Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Инновационный менеджмент выполняет функции, которые предопределяют формирование структуры системы управления предприятием при осуществлении инновационного процесса.

Существуют два типа функций менеджмента инноваций:

1) функции субъекта управления, т. е. субъектом управления будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления;

2) функции объекта управления, т. е. объектом управления в этом конкретном случае будут и инновации, и инновационный процесс, и экономические отношения между всеми задействованными участниками рынка инноваций. Функции субъекта управления:

1) функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем;

2) функция планирования – предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;

3) функция организации – предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких-либо правил и процедур;

4) функция регулирования – воздействие на объект управления для получения состояния стабильности технико-технологической и экономической систем;

5) функция координации – предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;

6) функция стимулирования – предполагает побуждение и стимуляцию работников;

7) функция контроля – предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций и т. п.

Функции объекта управления:

1) рисковое вложение капитала в инновационный проект;

2) организация инновационного процесса при внедрении инновационного проекта;

3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги.

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НОВШЕСТВ

Процессом введения инноваций (новшества) на рынок обычно называют процесс коммерциализации или процесс коммерциализации технологий. Коммерциализация научных разработок и технологий всегда связана с понятием инновационного процесса, в ходе которого научный результат или технологическая разработка направлена на получение коммерческого результата.

Понятие «технологии» в процессе коммерциализации отличается от понятий «наука», «техника», «продукт». Наука представляет собой знание и понимание явления. Продукт имеет внешние физические признаки и не является интеллектуальным активом, процессом коммерциализации. Технология – это связующее звено между двумя этими понятиями, ее можно охарактеризовать например как понятие «ноу-хау».

В стратегическом менеджменте выбор технологии определяет конкурентное преимущество фирмы. При этом используется набор технологий – от простых административных процедур до научных дисциплин, применяемых при проектировании, производстве, материально-техническом снабжении. В этом случае никаких «низких» технологий не существует.

Под «высокими» технологиями подразумевают интенсивность использования научных знаний, наукоемкость продукта, привлечение в технологический процесс новых научных открытий либо продолжительные и высокоиерархические производственные процессы, связывающие различные продукты со многими составляющими.

Технология – это всегда инновация, которая представляет собой новые продукты, новые технологические процессы, новые виды услуг за исключением ремонта производимой продукции и обслуживания покупателей. Конечными целями инноваций, т. е. результатом конструктивного взаимодействия маркетинга, технологии и производства, являются удовлетворение спроса потребителя и получение конкретной прибыли.

Схема «наука – технология – деньги», как и реализация инновационного проекта от одной стадии к другой, требует обязательной обратной связи между промежуточными результатами НИОКР и рынком, поскольку деньги дает только рынок и реализовать научный результат или технологию можно только, если она способна повысить чье-то конкурентное преимущество, принести или увеличить прибыль.

Развитие процесса коммерциализации (инновационного процесса) и стратегическое управление знаниями и технологиями вызывает многоступенчатость принятия решений и многообразие связей в получении прогнозируемого результата. Итогом инновации и коммерциализации является создание новых поколений продуктов, процессов, новых видов коммуникаций. Коммерциализация разработок и последующая реализация новых технологий способствуют созданию новых предприятий, дополнительных рабочих мест, а также подъему экономики отрасли, региона, страны.

Источник

Функции субъектов инноваций

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

В инновационно-педагогической деятельности присутствует несколько функций инноватора, которые могут быть за­креплены за одним или несколькими субъектами инновационной деятельности. Перечислим их: управленец, педагог-экспери-мен­татор, проблематизатор, исследователь, методолог, проектиров­щик, конструктор, плановик, оформитель. С помощью данных функ­ций реализуются основные виды деятельности инноватора. Пояс­ним ключевые характеристики данных позиций.

Управленец обеспечивает перевод нововведения из проектного состояния в конкретное практическое действие.

Педагог-экспериментатор осуществляет планируемые измене­ния в образовательном процессе, опираясь на педагогическую структуру и содержание новшества.

Проблематизатор отыскивает, выявляет и фиксирует возника­ющие противоречия, приводит контраргументы планируемым дей­ствиям, осуществляет перевод проблем в плоскость конструктив­ного представления и основания для коррекции нововведения.

Методолог «держит» рамку с обозначенными целями, смыслами и характеристиками новшества в образовании, отслеживает соответствие им происходящих процессов, организует и осуще­ствляет рефлексию на всех этапах нововведения.

Проектировщик проектирует и перепроектирует планируемые процессы, выполняя эту работу совместно с плановиком, кото­рый соотносит желаемое с действительным и прописывает хро­нологию нововведения.

Конструктор в отличие от проектировщика создает, воплоща­ет, конструирует спроектированные процессы и объекты.

Оформитель обозначает и фиксирует ход и результаты нововве­дения, создает описание педагогического произведения.

Кроме специфических функций у каждой группы субъектов имеются общие. Такими функциями являются прежде всего целе­полагание и инновационные решения.

— определение ценностей и целей (есть ли удовлетворение в своей профессии, должности, статусе, нет ли ощущения, что судь­ба может предоставить большее);

— определение существенных возможностей для достижения целей (возможностей для личного и профессионального роста может оказаться больше, чем кажется). Следует выявлять как можно больше вариантов. Предлагаются методы эвристического мышле­ния, например «мозговой штурм», групповая работа;

— выяснение степени реальности в достижении целей и доли риска;

— определение иерархии целей (выяснение степени важности, с тем чтобы избежать напрасной траты жизненной энергии, внут­ренних конфликтов, ощущения бессмысленности деятельности);

— определение последовательности этапов достижения целей (с чего начать, как распределить время и силы);

— установление временных границ индивидуально и зависит от «стартовых возможностей» личности (не «надорваться» в начале пути);

— контроль достижений (в меняющемся мире меняются усло­вия и возможности; необходимо вносить коррекцию).

Если цели во время тренинга не достигнуты, перед участниками ставятся рефлексивные вопросы.

· Действительно ли ваши цели важны для вас? (Нежеланные цели остаются недостигнутыми.)

· Реальны ли ваши цели?

· Вложили ли вы в достижение цели достаточно сил и внимани­я?

• Сохраняют ли ваши цели актуальность? Не устарели ли они при новых обстоятельствах?

• Достаточно ли вы привлекали к делу окружающих? (Без по­мощи и поддержки многие цели обречены.)

· Не рано ли вы отступились от борьбы за цель?

• Насколько сильно вы «удерживали» цель в повседневной жиз­ни? (Позитивная установка на результат.)

Анализ предлагаемой автором методики поэтапного развития навыков целеполагания дает возможность решить следующие за­дачи, актуальные для подготовки участников к инновациям: оп­ределить их личные и профессиональные цели; активизировать личностное и профессиональное функционирование; конкрети­зировать процесс целереализации.

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Основанием типологий инновационных решений часто служит уровень вовлеченности членов организации в различ­ные стадии инициирования процесса принятия решения. В фазе ре­шения оценивается информации о потенциале инновации. Решаю­щее значение обретает качество каналов передачи информации. Вы­деляют:

1) административные решения (члены организации не вли­яют на процесс принятия решений);

2) коллективные (партисипа­тивные) решения (члены организации определяют процесс при­нятия решений).

Считается, что решения первого типа эффективнее, посколь­ку сокращают масштабы сопротивления изменениям. Если же ре­шения принимаются коллективно, то это происходит по прави­лам большинства, что не исключает иного мнения тех, кто остает­ся в меньшинстве. А это, в свою очередь, может тормозить иннова­ции.

Источник

Инновационный менеджмент

Что такое инновационный менеджмент?

Инновационный менеджмент – ведущее направление стратегического управления, которое осуществляется руководством компании; это сфера деятельности, предназначенная для формирования и достижения инновационных целей вследствие рационального использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Целью инновационного менеджмента выступает строгое определение ведущих направлений производственной и научно-технической деятельности предприятия в таких областях, как разработка, внедрение, модернизация и усовершенствование продукции, снятие устаревшей продукции с линии производства.

Функции инновационного менеджмента

Под функцией менеджмента подразумевают определенные возможности управленческой деятельности, направленные на осуществление определенных воздействий на инновационный процесс.

Функциями субъекта управления считаются планирование, организация, контроль, прогнозирование, координация, стимулирование и регулирование.

К функциям объекта управления относят управление финансированием, рисковое вложение капитала, организацию инновационного процесса и продвижение инноваций на рынке.

Основные взаимосвязанные функции инновационного менеджмента:

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Методы инновационного менеджмента включают в себя метод принуждения, побуждения, убеждения, сетевого тонирования и управления, прогнозирования, анализа. Подробнее о каждом из них ниже.

метод побуждения ориентирован на эффективное использование ресурсов, улучшение качества и повышение конкурентоспособности услуг и товаров, качества жизни населения согласно идеологии и политике развития системы. Данный метод основан на максимально возможной оптимизации управленческого решения, а также мотивации персонала для его реализации, что подразумевает экономическое стимулирование персонала для достижения итоговых результатов системы управления;

метод убеждения основывается на изучении психологического портрета личности и, исходя из этого, на мотивации ее потребностей. Чтобы уметь убеждать сотрудника в необходимости максимально качественно, с наименьшими затратами и в срок выполнить задание, субъекту управления необходимо знать его психологические установки;

– под методами прогнозирования подразумевают взаимосвязь способов и приемов мышления, позволяющих относительно достоверно судить о будущем развитии объекта на основе анализа информации о данном прогнозном объекте;

методы анализа охватывают следующие принципы:

Формы инновационного менеджмента

Формами инновационного менеджмента являются:

– специализированные подразделения, которые включают в себя комитеты, советы, рабочие группы. Задача таких подразделений состоит в определении основных направлений инновационного процесса и внесении конкретных предложений с целью принятия решений;

– отделения новых продуктов, являющиеся самостоятельными подразделениями. Они осуществляют регулирование инновационной деятельности фирмы в целом, разработку программ и планов инновационной деятельности и рассматривают проекты по созданию новых продуктов;

– проектно-целевые группы, занимающиеся научными исследованиями, разработкой и производством новой продукции;

– центры развития – это относительно новая форма организации процесса инноваций. Деятельность центров развития связана с внедрением новой продукции, расширением объемов продаж и завоеванием рыночных позиций;

– отделы НИОКР, которые занимаются разработками и своевременно доводят их до стадии освоения, а затем производства и реализации;

– специализированные централизованные фонды стимулирования нововведений, деятельность которых направлена на ускорение внедрения выпускаемой продукции в серийно-массовое производство;

– аналитические группы, которые прогнозируют развитие спроса на новую продукцию.

Создание комплексной и более гибкой системы управления инновационными процессами в первую очередь ориентировано на разработку перспективной продукции, а также перестройку управленческих функций инновационного менеджмента, организационных форм и методов управления. Такой механизм предусматривает, что отделы и службы, занимающиеся нововведениями, распределены по всем уровням управленческой структуры, и между ними активно действует налаженная система координации и взаимодействия.

Больше материалов на эту тему Вы можете найти в рубрике Инновации и НИОКР библиотеки портала.

Источник

Функции инноваций: сущность, основные понятия, тенденции

Сущность определения

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций Вам будет интересно: Витебский медицинский университет: факультеты и проходные баллы

Первый вариант может иметь вид каких-то исследований, разработок или конкретных материальных благ.

Второй же формируется за счет открытий, изобретений, патентов или результатов каких-то исследований. Проще говоря, два процесса взаимосвязаны между собой. По итогу они формируют инновации.

Понятие и функции инноваций прочно связаны между собой, так как последние показывают основные цели внедрения инновации на производство.

Сущность определения имеет следующие черты:

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Основные функции инновации не включают в себя изобретение чего-либо или открытие. Важно понимать разницу между всеми тремя понятиями, чтобы не путать их впоследствии.

Первое подразумевает новейшие приборы, оборудование, детали или инструменты. Они должны быть созданы человеком.

Второе же формируется за счет приобретения конкретным лицом до сих пор неизвестных знаний, случайных наблюдений за невиданными никем ранее явлениями или процессами.

Принято, что инновации по смыслу противоречат открытию.

Основные отличия понятий:

Появление термина

Понятие и функции инновации вывел австрийский ученый Йозеф Алоиз Шумпетер еще в начале XX века. В своем исследовании известный ученый искал новые пути экономического развития, рассматривал вероятные новые инновации, вследствие чего полностью описал этот процесс. Его работа помогла изменить в лучшую сторону многие производства, она полностью разрушила устоявшиеся мнения касаемо путей модернизации.

Ученый предположил, что может быть лишь пять вариаций изменений:

Понятие Й. Шумпетер начал применять в 30-е годы, говоря о том, что процесс возможен только при соблюдении пяти пунктов, а также при учете функций инновации. Он еще считал, что инновация является основным источником прибыли, именно по этой причине она так важна.

Функции инноваций

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Понятие наиболее ярко проявляет себя в функциях. Они отвечают за то, чтобы свойства инноваций проявляли себя в данной плоскости в полной мере. Также показывают основное назначение определения в конкретной стране и роль его в жизни каждого человека.

Инновации разного плана являются товаром на многих рынках, причем они зачастую реализуются за деньги, то есть происходит своеобразный обмен. Такие средства выполняют ряд свойств, которые помогают предпринимателю или инвеститору-продавцу в дальнейшем продолжать реализовывать подобный продукт. Это объясняется тем, что полученные финансы способны покрыть все расходы и помочь в создании новых инноваций, они являются прибылью, поэтому у человека возникает мотивация к дальнейшим идентичным обменам.

На этой основе инновация выполняет функции:

Именно комплекс всех трех очень важен для инновационного прогресса.

Воспроизводственная

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Все финансы, полученные за эту инновацию, помогают создать предпринимательскую прибыль. Последнее понятие в свою очередь является основой для налаживания эффективности прогресса, а также источником разнообразных ресурсов.

Все суммы могут быть направлены на увеличение объемов деятельности, связанной с производством и торговлей.

Сущность функции формируется из постоянной прибыли от реализации инноваций, а также из применения их в качестве основы для получения финансов.

Инвестиционная

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Данная функция, как видно из самого названия, направлена на то, чтобы полученные средства по итогу были направлены в капитал. Это станет основой для последующего получения прибыли. Применяется капитал всевозможными вариантами, зачастую в качестве вложения в инвестиции или же в создание новых инноваций.

Стимулирующая

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Такой вариант направлен на то, что бизнесмен ставит перед собой конкретную цель, достигает ее и сразу получает прибыль. Например, он захотел внедрить инновацию в конкретный коммерческий субъект, и у него это тут же получилось, так как такому производству нужна срочная модернизация.

Подобные моменты служат неплохой мотивацией для предпринимателя, из-за чего он в будущем постоянно следить за спросом, улучшает свои предложения, используя самые новейшие технологии.

Таким образом, стимулирующая функция предполагает наличие мотивации у бизнесмена к последующей деятельности в качестве инвеститора-продавца.

Источник

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Вопросы для изучения:

Основные категории: инновационный менеджмент, содержание инновационного менеджмента, принципы управления инновационной деятельностью, функции инновационного менеджмента, прогнозирование и планирование инноваций, организация инновационной деятельности, система контроля в инновационной организации.

5.1. Понятие и структура инновационного менеджмента

Инновации как целенаправленно осуществляемые изменения, затрагивающие все сферы деятельности компании, требуют профессионального управления. Поэтому в современной теории и практике как самостоятельная функциональная область выделяется инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент – это процесс управления нововведениями в организации, направленный на достижение ее целей посредством рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Изучение деятельности современных компаний позволяет выделить следующие принципы эффективного управления инновациями:

Содержание инновационного менеджмента формируют следующие виды деятельности:

Инновационный менеджмент позволяет успешно достигать таких целей, как разработка и внедрение новой продукции и услуг; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия товаров и услуг; создание условий для более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.

5.2. Функции инновационного менеджмента

К основным функциям инновационного менеджмента относятся:

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Рис. 5.1. Функции инновационного менеджмента

Прогнозирование – это описание возможных или желательных перспектив организации. Оно может предшествовать планированию или быть составной частью деятельности по составлению планов.

Прогнозирование применяется на этапе стратегического анализа внешней среды и выявления предпосылок для формирования стратегии организации, а также на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей.

Прогнозы могут быть оперативными (на период до одного месяца), краткосрочными (от месяца до года), среднесрочными (от года до пяти лет), долгосрочными (от пяти до двадцати лет).

По характеру воздействия прогнозы делятся на пассивные и активные. П а с с и в н ы й прогноз исходит из того, что организация не сможет воздействовать на внешнюю среду. А к т и в н ы й прогноз предусматривает возможность реального воздействия на внешнее окружение.

По функциональному признаку различают поисковое, нормативное и творческое прогнозирование (рис.5.2).П о и с к о в ы й (и с с л е д о в а т е л ь с к и й) прогноз основан на имеющейся информации и позволяет выяснить, как организация будет развиваться при сохранении существующих тенденций. Различают традиционное и альтернативное поисковое прогнозирование.

Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Смотреть картинку Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Картинка про Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций. Фото Какие функции субъекта инновационного вам известны в чем специфические особенности этих функций

Рис. 5.2. Типы прогнозирования инноваций

Н о р м а т и в н ы й прогноз разрабатывается с учетом заранее определенных целей, для достижения которых требуются соответствующие способы действий и ресурсы. Задача такого прогнозирования – определить пути и сроки достижения цели.

Т в о р ч е с к о е прогнозирование часто предшествует поисковому и нормативному. Оно основано на творческом видении менеджера, его интуиции и опыте.

Наиболее достоверно определять тенденции развития организации и ее внешнего окружения позволяет комплексный подход, предполагающий сочетание поискового, нормативного и творческого прогнозирования.

При разработке прогнозов придерживаются следующих этапов:

Планирование инноваций – это система расчетов, ориентированная на выбор целей инновационного развития и подготовку решений по их реализации. Система планирования инноваций предполагает разработку целого комплекса планов. Различают краткосрочное (до года), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и долгосрочное (более 5 лет) планирование. Отдельные планы разрабатываются для различных функциональных подразделений компании: план НИОКР, производственный план, финансовый план и т.п. По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.

С т р а т е г и ч е с к о е планирование инноваций предполагает определение миссии организации, системы ее целей, стратегии поведения на рынке и опирается на глубокие маркетинговые исследования, комплексный прогноз, оценку сильных и слабых сторон компании, внешних возможностей и угроз. Оно направлено на формирование устойчивых конкурентных преимуществ и ориентированно на долгосрочный период. О п е р а т и в н о е планирование инноваций позволяет определить наиболее эффективные способы реализации стратегии компании и предусматривает формирование продуктового портфеля, разработку бизнес-плана и календарных планов по отдельным программам, расчет потребности в ресурсах (табл. 5.1).

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования

ПризнакиВиды планированиястратегическоеоперативноеУровень иерархииПреимущественно высший уровень менеджментаВсе уровни менеджмента, особенно среднийСтепень неопределенностиВысокаяНизкаяТип проблемПреимущественно неструктурированныеВ основном хорошо структурированныеГоризонт времениДолгосрочный, частично кратко- и среднесрочныйКратко- и среднесрочныйПотребность в информацииПотребность во внешней информацииПотребность во внутренней информацииАльтернативыСпектр альтернатив широкСпектр альтернатив ограниченМасштаб задачКонцентрация на важнейших проблемных структурных областях и подразделенияхОхватывает все направления и структурные единицы предприятияСтепень детализацииУкрупненная проработкаДетальная проработка

Планирование создает основу для реализации организационной функции менеджмента.

Организация инновационной деятельности предполагает обеспечение взаимодействия исполнителей, распределение ролей и полномочий, определение ответственности за принятие решений, создание условий для эффективного распределения информации и оптимального использования ресурсов.

Важным элементом организационной подсистемы менеджмента является мотивация исполнителей планов и программ, которая создает стимулы для роста эффективности и конкурентоспособности организации.

Планы и программы инновационного развития не всегда могут быть реализованы в силу внешних и внутренних факторов, воздействующих на организацию. Отклонения фактических показателей от плановых может быть значительным и требует своевременных корректировок. Вот почему все основные элементы инновационных программ должны контролироваться менеджментом.

Построение эффективной системы контроля в организации предполагает:

Инновационный менеджмент осуществляется на стратегическом и оперативном уровнях. В зависимости от уровня инновационного менеджмента конкретизируются и распределяются основные управленческие функции (табл. 5.2).

Функции стратегического и оперативного инновационного менеджмента

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *