкарёв и, застав там сваху, что некогда женила и его, догадывается о намерениях Ивана Кузьмича. Зная о нерешительности друга, тот решается сам взяться за дело и женить его. Образ Кочкарева (актер Сергей Перегудов), на мой взгляд, был самым загадочным, сложным и интересным в постановке. Сначала Кочкарев – это друг, который пропагандирует семейную жизнь, говорит о благе жизни в семье среди множества детей так похожих на тебя. А после, в момент очередного побега Подколесина от встречи с Агафьей, превращается в некого Купидона. Ну, неспроста он переодевается в розовый костюм и занимает такие позы, сидя на решетках, в каких изображают Купидона на картинах. Он всеми силами пытается свести двух людей: Агафью и Подколезина. Для этого Кочкарев, пришедши под видом родственника в дом невесты, говорит, что она глупа и не имеет приданного, чем избавляет ее от двух женихов. Третьего он заставляет напиться, и тем самым, выставляя в нелицеприятном виде, отваживает от Агафьи.
После этого Кочкарёв приводит Подколесина, теперь уже единственного жениха, к Агафье Тихоновне и оставляет их вдвоём, чтобы Подколесин сделал ей предложение. Но Подколесин не решается, и после небольшой беседы ни о чём уходит. Кочкарёв в ужасе: ведь уже всё готово, нужно уже через час ехать в церковь. И здесь начинается самая смешная часть всего спектакля, в которой используя всего два табурета, героям удалось показать абсурдность ситуации. Главные герои сидят на расстоянии друг от друга, и Купидону приходится буквально силой, но как бы незаметно, подвигать один табурет к другому. Все это происходит в абсолютном молчании на фоне известной итальянской мелодии, в которой повторяется фраза: «Не упустите момент!». Действительно, как часто, когда уже сама судьба приносит нам все на раскрытых ладонях, мы упускаем момент и свое счастье, а позже все жалуемся и жалуемся на судьбу.
Понравилась мне и сцена после долгожданного признания, когда Агафья танцует среди кусочков белой бумаги. Эти бумажки – ее эмоции. После разговора с Подколесиным ее эмоции нарастают и буквально засыпают ее: актриса сначала разбрасывает груды бумажек из огромных черных пластиковых пакетов, а потом дворники, подметая бумажки, засыпают ее огромной белой горой – эмоции накрыли.
В последний момент Ивана Кузмича вдруг посещают мысли о том, что он точно хочет жениться, мечтает о семье и уютном доме. Его монолог трогает проникает в душу каждому зрителю, а потом … он трусливо выпрыгивает в окно прямо в день свадьбы, пока невеста переодевается. Окно, решение, прыжок – все гениально передано светом и звуком, и, кажется, что Иван действительно в страхе, что «это на всю жизнь» пролетает несколько этажей.
Финал романа еще более необычен. Сначала мы видим спинки кровати, что выносятся на сцену. Кажется, что это спальня невесты, она готовится к выходу. Вот и она рядом в белом, кружится счастливая. Но вот еще одна спинка, вторая, третья, четвертая… Присмотревшись, мы видим на каждой из них цветок. И понимаем, что это не спальня, это кладбище.
Финал открыт, зрителю не понятно до конца, погиб ли Подколесин, разбившись, или это кладбище, на котором похоронена убитая собственноручно любовь. Вот и сваха в черном сидит рядом и плачет.
А на заднем фоне смех, танцы и хороводы с обручем, крики: «Горько!». Все идет по кругу, все возвратиться на круги своя: кто-то умер, кто-то грустит, а кто-то ищет свое счастье, то страдает, то радуется, город живет…. Но эта история несостоявшейся любви и семейной жизни окончена и нет к ней возврата, о чем символично говорит разведенный петербургский мост из пансырной сетки кровати и уплывающий бумажный кораблик с сердцем на борту, провожаемый взглядом всех героев.
Спектакль сложен, но в этом его привилегия, он заставляет думать, он – набор загадок, найдя разгадки к которым, осознаешь все его величие! «Смех свозь слезы», все как завещал Гоголь.
Знаю, что спектакль многим не понравился, многие ушли после первого акта. Но на то это и непростой спектакль, он не дает расслабиться, это из тех, произведений искусства, которые нужно пытаться разгадать, которые нужно смотреть внимательно и, если тебе удалось понять хотя бы часть задуманного постановщиком, ты ощущаешь некий внутренний восторг. Это спектакль, который не отпускает. Я бы точно сходила на него снова.
Спасибо фестивалю «Сахалинская рампа» за возможность прикоснуться к гениальному творению мастеров своего дела!
Женитьба
Заметки к постановке «Женитьбы» Гоголя
Спектакль хочется поставить как комедию на первом плане и как драму – на втором. Драма – в сложности выбора: жениться или не жениться. Николай Васильевич Гоголь так и не женился, хотя, говорят, бывал влюблён.
В 1829 году Гоголь внезапно уезжает за границу. О причинах пишет матери: «. ради Бога, не спрашивайте ея имени. Она слишком высока, высока. И послана на жизненном пути, дабы лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой». Некоторые исследователи считают эту романтическую историю вымыслом юного Николая. Фантазия или нет – в данном контексте не важно; главное, что «лишить меня покоя» стало темой «Женитьбы», первый вариант которой Гоголь датирует 1833 годом.
В 1839 году Николай Васильевич сватается к Анне Михайловне Вильегорской и получает отказ. Он продолжает работать над «Женитьбой», первая постановка которой состоялась в 1842 году.
В середине 40-х Гоголь был в переписке с Александрой Осиповной Смирновой-Россет. По этому поводу Аксаков пишет: «Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны» (Смирновой было около сорока).
Это, пожалуй, всё, что известно о личной жизни Гоголя. Итак, он сватался и не женился, как Подколесин. Из чего можно заключить, что «Женитьба» в некоторой степени сочинение автобиографическое.
Характеризуя свои персонажи, Гоголь непременно описывает их сапоги. Так что некоторое соотнесение героя и автора будет кстати в юбилейной (к 200-летию со дня рождения Гоголя) постановке.
Возвышение героя над уровнем рядового обывателя было подмечено ещё современником Гоголя А. Григорьевым – «Ты не Гамлет, ты Подколесин». И в постановке Эфроса в Театре на Малой Бронной, Подколесин пусть полупародийный, но «русский Гамлет», решающий вопрос не «быть или не быть?», а «жениться или не жениться?».
Подколесину лет 35, он надворный советник (армейский эквивалент – полковник). И остальные женихи – соперники Подколесина – немолоды. То-есть, женитьба для них это кардинальное изменение сложившегося холостяцого уклада, «лишение покоя». Серьёзное потрясение, которое они с удовольствием избежали бы, когда не ощущение неполноценности своего одинокого существования. Человек должен оставить след, потомство. Именно это противоречие раздирает каждого из женихов.
С одной стороны оно заставляет их добиваться Агафьи Тихоновны, но с другой сковывает, делает недостаточно решительными. Поэтому всех постигает неудача. Другие проигрывают в конкурентной борьбе, а победитель – Подколесин – неожиданно¬ для самого себя бежит из под венца, выпрыгнув в окно.
Действие начинается с того, что Иван Куэьмич лежит на диване. Диван – место его отдохновения и размышления. Кто знает, может диван Подколесина – родственник будущему ложу Обломова. Да и Лев Ландау, говорят, обдумывал свой курс теоретической физики, лёжа на диване.
Подколесин – мыслитель, а его приятель Кочкарёв – деятель. В «Женитьбе» Кочкарёв является главной пружиной действия. Почему-то ему вздумалось во что бы то ни стало женить Подколесина. Он и сам недоумевает зачем. Такая уж, видно, у него от природы деятельная натура. Просится на ум аналогия: Подколесин-Кочкарёв и Обломов-Штольц.
Подколесин колеблется, боясь лишиться холостяцкого покоя, а Кочкарёв, погоняя судьбу, действует методом проб и ошибок: сам неудачно женился, так хочет посмотреть, как это будет у приятеля. Он спешит, потому что знает, что Подколесин ненадёжен, может затянуть дело, а то и вовсе передумать. И, действительно, Подколесин ускользает, сводя на нет всю кипучую активность Кочкарёва. Кочкарёв – как бы зеркальное отражение Подколесина, его двойник, как позитив и негатив в фотографии.
Степан олицетворяет «простой» народ, который у Гоголя с ленивым любопытством наблюдает барские затеи. Вспомним Осипа, слугу Хлестакова в «Ревизоре», двух мужиков, обсуждающих бричку Чичикова в «Мёртвых душах». Степан – персонаж того же типа.
Он прекрасно понимает, что барину «хочется и колется» жениться, и с полным сознанием ситуации отвечает на вопросы Подколесина по поводу сюртука и сапог. Он, как бы даже, подыгрывает барину в его холостяцких терзаниях.
Сваха, Фёкла Ивановна, представляет в пьесе здравый смысл (в его упрощённой бытовой форме). Ей с первой сцены, а по сути ещё раньше, ясно, что Подколесин с его терзаниями – жених ненадёжный. А когда дело сватовства перехватил Кочкарёв, отговаривает Агафью Тихоновну от такого жениха. Фёкла, хотя и не предвидела, что жених выпрыгнет в окно, но чутьё подсказывало: сватовство Подколесина добром не кончится.
Фёкла Ивановна – средоточие комического начала, в противоположность женихам и Агафье, которые, несомненно, несут и драматический заряд из-за неудачи чаемой жизненной перемены.
Агафья Тихоновна, купеческая дочь, хочет повысить свой социальный статус, выйдя замуж за дворянина. Покойный батюшка, Тихон Пантелеймонович, был категорически против, вот дочь и несколько засиделась в девках. Но теперь Агафья сама себе хозяйка, тётка ей не указ. Поэтому выбирает не какого ни есть, а «хорошего дворянина». Образ Агафьи надо приподнять над бытовым уровнем. Она хочет не просто хорошего мужа, а лучшей, более «высокой» жизни.
Трое женихов-дворян (в отличие от терзаемого сомнениями Подколесина) безусловно хотят жениться. Обстоятельный экзекутор Яишница интересуется, главным образом, приданным. Отставной пехотный офицер, «субтильный» Анучкин, мечтает о жене, говорящей по-французки (сам не умеет). Отставной моряк Жевакин в семнадцатый (!) раз сватается и всё неудачно. Это траги-комические персонажи.
Из монолога Жевакина о своём фраке мы узнаем, когда происходит действие пьесы. «В восемьсот пятнадцатом вышел в отставку, только перелицевал: уж десять лет ношу. ». Следовательно, Подколесин выпрыгнул в окно в 1825 году!
Какие ассоциации у нас вызывает этот год? Конечно, выступление декабристов. Оно было связано со смертью Александра Первого, о ком Пушкин писал: «Правитель слабый и лукавый. над нами царствовал тогда». Александр обещал дать России конституцию и отменить крепостное право, да так и не собрался – тоже «выпрыгнул в окно», как Подколесин.
У меня нет и тени сомнения, что Гоголь не имел в виду этой аллюзии. Но он же гений, у него могло это нечаянно получиться. Намеченное, но так и не состоявшееся судьбоносное решение не раз встречается в истории России. Не дал конституцию и Александр Второй. Не выжила демократическая республика в 1917 году. Вот какие ассоциации может вызвать Агафья Тихоновна, от которой убежал жених.
Агафья Тихоновна хотела бы «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича». Тут невольно возникает параллель с тем, как в России пытаются совместить азиатскую деспотию и европейский порядок. Намекнуть на этот второй план можно при помощи декораций, которые могут включать такие элементы, как шлагбаум, фото Сенатской площади, двуглавый орёл.
На первом плане постановка должна быть очень смешная, в пьесе для этого всё есть. Как всегда, комизм – в несоответствии целей и средств, в череде ошибок и путаницы. Это всегда смешит публику, хотя по сути грустно.