Какие есть путешественники и что они открыли
10 великих русских путешественников, имена которых увековечены на географической карте
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.
Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.
Семен Дежнев, основавший Анадырский острог
Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.
В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.
В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.
Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку
Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.
Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.
Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море
Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.
Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.
Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.
Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.
Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.
В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».
Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Самые-самые кругосветные путешественники всех времен и народов
“Жизнь во время путешествия — это мечта в чистом виде”, говорила Агата Кристи, и сложно не согласиться со словами королевы детектива. Однако путешествия не всегда сводятся к приятной прогулке с осмотром достопримечательностей и посещением сувенирных лавок. Путешествия могут быть непредсказуемыми и даже опасными, иными словами, кругосветными, а путешественники, отправляющиеся из точки А вокруг земного шара, могут только надеяться, что попадут в неё снова.
Фернан Магеллан и Хуан Себастьян де Элькано
Эпоха Великих географический открытий богата на путешественников, но имена Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна де Элькано вписаны в историю золотыми буквами. Именно под их руководством было совершено первое в истории человечества кругосветное плавание, за много веков до того, как появились самолеты, GPS-навигаторы и сайты по бронированию отелей.
Известно, что родился Магеллан в 1480 году в Португалии, и место рождения во многом определило его дальнейшую судьбу. Португальцы открыли морской путь в Индию, и молодые мореплаватели теряли сон и покой, а иногда и жизнь, исследуя далекие восточные земли. Не остался в стороне и Фернан.
Получив опыт дальних странствий и встретившись лицом к лицу с опасностями, Магеллан оказался в Испании, откуда и отправился в большое плавание. Это было 20 сентября 1519 года. Спустя три года только одно судно из пяти вернулось домой, а сам Магеллан был убит туземцами на филиппинском острове Мактан в 1521 году. Дело Магеллана завершил испанец Хуан Себастьян де Элькано, который существенно изменил маршрут.
На самом деле, плавание Магеллан было коммерческим и о кругосветке даже и не шло речи.
Однако угроза нападения португальцев, с которыми у испанцев в те времена отношения были очень непростыми, заставила единственный уцелевший корабль “Викторию” под руководством Хуана Себастьяна де Элькано искать обходные пути — и в итоге экспедиция Магеллана и Элькано стала первым в истории кругосветным плаванием.
Фрэнсис Дрейк
Море позвало Дрейка в раннем возрасте: уже в 12 лет он был юнгой на торговом корабле и настолько завоевал расположение владельца судна, своего дальнего родственника, что тот завещал ему свой корабль. В 18 лет Фрэнсис уже был капитаном.
В 1577 году английская королева Елизавета отправила Дрейка к тихоокеанскому побережью Америки, но вовсе не с целью открытия новых земель, как говорилось официально, а чтобы награбить побольше испанского золота. Конечно, путешествие не обошлось без препятствий, однако Дрейку удалось вернуться в Англию в целости и сохранности и привезти 600 тыс. фунтов стерлингов, сумму, в два раза превышающую доход королевства, и экзотику — клубни картофеля. Варварское в некотором смысле путешествие получилось кругосветным, но рыцарский титул новоиспеченный сэр получил все-таки не за географические открытия — Елизавета была меркантильна.
После удачной во всех отношениях кругосветки Дрейку не сиделось на месте, и он снова отправился в плавание и даже стал одним из адмиралов, разбившим испанскую Непобедимую Армаду. Как и положено настоящему путешественнику, умер Дрейк не дома в постели, а во время экспедиции в Вест-Индию и был похоронен в океане в свинцовом гробу.
Жанна Барре
Долгое время кругосветные путешествия и опасные приключения были уделом мужчин, пока в 1740 году на свет не появилась француженка Жанна Барре. В возрасте 26 лет, переодевшись мужчиной и назвавшись Жаном Барре, она нанялась слугой к известному ботанику Филиберу Коммерсону, который собирался в кругосветное путешествие с экспедицией мореплавателя графа де Бугенвиля.
Во время непростого путешествия Жанна доказала, что женщины могут справляться с трудностями ничуть не хуже мужчин, и проявила серьезные познания в ботанике. До сих пор неизвестно, при каких обстоятельствах произошло разоблачение отважной дамы.
По одной версии, все случилось на острове Таити, где туземцы оказались смышленнее французов. По другой, маскарад придумал сам Коммерсон, который хотел провести на корабль свою любовницу, а раскрылось все на врачебном осмотре. Так или иначе, женщина на борту вызвала однозначную реакцию со стороны матросов, долгое время находившихся в море, поэтому Жанну высадили на Маврикии, и бедной женщине пришлось добираться домой уже на другом судне. Зато Жанна вошла в историю как первая женщина, совершившая кругосветное путешествие.
Онисим Панкратов
Обогнуть земной шар можно не только на корабле, но и на велосипеде — это в 1913 году доказал Онисим Панкратов. Спортом Онисим увлекался с детства и особенно полюбил мото- и велогонки. Идею кругосветного путешествия подсказал отец, горячо поддерживающий занятия сына спортом, а после того, как Панкратову на глаза попалась статья в газете о том, что в 1896 году Международная федерация велоспорта учредила бриллиантовую пальмовую ветвь тому, кто первый объедет всю Европу, сомнений у Онисима не осталось.
Летом 1911 года Онисим отправился из Харбина в первое кругосветное велопутешествие.
Российское бездорожье оказалось настоящим испытанием, но и на дорогах Европы Панкратова ждали приключения — велотуриста дважды приняли за шпиона, и ему пришлось побывать за решеткой в итальянской тюрьме.
Несмотря на все препятствия, 28 июля 1913 года Онисим успешно завершил свое путешествие в Харбине.
После велопробега Панкратов решил повторить путешествие, но уже на самолете и стал учиться на летчика. К сожалению, планам не суждено было сбыться — Онисим погиб во время Первой мировой войны.
Уайли Пост
История американского летчика Уайли Поста — пример того, что все возможно, если этого очень захотеть. Принимая участие в выступлениях воздушного цирка в качестве парашютиста, Пост потерял левый глаз, однако это не помешало ему стать летчиком, поработать личным пилотом у миллионера и испытателем самолетов “Локхид”.
В 1931 году Уайли Пост совершил свой первый кругосветный перелет по маршруту Нью-Йорк — Берлин — Москва — Иркутск — Хабаровск — Ном — Кливленд — Нью-Йорк. Посту и его штурману Гарольду Гатти потребовались рекордные 8 дней, 15 часов и 51 минута, чтобы облететь земной шар.
Однако Пост не хотел останавливаться на достигнутом и два года спустя снова поднялся в небо, чтобы совершить кругосветное путешествие. На этот раз он был один, а перелет должен был проходить по маршруту Нью-Йорк — Берлин — Москва — Аляска — Нью-Йорк, и снова победа — 7 суток 18 часов 49 минут.
Следующая попытка оказалась неудачной — Уайли Пост погиб в авиакатастрофе на Аляске, пытаясь совершить кругосветное путешествие на гидросамолете.
Семь великих путешественников, прославивших Русское географическое общество
18 августа мы празднуем день рождения Русского географического общества – одной из старейших российских общественных организаций, и единственной, непрерывно существующей с момента своего создания в 1845 году.
Вы только вдумайтесь: ни войны, ни революции, ни периоды разрухи, безвременья, распада страны не прекратили ее существования! Всегда находились смельчаки, ученые, исследователи-безумцы, которые и в благополучные, и в самые тяжелые времена шли на любой риск ради науки. Да и сейчас, в настоящий момент новые действительные члены РГО находятся в пути. «МИР 24» рассказывает лишь о некоторых великих путешественниках, прославивших Русское географическое общество.
Иван Крузенштерн (1770 – 1846)
Фото: неизвестный художник, 1838г.
Российский мореплаватель, адмирал, один из инициаторов создания Русского географического общества. Он возглавил первую российскую кругосветную экспедицию.
Еще в юности товарищи по учебе в Морском кадетском корпусе отмечали несгибаемый, «морской» характер будущего российского адмирала. Его верный соратник, друг и соперник Юрий Лисянский, ставший командиром второго судна в их легендарной кругосветке, отмечал, что основными качествами кадета Крузенштерна были «надежность, обязательность и отсутствие интереса к обыденной жизни».
Именно тогда, в годы учебы родились его мечты исследовать дальние земли и океаны. Однако сбылись они не скоро, только в 1803 году. В состав первой русской кругосветной экспедицию входили корабли «Надежда» и «Нева».
Во время этой экспедиции был установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске. На карту были нанесены западное побережье Японии, южная и восточная часть Сахалина, всесторонне изучена часть Курильской гряды.
Фото: «И. Ф. Крузенштерн в Авачинской бухте», Фридрих Георг Вейч, 1806 год
В процессе его кругосветного путешествия проводились измерения скорости течений, температуры на разных глубинах, определение солености и удельного веса воды и многое другое. Таким образом Иван Крузенштерн стал одним из основоположников отечественной океанологии.
Петр Семенов-Тянь-Шанский (1827 – 1914)
Фото: Alexandre Quinet, 1870г.
Вице-председатель Императорского Русского географического общества и его ведущий ученый – но не кабинетный. Это был отважный и упорный первооткрыватель. Он исследовал Алтай, Тарбагатай, Семиреченский и Заилийский Алатау, озеро Иссык-Куль. Только альпинисты смогут по достоинству оценить, какой путь прошел отважный путешественник по труднодоступным горам Центрального Тянь-Шаня, куда еще не удавалось добраться европейцам. Он открыл и впервые покорил вершину Хан-Тенгри с ледниками на ее склонах и доказал, что мнение международного научного мира, будто бы в этих местах извергается гряда вулканов, ошибочно. Ученый выяснил также, откуда берут свои истоки реки Нарына, Сарыджаз и Чу, проник в нехоженные до него верховья Сырдарьи.
Семенов-Тянь-Шанский стал фактическим создателем новой русской географической школы, предложив международному научному миру принципиально новый путь познания. Будучи одновременно геологом, ботаником и зоологом, он впервые стал рассматривать природные системы в их единстве. А геологическое строение гор сопоставил с горным рельефом и выявил закономерности, на которые в дальнейшем стал опираться весь научный мир.
Николай Миклухо-Маклай (1846-1888)
Фото: ИТАР-ТАСС, 1963г.
Знаменитый русский путешественник, антрополог, исследователь, совершивший ряд экспедиций на неисследованную до него Новую Гвинею и другие острова Тихого океана. В сопровождении всего двух слуг он долгое время жил среди папуасов, собрал богатейшие материалы о первобытных народах, подружился с ними, помогал им.
В своих путешествиях Миклухо-Маклай собрал также множество данных о народах Индонезии и Малайи, Филиппин, Австралии, Меланезии, Микронезии и западной Полинезии. Он опередил свое время. Его труды не были в достаточной мере оценены в XIX веке, зато исследователи-антропологи XX и XXI веков считают его вклад в науку настоящим научным подвигом.
Николай Пржевальский (1839-1888)
Фото: ИТАР-ТАСС, 1948г.
Российский военный деятель, генерал-майор, один из величайших русских географов и путешественников, осознанно готовивший себя к путешествиям еще с гимназической скамьи.
Пржевальский посвятил длительным экспедициям 11 лет своей жизни. Сперва он руководил двухгодичной экспедицией в Уссурийский край (1867-1869), а после этого в 1870 – 1885 годах совершил четыре путешествия в малоизвестные области Центральной Азии.
Первая экспедиция по региону Центральной Азии была посвящена исследованию Монголии, Китая и Тибета. Пржевальский собрал научные доказательства того, что Гоби не является плато, а горы Наньшань являются не хребтом, а горной системой. Исследователю принадлежит открытие целой серии гор, хребтов, и озер.
Во второй экспедиции ученый открыл новые горы Алтынтаг, и впервые описал две реки и озеро. А границу нагорья Тибет, благодаря его исследованиям, пришлось отодвинуть на картах более чем на 300 км к северу.
В третьей экспедиции Пржевальский выделил несколько хребтов в Наньшане, Куньлуне и в Тибете, описал озеро Кукунор, а также верховья великих рек Китая Хуанхэ и Янцзы. Несмотря на болезнь, первооткрыватель организовал и четвертую экспедицию в Тибет 1883-1885 годах, в ходе которой им был обнаружен целый ряд новых озер и хребтов.
Он описал более 30 тыс. километров пройденного им пути, собрал уникальные коллекции. Открыл не только горы и реки, но и неизвестных доселе представителей мира животных: дикого верблюда, тибетского медведя, дикую лошадь.
Как и многие выдающиеся географы того времени, Пржевальский был обладателем хорошего и живого литературного языка. Он написал о своих путешествиях несколько книг, в которых дал яркое описание Азии: ее флоры, фауны, климата и населяющих ее народов.
Сергей Прокудин-Горский (1863-1944)
Фото: Сергей Прокудин-Горский, 1912г.
Родоначальник эры цветной фотографии в России. Первым запечатлел в цвете природу, города и жизнь людей на огромном протяжении от Балтийского моря до Востока России.
Он создал систему цветопередачи для фотосъемки: от рецепта эмульсии, которая наносится на стеклянные пластинки для фотосъемки, до чертежей специального оборудования для цветной съемки и проекции полученных цветных изображений.
Начиная с 1903 года, непрерывно находится в поездках: с одержимостью настоящего путешественника снимает природные красоты России, ее жителей, города, памятники архитектуры – все подлинные достопримечательности Российской империи.
В декабре 1906-январе 1907 годов с экспедицией Русского географического общества Прокудин-Горский едет в Туркестан для фотографирования солнечного затмения. Затмение запечатлеть в цвете так и не удалось, зато отсняты старинные памятники Бухары и Самарканда, колоритные местные типажи людей и многое другое.
Осенью 1908 года сам Николай II предоставляет Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего запланировано сделать за 10 лет 10 тысяч снимков.
Уже через несколько дней после встречи с царем фотограф отправляется по Мариинскому водному пути от Петербурга почти до самой Волги. Три с половиной года он непрерывно перемещается и фотографирует. Сперва делает съемку северной части промышленного Урала. Затем совершает два путешествия по Волге, запечатлев ее от самых истоков до Нижнего Новгорода. В промежутке, снимает южную часть Урала. А затем — многочисленные памятники старины в Костроме и Ярославской губернии. Весной и осенью 1911 года фотограф успевает еще дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан, где впервые в истории опробовал цветную киносъемку.
Затем следуют две фотоэкспедиции на Кавказ, где он снимает Муганьскую степь, предпринимает грандиозную поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, проводит обширные съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, фотографирует Рязань, Суздаль, строительство Кузьминской и Белоомутовской плотин на Оке.
Затем начинаются денежные трудности, финансирование экспедиций прерывается. В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский занимается созданием первого цветного кинематографа. Но дальнейшему развитию этого нового проекта помешала Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского до сих пор не найдена.
Артур Чилингаров (1939 года рождения)
Фото: Федосеев Лев/ИТАР-ТАСС
Знаменитый полярник, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, крупный российский ученый, автор ряда научных работ по проблемам освоения Севера и Арктики. Живет и работает в Москве.
С 1963 года он занимался изучением Северного Ледовитого океана и океанической атмосферы в Арктической научно-исследовательской обсерватории в поселке Тикси. В 1969 году возглавил станцию «Северный полюс-19», созданную на дрейфующих льдах, с 1971 года работал в должности начальника станции «Беллинсгаузен», а с 1973 года – начальником станции «Северный полюс-22». В 1985 году возглавил операцию по спасению затертого антарктическими льдами экспедиционного судна «Михаил Сомов». Ледокол «Владивосток» обколол лед вокруг дизель-электрохода и освободил его экипаж из блокады, которая длилась целых 133 дня.
В 1987 году Чилингаров возглавил команду атомного ледокола «Сибирь», который в свободном плавании достиг географического Северного полюса. В январе 2002 года путешественник доказал возможность эксплуатации легкой авиации в Антарктиде: он достиг Южного полюса на одномоторном самолете Ан-ЗТ.
Фото: Денисов Роман/ИТАР-ТАСС
Летом 2007 года знаменитый полярник возглавил арктическую экспедицию на судне «Академик Федоров», которая доказала, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской материковой платформы. На дно океана были погружены аппараты «Мир-1» и «Мир-2», на борту одного из которых находился сам Чилингаров. Он также установил своеобразный рекорд как первый в мире человек, который в течение шести месяцев побывал и на Южном и на Северном полюсах.
Николай Литау (1955 года рождения)
Заслуженный мастер спорта, российский яхтсмен, совершивший на построенной под его руководством яхте «Апостол Андрей» три кругосветных путешествия. Награжден Орденом Мужества. За время трех кругосветок «Апостол Андрей» оставил за кормой 110 тысяч морских миль, побывал на всех континентах планеты, прошел все океаны и установил пять мировых рекордов.
Вот что рассказал Николай Литау корреспонденту «МИР 24»: «На «Апостоле Андрее» я совершил три кругосветных плавания. Первое – вокруг Восточного полушария через Северный Морской путь, второе – вокруг Западного полушария, проливами Канадского Арктического архипелага и третье – Антарктическое: в 2005-06 годах мы обогнули Антарктиду, находясь все время выше 60 градуса широты, незримой границы Антарктики. Последнего пока не повторил никто. Четвертое глобальное плавание, в котором мне довелось принимать участие, проходило в 2012-13 годах. Это было международное кругосветное путешествие, маршрут его проходил в основном по теплым и комфортным тропическим широтам. Я был капитаном-наставником на российской яхте Royal Leopard и прошел половину дистанции. Во время этого плавания я пересек свой юбилейный – десятый экватор. В последние годы мы занимаемся мемориальными походами на яхте «Апостол Андрей» по российской Арктике. Вспоминаем имена выдающихся русских мореходов: Владимира Русанова, Георгия Седова, Бориса Вилькицкого, Георгия Брусилова и других».
Ровно год назад Николай Литау на яхте «Апостол Андрей» в одиннадцатый раз совершил путешествие в Арктику. Маршрут этого путешествия проходил через Белое, Баренцево и Карское моря, исследованы острова Арктического института в Карском море. Впереди — новые экспедиции.