Как ходили в церковь по воскресеньям что

Каждое воскресенье?

Слышала, что христиане должны ходить в храм каждое воскресенье. Я не против этого, но меня пугает строгая обязательность, о которой говорят все священники.
Опубликовано много новых ответов

Слышала, что христиане должны ходить в храм каждое воскресенье. Я не против этого, но меня пугает строгая обязательность, о которой говорят все священники. Юлия

С этим вопросом мы обратились к Епископу Дмитриевскому Александру, известным московским священникам и одному мирянину:

Епископ Дмитровский АЛЕКСАНДР:
— В Ветхом Завете на скрижалях закона Моисеева была дана человеку заповедь: «Шесть дней делай и совершай в них дела твои, а день седьмой Господу Богу твоему» (Исх. 20. 9). Этот день по-особому благословлен Богом, потому что он является образом того седьмого дня творения, в который почил Господь от своих дел. Повеление Божие о почитании седьмого дня и посвящении его Богу остается нормой для христианина как программа-минимум в его духовном становлении и укоренении в жизни церковной.
Если мы внимательно прочтем описание Евангельских явлений Христа после воскресения из мертвых, то увидим, как Господь сам приучал своих учеников к собранию в этот день. Мы знаем, что первое явление собранным вместе ученикам было в вечернее время первого дня после воскресения Христа из мертвых. Ему не стали преградой даже закрытые двери горницы, в которой собрались апостолы. Именно тогда вместе с даром благодатного мира Он преподал им власть и силу прощения грехов: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20, 22-23). Апостола Фомы тогда не оказалось среди них и ему тоже очень хотелось увидеть Учителя и Господа и быть свидетелем Его воскресения, но Господь исполнил его просьбу только спустя неделю в следующий воскресный день, когда все Его ученики снова оказались вместе.
Конечно, лучше, если человек переживает как пребывание перед очами Божиими каждое мгновение своей жизни. Все его мысли, слова и поступки становятся тогда устремлением к исполнению воли Небесного Отца, прославлением имени Божия на путях своей жизни. Этому учит нас и апостол Павел: «непрестанно молитесь» (Фес. 5, 17). Но это возможно только тогда, когда благодать коснется человеческого сердца и зажжет его любовью ко Господу. Такому человеку о седьмом дне ничего объяснять не нужно – всякий его день и так принадлежит Богу, как и он сам, а частое участие в церковном богослужении постоянная потребность его души. Но для нас исполнение заповеди о седьмом дне необходимость, чтобы незаметно для нас самих мы не оказались вне благодатного церковного опыта жизни. Согласно древним Апостольским правилам если человек три воскресенья подряд без уважительной причины пропустил общественное богослужение – т.е. не участвовал в Божественной литургии, он сам себя отлучил от церковного общения. И это не какая-то внешняя административная кара, а констатация факта — жизнь в Церкви немыслима без участия верующих во Христа в Евхаристии и соборной молитве. : «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18, 20).

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах.
Мы приходим каждое воскресение в храм, потому что любим Бога, любим Церковь. Дело не в обязательствах, а в отношениях человека с Богом. Если ты хочешь войти в жизнь Вечную, любишь Бога, то и приходишь в храм.
Ты делаешь это просто соблюдая закон любви. Поэтому если человек не любит Бога, то как ему объяснишь и заставишь ходить в храм? Тогда действительно это как в армии получается или в тюрьме, через принуждение. И хотя Церковь – это действительно в каком-то смысле армия, но армия вполне добровольная.

Протоирей Димитрий Смирнов, настоятель храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской.
А что за «обязаловка» у людей постоянно ходить в магазин или каждый миг дышать? Вдохнул один раз, в понедельник, и не дыши до пятницы. Что за «обязаловка» молиться и ходить в храм? Потому что так проявляется потребность души в Божьей благодати. Если этой потребности нет, сиди дома, никто тебя ни к чему не обязывает. В храм ходят потому, что этим живут. Правда маленьких детей мы к этому как-то подталкиваем, приучаем, а взрослых никто не принуждает в храм ходить.

Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.
Это психофизиология. Если вы будете видеться со своей женой и детьми раз в неделю и два раза пропустите, то дети от вас отвыкнут, а с женой придется опять знакомится. Не случайно сказано: шесть дней работай, а седьмой посвяти Господу Богу твоему. В храме человек общаешься с Богом.
И если ты без уважительной причины пропустил воскресную службу, то это не наказание, а констатация факта – ты отвык от храма.
Кроме того, мы приходим в храм, чтобы сохранять живое единство и общение в любви, молитве, в проповеди, в слове со всем церковным миром, с прихожанами – которые являются частью тела Христова.

Протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе:
Зачем ходить каждое воскресенье в храм? Можно спросить на это – а зачем нужно семейному человеку приходить домой каждый день, а, например, не раз в три дня? Потому что семья – это единая жизнь, и естественно, что люди, объединенные этой жизнью, объединенные любовью, не могут жить друг без друга. Они нуждаются друг в друге, нуждаются в общении, в постоянном единении. Так же человек, который любит Бога, не может жить без Бога, и нуждается в том, чтобы быть с Богом как можно чаще, не только каждое воскресенье, а и каждый день. Но этому, конечно, препятствуют бытовые нужды и заботы, ведь и отец семейства не может все время находиться дома, он должен ходить на работу. Заботы о хлебе насущном заставляют человека массу времени уделять совсем другому. Но есть заповедь Божия – шесть дней делай твои дела, седьмой день посвящай Господу Богу. Воскресенье – по традиции день свободный от работы, поэтому естественно посвятить его Богу, прежде всего, пойти в храм к Божественной Литургии, поучаствовать в ней, если возможно – причаститься Святых Христовых Тайн, а древние христиане обязательно причащались в «день Господень». Если человек не каждое воскресную службу причащается, то его присутствие на службе – это путь к тому, чтобы причащаться чаще. Пока он не причащается часто, потому что он еще для этого не созрел, а если он будет приходить в храм постоянно, то потом он будет и причащаться чаще.

Протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах:
Исходя, во-первых, из заповеди, что седьмой день мы должны посвящать Богу, а во-вторых, из того, что когда мы собираемся вместе, чтобы праздновать Христово Воскресенье, мы составляем собой Церковь. Люди приходят в храм не для того, чтобы отбыть какую-то повинность, а для того, чтобы собою устроить Церковь, Тело Христово, причаститься Святых Христовых Тайн, разделить Евхаристию. Это должна быть насущная потребность каждого человека, но к ней нужно приучаться. Существуют как бы две церковности: бытовая церковность, которая не сильно отличается от храмового благочестия любой религии, и иная, только христианская церковность, когда мы собираемся, чтобы стать Церковью. И такая церковность требует большого духовного труда. Многие наши современники не доросли, не воспитались до нее, такой истинной церковности сейчас вообще очень мало.

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Бибирево и храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище:
Во первых, потому что так говорят каноны Церкви, а мы, если считаем себя христианами, должны Церкви оказывать послушание. Должен ли при этом причащаться человек каждое воскресенье? Современное литургическое богословие имеет тенденцию говорить, что лучше человеку причащаться каждое воскресенье, например, отец Александр Шмеман об этом говорил. Но вот святитель Феофан Затворник писал об этом так: «В древности христиане причащались за каждой службой, но они и жили соответственно. Если вы можете так жить, как жили первые христиане, то пожалуйста, причащайтесь каждый день, а я так жить не могу» – пишет святитель Феофан. Потом такое частое причащение древних христиан исходило из того, что люди ждали мученических гонений, поэтому каждый день должны были быть к этому готовыми. Это особый настрой, особое состояние человека.
Я лично хожу в храм по возможности каждый день, но не потому, что меня к этому что-то обязывает, а просто потому, что мне так нравится, я так привык. Я хожу в храм с восемнадцати лет, и мне довольно быстро все остальное времяпрепровождение стало скучным, поэтому я стал каждый день ходить в храм, и утром, и вечером. Вообще для христианина пойти в храм – это потребность, и я думаю, многие ходили бы гораздо чаще, чем в воскресенье, но не позволяют работа, всякие домашние обязанности, болезни. Но эта потребность – часто ходить в храм – не возникает сама по себе. Ко всему доброму нужно себя вначале понуждать. Бывает, человек говорит: «я хожу в храм тогда, когда мне хочется». Спрашиваешь его – и как часто? — Ну, на Пасху, на Рождество…Так что ждать от нашей падшей природы, когда ей что захочется – так ей захочется скорее в кабак пойти, а не в храм…

Юрий ШИЧАЛИН, филолог, специалист по греческому и латыни, директор «Греко-Латинского кабинета Шичалина», учредитель классической гимназии:
— Я считаю, что мы бываем в храме не просто из чувства долга. Ведь у Церкви на все случаи жизни и для всех сторон нашей души и нашего ума, для нашего сердца и всего нашего существа есть неистощимая полнота Божественной Благодати. Приобщение к ней оказывается для нас в этой жизни драгоценной помощью и дает нам никак не заслуженную радость, несмотря на все наши несовершенства и очень малую способность полноту этой радости вместить.
Повторяемость служб — каждые сутки, каждую неделю, каждый месяц, каждый год — как ничто другое приспособлена к нашей немощи. Если монашествующим дано в полноте участвовать во всех этих службах и насытить свою жизнь молитвами за весь мир, то нам, мирянам с нашей погруженностью в каждодневные заботы, дана возможность в «выходной» воскресный день выйти из этого круга забот и пойти в храм. То есть хотя бы часть своего досуга посвятить душе, воскреснуть душой, открыться Церкви, а тем самым поручить себя ее благодатной опеке. Когда нам удается быть в храме каждые субботу и воскресенье, эта благодатная помощь обязательно сказывается на всем ходе нашей жизни. Она позволяет нам не погружаться целиком в дольние заботы и даже в самых обыденных трудах обращать «сердца горе» — то есть к Небу.

Опрашивали Марина НЕФЕДОВА, Алексей РЕУТСКИЙ, Мария ВЛАДИМИРОВА

Источник

Нужно ли ходить в храм каждое воскресенье?

Нужно ли обязательно по воскресениям ходить в церковь? Такой вопрос часто задают люди, и он вызывает двоякие чувства. С одной стороны – хорошо, что те, кто считает себя верующими, хотят изучить какие-то правила, жить по ним, следовать традициям и даже канонам. И если бы они услышали в ответ: «Да, обязательно нужно ходить» — и стали бы ходить, то Слава Богу! Это лучшее, что могло произойти в их жизни.

Но ведь такой вопрос чаще задают те, кто исподволь хочет услышать в ответ: «Да нет, не обязательно, ведь в современном мире так много других дел, что в церковь, конечно, нужно ходить, но вот уж не каждое воскресение, не каждое…» И, руководствуясь этим ответом, люди спокойно спят, ходят по воскресеньям в гости, занимаются домашними делами, и в следующее воскресенье, и в следующее… Так и уходят от Бога, от веры, от спасения. Страшно…

Что говорят Заповеди?

Если нет доверия словам священника, который говорит, что нужно ходить на литургию каждое воскресение, то обратимся к Заповедям. В Ветхом Завете написано, что шесть дней человек должен посвящать добыванию хлеба насущного, а седьмой день – отдавать Богу. В этот день нужно посетить храм, по возможности – причаститься, подать милостыню, сделать добрые дела. Это будет достойное времяпрепровождение в Божий день – воскресение.

Как ходили в церковь по воскресеньям что. Смотреть фото Как ходили в церковь по воскресеньям что. Смотреть картинку Как ходили в церковь по воскресеньям что. Картинка про Как ходили в церковь по воскресеньям что. Фото Как ходили в церковь по воскресеньям чтоФото: Tatmitropolia.ru

И Новый Завет это правило не меняет, а уже конкретно называет воскресение большим праздником, потому что именно этот день Христос, восстав из мертвых, освятил своим воскресением.

Тот, кто не посещает по воскресениям богослужения на протяжении 3 недель, даже отлучается от Церкви. Что может быть страшнее для ребенка, если его отлучат от семьи, закроют двери дома перед его лицом? Так и мы, православные, отлученные от Церкви, выпадаем из лона семьи, становимся беззащитны перед злом, как дети на перекрестке множества дорог, по которым рыщут злодеи.

Это очень страшная картина, но таков Закон.

Согласно 80 правилу VI Вселенского Собора: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

Как приучиться ходить в храм по воскресениям?

Спасение своей души, которая погрязла в миллиардах грехов, дело очень сложное, требующее постоянного напряжения сил. Разумеется, зло противится этому со всем коварством. Нечистый нашептывает православному, что нужно выспаться, что нужно расслабиться, что достаточно сходить в храм на Рождество и Пасху, ведь это и так много – другие, вон, вообще не ходят. И люди этому коварству, разумеется, поддаются, жалеют себя, все больше и больше забывая о Боге, отвыкая от Него и увеличивая расстояние между собой и Господом.

Нужно отвергать такие сомнения со всей решимостью. Выше указан Закон, будем его исполнять. Приучаем себя и своих близких к еженедельной общей, соборной, особо угодной Богу молитве. Замечаем в себе изменения к лучшему, замечаем все происки дьявола, которые он предпринимает для того, чтобы люди не посещали храм – и смеемся над ними.

Только таким путем – самопринуждения, самоконтроля и постоянной борьбы с сатаной – можно будет получить во время церковной службы не усталость, а легкость и благодать.

Что происходит в храме?

Ведь в церкви православные не только по Закону и долгу. Там они, в конце концов, понимают, что находятся по зову сердца. Именно в храме есть Божья Благодать. Здесь пребывает Святой Дух, который видит каждого из верующих насквозь. И он, оценивая те усилия, которые каждый приложил для того, чтобы в воскресение соединиться с ним, воздает по заслугам.

Все может быть. И такие страшилки тоже имеют право на существование. Коли уж только они способны заставить людей пойти и получить совершенно бесплатную, доступную и очищающую Божью Благодать, то нужно помнить хотя бы о них. А отсюда делать следующий шаг – к любви. Любить Господа, стремиться встретиться с ним там, где есть благодатная церковная опека, где душа не одна, а в стройном хоре всех, кто приносит молитвы Господу.

Помните о том, что и Закон Церкви, и чувство самосохранения, и любовь – все заставляет верующего посещать по воскресеньям храм. Другого не дано.

Посвятить душе, воскреснуть душой, открыться Церкви, а тем самым поручить себя ее благодатной опеке. Когда нам удается быть в храме каждые субботу и воскресенье, эта благодатная помощь обязательно сказывается на всем ходе нашей жизни. Она позволяет нам не погружаться целиком в заботы и даже в самых обыденных трудах обращать «сердца горе» — то есть к Небу.

И это неудивительно! Ведь на храм Божий непрерывно обращены очи Господа. Тут Сам Он пребывает Своим Телом и Кровью. Тут Он возрождает нас в крещении. Так что церковь – наша малая небесная родина. Тут Бог прощает нам грехи в таинстве Исповеди. Тут Он дает нам Сам Себя в святейшем Причастии. Разве где-то можно еще найти такие источники нетленной жизни?

Источник

Зачем каждое воскресенье ходить в православный храм?

Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один — и ты тратишь его на мирские занятия. … вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога.

Свт. Иоанн Златоуст, » О святой Евхаристии».

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцов, делать добрые дела.

Преподобный Никон Оптинский

Каждое воскресенье — это малая Пасха; потому и называется этот день днем Воскресения. Радостью Воскресения исполним сердца и выйдем сейчас из храма со светом в сердце, со светом в душе, с умом светлым, так, чтобы всякого, кто нас встретит, осияло этим светом Воскресения Господня. Святой Серафим Саровский говорил: заботьтесь о том, чтобы вокруг вас всякая душа радостна была, потому что радостной душе легче найти Бога, а душе горькой — трудно… Если бы мы умели идти в мир, в тот скорбный мир, в котором мы живем, с радостью, если бы вокруг нас всякое сердце делалось тихое, всякое напряжение спадало, если бы было светло вокруг нас, то и о нас говорили бы, как о ранних христианах: «Как они друг друга любят!» — и спрашивали бы себя: что же есть у этих людей, что их делает бесподобными, делает такими, какими другой человек не может быть? Откуда у них эта радость, которую не может потушить ни холод, ни горе жизни,— откуда у них это. Если бы только, глядя на нас, люди могли поставить себе этот вопрос, ответ бы дал им Господь.

Митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье — одновременно день первый и день восьмой. Первый — внутри седмеричного цикла, восьмой — как разрыв кольца и выход за пределы. В тот первый день, день творения, Господь сотворил свет и отделил свет от тьмы. Как радостно заметить сходство с днём воскресным. Ведь и Воскресший Христос победил тьму, сделал её явной и дал возможность человеку выйти из неё на свет. Что касается дня восьмого, то литургическое празднование воскресного дня делает нас общниками блаженной вечности, того вечно длящегося брачного пира, о котором говорит Евангелие. Именно днём восьмым называют будущий век Отцы. Седьмой день творения, в который Бог ничего нового не создаёт, но управляет уже созданным, длится до сих пор. С пришествием Христа и Его праведным Судом начнётся новый день — восьмой — и Царство Христово, ему же не будет конца. Так в праздновании воскресного дня соединяются оба конца истории — её творческое начало и её грандиозное завершение. И вся роскошь этой богословской трапезы доступна всякому человеку, участвующему в воскресной молитве.

Искупление мира — дело большей любви, нежели сотворение мира. То, что Бог, не утомляясь, создал чудный мир, говорит о Его всемогуществе и разуме. А то, что Он послал Единородного Сына, чтобы в Нём спасся мир, говорит о Его любви. Что же нам делать? За что нам больше Бога благодарить? За всемогущество — или за любовь к нам, падшим? Церковь говорит: за любовь. Церковь не отменяет субботу, называет её праздником, наполняет молитвой. Но выше субботы Церковь поставляет первый день — воскресенье. Его мы празднуем больше, и оно для нас — вечное напоминание о Полюбившем нас и Отдавшем Себя за нас.

Итак, Пасха пришла и в свой черед уйдет, а жизнь продолжится. Надолго ли Пасха уйдет? На неделю только. Каждое воскресенье – Пасхальный день. Истинный поклонник Воскресшего Господа не тот, кто раз в год приходит на длинное и особое Богослужение, отягчая руки корзинами со снедью, а тот, кто всякую неделю в воскресный день чтит и славит Победителя смерти – Иисуса Христа.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

Главнейшие духовные блага, дарованные нам Богом в Церкви, суть вера, молитва, исповедь и причащение Святых Таинств. Также важны пост и благотворение ближним.

прав. Иоанн Кронштадтский

Православный священник о воскресном дне

Награда за хождение в Церковь в воскресенье

Скольких самых высоких, чистых и святых утешений от Господа удостаиваемся мы за хождение в церковь Божию! Если мы будем свято, по Божьему закону, проводить воскресные и праздничные дни, то благодать Божия будет не только на душах наших, но и на всех наших предприятиях и обстоятельствах жизни нашей. Откуда, как не из храма Божия, исходят все дары Божии, небесные и земные? Где всего легче укрыться от всякой опасности и ото всяческих бед, как не под сенью храма Божия? Какой благодати Божией мы лишаем себя, когда не бываем в церкви Божией! Сколько в храме Божием христианская душа может получить благодатного утешения и отрады! Каким миром и радостью наполняется сердце наше от благодатного посещения храма Божия! И надолго остается в нашем сердце это благодатное чувство. Оно обновляет нашу душу, освежает и укрепляет наши силы, утомленные будничными трудами. Только в Боге, в молитвенном общении с Ним мы находим истинную отраду. Только в молитве душа наша становится мирною, светлеет духовною радостью. Тогда житейские попечения оставляются, забываются мирские дела. Только в одном храме Божием все напоминает нам о Божественном, небесном.

Храм Божий есть наше небо на земле. Там ум и сердце наше возводятся к Богу, воспламеняются чувствами покаянного умиления и сокрушения сердечного, благодарения и славословия. Мир не может доставить нам истинного утешения. Только в радости в Боге, по словам блаж.Августина, можно найти истинный, вечный покой и отраду. Мирские радости временные и быстро сменяются горестями и бедствиями. Одному только ленивому и беспечному о своем спасении нипочем не сходить в праздник в церковь Божию. Сделай же это истинный христианин, у него на сердце будет тяжело, на душе мрачно, на совести беспокойно. Не сходив в церковь, ему будет казаться, что он точно что потерял. Кто не испытал на себе сладостного утешения от посещения храма Божия и укора совести за опущение? Ничто не услаждает так нашу жизнь, как то утешение, какое мы получаем в церкви. В церкви наша скорбь уменьшается.

В церкви печаль наша сменяется духовным веселием и утешением. В церкви отягченные трудом получают отдых и успокоение. Затем-то Господь и зовет нас всех к себе: «…приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные земными скорбями и болезнями, и Я упокою вас» (Мф.11,28). Убило тебя горе семейное? Гнет и мучит сердце твое тоска и грусть безутешная? Наболела твоя грудь от тяжелой печали? Спеши скорей в храм Божий. Поведай все свои скорби Спасителю. Там, у подножия Креста Христова, ты получишь облегчение горестей и скорбей….

Из сборника назидательных рассказов»Духовная Нива»

Господь молится в пустыне, в уединенных местах, но вместе с верующими людьми Он приходит и в церковь. Не потому что имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, — такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди».

Об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. Она с трудом передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий. Как приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения.

Господь совершает чудо над этой женщиной ради ее верности заповеди Божией. Хотя она уже ни на что не надеется, она готова до смерти нести иго своей немощи. Но ей важно придти туда, где возвещается слово Господне, где дается самое главное для человека. В одно мгновение эта женщина исцеляется, выпрямляется и возносит хвалу Богу.

А состояние ее действительно было ужасное. Согнутая к земле, она ходила почти на четвереньках. Издалека можно было подумать, что это движется какое-то животное. Таково духовное состояние человека после его отпадения от Бога. Не может он выпрямиться, поднять лицо к небу, увидеть лицо другого человека. Только то, что внизу, питает и вдохновляет его. Вся радость его в том, что дает земля. А то, что выше, жизнь вечная, небесная радость, — это недостижимо для него. Как животное стал человек, согнут в три погибели, хотя физически иногда может поднимать голову свою очень высоко.

Святитель Николай (Велимирович), сербский святой, недавно прославленный Церковью, говорит, что, глядя на это чудо, мы можем понять нелепость учения материалистов, рассуждающих о том, что человек произошел от обезьяны: ходил тысячелетиями на четвереньках и потом постепенно выпрямился. В одно мгновение Господь выпрямляет человека, согнутого к земле. И в одно мгновение Он создает человека таким, каким он и должен быть, чтобы участвовать в жизни, созданной для него Господом.

Все видят, как эта женщина выпрямляется и возносит хвалу Господу. И мы видим кроме явления света явление мрака. Как помрачается начальник синагоги, блюститель Божия Закона! Боясь обличить Самого Христа (потому что не находит он для этого внутренних сил), он обращается к народу: «Есть шесть дней, в которые можно исцелять, а седьмой — день покоя, день субботний; и никто не может нарушать его».

Смотрите, что происходит. Свет чуда ослепляет этого учителя веры, и он хочет закрыть его и от других людей. Кому не ясно, что здесь действует Сам Бог. Но начальник синагоги хочет превратить Божие чудо в обыкновенное, ничего не значащее событие. Внешнее соблюдение правил для него дороже всего на свете, и он готов запретить Самому Богу совершать в субботу дела милосердия.

Женщина уже не надеялась ни на что. Но Господь Сам ее позвал. И Сам, прежде чем она обратилась к Нему, совершил это чудо. Если не подойдет к нам Господь, мы погибнем в наших грехах. «Истинно говорю вам, — говорит Он Сам, — если вы не узнаете, что это Я — что Моя благодать, Моя сила, Моя любовь действует в этих знамениях и чудесах, — вы погибнете в грехах ваших».

Благочестие и любовь — это одно и то же явление. Смысл благочестия заключается в любви, в сострадании к другому человеку. Господь говорит: если у кого из вас есть скот какой-нибудь, ослик или вол, неужели в день субботний вы не отвяжете его, чтобы отвести на водопой? Каждый человек это делает, дико было бы и жестоко по отношению к животному не напоить его. Неужели эту дщерь Авраамову, которую связал сатана и мучает уже в течение восемнадцати лет, нельзя освободить от страдания! Не для того ли существует покой субботы? Тайна милосердия Божия, жизнь вечная — вот что такое этот «покой». И только через сострадание, через подлинное благочестие мы можем войти в него.

Господь обличает грех лицемерия. Из всех грехов это самый отвратительный. Мы помним, с каким гневом Господь многократно повторяет: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Он никому из простых людей не говорит этих слов: «горе вам» — только фарисеям. Потому что «внешняя видимость при внутренней пустоте» явится «тайной беззакония» в Церкви. «Слушайте слово Господне, — предупреждает пророк Исаия. — Ваших собраний праздничных не могу терпеть — они беззаконие. Праздники ваши ненавидит душа Моя — они бремя для Меня, Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои. Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 14—18). И тогда явится милость Господня, и совершится чудо. Бог есть огонь, говорит преподобный Серафим, не обряды, не пост и молитва, не добрые дела, а огонь, сокрытый в них. Не присутствие наше внешнее на празднике, а присутствие праздника в нас.

Тайна чуда заключается, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, в нелицемерной искренней молитве. Когда его спрашивали: «За что Господь Вам дает такой удивительный дар?», он отвечал: «Это милость Божия. Я же стараюсь только всегда искренне, от всего сердца молиться и не допускать ни капли фальши в отношениях с Богом и с людьми». Где прямота этих отношений, там свет Христов, там раскрывается чудо любви Божией, там выпрямляются согнутые грехом к земле души.

Женщина, приняв дар исцеления, благодарит Господа. И весь народ изумляется тому, что Господь совершил. Человек, милостью Божией получивший исцеление, не может не благодарить Бога. Это естественно для него. И это есть признак его исцеления, потому что никто не способен приносить хвалу Господу, пока не исцелится его больная душа. Благодать Христова может выпрямить все, что грех искривил в нашей жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов

Посмотрите, редко в каком храме на Николая будет столько же народу, сколько в рядовое воскресенье. Как правило, в рядовое воскресенье народу будет меньше, а на Николая — больше. И как это назвать? Какое имя подобрать этому хождению на голове и перевертыванию жизни вверх тормашками? Хотим чтить святых — должны в первых почтить Господа, освятившего Своих избранников. Должны почтить Того, перед Кем меркнет всякая святость, ибо Он един Свят! Перед Ним «падают двадцать четыре старца и поклоняются, и полагают венцы свои перед Престолом, говоря: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:10–11)

Николай может спросить всех своих неразумных чтителей: «Почему это ты в мой день в храм идешь, а в день Воскресения Господа — нет? Почему ты чтишь меня, а не чтишь достойно Того, кому я служу и делом, и словом, и мыслью? Почему ты умеешь читать, но не усердствуешь в чтении Евангелия?» И так далее.

Нужно в день памяти Николая взять у него из рук святую Книгу. Как только мы у него ее возьмем, тотчас в руках у него появится другая такая же, так что всем желающим хватит. Взяв Книгу, возьмем за правило читать ее ежедневно: утром главу до работы, вечером главу перед сном. Читаемое, хоть и не сразу, хоть и не без труда, будет цепляться за память и станет предметом размышления среди дневной суеты и повседневных занятий.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

Если мы будем свято, по Божьему закону, проводить воскресные и праздничные дни, то благодать Божия будет не только на душах наших, но и на всех наших предприятиях и обстоятельствах жизни нашей. Откуда, как не из храма Божия, исходят все дары Божии, небесные и земные? Где всего легче укрыться от всякой опасности и ото всяческих бед, как не под сенью храма Божия? Какой благодати Божией мы лишаем себя, когда не бываем в церкви Божией! Сколько в храме Божием христианская душа может получить благодатного утешения и отрады! Каким миром и радостью наполняется сердце наше от благодатного посещения храма Божия! И надолго остается в нашем сердце это благодатное чувство. Оно обновляет нашу душу, освежает и укрепляет наши силы, утомленные будничными трудами. Только в Боге, в молитвенном общении с Ним мы находим истинную отраду. Только в молитве душа наша становится мирною, светлеет духовною радостью. Тогда житейские попечения оставляются, забываются мирские дела. Только в одном храме Божием все напоминает нам о Божественном, небесном. Храм Божий есть наше небо на земле. Там ум и сердце наше возводятся к Богу, воспламеняются чувствами покаянного умиления и сокрушения сердечного, благодарения и славословия. Мир не может доставить нам истинного утешения. Только в радости в Боге, по словам блаженного Августина, можно найти истинный, вечный покой и отраду. Мирские радости временные и быстро сменяются горестями и бедствиями. Одному только ленивому и беспечному о своем спасении нипочем не сходить в праздник в церковь Божию. Сделай же это истинный христианин, у него на сердце будет тяжело, на душе мрачно, на совести беспокойно. Не сходив в церковь, ему будет казаться, что он точно что потерял. Кто не испытал на себе сладостного утешения от посещения храма Божия и укора совести за опущение? Ничто не услаждает так нашу жизнь, как то утешение, какое мы получаем в церкви. В церкви наша скорбь уменьшается. В церкви печаль наша сменяется духовным веселием и утешением. В церкви отягченные трудом получают отдых и успокоение. Затем-то Господь и зовет нас всех к себе: «…приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные земными скорбями и болезнями, и Я упокою вас» (Мф.11,28). Убило тебя горе семейное? Гнет и мучит сердце твое тоска и грусть безутешная? Наболела твоя грудь от тяжелой печали? Спеши скорей в храм Божий. Поведай все свои скорби Спасителю. Там, у подножия Креста Христова, ты получишь облегчение горестей и скорбей….

Из сборника назидательных рассказов»Духовная Нива»

Размышлял сегодня о России и пришел к заключению, какие Вы все-таки счастливые, как много храмов и обителей в России возраждаются, звонят колокала кругом, не нужно ехать десятки и даже сотни милей, чтобы попасть на Божественную Литургию. В некоторых храмах совершаются даже по две-три Литургии в воскресные дни. Вот Благодать. Цените этот дар. Спешите на Пир Званных, о котором писал Свт. Серафим Звездинский в своем завещании!

«Много на небе светлых звезд, этих искорок ризы Божией, но всех их краше, светлее, ярче солнышко. Много душистых цветов на пажитях и нивах, но всех их лучше, прекраснее, благоуханнее роза. Много рек, ручьев, озер, речек бегут по лицу земли, и все они сходятся, сливаются в безбрежном, огромном, безмерном океане. Много прекрасных ярких камней хранится в недрах земли; там есть сапфиры, изумруды, яхонты, но всех прекраснее, чище, ярче сверкает бриллиант.

И в духовном мире есть и звезды, и камни драгоценные, и цветы на пажитях духовных. Много чудных звезд – песнопений – хранится в Церкви Православной (святоотеческих творений), но все они сходятся в солнце Церкви нашей – в Божественной Литургии. Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех прекраснее роза – Божественная Литургия. Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но всех их ярче блистает бриллиант – Божественная Литургия.

Древние христиане каждый день начинали с посещения Литургии. Они хорошо понимали, какое счастье дано людям в Таинстве Причащения, они каждый день приступали к святой Чаше, так чиста была их жизнь.

Любите Божественную Литургию, берегите благоухающую розу Христову, просвещайте свои души светом солнца Божественного; …Пусть очи ваши видят всегда Божественную Чашу, пусть уши ваши всегда слышат: «Приимите, ядите». Благодарите Господа всегда за тот величайший дар, перед которым трепещут ангелы. »

Святитель Серафим Звездинский — ХЛЕБ НЕБЕСНЫЙ

Архимандрит Харалампий Василопулос

Не потому приходим мы по воскресеньям в церковь в семь часов утра, что так полагается, а потому, что иначе не можем, ибо Он сам там нас ждет в это утро.
И мы чувствуем это.

Священник Георгий Чистяков

Мы не даем Богу нами управлять. А то, что совершается без веры в Бога, к Богу отношения не имеет. Поэтому то, что мы делаем, не имеет благословения, а значит не будет и доброго результата А потом мы говорим: «Виноват диавол». Не диавол виноват, а мы сами не даем Богу помочь нам. Работая в дни, когда по церковному уставу работать не полагается, мы даем диаволу права над собой и он вмешивается в то, что мы делаем, с самого начала. «Лу́чше ма́лое пра́веднику, па́че бога́тства гре́шных мно́га», — говорит Псалом. Вот это-то и имеет благословение, а все остальное — стружка, чепуха. Однако надо иметь веру, любочестие и благоговение, надо с доверием возлагать все на Бога А иначе и в праздники ты будешь работать кое-как, и в другие дни станешь терять время попусту.

И посмотрите, ведь Бог никогда не оставляет [верных Ему]. По воскресеньям и праздникам я никогда не работал, и Бог никогда не оставлял меня, Он благословлял мой труд. Помню, как-то к нам в деревню приехали комбайны жать пшеницу. Отцу сказали, что они начнут с нашего поля, а потом пойдут дальше. Было воскресенье. «Что будем делать? — спрашивает меня отец. — Пришли комбайны». — «Я, — говорю, — в воскресенье работать не буду. Подождем до понедельника». — «Но если мы упустим эту возможность, — снова говорит мне отец, — то потом замучаемся жать на лошадях». — «Ничего, — говорю, — буду жать хоть до Рождества Христова». Пошел я в церковь, словно никакие комбайны и не приезжали. А те направились к жатве. Ну что же, тут же и сломались, еще по дороге! Тогда комбайнеры снова пошли к отцу и сказали: «Просим прощения, у нас поломались комбайны. Сейчас мы поедем в Янину на ремонт, а как вернемся в понедельник, так начнем прямо с вас». Так вот и перенесли они жатву с воскресенья на понедельник. Много подобных случаев довелось мне увидеть своими глазами.

Старец Паисий Святогорец

Ныне день благословенный,
Жизнь и радость всей земле,
Ныне праздник наш недельный,
Свет и миру и душе.
В день воскресный наш Спаситель
Всеобъемлющий воскрес,
И весь мир, грехом увитый,
В рай торжественно вознес.
Бог в воскресный день родился,
И в воскресный день воскрес.
Враг спасенья сокрушился,
Человек достиг небес.
О, почтим же день воскресный
Со всей силою души,
Помни день благословенный,
Радость небу и земли.
Все оставим мы заботы,
И пойдем во храм святой,
Не возьмем в сей день работы,
Но почтим его душей.
И в сей день благословенный
Вспомним милости Творца,
И с покорностью смиренной
Вознесем к нему сердца.
Ныне день благословенный,
Жизнь и радость всей земле,
Ныне праздник наш недельный,
Свет и миру и душе.

Батюшка Николай Гурьянов

Сельские работы в воскресные дни и праздники.

Часто под предлогом хорошей погоды и неотложности дела крестьяне отправляются на сенокос или на другие сельскохозяйственные работы в дни церковных праздников. Здесь мы видим явное проявление маловерия, неупования на промысл Божий о христианине. Бог всегда поможет верующему, и труд его не останется втуне, особенно если тот будет почитать Бога и Его святые праздники. А когда нет упования на Творца и человек надеется только на свои силы и смекалку, он часто бывает посрамлен. Часто, прельстившись хорошей погодой, люди в воскресный день отправляются на сенокос. И что же? Ни разу православному, нарушающему праздник Божий, не попустил Господь воспользоваться плодами незаконного труда. Либо неожиданно пойдет дождь и сено намокнет, либо накошенное в воскресенье затем сгниет от затяжных дождей и тому подобное. Крестьянин должен всегда помнить, что трудится он, а результат зависит только от милости Божией. А милость Божия чаще всего изливается на людей, любящих Господа и почитающих Его святые праздники.

Непочитание воскресных и праздничных церковных дней, непосещение церковных богослужений в эти дни.

священник Алексий Мороз

Еще успеем сходить в церковь

Все зависит от нашей искренности……

Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в жизни решение? Оно относиться не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она свем нам предстоит. И может начаться очень скоро- может быть, даже сегодня.
Ты — крещенный человек. Слава Богу. Но если человек крещеный, это не значит, что место в раю ему обеспечено. Такой взгляд — неправославный, еретический. Ведь важно, как человек живет.
Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма?
А ведь отводят именно мысли.
Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так.

Мы говорим: «Мне пришла мысль». Да, мысли приходят. Откуда-то приходят. Если мысли от Бога и есть мысли от дьявола. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: » Я подумал».
Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола?
Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет, куда направляет: к церкви — или от церкви? К молитве, к посту, к покоянию, к исповеди, к причащению, к терпению, к прощению, к добрым делам — или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным.
Смотри, какие чувства, какое состояние души в тебе рождают мысли.
Если мир, любовь, смирение, тишину, покой — скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние — от лукавого.
Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста — от дьявола.
Существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу.

Священник Николай Булгаков

Не потому приходим мы по воскресеньям в церковь в семь часов утра, что так полагается, а потому, что иначе не можем, ибо Он сам там нас ждет в это утро.
И мы чувствуем это.

Священник Георгий Чистяков

Очень важно знать, что такое Литургия. Если мы хотим поддерживать опыт Литургии и не иметь просто «одноразовый» опыт; если вы собираетесь строить богатство своего понимания, оно Евхаристии не меняет. Но ваше участие в Евхаристии будет на большей глубине. Но цель этого действия – это единение, причастие. А в наших церквах очень часто получается, что пища приготовлена, стол накрыт – и никто не ест с него.

! Мы возвращаемся к тому же – моя жизнь такова, что я не готов к этому, вся моя жизнь к этому не готова. Так приготовьте свою жизнь! Зачем вы тогда тратите свою жизнь на что-то другое? «Мне нужно работать». Но работать для чего?».

Архимандрит Иоаким (Парр)

«Я заметил как-то, что один человек ходит в храм и причащается всегда на буднях. Я спросил его, почему он не приступает к святым тайнам в воскресение или в праздники? Он ответил, что в праздничные и воскресные дни ему не нравится бывать в церкви: слишком много народа, толкучка, суета и т.д., уж лучше в рабочий день, когда никто не мешает. Тогда я сказал, что это совершенно неправильно: на буднях, конечно, нужно ходить в храм, но главное – посещать праздничные и воскресные службы: это четвертая заповедь Божия (про день седьмой). И причащаться тоже нужно вместе со всеми прихожанами; вся община церковная причащается от одной чаши, и в этом и есть наше единство. Конечно, может быть, когда никого нет в храме, кому-то молиться проще, но нужно приучаться молиться и при большом стечении народа, ведь и в Царство Небесное мы собираемся попасть не в одиночестве. Службы, ектеньи так и составлены, что мы молимся всем собором, всем собранием прихожан, «едиными усты и единым сердцем». В советское время было так мало церквей, что в храме иногда руку нельзя было поднять, чтобы перекреститься, а люди все равно ходили в храм и получали радость от молитвы. »

Священник Павел Гумеров

Посещай в день воскресный храм Божий, и будь на всех службах церковных; причащайся Святого Тела и Крови Христовой, и начало полагай исправнейшей жизни; обновляй себя и приуготовляй к принятию будущих благ. Имея таким образом Бога в сердце своём, ты не преступишь заповеди и бремени греха на себя не возьмёшь.

Святитель Григорий Палама

Как необходимо христианину посещать богослужения, особенно в воскресные дни, чтобы возгревать в себе спасительные истины христианской веры, — воплощения Сына Божия и Искупления нашего, возгревать дух покаяния и молитвы, дух искания помощи Божией в своих немощах, печалях и бедах!

епископ Феодор Текучев

Сегодня, когда открываются церкви Божии, когда не так уж далеко ехать до ближайшего храма, у нас с вами нет оправдания, если утром в воскресенье, просыпаясь и размышляя, сто́ит ли идти в храм, мы откладываем это святое дело до следующего воскресенья. Посещение храма необходимо нам. Оно нужно для того, чтобы Господь слышал наше воздыхание, чтобы под сводами святого храма мы, обретая благодать Божию, восходили от силы в силу (Пс. 83, 8). Дай Бог всем нам хранить способность к совместной молитве! И да дарует нам Господь физические силы, чтобы несмотря на усталость, а иногда и болезни приходить в храмы Божии и вместе с другими сливаться в едином воздыхании ко Господу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *