жизнь взаймы чем болела лилиан
«Жизнь взаймы», художественный анализ романа Ремарка
Роман «Жизнь взаймы» впервые был опубликован в 1959 году в Гамбурге. В нём Ремарк предстал перед читателем в амплуа опытного психолога и философа, раскрывающего вечные темы всех времён и народов – любви, жизни, смерти, свободы, времени. В отличие от других романов автора в «Жизни взаймы» нет места политике: война в Европе закончилась, люди вернулись к своему обычному существованию и только её тяжелые отголоски в виде смертельных болезней и потерянных для своего времени личностей всё ещё путешествуют по заснеженным горам, улицам Парижа и казино Монте-Карло с тем, чтобы обрести что-то большее, чем мирная жизнь.
В первый же вечер, проведённый вне санатория, Лилиан чувствует, что «спаслась». На пути к жизни девушка проходит через ряд символических образов, имеющих как философское, так и религиозное значение. Сен-Готардский тоннель, которые преодолевают герои, «сдирает с Лилиан прошлое». Для неё он становится «Стиксом», который «невозможно перейти дважды». Античная мифология в образе Сен-Готардского тоннеля сливается с христианскими представлениями о последнем пути человека к Богу – через тёмный тоннель, заканчивающийся ярким светом. Бегство Лилиан из санатория можно трактовать и как попытку заново родиться, и как стремление найти что-то большее, чем своё физическое существование.
Жизнь в романе представлена через символический образ воды: снег (застывшая вода) окружает Лилиан в санатории, но как только девушка вырывается на свободу, вода начинает течь – в виде дождя, тумана, городских фонтанов, впервые увиденного героиней моря, облаков, плывущих под крылом самолёта.
Эрих Мария Ремарк — «Жизнь взаймы»
Рецензия на роман Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Яна Загирова.
Книга Эриха Марии Ремарка — «Жизнь взаймы» — это роман, в котором поднимаются вопросы о жизни и смерти, о свободе и выборе, о времени, которое неподвластно человеку, и о любви, без которой просто невозможна жизнь на земле.
Как я нашла для себя эту книгу? Зайдя в один из залов книжного магазина, я, как обычно, скользила взглядом по полкам, где стояло множество различных произведений, спустя несколько минут, заметив, что в голове, как красная мигающая лампочка, вертится название — «Жизнь взаймы», я продолжила выбирать что-то из русской классики. И в один момент я развернулась и нашла роман Ремарка, взяв его в руки я подумала: «в этот раз не я выбрала книгу, а она меня».
Главные герои романа: Лилиан Дюнкерк, двадцатичетырёхлетняя девушка, которая смертельно больна туберкулёзом и Клерфэ, человек, готовый рисковать своей жизнью ради победы в автогонках.
Всё начинается высоко в горах, где находится лечебный санаторий «Монтана», куда Клерфэ заехал к своему другу — Хольману, и, где впервые заговорил с Лилиан.
Смерть подруги на огромный шаг подтолкнула Лилиан к дороге в жизнь. Клерфэ, который не обращался с ней как со смертельно больной, что, не оставило её равнодушной к нему, всё это подводит Лилиан к рискованному решению покинуть санаторий. Волков уже привык к тому, что его возлюбленная может внезапно схватить чемоданы. Но сейчас она в последний раз собрала свои вещи и, после решительного разговора с директором санатория, покидает горы вместе с Клерфэ.
Так, как живёт Лилиан свои последние месяцы не живёт ни один здоровый человек. Она хватается за жизнь изо всех сил, она тратит деньги на новые наряды. О, эти платья, которые безупречно сидят на ней, развешивает их по всей комнате, Клерфэ она говорит, что это её новые друзья. Заказывает номер в первом попавшемся отеле, пробует различные блюда, которые ей противопоказаны, самое главное — это то, что Лилиан живёт сейчас, она знает, что у неё нет будущего. И бесконечно поражается тому, что люди живут так, будто никогда не умрут.
Клерфэ восхищается Лилиан, он поражён тому, какой она становится с каждым днём, многим требуются десятки лет, чтобы мыслить и жить как Лилиан. А сам он тонет в своей любви к ней и замечает за собой, что ведёт себя как юноша. Клерфэ всячески пытается удержать Лилиан рядом с собой, она же видит в этом ловушку, темницу или тупик. Его эгоизм по отношению к её чувствам толкает Лилиан на ещё один тяжёлый шаг — уехать от Клерфэ. Но она не успевает сделать этого, так как жизнь сыграла с ними ужасную шутку. В какой-нибудь день Клерфэ должен был провести с Лилиан её последние минуты жизни, возможно, потом бы он заказал для неё гроб, принёс бы на могилу её любимые цветы, но всё вышло совсем наоборот.
Назвать это произведение интересным, необычным — это значит ничего о нём не сказать. Роман Э. М. Ремарка глубоко философский и цепляющий за душу, он заставит вас переживать вместе с героями книги, понять, что один человек от другого отличается ничем иным, как мировоззрением, и взглянуть на жизнь и время с точки зрения каждого героя этого неповторимого романа.
В книге встречаются диалоги и мысли героев, которые хочется перечитать дважды, запомнить или выписать. Её стоит прочитать, и почувствовать, как вас охватывает любовь к книге, как после прочтения остаётся ощущение, будто прожил маленькую, но яркую жизнь.
Рецензия написана в рамках конкурса “Моя любимая книга”.
Жизнь взаймы
Микропересказ : Известный гонщик влюбляется в смертельно больную девушку. Их недолгое счастье кончается гибелью гонщика на одном из авторалли. Через несколько недель девушка умирает от туберкулёза.
Известный автогонщик Клерфэ ехал в альпийский санаторий «Монтане» для туберкулёзных больных навестить своего друга и бывшего напарника Хольмана. На извилистой горной дороге ему встретилась упряжка лошадей с санями. Лошади испугались и стали на дыбы, развернув сани попёрёк дороги, но Клерфэ вовремя схватил их под уздцы. Санями правил высокий мужчина с холодным, надменным лицом. За ним сидела красивая, молодая женщина с загорелым лицом и очень светлыми прозрачными глазами. Мужчина с первого взгляда вызвал у Клерфэ острую антипатию.
Хольман провёл в этом санатории почти год, и очень тосковал по своей профессии. Чтобы поддержать друга, Клерфэ остался на несколько дней, поселившись в местной гостинице. От Хольмана он узнал, что мужчина, встреченный им на дороге, был богатым потомком русских белоэмигрантов Борисом Волковым, лечившимся в Альпах от туберкулёза. Он снимал небольшой домик возле санатория. Женщина, двадцатичетырёхлетняя Лилиан Дюнкерк, была его возлюбленной и лечилась вместе с Хольманом.
В тот вечер от туберкулёза умерла лучшая подруга Лилиан, и девушка задумалась о своём будущем. В «Монтане» она провела четыре послевоенных года. До этого она пережила войну, и совсем не знала, как живут люди в мирное время. Она была тяжело больна и могла провести в этой комфортабельной тюрьме всю жизнь. Борис старался утешить её, но Лилиан хотелось жить. Её раздражала его бдительная заботливость.
В тот же вечер Лилиан улизнула из санатория и провела вечер с Клерфэ в «Палас-баре». Они провели вместе несколько вечеров. Лилиан казалась Клерфэ особенной, совсем не похожей на его бывшую любовницу Лидию Морелли, владевшую всеми женскими уловками. В один из вечеров Лилиан заметил директор санатория, и на следующий день прочёл ей нотацию о режиме и здоровье. В ответ она заявила, что покидает санаторий и попросила Клерфэ отвезти её в Париж. Борис не смог отговорить её от этого необдуманного поступка.
В Париже жил дядя Лилиан, который оплачивал её лечение деньгами, оставшимися от родителей, погибших во время войны. Девушка решила отправиться прямо к нему. По дороге в Париж Лилиан почувствовала, как застывший в ней «образ мира вдруг начал оттаивать, задвигался и заговорил» с ней. Он не знала, что будет с ней дальше, но она жила. Путешествие продолжалось двое суток. Свою первую ночь они провели в небольшой гостинице у живописного озера. Клерфэ тоже был человеком без будущего, существовавшим от одной гонки до другой. Именно этим он и привлёк Лилиан — у неё будущего тоже не было.
Приехав в Париж, Лилиан сняла номер в небольшом отеле «Биссон» на набережной Гранд Огюстен. Разложив вещи, она отправилась к дяде Гастону, чтобы забрать свои деньги. Ей незачем было экономить, и она решила накупить себе нарядов. Дядя, очень скупой человек, был возмущён такой расточительностью. Племянница не сообщила ему о своей смертельной болезни, и он вознамерился как можно выгодней выдать Лилиан замуж, чтобы не тратить на неё свои собственные деньги.
Через некоторое время Клерфэ на две недели уехал в Рим подписывать контракт на участие в очередных автогонках. Порой он вспоминал о Лилиан «с неведомой доселе нежностью», однако, встретившись с Лидией Морелли, он понял, что Лилиан ему не пара: «ей нужен человек, который может отдавать ей много времени». Возвращаясь в Париж, Клерфэ взял любовницу с собой. Лилиан тем временем заказала целый гардероб в самом дорогом доме мод Парижа. То, что не надо было экономить и думать о будущем, теперь казалось ей преимуществом.
Снова встретившись с Лилиан, Клерфэ изумился тому, как она изменилась. Она «словно только что перешагнула через мистическую грань детства», превратившись в очаровательную женщину. Теперь Клерфэ не понимал, почему так задержался в Риме, и зачем взял с собой любовницу. Вспоминая о Лилиан в Риме, он преувеличивал её провинциальность, боясь влюбиться и потерять себя. В Париже он снова начал встречаться с девушкой. Однажды они столкнулись с Лидией Морелли в ресторане, её сопровождал состоятельный кавалер. Лилиан не стала ревновать — у неё не было для этого времени. Клерфэ это задело, он чувствовал, что девушка ускользает от него. Чтобы не потерять Лилиан, он признался ей в любви — теперь ему была нужна только она. Девушка молчала — она не хотела усложнять свою недолгую жизнь серьёзными отношениями, ей хотелось просто жить.
Дядя Гастон устроил ужин, на котором присутствовало несколько холостых и богатых мужчин. Самым старым и богатым был виконт де Пёстр. Не долго думая, он предложил Лилиан стать его содержанкой и поселиться в квартире на Вандомской площади. Лилиан отнеслась к «выставке женихов» с «убийственной иронией». Ей было безразлично всё, что эти богачи считали важным.
Лилиан и Клерфэ продолжали встречаться. Он показывал ей самые лучшие рестораны и самые злачные кабаре Парижа. Лилиан от всего приходила в восхищение, в этом она походила на ребёнка. Через некоторое время девушка сняла номер в отеле «Риц», где жил и Клерфэ. Он рассказал ей, что во время войны в этом отеле жили немцы, и те, кто им служил. Жил там и брат Клерфэ, в то время как он сам гнил в лагере для военнопленных.
Вскоре они отправились на Сицилию, где проводились гонки «Тарга Флорио». Лилиан он поселил у друга, владеющего целой флотилией рыболовных лодок и виллой на берегу моря. Выбор Клерфэ был не случаен: мечтательный и толстый богач Левалли не был донжуаном. Лилиан не видела Клерфэ целыми днями, но ветер постоянно доносил до неё рёв моторов, и она чувствовала, что он всегда рядом.
Лилиан наблюдала за гонками с трибуны. «Она слишком долго и слишком близко соприкасалась со смертью», поэтому «эта игра с огнём казалась ей непристойной», и в тоже время она находила в гонках что-то от детских игр. Клерфэ повредил плечо, но ему пришлось закончить гонку. Теперь Лилиан почти ненавидела его за то, что слишком сильно полюбила. Уже к концу гонки она знала, что покинет его.
Клерфэ предложил Лилиан пожить в Палермо, пока у него заживёт плечо, а потом не спеша двинуться по Европе вслед за весной. Лилиан отказалась — «она совсем иначе относилась к времени, чем люди, которым предстояло прожить ещё долгие годы». Она хотела побыть в одиночестве и пообещала Клерфэ ждать его в Париже. Прибыв в Рим, Лилиан неожиданно решила поехать в Венецию. Всепроникающая сырость этого города спровоцировала усиление болезни. У Лилиан началось кровотечение. Неделю она пролежала в постели, ничего не сообщив Клерфэ. Лилиан не хотела, чтобы он видел её больной.
Не найдя Лилиан ни в Париже, ни в альпийском санатории, «Клерфэ начал думать, что она его бросила». Он пытался забыть Лилиан и найти утешение в прежних развлечениях, но при этом ему казалось, «что он погружается во что-то липкое, как клей». Бросив эти попытки, Клерфэ впал в апатию. Утратив Лилиан, «он утратил что-то в себе самом». В это время он окончательно расстался с Лидией Морелли. Бывшая любовница поняла, что Клерфэ «созрел для женитьбы». Он даже не догадывался, что Лилиан вернулась в Париж и снова поселилась в отеле «Биссон», словно вернулась в старую гавань после сильной бури. Теперь Лилиан «знала, что для неё нет спасения». Сразу после возвращения она встретилась с дядей Гастоном, который упрекнул её за мотовство и предложил поселиться вместе с ним. Лилиан так и не рассказала ему о болезни.
Клерфэ увидел её в окне отеля, случайно проходя мимо. Лилиан скрыла от него обострение туберкулёза, сказав, что просто захотела пожить в Венеции и немного простудилась. Клерфэ ей не поверил. Боясь, что она снова исчезнет, он сделал ей предложение. Фирма, с которой у Клерфэ был подписан контракт, предложила ему заняться продажей автомобилей в округе Тулуза. Лилиан не отказала ему, но почувствовала, что Клерфэ изменился — у него появилось будущее, тогда как у неё его не было совсем. Она попросила подождать до следующего года, зная, что к тому времени её уже не станет.
В тот вечер Клерфэ рано привёз Лилиан в отель. Он стал заботлив, следил, чтобы девушка не простудилась, что сильно её злило. Вскоре Клерфэ уехал на тысячемильные гонки в Брешии. На этот раз Лилиан с ним не поехала. Она следила за гонками по радио. И кончались и начинались эти гонки в Брешии. Лилиан это казалось столь же бессмысленным, как бег по кругу: на немыслимой скорости вырваться из Брешии, чтобы через несколько часов вернуться туда же. Лилиан подумала, что жизнь похожа на гонку из Брешии в Брешию. Только в санатории всё не так: там люди борются за каждый вздох. Вспомнив о санатории, она решила позвонить Хольману. Он сообщил, что Борис Волков больше не приходит. Хольман встречал его несколько недель назад — тот гулял со своей овчаркой. Видимо, у Бориса всё было хорошо.
Сразу после гонок Клерфэ отвёз Лилиан на Ривьеру, где у него был небольшой заброшенный домик. Клерфэ планировал восстановить дом на гонорар от следующих гонок и жить в нём после свадьбы с Лилиан. Он не понимал, что у Лилиан нет времени строить семейное счастье. Если бы она думала о будущем, то осталась бы в санатории, день за днём продлевая себе жизнь. «Единственное, чего страшилась Лилиан, — это оказаться в плену обыденности», поэтому забота Клерфэ, его вопросы о самочувствии, страшно разочаровывали и раздражали её.
В тот же вечер они пошли в казино. Там от одного знакомого Лилиан узнала, что когда-то здесь был и Борис Волков. Он приезжал ещё до войны с одной из красивейших женщин Европы и сорвал банк, играя в рулетку. Кроме того, выяснилось, что Волков участвовал в автогонках как любитель. Лилиан была удивлена — таким Бориса она не знала. Тайно ревнуя к Волкову, Клерфэ попытался повторить его достижение и проиграл крупную сумму. Он жалел о проигранных деньгах, чего раньше никогда не делал. Лилиан не хотела жить в тюрьме, созданной любовью Клерфэ. У неё было одно средство — убежать.
Приближались гонки в Монте-Карло, самые крупные соревнования года. Клерфэ снова пропадал на тренировках. Теперь любовь представлялась Лилиан бесконечно длинным коридором. Ей оставалось жить всего несколько месяцев, и она не хотела идти по этому коридору. Решив уйти, Лилиан почувствовала «маленькое острое счастье» и давно утраченную нежность к Клерфэ.
Гоночная трасса проходила прямо по улицам города и изобиловала крутыми поворотами. Лилиан сидела на трибуне, наблюдая, как автомобили одолевают круг за кругом. На сороковом круге она решила уйти. Лилиан уже успела купить билет на Тюрих. Поезд уходил послезавтра, как раз когда Клерфэ должен был лететь в Рим. Клерфэ шёл вторым. Вдруг лидирующий автомобиль стал поперёк дороги и залил шоссе маслом. Не сумев объехать лужу, Клерфэ замешкался, и тут автомобиль, следующий сзади, смял его машину. Клерфэ раздавило грудную клетку. Лилиан услышала об этом, уже спускаясь с трибун. Она бросилась в больницу. Клерфэ не дожил до операции. Он умер, не приходя в сознание.
На следующий день в Монте-Карло прибыла сестра Клерфэ, сухая и очень практичная дама. Она не общалась с братом, который её ненавидел. Она приехала, узнав о гибели Клерфэ и почуяв запах денег. Вскоре оказалось, что Клерфэ завещал Лилиан дом на Ривьере. Сестра попыталась заставить девушку подписать отказ от завещания, но та выгнала мегеру из своего номера.
Ещё через день Лилиан уезжала. Всё это время девушка находилась в прострации. Ей казалось несправедливым, что Клерфэ умер раньше её. У Лилиан было странное чувство, будто она заняла чужое место. Набравшись смелости, она позвонила Борису. Незнакомый женский голос сообщил, что его нет. Лилиан решила, что он тоже умер.
Борис нашёл девушку на вокзале. Он услышал о гибели Клерфэ и сразу поехал за Лилиан. Теперь она понимала, что не существует мест и вещей, из-за которых стоит бросаться жизнью. Борис давно уже знал это. Он тоже убегал от болезни, и тоже вернулся. Лилиан приняли в «Монтане». На ведущей к санаторию горной дороге они встретили Хольмана. Он выздоровел, и его брали на место Клерфэ.
Лилиан умерла от кровотечения через шесть недель после приезда в санаторий. Борис смотрел на её красивое, спокойное лицо и думал, «что она была счастлива, насколько человек вообще может быть счастлив».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Жизнь взаймы»: краткое содержание
Содержание статьи
Певец «потерянного поколения»
Эрих Мария Ремарк – немецкий писатель, автор четырнадцати романов, посвященных «потерянному поколению». Поколению, пережившему войну и потерявшему на ней здоровье, силу, веру в жизнь и в будущее. Среди наи более известных «Три товарища», «Триумфальная арка». «Жизнь взаймы» – двенадцатый роман писателя Позднее автор поменял название на «Небеса не знают любимчиков», однако в русском переводе книга более известна под первоначальным заголовком. Действие романа разворачивается в Альпах и в послевоенной франции.
Главные герои
Клерфэ – известный автогонщик, главный герой романа;
Лилиан Дюнкерк – больная туберкулезом молодая женщина. Проходит лечение в санатории в Альпах, главная героиня романа;
Хольман – в прошлом известный гонщик, напарник Клерфэ. Болен туберкулезом, проходит лечение в санатории в Альпах. Не центральный персонаж.
Борис Волков – близкий друг Лилиан. Болен туберкулезом, проходит лечение в санатории в Альпах.
В санатории Монтане
Клерфэ едет с гонок, в которых участвовал. Он собирается навестить своего друга Хольмана, который уже год проходит лечение от туберкулеза в Альпийских горах. В дороге он замечает неполадки в работе своего старого гоночного автомобиля и пытается разобраться с причинами. При этом звук мотора пугает лошадей, запряженных в сани, оказавшихся на дороге в то же время. Клерфэ останавливает испуганных животных, но благодарности не дожидается ни от мужчины, который правит санями, ни от женщины, сидящей в санях. Однако Клерфэ за короткое время успевает заметить, что женщина молода и красива.
Добравшись до санатория, Клерфэ встречается с другом. Хольман, который провел в Альпах уже год, тоскует по гонкам и гоночным автомобилям. Беседуя с Хольманом, Клерфэ замечает, как к санаторию подъезжают те самые сани, и вновь встречается с женщиной и узнает, что ее зовут Лилиан Дюнкерк, а мужчина – ее близкий друг Борис Волков. Оба они тоже больны и проходят курс лечения в санатории.
В тот день умерла подруга Лилиан, и девушка не могла оставаться одна. После ужина она встретилась с Хольманом и Клерфэ в попытке найти какое-то общество и избежать одиночества, которое в этот вечер особенно давило на нее. Клерфэ и Лилиан провели этот вечер вместе в баре местного отеля.
На следующий день Клерфэ отпраил в подарок Лилиан белые орхидеи – самые красивые цветы, купленные им в местной лавке. Однако увидев их, Лилиан ужаснулась: это были те самые орхидеи, которые она, выписав из другого города, положила на гроб своей подруги. Не зная, как эти цветы вновь попали к ней, Лилиан сочла это дурным знаком и очень испугалась. Недоразумение выяснилось быстро: цветы забирали работники крематория и перепродавали их в местную цветочную лавку. Однако само происшествие глубоко ранило тонкую чувствительную девушку.
Лилиан и гонщик встречались каждый вечер. Однако такой режим не приветствовался в санатории, так как пагубно влиял на слабое здоровье больных туберкулезом. Об этом Лилиан как-то сообщил директор лечебницы. В ответ Лилиан отказалась продолжать лечение и решила уехать из Альп и вернуться в родной Париж.
От сумасбродной идеи девушку пытался отговорить Волков, искренне в нее влюбленный и переживающий за ее будущее. Попытка оказалась безрезультатной. С просьбой отвезти ее в Париж Лилиан обратилась к Клерфэ.
Призрачная свобода
Еще по дороге в Париж, Лилиан чувствует, что оживает. Не ждет смерти, не проживает каждый день, как будто отбывая тяжкую повинность, а живет, ощущая в полной мере цвета, запахи и движения вокруг себя.
Вернувшись, девушка забирает все свои деньги, которые находились на хранении у ее дяди, и с головой окунается в свободную, полную удовольствий жизнь. Она не думает о будущем – у нее нет будущем – и наслаждается каждым днем, отпущенным ей. Она селится в отеле, покупает иплатья и множество дорогих нарядов, посещает все интересные места Парижа. Клерфэ не препятствует этому. Он тоже человек, живущий одним днем – от гонки до гонки.
Отношения прерываются, когда Клерфэ уезжает на переговоры и подписание контракта на очередные соревнования. Вдали от Лилиан он начинает думать, что их отношения были мимолетными и продолжать их не стоит. Сделав такой вывод, он решает, что отношения с девушкой завершены и лишь иногда вспоминает о ней. Однако судьба через короткое время снова приводит его в Париж, где гонщик, увидев обновленную, преобразившуюся Лилиан, понимает, что делал скоропалительные выводы. Его чувства возвращаются и становятся даже сильнее.
А Лилиан не хочет тратить время, которого у нее и так немного, на терзания и рутину. Ей хочется жить в полную силу. Поэтому она не отвечает, когда Клерфэ признается ей в любви. Однако отношений с ним она не прекращает. Влюбленные живут в одном отеле и много времени проводят вместе
Клерфэ предстоит участие в гонках Тарга Флорио на Сицилии. На остров Лилиан и Клерфэ отправляются вместе. Здесь они видятся редко: он все время занят подготовкой к соревнованиям, она ждет его на вилле. Увлечения Клерфэ Лилиан не разделяет. Гонки не кажутся ей серьезным занятием, и она не понимает, как можно рисковать жизнью по столь ничтожным причинам. Кроме того, она видит в них детское бахвальство.
Во время гонок Клерфэ получает травму. Ему требуется время на восстановление, и он предлагает Лилиан отправиться в путешествие по Европе, пока он не будет готов вернуться к своему основному занятию. Но девушка отвечает, что ему лучше поехать одному, а она подождет его в Париже. На самом деле она решает прекратить отношения. Обязанности и привязанности тяготят ее. Вместо Парижа она едет в Рим, а затем в Венецию. Этот город стал для нее роковым. Влажный, ветреный город провоцирует быстрое развитие болезни. У Лилиан открываются кровотечения. Она понимает, что ей осталось совсем немного, но ничего не говорит об этом Клерфэ. Жалость, снисхождение и забота тяготят ее.
А Клерфэ безрезультатно ищет возлюбленную. Поняв, что его усилия тщетны, он старается жить своей жизнью, но теряет интерес к окружающему и к самой жизни. А жизнь сводит их снова. Клерфэ встречает Лилиан в Париже совершенно случайно. О реальном состоянии своего здоровья девушка ему не сообщает.
Чтобы привязать Лилиан к себе, гонщик предлагает ей руку и сердце. Тем более, что ему поступило предложение продавать автомобили, то есть впереди маячило более стабильное будущее и возможность уйти из гоночного спорта, который так не нравился Лилиан. Но именно это делает разницу между ними еще сильнее. Клерфэ теперь смотрит в будущее, которого у Лилиан нет. Она настаивает на отсрочке свадьбы до будущего года, потому что знает, что не доживет до него.
Клерфэ с все большей надеждой смотрит вперед. Он планирует привести в порядок дом на Ривьере. Его злит проигрыш к казино, хотя деньги и их количество никогда раньше не имели для него ценности. Он хочет жить и планирует эту жизнь.
А Лилиан не хочет ничего планировать. Ей осталось совсем немного, и самая большая для нее проблема, что в этот последний этап ее жизни проникнет скука и обыденность. Для нее в обыденности нет смысла. И она вновь решает сбежать от жениха.
Конец
Свой уход она планирует на тот день, когда Клерфэ предстоят очень важные гонки в Монте-Карло. Она хочет посмотреть и уйти, пока гонка не закончится, чтобы избежать вопросов и объяснений. Билет на поезд она уже купила.
Гонка оказывается для Клерфэ роковой. Потеряв управление на масле, вылившемся из впереди идущей машины, он теряет скорость, и в этот момент его сметает идущий следом на полной скорости автомобиль. Травмы оказываются слишком серьезными, через короткое время гонщик умирает.
И тут же обнаруживаются претенденты на его имущество. Не поддерживающая отношений с Клерфэ сестра приезжает в Париж, чтобы не упустить свой кусок. Узнав, что дом на Ривьере завещан Лилиан, женщина пытается заставить ее отказаться от своих прав. Лилиан не уступает.
Дом ей не нужен. Она поражена несправедливостью: как мог Клерфэ умереть раньше ее. Ведь она должна умереть, она больна, а он здоров. Ей кажется, что она занимает его место, не имея на это права. Душевные переживания столь сильны, что Лилиан звонит Волкову. Безуспешно.
И Лилиан едет на вокзал. Там ее и находит Борис. Он отправился за ней сразу после известия о гибели Клерфэ. Девушка подавлена. К ней приходит осознание, что жизнь бесценна, и распылять ее преступно. Волков везет Лилиан обратно в Монтане.
По дороге они встречают Хольмана. Он сообщает, что здоров, возвращается к карьере гонщика и сейчас его берут на место Клерфэ.
Через несколько недель Лилиан умирает в Монтане. В последние минуты рядом с ней Борис Волков.