джаз дуэт что значит

Джаз вдвоем: шесть ярких дуэтных альбомов

джаз дуэт что значит. Смотреть фото джаз дуэт что значит. Смотреть картинку джаз дуэт что значит. Картинка про джаз дуэт что значит. Фото джаз дуэт что значит

Джаз — жанр изобильный. Пышные оркестры, длительные импровизации, дуэли солистов, извивающаяся ритм-секция и тому подобное. Но не всегда чем больше, тем лучше. Когда джазмены себя сознательно ограничивают, подчас, получается чудо. Так что иногда и простой фортепианный дуэт может звучать широко, как оркестр. Сегодня мы подобрали для вас несколько альбомов, где всего два инструмента создают целую вселенную звука и драйва.

Charlie Haden & Brad Mehldau «Long Ago And Far Away»

Две эпохи джаза. Великий контрабасист Чарли Хэйден и популярный пианист-новатор Брэд Мелдау много сотрудничали, познакомившись еще в 1993. Хэйден всячески хвалил молодую джазовую звезду, ну а Мелдау, понятное дело, преклонялся перед контрабасистом, особенно отмечая — что неудивительно — его эпохальные фри-альбомы с Орнеттом Коулменом.

Но именно как дуэт коллеги-друзья дали всего один большой концерт. По счастью, он оказался записанным. Это — концерт 5 ноября 2007 года в германском Маннгейме, в Кристускирхе во время фестиваля Enjoy Jazz. Запись выпущена лейблом Verve только в этом году.

Хэйден, как известно, оставил ворох дуэтных альбомов — с Хэнком Джонсом, Гонсало Рубалькабой и другими. Везде его инструмент звучит по-особенному; здесь — ярко, с грувом и, в то же время, спокойно и углубленно. К тому же, он успевает дать высказаться коллеге, который ему в сыновья годится.

Впрочем, Мелдау тоже кое-что в экзотических дуэтах смыслит (в его дискографии записи с мандолинистом Крисом Тили, барабанщиком Марком Джулианой, гитаристом Пэтом Мэтини, классическими певицами и т.п.)

Хэйден и Мелдау когда-то нашли друг друга и совпали идеально. Так и в этой записи они прекрасно взаимодействуют — с естественной легкостью уважения друг к другу. Но чего говорить — включите один только этот трек — там все ясно с первых тактов.

Steve Lacy & Mal Waldron «At the Bimhuis 1982»

Концерт 1982 года в Амстердаме — далеко не единственная коллаборация сопрано-саксофониста Стива Лэйси и пианиста Мэла Уолдрона. Оба — люди, что называется, культовые, переигравшие со многими великими. Да и сами — иконы.

Программа начинается с задумчивой «Blues for Aïda» с ультразвуковым писком сопрано-саксофона. Далее «Snake Out» — эдакое жутковатое постапокалиптическое буги. Третья — задорная баллада «Reflections», и так далее, в том же духе карнавального триллера.

Archie Shepp & Dollar Brand «Duet»

Этот совместный альбом в 1978 году записали саксофонист Арчи Шепп и южноафриканский пианист Абдулла Ибрагим, которого в свое время в Штатах называли «Знак Доллара». Впрочем, коммерция здесь ни при чем.

Первый трек — «Fortunato» — тревожно-романтичный, с диссонансами в рамках приличия. Вторая композиция — «Barefoot Boy from Queens Town» — эдакий апокалиптический буги. А «Left Alone» вышеупомянутого Мэла Уолдрона — уже почти совсем блюз. Финальная «Monebah» начинается с каких-то неоклассических/минималистских фортепианных пассажей, но продолжается опять-таки плавной мелодией тенор-саксофона в теплом толстом звуке а-ля Бен Уэбстер. Вот вроде бы Шепп и Ибрагим — новаторы-авангардисты, а материал получился почти что фоновый. Но все же — только почти что.

Alexander von Schlippenbach, Manfred Schoof «Blue Hawk»

Романтичный авангард — такое бывает? А то! Ну, правда, не совсем авангард — просто выдающийся немецкий пианист-новатор, культовая фигура европейской импровизационной музыки. Везде разный, но всегда со своей немецкой чертовщинкой.

Этот альбом 2011 года — действительно, просто красивый и приятный. В каждой хрупкой ноте, в каждой плавной мелодии и задумчивом соло. Играют — как дышат, в общем.

Kenny Barron, Stan Getz «People Time» (Live At Jazzhus Montmartre, Copenhagen / March 3rd 1991)

Ну а это просто мой любимый альбом — из джаза, не-джаза, концертных, каких угодно. Купил пиратский двойник на «Горбушке» почти случайно, ради интереса — и все, до сих пор гоняю. Хотя, казалось бы, чего такого: Гетц с его теплым шершавым звуком, Бэррон с его классицизмом и жаром — не на одном альбоме такое можно услышать. Тем более тут «лабают» они в каком-то кафе в Копенгагене, где Гетц наслаждался жизнью с молодой женой. А может, потому-то этот альбом так хорош: свободные люди в свободной стране играют для публики — чуть ли не для приятелей-друзей — которая слушает их с любовью и уважением.

Интересно, что изначально программа была выпущена на одном LP. Потом уже, в эпоху тотального переиздания всего со всем и на всем, сделали 2 CD. И, как мне кажется, не переборщили.

John Hicks and Frank Morgan «Twogether»

Недавно мы обозревали запись удивительного человека по имени Френк Морган, его live-дуэт с пианистом Джорджем Кейблсом. Здесь он — в 2005 и 2006 годах дуэтом с пианистом Джоном Хиксом (оба умерли буквально через год-два после выхода альбома). Сравнивать тот и этот live довольно забавно и увлекательно. Они — совершенно разные по подходу, атмосфере, настроению и так далее. Хотя материал отчасти пересекается, но «A Night in Tunisia» здесь решена как нечто скоростное-головоломное. Вот явно любил старик Морган эту пьесу, всегда ее как-то особенно разделывал и заново собирал. С «‘Round Midnight» более предсказуемо — классическая баллада.

Вообще саунд тут примерно такой: представьте себе пейзаж с горочками. Горы слева и справа — это мощные аккорды и пассажи Хикса (удивительно, шагающий бас в его левой руке иногда звучит прямо-таки с контрабасовой атакой!), а проворный ручеек, несущийся меж ними, — сакс Моргана.

Источник

Значение слова «джаз»

джаз дуэт что значит. Смотреть фото джаз дуэт что значит. Смотреть картинку джаз дуэт что значит. Картинка про джаз дуэт что значит. Фото джаз дуэт что значит

1. Род увеселительной, преимущественно танцевальной, музыки.

2. Оркестр или ансамбль, в состав которого входят преимущественно духовые и ударные инструменты и певцы-солисты. На маленькой эстраде визжал, гремел и барабанил с наигранной беззаботностью джаз. Паустовский, Дым отечества.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДЖАЗ, а, и ДЖАЗ-БА’НД, джаз-ба́нда, м. [англ. jazz-band] (нов.). Оркестр, составленный из особого подбора инструментов, преимущ. ударных и шумовых (первоначально негритянского происхождения).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. вид музыкального искусства и музыкальный стиль, сложившиеся в США в конце XIX — начале XX в. на основе сочетания черт европейской и африканской культуры и затем получившего международное распространение ◆ Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. «Джаз», 2014 г. (цитата из Википедии)

2. музыкальное произведение (музыкальные произведения), написанные и исполняемые в таком стиле ◆ В невозможные сроки африканцы возвели в отдалении церковь, в которой по вечерам пели джаз, прихлопывая в такт в ладоши и стремясь таким манером развеселить Бога. Дмитрий Липскеров, «Сорок лет Чанчжоэ», 1996 г. (цитата из НКРЯ)

3. оркестр или ансамбль, состоящие из духовых, ударных инструментов и перкуссии, исполняющие произведения такого стиля ◆ Надо нанять джаз, пригласить артистов, а не эту тамбовскую капеллу, как она там… Ильф, Петров, «Широкий размах», 1935 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Это была знакомая толпа местных полупижонов, которая обычно толпится у касс кинотеатров в дни появления ковбойских фильмов или часами торчит в вестибюле гостиницы, когда приезжает модный джаз или столичная футбольная команда. Фазиль Искандер, «Сандро из Чегема», 1989 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Весь этот джаз: как полюбить джазовую музыку и начать в ней разбираться

джаз дуэт что значит. Смотреть фото джаз дуэт что значит. Смотреть картинку джаз дуэт что значит. Картинка про джаз дуэт что значит. Фото джаз дуэт что значит

«Джаз — это мы сами в лучшие наши часы», — писал Сергей Довлатов, удивительно точно выражая теплоту и многогранность этого музыкального направления. Джазовые музыканты представляются нам волшебниками, которые способны на все, а их инструменты — магическими вещицами с уникальными свойствами.

Уже приметили саксофониста вашей мечты, но не знаете, чем обратить на себя его внимание? Мы попросили известного джазового музыканта Тимофея Хазанова рассказать, как полюбить джаз, а заодно — как произвести впечатление на мужчину из мира джаза.

джаз дуэт что значит. Смотреть фото джаз дуэт что значит. Смотреть картинку джаз дуэт что значит. Картинка про джаз дуэт что значит. Фото джаз дуэт что значит

Тимофей Хазанов,
джазовый саксофонист,
основатель группы «Black Sax Band»

С чего стоит начать знакомство с джазовой музыкой?

Знакомство с джазом лучше всего начать с похода на концерт. Если вы в Москве, то выбор достаточно большой: можно пойти в джазовый клуб или в хороший большой концертный зал. Почему я советую live выступление? Потому что джазовая музыка импровизационная и сиюминутная, ее нужно слушать и наблюдать именно тот момент, когда она создается.

Для знакомства советую выбирать известных и признанных музыкантов, иначе есть риск попасть на концерт непрофессионалов, из-за чего впечатление о джазе испортится.

Какие композиции обязательно нужно послушать новичку?

Что касается аудиозаписей, то я порекомендую классический джаз — то, что слушает весь мир. Это Луи Армстронг, Элла Фитджеральд, Чарли Паркер, Фрэнк Синатра, Стэн Гетц, Антонио Карлос Джобим, Дэйв Брубек, Дюк Элингтон, Каунт Бэйси, Майлз Дэвис и многие другие.

При этом в джазе существует очень много стилей. Новичку для похода на концерт я бы посоветовал выбрать smooth jazz — просто потому, что человеку неподготовленному лучше начинать с более современных, простых и доступных направлений.

Какие термины важно знать, чтобы поддержать разговор о джазовой музыке?

В джазе существуют термины, которые описывают то, что происходит на сцене в той или иной композиции. Самое главное в этой музыке — соло. Поэтому когда, например, саксофонист закончит играть и все ему зааплодируют (кстати, после каждого соло нужно аплодировать, это очень важно), повернитесь к своему молодому человеку и скажите: «Потрясающее соло!». Он обязательно оценит.

Когда саксофонист или трубач берет высокую ноту и долго ее тянет, также принято проявлять эмоции (можно похлопать и крикнуть «Уау!»). Джаз должен вызывать эмоции, не стесняйтесь их проявлять: хочется аплодировать — хлопайте, хочется крикнуть «Браво!» — кричите, хочется петь или танцевать — смело делайте это!

О чем девушке нельзя говорить ни в коем случае, если она сказала, что разбирается в джазе (а на самом деле не очень)?

Вообще на музыкальных концертах лучше не говорить, а слушать музыку. Но если уж вам довелось что-то обсуждать, то лучше избегать названий музыкальных инструментов, осособенно когда в них не разбираешься. Потому что можно перепутать саксофон с трубой, и тогда ваш маленький обман моментально раскроется.

Также избегайте названий композиций и имен авторов. У девушек в арсенале масса уловок, чтобы сбить с темы мужчину, и если вы оказались в такой ситуации, то самое время их применить.

Топ-5 фраз, которые выдают дилетанта:

Как освоить джаз за вечер?

Купите бутылочку хорошего вина, придите домой, поставьте диск Луи Армстронга и с первой композиции начинайте осваивать. А если серьезно, то это, конечно, невозможно, так что на концерте просто расслабьтесь и получайте удовольствие от музыки. По большому счету, нет необходимости знать все названия инструментов, имена композиторов и терминологию — вы же пришли не на экзамен в музучилище.

Произвести впечатление в таком случае лучше своим сногсшибательным внешним видом и хорошим настроением. Найдите в Сети сайт клуба или концертного зала, в который собираетесь пойти: не в каждое джазовое место ходят в вечерних платьях и со сложными прическами. Если вам будет комфортно, то свидание пройдет прекрасно и без джазовых терминов.

В чем состоит специфика джазовых концертов и к чему стоит подготовиться заранее?

Существует музыка «берущая» и «дающая». Тут нужно понимать, что вы хотите: получать удовольствие и расслабляться или же слушать более сложную музыку, которая заставит задуматься и пропустить переживания через себя. В джазе очень много направлений: от классики до авангарда. Выберете что-то более доступное, иначе рискуете провести два часа в муках и уйти с концерта с мигренью.

10 композиций, которые помогут влюбиться в джаз:

Источник

Что нужно знать о джазе, чтобы сойти за своего: гид по стилю

Сегодня джаз плавно, но настойчиво перетекает в хрустальный музыкальный сосуд с ярлычком «Классика»: приезжие звезды выступают в академических залах, а не знать имя Чарли Паркера или Майлза Дэвиса уже неприлично. Как разобраться в этом музыкальном явлении, если джаз прошел мимо вас?

Понять, кто есть кто в джазе, не так уж просто. Направление коммерчески успешно, а потому нередко о «единственном концерте легендарного Васи Пупкина» кричат изо всех щелей, а действительно важные фигуры уходят в тень. Под напором лауреатов «Грэмми» и рекламы с радио «Джаз» легко потерять ориентиры и остаться равнодушным к стилю. Если вы хотите научиться разбираться в такой музыке, а может, даже и полюбить ее, усвойте самое главное правило: никому не доверяйте.

Выносить суждения о новых явлениях нужно с осторожностью или как Юг Панасье — знаменитый музыковед, который провел черту и заклеймил весь джаз после 50-х, назвав его «ненастоящим». В конечном итоге он оказался неправ, но на популярность его книги «История подлинного джаза» это не повлияло.

Лучше отнестись к новому явлению с молчаливой подозрительностью, так вы точно сойдете за своего: снобизм и приверженность к старому — одна из ярчайших характеристик субкультуры.

В разговорах о джазе часто вспоминают Луи Армстронга и Эллу Фицджеральд — казалось бы, тут не ошибешься. Но подобные ремарки и выдают неофита. Это эмблематичные фигуры, и если о Фицджеральд еще можно говорить в подходящем контексте, то Армстронг — это Чарли Чаплин джаза. Вы же не будете беседовать с любителем артхаусного кино о Чарли Чаплине? А если и будете, то уж во всяком случае не в первую очередь. Упоминание обоих прославленных имен возможно в определенных случаях, но, если кроме этих двух тузов у вас в кармане ничего нет, придержите их и дождитесь подходящей ситуации.

Во многих направлениях бывают явления модные и не очень, но в наибольшей степени это свойственно именно джазу. Зрелому хипстеру, привыкшему выискивать редкие и странные вещи, будет непонятно, почему чешский джаз 40-х — это неинтересно. Найти что-то условно «необычное» и козырять своей «глубокой эрудицией» тут не удастся. Чтобы представлять себе стиль в общих чертах, следует перечислить его основные направления начиная с конца XIX века.

Регтайм и блюз иногда называют протоджазом, и если первый, будучи не совсем полноценной с современной точки зрения формой, интересен просто как факт истории музыки, то блюз актуален до сих пор.

Регтайм — это выписанное нотами произведение, чаще фортепианное и без импровизации, которая теоретически возможна, но до известных пределов; левая рука при исполнении таких композиций играет довольно статичный аккомпанемент — «бас-аккорд». Наиболее популярными стали регтаймы Скотта Джоплина.

Регтаймы Скотта Джоплина

Понятие хонки-тонк тоже имеет отношение к этому стилю: так называли бары с живой музыкой, где нередко исполняли и регтаймы на расстроенных от времени пианино. Сейчас этим затейливым словом чаще обозначают тембр такого инструмента и употребляют его, когда речь идет о стилях, зародившихся в ту эпоху, — буги-вуги, кантри и рок-н-ролле.

Регтайм The Entertainer на хонки-тонк-пианино
Кантри и буги-вуги на хонки-тонк-пианино

Блюзом изначально называли грустную афроамериканскую песню. С течением времени этот жанр превратился в целое направление, которое развивалось скорее как самостоятельный стиль, а не ветвь джаза. Кроме того, блюз — это и джазовая форма, причем одна из наиболее популярных, служащая визитной карточкой любого исполнителя: по импровизации на блюзовую тему его встречают и судят, насколько он хорош.

Жизнерадостный регтайм отличается от печального блюза не только настроением, но и тем, что во втором жанре огромное значение имеет импровизация, хотя в ранних блюзовых формах она или слишком простая, или вовсе отсутствует. Отчасти это объясняет широкую популярность печального стиля в постсоветской России.

И хотя исследователи причиной такого всплеска любви к блюзу в 90-х называют психологическое состояние россиян и тотальное ощущение безнадеги, на деле все может быть куда проще.

Подборка 100 популярных блюзовых песен

Буги-вуги, как и регтайм, — это фортепианный стиль, для которого характерен «ломаный» аккомпанемент в левой руке. Наравне с блюзом он является прямым предшественником ритм-н-блюза и его белого «отпрыска» — рок-н-ролла.

Классический буги-вуги

Как и в европейской культуре, у афроамериканцев музыка делилась на светскую и духовную, и если блюз относился к первой группе, то спиричуэл и госпел — ко второй.

Спиричуэлы более строгие, нежели госпелы, они исполняются хором верующих, часто с аккомпанементом в виде хлопков на четные доли такта — важная черта всех стилей джаза и проблема для многих европейских слушателей, которые хлопают невпопад. Музыка Старого Света чаще всего заставляет нас кивать на нечетные доли. В джазе все наоборот. Поэтому если вы не уверены, что чувствуете эти необычные для европейца вторую и четвертую доли, лучше удержаться от хлопков. Или посмотрите, как это делают сами исполнители, а затем попробуйте повторить.

Сцена из фильма «12 лет рабства» с исполнением классического спиричуэла
Современный спиричуэл в исполнении группы Take 6

Госпелы чаще исполнялись одним певцом, в них больше свободы, чем в спиричуэлах, поэтому они стали популярны как концертный жанр.

Классический госпел в исполнении Махалии Джексон
Современный госпел из фильма «Радостный шум»

В 1910-х годах формируется традиционный, или новоорлеанский, джаз. Музыку, из которой он возник, исполняли уличные оркестры, пользовавшиеся тогда большой популярностью. Значение инструментов резко возрастает, важное событие эпохи — появление джаз-бэндов, небольших оркестров из 9–15 человек. Успех негритянских коллективов мотивировал белых американцев, которые создавали так называемые диксиленды.

Традиционный джаз ассоциируется с фильмами об американских бандитах. Это связано с тем, что его расцвет пришелся на времена сухого закона и Великой депрессии. Один из ярких представителей стиля — уже упоминавшийся Луи Армстронг.

Отличительные черты традиционного джаз-бэнда — устойчивое положение банджо, лидирующая позиция трубы и полноценное участие кларнета. Последние два инструмента с течением времени потеснит саксофон, который станет бессменным лидером такого оркестра. По характеру музыки традиционный джаз более статичный.

Джаз-бэнд Джелли Ролла Мортона
Современный диксиленд Marshall’s Dixieland Jazz Band

Что не так с джазом и почему принято говорить, что никто не умеет играть эту музыку?

Все дело в ее африканском происхождении. Несмотря на то, что к середине XX века белые отстояли свое право на этот стиль, до сих пор распространено мнение, что афроамериканцы обладают особым чувством ритма, позволяющим им создавать ощущение раскачивания, которое называется «свинг» (от англ. to swing — «раскачивать»). Спорить с этим рискованно: большинство великих белых пианистов начиная с 1950-х и до наших времен прославилось благодаря своему направлению или интеллектуальным импровизациям, выдающим глубокую музыкальную эрудицию.

Поэтому если в беседе вы упомянули белого джазиста, говорить что-то вроде «как он здорово свингует» не стоит — ведь он свингует либо нормально, либо никак, такой вот обратный расизм.

А само слово «свинг» слишком поистерлось, произносить его лучше в самую последнюю очередь, когда это наверняка уместно.

В конце 20-х наступает эпоха свинга, которая продлится два десятилетия. Нельзя сказать, что в традиционном джазе его не было, — скорее, он присутствовал только в солирующей партии каждого инструмента, тогда как ритмическая секция — чаще всего контрабас, барабаны, фортепиано и гитара — играли статический аккомпанемент с акцентом на каждую долю.

В свинге как стиле появляется более четкое разделение на секции. Например, медные духовые: трубы, тромбоны и саксофоны — часто играли tutti (все вместе), выделяя характерный ритмический рисунок. А ритм-группа подчеркивала вторую и четвертую доли, за счет чего возникало особое ощущение времени. Одними из самых популярных бэндов того времени были оркестры под управлением Бенни Гудмена, Гленна Миллера и Дюка Эллингтона.

Каждый джазист обязан уметь исполнять «джазовые стандарты» (главные мелодии, или, иначе, evergreen), которые, однако, делятся на оркестровые и ансамблевые. Например, In the Mood относится скорее к числу первых.

In the Mood. Исполняет оркестр Гленна Миллера

Тогда же появляются знаменитые произведения Джорджа Гершвина, которые считаются и джазовыми, и академическими одновременно. Это «Рапсодия в стиле блюз» (или «Голубая рапсодия»), написанная в 1924 году, и опера «Порги и Бесс» (1935), знаменитая своей арией Summertime. До Гершвина джазовые гармонии использовали такие композиторы, как Чарлз Айвз и Антонин Дворжак (симфония «Из Нового Света»).

Источник

«Послушал и будто помолился»: как научиться любить джаз?

джаз дуэт что значит. Смотреть фото джаз дуэт что значит. Смотреть картинку джаз дуэт что значит. Картинка про джаз дуэт что значит. Фото джаз дуэт что значит

Джаз – это уникальная форма музыкального искусства, которая своим неповторимым, ярким звучанием объединяет расы и национальности, стирает границы между людьми и странами. Но многие признаются: джаз для них – слишком сложная музыка. Так ли это на самом деле? «МИР 24» узнал у музыкального критика, журналиста Александра Беляева, как правильно слушать джаз, как выходцы с плантаций придумали блюз и за что великие русские композиторы Стравинский и Шостакович обожали регтайм.

Смотрите советскую комедию «Мы из джаза» о молодых энтузиастах, создавших в 1920-х один из первых в Советском Союзе джаз-банд, в пятницу, 11 декабря, в 17:00 на телеканале «МИР».

– Александр, однажды вы признались, что в последние годы основательно «подсели» на джаз. Хочется понять, что должно произойти с человеком, чтобы он вот так взял и начал слушать джаз со всеми его сложными импровизациями и необычными размерами. Нужна ли для этого какая-то специальная подготовка? И лично для вас джаз это все-таки сложная музыка?

– Для меня – абсолютно нет, совершенно не сложная. Более того, она для меня – самая эмоционально внятная. Допустим, у тебя в жизни тяжелая ситуация. И вот ты включаешь «My favourite things» Джона Колтрейна, и ты как будто помолился. Я не воцерковленный человек, ничего в этом не понимаю, не ходил никогда к батюшкам, но по жанру молитва для меня – это джаз.

«My favourite things» – это сложная джазовая композиция, Колтрейн ее все время играл по-разному, это на тот момент был прогрессивный модальный джаз. Это очень старая запись, она была сделана за 15 лет до моего рождения, но я всегда ставлю ее, когда мне плохо, да и когда хорошо – тоже. И я чувствую себя так, как будто я помолился, словно произошло что-то такое хорошее, что можно жить. Как в этой ситуации разговаривать про сложность? Безусловно, это все присутствует, но это совершенно не важно! Ты включаешь какую-то хорошую запись – Кита Джарретта, Билла Эванса – и тебе просто хорошо!

Вы ведь очень долгое время слушали в основном рок, можно сказать, выросли на нем, как и многие ваши сверстники. Как пришли к джазу?

– Пришел совершенно случайно. Во-первых, я меломан, всем интересуюсь и люблю «залезать» в разные жанры. Но в моей юности джаз был абсолютно никому не нужен, это была просто мертвая музыка. Были рок, альтернатива, электроника, американский гангста-рэп – все это было круто и интересно, какой там джаз?! Очень-очень редко по телевизору показывали какие-то лучшие образцы, но это почти никто не смотрел. А я в какой-то момент пошел учиться играть на бас-гитаре. Преподаватель мне сказал: надо слушать серьезных басистов – Маркуса Миллера, Стэнли Кларка, Джона Патитуччи, Джако Пасториус и других. Мне очень нравился бас, это клево, когда музыка строится на ритме, на груве, так я втянулся. А потом джаз как-то сбоку, через сэмплы, через фанк «пролез» в культуру 90-х, и в 2000-х мы уже увидели, что это довольно большая часть музыкального ландшафта. Посмотрите, сколько есть околоджазовых попсовых проектов, певиц, которые записывают на рок и поп-песни джазовые и боссанововские каверы.

Когда я начинал «копать» эту тему, я, естественно, столкнулся с такой проблемой: если ты действительно хочешь что-то в джазе понять, чтобы тебя это сразу не отпугнуло, не испортило восприятие, вкус и так далее, ты должен слушать правильные вещи – классические. Но какие это вещи, где их взять? Тогда, в моей юности, не было никакого справочника, никакого сайта (тогда и интернета еще не было).

Поэтому я пришел к такому выводу: джаз – это в определенном смысле «подлый жанр». Чтобы его слушать с удовольствием, надо, конечно, разбираться. Но чтобы разобраться, надо слушать и при этом знать, что именно слушать. А знать, что слушать, ты можешь только когда ты разбираешься!

То есть это замкнутый круг…

– Да! И его надо разорвать!

– Когда я уже работал журналистом, стали появляться публикации типа «Десять лучших альбомов…». И я поставил себе задачу разобраться в этой музыке, стал искать в интернете, пытался понять, что к чему, что с чем как соотносится. И таким образом за определенное время ты можешь прийти к так называемому «набору первой джазовой помощи». Я действительно написал очень много материалов на эту тему, делал подборки джазовых альбомов. И, кстати, жизнь показала, что если ты подобрал действительно важные альбомы, оставившие след в истории и повлиявшие на других музыкантов, то ты поймешь, что они, в общем-то, нравятся всем!

Но ведь есть люди, которые просто не воспринимают джаз ни в каком виде, он их в принципе не привлекает. Мне кажется, тут объясняй, не объясняй…

– Ну вот смотрите, я приведу пример. Теоретически, Стэн Гетц являлся одним из лучших саксофонистов всей джазовой истории, кул-джаза уж точно, один из отцов-основателей босса-новы – про этого человека можно несколько диссертаций написать. То, что делал Стэн Гетц – это сложно? Сложно. Есть альбом, который называется «Getz/Gilberto», на котором есть песня «The Girl from Ipanema». И эту мелодию знают абсолютно все! Понимаете, какая это обманка? С одной стороны, джаз сложный и об этом можно долго говорить, а с другой стороны, есть вот эта песня. И она такая не одна, их даже не десяток – есть очень много прекрасных композиций, которые заходят вообще любому! И там весь альбом шедевральный. Есть другой пример из того же кул-джаза – Дейв Брубек и его композиция «Take Five», кто ее не знает? И, скорее всего, если человеку поставить весь альбом «Time Out», многие мелодии ему тоже понравятся. А ведь этот альбом изначально был экспериментальным! Музыкантам из «Квартета Дейва Брубека» пришла в голову идея – проверить, может ли джаз свинговать в несимметричных размерах. До них были еще какие-то джазовые пьесы на три четверти, но никто эту тему серьезно не разрабатывал. А Дейв Брубек поставил себе цель – придумать такую музыку, которая будет свинговать в нестандартных размерах – пять четвертых, семь восьмых и т.д.

– Я заметила, что к джазу часто относятся как к чему-то легкому и фоновому: люди разговаривают о чем-то у себя на кухне или ужинают в ресторане, а на фоне играет джаз. И, собственно, никому до самой музыки нет никакого дела – просто что-то ненавязчивое фоном звучит, и хорошо. Как вы к такому относитесь?

– Честно говоря, я не понимаю, что такое фоновая музыка. У меня нет такого восприятия. Для меня фоновая музыка – это тишина. Я слушаю что-то либо по работе, либо для удовольствия. А фоновая музыка меня лично раздражает: я начинаю прислушиваться, отвлекаться. Я не понимаю, какой смысл ставить джаз как фоновую музыку – это все равно что забивать гвозди микроскопом.

А можно провести какую-то четкую грань между джазом и, скажем, свингом, блюзом, бибопом? Все это стили джаза или все-таки самостоятельные направления? Я думаю, что профану в этом деле сложно будет их различить.

– Джаз – это жанр. Есть какие-то виды музыки, которые по своему происхождению, развитию и географии определяются как рок, классика, фольклор и т.д. Но, опять-таки, что такое «классика»? Это общее собирательное название. Можно, например, сказать, что это европейские композиторы, чьи произведения написаны с помощью нот. Классическая музыка – это гигантское жанровое определение. А внутри, конечно, есть множество стилей, подстилей – барокко, классицизм, романтизм, модернизм и т.д.

И с джазом та же самая история. Этот жанр очень сложно идентифицировать. Считается, что он родился из блюза: сначала на плантациях придумали блюзовый лад, блюзовую гармонию. Потом в Новом Орлеане придумали, как эту музыку можно исполнять с оркестром, маршировать под нее; все играли без нот, много импровизировали, устраивали дуэли, на ходу придумывая партии. Плюс, очевидно, были африканские влияния, но в основе, несомненно, лежал блюз.

– У джаза можно определить хотя бы примерную дату рождения?

– Я считаю, что джаз родился в марте 1917 года, когда вышла пластинка «Livery Stable Blues», записанная американским джазовым оркестром Original Dixieland Jazz Band. Это была первая в мире изданная джазовая запись, и с этого момента принято отсчитывать начало истории джаза. По этой же причине считается, что в 2017 году мир отмечал 100-летие джаза. Но джаз – это не котенок, он не в одну минуту рождается. Музыковеды считают, что этот процесс начался еще в XIX веке, а если подумать об африканских рабах, которые привезли в Новый Свет свой национальный фольклор, то вообще получится, что корни джаза уходят на тысячелетия.

– Как вы думаете, почему рок-н-ролл стал мейнстримом, а джаз нет?

– Джаз был мейнстримом! Просто это происходило в «век джаза» (термин был введен американским писателем Фрэнсисом Фицджеральдом – прим. ред.). Этот период еще называют «ревущие двадцатые». Тогда джаз был востребован как развлекательная музыка, как сопровождение к различным шоу, мюзиклам. Он был попсой своего времени, причем попсой панковской! Вплоть до начала Второй мировой войны джаз был, скорее, музыкой молодежной. И, кстати, первый подростковой фанатизм от музыкантов – это как раз фанатизм от джазменов. А, скажем, в нацистской Германии слушать джаз вообще считалось настоящей фрондой – люди делали это тайно. В Европе джаз воспринимали неоднозначно: с одной стороны, все понимали, что это новая музыка, что это интересно, а с другой стороны, имидж у нее был как у какой-то фигни, которая возбуждает в молодежи желание похулиганить – кстати, так же, как сейчас рэп!

– В Советском Союзе ведь джаз сначала тоже не приветствовали?

– Советская власть сначала «тянула» джаз в свою сторону в том смысле, что это было настоящее пролетарское искусство, потому что его играли бывшие освобожденные рабы. А потом как-то очень быстро советская власть решила, что это не то, что нам нужно (вы же помните эпоху стиляг), и джазовым музыкантам у нас в какой-то момент просто перекрыли кислород. Но, несмотря на это, джаз продолжал оставаться актуальным и очень сильно повлиял на многих известных композиторов, которые, в свою очередь, были поклонниками великих джазменов – это Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович. Они, конечно, не были закоренелыми джазфэнами, но, как минимум, интересовались регтаймом. Регтайм – это одна из важных составляющих джаза, и это сложная нотная композиторская музыка.

– О корифеях джаза так или иначе слышали все, а вот сегодня кто олицетворяет собой этот жанр? Можете назвать каких-то ярких современных джазменов, которые вам кажутся достойными продолжателями традиций этого жанра? И в целом интересно узнать: в каком виде джаз существует на современной сцене? Порой кажется, что он как-то робко стушевался и осторожно влился в другие течения – поп, рок и прочие более популярные стили. Или все не так печально?

– И так, и так. Разумеется, язык джаза обогащается другими влияниями. Очевидно, например, что с 90-х началось использование ломаных ритмов в электронике, и, мне кажется, это круто, это интересно. Из таких музыкантов, на мой взгляд, абсолютно выдающийся человек – французский джазовый трубач Эрик Трюффаз. Или, например, американский джазовый пианист Брэд Мелдау – гений нашего времени. Стоит отметить джазовое трио The Bad Plus, еще очень интересен скандинавский джаз, например, то что делает норвежский трубач Нильс Петтер Молвер. Ничто не умирает, а даже наоборот! Просто если одни люди будут говорить: «Я это слушать не буду!», а другие будут жаловаться: «Ой, ну это не джаз!», то получится какая-то ерунда. Да, музыка современных джазменов может быть не похожа на Дюка Эллингтона, но что с того? Джазмены уже давно перестали гнаться за вкусами консервативной публики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *