Как сделать план конспект урока
«Как правильно составить план-конспект урока»
«Как правильно составить план-конспект урока»
План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.
Основные принципы планирования
Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.
1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.
Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.
2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
3. Принцип непрерывности предполагает, что:
процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).
Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.
4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.
Однако существуют определенные пределы резервов планирования:
резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.
5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.
Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.
Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.
Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).
Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.
Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.
Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.
Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.
Шаг 1. Тема урока
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.
Шаг II. Цели урока
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:
— дать представление о…;
— обобщить и систематизировать знания о….;
— познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
— выработать навыки (например, анализа лирического текста).
— воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Шаг III. Планируемые задачи
Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
Шаг: IV. Вид и форма урока
В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Виды и формы урока
1. Урок ознакомления с новым материалом.
Формы: беседа, проблемный урок, лекция.
2. Урок закрепления изученного.
Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.
3. Урок применения новых знаний и умений на практике.
Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма выбирается свободная, по желанию учителя.
5. Контрольный урок.
Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.
6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.
Шаг V. Оборудование
Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.
Шаг VI. Ход урока
1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.
Исключения составляют контрольные уроки.
3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.
Например, прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года» активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.
6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.
7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.
Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
Помните, что каждый урок должен содержать «изюминку». Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
Как составить план урока: пошаговая инструкция
Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.
Что такое конспект урока?
Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.
Для чего нужно составлять план урока?
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Основные требования
Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:
На что еще стоит обратить внимание?
Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.
Как правильно оформить конспект?
Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.
Пример составления краткого плана-конспекта
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
План урока английского языка, 7 класс
Тема: повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Подводя итоги
Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:
8. Подведение итогов.
Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.
Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.
Все тонкости разработки планов-конспектов уроков
Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.
Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.
Что это такое?
План-конспект занятий представляет собой документ, который помогает преподавателю донести до детей все необходимые сведения и материалы в рамках изучаемой дисциплины и темы. Он формируется для каждого занятия и учитывает определенные требования:
План-конспект занятия должен помочь учителю поэтапно привить детям должные знания и навыки. В ходе разработки этого документа важно продумать каждую мелочь: как заинтересовать ребенка, как донести до него информацию, как помочь ему выполнить задание, сколько времени на это потребуется, нужен ли раздаточный материал, вопросы для проверки усвоения информации и т.д.
Как разработать план-конспект занятия?
Для разработки плана занятия необходимо разобраться, что он должен содержать. Прежде всего, преподавателю следует отразить в документе следующие моменты:
Важно, чтобы план-конспект учитывал продолжительность занятия, а непосредственно на нем разобраны все основные и сложные моменты. Домашнее задание также должно способствовать закреплению пройденного материала, но при этом не перегружать учащихся.
При разработке план-конспекта урока педагог ориентируется на учебную программу, календарный план занятия (количество часов в год/триместр/четверть/месяц или неделю), уровень сложности заданий и их количество (от легкого к сложному) и т.д.
Оформление план-конспекта занятия
План-конспект уроков – это официальный документ, поэтому он должен быть оформлен в научном или деловом стиле, содержать исключительно важные моменты, подчеркивать мастерство педагога.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В составе файла должен быть титульный лист, оглавление, описание каждого раздела и заключение, список использованной литературы.
Оформление текста производится согласно общепринятым нормам ГОСТ: шрифт Times New Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный интервал 1,0-1,5. Допустимо использование графических и табличных данных. Средний объем документа на каждое занятие достигает 3-5 страниц.
Педагог может отразить в план-конспекте занятия все примеры и их решения, домашнее задание с готовым ответом и пр.
Рекомендации экспертов по подготовке план-конспектов занятий
Формировать план занятия может только квалифицированный педагог. Доверять это дело учащимся или некомпетентным специалистам недопустимо.
На что обратить внимание при составлении плана-конспекта?
Важно изначально грамотно сформулировать тему занятия, определить цели и задачи. Далее следует выделить основные понятия, термины и формулы, которые подлежат обязательному рассмотрению и разбору. Важно учесть, какая часть материала может быть разобрана на текущем занятии, а какую часть можно перенести на следующее. На основе пройденной части необходимо правильно выдать домашнее задание для закрепления материала.
Чтобы заинтересовать детей, следует придумать небольшую «изюминку»: рассказать интересный факт, провести занятие в игровой форме и пр. Такой подход облегчит восприятие информации. Но при этом все формы взаимодействия с детьми должны быть подчеркнуты в план-конспекте.
Не менее важно в конце занятия провести небольшой опрос или «контроль», чтобы определить степень усвоения темы, необходимость доработки следующего урока.
Преподаватель также может использовать современные средства представления информации: презентации, короткие видео, схемы и пр.
Пример план-конспекта занятия по математике для учащихся 3 класса
План-конспект для урока математики
Образец плана-конспекта урока
Составляем ход урока
Как составить ход урока в плане-конспекте занятия
Разработка хода урока по математике
Заключительная часть плана-конспекта урока
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Учебно-методическое пособие по составлению конспекта урока
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА УРОКА
И МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Разработчик: методист, преподаватель Акулич Т.М.
СХЕМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
Тема :_______________________________________________________________
(в соответствии с календарно-тематическим планированием).
Цель: _____________________________________________________________________
обучающая (предметная)______________________________________________________
развивающая (метапредметная)_________________________________________________
воспитывающая (личностная)__________________________________________________
Образовательная (предметная) (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках обучающихся, формирование…).
Развивающая (метапредметная) (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат).
Воспитательная(личностная) (какие качества личности формируются).
Цель должна описывать результаты учебного процесса в точных терминах наблюдаемого и измеряемого поведения
Неверно : «узнать», «почувствовать», «понять» и т.д
Верно : «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «прочесть», «решить» …
Формулировка цели должна описывать желаемые действия обучающихся.
Типичные способы постановки целей
Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление…», «изучить теорему…»
Определение целей через деятельность преподавателя: «ознакомить с …», «объяснить…», «рассказать…»
Постановка целей через деятельность обучающихся: «решение задачи…», «выполнение упражнения…»
Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития: «формировать умения…», «развивать познавательную самостоятельность…», формировать отношения…»
Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся: «знает конкретные факты, правила», «понимает и интерпретирует…», «умеет выполнять…»
Цель определяет тип урока.
Тип урока:__________________________________________________________
(указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид; см. ниже).
Методы:__________________________________________________________
(методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии)
Структура и ход урока:
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
ТИПЫ УРОКОВ И ИХ ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
Каждый урок складывается из определенных элементов (этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, от задач которые ставятся перед преподавателем, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет, но при переходе к ФГОС это предусмотрено, о чем мы скажем чуть позже. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия преподавателя и обучающихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б. П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет:
уроки изучения нового материала;
уроки формирования и совершенствования умений и навыков;
уроки обобщения и систематизация знаний;
уроки повторения, закрепления;
Структура урока зависит от его целей, содержания, изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки учащихся, а так же от творческого характера работы учителя. Стандартная структура комбинированного урока:
проверка д/з; опрос учащихся по пройденному материалу;
изложение нового материала;
По месту в образовательном процессе выделяются ещё два типа урока.
2. Обобщающий урок. Он проходит перед контрольным уроком или после него. Цель: воспроизвести знания (компоненты знаний). Установить связи между компонентами. Систематизация полученных знаний (сформированных).
Урок с использованием учебного кинофильма
Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа)
Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Урок самостоятельных работ
Урок практических работ
3. Урок обобщения и систематизации: Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.
4.Уроки контрольные учета и оценки знаний, умений и навыков:
Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос)
зачетные практические и лабораторные работы
контрольная (самостоятельная) работа
смешанный урок (сочетание трех первых видов)
5. Комбинированные уроки: На них решаются несколько дидактических задач. Традиционно преобладает в обучении комбинированный урок. Однако следует иметь в виду, что и комбинированный урок может включать в себя элементы других видов урока. Многообразие форм проведения урока- одно из условий развития у учащихся интереса к предмету, повышения качества обучения. Одни формы урока носят традиционный характер, другие, набирающие все больше популярность – нетрадиционные.
Тип урока – понятие, связанное прежде всего с варьированием структуры урока и его содержательных элементов. Форма урока – понятие, отражающее основной способ подачи материала, метод.
Но с переходом к ФГОСам структура типологии будет видоизменена. По новым ФГОС выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
В отличии от тех, которые использовались ранее:
уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом;
уроки закрепления знаний;
уроки проверки и контроля знаний.
На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия. На уроках рефлексии учащиеся закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Изменилась и структура урока. Если раньше урок проводился по следующим этапам:
Организация начала урока;
Проверка домашнего задания;
Постановка цели урока; Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;
Изучение нового материала;
Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
Подведение итогов и результатов урока;
В соответствии с ФГОС нового поколения, он выглядит следующим образом:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Типы уроков и их примерная структура
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений
учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний (с целью подготовки к контрольному уроку, с целью подготовки к
изучению новой темы)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю.К.Бабанский).
Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И.В. Харламов).
Выбор методов обучения зависит:
От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока
От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
От уровня подготовленности учащихся.
От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Существует большое количество методов обучения, однако, единой универсальной классификации методов обучения дидактам и методистам создать не удалось. Существует ряд классификаций, выполненных на основе разных требований. Как пример классического варианта я хочу привести классификацию методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности (Лернер Исаак Яковлевич, Скаткин Михаил Николаевич). Этой классификации присущи следующие методы:
Объяснительно – иллюстративный метод. Суть этого метода состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие приемы,. как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация.
Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.
Проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания.
Данная классификация была предложена Лернером и Скаткиным еще в 1965 году. На данный момент существует целый ряд современных инновационных методов обучения, таких как :
методы проблемного и проектного обучения ( в основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления) ;
организация групповой, парной и индивидуальной работы;
метод погружения ( предусматривает глубокое «вхождение» учащегося в предмет изучения, реализуемое за счет высокой интенсивности занятий, большего количества времени, ежедневно уделяемого предмету изучения, и создания особой среды обучения)
анализ конкретных ситуаций (кейсы) ( метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы)
постановка вопросов, активизирующих диалог;
деловые игры ( форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики) ;
метод мозгового штурма (оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных) ;
метод творческих заданий
техника сжатия учебной информации (любой объем информации можно сжать до одной фразы, до определенной схемы. Редукция как упрощение, сведение к общему наглядно присутствует в целом ряде приемов педагогической техники) и т.д.
Педагогические методы являются элементами образовательной технологии.
Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
В зависимости от характера среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения можно разделить на три группы:
Технологические способ, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие).
Технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы учебного заведения (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие).
Технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).
Можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.
Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования обучающегося.
Мониторинг интеллектуального развития.
Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного обучающегося.
Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОК А
Постановка цели и задач урока (Мотивация)
Этап всесторонней проверки домашнего задания
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
2. Мотивация предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
2) актуализируются требования к обучающемуся со стороны учебной деятельности (“надо”);
3) устанавливаются тематические рамки учебной деятельности (“могу”).
3. Этап актуализации необходимо использовать для проведения «мыслительной гимнастики». Для эффективной работы на следующем этапе «открытия» нового знания мышление необходимо привести в «форму», т.е. предложить обучающимся задания, требующие мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения, классификации и т.п.
Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией затруднения в деятельности.
4. Этап всесторонней проверки домашнего задания.
5. Этап всесторонней проверки ЗУН.
Дидактическая задача этапа. Глубоко и всесторонне проверить знания обучающихся; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и всю группу к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Проверка преподавателем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов обучающихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных обучающихся.
6. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Содержание этапа. Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед обучающимися учебной проблемы.
7. Этап усвоения новых знаний.
8. Этап проверки понимания обучающимися нового материала. Этап усвоения новых знаний.
Содержание этапа. Проверка преподавателем глубины понимания обучающимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
9. Этап закрепления нового материала.
Ошибки, допускаемые при реализации. Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление, упор делается не на главном.
10. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока
11. Подведение итогов урока /рефлексия
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
1. С чего надо начать подготовку к уроку?
четко определить и сформулировать для себя его тему
определить место темы в учебном курсе
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно
обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2. Зачем урок вообще нужен?
Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал. Что для этого надо?
а) Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
б) Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала
применение знаний в новой ситуации
применение знаний в незнакомой ситуации
творческий подход к знаниям.
в) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала
задания, способствующие осмыслению материала учеником
задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать «изюминку» урока
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль деятельности учащихся на уроке,
Для того, что эффективно осуществлять контроль учебной деятельности учащихся, необходимо продумать:
как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7. Подготовить оборудование для урока
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.
Что такое конспект урока?
Конспект урока, план урока, методическая разработка … Это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.
Конспект урока – это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, что обсуждаем, анализируем, оцениваем. Некоторые учителя обсуждают – а нужен ли конспект урока? Ведь почти никогда не удается провести урок так, как задумывал. Ну и что. Конспект все-таки нужен. Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок».
Рекомендации по составлению плана-конспекта урока
Для организации четкой педагогической деятельности каждый учитель в своем портфеле должен иметь как минимум две вещи: поурочное планирование тем и планы (конспекты) уроков. Ниже даны укрупненные рекомендации по составлению таких конспектов.
План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:
ТЕМА: название темы берете из учебных программ, из Вашего перспективно-тематического (поурочного) планирования.
ВИД УРОКА: должен быть согласован с типом урока.
ЦЕЛЬ УРОКА: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока.
ЗАДАЧИ УРОКА: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке, даже если он складывается трудно и, может быть, не так, как задумывалось: не пошел эксперимент, скомкана проверка домашнего задания и др. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (компьютер, проектор, диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
ПЛАН УРОКА: пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания (по усмотрению педагога):
В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.
Слово «ссылки» в таблице означает, что свое изложение каждого этапа надо сопроводить номерами демонстрационных экспериментов, учебников и других литературных источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: здесь перечисляете все учебники, задачники, дидактические материалы, книги для внеклассного чтения которыми Вы и дети пользовались при проведении урока. Включенные в раздел источники информации должны быть пронумерованы по порядку, потом к этим номерам Вы прибегаете по тексту плана-конспекта там, где это необходимо. Не стесняйтесь вносить в этот список свой рабочий конспект, поурочное планирование, свои планы-конспекты других уроков и ссылаться на них в соответствующих местах разделов. В тексте ссылки на литературу проставляйте в квадратных скобках[1,3].
Подпись УЧИТЕЛЯ: в конце конспекта Вы ставите свою фамилию и расписываетесь. Без этого неясно, кто по этому конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА-СЦЕНАРИЯ УРОКА
Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока, в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Энциклопедические словари и справочники дают нам несколько толкований этого термина.
1) краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.
2) Литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.
3) В прогнозировании — система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза; используется также в истории, теории биологической эволюции, космогонии и т. п.
Все эти понятия лаконично внедряются в создание структуры урока.
В отличие от традиционного плана-конспекта, который понимается как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления учебных задач, сценарий урока более многогранен, более детализирован. В процессе подготовки урока внимание преподавателя должно быть привлечено к педагогическому предвидению, прогнозированию возможного поворота мысли учащихся при решении конкретных учебных задач. Подготовка преподавателя к уроку охватывает, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих обучающихся. Чем тщательнее будет осуществлен такой анализ, тем меньше вероятность встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.
Прежде всего, необходимо задуматься, для кого и для чего этот сценарий готовится:
Сценарий для себя. Это является важной подготовкой к разработке авторского урока. В отличие от плана-конспекта преподаватель должен четче продумать алгоритм учебных задач. Исходя из них, преподаватель подбирает соответствующие дидактические приёмы, продумывает, насколько и в каких случаях ему понадобятся различные средства обучения.
Сценарное описания для коллег-преподавателей. Этот вариант не только более подробен. Преподаватель демонстрирует, как добивался достижения поставленных педагогических целей и задач, какие технологические инструменты ему для этого были необходимы, как осуществляется переход от одного учебного эпизода к другому. Например, при проведении различных конкурсов мультимедийных уроков обязательно прилагать сценарное описание. Иначе совершенно неясен дидактический замысел преподавателя.
Сценарий как техническое задание.
Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов:
1 – й шаг. Определение нового. Преподаватель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Преподаватель должен четко представлять, в какой момент она должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что обучающиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения преподаватель должен добиться осознания обучающимися несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи преподавателя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения обучающимися необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог.
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать обучающегося на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Составление конспекта – сценария урока позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия преподавателя и обучающихся, организовать их самостоятельную деятельность в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.