если человек умирает в муках что это значит
Предсмертные муки… что они могут означать?
В хадисе сказано: «Аллах очищает смертными муками уверовавшего (муъмина) от грехов». От неверующего тоже исходят хорошие дела, за которых Аллах облегчает ему смертные муки. Всевышний Аллах говорит: «Я никого не забираю с этого света до тех пор, пока Я не окажу ему милость, подвергнув его мукам, болезням, бедноте, смерти родных. Если все эти посланные Мной испытания не будут равны его грехам, остаток грехов Я смываю усложнением смертных мук. Тогда он встретит Меня чистым от грехов, словно новорожденный. Также Я не забираю с этого света того, на ком был Мой гнев, если он совершал хорошие дела. Я воздаю ему на этом свете здоровье, радости семейной жизни, богатства. Если всё это не приравнится его благим деяниям и хоть малая часть останется без награды, Я облегчу ему смертные муки, чтобы в Судный день не осталось ничего, что защитило бы его от Ада».
Поэтому смертные муки могут быть очень тяжелыми даже для пророков – этим возвышается их степень перед Всевышним. Это не уменьшает степень (даража) пророков, напротив, чем сильнее ниспосланные им, авлияам и другим мученикам муки и лишения, тем выше степень их приближённости ко Всевышнему.
Отделение души от тела
Если человек умирает тихо, без движения, без видимых мук, недолго мучаясь, присутствующие могут подумать, что душа его отделилась легко, что конец его, как и он сам, хороший. А увидев муки умирающего, могут подумать, что конец его плох. Трудности отделения души, смертные муки и их горечь дано познать только умирающему, а не присутствующему, за исключением пророков и вали.
Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что около умирающего собираются ангелы, которые держат его, чтобы он не дёргался, иначе он испугается и убежит, куда глаза глядят.
Если умирающий немножко двигается, стонет, мучается, это может говорить о том, что ангелы дали ему некоторые послабления. Если же кто-то не двигается совсем, то это значит, что ангелы держат его крепко. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы пронаблюдайте у умирающего три признака: выступивший на лбу пот, прослезившиеся глаза, расширенные ноздри – всё это от милости Всевышнего, которая снизошла на него. Если из горла идут звуки, похожие на звуки задыхающегося верблюда, если он побледнел, испуганно взирает по сторонам, то это от гнева Всевышнего, снизошедшего на него».
Полезно знать. Многие алимы сказали: «Кто постоянно пользуется сиваком, тому облегчаются смертные муки».
Мухаммад Хусайнию
По материалам книги «Маватинуль инсан«.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Скажите пожалуйста, почему человек исправивший свои грехи при жизни, жил, старался угодить Богу, был благочестив и душой и телом сейчас умирает в жутких мучениях. За неё много молятся людей. Я дочь её, молюсь и плачу каждый день, но Господь не ослабевает её страдания. Я такого не слышала, что бы человек умирал в таких муках, каждодневные жуткие боли и невозможность дышать. Как такое можно вытерпеть? Почему так? За что?
Спасибо Вам за ответ. Почитала «Страдания» всё ясно изложено.В этих муках душа очищается ещё больше, готовится к вознесению к Богу.
Похожие вопросы
3 Ответа
Элина, простите, а кто утверждает, что верные Богу люди автоматически избавляются от страданий и смерти тела?
Вот один подобный пример:
«Умер грешный богач, грехи которого были очевидны всем; его торжественно похоронили. Вскоре после этого гиена напала на одного пустынника и растерзала его. Некий монах зарыдал и воскликнул: “Господи, почему так, за что? Почему тот грешник в довольстве жил и с почестями похоронен, а праведник этот так горько жил и так страшно умер?” Явился ему Ангел Божий и сказал: “Тот грешник при жизни совершил одно только доброе дело, а этот пустынник совершил только один тяжкий грех. Торжественными и почётными похоронами Всевышний вознаградил злого грешника за его доброе дело, и больше нечего ему ожидать в ином мире, а лютой смертью праведника изгладился один-единственный его грех, чтобы на небесах получил он полноту радости”». Из рассказов св. Николая Сербского
Говорить о чужом страдании всегда сложно и неуместно давать ответы о частном случае, не имея особого откровения от Господа. Позволю себе просто привести эти слова прп. Паисия Святогорца, который будучи святым, сам умер от рака: «Здоровье – это большое дело, но то доброе, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может! Болезнь приносит человеку духовное добро. Болезнь – это великое, великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда гарантирует» ему [небесную] мзду. Душа человека подобна золоту, а болезнь подобна огню, которая это золото очищает. Посмотри, ведь и Христос сказал апостолу Павлу: «Си́ла Моя́ в не́мощи соверша́ется» (Кор. 12, 9). Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым и более святым он становится – лишь бы он терпел и принимал болезнь с радостью. Единственное, что необходимо в некоторых болезнях, – это немного терпения. Бог попускает болезнь, для того чтобы человек получил небольшую мзду, и посредством этой болезни Бог очищает человека от имеющихся у него недостатков. Ведь телесная болезнь помогает в исцелении болезни душевной. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользу для блага человека! Всё, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу. Он знает, что необходимо каждому из нас, и в соответствии с этим даёт нам болезнь – либо для того, чтобы мы восприяли за неё мзду, либо для того, чтобы мы расплатились за какие-то грехи». Помоги Вам Господи!
Что чувствует человек, когда умирает
Что чувствует человек, когда умирает: Pixabay
Смерть неизбежна. Все хотят знать, что чувствует человек в момент ее наступления. Это помогает пережить страх перед неизвестностью, успокоиться и принять уход из жизни как данность. Что чувствуют люди в момент смерти и незадолго до ее наступления?
Появляется специфический запах смерти
Что чувствует человек, когда умирает? В ходе научных экспериментов было выявлено, что человек перед смертью и в момент ее наступления слышит специфический запах, который в обычной жизни встречается редко. По некоторым данным, это запах путресцина, который относят к птомаинам, или трупным ядам. Этот сладковатый гнилостный аромат появляется в результате разложения белка в теле человека.
Смерть — это естественный процесс, и он начинается задолго до того, как все важные органы и системы тела прекратят свою работу. Появление запаха путресцина — один из симптомов того, что в еще живом человеке начались необратимые процессы умирания.
Неприятный аромат напоминает запах лежалой травы, который ассоциируется со смертью. В теле человека есть специальный обонятельный рецептор, который настроен на этот запах. Он пробуждается накануне смерти и заставляет человека обратить внимание на тело, помочь ему достойно принять факт предстоящей кончины, чтобы подготовиться к ней.
Физические ощущения и визуальные образы
Физические ощущения и визуальные образы в момент смерти: Pixabay
Физические ощущения человека, который находится по ту сторону реальности, выглядят так:
Это чувство тотального блаженства настолько яркое, что выжившие пациенты вспоминают о нем с тоской. Причиной этого явления считают постепенное отмирание мозга с отключением отдельных нейронных цепочек. Человек перестает чувствовать любой дискомфорт, связанный с телесными страданиями, особенно если он испытывал их перед смертью.
Визуальные образы рождаются из-за гибели клеток мозга, отвечающих за зрение. Они создают иллюзию света, коридора или туннеля, залитого светом. Мозг вырабатывает норадреналин. Это гормон, влияющий на объективное восприятие действительности. Неудивительно, что человек видит картинку, которой нет в действительности.
Перед смертью отключается левое полушарие, которое отвечает за рациональное мышление и логику. Это также вызывает ощущение эйфории и нереальности происходящего.
Психологические состояния в момент смерти
Каковы психологические ощущения людей в момент смерти? Человек перед смертью испытывает разнообразную гамму переживаний. Различают ряд основных сценариев, которые переживают люди:
Психологические сценарии в момент смерти: Pixabay
В зависимости от жизненного опыта и верований, человек также видит образы духовных лидеров, Бога, ангелов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) епископ Кавказский в книге «Слово о смерти» утверждает, что умирающие люди видели рай и ад в том понимании, как его описывают в религиозных учениях.
Временное улучшение самочувствия перед смертью
Что чувствует человек в коме, когда умирает? В коме человек не жив и не мертв. Это вегетативное состояние, когда нарушается дыхание, кровообращение, нет реакций на внешние раздражители, нет рефлексов.
Предполагается, что почти половина пациентов в коме слышат и видят все, что происходит вокруг, но не могут дать знать, ведь их тело обездвижено. Те же, чей мозг был поврежден перед комой, скорее всего, не испытывают ничего. Примерно за час перед смертью человеку в коме часто становится лучше. Он может начать слышать и видеть, выйти из комы. У умирающего уходит боль, сознание проясняется, дыхание и сердцебиение улучшаются.
Те, чей мозг не пострадал, переживают те же психологические ощущения, что и здоровые люди в момент смерти. Они видят свет, испытывают страх или блаженство.
Сонливость и эйфория у паллиативных больных
Смерть паллиативных пациентов: Pixabay
Что чувствуют паллиативные пациенты перед смертью? Паллиативные пациенты — это люди, которые доживают свои последние дни под присмотром медицинского персонала и семьи. Отследить их ощущения перед смертью проще.
Вот что испытывает перед смертью паллиативный больной:
Пациенты испытывают некую эйфорию и уходят спокойно. Это подтверждают медики, работающие в центрах паллиативной помощи.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Смерть с точки зрения эзотерики — чувство человека
Смерть с точки зрения эзотерики, что чувствует человек
Что чувствует человек, когда умирает? В чем суть клинической смерти и кто принимает окончательный вердикт, жить ему дальше или нет? Напомню, что данная тема раскрыта с позиции эзотерики.
Что такое – смерть
Бытует мнение, что человеческая жизнь хрупка, но на деле умереть совсем непросто. Даже намеренные попытки самоубийства нередко кончаются неудачей для того, кто решил покончить с собой. Покинуть земной мир без дозволения Высших сил ни у кого не получается. Когда человек оканчивает жизнь самоубийством, это значит, что ему было дано на это разрешение.
Что происходит с человеком в тот момент, когда он умирает
Рассмотрим, что чувствует человек, когда умирает с точки зрения эзотерики:
1. В момент смерти физическая боль постепенно проходит;
2. Наступает фаза полного спокойствия и душевного умиротворения;
3. Сам умерший наблюдает за своим бездыханным телом отстраненно, со стороны;
4. Он видит своих родственников, близких, друзей рядом со своим телом. Но если он захочет дотронуться до них или заговорить с ними, у него ничего не получается. Его руки беспрепятственно проходят через тела живых людей.
Спустя определенное время душа человека отправляется в Высший мир. Это может случиться несколькими путями. Все зависит от того, как человек прожил свою жизнь. Самые лучшие, праведные люди поднимаются ввысь на небеса по столбу ослепительно яркого света, спустившегося за ними. Это наилучший способ.
Самый худший из способов покинуть этот мир – упасть в узкую черную трубу и лететь по ней вниз с грохотом, к источнику света, расположенному внизу, испытывая огромный страх. Все остальные варианты являются как бы промежуточными: кто-то идет вперед по узкому темному тоннелю, кто-то – поднимается вверх по лестнице.
Другими словами, при правильном переходе (с земли на небеса):
При неправильном переходе:
Кто принимает решение, воскрешения человека после клинической смерти
Оживет ли человек после того, как его сердце остановилось, решают Высшие силы. Врачи не в силах его изменить, они могут лишь помочь человеку, которому и так «дали добро» на жизнь свыше.
И тогда произошло самое настоящее чудо – герой оживает. Несмотря на то, что это лишь кино, эпизод основан на реально возможных событиях. Главного героя вернули к жизни Высшие силы, после того, как о нем помолились. Такое случается и в реальности.
Встает вопрос: нужно ли тогда, чтобы врачи спасали умирающих? Ведь жить человеку или нет, решают Высшие силы? Ответ: да, это необходимо. Долг любого врача – сделать все, что от него возможно, проявить свои душевные качества. За это он сам будет лично отвечать после смерти. Все врачи находятся на особом счету у ангелов, и спрашивают с каждого из них максимально строго. Поэтому прежде всего это нужно самим врачам.
В чем суть клинической смерти
Вот такую историю рассказывала женщина, пережившая Высший суд после клинической смерти
Ее звали Валентина, и она скончалась в 1996 году в возрасте 58 лет. Историю рассказала ее дочь.
«Мама и мой отчим прожили в браке 24 года. Отчим жестоко издевался над мамой, постоянно избивал ее. Я всегда просила маму его бросить, но она возражала: хватит и того, что мои дети выросли без отца. Когда маме исполнилось 45, отчим умер. Оставшись без мужчины, она стала самостоятельно делать всю тяжелую работу деревенского человека. Мама трудилась наравне с мужчинами. Постепенно ее жизнь наладилась и ей даже стали завидовать.
В 1995 мама начала испытывать постоянные сильные боли в области живота. Я сразу сказала ей, что вероятно, это порча. Мама не верила мне. Верующей она никогда не была, в церковь практически не ходила и не верила в мистику. За 20 дней до того, как она умерла, ее тело сковал паралич. Боли исчезли. Она ожидала приезда детей и внуков, с которыми не виделась вот уже несколько лет.
Но вот в один день она с полным спокойствием сказала «я скоро умру». Я спросила ее, почему она так думает. И мама рассказала мне историю.
«Я была на высшем суде. Я попала в комнату, где были и живые, и мертвые мои родственники, как православные, так и староверы. Живые стояли у стола, а мертвые сидели за ним. (Старую веру женщина приняла при венчании, до того же была православной). Во главе стола сидел верховный Старовер. Он сказал «завтра ты придешь к нам и воссоединишься с мужем.
Он уговорил нас дать тебе место на Небесах». Я ответила, что не хочу умирать. Тогда он, словно в кино, показал мне то, что ожидает меня в дальнейшей жизни – сплошные болезни и муки. Он сказал «ты можешь спокойно умереть завтра и воссоединиться со своим мужем. Он вымолил для тебя место на Небесах рядом с собой. А через три года можешь позвать и свою сестру». Я решила, что так и будет».
На следующий день она проснулась и сказала, что умрет в пятницу – так ей сказали на еще одной встрече со Старовером. Было очень странно услышать такое от глубоко больного, парализованного человека – она помнила дни недели и ясно понимала, какой сейчас идет. Был четверг, а в пятницу она умерла. Тем же вечером приехали ее родственники и мы организовали похороны.
Самое примечательное, что после этой истории она попросила, чтобы ее захоронили рядом с могилой мужа. Изначально она не хотела этого, но увидела на Высшем суде, как сильно любит ее муж, и поменяла решение. Мы так и поступили. А спустя три года умерла ее сестра.
Также вас могут заинтересовать статьи из рубрики: «Обрядовая магия» >>>
Специалисты по биоэнергетике смогут помочь Вам, и исключить черные полосы из своей жизни:
Спасибо Вам, что поделились статьей в социальных сетях!
Наука и искусство облегчения страдания больного в последние дни жизни
knowledge of the basic methods of rapid relief of the symptoms the patients have in the last days of life is one of the basic professional requirements to a doctor of any qualification. Are described the scenarios of the development of neurologic changes in the process of dying, principles of communication with a dying person.
Паллиативная помощь — всесторонняя медико-социальная помощь больным с диагнозом активного (при наличии симптомов, требующих активного медицинского вмешательства) неизлечимого прогрессирующего заболевания на стадии, когда исчерпаны все возможности специального/радикального лечения. Основной целью такой помощи является улучшение качества жизни больного и членов его семьи, что достигается благодаря активному выявлению, тщательной оценке и симптоматической терапии боли и других проявлений болезни, а также оказанию психологической, социальной и духовной поддержки как самому пациенту, так и его близким. Принципы паллиативной помощи могут быть реализованы на более ранних стадиях заболевания в сочетании с другими методами лечения [1–7].
Решающим условием для развития паллиативной помощи является создание условий, необходимых для признания важности самой идеи холистической помощи инкурабельным больным и умирающим. Совершенно необходимо, чтобы общество, в том числе и сами пациенты и их семьи, осознавали важность паллиативной помощи и знали о ее возможностях.
Необходимо отметить, что в новом Федеральном законе Российской Федерации № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» впервые в истории отечественного здравоохранения признается необходимость развития в стране паллиативной помощи. «Паллиативная медицинская помощь, — говорится в законе, — представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан» (статья 36) [8]. Паллиативная медицинская помощь в соответствии с законом впервые признана одним из видов медицинской помощи, оказываемой населению. В законе говорится о том, что паллиативная помощь «… оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи» (статья 36), а также отмечается, что «паллиативная помощь в медицинских учреждениях оказывается в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи…» (статья 80). С принятием нового закона открываются новые возможности для развития паллиативной помощи в регионах страны.
Являясь инициатором зарождения нового направления, ВОЗ провозглашает основные принципы, в соответствии с которыми паллиативная помощь:
Паллиативная помощь складывается из двух больших компонентов — это облегчение страданий больного на протяжении всего периода болезни (параллельно с радикальным лечением) и помощь (медицинская, психологическая, социальная, духовная) в последние месяцы, дни и часы жизни. Именно помощи больному в конце жизни в России уделялось и до сих пор уделяется очень мало внимания. Неправильным было бы считать, что умирающий больной нуждается только в уходе. На самом деле существуют профессиональные тонкости искусства облегчения страдания больного, которые могут решить только подготовленный врач и медицинская сестра.
В настоящее время в ряде стран «помощь (больному) в конце жизни», или хосписная помощь (end-of-life care), выделена как самостоятельное направление паллиативной помощи. Ведущим компонентом в этом направлении является формирование особой философии, организация психологической поддержки больного и его семьи. Поэтому часто говорят, что паллиативная помощь и хоспис как одна из форм паллиативной помощи — это не просто лечебное учреждение, это — философия.
К сожалению, врачей и медицинских сестер не учат искусству оказания помощи умирающим. До сих пор сохраняется игнорирование умирающих больных, им остается недоступной медицинская помощь, весь уход ложится на плечи родственников и близких.
Однако надо помнить, что некоторые симптомы причиняют умирающим больным значительные страдания. Владение основными методами купирования симптомов у пациентов в последние дни жизни — одно из основных профессиональных требований для врача любой специальности. Однако простого владения навыками купирования симптомов недостаточно. Для оказания умирающим больным действенной помощи врач должен иметь хорошее представление об этой сфере деятельности, а также обладать умением общаться, принимать решения и строить взаимоотношения с людьми.
Выбор тактики для облегчения страданий умирающего начинается, как и в любом разделе клинической практики, с всесторонней оценки состояния больного. Необходимо активно выявлять проблемы, которые могут причинять страдания больному. Такая оценка формирует основу не столько для поиска решения отдельных проблем, сколько для определения целей лечения. Процесс оценки может сам по себе быть терапевтическим средством. Он дает пациенту возможность осознать, что его воспринимают как личность и относятся к нему с сочувствием.
Поскольку симптомы по сути своей носят субъективный характер, «золотым стандартом» для оценки является описание самим пациентом ощущений и переживаний. Существуют проверенные методики оценки симптомов, которые могут помочь врачу представить себе, как пациент воспринимает тот или иной симптом (например, степень его тяжести и др.). Решая вопрос о проведении диагностических тестов, следует оценить их целесообразность с точки зрения возможности облегчить страдания больного. Не стоит проводить сложную диагностику лишь ради того, чтобы выполнить стандарт обследования.
У большинства людей в терминальной стадии жизни наблюдаются патологические изменения аффективной и когнитивной функций, при этом возникает целый спектр эмоций и страхов. Страх потерять контроль над собой, быть брошенным, стать обузой, страх боли и других физических страданий нередко бывает настолько сильным, что у больного возникает желание ускорить приближение смерти. Поэтому при разговоре с больным необходимо провести оценку его эмоционального статуса, уловить признаки депрессии, тревожного состояния и нарушения когнитивной функции, поскольку эти проблемы можно и нужно корректировать [9, 10].
Необходимо помнить о том, что в последние дни жизни больного следует отменить некоторые медикаменты, прием которых не имеет никакого смысла и лишь нарушает комфорт пациента и даже может усугубить его состояние. Могут быть отменены в последние 48 часов жизни такие препараты, как антибиотики, витамины, препараты железа, гормоны, кардиотоники, слабительные, сахароснижающие, диуретики, гипотензивные средства. Можно продолжать при необходимости введение обезболивающих средств, противосудорожных, антихолинергических и противорвотных средств, транквилизаторов. То есть следует обеспечить больному максимальный покой, отсутствие боли и симптоматическое купирование других тягостных симптомов.
В жизни каждого человека присутствует духовная сторона. Как показывают исследования, независимо от того, что вкладывается в понятие духовности — религиозный смысл или индивидуальное представление о смысле и тайне жизни, сущности бытия, больные охотно идут на разговор об их духовных проблемах. Хотя помощь такого рода обычно оказывает священник, врач должен учитывать, что часто духовные проблемы могут проявляться в виде страданий физического, душевного или социального характера.
Врач должен уметь проводить предварительную оценку социальных и практических потребностей пациента. Нерешенные проблемы взаимоотношений, неулаженные финансовые, юридические и практические дела могут быть источником душевных страданий больного. Поскольку многие семьи тратят на лечение и уход за больным часто все свои сбережения, иногда теряя при этом источник дохода, важно знать, каково финансовое положение пациента. Необходимо подумать об организации практической помощи: даже самый безупречный план лечения может не дать желаемых результатов, если не позаботиться о сугубо бытовых проблемах повседневной жизни.
В последние дни и часы жизни в организме происходит ряд физиологических изменений. Каждое из них, если не понимать его сути, может стать поводом для тревоги и производить угнетающее впечатление на родственников.
Слабость и утомляемость. По мере угасания функций организма у больного нарастают слабость и утомляемость. Больной может отказываться от привычной двигательной активности, в этом случае его не следует насильно заставлять двигаться. На этой стадии большинство препаратов для борьбы со слабостью можно отменить. При ограничении движений в суставах могут возникнуть тугоподвижность или боли. Продолжительное надавливание на один и тот же участок кожи, особенно над костными выступами, повышает риск ишемии кожи и появления болезненных ощущений. Больному необходимо устроить удобно постель, подложив подушки, чтобы реже возникала потребность поворачиваться.
Прекращение приема пищи и жидкости. В последние дни жизни больные, как правило, полностью теряют аппетит и перестают пить [11, 12]. Родственников это очень беспокоит. Однако специалисты считают, что обезвоживание в последние часы жизни не причиняет страданий и может стимулировать выделение эндорфинов и анестезирующих веществ, которые улучшают самочувствие больного [13–16]. В данном случае часто низкое артериальное давление и слабый пульс связаны с процессом умирания, а не с обезвоживанием. Пациент, который не может принимать вертикальное положение, не испытывает головокружения. При тщательном гигиеническом уходе за ротовой полостью, полостью носа и слизистой глаз можно не опасаться, что больной испытывает жажду.
При наличии периферических отеков или асците у больного в организме скапливается избыток воды и солей, поэтому обезвоживания не происходит, хотя внутрисосудистый объем жидкости может сократиться вследствие гипоальбуминемии. Иногда назначают парентеральное введение растворов — внутривенно или подкожно, особенно если необходимо лечение делирия.
Следует обратить внимание, что парентеральное введение жидкости в последние дни жизни может оказать неблагоприятное действие, что очень часто недооценивается врачами. Парентеральное введение чрезмерного количества жидкости, особенно при значительной гипоальбуминемии, может привести к перегрузке системы кровообращения с развитием периферических отеков и/или отека легких, вызвать усиление одышки, кашля и увеличение секреции желез ротовой полости и трахеобронхиального дерева. Кроме того, внутривенные капельницы причиняют неудобство больному, особенно если он истощен и у него плохо определяются вены.
Потеря способности глотать. Если пациент не может глотать, следует прекратить давать ему пищу и препараты внутрь. Предупредите членов семьи и ухаживающих за больным медперсонал об опасности аспирации. Для уменьшения выделения слюны и других продуктов секреции можно назначить скополамин или гиосцина бутилбромид [17]. Эти препараты сведут к минимуму или устранят шумное «клокотание» при дыхании из-за скопления слизи в глотке и трахее. Отсасывание жидкости из ротоглотки чаще всего неэффективно, поскольку выделения обычно находятся за пределами досягаемости катетера. Длительные попытки отсосать слизь могут лишь потревожить до этого спокойного больного и взволновать находящихся рядом членов семьи.
Агональный делирий. Первым сигналом, возвещающим о том, что больному предстоит пройти по «трудной дороге» к смерти, может служить появление делирия с ажитацией. У таких больных часто появляется спутанность сознания (дезориентация), беспокойство, возбуждение; иногда возникает инверсия цикла сна и бодрствования. Для семьи и ухаживающего медперсонала, которые не понимают сути происходящего, зрелище агонального делирия с ажитацией может быть очень тяжелым.
Необходимо попытаться определить причины делирия и купировать их. Однако если больной доживает последние часы и отмечаются другие признаки процесса умирания, лечение следует направить на купирование симптомов, связанных с агональным делирием, чтобы успокоить пациента и его близких.
Когда возбуждение и беспокойное поведение больного сопровождаются стонами и гримасами, это часто истолковывают как свидетельство физической боли [19]. Однако нужно иметь в виду, что в последние часы жизни неконтролируемая боль развивается или усиливается редко. Признаком наличия боли может быть напряженный лоб, в частности появление на нем глубоких морщин. Терминальное беспокойство мучительно для пациентов, находящихся в сознании и, вероятно, также для пациентов в полубессознательном состоянии.
Если трудно оценить состояние пациента, который находится без сознания, и врач думает, что его беспокоит боль, можно попробовать назначить опиоиды. Но необходимо помнить, что при низком почечном клиренсе опиоиды могут аккумулироваться и усугублять делирий. Если пробное введение дозы опиоидов не снимает возбуждения или усугубляет делирий, усиливая возбуждение или провоцируя миоклонические судороги, следует назначить лечение для купирования симптомов, связанных с делирием.
Для лечения агонального делирия широко применяются бензодиазепины, поскольку они обладают анксиолитическими, амнестическими и противоэпилептическими свойствами и расслабляют скелетные мышцы [19].
Диазепам 5–10 мг можно назначать перорально, ректально (в суппозиториях или инъекционно через ректальный зонд) или внутривенно (если венозый катетер установлен по другим причинам), поскольку этот препарат плохо всасывается после внутримышечных или подкожных инъекций. Его следует назначать через 6–12 ч, и доза титруется по эффекту.
Мидазолам имеет преимущество в том, что его можно назначать непрерывной подкожной инфузией и его также можно смешивать в одном шприце с морфином. Обычная начальная доза мидазолама составляет 2,5–10 мг подкожно через 2 ч или 10–20 мг в сутки.
Тазепам может вводиться в домашних условиях ректально (в виде капсул темазепама для приема внутрь). Для достижения эффекта в капсулах рекомендуется предварительно иголкой проделать отверстие [21].
Если лечение бензодиазепинами не дает желаемого результата, следует назначить фенобарбитал. Начинают с 60–120 мг, подкожно каждые 4–8 ч, постепенно повышая дозу. После достижения эффективной дозы препарат можно назначать в виде непрерывной подкожной инфузии, но не следует смешивать его с морфином или другими препаратами.
Терминальное тахипноэ. Терминальное тахипноэ производит угнетающее впечатление на родственников и других пациентов, хотя сам человек находится уже без сознания. У особенно ослабленных пациентов возможно появление на фоне дыхательных движений предсмертных хрипов, обусловленных перемещением секрета в глотке, трахее и крупных бронхах. Считается, что предсмертные хрипы не доставляют беспокойства больному, находящемуся без сознания.
При появлении терминального тахипноэ необходимо придать больному положение лежа на боку и объяснить суть происходящего родственникам, успокоить их. В качестве медикаментозной терапии чаще всего используются препараты, подавляющие секрецию слизи. Препаратом выбора считается гиосцина бутилбромид (20 мг однократно, затем 20 мг/24 часа подкожно).
Ослабление сфинктеров в последние часы жизни может привести к недержанию мочи и кала. Отвод мочи катетером и использование абсорбирующих пеленок помогают свести к минимуму смену белья и проведение гигиенических процедур. Однако при минимальном выделении мочи в этом не всегда есть необходимость, достаточно бывает использовать подгузники. Очень важно содержать кожу больного в чистоте, следует регулярно проводить гигиенические процедуры.
Использование абсорбирующего белья (подгузники, урологические прокладки и впитывающие пеленки) помогут свести к минимуму травмирование тканей и необходимость частой смены белья, что поможет обеспечить покой пациенту и значительно облегчить труд ухаживающих за ним людей.
Развитие олиго- или анурии в последние дни жизни не требует обследования или терапии, если это не сопряжено с болью или нарастающей одышкой.
Если окружающие не понимают, что происходит, каково состояние больного, на них могут угнетающе действовать то, что глаза больного постоянно открыты. При тяжелом истощении уменьшается объем ретробульбарной клетчатки, и глазное яблоко западает в глазницу иногда настолько глубоко, что длины век не хватает на то, чтобы сомкнуться и закрыть конъюнктиву полностью. В таком случае необходимо поддерживать влажность конъюнктивы с помощью глазных мазей или физиологического раствора.
Если больной умирает дома, то родственникам больного необходимо объяснить, что процесс умирания так же индивидуален, как и процесс рождения. Невозможно предугадать точное время смерти и как именно все будет происходить. Расскажите близким, что люди, которые стоят на пороге смерти, испытывают ряд похожих симптомов, независимо от типа заболевания.
С приближением смерти появляются определенные физические и эмоциональные симптомы: возникает и прогрессирует день ото дня сонливость и выраженная слабость, периоды бодрствования уменьшаются, угасает энергия; изменяется характер дыхания: периоды частого дыхания сменяются остановками; ухудшается аппетит, человек пьет и ест меньше, чем обычно, потом совсем отказывается от пищи и воды. Моча становится темно-коричневой или темно-красной, кишечник перестает опорожняться или наоборот бывает непроизвольный стул. Изменяются слух и зрение — они не просто ухудшаются, а наоборот, человек может слышать и видеть вещи, которые другие не замечают. Меняется температура тела, она может быть повышенной или наоборот очень низкой.
По мере приближения ухода из жизни человек перестает проявлять интерес к внешнему миру и отдельным деталям повседневной жизни.
Если умирающий человек, о котором вы заботитесь, видит или слышит что-то или кого-то, чего не видите вы, с ним следует согласиться — признайте то, что он видит или слышит. Отрицание этих переживаний может расстроить умирающего человека. Поговорите с человеком, даже если он в коме, подержите его за руку. Известно, что умирающие люди могут слышать, даже когда они находятся в глубокой коме. Есть пример того, что люди, которые выходили из комы, говорили, что они могли слышать все происходящее, находясь без сознания.
Принципы общения с умирающим человеком. Облегчить состояние умирающего только с помощью лекарственных средств невозможно. Не менее важно, а может быть и наиболее важно общение с больным, отношение к нему, как к живому человеку, который слышит и чувствует, нуждается в вашем присутствии и участии до самого конца. Поэтому при общении с умирающим человеком:
Умирающему больному необходимо чувствовать себя защищенным. Он хочет, чтобы его успокоили, сказали ему, что он не будет страдать в момент умирания. Надо помочь больному справиться со страхом. Надо говорить с ним о его страхах. Нельзя обходить эту тему молчанием на том основании, что вы не можете сделать его снова здоровым.
Необходимо спрашивать, слушать и стараться понять, что чувствует больной, помочь ему доделать земные дела, обещать исполнить его последнюю волю, если он сам не успел что-то сделать. Больному важно знать, что для него делается все возможное. Он не должен чувствовать себя в изоляции, не должен ощущать, что от него что-то утаивают. Нельзя использовать ложные обещания выздоровления как способ не говорить с больным на трудные темы.
Основная помощь больному состоит в постоянном общении с ним, в совместном проживании последнего периода его земной жизни. С больным следует установить доверительные отношения. Он должен знать, что в момент смерти не останется один и что кто-то будет помогать ему прожить этот период. Само по себе наше присутствие у постели тяжелого больного и умирающего может иметь успокаивающее действие.
Больной должен быть уверен в том, что ему помогут снять боль и другие тягостные ощущения в момент смерти. Многие больные нуждаются в телесном контакте с близкими людьми в момент смерти. Они просят, чтобы их взяли за руку, положили руку на лоб, обняли и т. п.
Для того чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо уметь слушать; понимать невербальный язык; уметь оказать эмоциональную поддержку; общаться с больным открыто, доверительно; относиться к нему с сочувствием и уважением; честно отвечать на вопросы; не внушать несбыточных надежд; давать возможность задавать вопросы; понимать потребности больного; принимать во внимание и стараться удовлетворить его психические, социальные и духовные потребности; предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению.
Литература
Е. С. Введенская, кандидат медицинских наук
ГБУЗНО «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Нижний Новгород