Как проверить что двигатель контрактный
«Контрактный» мотор – брать или не брать?
Двигатель – чаще всего самая дорогая часть автомобиля. И после серьезной поломки «движка» перед владельцем машины встает буквально «гамлетовский» вопрос: чинить или менять? Идея поменять мотор, конечно, хорошая: не «заморачиваться» долгим и нудным капитальным ремонтом, а сразу поставить новый. Тем более что «контрактный» двигатель обычно стоит дешевле, чем обойдется «капиталка» старого. Тем более что сегодня заменить двигатель на автомобиле можно без проблем: закон позволяет это делать.
И, разумеется, в ответ на запрос потребителя образовался рынок моторов б/у, их еще называют «контрактными». Берутся они, как нетрудно догадаться, с машин, которые по разным причинам не способны ездить самостоятельно. В лучшем случае из-за серьезного ДТП (в боковую или заднюю часть), а в худшем – из-за того, что сгнил кузов. Или автомобиль вообще угнали специально, чтобы «раздербанить» в гаражах.
Обычно идея купить «контрактный» мотор возникает после того, как владелец побродит по Интернету, позвонит, потыкает пальцами в калькулятор и выяснит, что стоимость ремонта старого двигателя (крупноузловые детали или не подлежат восстановлению, или же их ремонт очень дорогой) почти равна покупке мотора б/у. Например, цена нового блока цилиндров или головки блока цилиндров обойдется в многие десятки, а то и сотни тысяч рублей. А цена нового двигателя, например, на немецкий автомобиль начинается от 10 тысяч долларов, а доходит до 35 тысяч. Но уже долларов…
Кроме того, оказывается, что капремонт мотора с заменой запчастей (даже при сохранности «тяжелых» деталей), как правило, на 20-30% дороже среднестатистического «контрактника».
Так что соблазн купить «готовый», «заводской», «едва прошедший обкатку по европейским дорогам» двигатель становится практически непереносимым… Однако стоит помнить любимую поговорку Маргарет Тэтчер: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке – и только для второй мыши».
Чтобы не стать «первой мышью», задайте сами себе вопрос: а часто ли бывают аварии, чтобы и машина была новой, и в аварию она попала так удачно, что пострадала только задняя часть? Ответ будет до унылого простым: очень редко. И шансы получить двигатель, который можно поставить, запустить и ездить, – максимум 50 на 50. А в полностью работоспособном состоянии гораздо меньше.
А если вам достанется агрегат с машины, которая сгнила? В каком же состоянии должен быть мотор, если кузов не подлежит сварке? С угнанным вариантом, как ни странно, чуть проще, ибо номер двигателя нынче в МРЭО при регистрации не смотрят. Хотя кто знает, а вдруг все же посмотрят (ибо имеют право) и выявят несоответствие с «родным», да еще и пробьют по базе, а затем выяснят, что «движок»-то снят с краденого авто? Это, между прочим, уголовное дело…
В общем, купить «контрактный» мотор, который гарантированно прослужит два года и пройдет без проблем 60-70 тыс. км (меньше уже не имеет смысла с финансовой точки зрения), очень трудно.
Откуда проблемы?
Попробуем разобраться. Для начала исключим простые «атмосферники» с четырьмя цилиндрами, стоящие на бюджетных машинах, – таких автомобилей много, их двигатели легко и недорого ремонтируются. Их много на «вторичке». Так что «капиталка» таких «движков» обходится в 30–50 тыс. руб. Дороговато, конечно, но не смертельно. Бывают и исключения, но чаще всего они подтверждают правило…
Другое дело – современные бензиновые двигатели, устанавливаемые на престижных машинах, которые в основном и покупают в качестве «контрактных». Причина понятная: современный шести- или восьмицилиндровый двигатель отремонтировать обходится дороже (запчасти, стоимость ремонта и т.д.), чем купить «контрактный».
Однако здесь существуют свои подводные камни. Например, практически у всех «контрактных» двигателей огромный пробег. Бывает, конечно, что, например, семилетний двигатель из Японии может иметь пробег 40-60 тыс. километров: из-за резко возросшего налога на «старую» машину ее отправили на свалку, а мотор продали.
Но кто сказал, что двигатель, который вам продали, действительно «только что из Японии»? Чаще всего бывает, что машину привезли во Владивосток, там ее «выкатали» до полного износа всех агрегатов. Потом двигатель отмыли и продали, хотя ресурса там осталось «на раз чихнуть и два раза кашлянуть».
Или еще одна проблема, чаще всего свойственная «японцам»: мотор тот же, модель машины та же, а он не становится в моторный отсек. «Засада» в том, что существует много модификаций двигателей, различающихся посадочными местами, соединениями и т.д.
С немецкими двигателями высоки шансы купить проблемный и вдобавок неремонтопригодный мотор в возрасте 3-4 лет и с пробегом около 100 тысяч. Дело вот в чем: в Германии такие моторы в среднем «наезжают» до 30 тыс. км в год – сказывается специфика эксплуатации с большими расстояниями. А у современных двигателей ресурс вообще достаточно низкий, и если лет двадцать тому назад 200 тыс. км были лишь половиной ресурса, то сегодня 150-200 тыс. км – это ресурс до первой «капиталки».
Производителей автомобилей понять, конечно, можно: сегодня машина служит в среднем около 3 лет, за которые она пробегает около 100 тыс. км. Так зачем делать избыточно надежный мотор? Их понять можно. Но вам-то от этого не легче…
Поэтому внешняя «свежесть» двигателя – еще не показатель его надежности. В России он может очень быстро выйти из строя, ведь он ходил на ровных, спокойных режимах по автобанам, а у нас сразу попал в экстремальную ситуацию. А в моторе и так не оставалось ресурса: износ поршневой группы, газораспределительного механизма уже достиг критического уровня. Поэтому не удивляйтесь, что в цилиндрах только что установленного двигателя нет компрессии и очень большой расход масла.
Поэтому после покупки немецкого «контрактника» вероятно попадание на замену крупноузловых дорогостоящих деталей. Например, для мотора M272 E35 от Mercedes, стоимость четырех гидромуфт распредвалов (ресурс муфт первого поколения – около 60-80 тыс. км) составляет около 100 тыс. руб. без работы по замене при стоимости всего мотора в 150-200 тыс. руб.
Для BMW один новый распредвал обойдется в 20-25 тысяч рублей, с перспективой поиска «подходящих» постелей (технология не предусматривает использования деталей от разных комплектов). А в случае с Mercedes при замене распредвала придется купить новую головку блока цилиндров. Хотите больше «страшилок»? Читайте наш текст про наиболее проблемные моторы и их типичные поломки.
Так что к стоимости «контрактного» двигателя надо будет прибавить стоимость исправных деталей, плюс стоимость работ по частичной разборке-сборке. А это добавляет еще 40-60% к цене мотора.
Как проверить контрактный двигатель при покупке
Если движок вашего автомобиля вышел из строя, что может быть определено вами по такому признаку его работы, как слабая тяга двигателя, или если вы заметили, что расход масла и топлива резко пошел вверх, или если наблюдается повышенная задымленность в системе выхлопа, все это означает, что механизмы и узлы двигателя пришли в негодность от сильного износа. Обычно в такой ситуации двигатель ждет капитальный ремонт, но, поскольку эта операция достаточно дорогостоящая, и при этом не обеспечивающая однозначного результата, и вы имеете резонные сомнения в том, что капремонт поможет надолго, вы можете поменять двигатель полностью.
Новый двигатель ставить резона нет, при таких ценах легче поменять автомобиль. Но есть возможность приобрести контрактный двигатель. Рассмотрим вариант с покупкой контрактника подробнее, а именно остановимся на методах проверки контрактного двигателя.
Как проверить двигатель не установленный на автомобиль
Естественно, нормальная проверка двигателя подразумевает, что двигатель установлен на автомобиль, только в таких условиях можно провести диагностику мотора качественно. Но наша задача проверить двигатель без установки, поскольку устанавливать каждый двигатель только для его проверки не представляется нам разумной тратой времени и денег.
На снятом двигателе, конечно, невозможно проверить работоспособность двигателя на все 100%. Но свести риски к минимальному значению все-таки возможно. Инженеры и специалисты по ремонту и эксплуатации автомобилей разработали способы выявления неисправностей двигателя, даже если он не установлен. Рассмотрим эти способы.
Внешний осмотр двигателя
Внешний вид контрактного двигателя может сказать о его состоянии очень много. Самое главное, что вас должно сразу насторожить: если двигатель вымыт. Чаще всего это означает, что продавец скрывает следы масла и потеки из-под сальников и прокладок.
Возьмите с собой набор гаечных ключей и перчатки для полноценной проверки двигателя. Если продавец не позволяет вам воспользоваться инструментом для инспекции двигателя, можно смело отказываться от покупки и искать следующий вариант.
Осматриваем нагар на свечах зажигания
Проверяя двигатель, рекомендуется выкрутить все свечи из свечных колодцев и рассмотреть цвет электродов на свечах. Если двигатель исправен, цвет электродов будет одинаковый на каждой свече. Если на одной или нескольких из свечей цвет электродов отличается от остальных, это уже является поводом насторожиться.
Присадки и дополнительные компоненты, добавляемые в бензин, вызывают окраску электродов в различные оттенки при сгорании в камере цилиндра, но если это именно цвета, а не черный налет, тем более с маслянистой пленкой или каплями масла, беспокоиться не о чем. Но черный налет на электродах может говорить о неправильной работе маслосъемных колпачков. А они выходят из строя обычно при достаточно серьезном пробеге двигателя, не меньше 200 или даже 250 тыс. км. Имейте это в виду.
Осмотр цилиндров и коллекторов
Вам нужно заглянуть внутрь каждого цилиндра. Это можно сделать через отверстия для свечей. Целостность всей поршневой группы можно проверить, провернув коленчатый вал двигателя. Перед проворачиванием убедитесь в том, что установлен ремень или цепь газораспределительного механизма. Если ремень или цепь не установлены, проворачивание двигателя категорически запрещено. После осмотра установите свечи на свои места и заново проверните двигатель. Почувствуйте характерную нагрузку по тактам.
Если люфт в направляющих втулках клапанов найден, лучше сразу отказаться от идеи купить именно этот двигатель.
Проверка крышки маслозаливной горловины
Открутите крышку маслозаливной горловины и рассмотрите ее с обратной стороны. Идеальное состояние крышки – она чистая и не имеет каких-либо отложений с обратной стороны. Если на крышке видны следы черного нагара масла, это свидетельствует о том, что автомобиль эксплуатировался долгое время без замены масла. Если же вы обнаружили на крышке эмульсию цвета кофе с молоком или пену, это свидетельствует о том, что масло смешалось с антифризом, что бывает при пробитии прокладки головки блока цилиндров.
Далее мы должны осмотреть состояние газораспределительного механизма через отверстие горловины. В идеале этот механизм должен быть чистым со следами масла желтого или желто-черного цвета. Не должно быть нагара и сгустков масла. Если эти следы есть, отказывайтесь от покупки такого двигателя.
Люфт коленвала
Чтобы проверить люфт в коленчатом вале, необходимо предварительно снять или ослабить ремень или цепь ГРМ. Со стороны привода газораспределительного механизма возьмитесь рукой за коленвал и пошатайте его в двух плоскостях. Небольшой люфт допустим только в горизонтальной плоскости. Но если люфт наблюдается и в вертикальной плоскости, это свидетельствует об износе подшипников коленвала. Так как износ подшипников наблюдается не раньше пробега в 250 тыс. км., от такого двигателя лучше отказаться сразу.
Как видим, проверка контрактного двигателя достаточно непростое дело, кроме того, оно, даже при полном выполнении всех вышеуказанных рекомендаций, все равно не даст вам 100% уверенности в том, что двигатель будет работоспособен и не будет иметь скрытых дефектов. Поэтому лучшее решение в вопросе проверки двигателя – доверить это дело профессионалам.
Если вы купите контрактный двигатель в компании Банзай Авто, специалисты компании проведут диагностику двигателя, полностью подготовят его к установке, то есть проверят, заменят все расходные части – ремни ГРМ, сальники, уплотнения, зальют свежее масло, установят его на ваш автомобиль и дадут гарантию для проверки своей работы. Это, поверьте, сэкономит вам не только время, но и нервы. Кроме того, такая организация работы дает возможность разделить ответственность между покупателем и поставщиком запчасти. Банзай Авто отвечает за свою работу и за качество проверенного и установленного двигателя.
На что обращать внимание при покупке контрактного двигателя?
Покупка контрактного двигателя часто сопровождается трудностями. При этом некоторые из них обнаруживаются уже после установки агрегата на автомобиль, а возврат бракованного товара не предусмотрен. В таком случае важно заранее проверить контрактный двигатель при покупке, чтобы избежать проблем в будущем.
Почему б/у двигатели называют «контрактными»?
Под контрактными двигателями подразумевают агрегаты, которые эксплуатировались на автомобилях за пределами России. На местном рынке распространены модели из восточных стран, часто из Японии. Европейские силовые установки редко попадают в РФ.
Название «контрактный» объясняется тем, что компании, предлагающие запчасти из-за границы, составляют договоры (контракты) с представителями аукционов и заводами по утилизации автомобильных узлов.
Советы по правильному выбору контрактного двигателя
При покупке контрактного мотора стоит следовать такому алгоритму действий:
Не развешивай уши: 5 признаков мошенника
При подборе контрактного агрегата следует помнить, что в продаже предлагается большое количество товаров сомнительного качества от продавцов, которые не дорожат своей репутацией и доверием клиентов.
Существуют 5 признаков, позволяющих быстро определить мошенника и избежать неоправданной траты денег:
Обратите внимание на официальную оплату, договор, получение двигателя в своем городе
Не спешите оплачивать покупку двигателя на карту физическому лицу. В таком случае вы не сможете доказать факт мошенничества со стороны продавца.
Вместо этого используйте банковский платеж по реквизитам организации, который можно запросить у представителей фирмы либо оплачивайте во время получения товара на почте или у курьера.
Не забудьте тщательно изучить договор купли-продажи, ведь некоторые компании предоставляют документ об оказании платных услуг по подбору контрактного двигателя.
На практике они не находят его либо предлагают чрезмерно дорогой вариант.
Признаки официального продавца контрактных двигателей
Помимо мошенников, на рынке встречается множество добросовестных лиц, которые ценят доверие потребителей и ответственно подходят к продаже двигателей.
Добропорядочные продавцы всегда имеют:
Проверка технического состояния
Отправляясь за контрактным двигателем к продавцу, следует взять с собой несколько инструментов, фонарик и перчатки. Это поможет провести качественный осмотр всех деталей агрегата и составить адекватную оценку его качества.
Внешний вид
На моторе не должны присутствовать следы потеков масла или нагара. Если продавец заявляет, что пробег двигателя не превышает 50 000 км, но при этом на поверхности наблюдаются следы масла, скорее всего, он обманывает вас.
Кроме того, не допускаются признаки коррозийных процессов. При их наличии можно сделать вывод о неправильном хранении установки. Возможно, она находилась в неотапливаемом и сыром помещении. Покупать такой двигатель неразумно, поскольку нет гарантий, что внутри отсутствуют микротрещины и прочие дефекты, влияющие на эффективность работы.
Нередко продавцы ведут себя нечестно, полируя и отмывания агрегаты для удаления масляных следов и коррозии перед продажей. Поэтому чрезмерно блестящие поверхности – это тоже повод усомниться в качестве товара.
Свечи зажигания
При проверке двигателя следует обратить внимание на состояние свечей зажигания. На их поверхности не должны присутствовать масляные следы или нагар. Отсутствие свечей либо наличие полностью новых деталей тоже должно насторожить.
Наличие нагара свидетельствует о неправильной работе маслосъемных колпачков, что происходит спустя 200 тыс. км пробега. Электроды на свечах должны обладать одинаковым цветом. В противном случае есть риск критических проблем с агрегатом.
Цилиндры и коллектор
После извлечения свечей рекомендуется оценить состояние цилиндров, посветив фонариком в место их размещения. Во время визуального осмотра следует провести проверку всей поршневой группы и коллекторов впуска и выпуска.
При вращении коленвала необходимо убедиться, что все клапаны исправны и функционируют корректно. При обнаружении любых люфтов или дефектов от покупки лучше отказаться, поскольку это признак критически большого периода эксплуатации.
Компрессия
Перед приобретением контрактной силовой установки необходимо обратить внимание на ее компрессию, используя ключ. Следует провернуть мотор по часовой стрелке.
Во время первого оборота ключ будет пружинить обратно, а после последующих вращений – «проваливаться». Это свидетельствует об открытии клапанов и выходе воздуха из цилиндров. Таким методом нужно осмотреть каждый цилиндр для проверки компрессии.
Маслозаливная горловина
Стоит демонтировать крышку с горловины и убедиться в отсутствии отложений внутри. Признаки масляного нагара либо темных сгустков указывают на несвоевременную замену масла в агрегате. Если на крышке присутствуют темные отложения, значит, есть протечка охлаждающей жидкости в горловину.
Дроссель
Внутри этой детали должна быть чистота. Любые следы нагара, пятен и прочих загрязнений недопустимы. Важно убедиться в комплектности поставки и запросить у продавца снимки мотора со всех сторон с открытым дросселем и снятой крышкой клапана.
Люфт коленвала
В первую очередь проводится снятие ремня ГРМ с последующим расшатыванием коленвала. При обнаружении люфта в горизонтальной плоскости поводов для беспокойства нет. В вертикальной он не должен проявляться. Ощутимый люфт указывает на опасные сбои в работе контрактного агрегата и сильном износе подшипников.