если человек картавит что это значит

Картавость – что это и как исправить?

Под понятием «картавость» подразумевается неправильное произношение звуков «Р, Рь». Научное название этого нарушения звукопроизношения – ротацизм.

Прежде чем говорить о видах картавости, необходимо остановиться на том, как же произносится звук «р» в норме. Звук «р» один из самых сложных, поэтому в речи он появляется к 5-6 годам и, к сожалению, очень часто произносится неправильно.

При произнесении звука «р» рот раскрыт, зубы разомкнуты, язык широкий в форме «ложечки» поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Т.е. необходимо не только четко и высоко поднять язык, сделать его широким, но и очень сильно выдохнуть, чтобы кончик языка задрожал и получилось заветное «р-р-р». Если же у человека мышцы языка развиты не очень хорошо, либо он не может достаточно сильно выдохнуть, а чаще всего эти две трудности объединены, то получаются самые разнообразные искажения звучания – картавость.

Выделяют 3 основных группы картавости:

1 – звуки «р,рь» отсутствуют.

Пример: рак – ак; рыба – ыба, корова – коова.

2 – звуки «р, рь» заменяются другими звуками (чаще всего – л, ль, д, г, в).

3 – звуки «р, рь» произносятся искаженно.

Наиболее распространенный вид нарушения звуков «р, рь» – горловой, когда вибрирует не язык, а мягкое небо (велярный ротацизм) или маленький язычок – увула (увулярный ротацизм).

Существуют еще: боковой ротацизм – дрожит боковой край или края языка, а не кончик; носовой ротацизм – он редко встречается, звук произносится с носовым оттенком; кучерской или губно-губной – произносится как «тпру», дрожат губы; и одноударный ротацизм – при нем язык стоит правильно, но вибрирует очень слабо.

Пока ребенок маленький и осваивает произношение звуков, родителям необходимо следить за тем как говорит их малыш. Очень важно вовремя заметить «картавость» и постараться ее исправить, пока психика ребенка пластична. Если малыш правильно произносит все звуки речи и только «р» не получается (пропускает или заменяет на «л», «в»), то можно подождать до 5-6 лет, звук может появиться самостоятельно. Но! Если у ребенка есть другие нарушения звукопроизношения или звук «р» начал произноситься картаво, вероятность того, что малыш вырастет и научится правильно говорить, очень мала. Если у кого-то из родителей есть картавость, то не исключено, что ребенок будет подражать маме или папе и тоже будет картавить. Оптимальное время начала занятий по исправлению картавости у детей, если она есть, 5-5.5 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно взрослый, чтобы заниматься и к школе успеет исправить все свои трудности.

Я бы рекомендовала каждому родителю перед тем, как отправлять ребенка в школу, отвести его на консультацию к логопеду, потому что не во всех садах есть специалисты, которые могут вовремя заметить и исправить картавость. И если вдруг эта проблема обнаружится, то за время летних каникул ее можно успешно решить и сформировать правильное звукопроизношение.

Довольно часто говорят, что если в детстве не получилось избавиться от картавости, то в подростковом и взрослом возрасте уже поздно что-то делать. Верно ли это?

Практика логопедии показывает, что картавость не только можно исправить у подростков и взрослых, но и возможно сделать это довольно быстро. На консультации логопед определит вид картавости, найдет причину проблемы (какие именно мышцы языка плохо работают и т.д) и поможет научиться правильно произносить сложные звуки «р,рь». Как правило, если у человека нет нарушения тонуса мышц, то исправление картавости занимает в среднем 10-30 занятий.

Если картавость мешает вам достигать поставленных целей, вызывает стеснение при общении с окружающими, то начинайте работать над своей речью, а опытные логопедынашего центра помогут решить эту проблему.

Источник

Если человек картавит что это значит

Библиографическая ссылка на статью:
Бедарева Н.И. Картавость: причины и влияние на повседневную жизнь // Психология, социология и педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/03/2893 (дата обращения: 03.10.2021).

В современном многообразном мире, каждый индивид обладает исключительными характеристиками: кто-то эффектной внешностью, кто-то внутренними качествами, а кто-то специфической речью. Среди последних выделяются группы людей с дефектами речи. В данной статье будет рассмотрено такое явление, как картавость.

Картавость является одной из форм проявления дислалии. Согласно Селиверстову В.И. – авторупонятийно-терминологического словаря логопеда ­– дислалия является нарушением звукопроизношения [1]. В свою очередь существуют различные виды этого дефекта, которые зависят от степени проявления дефекта речи и от причин возникновения. Понятие картавости логопеды также связывают с такими терминами, как ротацизм и параротацизм. Параротацизм — нарушение речи, при котором звук [р] заменяется другими звуками. Ротацизм — расстройство произношения фонем [р] и [р’], которое выражается в искажении этих фонем или их отсутствии в речи; в результате большой сложности артикуляционной работы, в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдаются следующие варианты ротацизма: отсутствие одной или обеих фонем, носовое произношение, двугубное (с вибрацией губ и без таковой), горловое, одноударное или глухое произношение.

На определенном этапе развития дислалия присутствует у всех людей. Проявляется в основном до пяти лет. Обусловлена недостаточным развитием органов артикуляции. Такой вид дислалии называется физиологическим или возрастным. У ребенка в 5-6 лет, как правило, проходит сама.

Однако существует не только картавость, но и другие виды неправильного произношения. Грассирование (от франц. Grasseyer — картавить), картавое произношение звука [р] на французский манер. В отличие от картавости, грассирование звучит мягче, поскольку произносится только горловой вибрацией без участия языка. Грассирование лечится легче, так как отсутствует деформация языкового произношения. ­

В нынешнее время какие-либо статистические данные по этой проблеме отсутствуют. Последние опросы, описанные в книге «Логопедия» Правдиной О. В. (1973), показывают [2], что среди детей в возрасте от 5 до 9 лет, около 26 % опрашиваемых не выговаривают звук [р]. Причин картавости так же много, как и людей, страдающих этим нарушением. Детям в русскоязычных семьях трудно дается произношение звука [р], в связи с этим родители обращаются к услугам логопеда. Однако существует вероятность, когда даже логопед не сможет помочь правильно поставить звук. Причиной этого может быть специфическое строение полости рта, например, короткая подъязычная связка, слабые мышцы кончика языка, редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и т. д.

Правдина О. В. в книге «Логопедия» указывает на следующие причины появления ротацизма: «Например, органически обусловленное снижение слуха у маленького ребенка приводит к недоразвитию моторной стороны речи. С другой стороны, длительное функциональное нарушение может обусловить или углубить органическое нарушение» [2]. Существуют и иные причины появления и развития картавости — психологические и социальные. Впоследствии стрессовой, конфликтной, резко непредсказуемой ситуации у индивидуума может произойти некоторое изменение, способное повлиять на произношение.

К социальным причинам относится педагогическая запущенность, которая проявляется в том, что родители не исправляют ошибки в произношении детей и не демонстрируют образцов правильной речи. По мнению большинства педагогов и психологов, дети «копируют» поведение своих родителей, следовательно, если родители не говорят четко и правильно, то и сами дети начинают произносить звуки с ошибками.

Влияние картавости на жизнь индивидуума довольно велико, хотя таковым с первого взгляда оно может и не показаться. Негативной стороной является нарушение психики: появление эффекта «Белой вороны», который особенно сильно проявляется в детстве и подростковом периоде, в периоде становление личности индивидуума. Если ребенок или подросток не сможет преодолеть комплекс, то велика вероятность развития у него различных психических заболеваний, комплексов неполноценности, он будет стесняться самого себя и не сможет выразить свою индивидуальность в полной мере. Однако вышеописанный случай встречается не так часто. Некоторым индивидуумам удается преодолеть «барьер», принять то, что они отличаются от других. Хотя, как показал опрос, проведенный нами среди людей 18-20 лет, даже преодолев подростковый период, индивидуум все равно может чувствовать себя не комфортно среди людей из-за наличия картавости. Картавость также значительно тормозит процессы копинга, т.е. становление стиля совладающего поведения подростков [3].

Картавость может оказывать влияние и на выбор будущей профессии. Так, например, индивидууму с дефектами речи будет трудно устроиться на такие работы, как диктор, где правильная и поставленная речь является важной составляющей профессии.

Однако существует и положительное влияние. Для многих картавость становится их «изюминкой», способом выделения из массы в лучшем понимании этого слова. Так картавость некоторых актеров и актрис придает им привлекательность и делает картавость даже популярной [4]. Зачастую эта особенность притягивает людей противоположного пола друг к другу. Однако, существует категория людей, которых, наоборот отталкивает неправильное произношение другого человека и оставляет впоследствии этого негативное впечатление. Проведенные нами исследования позволили выявить, что около 17% опрашиваемыхвыразили негативное отношение к картавости, 24% – считают этот дефект привлекательным и 59% высказались нейтрально. Таким образом, исследование показывает, что большинство не считают картавость серьезной проблемой в процессе общения.

В заключение, важно заметить, что социальные и психологические последствия картавости имеют более сильное воздействие на человека и его жизнь, чем какие-то иные последствия. Большинство плохо говорящих тяжело переживает свою речевую недостаточность – насмешки окружающих, неудачи в учебе; многие из них уже сомневаются в том, что они смогут преодолеть свои трудности. Но, тем не менее, при появлении неблагоприятных признаков следует обратиться к специалисту.

Источник

FAQ: Почему люди картавят?

Если человек не выговаривает сложные звуки, например, букву «р», то его называют картавым. А медики говорят, что у пациента «ротацизм» —нарушение звукопроизношения. Такую особенность можно встретить как у детей, так и у взрослых, и причины у неё разные.

По словам логопеда «Детской академии 5+» Ольги Морозовой, для того, чтобы чётко произносить раскатистое «р», нужны сильные мышцы артикуляционного аппарата и мощная воздушная струя. При правильном произнесении звука «р» под воздействием потока воздуха вибрирует именно кончик языка, прижатый к альвеолам — бугорочкам за верхними зубами.

— Поэтому часто картавость появляется из-за слабости мышц языка, — объясняет Морозова. — Ротацизм может возникнуть из-за укороченной уздечки, так как она не позволяет языку принять нужное положение.

если человек картавит что это значит. Смотреть фото если человек картавит что это значит. Смотреть картинку если человек картавит что это значит. Картинка про если человек картавит что это значит. Фото если человек картавит что это значит

Ещё одной причиной проблем с чётким рычанием может быть неправильный прикус. Как говорит ортодонт клиники Eurokappa Анна Мащенко, проблемы с произношением отдельных звуков можно заметить у человека ещё в детском возрасте. По её словам, в четыре-пять лет речь у человека уже полностью сформирована, но звуки «р» или «л» могут проглатываться. Часто выясняется, что причина проблемы механическая.

— Неправильное положение некоторых зубов не даёт человеку чётко произносить отдельные звуки. Всё чаще к ортодонту обращается человек, говорящий «тифына» вместо «тишина», — рассказывает Мащенко. — Пациенты жалуются: «Доктор, меня не понимают!» Тогда ортодонт проводит курс исследований и выясняет, как можно исправить зубной прикус.

По словам детского психолога клиники «Медицина» Татьяны Ивойловой, важно, как сам человек относится к особенности своей речи. Если она его не огорчает и он считает картавость своей изюминкой, то и менять ничего не нужно.

если человек картавит что это значит. Смотреть фото если человек картавит что это значит. Смотреть картинку если человек картавит что это значит. Картинка про если человек картавит что это значит. Фото если человек картавит что это значит

— Родителям ребёнка, который картавит, не нужно делать на этом акцент. Это прежде всего страх и тревога самих родителей, — считает детский психолог. — Если постоянно об этом говорить, то ребёнок действительно будет думать, что с ним что-то не так, и может развиться комплекс неполноценности.

Специалисты считают, что исправлять ротацизм можно в любом возрасте. Правда, взрослым нужно больше времени, чтобы исправить такую особенность, чем детям. Иногда достаточно выполнять дома определенные упражнения, и дикция становится правильной. В других случаях требуется вмешательство специалистов. К счастью, современные технологии позволяют избавиться от картавости даже взрослым людям.

Источник

Постановка звука «р»: с чего начать

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Нарушение произношения вибрантов — звуков «р» и «рь» встречается очень часто. До 26% всех нарушений звукопроизношения приходится именно на них, особенно распространено горловое «р», известное как картавость. В норме до 5 — 6 лет дети могут не выговаривать вибранты. Но если по достижению этого возраста ребенок так и не овладел ими, родителям стоит обратиться к логопеду. Если же они заметили нарушение еще раньше, дожидаться 5 лет не стоит — идите раньше.

В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.

Причины некорректного произношения

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.

Этап 1: подготовка к коррекционной работе

Заключается в определении звука «р» и его заменителя на слух и в сравнении их артикуляции. Чтобы сформировать артикуляционные навыки, которые нужны для постановки звука «р», логопед назначает маленькому пациенту специальные упражнения — для губ, языка и нижней челюсти.

На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.

Этап 2: постановка звука «р»

Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.

Этап 3: автоматизация вибранта

Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.

Этап 4: введение вибранта в речь

Окончательно звук «р» у детей формируется в течение 25 – 40 дней, иногда требуется до 60 дней. Хотя нередки случаи, когда коррекция продолжается и в течение года. Заниматься с логопедом нужно минимум дважды в неделю, а остальные дни продолжать занятия дома по рекомендации специалиста.

Составление коррекционной программы

Она зависит от формы нарушения звукопроизношения. Например, у ребенка может вовсе отсутствовать вибрант в речи или он может заменять его другими звуками или смешивать их. Распространены и ротацизмы, то есть искажение. Различают 8 видов ротацизмов. Поэтому логопед подбирает поэтапную постановку звука «р» индивидуально для каждого маленького пациента. Тем не менее, есть перечень упражнений, которые подходят при любой форме нарушения произношения вибранта.

Техника «Подражание» для простых случаев

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Гимнастика для губ

В комплекс входит 3 упражнения:

Затем улыбается, обнажая зубы.

Гимнастика для языка

Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.

«Блины»

Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.

«Чьи зубки чище?»

Малыш приоткрывает рот и кончиком языка начинает «чистить» верхние зубки изнутри. Движения языком — влево-вправо.

«Кошка»

Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.

«Маляр»

Малыш улыбается, открывает рот и водит языком по твердому небу. Направление движения — в сторону зубов и от них.

«Качели»

Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.

«Лошадка»

Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.

«Грибок»

Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.

«Пулемет»

Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».

«Гул самолета»

Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.

Три способа постановки

У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.

В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.

Домашние коррекционные занятия

С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.

От звука «д»

Попросите сына или дочку звонко говорить «д-д-д». Кончик языка сильно упирается в альвеолы (бугорки на небе). Говорить нужно протяжно и без остановки. Язык плотно прижат к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и кроха произнесет «ддд-ррр». Начало положено!

Затем можно усложнить задачу: добавлять слоги, в которых вибрант звучит твердо: «дра», «дру», «дро».

Когда кроха овладеет навыком, пора вводить вибрант в речь. Переходите на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.

Потом заменяйте слог «др» на «тр». Пусть малыш проговаривает слова «трус», «трон» и т.д.

Завершающий этап — отключайте звук «д». Подбирайте другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.

Способ постановки от звука «ж»

Если кроха правильно выговаривает «ж», можно отталкиваться от него. Попросите дочку или сына с усилием сказать «ж» и одновременно отодвинуть язык как можно глубже в ротовую полость. Должен получиться одноударный «р». Нужно повторять это упражнение, пока он не закрепится, а потом по аналогии с первой техникой доводим до автоматизма и вводим в речь: отталкиваемся от слога «жр», потом «др», «тр» и дальше.

Метод постановки от звука «с»

Если малыш правильно произносит «с», можно отталкиваться от него. Обычно он произносится на выдохе, но при постановке «р» его нужно произносить на вдохе.

Попросите кроху сказать «с-с-с-с», потом немного вдохнуть через рот и прижать язык к бугоркам на небе. Должно получиться короткое «р».

Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.

Введение вибранта в речь

При несложных случаях можно самостоятельно не только научить кроху выговаривать «р», но и ввести его в речь. Для этого сначала доведите изолированное звукопроизношение до совершенства. А потом вводите в речь с помощью таких упражнений:

Все упражнения проводите в форме игры — именно так у маленьких деток прекрасно закрепляется любой материал. Вам понадобится фантазия, чтобы увлечь сына или дочку. Занятия должны быть крохе в радость, иначе он будет напряжен и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.

Почему занятия не помогают?

По каким же причинам могут возникнуть трудности в постановке звука дома?

Во-первых, крохе нет 4-х лет. До этого возраста бессмысленно даже пытаться ставить «р», поскольку его просто нет и быть не может — такова закономерность развития речи у деток. Он возникает самым последним. Родители, не торопите события!

Во-вторых, неправильная артикуляционная поза. В норме должны быть

растянуты губы, язык поднят кверху, его кончик дрожит, имеется сильная направленная воздушная струя, голосовые связки вибрируют. Возможно, малыш просто принимает неправильную артикуляционную позу. При недостаточности движений «р» ему не поддастся.

В-третьих, неправильное дыхание. Чтобы получилось выговорить «р», нужна сильная направленная воздушная струя, которая заставляет вибрировать кончик языка. Если кроха не различает ротовое и носовое дыхание, нужно сначала отработать этот момент.

В-четвертых, несформированный фонематический слух. Малыш просто может пока не воспринимать «р» на слух и, соответственно, различать его тоже не может.

В-пятых, органические причины. Речь идет об особенностях строения лицевого аппарата — короткая уздечка, большой или маленький язык, например. Сюда же входят и неврологические нарушения.

Если вы занимаетесь с малышом дома, но занятия не дают результат, обратитесь к врачу. Он выявит причину и предложит эффективные для вашего чада методы постановки.

Выводы

Если вы заметили, что у вашего дошкольника проблемы с произношением «р», обратитесь к логопеду. Специалист проведет логопедические пробы, оценит артикуляционный аппарат вашего чада и выявит причину нарушения звукопроизношения. Это позволит разработать такую коррекционную программу, которая будет эффективна именно для вашего ребенка.

Заниматься нужно регулярно. Как правило, занятия проходят 2 – 3 раза в неделю. Но и родители должны включаться в процесс. Дома нужно продолжать выполнять упражнения — тогда результат не заставит себя долго ждать.

В случае, если необходима консультация невролога или оперативное вмешательство (например, подрезание уздечки), это позволит не тратить время зря и быстро решить проблему.

Обычно к логопеду обращаются родители детей в возрасте от 5 до 6 лет. Но если вы заметили проблему раньше, не ждите — идите к специалисту. Но и ранее, чем в 4,5 года идти тоже не стоит.

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Источник

Звук [Р] считается одним из самых сложных и появляется в речи ребенка к 4-5 годам. К сожалению, часто встречаются проблемы с его произношением, причем они сохраняются вплоть до взрослой жизни, если не была оказана соответствующая помощь логопеда.

Картавость – это неправильное произношение твердого и мягкого звука [Р], которое не соответствует фонетическим нормам русского языка. Этот термин можно назвать повсеместно использующимся, но у этого дефекта есть и научное название – ротацизм.

Нормальное произношение звука [Р]

При произношении звука [Р], рот раскрыт, зубы сомкнуты. Язык широкий в форме «ложечки». При произношении он поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Под напором выдыхаемой струи воздуха кончик языка дрожит. Если мышцы артикуляционного аппарата плохо развиты, либо ребенок не может с достаточно силой выдыхать струю воздуха (либо есть совокупность этих проблем), то у ребенка развивается картавость.

если человек картавит что это значит. Смотреть фото если человек картавит что это значит. Смотреть картинку если человек картавит что это значит. Картинка про если человек картавит что это значит. Фото если человек картавит что это значит

Основные виды ротацизма

Картавость может по-разному проявляться, в связи, с чем можно выделить несколько основных групп этого дефекта:

если человек картавит что это значит. Смотреть фото если человек картавит что это значит. Смотреть картинку если человек картавит что это значит. Картинка про если человек картавит что это значит. Фото если человек картавит что это значит

При этом возможны различные варианты искажения данных звуков. Чаще всего выделяют следующие виды ротацизма:

Причины картавости

Картавость может возникать из-за различных причин:

Ротацизм возникает при простой дислалии, когда наблюдается неверное произношение одного звука. Часто ротацизм входит в состав сложной дислалии, т.е. при полиморфном нарушении звукопроизношения. Ротацизм также может быть одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

если человек картавит что это значит. Смотреть фото если человек картавит что это значит. Смотреть картинку если человек картавит что это значит. Картинка про если человек картавит что это значит. Фото если человек картавит что это значит

Какие методы диагностики существуют

Картавость диагностируется в ходе оценки речевого статуса ребенка. Специалист собирает анамнез, после чего проводятся следующие исследования:

В некоторых случаях также может понадобиться дополнительное обследование у ортодонта, либо неврологическая диагностика.

Можно ли и как избавиться от картавости

Родителям важно следить за тем, как именно разговаривает их ребенок. Звук Р считается одним из самых сложных при постановке, поэтому если он не выговаривается до 4,5 лет, то это можно считать физиологической нормой.

Но здесь есть одно очень важное уточнение: если у ребенка есть и другие проблемы со звукопроизношением, либо [Р] он произносит картаво, то велика вероятность того, что у него останется дефектное произношение, если не обратиться за логопедической помощью. Если ребенок уже картавит, то начинать занятия надо в возрасте 4,5-5 лет – это наиболее благоприятный период, потому что психика детей пластична, и они могут избавиться от своих проблем к началу учебного периода.

Чтобы избавиться от картавости, необходима комплексная работа логопеда. Проводится артикуляционная гимнастика, основной задачей которой является выработка верхнего подъема языка, активизация кончика языка, вызов вибрации языка, а также растяжение подъязычной связки.

если человек картавит что это значит. Смотреть фото если человек картавит что это значит. Смотреть картинку если человек картавит что это значит. Картинка про если человек картавит что это значит. Фото если человек картавит что это значит

Для этого проводятся следующие упражнения:

если человек картавит что это значит. Смотреть фото если человек картавит что это значит. Смотреть картинку если человек картавит что это значит. Картинка про если человек картавит что это значит. Фото если человек картавит что это значит

Постановка звука

После артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений, можно переходить к постановке звука. Это один из методов комплексной работы, который позволяет убрать картавость у ребенка.

Постановка возможна следующими способами:

Автоматизация

Автоматизация звука проводится постепенно, начиная от простого к сложному. Сначала проводится закрепление в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем происходит отработка в словосочетаниях, предложениях и в чистоговорках.

Обязательно используются скороговорки со звуком Р:

«Рос в реке ершонок,

Рос, рос, стал ершом,

«Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

«Жили-были раки, раки-забияки.

Жили раки шумно, затевали драки»

Заключение

Исправление картавости может занимать разный промежуток времени, в зависимости от причины нарушения, функциональных возможностей самого ребенка, а также других причин. Если нет нарушения тонуса мышц, то исправить дефект можно за 10-30 занятий.

Все зависит от регулярности проведения занятий, а также заинтересованности родителей в исправлении ротацизма у своего ребенка. От того, насколько вовремя они обратятся за помощью логопеда, зависит эффективность проводимой коррекции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *